|
Бодалев А.А. » Психология общенияит.д), творчество, если ролевое взаимодействие людей под- нимется над формальным, всегда налицо. Однако в этом случае на его психологическое содержание и формы осуще- ствления влияет та деятельность, которой заняты выполня- ющие ее люди. Например, думающий руководитель так стремится построить свой диалог с подчиненным, чтобы последний настроился на большую отдачу себя работе, на поиск более продуктивных по получаемым результатам способов выполнения производственных заданий. Или та- лантливый педагог таким образом инициирует свой диалог с учащимся, чтобы последний в своем решении учебных задач не останавливался лишь на воспроизведении способов нахождения правильного ответа, показанных учителем, а активно искал столь же продуктивные, на свои. Причем, творчество в общении и в первом, и во втором случаях не исчерпывается лишь одним, так сказать, производствен- ным аспектом взаимодействия. Оно одновременно направ- лено и на то, чтобы создать в первом нашем примере у подчиненных, а во втором - у ученика психологически благоприятное для работы по способностям настроение и высокую мотивационную включенность в работу именно на таком уровне.
В межличностном общении психологический оптимум достигается тогда, когда один участник общения чувствует другое ТЫ столь же сильно как собственное <Я>. На позна- вательном уровне при таком общении каждый из них дол- жен ориентироваться уже не На роль, а на индивидуальность другого человека, а в ней - на наиболее позитивные черты.
Подлинное межличностное общение - это непременно диалогическое общение. И многие его знатоки (В.Н. Мяси- щев, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, Т.А. Флоренская) считают, что в нем устанавливаются контакты не между будничными и порой эгоистическими Я людей, а между их высшими (духовными) Я. И для такого общения характер- ны безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэн- тность или, лучше сказать, психологическая совместимость.
Когда великий гуманист, писатель и патриот своего Оте- чества - Франции Антуан де Экзюпери высказал утверж- дение, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения, он, очевидно, имел в виду именно последний вид общения. Очень точно сказал о таком обще-
55 STR.56 нии А. Б. Добрович, заметив, что оно <соединяет в себе са- мые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спон- танности, совместный поиск истины, благородное стремле- ние к единодушию и согласию). Но к этому оно прибавляет еще что-то свое, необычайно сильное, делающее контакт незабываемым> . И это <что-то> - духовность.
Из краткого рассмотрения межличностного взаимодей- ствия, каким является в жизни общение людей, видно, как тесно в нем переплетены процессы познания участниками общения друг друга, их отношения и их обращение друг с другом, какую большую роль в нем играет творчество, и как сильно меняются все его характеристики, когда изменяется вид самого общения, в котором соучаствуют конкретные люди.
Хотелось бы, чтобы после всего прочитанного выше у читателя статьи сложилось бы вдумчиво внимательное от- ношение к процессу своего общения с другими людьми. И он начал бы вырабатывать у себя привычку искать и посте- пенно формировать у себя такой стиль общения, в котором на основе устойчивого интереса к людям проявилось бы ярко стремление глубоко постичь личностную суть каждого из них и очень творчески строить свои контакты с ними.
О ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ
Содержательная направленность, широта, глубина, ус- тойчивость, действенность отношений человека, в которых выражается его взаимодействие с природой, обществом, от- дельными людьми, являются важнейшим условием умст- венного, нравственного, эстетического, трудового, физического развития личности и ее воспитанности.
Отношения человека - это по существу своему особая, присущая только ему форма связей с природой и социаль- ной средой, а точнее - с их конкретными проявлениями. Характер этих отношений зависит и от специфических сто- рон действительности, с которыми эти отношения связаны и накладывают на них свою печать. Погода для вышедшего из дома человека, качество деревянной заготовки для соби- рающегося обрабатывать ее столяра, <поведение> новой ма- шины для севшего за ее руль водителя, характер ранения у доставленного в госпиталь солдата для осматривающего его
А.Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., <Просвещение>, 1987. С. 112.
5(Г
хирурга, состояние посевов злаковых культур для агронома - во всех этих случаях особенности объектов отношения определяют многое и в познавательном, и в эмоциональ- ном, и в поведенческом элементах тех отношений, которые возникают у их субъекта.
Еще в большей степени эти составляющие наших отно- шений видоизменяются и флюктуируют под влиянием ха- рактеристик, которые присущи объектам, основной сущностью которых является социальность людских об- щностей или отдельных людей. Социальные общности (семья, группа детсада, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада, спортивная команда, коллектив лаборатории, воинское подразделение и др.), если мы явля- емся их членами и повседневно связаны с ними общей дея- тельностью, более или менее активно продуцируют сложную систему отношений, в которую мы оказываемся постоянно включенными и не можем с ней не считаться, если не хотим быть отторгнутыми общностью и не вступать в открытый или скрытый конфликт с тем или другим ее членом.
Какие ценности жизни и культуры в их совершенно <зем- ном> значении являются субъективно главными и как они характеризуются в <коллективном> или индивидуальном сознании? Именно эти в различных общностях и у разных людей в своем содержании совпадающие или отличающиеся друг от друга ценности обусловливают и детерминируют иногда прямо, непосредственно, а часто и опосредованно, отношение общности к общности, к человеку или наоборот, отношение человека к каким-либо демографическим или социальным группам людей - различающимся по возра- сту, полу, служебному и общественному положению - или к одному совершенно определенному человеку (В.Н. Мяси- щев).
Являются ли для общности или отдельной личности ос- новными принципы, которые выражают сущность общече- ловеческой морали? Или характер отношений, которые становятся типичными для каждой конкретной общности, как и для каждого отдельного человека, зависит от испове- дования классовой морали или националистической, узког- рупповой, сугубо эгоистической?
Большая беда, которая оборачивается труднопоправи- мыми издержками,- игнорирование фактора отношений. А между тем, еще А.С; Макаренко настойчиво подчерки-
57 STR.58 вал, что вынуть человека из отношений никак невозможно и что каковы отношения, в которые он включен, таким он оказывается и как личность. " Какое содержание необходимо вкладывать в категорию
<отношение>, если рассматривать ее в психодрго-педагоги- / ческом аспекте? Содержание это сложно и многокомпонен- тно. Оно, во-первых, предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; во-вторых, несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на общность или на личность и, в-третьих, соответственно одновременно актуализирует определенное обращение. Если объективи- ровать психологическую изнанку каждого из отношений, в систему которых включен человек, то всегда можно увидеть цедькоторую преследует личность, вступая во взаимодей- ствие с общностями и отдельными людьми, и обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер отношения. Но у каждого человека обычно бывает не одно отношение с какой-то общностью и даже с одним отдельным человеком, который входит в его ближайшее или более отдаленное окружение. Например, у женщины мужчина может быть ее мужем, человеком, обеспечивающим мате- риальный достаток в семье, отцом и совоспитателем детей, на ее взгляд, хорошо или плохо выполняющим свою роль, умельцем, обеспечивающим хозяйственно-бытовую сторо- ну жизни семьи, и т.д. Естественно, в каждой жизненной ситуации, возникающей в повседневном бытии семьи, ос- новные элементы, характеризующие отношения жены и мужа, получают новые акценты, и происходит трансформа- ция одного отношения в другое. То есть можно говорить о своеобразном полиотношении одного человека к другому.
В отношениях, которые явно обращают на себя внима- ние, когда мы рассматриваем взаимосвязи одного человека с другим, как правило, можно вычленить один характерный интегральный признак - наличие положительной или от- рицательной эмоциональной реакции на другого человека, или нейтрально равнодушной, или противоречивой. Вместе с тем окружение каждого человека состоит из людей, кото- рые отличаются и по характеру ролей, которые они выпол- няют, и по объективному и субъективному значению личности каждого из них для него. Их отношения несут свою психологическую специфику с обеих сторон. Естест- венно, что одни из этих отношений, в силу своего характе-
58
ра, могут содержать конструктивное начало и <работать> на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физи- ческое развитие личности, а действие других может иметь негативный характер.
.Особенно для личности важны отношения наиболее субъ- ективно значимых для нее людей. Именно они сильнее всего влияют на восприятие окружающего, рождают наиболее сильные переживания и толкают к нестандартным поступ- кам.
Отношение, переходящее в уважение или любовь к при- влекательному для личности человеку, делают ее податли- вой на такие исходящие от этого человека воздействия, как убеждение, психическое заражение, внушение. И, наобо- рот, отношение, когда этот другой человек вызывает чувст- во неприязни, становится психологическим барьером на пути принятия личностью истин, изрекаемых им, субъек- тивным препятствием для подражания его действиям и по- ступкам, и даже вызывает в определенных ситуациях,.со, стороны личности агрессивное поведение (Г.А. Ковалев).
Таким образом, и субъективно значимые для личности люди, которые окружены, в ее глазах, негативным орео- лом, в воспитательном смысле тоже не нейтральны. Отно- шение к н.йм провоцирует в личности определенную познавательную активность, пусть отрицательный, но эмо- циональный отклик и совершенно конкретные сдвиги в по- ведении.
Отсюда понятно, что от количества субъективно значи- мых для личности людей зависят сила или слабость влияния человеческого фактора на ее развитие. В свою очередь, от того, каковы эти субъективно значимые люди, насколько велик их духовный-заряд, прямо зависит, какой след они оставят во внутреннем мире личности и насколько он будет глубок, а значит и стоек. Есть еще один аспект воздействия круга субъективно значимых для личности людей. Это кон- кретные параметры, черты, качества, свойства людей, ко- торые могут оказать наибольшее влияние на личность. Представляется, что степень активности личности по отно- шению к воздействиям субъективно значимых для нее лю- дей зависит от того, насколько знания, опыт, все их поведение отвечают имеющимся у нее потребностям и цен- ностным ориентациям. И эффект этих воздействий много- кратно возрастет, если их характер корреспондирует с содержанием <зоны ближайшего развития> личности, с ее
59 < STR.60 наиболее созревшими, для данного времени потребностя- ми. Существенным моментом является образец (пример) в удовлетворении потребности, который показывает в своей повседневной деятельности и поведении субъективно зна- чимое для личности лицо. Если этот пример отвечает высо- ким нравственным критериям, несет в себе творческое начало, духовно содержателен, то, будучи перенят, он бу- дет означать ее движение по восходящей.
Прямое обращение субъективно значимого для личности человека с требованием, советом, похвалой, замечанием или порицанием имеет всегда иной психологический ре- зультат по сравнению с воздействиями субъективно незна- чащих для нее людей. Но человек, первоначально вызвавший безразличное к себе отношение, может затем превратиться в субъективно значимого, если своими дейст- виями способствует удовлетворению наиболее важных по- требностей личности (И.Б. Шкопоров). Может встретиться и такой, который сначала не вызывает никакого чувства, кроме-безразличия, но своими суждениями обесценивает привлекательные для личности цели, посягает на ее притя- зания, своими действиями блокирует их удовлетворение. Возникает резко негативное отношение к этому человеку, которое может перерасти в конфликт с ним. И тогда из субъективно незначимого такой человек превращается в субъективно значимого, но с отрицательным знаком. А если таких мешающих реализации целей личности, за которыми стоят ее потребности, блокирующие удовлетворение ее притязаний, окажется не один человек, а много, тогда воз- никает состояние тяжелого психологического дискомфор- та. Именно в такую ситуацию попадают так называемые отверженные в детсаду, в классе, в группах ПТУ, технику- ма или вуза, некоторые молодые солдаты в своем воинском подразделении и т.д. Такое состояние переносить тяжело, и его вовремя должны заметить и корректировать воспита- тели. Если этого не сделать, то личность начинает искать среду, где к ней будет другое отношение, а при отсутствии такого выхода, ей грозит появление неврозов, яростного протеста, депрессий и даже в крайних случаях - суицида (А.С. Чернышев).
Поэтому неудивительно, что такие отверженные, нахо- дя компенсацию в удовлетворении своих непризнанных по- требностей и склонностей на стороне, обретая нравящиеся способы удовлетворения своих притязаний, тем самым со- здают круг положительно значимых для себя людей вне
60
рамок той общности (учителя, педагоги-воспитатели и др.), которой государство поручило и доверило осуществ- лять целенаправленное воспитание и развитие каждого ре- бенка. Может сложиться такая ситуация, что в окружении личности собираются только те, которые в состоянии удов- летворить лишь одни какие-то потребности и не способны стимулировать проявление и удовлетворение других. И тог- да они способны заблокировать робкие попытки самой лич- ности осуществить самостоятельный поиск путей удовлетворения просыпающихся в ней потребностей. Воз- никает более или менее ярко выраженная односторонность в развитии (пример, когда мальчика воспитывают одни женщины). Не менее вероятный и нередко встречающийся в жизни вариант состоит в том, что субъективно значимые для личности люди оказываются в сильной степени отлича- ющимися друг от друга по своему мировоззрению, отноше- нию к основным жизненным ценностям и культуре, реальному поведению в социально-критических ситуаци- ях, и тогда совокупный результат их воздействии не йбжет не вызвать непоследовательности в осмыслении окружаю- щей действительности, в эмоциональных оценках, в реак- ции на происходящие события, то есть не порождать противоречивости в ее развитии. И, естественно, при таком широком круге воздействий, исходящих от субъективно значимых людей, не удается добиться формирования такого важного качества, которое в психологии определяется как цельность личности.
Вместе с тем надо видеть и другую сторону рассматрива- емой проблемы. Каждая личностьпо-своему неповторима. И в зависимости от присущих ей особенностей она проти- востоит одним отношениям и легче поддается действию дру- гих, а также в зависимости от своего индивидуального психологического склада в большей или меньшей степени <творит> их. Например, личность, центрированная на себе, индивидуалистическая по своей направленности, да еще отличающаяся слабой коммуникабельностью, обычно вы- зывает совсем не такие отношения, как личность, опти- мально ориентированная на других, с ярко выраженной коллективистской направленностью, легко вступающая в контакты с окружающими. При этом, наверное, надо сде- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|