Бодалев А.А. » Психология общения



8 страница


ит.д), творчество, если ролевое взаимодействие людей под-  

нимется над формальным, всегда налицо. Однако в этом  

случае на его психологическое содержание и формы осуще-  

ствления влияет та деятельность, которой заняты выполня-  

ющие ее люди. Например, думающий руководитель так  

стремится построить свой диалог с подчиненным, чтобы  

последний настроился на большую отдачу себя работе, на  

поиск более продуктивных по получаемым результатам  

способов выполнения производственных заданий. Или та-  

лантливый педагог таким образом инициирует свой диалог  

с учащимся, чтобы последний в своем решении учебных  

задач не останавливался лишь на воспроизведении способов  

нахождения правильного ответа, показанных учителем, а  

активно искал столь же продуктивные, на свои. Причем,  

творчество в общении и в первом, и во втором случаях не  

исчерпывается лишь одним, так сказать, производствен-  

ным аспектом взаимодействия. Оно одновременно направ-  

лено и на то, чтобы создать в первом нашем примере у  

подчиненных, а во втором - у ученика психологически  

благоприятное для работы по способностям настроение и  

высокую мотивационную включенность в работу именно на  

таком уровне.  

 

В межличностном общении психологический оптимум  

достигается тогда, когда один участник общения чувствует  

другое ТЫ столь же сильно как собственное <Я>. На позна-  

вательном уровне при таком общении каждый из них дол-  

жен ориентироваться уже не На роль, а на  

индивидуальность другого человека, а в ней - на наиболее  

позитивные черты.  

 

Подлинное межличностное общение - это непременно  

диалогическое общение. И многие его знатоки (В.Н. Мяси-  

щев, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, Т.А. Флоренская)  

считают, что в нем устанавливаются контакты не между  

будничными и порой эгоистическими Я людей, а между их  

высшими (духовными) Я. И для такого общения характер-  

ны безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэн-  

тность или, лучше сказать, психологическая  

совместимость.  

 

Когда великий гуманист, писатель и патриот своего Оте-  

чества - Франции Антуан де Экзюпери высказал утверж-  

дение, что самая большая роскошь - это роскошь  

человеческого общения, он, очевидно, имел в виду именно  

последний вид общения. Очень точно сказал о таком обще-  

 

55  

STR.56  

нии А. Б. Добрович, заметив, что оно <соединяет в себе са-  

мые привлекательные черты игрового и делового (живой  

интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спон-  

танности, совместный поиск истины, благородное стремле-  

ние к единодушию и согласию). Но к этому оно прибавляет  

еще что-то свое, необычайно сильное, делающее контакт  

незабываемым> . И это <что-то> - духовность.  

 

Из краткого рассмотрения межличностного взаимодей-  

ствия, каким является в жизни общение людей, видно, как  

тесно в нем переплетены процессы познания участниками  

общения друг друга, их отношения и их обращение друг с  

другом, какую большую роль в нем играет творчество, и как  

сильно меняются все его характеристики, когда изменяется  

вид самого общения, в котором соучаствуют конкретные  

люди.  

 

Хотелось бы, чтобы после всего прочитанного выше у  

читателя статьи сложилось бы вдумчиво внимательное от-  

ношение к процессу своего общения с другими людьми. И  

он начал бы вырабатывать у себя привычку искать и посте-  

пенно формировать у себя такой стиль общения, в котором  

на основе устойчивого интереса к людям проявилось бы  

ярко стремление глубоко постичь личностную суть каждого  

из них и очень творчески строить свои контакты с ними.  

 

О ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ  

 

Содержательная направленность, широта, глубина, ус-  

тойчивость, действенность отношений человека, в которых  

выражается его взаимодействие с природой, обществом, от-  

дельными людьми, являются важнейшим условием умст-  

венного, нравственного, эстетического, трудового,  

физического развития личности и ее воспитанности.  

 

Отношения человека - это по существу своему особая,  

присущая только ему форма связей с природой и социаль-  

ной средой, а точнее - с их конкретными проявлениями.  

Характер этих отношений зависит и от специфических сто-  

рон действительности, с которыми эти отношения связаны  

и накладывают на них свою печать. Погода для вышедшего  

из дома человека, качество деревянной заготовки для соби-  

рающегося обрабатывать ее столяра, <поведение> новой ма-  

шины для севшего за ее руль водителя, характер ранения у  

доставленного в госпиталь солдата для осматривающего его  

 

А.Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,  

<Просвещение>, 1987. С. 112.  

 

5(Г  

 

хирурга, состояние посевов злаковых культур для агронома  

- во всех этих случаях особенности объектов отношения  

определяют многое и в познавательном, и в эмоциональ-  

ном, и в поведенческом элементах тех отношений, которые  

возникают у их субъекта.  

 

Еще в большей степени эти составляющие наших отно-  

шений видоизменяются и флюктуируют под влиянием ха-  

рактеристик, которые присущи объектам, основной  

сущностью которых является социальность людских об-  

щностей или отдельных людей. Социальные общности  

(семья, группа детсада, школьный класс, студенческая  

группа, рабочая бригада, спортивная команда, коллектив  

лаборатории, воинское подразделение и др.), если мы явля-  

емся их членами и повседневно связаны с ними общей дея-  

тельностью, более или менее активно продуцируют  

сложную систему отношений, в которую мы оказываемся  

постоянно включенными и не можем с ней не считаться,  

если не хотим быть отторгнутыми общностью и не вступать  

в открытый или скрытый конфликт с тем или другим ее  

членом.  

 

Какие ценности жизни и культуры в их совершенно <зем-  

ном> значении являются субъективно главными и как они  

характеризуются в <коллективном> или индивидуальном  

сознании? Именно эти в различных общностях и у разных  

людей в своем содержании совпадающие или отличающиеся  

друг от друга ценности обусловливают и детерминируют  

иногда прямо, непосредственно, а часто и опосредованно,  

отношение общности к общности, к человеку или наоборот,  

отношение человека к каким-либо демографическим или  

социальным группам людей - различающимся по возра-  

сту, полу, служебному и общественному положению - или  

к одному совершенно определенному человеку (В.Н. Мяси-  

щев).  

 

Являются ли для общности или отдельной личности ос-  

новными принципы, которые выражают сущность общече-  

ловеческой морали? Или характер отношений, которые  

становятся типичными для каждой конкретной общности,  

как и для каждого отдельного человека, зависит от испове-  

дования классовой морали или националистической, узког-  

рупповой, сугубо эгоистической?  

 

Большая беда, которая оборачивается труднопоправи-  

мыми издержками,- игнорирование фактора отношений.  

А между тем, еще А.С; Макаренко настойчиво подчерки-  

 

57  

STR.58  

вал, что вынуть человека из отношений никак невозможно  

и что каковы отношения, в которые он включен, таким он  

оказывается и как личность.  

" Какое содержание необходимо вкладывать в категорию  

 

<отношение>, если рассматривать ее в психодрго-педагоги-  

/ ческом аспекте? Содержание это сложно и многокомпонен-  

тно. Оно, во-первых, предполагает актуализацию знания в  

образно-понятийной форме об общности или о личности у  

тех, кто вступает во взаимодействие; во-вторых, несет в  

себе тот или иной эмоциональный отклик на общность или  

на личность и, в-третьих, соответственно одновременно  

актуализирует определенное обращение. Если объективи-  

ровать психологическую изнанку каждого из отношений, в  

систему которых включен человек, то всегда можно увидеть  

цедькоторую преследует личность, вступая во взаимодей-  

ствие с общностями и отдельными людьми, и обязательно  

потребности, которые непосредственно влияют на характер  

отношения. Но у каждого человека обычно бывает не одно  

отношение с какой-то общностью и даже с одним отдельным  

человеком, который входит в его ближайшее или более  

отдаленное окружение. Например, у женщины мужчина  

может быть ее мужем, человеком, обеспечивающим мате-  

риальный достаток в семье, отцом и совоспитателем детей,  

на ее взгляд, хорошо или плохо выполняющим свою роль,  

умельцем, обеспечивающим хозяйственно-бытовую сторо-  

ну жизни семьи, и т.д. Естественно, в каждой жизненной  

ситуации, возникающей в повседневном бытии семьи, ос-  

новные элементы, характеризующие отношения жены и  

мужа, получают новые акценты, и происходит трансформа-  

ция одного отношения в другое. То есть можно говорить о  

своеобразном полиотношении одного человека к другому.  

 

В отношениях, которые явно обращают на себя внима-  

ние, когда мы рассматриваем взаимосвязи одного человека  

с другим, как правило, можно вычленить один характерный  

интегральный признак - наличие положительной или от-  

рицательной эмоциональной реакции на другого человека,  

или нейтрально равнодушной, или противоречивой. Вместе  

с тем окружение каждого человека состоит из людей, кото-  

рые отличаются и по характеру ролей, которые они выпол-  

няют, и по объективному и субъективному значению  

личности каждого из них для него. Их отношения несут  

свою психологическую специфику с обеих сторон. Естест-  

венно, что одни из этих отношений, в силу своего характе-  

 

58  

 

ра, могут содержать конструктивное начало и <работать> на  

умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физи-  

ческое развитие личности, а действие других может иметь  

негативный характер.  

 

.Особенно для личности важны отношения наиболее субъ-  

ективно значимых для нее людей. Именно они сильнее всего  

влияют на восприятие окружающего, рождают наиболее  

сильные переживания и толкают к нестандартным поступ-  

кам.  

 

Отношение, переходящее в уважение или любовь к при-  

влекательному для личности человеку, делают ее податли-  

вой на такие исходящие от этого человека воздействия, как  

убеждение, психическое заражение, внушение. И, наобо-  

рот, отношение, когда этот другой человек вызывает чувст-  

во неприязни, становится психологическим барьером на  

пути принятия личностью истин, изрекаемых им, субъек-  

тивным препятствием для подражания его действиям и по-  

ступкам, и даже вызывает в определенных ситуациях,.со,  

стороны личности агрессивное поведение (Г.А. Ковалев).  

 

Таким образом, и субъективно значимые для личности  

люди, которые окружены, в ее глазах, негативным орео-  

лом, в воспитательном смысле тоже не нейтральны. Отно-  

шение к н.йм провоцирует в личности определенную  

познавательную активность, пусть отрицательный, но эмо-  

циональный отклик и совершенно конкретные сдвиги в по-  

ведении.  

 

Отсюда понятно, что от количества субъективно значи-  

мых для личности людей зависят сила или слабость влияния  

человеческого фактора на ее развитие. В свою очередь, от  

того, каковы эти субъективно значимые люди, насколько  

велик их духовный-заряд, прямо зависит, какой след они  

оставят во внутреннем мире личности и насколько он будет  

глубок, а значит и стоек. Есть еще один аспект воздействия  

круга субъективно значимых для личности людей. Это кон-  

кретные параметры, черты, качества, свойства людей, ко-  

торые могут оказать наибольшее влияние на личность.  

Представляется, что степень активности личности по отно-  

шению к воздействиям субъективно значимых для нее лю-  

дей зависит от того, насколько знания, опыт, все их  

поведение отвечают имеющимся у нее потребностям и цен-  

ностным ориентациям. И эффект этих воздействий много-  

кратно возрастет, если их характер корреспондирует с  

содержанием <зоны ближайшего развития> личности, с ее  

 

59  

<  

STR.60  

наиболее созревшими, для данного времени потребностя-  

ми. Существенным моментом является образец (пример) в  

удовлетворении потребности, который показывает в своей  

повседневной деятельности и поведении субъективно зна-  

чимое для личности лицо. Если этот пример отвечает высо-  

ким нравственным критериям, несет в себе творческое  

начало, духовно содержателен, то, будучи перенят, он бу-  

дет означать ее движение по восходящей.  

 

Прямое обращение субъективно значимого для личности  

человека с требованием, советом, похвалой, замечанием  

или порицанием имеет всегда иной психологический ре-  

зультат по сравнению с воздействиями субъективно незна-  

чащих для нее людей. Но человек, первоначально  

вызвавший безразличное к себе отношение, может затем  

превратиться в субъективно значимого, если своими дейст-  

виями способствует удовлетворению наиболее важных по-  

требностей личности (И.Б. Шкопоров). Может встретиться  

и такой, который сначала не вызывает никакого чувства,  

кроме-безразличия, но своими суждениями обесценивает  

привлекательные для личности цели, посягает на ее притя-  

зания, своими действиями блокирует их удовлетворение.  

Возникает резко негативное отношение к этому человеку,  

которое может перерасти в конфликт с ним. И тогда из  

субъективно незначимого такой человек превращается в  

субъективно значимого, но с отрицательным знаком. А если  

таких мешающих реализации целей личности, за которыми  

стоят ее потребности, блокирующие удовлетворение ее  

притязаний, окажется не один человек, а много, тогда воз-  

никает состояние тяжелого психологического дискомфор-  

та. Именно в такую ситуацию попадают так называемые  

отверженные в детсаду, в классе, в группах ПТУ, технику-  

ма или вуза, некоторые молодые солдаты в своем воинском  

подразделении и т.д. Такое состояние переносить тяжело,  

и его вовремя должны заметить и корректировать воспита-  

тели. Если этого не сделать, то личность начинает искать  

среду, где к ней будет другое отношение, а при отсутствии  

такого выхода, ей грозит появление неврозов, яростного  

протеста, депрессий и даже в крайних случаях - суицида  

(А.С. Чернышев).  

 

Поэтому неудивительно, что такие отверженные, нахо-  

дя компенсацию в удовлетворении своих непризнанных по-  

требностей и склонностей на стороне, обретая нравящиеся  

способы удовлетворения своих притязаний, тем самым со-  

здают круг положительно значимых для себя людей вне  

 

60  

 

рамок той общности (учителя, педагоги-воспитатели и  

др.), которой государство поручило и доверило осуществ-  

лять целенаправленное воспитание и развитие каждого ре-  

бенка. Может сложиться такая ситуация, что в окружении  

личности собираются только те, которые в состоянии удов-  

летворить лишь одни какие-то потребности и не способны  

стимулировать проявление и удовлетворение других. И тог-  

да они способны заблокировать робкие попытки самой лич-  

ности осуществить самостоятельный поиск путей  

удовлетворения просыпающихся в ней потребностей. Воз-  

никает более или менее ярко выраженная односторонность  

в развитии (пример, когда мальчика воспитывают одни  

женщины). Не менее вероятный и нередко встречающийся  

в жизни вариант состоит в том, что субъективно значимые  

для личности люди оказываются в сильной степени отлича-  

ющимися друг от друга по своему мировоззрению, отноше-  

нию к основным жизненным ценностям и культуре,  

реальному поведению в социально-критических ситуаци-  

ях, и тогда совокупный результат их воздействии не йбжет  

не вызвать непоследовательности в осмыслении окружаю-  

щей действительности, в эмоциональных оценках, в реак-  

ции на происходящие события, то есть не порождать  

противоречивости в ее развитии. И, естественно, при таком  

широком круге воздействий, исходящих от субъективно  

значимых людей, не удается добиться формирования такого  

важного качества, которое в психологии определяется как  

цельность личности.  

 

Вместе с тем надо видеть и другую сторону рассматрива-  

емой проблемы. Каждая личностьпо-своему неповторима.  

И в зависимости от присущих ей особенностей она проти-  

востоит одним отношениям и легче поддается действию дру-  

гих, а также в зависимости от своего индивидуального  

психологического склада в большей или меньшей степени  

<творит> их. Например, личность, центрированная на себе,  

индивидуалистическая по своей направленности, да еще  

отличающаяся слабой коммуникабельностью, обычно вы-  

зывает совсем не такие отношения, как личность, опти-  

мально ориентированная на других, с ярко выраженной  

коллективистской направленностью, легко вступающая в  

контакты с окружающими. При этом, наверное, надо сде-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1457
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь