Бодалев А.А. » Психология общения



9 страница


лать одну существенную оговорку: на отношения, которые  

<творит> личность вокруг себя и к себе, влияет не только  

характер ее направленности и наличие или отсутствие спо-  

собности завязывать контакты с людьми, но степень ее ду-  

 

61  

STR.62  

ховного богатства, нравственной порядочности, волевого  

настроя, профессионального мастерства (если это взрослый  

человек). Личность такого уровня развития не приспосаб-  

ливается к отношениям, которые ей диктуют другие, а за-  

.ставляя считаться с собой, инициирует отношение  

уважения к себе.  

 

А.С. Макаренко указывал на то, что, если отношения, в  

которые включена личность, <дефектные>, то это приводит  

к большим или меньшим отклонениям от нравственных  

норм. И, наоборот, если личность включена в систему от-  

ношений, которые отвечают принципам высокой морали,  

ей трудно действовать по-другому и она должна вести себя  

соответственно этой морали или неизбежно вступать в кон-  

фликт со своим окружением. Конечно, в этих случаях имеет  

значение, насколько самостоятельна или, наоборот, кон-  

формна личность.  

 

Человек цельный, со сформировавшимся нравственным  

ядром будет более свободен от влияния дефектных отноше-  

 

- ний истоообен не вступать в сделку с собственной совестью.  

А нравственно противоречивый, морально неустойчивый не  

несет в себе достаточно <психологического иммунитета>.  

Он принимает <правила игры> той среды, в которой очутил-  

ся. Поэтому важно с младенческого возраста и дальше  

включать человека в систему таких отношений, которые  

упражняли бы его в поведении и подталкивали к поступкам,  

отвечающим высоким эталонам нравственности.  

 

Общепсихологический уровень трактовки воспроизве-  

денного положения означает, что человек постоянно вклю-  

чен через свои отношения в окружающую его природную и  

социальную среду. Он сопряжен с этими компонентами са-  

мым тесным образом и непрерывно с ними взаимодейству-  

ет, но если взаимодействие с природой у него происходит на  

объектно-субъектном уровне, то взаимодействие в социуме  

 

- с общностями и отдельными людьми- развертывается  

на субъективно-субъектном уровне в форме прямого или  

опосредованного общения.  

 

Если иметь в виду социально-психологический уровень  

взаимоотношений, в которых всегда участвует каждая лич-  

ность, то это постоянное сосуществование двух видов отно-  

шений - формальных и неформальных, типичных для  

общности, характер представленности которых (в группе  

детсада, в классе, в рабочей бригаде и т.д.) дает разные  

результаты для проявления личностью .своего <Я> и для ее  

формирования. Они выше, когда резко не выступают фор-  

 

62  

 

мальные, ролевые отношения и, наоборот, доминируют по-  

ложительные межличностные. И они ниже, когда эти отно-  

шения слабы, а в живом процессе <педалируются>,  

например, роли начальника, ментора-моралиста, безапел-  

ляционно изрекающего свои суждения судьи.  

 

Продолжая сказанное, необходимо напомнить, что у  

личности в неформальной структуре малых групп может  

быть положение делового или эмоционального лидера,  

предпочитаемого, изолированного и т.п. С этим конкрет-  

ным положением оказываются напрямую сопряженными  

большая или меньшая совокупность психологических свя-  

зей - положительных, отрицательных, нейтральных - с  

другими людьми. Это также многочисленные и разнообраз-  

ные восприятия ее, эмоциональные отклики, обращение в  

зависимости от выполняемой в обществе роли, социально-  

этнической принадлежности, степени приписываемого ей  

вхождения или невхождения в социально престижные груп-  

пы и т.д. Одновременно это и ее отношения к ним .характе-  

ризующиеся различиями в параметрах познавательных,  

эмоциональных и поведенческих откликов, соответствую-  

щих этим отношениям (Кричевский Р.Л.).  

 

Особый уровень осмысления отношений с позиций воз-  

растной психологии - это выделение, прослеживание и  

оценка содержания и формы связей с отдельным человеком  

или с группой людей, которые детерминируются возраст-  

но-половыми особенностями психики общающихся. Речь  

идет, например, об отношениях, которые связывают ребен-  

ка с матерью, с отцом, с бабушкой и дедушкой или сверст-  

ников из детсада или класса, об отношениях взрослых друг  

к другу, к старикам и т.д.  

 

Если рассматривать личность в связи с системой отноше-  

ний, в которые она включена, с позиций педагогической  

психологии, то на первый план выступят различные виды  

взаимодействия педагога и учащегося, цель которого обу-  

чение и учение или воспитание, в процессе которых мы  

также имеем и восприятие и понимание личности лично-  

стью и эмоциональные реакции последних друг на друга, в  

значительной мере определяемые спецификой учебно-вос-  

питательной деятельности.  

 

Личность в системе отношений можно рассматривать и с  

позиций психологии труда. В этом случае цели, содержание  

и формы трудовой деятельности, которой заняты люди, оп-  

-ределяют характер взаимодействия: начальника и подчи-  

 

63  

STR.64  

ненного, мастера и рабочего, конструкторов, создающих  

проект нового сооружения, артистов, играющих спектакль,  

и др. Это означает, что участники совместной деятельно-  

сти, выполняя свои функции в ней, совершают действия,  

диктуемые логикой этой деятельности. Разумеется, по-  

скольку у каждого партнера налицо всегда свои требования,  

то это тоже оказывает прямое влияние на особенности скла-  

дывающихся отношений и на эмоциональное самочувствие  

каждого ее участника.  

 

Деятельность (труд, учение, игра и др.) своим содержа-  

нием, целями, способами взаимодействия обязательно за-  

дает характер инструментально-деловых особенностей  

отношений между ее участниками (мастера и рабочего,  

учителя и учеников, командира и солдата, врача и больного  

и т.д.), а значит и влияет на их ум, чувства и волю. Но  

поскольку в любой совместной деятельности участвуют не  

роботы, а люди, их индивидуально-личностные особенно-  

сти всегда накладывают свою печать и на ход деятельности  

в целом и на ее результаты, которые оставит эта деятель-  

ность в субъективном мире каждого из них (В.Н. Мясищев).  

 

Продолжая прослеживание взаимосвязей между дея-  

тельностью и отношениями, кажется правомерным при-  

влечь положения, сформулированные на основе анализа и  

обобщения огромного массива фактов сначала К. Марксом,  

а позже в педагогике А. С. Макаренко.  

 

В <Критике политической экономии>, отвечая на постав-  

ленный выше вопрос, К. Маркс недвусмысленно утвержда-  

ет: <8 качестве конечного результата общественного  

производства Всегда выступает само общество, т.е. сам че-  

ловек в его общественных отношениях. Все, что имеет про-  

чную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в  

этом движении лишь как момент, мимолетный момент. Сам  

непосредственный процесс производства выступает здесь  

только как момент. Условия и предметные воплощения про-  

цесса производства сами в одинаковой мере являются его  

моментами, а в качестве его субъектов выступают только  

индивиды, н.о индивиды в их взаимоотношениях, которые  

они как воспроизводят, так и производят заново> (Маркс  

К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 2, С. 222) (подчерк-  

нуто мной-А. Б.}. Прямые подходы к исчерпывающему  

ответу на этот вопрос мы находим у А.С. Макаренко. Он,  

как известно, высказываясь о роли труда в формировании  

личности, писал, что труд сам по себе процесс нейтральный.  

 

64  

 

Он одинаково может воспитать и индивидуалиста и коллек-  

тивиста. И продолжал, что все дело в том, как организованы  

отношения людей в процессе труда.  

 

В трудовом процессе в зависимости от того, как он орга-  

низован, могут инициироваться отношения соперничества  

и актуализироваться и закрепляться эгоистическая моти-  

вация, но в нем могут развиваться и становиться устойчи-  

выми отношения сотрудничества и взаимопомощи,  

стимулируемые альтруистической или коллективистской  

мотивацией. Таким образом, приоритет среди факторов,  

обусловливающих формирование той стороны личности,  

которая выражает характер направленности человека на  

себя или на других, принадлежит, по мнению А.С. Мака-  

ренко, отношениям людей, выполняющих в одном случае  

деятельность рядом, а в другом - вместе. Сказанное выше  

не означает,, конечно, что деятельность - игра, учение,  

труд и др.,- взятая сама по себе, не оказывает воспитыва-  

ющего влияния на человека. Конечно, в ней развиваются и  

ум, и чувства, и воля. Однако решающее значение имеют  

отношения с людьми. Становясь его собственными личны-  

ми отношениями, они начинают определять весь характер  

его мировосприятия, эмоционального отклика, поступков и  

в тех сферах бытия, которые выходят за границы прямого  

межлюдского взаимодействия.  

 

Поскольку отношения являются столь сильным факто-  

ром, влияющим как на проявления, так и на формирование  

личности, возникает громадная по своему практическому  

значению задача научиться управлять дх развитием тл_  

"уметь их корректировать.  

 

Важно подчеркнуть обязательное осуществление сказан-  

ного и другими словами: чтобы у человека действительно  

не возникли непреодолимые трудности в установлении от-  

ношений с другими людьми и общностями, мало одного  

успешного усвоения той технологии общения, о которой  

пишет Д. Карнеги. Еще необходимо, чтобы за этой техно-  

логией стояло действительно глубоко гуманное содержание  

той личности, которая этой технологией пользуется, И од-  

новременно необходимо построение также на последова-  

тельно реализуемых принципах гуманизма  

жизнедеятельности коллектива, в которую включена эта  

личность.  

 

Сейчас остро нужна такая коррекция гуманитаризации  

образования, которая несла бы в себе значительный эле-  

 

3 А.А. Бодалев  

 

65  

 

STR.66  

мент подготовки учащихся как субъектов и объектов обще-  

ния. А что такой подготовки у нас в настоящее время нет,  

хорошо показала Н.И. Бабич, тщательно проанализиро-  

вавшая всю учебную и воспитательную работу с учащимися  

I-III классов школы, а также учебники, пособия и содер-  

жание методических руководств, рекомендуемых учителям  

начальных классов.  

 

Кстати, тенденция нигилизма ло отношению к целенап-  

равленному и последовательному формированию гумани-  

стического типа личности имеет место и при работе с  

учащимися средних и старших классов школы (К.Г. Мит-  

рофанов, Е.В. Новикова и др.).  

 

Разумеется, нуждается в расширении специальная служ-  

ба помощи людям, у которых не ладятся отношения в семье,  

на работе, в учебной группе, с товарищами в детском доме.  

И, конечно, во много раз должна быть усилена та сторона в  

подготовке кадров, которая обязательно предполагает ов-  

ладение искусством установления отношений, климата  

взаимодоверия, доброжелательности и их коррекции.  

 

В настоящее время эта цель вполне достижима, посколь-  

ку в психологических науках наработан богатый и разнооб-  

разный инструментарий, позволяющий объективно  

определять состояние отношений как у личности, так и у  

общности и затем развивать и психологически оптимизиро-  

вать их до нужного уровня.  

 

И здесь прежде всего следует специально подчеркнуть  

следующее: конечно, значение просветительского пути, по-  

каз эмоционально и эстетически ярких и одновременно  

нравственно выверенных отношений по-прежнему остает-  

ся важным способом воздействия на сознание личности. Но  

несравненно более эффективную роль играет создание спе-  

циальных педагогических ситуаций, которые максимально  

действенно сказывались бы на сфере отношений, характер-  

ных для различных общностей людей (семья, группа де-  

тского сада, школьный класс, студенческая группа, рабочая  

бригада, подразделение солдат и т.д.) или для конкретной  

личности, взаимодействующей с отдельными людьми, на-  

пример с матерью, младшим или старшим братом, с другом,  

бригадиром, командиром, руководителем отдела и т.д.  

 

Понятно, что стратегия и тактика планирования и осу-  

ществления этих ситуаций, а также прогнозирование по-  

следствий их проведения в Жизнь, Дблжныбазироваться на  

хорошем знании. Но не меньшее значение имеют сама ре-  

 

66  

 

т  

 

жиссура и непосредственное проигрывание в жизни <мак-  

ро> и <микроситуаций>. Ни в <тексте>, ни в <подтексте>  

осуществления этих ситуаций нельзя допускать фальшь,  

бить мимо психологически оправданной цели, как это со-  

всем еще недавно было в детсадах, в школах, ПТУ, когда в  

воспитании господствовала педагогика мероприятий, рас-  

считанных на одинаковое их проведение.  

 

Постепенно теорией создания таких ситуаций и техно-  

логий их осуществления в реальной жизни должны овладе-  

вать все, кому приходится иметь дело с воспитанием. Но,  

как известно, <общее существует лишь в отдельном и через  

отдельное>. Неверно было бы думать, что общее, усвоенное  

по части теории и практики моделирования отношений че-  

рез ситуации, скажем, на вузовской скамье, затем один к  

одному воссозданное в реальном взаимодействии с конкрет-  

ными общностями и со столь же конкретными людьми, не-  

пременно даст положительный результат. Нет, всегда будут  

требоваться поправки на индивидуальную неповторимость,  

своеобразие людей. Воспитателю не обойтись поэтому без  

творчества и эксперимента. Магистральным направлением  

этого является постоянная работа педагогов над тем, чтобы  

инициируемые, целесообразные ситуации превращались в  

события для ребенка, подростка, юноши, вызывали бы от-  

четливо видимый подъем в познавательной активности уча-  

щихся, сильные переживания и заканчивались бы  

поступками, продвигающими вперед развитие личности.  

 

О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ  

 

В психологической науке выполняется очень много исс-  

ледований, в которых тот или иной более простой или более  

сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с  

другими явлениями, а это всегда обедняет значение получа-  

емых результатов, потому что по-настоящему понять сущ-  

ность любого явления можно, лишь постигая его во  

взаимодействии с другими явлениями.  

 

Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения  

такого сложного психологического феномена, каким явля-  

ется общение, а также такого личностного образования, как  

отношение. В самом деле, настоящему времени осущест-  

влено множество работ, в которых общение и отношение  

анализируются порознь друг от друга, в то время как их  

надо обязательно рассматривать в сопряжении. Ведь много-  

численные факты свидетельствуют о том, что отношение  

 

з  

 

67  

 

STR.68  

проявляется и формируется, как правило, в общении. А с  

другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения  

всегда влияют на многие характеристики этого процесса.  

Попробуем показать эту взаимозависимость более подроб-  

но. Но сначала вспомним содержание, которое принято в  

психологии ассоциировать с понятиями общения и отноше-  

ния.  

 

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду вза-  

имодействие между людьми, осуществляемое с помощью  

средств речевого и неречевого воздействия и преследующее  

цель достижения изменений в познавательной, мотиваци-  

онно-эмоциональной и поведенческой сферах участвую-  

щих в общении лиц. Под отношением же, как известно,  

понимается психологический феномен, сутью которого яв-  

ляется возникновение у человека психического образова-  

ния; аккумулирующего в себе результаты познания  

конкретного объекта действительности (в общении это дру-  

гой человек или общность людей), интеграции всех состо-  

явшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также  

поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).  

 

Самой важной психической составляющей отношения, в  

чем совпадают мнения многих ученых, оказывается моти-  

-вационно-эмоциональный компонент, который сигнализи-  

рует о валентности отношения - положительной,  

отрицательной, противоречивой или безразличной.  

 

Когда один человек вступает в общение с другим, то оба  

они фиксируют особенности внешнего облика друг друга,  

<прочитывают> переживаемые состояния, воспринимают и  

истолковывают тем или иным образом поведение, так или  

иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И  

внешний облик и состояние, и поведение, и приписываемые  

человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с  

ним личности какое-то отношение, причем оно может диф-  

ференцироваться по своему характеру и силе в зависимости




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1304
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь