|
Бодалев А.А. » Психология общениялать одну существенную оговорку: на отношения, которые <творит> личность вокруг себя и к себе, влияет не только характер ее направленности и наличие или отсутствие спо- собности завязывать контакты с людьми, но степень ее ду-
61 STR.62 ховного богатства, нравственной порядочности, волевого настроя, профессионального мастерства (если это взрослый человек). Личность такого уровня развития не приспосаб- ливается к отношениям, которые ей диктуют другие, а за- .ставляя считаться с собой, инициирует отношение уважения к себе.
А.С. Макаренко указывал на то, что, если отношения, в которые включена личность, <дефектные>, то это приводит к большим или меньшим отклонениям от нравственных норм. И, наоборот, если личность включена в систему от- ношений, которые отвечают принципам высокой морали, ей трудно действовать по-другому и она должна вести себя соответственно этой морали или неизбежно вступать в кон- фликт со своим окружением. Конечно, в этих случаях имеет значение, насколько самостоятельна или, наоборот, кон- формна личность.
Человек цельный, со сформировавшимся нравственным ядром будет более свободен от влияния дефектных отноше-
- ний истоообен не вступать в сделку с собственной совестью. А нравственно противоречивый, морально неустойчивый не несет в себе достаточно <психологического иммунитета>. Он принимает <правила игры> той среды, в которой очутил- ся. Поэтому важно с младенческого возраста и дальше включать человека в систему таких отношений, которые упражняли бы его в поведении и подталкивали к поступкам, отвечающим высоким эталонам нравственности.
Общепсихологический уровень трактовки воспроизве- денного положения означает, что человек постоянно вклю- чен через свои отношения в окружающую его природную и социальную среду. Он сопряжен с этими компонентами са- мым тесным образом и непрерывно с ними взаимодейству- ет, но если взаимодействие с природой у него происходит на объектно-субъектном уровне, то взаимодействие в социуме
- с общностями и отдельными людьми- развертывается на субъективно-субъектном уровне в форме прямого или опосредованного общения.
Если иметь в виду социально-психологический уровень взаимоотношений, в которых всегда участвует каждая лич- ность, то это постоянное сосуществование двух видов отно- шений - формальных и неформальных, типичных для общности, характер представленности которых (в группе детсада, в классе, в рабочей бригаде и т.д.) дает разные результаты для проявления личностью .своего <Я> и для ее формирования. Они выше, когда резко не выступают фор-
62
мальные, ролевые отношения и, наоборот, доминируют по- ложительные межличностные. И они ниже, когда эти отно- шения слабы, а в живом процессе <педалируются>, например, роли начальника, ментора-моралиста, безапел- ляционно изрекающего свои суждения судьи.
Продолжая сказанное, необходимо напомнить, что у личности в неформальной структуре малых групп может быть положение делового или эмоционального лидера, предпочитаемого, изолированного и т.п. С этим конкрет- ным положением оказываются напрямую сопряженными большая или меньшая совокупность психологических свя- зей - положительных, отрицательных, нейтральных - с другими людьми. Это также многочисленные и разнообраз- ные восприятия ее, эмоциональные отклики, обращение в зависимости от выполняемой в обществе роли, социально- этнической принадлежности, степени приписываемого ей вхождения или невхождения в социально престижные груп- пы и т.д. Одновременно это и ее отношения к ним .характе- ризующиеся различиями в параметрах познавательных, эмоциональных и поведенческих откликов, соответствую- щих этим отношениям (Кричевский Р.Л.).
Особый уровень осмысления отношений с позиций воз- растной психологии - это выделение, прослеживание и оценка содержания и формы связей с отдельным человеком или с группой людей, которые детерминируются возраст- но-половыми особенностями психики общающихся. Речь идет, например, об отношениях, которые связывают ребен- ка с матерью, с отцом, с бабушкой и дедушкой или сверст- ников из детсада или класса, об отношениях взрослых друг к другу, к старикам и т.д.
Если рассматривать личность в связи с системой отноше- ний, в которые она включена, с позиций педагогической психологии, то на первый план выступят различные виды взаимодействия педагога и учащегося, цель которого обу- чение и учение или воспитание, в процессе которых мы также имеем и восприятие и понимание личности лично- стью и эмоциональные реакции последних друг на друга, в значительной мере определяемые спецификой учебно-вос- питательной деятельности.
Личность в системе отношений можно рассматривать и с позиций психологии труда. В этом случае цели, содержание и формы трудовой деятельности, которой заняты люди, оп- -ределяют характер взаимодействия: начальника и подчи-
63 STR.64 ненного, мастера и рабочего, конструкторов, создающих проект нового сооружения, артистов, играющих спектакль, и др. Это означает, что участники совместной деятельно- сти, выполняя свои функции в ней, совершают действия, диктуемые логикой этой деятельности. Разумеется, по- скольку у каждого партнера налицо всегда свои требования, то это тоже оказывает прямое влияние на особенности скла- дывающихся отношений и на эмоциональное самочувствие каждого ее участника.
Деятельность (труд, учение, игра и др.) своим содержа- нием, целями, способами взаимодействия обязательно за- дает характер инструментально-деловых особенностей отношений между ее участниками (мастера и рабочего, учителя и учеников, командира и солдата, врача и больного и т.д.), а значит и влияет на их ум, чувства и волю. Но поскольку в любой совместной деятельности участвуют не роботы, а люди, их индивидуально-личностные особенно- сти всегда накладывают свою печать и на ход деятельности в целом и на ее результаты, которые оставит эта деятель- ность в субъективном мире каждого из них (В.Н. Мясищев).
Продолжая прослеживание взаимосвязей между дея- тельностью и отношениями, кажется правомерным при- влечь положения, сформулированные на основе анализа и обобщения огромного массива фактов сначала К. Марксом, а позже в педагогике А. С. Макаренко.
В <Критике политической экономии>, отвечая на постав- ленный выше вопрос, К. Маркс недвусмысленно утвержда- ет: <8 качестве конечного результата общественного производства Всегда выступает само общество, т.е. сам че- ловек в его общественных отношениях. Все, что имеет про- чную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как момент, мимолетный момент. Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения про- цесса производства сами в одинаковой мере являются его моментами, а в качестве его субъектов выступают только индивиды, н.о индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново> (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 2, С. 222) (подчерк- нуто мной-А. Б.}. Прямые подходы к исчерпывающему ответу на этот вопрос мы находим у А.С. Макаренко. Он, как известно, высказываясь о роли труда в формировании личности, писал, что труд сам по себе процесс нейтральный.
64
Он одинаково может воспитать и индивидуалиста и коллек- тивиста. И продолжал, что все дело в том, как организованы отношения людей в процессе труда.
В трудовом процессе в зависимости от того, как он орга- низован, могут инициироваться отношения соперничества и актуализироваться и закрепляться эгоистическая моти- вация, но в нем могут развиваться и становиться устойчи- выми отношения сотрудничества и взаимопомощи, стимулируемые альтруистической или коллективистской мотивацией. Таким образом, приоритет среди факторов, обусловливающих формирование той стороны личности, которая выражает характер направленности человека на себя или на других, принадлежит, по мнению А.С. Мака- ренко, отношениям людей, выполняющих в одном случае деятельность рядом, а в другом - вместе. Сказанное выше не означает,, конечно, что деятельность - игра, учение, труд и др.,- взятая сама по себе, не оказывает воспитыва- ющего влияния на человека. Конечно, в ней развиваются и ум, и чувства, и воля. Однако решающее значение имеют отношения с людьми. Становясь его собственными личны- ми отношениями, они начинают определять весь характер его мировосприятия, эмоционального отклика, поступков и в тех сферах бытия, которые выходят за границы прямого межлюдского взаимодействия.
Поскольку отношения являются столь сильным факто- ром, влияющим как на проявления, так и на формирование личности, возникает громадная по своему практическому значению задача научиться управлять дх развитием тл_ "уметь их корректировать.
Важно подчеркнуть обязательное осуществление сказан- ного и другими словами: чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в установлении от- ношений с другими людьми и общностями, мало одного успешного усвоения той технологии общения, о которой пишет Д. Карнеги. Еще необходимо, чтобы за этой техно- логией стояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая этой технологией пользуется, И од- новременно необходимо построение также на последова- тельно реализуемых принципах гуманизма жизнедеятельности коллектива, в которую включена эта личность.
Сейчас остро нужна такая коррекция гуманитаризации образования, которая несла бы в себе значительный эле-
3 А.А. Бодалев
65
STR.66 мент подготовки учащихся как субъектов и объектов обще- ния. А что такой подготовки у нас в настоящее время нет, хорошо показала Н.И. Бабич, тщательно проанализиро- вавшая всю учебную и воспитательную работу с учащимися I-III классов школы, а также учебники, пособия и содер- жание методических руководств, рекомендуемых учителям начальных классов.
Кстати, тенденция нигилизма ло отношению к целенап- равленному и последовательному формированию гумани- стического типа личности имеет место и при работе с учащимися средних и старших классов школы (К.Г. Мит- рофанов, Е.В. Новикова и др.).
Разумеется, нуждается в расширении специальная служ- ба помощи людям, у которых не ладятся отношения в семье, на работе, в учебной группе, с товарищами в детском доме. И, конечно, во много раз должна быть усилена та сторона в подготовке кадров, которая обязательно предполагает ов- ладение искусством установления отношений, климата взаимодоверия, доброжелательности и их коррекции.
В настоящее время эта цель вполне достижима, посколь- ку в психологических науках наработан богатый и разнооб- разный инструментарий, позволяющий объективно определять состояние отношений как у личности, так и у общности и затем развивать и психологически оптимизиро- вать их до нужного уровня.
И здесь прежде всего следует специально подчеркнуть следующее: конечно, значение просветительского пути, по- каз эмоционально и эстетически ярких и одновременно нравственно выверенных отношений по-прежнему остает- ся важным способом воздействия на сознание личности. Но несравненно более эффективную роль играет создание спе- циальных педагогических ситуаций, которые максимально действенно сказывались бы на сфере отношений, характер- ных для различных общностей людей (семья, группа де- тского сада, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада, подразделение солдат и т.д.) или для конкретной личности, взаимодействующей с отдельными людьми, на- пример с матерью, младшим или старшим братом, с другом, бригадиром, командиром, руководителем отдела и т.д.
Понятно, что стратегия и тактика планирования и осу- ществления этих ситуаций, а также прогнозирование по- следствий их проведения в Жизнь, Дблжныбазироваться на хорошем знании. Но не меньшее значение имеют сама ре-
66
т
жиссура и непосредственное проигрывание в жизни <мак- ро> и <микроситуаций>. Ни в <тексте>, ни в <подтексте> осуществления этих ситуаций нельзя допускать фальшь, бить мимо психологически оправданной цели, как это со- всем еще недавно было в детсадах, в школах, ПТУ, когда в воспитании господствовала педагогика мероприятий, рас- считанных на одинаковое их проведение.
Постепенно теорией создания таких ситуаций и техно- логий их осуществления в реальной жизни должны овладе- вать все, кому приходится иметь дело с воспитанием. Но, как известно, <общее существует лишь в отдельном и через отдельное>. Неверно было бы думать, что общее, усвоенное по части теории и практики моделирования отношений че- рез ситуации, скажем, на вузовской скамье, затем один к одному воссозданное в реальном взаимодействии с конкрет- ными общностями и со столь же конкретными людьми, не- пременно даст положительный результат. Нет, всегда будут требоваться поправки на индивидуальную неповторимость, своеобразие людей. Воспитателю не обойтись поэтому без творчества и эксперимента. Магистральным направлением этого является постоянная работа педагогов над тем, чтобы инициируемые, целесообразные ситуации превращались в события для ребенка, подростка, юноши, вызывали бы от- четливо видимый подъем в познавательной активности уча- щихся, сильные переживания и заканчивались бы поступками, продвигающими вперед развитие личности.
О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ
В психологической науке выполняется очень много исс- ледований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получа- емых результатов, потому что по-настоящему понять сущ- ность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.
Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким явля- ется общение, а также такого личностного образования, как отношение. В самом деле, настоящему времени осущест- влено множество работ, в которых общение и отношение анализируются порознь друг от друга, в то время как их надо обязательно рассматривать в сопряжении. Ведь много- численные факты свидетельствуют о том, что отношение
з
67
STR.68 проявляется и формируется, как правило, в общении. А с другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики этого процесса. Попробуем показать эту взаимозависимость более подроб- но. Но сначала вспомним содержание, которое принято в психологии ассоциировать с понятиями общения и отноше- ния.
Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду вза- имодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотиваци- онно-эмоциональной и поведенческой сферах участвую- щих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого яв- ляется возникновение у человека психического образова- ния; аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это дру- гой человек или общность людей), интеграции всех состо- явшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).
Самой важной психической составляющей отношения, в чем совпадают мнения многих ученых, оказывается моти- -вационно-эмоциональный компонент, который сигнализи- рует о валентности отношения - положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.
Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, <прочитывают> переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может диф- ференцироваться по своему характеру и силе в зависимости Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|