Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



5 страница


- правовые предписания;  

- информация о рабочем времени;  

- внутрифирменные решения;  

- вопросы техники безопасности;  

- социальное развитие предприятия;  

- результаты его хозяйственной деятельности.  

Такие сведения могут распространяться как по официальным  

налам, так и в форме слухов. Официальные каналы - доска  

^явлений, циркулярные письма, информационные листки,  

гулярные обсуждения, собрания.  

 

Важную роль в общении людей играет информация, распро-  

андемая в форме слухов. Типичными темами информации,  

иространяемой по данному каналу в различных организаци-  

являются предстоящие сокращения, способы наказания за  

издание, возможные изменения в структуре организации,  

диолагаемые перемещения по службе и пр.  

Руководитель должен широко использовать канал слухов,  

подготовить сотрудников к возможным изменениям, вос-  

информации, носящей стрессовый или личностно-  

; характер и т.п. Информация, распространяемая по  

каналу, как правило, встречает меньшую критическую  

 

ЦВ процессе коммуникации могут возникать различные  

рады, связанные с непониманием. Преградой для пони-  

[я ^ожет служить характер восприятия партнеров по об-  

о, обусловленный их личностными установками. Суще-  

1ой преградой являются также смысловые барьеры,  

ные с различием смыслов, вкладываемых разными  

н в одни и те же слова, символы (вербальные и невер-  

ie атрибуты общения).  

 

Хотя словесные символы являются основными для передачи  

идей, важную роль в общении выполняют невербальные симво-  

лы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние  

до партнера и т.д. Неодинаковые их прочтения разными людь-  

ми могут создавать проблемы в общении.  

 

Непонимание между людьми возникнет также из-за наличия  

плохой обратной связи, которая позволяет определить, действи-  

тельно ли Ваше сообщение истолковано в том смысле, который  

Вы в него первоначально вкладывали.  

 

Значительным препятствием в общении могут быть опреде-  

ленные личностные особенности. Например, неуверенным в се-  

бе людям часто недостает базовых коммуникативных умений и  

навыков. К таким навыкам относятся навыки активного слуша-  

ния (сосредоточенного на партнере) (рис. 14и15).  

 

В качестве вспомогательных средств центрированной на  

партнере коммуникации выступают пересказ и вербализация.  

 

Пересказ - это повторение рационального содержания вы-  

сказывания своими словами. Это одна из самых простых форм  

обратной связи, позволяющая полностью понимать высказыва-  

ние в том смысле, который в него вкладывает говорящий.  

 

Вербализация - это повторение слушающим эмоционального  

содержания высказывания говорящего своими словами. Если  

мы слышим в разговоре, что нашего партнера переполняют чув-  

ства, и не поможем ему в дальнейшем выражать их открыто, то  

он перейдет на обычный и общепринятый стиль общения -  

"рационально-профессиональные рельсы".  

Преимущества вербализации:  

 

- партнеру предоставляется возможность думать о собствен-  

ных проблемах дальше;  

 

- положение вещей эмоционализируется, далее эмоции об-  

суждаются открыто;  

- собеседник раскрывается и дальше.  

Недостатки вербализации:  

 

- партнер может быть внутренне дезинтегрирован;  

- эмоции могут быть неправильно интерпретированы в сто-  

рону усиления; . ^  

- требует много времени.  

 

В поведенческой психологии был разработан ряд продуктив-  

ных способов повышения эффективности коммуникации.  

 

Активное слушание  

 

Правильная установка  

 

Правильное поведение  

 

"В настоящий момент  

ты - самый важный  

собеседник для меня'  

 

Внугриличностное  

 

Межличностное  

 

л  

 

Полное Отсут-  

внима- ствие  

ние допол-  

нения  

 

Осто- Пере-  

рож- сказ  

ная  

 

интер-  

прета-  

ция  

 

Верба-  

лиза-  

ция  

 

pkc. 44. Состмляющм игпмого слуиишм  

 

1-  

 

Дктивное слушание  

 

"^  

 

требует  

 

отсутствия  

домыслов  

 

осторожной  

интерпретации  

 

Пю. 15. Сгруиур* требомипй яктнмого слушаим  

 

Можно указать ряд типичных ошибок слушания и речевого  

поведения:  

 

Опнбкв сдувший Оамбкл  

собееедамш ' рстевого юмден-  

 

отсухствие внимания, восхфиятие  

намеков ках конкретные высказывания  

и дополнение их домыслами  

правильное восприятие, но ложная  

интерпретация  

 

ложное восхфиятие рационального  

содержания информации  

ложное восприятие эмоционального  

содержания информации  

 

- неясные по содержанию  

и форме высказывания  

 

Коммуникация протекает наиболее успешно, если партнеры  

находятся в сходных психологических состояниях, в своеобраз-  

ном психологическом резонансе. Такое состояние легко диагно-  

стировать по простым поведенческим проявлениям: Вам при-  

шла в голову какая-либо мысль, а Ваш партнер говорит Вам об  

этом, или наоборот.  

 

80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психо-  

логическая наблюдательность. Для эффективного общения необ-  

ходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах  

личности и намерениях собеседника. Источником информации  

о них служат внешность партнера по общению, его речь, по-  

ступки и, особенно, невербальцое поведение.  

 

Создание правильного представления о другом человеке тре-  

бует длительных повторных контактов if значительных усилий  

интеллекта, интуиции и чувств. Поэтому глубоко разбираться  

мы можем, как правило, лишь внеболыпом^количестве наибо-  

лее близких нам лиц. В среднем - это семь-восемь человек.  

 

При кратковременных контактах обычно опираются на сло-  

жившиеся эталоны восприятия. Отождествляя собеседника с  

определенным эталоном, на основе некоторых общих призна-  

ков, мы приписываем ему одновременно и множество других  

черт, которые, по нашему опыту, обычно встречаются у людей  

такоготипа.  

 

Навыки экспресс-диагностики очень важны в практике взаи-  

модействия, однако восприятие людей с опорой на эталоны (ле-  

жащее в основе 'такой диагностики) связано с целым радом ти-  

пичных ошибок, так называемых эффектов.  

 

Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику  

мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а не-  

приятному - свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у  

других те черты, которые ярко представлены у нас самих.  

 

Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наи-  

более ярких особенностей другого в сторону среднего.  

 

Эффект ореола - когда человека начинают считать выдаю-  

щимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот,  

считать ущербным во всех отношениях после неудачи.  

: Эффект порядка - когда при противоречивой после первой  

[встречи информации о человеке больший вес придается дан-  

1ным, полученным вначале (при общении со старыми знакомы-  

1^ш, наоборот, больше доверяем последним сведениям).  

 

Полностью избежать указанных ошибок не может никто, но  

'ha Ваших силах разнообразить Ваши эталоны и научиться кор-  

1ре1сгировать свои ощибки (см. практические рекомендации по  

^общению).  

 

1: Общение как специфический вид человеческой активности  

1*вляется одним из ведущих факторов развития личности. В свя-  

1и с этим важную роль приобретает оптимизация общения. Раз-  

гтано большое количество практических приемов оптимиза-  

общения. Одним из самых распространенных в психологии  

1ется трансактный анализ взаимодействия, который мы рас-  

ютрели выше.  

 

Причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в  

щении, весьма различны. Ддя удобства выделим следующие "три  

новные группы проблем общения, обозначенные по аналогии с  

вмя уровнями установки, известными в социальной психологии:  

представления, деструктивно влияющие на процесс общения;  

эмоциональные переживания, затрудняющие процесс об-  

 

.жия;  

 

"поведение, осложняющее процесс общения.  

е деление является весьма условным, потому что трудности,  

икающие на одном из уровней, затрагивают и остальные.  

'стяновки, затрудняющие процесс общения. Проблемы обще-  

вызванные неадекватными социальными установками, явля-  

распространенными, но в тоже время легко поддаются кор-  

. Социальные установки, лежащие в основе трудностей об-  

обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные  

:ения о межличностных отношениях в целом, и особенно  

 

с представителями противоположного пола. Среди упомянутых  

представлений мож^о выделить такие, как абсолютизированные  

идеи социальной справедливости, представления о собственном  

превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутст-  

вие критических требований к самому себе.  

 

Одним из наиболее успешных способов изменения неадек-  

ватных социальных установок является предложение клиенту  

задуматься о причинах поведения других людей. Можно пред-  

ложить ему специально понаблюдать за теми из его окружения,  

кто особенно непонятен, неприятен или досаждает; предложить  

подумать, каковы причины тех или иных поступков, опреде-  

лить, какие "кошки скребут" у них на душе, чем вызвана мол-  

чаливость одного, вспыльчивость другого, подозрительность и  

грубость третьего.  

 

Часто бывают ситуации, при которых в основе трудностей  

общения Лежат ригидные, стереотипные представления о лицах  

противоположного пола. Тогда люди приходят уже с уверенно-  

стью в том, что их обязательно постигнет неудача. Типичными  

вопросами для них являются следующие: ну как можно дове-  

рять мужчинам? О чем можно говорить с женщиной? Стерео-  

типные суждения о мужественности и женственности, мешают  

добиться взаимопонимания между партнерами. Женский пат-  

терн (представление окружающих о роли женщины во взаимо-  

отношениях с мужчинами) - демонстрация холодности и не-  

приступности в отношениях с мужчиной, стремление ничем не  

проявить свою заинтересованность в партнере с тем, чтобы не  

уронить своего достоинства, своей "женской гордости", соче-  

тающейся с жесткими требованиями к мужчинам. По мнению  

таких женщин, их партнер должен быть активным, иметь опре-  

деленные профессиональные достижения и относиться к жен-  

щине как рыцарь. Мужской вариант также примитивен, прямо-  

линеен и ригиден. Женщина должна быть красивой, нежной,  

отзывчивой, но одновременно независимой, нетребовательной,  

чтобы мужчина мог не уделять ей слишком много внимания и  

иметь возможность быть независимым и свободным от нее, но  

уверенным в ее любви, верности и привязанности. Для людей,  

которые придерживаются данных установок в отношениях с  

женщиной, важным условием являются признание женщиной  

превосходства мужчин и постоянная поддержка высокой оцен-  

ки собственной мужественности.  

 

Описанные выше традиционные взгляды представляют собой  

важное препятствие для успешного общения с йредставителями  

противоположного пола.  

 

. Задача консультанта - разрушить эти представления и по-  

мочь найти новые пути общения. Для этого мо^кно посоветовать  

клиенту читать специальную литературу, обсуждать вместе обы-  

1 денные факты, а также постоянно возвращаться к собственному  

1<Я1Ыту. Например, консультант может спросить женщину, утвер-  

^ждающую, .что если она хоть чем-то покажет мужчине, ухажи-  

вающему за ней, что он ей. нравится, то она унизит себя: "А как  

1^ы думаете, легко ухаживать за человеком, который никак не  

Проявляет свою заинтересованность в вас?" или "Представьте  

ll&e6e, что чувствует ваш партнер, KOl^a он сам просит вас, чтобы  

IBM позвонили, а вы отказываетесь это сделать, не объясняя при-  

1Н?". Отвечая на подобные вопросы, клиенту поневоле прихо-  

гтся признать ограниченность и неконструктивность своей по-  

дхии. '  

^Бывает, что для человека особенности взаимоотношений и  

^дставления о нормах оказываются не так важны, как требо-  

ния к тому, каким должен быть "мой" партнер. Трудности об-  

итая могут быть связаны не только с завышенным уровнем  

итйзаний, но с неумением прощать или не замечать досадные  

10чи и огрехи, со склонностью воспринимать их как нечто  

ьезное, ^направленное лично против клиента. Для таких лю-  

^ характерны суждения типа: "Какая же она женщина, если  

умеет готовить" или "О чем с ним говорить, если он не чи-  

1...". Эти реплики, во-первых, исключают возможность даль-  

" того совершенствования и улучшения другого; во-вторых,  

равнив^ают какое-то одно ограниченное качество ко всему  

гообразию проявлений человеческой личности; в третьих,  

1ЭНОСЯТСЯ с позиции превосходства по отношению к друго-  

1 причем отсутствуют сомнения по поводу таких оценочных  

Тв^йий.  - .-,.  

^Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения.  

"Апогея более сложными для психологического анализа чем  

Диз установок. Различные эмоциональные состояния кото-  

> затрудняют общение, связаны с личностными особенностя-  

Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны.  

ти них можно выделить следующие жалобы: "Я чувствую  

очень напряженно", "Мне кажется, что я в компании лиш-  

 

ний", "Я стесняюсь". Для анализа и уточнения этих пережива-  

ний опытный психолог задает ряд вопросов типа: "А почему вы  

напрягаетесь? Чего вы боитесь?", "Что именно вы чувствуете,  

когда окружающие обращают на вас внимание или начинают  

внимательно прислушиваться к вашему мнению?". Такие во-  

просы позволяют понять причины того или иного поведения.  

Область переживаний и чувств, испытываемых людьми при об-  

щении, велика, но обобщив возможные варианты, можно све-  

сти все разнообразие к следующему набору: ощущение себя ху-  

же других, переживание своей ущербности по сравнению с ок-  

ружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требова-  

ния клиента к себе и к окружающим, завышенный уровень  

притязаний и т.п.  

 

Приведем примеры упражнений, направленных на более глу-  

бокое понимание себя и способствующих, таким образом, изме-  

нению поведения.  

 

Проигрывание роли. Участвующему в терапии предлагается  

сыграл> роль другого в процессе общения. При этом лучше все-  

го играть роль того человека, который является образцом в об-  

щении, на кого клиент хотел бы быть похожим.  

 

Сыграл> родь ~ это значит вести себя по возможности сходно,  

употреблял> те же слова и выражения и т.д. Лучше всего, чтобы это  

происходило в группе, в которой отсутствует объект подражания;  

при этом перевоплощение может быть наиболее полным. Испытуе-  

мому предлагается рассказывать то, что обычно рассказывает о себе  

его модель от первого лица. Момвировать, зачем дается такое за-  

дание, можно следующим образом: "У каждого человека в глубине  

души таятся актерские способности, и если уж вам самому не дано  

стать другим, попробуйте сыграл> роль другого, пережить то, что  

испьгйдвает он (она). Опыт, полученный таким образов, поможет  

рам понял> самого себя, и к тому же вы сможете точно решить,  

стоит ли вам был> таким, как ваш идеал. Возможно, у вас есть ка-  

кие-то способности, которые вам стоит попробовать использовать  

в процессе общения, а проигрывая роль другого, вы, сможете с  

большей легкостью их в себе обнаружить". Эта техника направлена  

на расширение представления человека о себе и на дискредитацию  

возможностей и образа неадекватного идеала. Проигрывая роль  

другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколь-  

ко ценными для .него являются собственные качества, проявляе-  

мые в общении.  

 

Переориентация. В этом упражнении не дается четкого зада-  

ййя или инструкции, а Делается попытка переориентировать че-  

ловека на иное отношение к своим негативным переживаниям,  

^переосмысление их субъективного смысла. Одним из вари-  

щгов может б1дть беседа о том, что многие люди также испыты-  

вают различные трудности общения, а разобравшись в своих  

переживаниях, можно помочь не только себе, но и окружаю-  

щим. Другим вариантом переориентации является разговор о  

Шюсти негативного опыта, о том, что, преодолев н^что нега-  

внос, человек развивается и постигает себя и окружающий  

tp. Эта техника помогает избежать фиксирования на негативы  

IX переживаниях.  

 

Поведение, затрудняющее общение с другими людьми, Важ-  

vk источником информации о поведении человека является  

JBHKa его другими, значимыми для него людьми, на мнение  

эрых человек обычно ссылается сам. Так же эту информа-  

можно получить в разговоре с конкретным человеком. Ста-  

ь объяснить себе и психологу свое поведение в определен-  

ситуациях, он анализирует свои трудности в сфере обще-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1776
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь