|
Рекомендации по оптимизации развития личности и группы- правовые предписания; - информация о рабочем времени; - внутрифирменные решения; - вопросы техники безопасности; - социальное развитие предприятия; - результаты его хозяйственной деятельности. Такие сведения могут распространяться как по официальным налам, так и в форме слухов. Официальные каналы - доска ^явлений, циркулярные письма, информационные листки, гулярные обсуждения, собрания.
Важную роль в общении людей играет информация, распро- андемая в форме слухов. Типичными темами информации, иространяемой по данному каналу в различных организаци- являются предстоящие сокращения, способы наказания за издание, возможные изменения в структуре организации, диолагаемые перемещения по службе и пр. Руководитель должен широко использовать канал слухов, подготовить сотрудников к возможным изменениям, вос- информации, носящей стрессовый или личностно- ; характер и т.п. Информация, распространяемая по каналу, как правило, встречает меньшую критическую
ЦВ процессе коммуникации могут возникать различные рады, связанные с непониманием. Преградой для пони- [я ^ожет служить характер восприятия партнеров по об- о, обусловленный их личностными установками. Суще- 1ой преградой являются также смысловые барьеры, ные с различием смыслов, вкладываемых разными н в одни и те же слова, символы (вербальные и невер- ie атрибуты общения).
Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные симво- лы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т.д. Неодинаковые их прочтения разными людь- ми могут создавать проблемы в общении.
Непонимание между людьми возникнет также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действи- тельно ли Ваше сообщение истолковано в том смысле, который Вы в него первоначально вкладывали.
Значительным препятствием в общении могут быть опреде- ленные личностные особенности. Например, неуверенным в се- бе людям часто недостает базовых коммуникативных умений и навыков. К таким навыкам относятся навыки активного слуша- ния (сосредоточенного на партнере) (рис. 14и15).
В качестве вспомогательных средств центрированной на партнере коммуникации выступают пересказ и вербализация.
Пересказ - это повторение рационального содержания вы- сказывания своими словами. Это одна из самых простых форм обратной связи, позволяющая полностью понимать высказыва- ние в том смысле, который в него вкладывает говорящий.
Вербализация - это повторение слушающим эмоционального содержания высказывания говорящего своими словами. Если мы слышим в разговоре, что нашего партнера переполняют чув- ства, и не поможем ему в дальнейшем выражать их открыто, то он перейдет на обычный и общепринятый стиль общения - "рационально-профессиональные рельсы". Преимущества вербализации:
- партнеру предоставляется возможность думать о собствен- ных проблемах дальше;
- положение вещей эмоционализируется, далее эмоции об- суждаются открыто; - собеседник раскрывается и дальше. Недостатки вербализации:
- партнер может быть внутренне дезинтегрирован; - эмоции могут быть неправильно интерпретированы в сто- рону усиления; . ^ - требует много времени.
В поведенческой психологии был разработан ряд продуктив- ных способов повышения эффективности коммуникации.
Активное слушание
Правильная установка
Правильное поведение
"В настоящий момент ты - самый важный собеседник для меня'
Внугриличностное
Межличностное
л
Полное Отсут- внима- ствие ние допол- нения
Осто- Пере- рож- сказ ная
интер- прета- ция
Верба- лиза- ция
pkc. 44. Состмляющм игпмого слуиишм
1-
Дктивное слушание
"^
требует
отсутствия домыслов
осторожной интерпретации
Пю. 15. Сгруиур* требомипй яктнмого слушаим
Можно указать ряд типичных ошибок слушания и речевого поведения:
Опнбкв сдувший Оамбкл собееедамш ' рстевого юмден-
отсухствие внимания, восхфиятие намеков ках конкретные высказывания и дополнение их домыслами правильное восприятие, но ложная интерпретация
ложное восхфиятие рационального содержания информации ложное восприятие эмоционального содержания информации
- неясные по содержанию и форме высказывания
Коммуникация протекает наиболее успешно, если партнеры находятся в сходных психологических состояниях, в своеобраз- ном психологическом резонансе. Такое состояние легко диагно- стировать по простым поведенческим проявлениям: Вам при- шла в голову какая-либо мысль, а Ваш партнер говорит Вам об этом, или наоборот.
80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психо- логическая наблюдательность. Для эффективного общения необ- ходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат внешность партнера по общению, его речь, по- ступки и, особенно, невербальцое поведение.
Создание правильного представления о другом человеке тре- бует длительных повторных контактов if значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. Поэтому глубоко разбираться мы можем, как правило, лишь внеболыпом^количестве наибо- лее близких нам лиц. В среднем - это семь-восемь человек.
При кратковременных контактах обычно опираются на сло- жившиеся эталоны восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном, на основе некоторых общих призна- ков, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые, по нашему опыту, обычно встречаются у людей такоготипа.
Навыки экспресс-диагностики очень важны в практике взаи- модействия, однако восприятие людей с опорой на эталоны (ле- жащее в основе 'такой диагностики) связано с целым радом ти- пичных ошибок, так называемых эффектов.
Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а не- приятному - свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих.
Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наи- более ярких особенностей другого в сторону среднего.
Эффект ореола - когда человека начинают считать выдаю- щимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи. : Эффект порядка - когда при противоречивой после первой [встречи информации о человеке больший вес придается дан- 1ным, полученным вначале (при общении со старыми знакомы- 1^ш, наоборот, больше доверяем последним сведениям).
Полностью избежать указанных ошибок не может никто, но 'ha Ваших силах разнообразить Ваши эталоны и научиться кор- 1ре1сгировать свои ощибки (см. практические рекомендации по ^общению).
1: Общение как специфический вид человеческой активности 1*вляется одним из ведущих факторов развития личности. В свя- 1и с этим важную роль приобретает оптимизация общения. Раз- гтано большое количество практических приемов оптимиза- общения. Одним из самых распространенных в психологии 1ется трансактный анализ взаимодействия, который мы рас- ютрели выше.
Причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в щении, весьма различны. Ддя удобства выделим следующие "три новные группы проблем общения, обозначенные по аналогии с вмя уровнями установки, известными в социальной психологии: представления, деструктивно влияющие на процесс общения; эмоциональные переживания, затрудняющие процесс об-
.жия;
"поведение, осложняющее процесс общения. е деление является весьма условным, потому что трудности, икающие на одном из уровней, затрагивают и остальные. 'стяновки, затрудняющие процесс общения. Проблемы обще- вызванные неадекватными социальными установками, явля- распространенными, но в тоже время легко поддаются кор- . Социальные установки, лежащие в основе трудностей об- обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные :ения о межличностных отношениях в целом, и особенно
с представителями противоположного пола. Среди упомянутых представлений мож^о выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутст- вие критических требований к самому себе.
Одним из наиболее успешных способов изменения неадек- ватных социальных установок является предложение клиенту задуматься о причинах поведения других людей. Можно пред- ложить ему специально понаблюдать за теми из его окружения, кто особенно непонятен, неприятен или досаждает; предложить подумать, каковы причины тех или иных поступков, опреде- лить, какие "кошки скребут" у них на душе, чем вызвана мол- чаливость одного, вспыльчивость другого, подозрительность и грубость третьего.
Часто бывают ситуации, при которых в основе трудностей общения Лежат ригидные, стереотипные представления о лицах противоположного пола. Тогда люди приходят уже с уверенно- стью в том, что их обязательно постигнет неудача. Типичными вопросами для них являются следующие: ну как можно дове- рять мужчинам? О чем можно говорить с женщиной? Стерео- типные суждения о мужественности и женственности, мешают добиться взаимопонимания между партнерами. Женский пат- терн (представление окружающих о роли женщины во взаимо- отношениях с мужчинами) - демонстрация холодности и не- приступности в отношениях с мужчиной, стремление ничем не проявить свою заинтересованность в партнере с тем, чтобы не уронить своего достоинства, своей "женской гордости", соче- тающейся с жесткими требованиями к мужчинам. По мнению таких женщин, их партнер должен быть активным, иметь опре- деленные профессиональные достижения и относиться к жен- щине как рыцарь. Мужской вариант также примитивен, прямо- линеен и ригиден. Женщина должна быть красивой, нежной, отзывчивой, но одновременно независимой, нетребовательной, чтобы мужчина мог не уделять ей слишком много внимания и иметь возможность быть независимым и свободным от нее, но уверенным в ее любви, верности и привязанности. Для людей, которые придерживаются данных установок в отношениях с женщиной, важным условием являются признание женщиной превосходства мужчин и постоянная поддержка высокой оцен- ки собственной мужественности.
Описанные выше традиционные взгляды представляют собой важное препятствие для успешного общения с йредставителями противоположного пола.
. Задача консультанта - разрушить эти представления и по- мочь найти новые пути общения. Для этого мо^кно посоветовать клиенту читать специальную литературу, обсуждать вместе обы- 1 денные факты, а также постоянно возвращаться к собственному 1<Я1Ыту. Например, консультант может спросить женщину, утвер- ^ждающую, .что если она хоть чем-то покажет мужчине, ухажи- вающему за ней, что он ей. нравится, то она унизит себя: "А как 1^ы думаете, легко ухаживать за человеком, который никак не Проявляет свою заинтересованность в вас?" или "Представьте ll&e6e, что чувствует ваш партнер, KOl^a он сам просит вас, чтобы IBM позвонили, а вы отказываетесь это сделать, не объясняя при- 1Н?". Отвечая на подобные вопросы, клиенту поневоле прихо- гтся признать ограниченность и неконструктивность своей по- дхии. ' ^Бывает, что для человека особенности взаимоотношений и ^дставления о нормах оказываются не так важны, как требо- ния к тому, каким должен быть "мой" партнер. Трудности об- итая могут быть связаны не только с завышенным уровнем итйзаний, но с неумением прощать или не замечать досадные 10чи и огрехи, со склонностью воспринимать их как нечто ьезное, ^направленное лично против клиента. Для таких лю- ^ характерны суждения типа: "Какая же она женщина, если умеет готовить" или "О чем с ним говорить, если он не чи- 1...". Эти реплики, во-первых, исключают возможность даль- " того совершенствования и улучшения другого; во-вторых, равнив^ают какое-то одно ограниченное качество ко всему гообразию проявлений человеческой личности; в третьих, 1ЭНОСЯТСЯ с позиции превосходства по отношению к друго- 1 причем отсутствуют сомнения по поводу таких оценочных Тв^йий. - .-,. ^Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения. "Апогея более сложными для психологического анализа чем Диз установок. Различные эмоциональные состояния кото- > затрудняют общение, связаны с личностными особенностя- Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны. ти них можно выделить следующие жалобы: "Я чувствую очень напряженно", "Мне кажется, что я в компании лиш-
ний", "Я стесняюсь". Для анализа и уточнения этих пережива- ний опытный психолог задает ряд вопросов типа: "А почему вы напрягаетесь? Чего вы боитесь?", "Что именно вы чувствуете, когда окружающие обращают на вас внимание или начинают внимательно прислушиваться к вашему мнению?". Такие во- просы позволяют понять причины того или иного поведения. Область переживаний и чувств, испытываемых людьми при об- щении, велика, но обобщив возможные варианты, можно све- сти все разнообразие к следующему набору: ощущение себя ху- же других, переживание своей ущербности по сравнению с ок- ружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требова- ния клиента к себе и к окружающим, завышенный уровень притязаний и т.п.
Приведем примеры упражнений, направленных на более глу- бокое понимание себя и способствующих, таким образом, изме- нению поведения.
Проигрывание роли. Участвующему в терапии предлагается сыграл> роль другого в процессе общения. При этом лучше все- го играть роль того человека, который является образцом в об- щении, на кого клиент хотел бы быть похожим.
Сыграл> родь ~ это значит вести себя по возможности сходно, употреблял> те же слова и выражения и т.д. Лучше всего, чтобы это происходило в группе, в которой отсутствует объект подражания; при этом перевоплощение может быть наиболее полным. Испытуе- мому предлагается рассказывать то, что обычно рассказывает о себе его модель от первого лица. Момвировать, зачем дается такое за- дание, можно следующим образом: "У каждого человека в глубине души таятся актерские способности, и если уж вам самому не дано стать другим, попробуйте сыграл> роль другого, пережить то, что испьгйдвает он (она). Опыт, полученный таким образов, поможет рам понял> самого себя, и к тому же вы сможете точно решить, стоит ли вам был> таким, как ваш идеал. Возможно, у вас есть ка- кие-то способности, которые вам стоит попробовать использовать в процессе общения, а проигрывая роль другого, вы, сможете с большей легкостью их в себе обнаружить". Эта техника направлена на расширение представления человека о себе и на дискредитацию возможностей и образа неадекватного идеала. Проигрывая роль другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколь- ко ценными для .него являются собственные качества, проявляе- мые в общении.
Переориентация. В этом упражнении не дается четкого зада- ййя или инструкции, а Делается попытка переориентировать че- ловека на иное отношение к своим негативным переживаниям, ^переосмысление их субъективного смысла. Одним из вари- щгов может б1дть беседа о том, что многие люди также испыты- вают различные трудности общения, а разобравшись в своих переживаниях, можно помочь не только себе, но и окружаю- щим. Другим вариантом переориентации является разговор о Шюсти негативного опыта, о том, что, преодолев н^что нега- внос, человек развивается и постигает себя и окружающий tp. Эта техника помогает избежать фиксирования на негативы IX переживаниях.
Поведение, затрудняющее общение с другими людьми, Важ- vk источником информации о поведении человека является JBHKa его другими, значимыми для него людьми, на мнение эрых человек обычно ссылается сам. Так же эту информа- можно получить в разговоре с конкретным человеком. Ста- ь объяснить себе и психологу свое поведение в определен- ситуациях, он анализирует свои трудности в сфере обще- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|