|
Бодалев А.А. » Психология общениятывать: 1) ситуации, включая различные виды деятельно- сти, в которых проявляется коммуникативная активность;
,2) характер отношения личности к деятельности и к ее участникам; 3) волевые усилия личности в достижении це- деи общения (активность потенциальная и реальная); 4) характер активности в общении (активность творческая, репродуктивная); 5) устойчивость, длительность, динами- ку проявления коммуникативной активности (активность ситуативная или интегральная).
Каждый из указанных уровней активности можно ран- жировать по степени ее проявления - высокая, средняя, низкая. Следовательно, уровень коммуникативной актив- ности отражает изменение характера общения субъекта,
19 STR.20 его способности осваивать многообразные способы и сред- ства познания другого человека и воздействия на него, а ее степень выражает умение максимализировать коммуника- тивные действия в пределах того или иного уровня. Идеал коммуникативной активности личности - это всесторон- ность (охватывает все стороны личности, проявляется во всех видах общения) устойчивость, творческий характер проявления на основе положительной мотивации, а анти- под реализованной активности в общении - пассивность, инертность, безволие, безразличие, безучастное отноше- ние к процессу общения и его участникам.
Важно отметить, что потенциальная активность харак- теризует личность со стороны стремления и готовности ее к общению. Стремление проявляется в интересе, в желании удовлетворить любопытство.
Готовность к реальной активности предполагает опреде- ленные мотивы коммуникативной деятельности, владение исходными знаниями о людях, с которыми предстоит об- щаться, методами фиксации особенностей их внешнего и внутреннего облика, а также вербального и невербального поведения, умением слушать и др. Однако сами по себе эти показатели еще не претворяют потребность в общении в конкретные действия. Здесь важен механизм воли, которая при необходимости переводит потенциальную активность в реальную.
В зависимости от характера участия человека в реальном общении различают репродуктивную (исполнительскую) и творчески реализованную коммуникативную активность. Попытки представить детально уровни коммуникативной активности сейчас предпринимаются.
На меру и характер активности человека в общении всег- да влияют деятельность и отношения. Ведь чтобы достичь цели совместной деятельности и свои собственные, лич- ность должна вступать в контакты с другими участниками. При этом частота, содержание и форма этих контактов за- висят от понимания личностью своей роли в этой деятель- ности, от ее способности выполнять эту роль, а также от характера ее взаимоотношений с партнерами.
Общение, как известно, подразделяется на деловое и межличноетное (формальное и неформальное). И в зависи- мости от того, какое оно, различаются и особенности пси- хической активности, которые эти виды общения характеризуют.
20
Деловое общение - это взаимодействие людей, в кото- ром его участники выполняют социальные роли, следова- тельно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы, а также способы осуществления контактов. И ак- тивность познавательной и эмоционально-волевой сфер, и активность общения в целом в подобных случаях имеют прагматический характер.
В межличностном, неформальном общении нет жесткой регламентации в соответствии с задаваемыми деятельно- стью ролями функционирования интеллектуальных про- цессов, эмоций, поведения. В идеальных случаях происходит сосредоточение на собеседнике, погружение в его внутренний мир, вхождение в его состояние для того. чтобы бережно и адекватно откликаться на движение его души. И интеллект, и чувства, и поведение при неформаль- ном общении в отличие от делового актуализируются в совершенно ином режиме и имеют с самого начала другую направленность. Здесь и цель, и мотивы, и способы, и ре- зультат <очеловечены> на всем протяжении процесса обще- ния. При этом всегда присутствует поправка на своеобразие общающихся личностей.
Большое влияние на активность общения человека ока- зывают его положение в формальной и неформально-струк- турах коллектива, а также отношения, сложившиеся с его членами (например, роль руководителя в совместной дея- тельности является, как правило, фактором, побуждающие к более активному общению, чем роль исполнителя).
На частоте и характере контактов человека с другими людьми обязательно отразится и то, как он к ним относится:
любит их, ненавидит или равнодушен к ним. Однако в не- которых случаях человек маскирует свое истинное отноше- ние к лицу и более или менее активно с ним общается. Следовательно, возможно возникновение противоречий йёжу формой коммуникативных контактов, их активно- сТью и характером действительных отношений, которые за ними стоят.
Необходимо отметить, что авторитарная манера обраще- ния человека с партнером сдерживает активность послед- него, а демократическая - наоборот, способствует ее росту. Причем и та и другая манера поведения ица - это обычнЬ выражение характера понимания и оценивания им людей и себя самого, а также отношения как к ним. так и к себе. Подобным образом оценивается роль монолога и диа-
21 STR.22 лога в стимулировании или сдерживании активности в об- щении. В монологе активным считают того, кто его произ- носит, и пассивным - кто воспринимает. Диалогическая же форма побуждает быть активными всех участников.
Активное общение - это не многоговорение с обеих сто- рон, а обмен информацией для решения совместной задачи, убеждение в чем-то собеседника, получение от него того, ради чего было затеяно общение. Таким образом, общение может быть не только обоюдоактивным, но и обоюдодейст- венным, как, впрочем, оно может быть односторонне актив- ным и односторонне действенным.
Однако повышенная активность общения не всегда сви- детельствует о его глубине выливаться в очевидную для всех поверхностность. И наоборот, низкая, но выборочно целенаправленная - делать общение основательным.
Установлено, что одни из взаимодействующих лиц, про- являя активность, преимущественно выражают ее в форме сложившихся у них стереотипов обращения с людьми, дру- гие - постоянно привносят в нее творчество (максимально мобилизуют свой интеллект и, пропуская впечатления о человеке через призму своего опыта, пытаются <схватить> суть его своеобразия и выстраивать по отношению к нему свое поведение). Таким образом, степень активности лич- ности, а также оформление этой активности зависят не только от реального поведения того, с кем личность в дан- ный момент взаимодействует, но и от ее опыта общения в прошлом.
Как построить межличностное взаимодействие, чтобы вызвать при этом благотворный, активизирующий лич- ность эффект и не нанести ей ущерба? Вопрос этот, кажу- щийся сугубо практическим, для психологии оборачивается фундаментальной проблемой.
Один из подходов к изучению психологических основа- ний активности - рассмотреть связи человека с другими- людьми, проявляющиеся на уровне психического отражён" ния их, отношения к ним (в форме тех или иныхэмоцйо,т" нальных откликов) и обращения с ними (мы употребляем терминологию В.Н. Мясищева - А.Б.), в качестве <ядра> (основания) такой активности.
Тогда суть <ядра> составит определенным образом упо- рядоченный опыт взаимодействия человека с другими людьми, слагающийся из впечатлений о них, полученных из прямых и непрямых контактов с ними. И от того, какой
22
этот опыт, какие переживания преимущественно вызвал, будет зависеть характер установки, с которой человек вый- дет в новые контакты. Причем эти новые контакты могут быть такими, какими их человек себе представлял, или в большей либо меньшей степени отличаться от ожидаемых. А это означает, что они будут усиливать его активность в общении или, наоборот, подавлять ее.
Вместе с тем нельзя абстрагироваться и от того, с каким <Я> в личности мы имеем дело. Если <Я> личности крайне гипертрофированно, и последняя предстает перед окружа- ющими как глухарь, не воспринимающий других как рав- ных себе,- будет одна активность. Если <психологической изнанкой> <Я> личности будут приниженность, самоумале- ние, самоуничижение - будет другая активность. И нако- нец, если за <Я> личности стоит позиция таких же уважения себя и требовательности к себе, как и к другому <ТЫ>,- третья активность.
Для личности со сформированной гуманистической на- правленностью характерны развитие до высокого уровня способность к децентрации и идентификации, эмпатия, ре- флексия Общение тех людей, в личности которых они вы- ражены сильнее, будет в большей, степени корректироваться индивидуальными качествами каждого из контактирующих. Благодаря этим психическим качест- вам у взаимодействующих лиц усиливается взаимная со- вместимость.
Когда идентификация, децентрация, эмпатия, рефлек- сия реализуются в общении, то они, с одной стороны, ока- зываются выражением уровня саморегуляции человека, а с другой - воздействуют на дальнейшие изменения и после- дующее развитие этой саморегуляции.
Факты свидетельствуют о том, что наличие именно этих психических качеств у лица является важнейшим условием освобождения от мешающих свободному активному обще- нию <зажимов> для того человека, который вступает с ним
Децентрация - механизм преодоления эгоцентризма личности, заклю- чающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной; идентификация - уподобление, отождествление с кем- либо, чем-либо; рефлексия - процесс самопознания субъектом внут- ренних психических актов и состояний; эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в пережи- вания другого человека. (См.: Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990).
23 STR.24 в общение. Для личности с гуманистической направленно- стью не характерны силовое давление на другого человека, тенденция к манипулированию его психикой. Поэтому и последний, часто не осознавая этого, не препятствует втор- жению в свое <Я>, а, наоборот, самораскрывается, <прибав- ляет> в искренности и активно самовыражается. Следовательно, происходит переход на более высокий уро- вень развития восприятия им других людей и себя, развития мышления и воображения. Такие же сдвиги происходят и в эмоциональной сфере человека, и главный среди них - укрепление положительной реакции на других людей.
Однако <Я> личности влияет не только на активность каждого из взаимодействуюших лиц, но и на активность самого диадного процесса общения в целом.
Активность межличностного общения как процесса мо- жет определяться (и измеряться) степенью сходства или различия мотивов, интенсивностью последних: субъектив- ной важностью для участников результата общения, кото- рого каждый из них хочет достичь, нетрафаретностью используемых каждым из них способов развития контак- тов, а также психологической совместимостью или несов- местимостью людей. Естественно, что в одних случаях вклад каждого из участников общения в этот процесс может быть примерно равным; в других - может наблюдаться своеобразная асимметрия в этих вкладах, и высокий уро- вень коммуникабельности будет достигаться за счет высо- кой мотивационной заряженности на достижение плодотворного результата и недюжинного творчества, а также большой талантливости субъекта общения.
В жизни, по данным Н.А. Логиновой и Е.А. Хорошило- вой, встречаются случаи, когда человек предпочитает об- щаться с людьми одного с ним возраста и пола, одинаковых профессий, социального положения, национальности. Как правило, это связано с исключительно большой избира- тельностью личности при установлении коммуиякатйвйьй> связей, а также и с таким присущим ей свойством, как интровертированность.
Вместе с тем бывают и другие случаи, когда у человека обнаруживается устойчивая тенденция постоянно и легко вступать в контакты с разными людьми. Такое поведение характерно для экстравертов (Айзенк и др.). Данные о при- родной предрасположенности к более или менее активному общению можно найти в работах А.И. Ильиной.
24
А.И. Ильина (ученица В.С. Мерлина) выявила связь ди- намических качеств общительности с временными харак- теристиками темперамента.
И в монографическом, и в групповом исследовании на- блюдалась хорошая сопоставимость специфических для инертных и подвижных испытуемых временных характери- стик темперамента и динамических качеств общительно- сти. В частности, было установлено, что у подвижных испытуемых широта общительности, быстрота реакции в общении, лезатрудненность в установлении знакомств, ак- тивность и выразительность общительности сочетаются с быстротой переключения фиксированных установок, быст- ротой переделки положительных условных связей в тормоз- ные и, наоборот, тормозных в положительные, быстротой переключения с одной деятельности на другую, легкой эмо- циональной возбудимостью, быстротой выработки и изме- нения привычек. У инертных узость круга общения, медленность реакции в общении, затрудненность в установ- лении знакомств, пассивность и невыразительность общи- тельности сочетаются с медленностью переключения фиксированных установок, медленностью переделки поло- жительных и тормозных связей, с затрудненностью пере- ключения с одной деятельности на другую, слабой эмоциональной возбудимостью. Устойчивость и неустойчи- вость отношений общения, выявленных при монографиче- ском изучении, не отличает испытуемых от всего их массива. Возможно, что в сравнении с остальными качест- вами общительности это связано с проявлениями <другой подвижности>: известно, что подвижность представляет со- бой, сложное комплексное свойство.
Возможно и то, что устойчивость отношений общения в отличие от других качеств ближе к содержанию, а не к форме общительности.
Следует также отметить, что с помощью монографиче- ского изучения раскрывается связь общительности и тем- перамента, но не показывается степень и достоверность такой связи. О них можно судить по статистическому ана- лизу материалов группового экспериментального исследо- вания.
Тот факт, что динамические особенности общительности лучше коррелируют с показателями темперамента, нежели между собой, тоже свидетельствует об их тяготении не толь- ко друг к другу, но и к чертам темперамента.
25 STR.26 Отличительные особенности общительности подвижных и инертных испытуемых, коррелируя со скоростными свой- ствами темперамента, сами в какой-то мере выражают ско- ростные свойства поведения. Характеристика быстроты реакции в ответ на изменяющиеся условия общения в этом отношении очевидна. Широта, активность, незатруднен- ность в общении выражают скоростные моменты возникно- вения и прекращения общения сначала с одними лицами, а затем с другими, третьими.
Выразительность общительности в работе А. И. Ильиной также рассматривается со стороны быстроты изменений ми- мики, пантомимики, интонации голоса. Во всех этих каче- ствах обнаруживаются динамические особенности
общения, и это тоже в какой-то мере доказывает их связь с темпераментом.
Массовое исследование подтвердило результаты моно- графического исследования: связанные с временными ха- рактеристиками темперамента. Динамические качества общительности чаще всего обнаруживаются в разнообраз- ных, изменяющихся условиях, в широком круге малозна- комых лиц.
Большинство существующих на сегодняшний день тео- ретических моделей превращения человека в субъекта об- щения строится в основном по схеме <внешнее во внутреннее>. Данные же, полученные Ильиной, показыва- ют, что важно учитывать формулу <внешнее через внутрен- нее>.
Крайне много для понимания общечеловеческих субъек- тно-деятельностных личностных особенностей активности в общении, а также их индивидуальных проявлений может Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|