|
Бодалев А.А. » Психология общенияневозможно,- говорил А.С. Макаренко. И продолжал: ка- ковы отношения - такова и личность. Такая же точка зре- ния на суть личности и главный фактор ее формирования была в XIX веке у К. Маркса, в предреволюционное время - у А.Ф. Лазурского, в Советской России - у В.Н. Мяси- щева и его учеников, на Западе (в последние десятилетия) у ученых, которое развивают взгляды гуманистической школы в психологии.
Разделяя эту концепцию личности и понимая значение отношений для постижения основной характеристики лич- ности, я ставлю перед собой и будущими читателями этой статьи вопрос: а как управлять развитием отношений чело- века к действительности таким образом, чтобы на выходе получать у него психические свойства, проявления которых в поступках и деяниях этого человека не только не шли бы вразрез с главными ценностями жизни и культуры, а, нао- борот, работали бы на их преумножение?
Прежде чем начать отвечать на этот вопрос, надо вспом- нить, какое содержание в психологии принято вкладывать в понятие отношение и в понятие личности. Отношение, если взять расхожее его толкование - это, как известно, связь чего-то с чем-то или кого-то с чем-то, или кого-то с кем-то. Если рассматривать связь человека с чем-то, на- пример, предметом, вещью, то в этом случае, говоря образ- но, конец этой связи, исходящий от человека, оказывается осложненным психологической добавкой в виде субъектив- ного отражения этого чего-то в форме образа восприятия, представления памяти, понятии, эмоциональной реакцией на это что-то и поведенческим откликом человека на него.
Если же затем проанализировать связь одного человека с другим человеком или с какой-то общностью людей, то в
6 А.А. Бодалев
161
STR.162 этом случае обнаруживается присутствие и действие пси- хического отражения, эмоциональной реакции и поведен- ческого отклика на другого человека или на общность на обоих концах этой связи.
Если же теперь попытаться определить отношение, как его понимают психологи, более точно, то это - психиче- ское образование, интегрирующее в себе результаты позна- ния человеком какого-то объекта действительности во время всех встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, которые имели место также при всех встречах с ним, и также вырабатывающуюся при этом форму пове- денческих ответов при контактах с этим объектом.
А объектами, к которым у человека формируются опре- деленные отношения, оказываются и вещи, которые его окружают, и люди, с которыми ему приходится общаться, и деятельность, в которую он вовлекается кем-то или вы- полняет по собственной инициативе, и явления природы, которые он наблюдает, и события в обществе, и все-все остальное, что составляет ту действительность, в которую он оказывается включенным.
Теперь, идя от сказанного выше, можно дать определе- ние и сущности личности. Оно будет таким: личность- совокупность отношений или можно сказать: личность - ансамбль отношений (так определял ее В.Н. Мясищев). Но, понято, это - предельно общее определение личности, а общее, как известно, существует лишь в отдельном и через отдельное. И если анализировать это отдельное, и личность каждого человека сравнивать с личностью любого другого человека, то мы найдем у них и совпадения в сформирован- ных отношениях и обязательно более или менее значитель- ные различия.
Сходство проявится в том, что у них непременно обнару- жатся отношения к другим людям - одного с ними поля и противоположного, представляющим разные возрастные группы и профессии, занимающим разное положение в об- ществе, отличающимся друг от друга по национальному и имущественному признакам. Оно даст о себе знать и в на- личии отношения каждой личности к самой себе, к труду, к собственности, к деньгам, к власти и еще к очень многому из того, что составляет ту действительность, в которую включен каждый человек.
Что же касается различий в отношениях, то они обнару- живаются в том, насколько их содержание и форма выра-
162
.1
жения соответствуют общечеловеческим ценностям, какие из отношений в том ансамбле, который образует личность, оказываются доминирующими и, значит, насколько сильно и насколько долго они определяют поступки и деяния чело- века, а какие, наоборот, играют подчиненную роль и высту- пают как побуждения к действию лишь эпизодически.
Наверное, у большинства читателей этой статьи не будет возражений против того, что оптимальным для современ- ного обществй (если иметь в виду его действительное раз- витие, а не стагнацию) типом человека будет такой, в личности которого сформировано активно положительное отношение к планете Земля, к человечеству, к Отечеству, к другому человеку и к себе самому, к труду, к собственно- сти, к семье, к созданным людьми произведениям матери- альной и духовной культуры. И вряд ли этим молчаливым большинством будет приветствоваться личность, у которой в сознании и поведении доминируют культ золотого тельца, культ насилия, культ секса, культ низкопробной маскуль- туры и другие подобные названным культы и культики.
Но вот возникает гигантская по трудности ее разреше- ния задача: как в условиях современной России, пережива- ющей тяжелейший кризис в области политики, экономики, идеологии, права, морали формировать в личности отноше- ния, которые, материализуясь в ее поведении, работали бы на преумножение основных ценностей жизни и культуры, а ее самою выводили бы на высший уровень возможного для нее развития?
Прежде чем ответить на этот предельно злободневный вопрос, попытаемся понять характер объективных и субъ- ективных факторов, от наличия и взаимодействия которых зависит формирование того или иного отношения, которое входит в содержание личности и которые все вместе обра- зуют ее структуру.
Как показывает передовая педагогическая практика и опыт лучших психотерапевтов, решающим фактором в по- давляющем числе случаев, от которого зависит формирова- ние у каждого конкретного человека такого отношения к действительности, когда высокие человеческие ценности становятся его собственными ценностями, является отно- шение как к нему, так и к окружающему его миру, в поло- жительном смысле субъективно значимых для него людей и общностей.
б 163
STR.164 Положительно же субъективно значимые люди и общно- сти для каждого из нас - это те, кто имеющимися у них характеристиками и возможностями, которыми они распо- лагают, или уже удовлетворяют или, как нам кажется, мо- гут удовлетворить наши потребности.
При этом речь не идет только о людях и общностях в нашем окружении, которые привычно для нас и для себя удовлетворяют наши будничные потребности и которые по причине многократной повторяемости вызывают в нас спо- койное к себе отношение. Нет! Здесь прежде всего имеются в виду люди и общности, которые обладают для нас автори- тетом, вызывают уважение, а часто и любовь.
Обладание этими людьми желанными для нас достоин- ствами - большими знаниями, сильным характером, удач- ливостью в жизни и пр. (особенности качеств, делающих этих людей положительно субъективно значимыми, для разных лиц могут сильно варьировать) увеличивает воз- можность их психологического воздействия на те личности, Для которых они являются авторитетами. Такие социаль- но-психологические эффекты, связанные с последними, как заражение, подражание, внушение, вера, убеждение, становятся в подобных случаях более частыми, более силь- ными и более устойчивыми.
Подобное же социально-психологические действие на человека могут производить и действительно производят и общности (семья, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада и др.), если они становятся авторитетны- ми, уважаемыми и эмоционально притягательными для че- ловека. :
Характер поведения, отвечающего сути основных цен- ностей жизни, воплощаемых в поступках и деяниях авто- ритетных, уважаемых, любимых нами людей и общностей, будут играть для нас роль образца для подражания, выска- зываемые ими утверждения при сниженном пороге критич- ности с нашей стороны будут приниматься и разделяться нами. Точно также в нас будет жить вера в правильность целей, которые они перед собой ставят, и в нравственность действий, которые они при этом осуществляют.
Вместе с тем за всем сказанным, надо это отчетливо видеть, стоит очень общий подход к рассмотрению зависи- мости, которая существует между положительной субъек- тивной значимостью для нас какой-либо личности или
164
общности и характером нашей психологической готовности откликаться на их воздействия, за которыми стоят те или иные ценности. В реальной жизни все, с одной стороны, сложнее, а с другой - дифференцированнее.
В окружении человека, какого бы возраста он не был, к какому бы полу не принадлежал, в какую бы профессио- нальную группу не входил, чрезвычайно редко только одна личность или только одна общность оказываются в своем сознании, в своей эмоционально-мотивационной сфере и в своем поведений выразителями одновременно сразу всех
ценностей жизни.
Обычно один человек в нашем окружении наиболее ярко воплощает в своем поведении человечность, другой - ве- ликие возможности творческого тру да, третий - семейные добродетели, четвертый - патриотизм и т.д., и названные отдельные ценности, носителями которых эти люди явля- ются, могут оставить след в личности опять же только при условии если каждый из них, как указывалось выше, этой личностью уважаем, любим, для нее авторитетен.
То же следует сказать и об общностях, с которыми кон- тактирует личность. Какая-то из них отличается ярко вы- раженным чувством товарищества, другая - увлеченностью серьезной музыкой, третья глубоко погру- жена во все перипетии политики. И в этом случае позитив- ное по своим последствиям воздействие той или иной общности на личность и на формирование у нее соответст- вующих ценностных ориентации действительно происхо- дит, если эта общность вызывает у последней положительное к себе отношение и пробуждает у нее инте- рес к сути своего главного увлечения.
Высказывая эти утверждение, объективности ради сле- дует все же подчеркнуть, что хотя уважение человека, вера в него, его авторитет является, так же как соответствующие отношения к какой-то общности, одним из условий превра- щения ценностей этого человека и этой общности в собст- венные ценности личности, однако никак не следует забывать, что и в межличностном взаимодействии, и во взаимодействии общности и личности в конечном счете ак- тивны не одна сторона, а обе, и обе они обладают свободой воли. Поэтому надеяться только на действие авторитета, уважения, веры при формировании высоко нравственных ценностных ориентации у личности - это значит в боль-
165 STR.166 шой мере полагаться лишь на случай. Важно уметь исполь- зовать и другие пути целенаправленного формирования у человека отношений к действительности, которые соответ- ствовали бы основным ценностям жизни.
И одним из таких наиболее действенных путей форми- рования у человека отношений, воплощающих в себе основ- ные ценности жизни, является проведение его через ситуации, инструментуемые таким образом; что он своими действиями упражняется в поведении, отвечающем сути определенной ценности, накапливает адекватный ее содер- жанию опыт эмоциональных переживаний и приходит к убеждению на уровне своего сознания о целесообразности и правильности именно такого поведения.
Именно так поступал А.С. Макаренко, когда он хотел закрепить у бывшего правонарушителя поведение в опре- деленных ситуациях, которое отвечало бы принципам вы- сокой нравственности. Вспомним, например, командирование им Семена Карабанова в банк за деньгами для колонии им. Горького. В книге <Педагогическая поэма> воспроизводятся и мысли С. Карабанова в этом эпизоде, и его переживания, и его поведение. Таким образом нам по- казывается критический качественно важный момент фор- мирования у бывшего рецедивиста нового отношения к коллективной собственности педагогом-мастером.
Конечно, в успешном решении этой задачи сыграло свою роль и то, что у С. Карабанова ко времени истории с пол- учением денег в банке уже появилась и стала крепнуть привязанность к А.С. Макаренко и, кроме того, он уже на- чал дорожить своей жизнью именно в колонии имени М. Горького. Этот факт свидетельствует о том, что формиро- вание в личности одного отношения находится в теснейшей связи с развитием у нее других отношений. Кстати, как раз здесь будет уместно напомнить, что в свое время исследо- ваниями Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.Н. Мясищева и др. было показано, что развитие у человека отношения к другим людям обгоняет и оказывает более или менее силь- ное влияние на формирование других отношений, напри- мер, отношения к труду и к себе самому.
Эта закономерность, выявленная выдающимися отече- ственными психологами, заставляет предположить, что формирование не только отношения к труду или к себе самому зависит от формирования отношения, человека к
166
людям, но и становление других отношений (например, к Отечеству, к планете Земля) генетически также связано с характером развития отношения человека к людям.
Но, отмечая такую большую роль отношения человека к людям в формировании у него всех других отношений, важ- но, чтобы это отношение было глубоко гуманным в своей основе. Тогда и отношение к труду у этого человека, выра- жаемое в конкретной деятельности и в ее результатах, бу- дет иметь не индивидуалистический характер, а будет трудом для людей, как, впрочем, и отношение к себе будет отношением не эгоцентрика и эгоиста, а отношением либо альтруиста, либо коллективиста.
Однако, такой гуманистический по своему характеру стержень в структуре личности человека, определяющий все другие его отношения, входящие в эту структуру, сам по себе не образуется. Необходимым и обязательным усло- вием его развития является человечность других людей, проявляемая ими по отношению к этой личности.
Психолог А. В. Суворов в своей докторской диссертации <О воспитании конкретной человечности на примере фор- мирования психического мира слепоглухих детей> убеди- тельнейшим образом показал, что человечность, проявляемая в повседневном будничном общении с этими детьми их близкими и людьми, составляющими их ближай- шее окружение,- необходимейшее условие воспитания в их личности не только здорового нравственного ядра, но и успешности их общего развития.
Представляется, что эта закономерность полностью при- ложима и к личностному развитию людей, обладающих нормальным зрением и слухом. Ведь конкретно человеч- ность проявляется в отношении к другому человеку как к ценности, а это означает стремление и способность его по- нять, сопереживать его радости и горю, всячески способст- вовать достижению им нравственно оправданных целей в повседневной деятельности.
А прямым следствием человечность в отношениях явля- ется развитие в личности того человека, к кому обращено это отношение, чувству защищенности, уменьшение стес- нительности при проявлении своих знаний и умений и стало быть создание благоприятной психологической атмосферы для творчества. Как мы уже знаем (см. работы В.И. Гине- цинского, И.М. Палея, Н.Н. Скуратовской и др.) достиже-
167 STR.168 ние и переживание заслуженного успеха человеком в его деятельности), а для этого нужны положительно субъек- тивно значимые для него люди) избавляет его от формиро- вания к себе отношения как к человеку второго сорта.
Кроме того, как известно, родившееся в народе обобще- ние <с кем поведешься, от того и наберешься> пока еще никем не опровергнуто. А это значит: человечность во вза- имоотношениях окружающих ребенка в детстве людей, не исчезающая в его окружении по мере его взросления, неиз- бежно способствует развитию в его личности человечности и в его отношении к людям. Разумеется, если при этом у взрослых хватает мудрости не превращать ребенка, говоря Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|