Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомих, он постоянно получает информацию о внешних для всех уча- стников деятельности условиях, в которых, а может быть, и бла- годаря которым эта совместная деятельность людей развертыва- ется. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятель- ности.
Вместе все эти виды информации образуют сложный комплекс. В зависимости от требований момента значимыми оказываются то одни, то другие стороны, которые наиболее четко в данный момент и отражаются человеком. В свою очередь каждая из групп сигналов, входящих в этот сложнейший комплекс, который дает человеку разнообразную информацию о ходе совместной деятель- ности (о частичных и общих результатах ее, об условиях выпол- нения, о других участниках, о самом себе), также характеризуется многокомпонентностью. Не рассматривая все группы сигналов информации, поскольку это не входит в задачу исследования, проанализируем роль лишь той части информации, которую полу- чает человек о непосредственно взаимодействующем с ним другом человеке.
Особенности, образующие внешний облик и поведение челове- ка, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди
3 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958, с. 30.
судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим- о поле и возрасте, по третьим - о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые, люди выводят заключение о характерологических особенностях друго- го человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Нако- нец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и
как он делает свое дело сейчас и т. д.
Анализ показывает, что признаки-сигналы, из которых слага- ются внешний облик и поведение человека, могут иметь -для дру- гих людей осведомительное значение и выполнять регулятивную, или прагматическую, функцию. Будучи отраженными, признаки- сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта большую или меньщую систему знаний, которую он привык свя- зывать с каждым из этих сигналов, и предупреждают его о необ- ходимости определенного поведения по отношению к тому чело- веку, которому этот признак-сигнал присущ.
Осведомительная и регулятивная функции сигнала тесно свя- заны, но полностью не покрывают друг друга. При богатстве свя- зей с другим человеком и при наличии сравнительно высокого уровня психологической и гражданской зрелости взаимодействую- щий субъект может воспринять в другом человеке значительное число признаков-сигналов. Но, как правило, лишь часть этих сиг- налов становится регулятором поведения познающего субъекта при взаимодействии с воспринимаемым человеком. Остальные признаки-сигналы, отраженные индивидуумом в этот момент, будут как бы составлять избыточную информацию. Когда в ходе взаимодействия людей появляются новые задачи, происходит пере- распределение ролей признаков, отражаемых познающим субъек- том. Признаки, которые в предыдущей совместной деятельности имели для познающего субъекта только осведомительное значение ирегулятивной нагрузки не несли, теперь начинают выполнять прагматическую функцию. Те же сигналы, которые ранеэ имели регулятивное значение, теперь переходят в разряд несущих по преимуществу осведомительную информацию.
Чем ограниченнее опыт общения индивидуума, тем меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о вза- имодействующем с ним человеке. С другой стороны, смысловая наполненность сигнализации о другом человеке может возрастать при отражении его познающим субъектом в процессе совместной деятельности, но она может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не ис- пользоваться вообще. Регулирующим взаимодействие людей та- кой сигнал будет в этом случае только потенциально. И в самом деле, факты на .каждом шагу убеждают, что, например, при нор- мальном течении процесса совместной деятельности, при реали- зации человеком целей, которые он хотел бы достичь, общаясь STR.10 с другим человеком, определенная часть потока сигналов, получа- емых при отражении облика и поведения партнера по деятель- ности, носит чисто осведомительный характер. И лишь в тех слу- чаях, когда взаимодействие людей начинает идти не так, как хо- телось бы одному из участников деятельности, и, стало быть, когда оказывается под угрозой достижение желаемого им резуль- тата, указанные сигналы из разряда только осведомляющих индивидуума о другом человеке переходят в разряд регулирующих его действия и, связываясь с другими прагматическими сигнала- ми, более или менее перестраивают его поведение по отношению к этому человеку.
Исходя из сказанного, всю уже имеющуюся у индивидуума или поступающую к нему в процессе взаимодействия с другим человеком информацию можно условно разделить да группы в за- висимости от ее содержания, способов хранения и целей иополь- , зования. Видимо, можно выделить прежде всего общеосведоми- тельную информацию. Это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накаплива- ется и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека и влияет на выработку общего подхода к нему. Затем индивидуум может располагать более конкретной и ограниченной осведоми- тельной информацией, говорящей ему лишь о готовности другого ! человека к деятельности определенной сложности и длительности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности. Наконец, существует текущая оперативно-регулятивная информа- ция о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая при взаимодействии с ним в данный момент в совершенно кон- 1 кретных условиях при совместном решении определенной задачи и используемая немедленно. Само собой понятно, что все эти виды информации не отделены <китайской стеной> друг от друга и объ- ем и значение каждого из них в зависимости от характера и про- должительности совместной деятельности могут возрастать или уменьшаться.
Положение людей по отношению друг к другу в процессе сов- местной деятельности, их права и обязанности могут быть и оди- наковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на со- держании той информации друг о друге, которая имеет для каж- дого из них первостепенное значение. Прд-сходстве задач дея- тельности и совпадении в главном путей решения этих задач ха- рактер признаков, которые в каждом из участников имеют сиг- нальное значение, для обоих участников одинаков. При несходст- ве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого - свой.
Два человека пилят бревно. У них в этой совместной деятель- ности объективно равное положение и одинаковые обязанности.
10
Осведомительную и одновременно регулятивную нагрузку для каждого из пильщиков в таких случаях несут те признаки в об- лике и поведении партнера, которые говорят об имеющемся у него запасе сил и умении. Фиксируются действия партнера: скорость отведения пилы к себе, нажим на ее ручку, угол, под которым он удерживает полотно пилы по отношению к распиливаемому стволу дерева, и т. п.
Для сражающихся на ринге боксеров одинаковой спортивной квалификации наиболее значимыми признаками в облике и дейст- виях противника будут прежде всего признаки, свидетельствую- щие о его силе, технической и тактической подготовленности, волевой закалке. В ходе боя для обоих боксеров основную осве- домительную и регулятивную роль будут играть особенности об- лика и действий противника, сигнализирующие о его физическом и психическом состоянии, об общем плане боя, о намерении его провести тот или другой прием и т. д.
Иная картина, когда взаимодействующие в деятельности люди различаются занимаемым в ней положением. Для мастера на производстве наибольшую информационную нагрузку о поступив- шем в его распоряжение рабочем несут те признаки, которые говорят о производственной подготовленности, владении инстру- ментом, средней производительности труда, качестве работы при выполнении заданий разной сложности, знании правил техники безопасности и т. п. Для рабочего же наиболее значимыми в мас- тере являются признаки облика и поведения, говорящие о его ор- ганизаторских навыках, объективности и справедливости при рас- пределении работы, об умении помочь при возникновении труд- ностей, о внимании к рабочим, о способности отстаивать законные интересы бригады в целом и отдельных ее членов.
Для провинившегося ребенка в облике и действиях воспита- теля наибольшую информационную нагрузку несут признаки, ос- ведомляющие о настроении взрослого, намерениях по отношению к ребенку, степени объективности и искренности в оценке прос- тупка.
.Для воспитателя . же важнейшую осведомительную и регу- лятивную роль в облике и действиях провинившегося играют те признаки, которые свидетельствуют о понимании ребенком лож- ности мотивов поступка, вреда его, о раскаянии, стыде и пр.
Таким образом, в первых двух случаях одинаковость объек- тивных условий и тождественность требований, предъявляемых к каждому из, участников деятельности, заставляют последних выделять и оценивать совпадающие в содержании (хотя, может быть, и различные по степени выраженности) особенности з обли- ке и действиях друг друга. В последующих двух случаях неоди- наковость объективных условий деятельности и нетождествен- ность требований, предъявляемых к каждому из участвующих в ней людей, вынуждаю их фиксировать друг " " че совпа- дающие в содержании особенности.
11 STR.12 Взаимодействие людей друг с другом может быть как непо- средственным, так и обусловленным и осложненным опосредству- ющими звеньями.
Чтобы определенные виды совместной деятельности протекали успешно, совершенно необходимо прямое восприятие партнеров и их поведения. В других совместных деятельностях людей для осу- ществления их целей нет необходимости в непосредственно полу- чаемой информации о поведении друг друга. В подобных ситуа- циях характер действий одного участника деятельности часто определяется не результатами восприятия поведения партнера, а результатами действий машины, которой последний управляет, или восприятием материальных результатов его деятельности. В этих случаях восприятие облика и поведения партнера по дея- тельности не является регулятором поведения для другого участ- ника. Оно снова может приобрести регулятивное значение, если воспринимаемый человек отступит от принятых воспринимающим субъектом норм деятельности. И, наконец, во многих видах сов- местной деятельности на разных ее этапах поведение человека регулируется как непосредственной информацией о действиях партнеров, так и информацией о материальных результатах их деятельности. Эта информация дается разного рода техническими устройствами и вносит коррективы в поведение воспринимающего субъекта.
Широта охвата сигналов информации, поступающих от другого человека, и преимущественный отклик на одни из них и полное или частичное игнорирование других зависят не только от объек- тивного значения этих сигналов для результатов совместной дея- тельности, но и от их субъективного значения, которое может не совпадать с объективным.
Значимость сигнала, т. е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет также и на скорость перера- ботки получаемой индивидом информации в ходе взаимодействия с другим человеком.
Мы знаем, что взаимодействие людей в различвых-видах-тЦея-. тельности протекает в речевой форме. Оно может проходить и в форме осуществления людьми физических действий, направлен- ных на достижение определенной цели, одинаковой или неодина- ковой для взаимодействующих. Оно может выглядеть и таким об- разом, что один человек говорит, а другие осуществляют физи- ческие действия. И, наконец, речевые реакции и физические дей- ствия одного человека могут переплетаться с физическими дейст- виями и речевыми реакциями другого. Своеобразным аккомпане- ментом, подчеркивающим степень захваченностй человека проис- ходящим и значимости для него собственных действий и действий других людей, являются его выразительные движения. Таким об- разом, формы, в которые облекается информация, поступающая от одного человека к другому, неодинаковы в разных видах дея- тельности. В зависимости от видов совместной деятельности на-
12
ходятся количество каналов связи, по которым поступает инфор- мация к одному участнику о других, и то, какая из форм инфор- мации является главной. В одних случаях наибольшую информа- цию могут нести и доминировать при построении образа другого человека сигналы, отражаемые зрительным анализатором, в дру- гом - слуховым, в третьем - кинестетическим и т. д.
Если каюие-то сигналы, получаемые при взаимодействии с дру- гим индивидом, носят чисто осведомительный характер и не при- обретают регулятивного значения для принявшего их субъекта (а так бывает, например, при восприятии признаков расовой и национальной принадлежности человеком, лишенным националис- тических предрассудков), это неизбежно приводит к превращению соответствующих раздражителей в индифферентные агенты и к постепенному оттормаживанию и исчезновению тех реакций на них, которые могли наблюдаться раньше.
Исходя из своего прошлого опыта общения с разными катего- риями людей в разяых обстоятельствах, индивидуум ожидает от -другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий | чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выра- жением объективного факта вероятности сигнала.
Одним из необходимых условий взаимодействия людей, отве- чающего сформированным у человека представлениям о нормаль- ном течении этого процесса и о достижении в ходе его желатель- ных целей, является непрерывное получение человеком информа- ции о результатах его собственных действий в этом процессе. Это управление человеком своим поведением на основе действитель- ного совершения действий в соответствии с содержанием само- приказа, а не ожидаемого их выполнения, достигается с помощью
механизма обратной связи.
Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему пору- чение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, инди- видуум непрерывно получает сигналы о том, как он действует и какие результаты им достигаются. В центральный регулирующий аппарат его все время возвращается информация об осуществляе- мом воздействии на внешний мир, на другого человека.
Благодаря действию механизма обратной связи человек на ос- нове достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми ре- зультата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые
кажутся более эффективными.
Роль обратных связей при непосредственном общении людей хорошо показана в исследовании Г. Мейла 4. Сенсорные сигналы, возникающие при отражении человеком облика и поведения со- беседника, и слушание им собственной речи, информируя его
4 М а Ы О. Р. Зепвогу Гас1:ог5 т №е соп1го1 о{ ехргеэзЕуе ЬеЬауюг.- Ас1а р8усЬо1о1са, \"о1. XIX. Агп5(егс1ат, 1961.
13 STR.14 о результатах общения, сказываются на дальнейшем тече;..;! и экспрессивном оформлении этого процесса. Искусственно вызыва- емые Мейлом перерывы в обратной связи, когда нарушалась слу- ховая самостимуляция, приводили к ряду новых явлений: а) нор- I мальная интонация, характерная для речи испытуемых, утрачи- валась; б) возникали необычные для голоса говорящего особен- I ности (дрожание, прерывистость и пр.); в) речь убыстрялась;
г) появлялся <агрессивный и виноватый> смех; д) спонтанно пре- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|