Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница



Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



2 страница


их, он постоянно получает информацию о внешних для всех уча-  

стников деятельности условиях, в которых, а может быть, и бла-  

годаря которым эта совместная деятельность людей развертыва-  

ется. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятель-  

ности.  

 

Вместе все эти виды информации образуют сложный комплекс.  

В зависимости от требований момента значимыми оказываются  

то одни, то другие стороны, которые наиболее четко в данный  

момент и отражаются человеком. В свою очередь каждая из групп  

сигналов, входящих в этот сложнейший комплекс, который дает  

человеку разнообразную информацию о ходе совместной деятель-  

ности (о частичных и общих результатах ее, об условиях выпол-  

нения, о других участниках, о самом себе), также характеризуется  

многокомпонентностью. Не рассматривая все группы сигналов  

информации, поскольку это не входит в задачу исследования,  

проанализируем роль лишь той части информации, которую полу-  

чает человек о непосредственно взаимодействующем с ним другом  

человеке.  

 

Особенности, образующие внешний облик и поведение челове-  

ка, многообразны, и все они для других людей могут выступать  

носителями определенной информации и играть роль сигналов.  

По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди  

 

3 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958, с. 30.  

 

судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим-  

о поле и возрасте, по третьим - о социальной принадлежности и  

уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении  

каждого человека имеются признаки, наблюдая которые, люди  

выводят заключение о характерологических особенностях друго-  

го человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Нако-  

нец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и  

 

как он делает свое дело сейчас и т. д.  

 

Анализ показывает, что признаки-сигналы, из которых слага-  

ются внешний облик и поведение человека, могут иметь -для дру-  

гих людей осведомительное значение и выполнять регулятивную,  

или прагматическую, функцию. Будучи отраженными, признаки-  

сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта  

большую или меньщую систему знаний, которую он привык свя-  

зывать с каждым из этих сигналов, и предупреждают его о необ-  

ходимости определенного поведения по отношению к тому чело-  

веку, которому этот признак-сигнал присущ.  

 

Осведомительная и регулятивная функции сигнала тесно свя-  

заны, но полностью не покрывают друг друга. При богатстве свя-  

зей с другим человеком и при наличии сравнительно высокого  

уровня психологической и гражданской зрелости взаимодействую-  

щий субъект может воспринять в другом человеке значительное  

число признаков-сигналов. Но, как правило, лишь часть этих сиг-  

налов становится регулятором поведения познающего субъекта  

при взаимодействии с воспринимаемым человеком. Остальные  

признаки-сигналы, отраженные индивидуумом в этот момент,  

будут как бы составлять избыточную информацию. Когда в ходе  

взаимодействия людей появляются новые задачи, происходит пере-  

распределение ролей признаков, отражаемых познающим субъек-  

том. Признаки, которые в предыдущей совместной деятельности  

имели для познающего субъекта только осведомительное значение  

ирегулятивной нагрузки не несли, теперь начинают выполнять  

прагматическую функцию. Те же сигналы, которые ранеэ имели  

регулятивное значение, теперь переходят в разряд несущих  

по преимуществу осведомительную информацию.  

 

Чем ограниченнее опыт общения индивидуума, тем меньше его  

способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут  

только осведомительную, но не регулятивную информацию о вза-  

имодействующем с ним человеке. С другой стороны, смысловая  

наполненность сигнализации о другом человеке может возрастать  

при отражении его познающим субъектом в процессе совместной  

деятельности, но она может не использоваться при организации  

взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не ис-  

пользоваться вообще. Регулирующим взаимодействие людей та-  

кой сигнал будет в этом случае только потенциально. И в самом  

деле, факты на .каждом шагу убеждают, что, например, при нор-  

мальном течении процесса совместной деятельности, при реали-  

зации человеком целей, которые он хотел бы достичь, общаясь  

STR.10  

с другим человеком, определенная часть потока сигналов, получа-  

емых при отражении облика и поведения партнера по деятель-  

ности, носит чисто осведомительный характер. И лишь в тех слу-  

чаях, когда взаимодействие людей начинает идти не так, как хо-  

телось бы одному из участников деятельности, и, стало быть,  

когда оказывается под угрозой достижение желаемого им резуль-  

тата, указанные сигналы из разряда только осведомляющих  

индивидуума о другом человеке переходят в разряд регулирующих  

его действия и, связываясь с другими прагматическими сигнала-  

ми, более или менее перестраивают его поведение по отношению  

к этому человеку.  

 

Исходя из сказанного, всю уже имеющуюся у индивидуума  

или поступающую к нему в процессе взаимодействия с другим  

человеком информацию можно условно разделить да группы в за-  

висимости от ее содержания, способов хранения и целей иополь-  

, зования. Видимо, можно выделить прежде всего общеосведоми-  

тельную информацию. Это информация о внешних и внутренних  

устойчивых особенностях другого человека, которая накаплива-  

ется и сохраняется длительное время, используется при общей  

оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека  

и влияет на выработку общего подхода к нему. Затем индивидуум  

может располагать более конкретной и ограниченной осведоми-  

тельной информацией, говорящей ему лишь о готовности другого  

! человека к деятельности определенной сложности и длительности  

и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности.  

Наконец, существует текущая оперативно-регулятивная информа-  

ция о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая  

при взаимодействии с ним в данный момент в совершенно кон-  

1 кретных условиях при совместном решении определенной задачи  

и используемая немедленно. Само собой понятно, что все эти виды  

информации не отделены <китайской стеной> друг от друга и объ-  

ем и значение каждого из них в зависимости от характера и про-  

должительности совместной деятельности могут возрастать или  

уменьшаться.  

 

Положение людей по отношению друг к другу в процессе сов-  

местной деятельности, их права и обязанности могут быть и оди-  

наковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на со-  

держании той информации друг о друге, которая имеет для каж-  

дого из них первостепенное значение. Прд-сходстве задач дея-  

тельности и совпадении в главном путей решения этих задач ха-  

рактер признаков, которые в каждом из участников имеют сиг-  

нальное значение, для обоих участников одинаков. При несходст-  

ве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и  

несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый  

из них решает, характер регулятивных признаков в партнере  

по деятельности для каждого - свой.  

 

Два человека пилят бревно. У них в этой совместной деятель-  

ности объективно равное положение и одинаковые обязанности.  

 

10  

 

Осведомительную и одновременно регулятивную нагрузку для  

каждого из пильщиков в таких случаях несут те признаки в об-  

лике и поведении партнера, которые говорят об имеющемся у него  

запасе сил и умении. Фиксируются действия партнера: скорость  

отведения пилы к себе, нажим на ее ручку, угол, под которым он  

удерживает полотно пилы по отношению к распиливаемому  

стволу дерева, и т. п.  

 

Для сражающихся на ринге боксеров одинаковой спортивной  

квалификации наиболее значимыми признаками в облике и дейст-  

виях противника будут прежде всего признаки, свидетельствую-  

щие о его силе, технической и тактической подготовленности,  

волевой закалке. В ходе боя для обоих боксеров основную осве-  

домительную и регулятивную роль будут играть особенности об-  

лика и действий противника, сигнализирующие о его физическом  

и психическом состоянии, об общем плане боя, о намерении его  

провести тот или другой прием и т. д.  

 

Иная картина, когда взаимодействующие в деятельности люди  

различаются занимаемым в ней положением. Для мастера на  

производстве наибольшую информационную нагрузку о поступив-  

шем в его распоряжение рабочем несут те признаки, которые  

говорят о производственной подготовленности, владении инстру-  

ментом, средней производительности труда, качестве работы при  

выполнении заданий разной сложности, знании правил техники  

безопасности и т. п. Для рабочего же наиболее значимыми в мас-  

тере являются признаки облика и поведения, говорящие о его ор-  

ганизаторских навыках, объективности и справедливости при рас-  

пределении работы, об умении помочь при возникновении труд-  

ностей, о внимании к рабочим, о способности отстаивать законные  

интересы бригады в целом и отдельных ее членов.  

 

Для провинившегося ребенка в облике и действиях воспита-  

теля наибольшую информационную нагрузку несут признаки, ос-  

ведомляющие о настроении взрослого, намерениях по отношению  

к ребенку, степени объективности и искренности в оценке прос-  

тупка.  

 

.Для воспитателя . же важнейшую осведомительную и регу-  

лятивную роль в облике и действиях провинившегося играют те  

признаки, которые свидетельствуют о понимании ребенком лож-  

ности мотивов поступка, вреда его, о раскаянии, стыде и пр.  

 

Таким образом, в первых двух случаях одинаковость объек-  

тивных условий и тождественность требований, предъявляемых  

к каждому из, участников деятельности, заставляют последних  

выделять и оценивать совпадающие в содержании (хотя, может  

быть, и различные по степени выраженности) особенности з обли-  

ке и действиях друг друга. В последующих двух случаях неоди-  

наковость объективных условий деятельности и нетождествен-  

ность требований, предъявляемых к каждому из участвующих  

в ней людей, вынуждаю их фиксировать друг " " че совпа-  

дающие в содержании особенности.  

 

11  

STR.12  

Взаимодействие людей друг с другом может быть как непо-  

средственным, так и обусловленным и осложненным опосредству-  

ющими звеньями.  

 

Чтобы определенные виды совместной деятельности протекали  

успешно, совершенно необходимо прямое восприятие партнеров и  

их поведения. В других совместных деятельностях людей для осу-  

ществления их целей нет необходимости в непосредственно полу-  

чаемой информации о поведении друг друга. В подобных ситуа-  

циях характер действий одного участника деятельности часто  

определяется не результатами восприятия поведения партнера,  

а результатами действий машины, которой последний управляет,  

или восприятием материальных результатов его деятельности.  

В этих случаях восприятие облика и поведения партнера по дея-  

тельности не является регулятором поведения для другого участ-  

ника. Оно снова может приобрести регулятивное значение, если  

воспринимаемый человек отступит от принятых воспринимающим  

субъектом норм деятельности. И, наконец, во многих видах сов-  

местной деятельности на разных ее этапах поведение человека  

регулируется как непосредственной информацией о действиях  

партнеров, так и информацией о материальных результатах их  

деятельности. Эта информация дается разного рода техническими  

устройствами и вносит коррективы в поведение воспринимающего  

субъекта.  

 

Широта охвата сигналов информации, поступающих от другого  

человека, и преимущественный отклик на одни из них и полное  

или частичное игнорирование других зависят не только от объек-  

тивного значения этих сигналов для результатов совместной дея-  

тельности, но и от их субъективного значения, которое может  

не совпадать с объективным.  

 

Значимость сигнала, т. е. субъективное отношение человека  

к поступающей информации, влияет также и на скорость перера-  

ботки получаемой индивидом информации в ходе взаимодействия  

с другим человеком.  

 

Мы знаем, что взаимодействие людей в различвых-видах-тЦея-.  

тельности протекает в речевой форме. Оно может проходить и  

в форме осуществления людьми физических действий, направлен-  

ных на достижение определенной цели, одинаковой или неодина-  

ковой для взаимодействующих. Оно может выглядеть и таким об-  

разом, что один человек говорит, а другие осуществляют физи-  

ческие действия. И, наконец, речевые реакции и физические дей-  

ствия одного человека могут переплетаться с физическими дейст-  

виями и речевыми реакциями другого. Своеобразным аккомпане-  

ментом, подчеркивающим степень захваченностй человека проис-  

ходящим и значимости для него собственных действий и действий  

других людей, являются его выразительные движения. Таким об-  

разом, формы, в которые облекается информация, поступающая  

от одного человека к другому, неодинаковы в разных видах дея-  

тельности. В зависимости от видов совместной деятельности на-  

 

12  

 

ходятся количество каналов связи, по которым поступает инфор-  

мация к одному участнику о других, и то, какая из форм инфор-  

мации является главной. В одних случаях наибольшую информа-  

цию могут нести и доминировать при построении образа другого  

человека сигналы, отражаемые зрительным анализатором, в дру-  

гом - слуховым, в третьем - кинестетическим и т. д.  

 

Если каюие-то сигналы, получаемые при взаимодействии с дру-  

гим индивидом, носят чисто осведомительный характер и не при-  

обретают регулятивного значения для принявшего их субъекта  

(а так бывает, например, при восприятии признаков расовой и  

национальной принадлежности человеком, лишенным националис-  

тических предрассудков), это неизбежно приводит к превращению  

соответствующих раздражителей в индифферентные агенты и  

к постепенному оттормаживанию и исчезновению тех реакций  

на них, которые могли наблюдаться раньше.  

 

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными катего-  

риями людей в разяых обстоятельствах, индивидуум ожидает от  

-другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий  

| чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выра-  

жением объективного факта вероятности сигнала.  

 

Одним из необходимых условий взаимодействия людей, отве-  

чающего сформированным у человека представлениям о нормаль-  

ном течении этого процесса и о достижении в ходе его желатель-  

ных целей, является непрерывное получение человеком информа-  

ции о результатах его собственных действий в этом процессе. Это  

управление человеком своим поведением на основе действитель-  

ного совершения действий в соответствии с содержанием само-  

приказа, а не ожидаемого их выполнения, достигается с помощью  

 

механизма обратной связи.  

 

Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его  

соответствующими выразительными движениями, давая ему пору-  

чение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, инди-  

видуум непрерывно получает сигналы о том, как он действует и  

какие результаты им достигаются. В центральный регулирующий  

аппарат его все время возвращается информация об осуществляе-  

мом воздействии на внешний мир, на другого человека.  

 

Благодаря действию механизма обратной связи человек на ос-  

нове достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми ре-  

зультата может корректировать свое последующее поведение,  

заменяя использованные способы воздействия новыми, которые  

 

кажутся более эффективными.  

 

Роль обратных связей при непосредственном общении людей  

хорошо показана в исследовании Г. Мейла 4. Сенсорные сигналы,  

возникающие при отражении человеком облика и поведения со-  

беседника, и слушание им собственной речи, информируя его  

 

4 М а Ы О. Р. Зепвогу Гас1:ог5 т №е соп1го1 о{ ехргеэзЕуе ЬеЬауюг.- Ас1а  

р8усЬо1о1са, \"о1. XIX. Агп5(егс1ат, 1961.  

 

13  

STR.14  

о результатах общения, сказываются на дальнейшем тече;..;! и  

экспрессивном оформлении этого процесса. Искусственно вызыва-  

емые Мейлом перерывы в обратной связи, когда нарушалась слу-  

ховая самостимуляция, приводили к ряду новых явлений: а) нор-  

I мальная интонация, характерная для речи испытуемых, утрачи-  

валась; б) возникали необычные для голоса говорящего особен-  

I ности (дрожание, прерывистость и пр.); в) речь убыстрялась;  

 

г) появлялся <агрессивный и виноватый> смех; д) спонтанно пре-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1732
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь