Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомстроителя коммунистического общества.
Личный взгляд человека на других людей всегда несет на себе также печать его особых черт характера, его личной силы и сла- бости, выражает индивидуально неповторимые черты его жизнен- ного пути, особенности воспитания, которое он получил. Восприя-
19 Ф и л о н о в Л. Б., Д а в ы д о в В. И. Психологические приемы допроса обвиняемого.-Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 111-122.
20 См.: Теплов Б. М. К вопросу о практическом мышлении.-Ученые записки МГУ, 1945, вып. 90; Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
21 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования, с. 99.
140
тие и понимание личности другого человека постоянно сопровож- даются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных моральных и эстетических чувств. Отмечая эту особен- ность, Н. А. Радищев указывал, что люди в процессе взаимодей- ствия в силу своей социальной природы сопереживают друг другу, вызывают друг у друга тот или иной эмоциональный отклик: <Че- ловек сопечалится человеку, равно он ему и совеселится>22.
Дела, поступки, личность человека вызывают у других людей моральные чувства, оцениваемые обществом как положительно (возмущение нечестным поступком, гордость за человека, сочув- ствие, уважение, симпатия и пр.), так и отрицательно (злорад- ство, зависть и др.).
Как правило, при познании другого человека, помимо мораль- ного чувства, у познающего субъекта обычно возникает то или иное эстетическое переживание. Характер этих переживаний зави- сит от того, насколько отражаемый человек, его действия, все его поведение соответствуют тем нормам прекрасного, которые по- знающий субъект усвоил, может быть, и не осознав их, когда формировался как личность. Мысль В. И. Ленина: <... без <чело- веческих эмоций> никогда не бывало, нет и быть не может чело- веческого искания истины>23, полностью приложима и к процессу познания одним человеком другого.
Чувства, возникающие у индивида в ходе отражения и оценки поведения другой личности, начинают затем влиять на последую- щее отражение индивидом этой личности. Как показывают работы Л. И. Божович, В. Н. Мясищева, Л. С. Славиной24, эти чувства проявляются в уровне активности протекания познавательных про- цессов, сказываются на направленности их, влияют на характер делаемых при познании обобщений.
Об этой роли чувств в <моделировании> облика других людей каждый человек знает по себе. Поэтически ярко и остро иронично говорил о ней в свое время еще Лукреций Кар, имея в виду ослеп- ленных любовью мужчин:
Черная кажется им <медуницей>, грязнуха -
<простушкой>. Коль сероглаза она, то - <Паллада сама>, а худая -
<козочка>. Карлица то - <грациозная крошечка>, <искра>. Дылду они назовут <величавой>, <достоинства полной>. <Мило щебечет> заика для них, а немая - <стыдлива>.
22 Р а д и щ е в Н. А. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952, с. 309.
23 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 112.
24 Вопросы психологии личности школьника. Под ред. Л. И. Божович. М., 1961; Мясищев В. Н. 1) Личность и неврозы. Л., 1960; 2) Основные пробле- мы и современное состояние психологии отношений человека.- Психологическая наука в СССР, т. II. М., 1960.
141 STR.142 Та, что несносно трещит беспрестанно, - <огонь
настоящий>. <Неги изящной полна> тщедушная или больная. Самая <сладость> для них, что кашляет в смертной чахотке. Туша грудастая им - <Церера, кормящая Вакха>. Если курноса - <Силена>, губаста - <Лобзания
сладость>25.
Интересную работу по выяснению зависимостей между уровнем понимания личностью других людей и ее эмоциональным отноше- нием к ним провела в лаборатории социальной психологии Ленин- градского университета А. А. Русалинова.
Учащимся пяти групп производственно-технических училищ Ленинграда она предложила сказать, какими качествами и в ка- кой степени обладают их мастера.
Эмоциональная сторона отношения учащихся к мастеру выяс- нялась в этом исследовании с помощью прямого вопроса в анкете для учащихся: <Нравится ли тебе ваш мастер?>
Коэффициент корреляции между положительным отношением учащихся к мастеру и уровнем их оценки положительных качеств личности мастера оказался равным 0,788, что свидетельствует о довольно тесной связи этих факторов. Коэффициенты корреля- ции между уровнем оценки учащимися качеств личности мастера и уровнем положительного отношения учащихся к мастеру, полу- ченные А. А. Русалиновой в своем исследовании, приведены в таб- лице 20. Эти цифры хорошо показывают, в каких случаях в изу- ченных группах связи между уровнем оценки качества личности и уровнем оценки положительного отношения оказались более или менее тесными.
Таблица 20
Коэффициенты корреляции между уровнями оценки учащимися качеств
личности мастера и положительного отношения к нему
Качества мастера
Коэффициент корреляции
Качества мастера
Коэффициент корреляции
Хорошо знает производ- ство С ним можно поговорить
по душам Приветливый Добрый
Справедливый Хорошо относится ко
всем ученикам Любит свою работу Любит шутить Интересный человек
0,912 0,868
0,853 0,839 0,789 0,740
0,711 0,698 0,691
Считается с мнением груп- пы
Переживает за группу
Хорошо объясняет матери- ал
Заботится, чтобы никто не сидел без работы
Требовательный
Охотно помогает своим ученикам
Ценит рабочее время
Редко сердится
0,640
0,561 0,508
0,492
0,459 0,409
0,343 0,279
25 Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1946, с. 273-274.
142
Факты, полученные А. А. Русалиновой (позже они были под- тверждены в лаборатории ЛГУ Г. И. Бабкиной), свидетельствуют о том, что при отражении индивидом других людей может иметь место идеализация. И эта <идеализация>, т. е. завышенная оценка личностных качеств другого человека, тем выше, чем больше оце- ниваемый человек нравится оценивающему. Указанная <идеализа- ция> может быть и с отрицательным знаком. В этом случае у ин- дивида наблюдается тенденция преувеличивать недостатки и отри- цательные качества характеризуемой им личности или той или иной группы людей.
Если человек систематически неправильно судит о внутреннем мире других людей и приписывает им мотивы поведения, которых у них в действительности нет, то это очень часто является следст- вием узости связей этого человека с людьми и укоренения в нем предрасположенности к восприятию и пониманию всех людей, ка- кой-то категории их или, быть может, отдельного человека с какой- то одной предвзятой точки зрения. Такой взгляд на людей может возникнуть в результате только раз пережитой, но эмоционально очень острой ситуации, когда другие люди причиняют человеку глубокую и незаслуженную обиду, топчут самое дорогое для него, бросают в опасности. Однако чаще предвзятая точка зрения в под- ходе к людям является итогом более или менее длительного об- щения личности по преимуществу с каким-то одним значимым для нее контингентом людей, которое дает ей опыт только отрица- тельных переживаний. В таких случаях взгляд, верный лишь по отношению к одному человеку или небольшой группе людей, про- явивших себя аморально в определенной ситуации, начинает <го- ворить свое слово> при оценке и всех других людей. Однажды образовавшись, подобные установки личности могут сделать ее в известной степени слепой к действиям и поступкам людей, не соответствовавших сформировавшемуся у нее взгляду. Такой за- крепившийся взгляд (<все люди - эгоисты>, <все учителя - фор- малисты>, <все торговые работники - нечестные люди> и пр.) может упорно сопротивляться объективному пониманию и осозна- нию поступков других людей, действовать длительное время вопре- ки сознанию его неразумности и нецелесообразности.
Очень яркий пример такого обобщения приводит в своей <Труд- ной книге> Г. Медынский. Один из бывших правонарушителей, с которыми переписывался писатель, рассказал ему о себе: <Осво- бодился с характером, еще больше окрашенным оттенком цинизма в отношении к людям. Тюрьма не исправила меня ничуть. И что самое главное, тот образ жизни, его обычаи, нравы, отношения, тип людей обобщились в моем понятии как целостное представле- ние о людях вообще. Не прошла мимо меня и ходовая идея о том, что все люди - мошенники, все крадут, как только могут...>26.
26 Медынский Г. Трудная книга. Судьбы, письма, размышления. М., 1964, с. 141.
143 STR.144 Точно таким же образом опыт общения с людьми, проявляв- шими себя только положительно и дававшими связанному с ними лицу по преимуществу лишь одни положительные переживания, формирует у этого лица также известную <предвзятость> в подхо- де к людям, хотя и положительного толка.
Подобные факты еще и еще раз говорят нам о том, что поня- тие, верно отражающее сущность той или иной конкретной лично- сти, всегда является результатом громадной обобщающей работы познающего эту личность индивида. Формирование этого понятия ни в коей мере не является результатом анализа поведения и дея- тельности только познаваемой личности. На него всегда так или иначе <работает> весь прошлый опыт прямого и непрямого взаи- модействия с людьми, накопленный и систематизированный по- знающим эту личность индивидом, и в такой опыт обязательно включается и обобщение тех переживаний, которые ранее дали человеку люди.
Мы рассмотрели некоторые общие особенности, характеризую- щие процесс формирования понятия о человеке как личности у окружающих его людей. В ходе рассмотрения мы смогли убедить- ся, насколько сложен этот процесс, насколько его итог - понятие о конкретной личности - зависит и от самого познаваемого лица и от познающего субъекта.
Дела человека, его поступки, все его поведение в целом в раз- ных обстоятельствах, являясь для окружающих его лиц источни- ком формирования понятий о нем как о личности и объектом идей- но-эмоциональных оценок, вместе с тем в конечном итоге служат показателем правильности этих понятий и оценок. Вся последую- щая деятельность личности, характер ее общения с людьми, ее труд являются проверкой правильности понятия, сформировавше- гося об этой личности у окружающих.
Люди познают друг друга не ради праздного любопытства. К этому побуждает их жизнь в обществе, и результаты такого по- знания всегда в конечном счете влияют на их труд, на формирую- щиеся у них отношения к другим людям и к себе.
ГЛАВА 7
ВОЗРАСТНЫЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Активное отражение человеком других людей, их облика, поступ- ков, действий служит целям регулирования его поведения и дея- тельности, и, конечно, первостепенную роль в развитии у человека знания людей и адекватного поведения по отношению к ним играет непосредственное общение с ними. И хотя все сферы деятельности, в которые оказывается включенным человек, раздвигают границы его знания людей, однако важнейшее значение для развития его как субъекта познания других людей принадлежит тем видам и актам деятельности, в которых он связан с другими участниками деятельности отношениями ответственной зависимости и где ре- зультаты деятельности каждого общественно я личностно значи- мы в глазах 0бщающихся.
Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для се- бя виде деятельности, человек опирается на более или менее обоб- щенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный им в иных, чем эта деятельность, условиях. Так, общение ребенка, начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опи- рается на те первичные и элементарно обобщенные представления о людях, которые сформировались у него в семье и яслях. В зави- симости от того, как складывались у него отношения с людьми раньше, он проявляет доверчивость или боязливость, ласковость или грубость, исполнительность или упрямство, драчливость или уступчивость по отношению к новым для него людям. В после- дующем новые переживания, возникающие у ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, при выполнении заданий по самообслуживанию, в играх, на занятиях, подготавливающих его к школе, облегчают развитие одних представлений о людях и затрудняют развитие других, способствуют формированию одно- значного или дифференцированного отношения к людям. Уже на этой ступени представления ребенка о других людях определяют- ся не просто поведением и действиями этих людей, но и тем, что представляет собой этот ребенок как личность, какие первичные черты характера у него к этому времени сформированы, как он умеет трудиться, контактировать с другими детьми, слушаться взрослых. Хотя ребенок этого и не осознает, от его собственного поведения, его воспитанности, от него самого в большой мере за- висит характер поведения по отношению к нему окружающих его детей и близких ему взрослых, а значит, характер его пережива-
145 STR.146 ний от общения с людьми и те оценки, которые он этим людям дает. Влияние уровня воспитанности самого субъекта на характер поведения по отношению к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от об- щения с людьми, продолжается и на следующих ступенях форми- рования личности.
Занимаясь самообслуживанием, играя, участвуя в обязатель- ных занятиях, дети, руководимые воспитателем, учатся видеть и сравнивать особенности друг друга. Когда всем этим индивидуаль- ным и коллективным занятиям придается характер соревнования (<кто лучше>, <кто быстрее>, <кто сообразительнее> и т. д.), тогда создаются особенно благоприятные условия для правильной ориентировки дошкольника в тех особенностях товарищей, которые ярче всего проявляются в данной деятельности. При этом разные качества сверстника осознаются и правильно оцениваются до- школьником далеко не одновременно. Так, Н. Е. Анкудинова уста- новила, что физические возможности дошкольники определяют более точно, чем моральные качества. В оценке же моральных качеств они сплошь да рядом применяют понятия неадекватно и
в очень общей форме.
Характерной особенностью мнения, которое дошкольник выска- зывает о другом человеке, являются его крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная ситуационность. Наша сотрудница Р. А. Максимова изучала оценки, которые дети трех- четырех лет дают своим сверстникам, посещающим одну группу в детском саду. В большинстве случаев эти оценки носили эмо- циональный и ситуационный характер. Давая положительную оцен- ку кому-либо из сверстников и объясняя, почему этот его товарищ <хороший>, ребенок говорил: вафлей>, <потому что игрушки убрал>, <потому что все скушал...>.
Если кто-либо из младших дошкольников давал другому ребен-
ку отрицательную оценку, то выяснение причины ее появления
также очень часто показывало, что она возникла недавно и вызва-
на конкретным фактом. Объясняя, почему их товарищ <плохой>,
оценивающие сверстника дошкольники в таких случаях заявляли:
прищемил>, <потому что не давал никому автомобиль играть>.
Однако наряду с оценками указанного вида дети, с которыми ра-
ботала Р. А. Максимова, иногда давали своим сверстникам оцен-
ки, основанные на фиксировании у них относительно устойчивых
особенностей поведения. Так, обосновывая, почему какой-то их
сверстник им кажется нехорошим, дети могли отметить, что он со
всеми дерется, или, указывая, почему другой их сверстник хоро-
ший, они говорили, что он со всеми играет. Подобных оценок,
в основе которых лежит уже известное обобщение фактов поведе-
См.: Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у де-
тей 5-7 лет. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. М., 1959.
146
ния человека, в среднем дошкольном возрасте и дальше становит-
ся все больше.
Далее, Р. А. Максимова попыталась установить, что для детей
трех-четырех лет наиболее значимо в сверстнике, которому они
дают сравнительно стойкую положительную оценку. Она не полу- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|