Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница



Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



6 страница


позволяют утверждать, что он является эффектом рефлекторных  

 

актов воспринимающей системы.  

 

Материалы исследований Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккера,  

 

Б. Ф. Ломова, Е. Н. Соколова, А. Л. Ярбуса и других показывают,  

что восприятие как рефлекторная деятельность представляет собой  

сложнейшую систему специфических для каждого рецептора  

безусловных и условных рефлексов, для" которых характерны  

сложные динамические отношения. Анализаторы, участвующие  

в актах восприятия, являются афферентно-эфферентными систе-  

мами. Действуя рефлекторно и трансформируя и передавая сиг-  

налы с периферии в центр, они сами настраиваются так, чтобы  

лучше отбирать поступающую из внешнего мира информацию.  

После действия раздражителя на рецептор возникает рефлектор-  

ная перестройка в функционирующей системе, в результате чего  

 

изменяется последующее восприятие раздражителя2.  

 

Психическое изображение человека, как и любое другое пси-  

хическое изображение, характеризуется предметностью, которая  

 

См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. Л., 1963.  

 

2 См.: Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960; Век-  

ж е р Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964; Инженерная  

 

психология. Под .ред. А. Н. Леоятьева. М., 1%4.  

32  

 

в рассматриваемом случае заключается в том, что свойства обли-  

ка человека отражаются в образе как принадлежащие человеку,  

т. е. как свойства этого человека. Психическому изображению .  

человека присущи и такие особенности, характеризующие отра-  

жение индивидуумом действительности, как объективированность  

и субъективность, как целостность и структурность.  

 

И. М. Сеченовым было показано, что основой целостности и  

структурности восприятия является отражение формы (и контура)  

предмета, которая, являясь <раздельной гранью двух реальнос-  

тей>, выделяет его из окружения и выражает единство строения  

предмета как целого3. Очертание лица, общий силуэт тела явля-  

ются важнейшими опознавательными признаками человека для  

 

воспринимающих его людей.  

 

Многочисленными исследованиями установлено, что целостный  

образ возникает постепенно и становление его связано с прост-  

ранственно-временными условиями, в которых человек отражает  

объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формиру-  

ющемся у нас образе другого человека. Например, по имеющимся  

данным, люди с нормальным зрением в условиях хорошей ви-  

димости выделяют человека из окружения, когда этот человек  

.находится от них на расстоянии 2 километров. На расстоянии 1  

километра они видят общий контур человека. На расстоянии 700  

метров индивидуум воспринимает движение рук и ног другого  

человека, на расстоянии 400 метров он видит головной убор,  

на расстоянии 300 метров - голову и плечи, овал лица, цвет  

одежды. На расстоянии 200 метров человек выделяет лицо, кисти  

рук, на расстоянии 60 метров - различает глаза, нос, пальцы, на  

 

расстоянии 20 метров - всего человека.  

 

В условиях меньшей видимости показатели восприятия чело-  

века на расстоянии оказываются иными. Например,, в пасмурный  

зимний день, начав наблюдать за приближающимся человеком,  

когда он находился на расстоянии 350 метров, и закончив наблю-  

дение, когда он приблизился на расстояние 20 метров, группа ис-  

пытуемых из 26 человек показала такие результаты (см. табл. 1).  

 

Комментируя данные таблицы 1, необходимо отметить, что для  

отражения испытуемыми каждого из названных признаков всегда  

был характерен определенный путь развития. В излагаемом опыте  

все испытуемые преувеличили рост человека, находившегося от  

них на большом расстоянии. Наблюдая за человеком на расстоя-  

нии 350 метров, все испытуемые сначала утверждали, что он одет  

во все черное. Различение цвета каждого из элементов внешнего  

облика воспринимаемого человека происходило неодновременно,  

Цвета элементов внешности, относившейся к верхней половине  

фигуры воспринимаемого человека, распознавались раньше, чем  

цвета элементов внешности, относившихся к нижней половине  

фигуры. В облике медленно приближавшегося к испытуемым че-  

 

3 См.: Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М.-Л., 1952.  

 

2 А. А. Бодалев  

 

83  

STR.34  

Таблица 1  

 

 

 

Элементы внешнего обликаРасстояние, на котором дан правильный ответ, м  

лучший результатхудший результатсредний результат  

Отсутствие пальто350140269  

Цвет главных (верх. половина тела)350110244  

предметов верх- (нижя. половина290110183  

ней одежды тела)  

Овал лица300200236  

Отсутствие перчаток260200224  

Расстегнутый пиджак320140220  

Вид верхней одежды350110212  

Отсутствие головн. убора260200203  

Рост260110177  

Джемпер290110163  

Основные элементы лица200110140  

Цвет волос23020113  

Прическа17020101  

Расцветка джемпера1108096  

Цвет обуви1402089  

Улыбка1405087  

Рубашка черная1402080  

Рисунок на джемпере1102069  

Лоб, глаза, нос (относит, величина их)805062  

Авторучка в нагрудном кармане и зна-502043  

чок на лацкане пиджака  

Пуговицы на рубашке502035  

 

ловека в первую очередь правильно воспринимался цвет крупных  

компонентов и деталей.  

 

Аналогичные результаты нами были получены при таких же  

условиях и в другой группе испытуемых.  

 

Психологически изменения зрительного образа в условиях пос-  

тепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и  

наблюдателем были изучены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ло-  

мовым 4. В этих исследованиях процесс становления зрительного  

образа при отражении человека человеком специально не изу-  

чался, однако фазы процесса становления образа предмета, уста-  

новленные названными исследователями, имеют место и при вос-  

приятии людьми друг друга, когда их разделяет большое расстоя-  

ние. Исследователи выделяют в процессе становления зрительного  

образа пять фаз. На первой из них имеет место грубое различение  

общих пропорций объекта и его положения. Эту фазу сменяет  

 

4 См.: Александрова М. Д. О качественной характеристике простран-  

ственных порогов, зрительного восприятия.-Учен. зап. ЛГУ, 1953, № 147; Ло-  

мов Б. Ф. Человек и техника. В экспериментах по изучению названного вопро-  

са участвовали М. А. Дмитриева, Л. Фоменко, Л. Баранова, Б. Максимов.  

 

34  

 

фаза <мерцающей> формы. Для третьей фазы характерно грубое  

различение основных деталей. Прежде всего вычленяются наибо-  

лее крупные детали вне зависимости от того, где они расположе-  

ны. Если детали примерно равны, то раньше всего воспринима-  

ются детали, расположенные сверху и справа. Различение ниж-  

них частей отстает от различения верхних. На этой фазе харак-  

терные части контура хотя и отмечаются, но еще нет адекватного  

отражения их взаимоотношений. На четвертой фазе наблюдается  

глобально-адекватное восприятие. На пятой фазе образ становится  

дифференцированным. Контур объекта отражается в полноте его  

деталей.  

 

Большое значение в формировании образа человека имеет ра-  

курс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие  

лица. Факты показывают, что разница в росте между восприни-  

мающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирую-  

щийся образ. О примерах такого влияния пишет И. Рахилло: <Ма-  

яковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его  

снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяже-  

лую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки  

зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был  

большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьют-  

ся и не могут найти эту неуловимую и характерную для выраже-  

ния лица поэта значительность - они искусственно утяжеляют  

ему подбородок и сразу теряют сходство).  

 

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется стран-  

ным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот - мягкого  

контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи,  

широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, чело-  

вечности и ощущения скрытой силы, огромные выразительные  

глаза> 5.  

 

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как  

константность. Несмотря на изменения в освещенности, удален-  

ности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается  

относительно постоянным. Как отметил Селфридж, <человеческие  

лица как зрительные комплексы подвергаются увеличению, пере-  

косу, вращению, их контуры могут быть подчеркнуты или размы-  

ты, и все же они остаются теми же лицами>6. Работы, осуществ-  

ленные в нашей стране и за рубежом, показали, что, не будучи  

абсолютным свойством, константность, подобно целостности и  

структурности, не является изначальным свойством и возникает  

в процессе формирования образа восприятия: образ становится  

константным лишь по мере все более тонкого различения элемен-  

тов контура.  

 

Как известно, все рецепторные процессы: отбор и поиск ин-  

формации, настройка, прослеживание, гаптика и т. д. - протека-  

 

5 Рахилло И. Московские встречи. М., 1962, с. 16.  

 

6 Цит. по: Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина М 1963,  

с. 399.  

 

2  

 

35  

 

STR.36  

ют активно. Эта активность характерна и для зрительного вос-  

приятия человека человеком. И. М. Сеченов высказал мысль, что  

зрительное восприятие человека предполагает активные <ощупы-  

вающие> движения глаза, и эти движения - такой же необходи-  

мый компонент зрительного восприятия, как и отражение зри-  

тельного образа на сетчатке. Эта мысль была экспериментально  

подтверждена рядом исследователей, в частности А. Л. Ярбусом.  

Он показал, что объект, изображение которого падает на непо-  

движную точку сетчатки, перестает восприниматься уже через  

2-3 секунды. Для устойчивого зрительного восприятия объекта  

необходимо перемещать изображения по сетчатке, что достигается  

с помощью микро- и макроскопических движений глаз7.  

В. П. Зинченко и Б. Ф. Ломовым было установлено, что макро-  

движения глаз являются составной частью механизма отражения  

пространственных признаков объектов: их формы, величины, по-  

ложения и пр.8 На первой стадии установления перцептивного  

образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется  

наводка рецепторов на воспринимаемого человека и определяется  

его местоположение в поле восприятия. Кроме того, макродвиже-  

ния глаз выполняют функции построения, измерения, контроля и  

коррегирования. В траектории движения глаз воспринимающего  

субъекта воспроизводится, хотя и с отклонениями, контур любого  

объекта, в том числе и человека. В процессе такого <обследова-  

ния> объекта в нем, как правило, выделяются <конструктивные>  

точки, относительно которых оцениваются все остальные элемен-  

ты контура. Можно думать, что при отражении внешнего облика  

другого человека в условиях обычного общения роль таких <кон-  

структивных> точек .выполняют глаза. Исследования показывают,  

что взгляд субъекта восприятия постоянно возвращается к глазам  

партнера по общению.  

 

Пониманию многих существенных моментов формирования  

чувственного образа содействуют попытки осветить процесс вос-  

приятия с позиций вероятностной теории. Согласно этой теории,  

восприятие - сложный активный процесс, основанный на после-  

довательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением  

точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправиль-  

ных гипотез и получением определенного синтеза наиболее ин-  

формативных точек, который в итоге и позволяет заключить о ха-  

рактере воспринимаемого объекта9. При восприятии знакомого  

предмета и в обычных условиях этот процесс оказывается более  

 

7 См.: Я р бус А. Л. Исследование закономерностей движения глаз в про-  

цессе зрения-ДАН СССР, 1954, т. XVI, № 4.  

 

8 См.: Зинченко В. П. Движение глаз и формирование образа.-Во-  

просы психологии, 1958, № 5; Л о м о в Б. Ф. Человек и техника.  

 

9 Вгипег I. Оп регсер1иа1 геасИпеэз.-РэусЬо!. геу., 1957, уо1. 54, № 2;  

 

Соколов Е. Н. Вероятностная модель восприятия. - Вопросы психологии,  

1960, № 2; Лу.рия А. Р. Мозг человека и .психические процессы.-В кн.: Фи-  

лософские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии.  

М" 1963.  

 

36  

 

или менее свернутым. Но при отражении незнакомого объекта  

или при необычности условий сразу же проявляются сложная  

структура и развернутость во времени процесса восприятия.  

 

Восприятие человека человеком характеризуется осмыслен-  

ностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимае-  

мого (колхозник, член бригады коммунистического труда, ученый,  

капиталист и т. п.), в образ его включается обобщенное знание  

о данной категории людей, сложившееся в результате обществен-  

ной практики и более или менее усвоенное воспринимающим  

субъектом.  

 

Как свидетельствуют факты, значение слова, в формиррв.ании  

восприятия человека может быть очень большим. Мы показывали  

поочередно 58 взрослым испытуемым фотографии девушки-стар-  

шеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого --;  

 

мужчины. Испытуемые, видевшие каждую из фотографий в тече-"  

ние пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик чело-  

века, которого они только что рассматривали.  

 

Перед каждым показом одной и той же фотографии группам  

испытуемых давались разные установки. Так, одной группе испы-  

туемых, перед тем как показать фотографию молодой женщины,  

мы говорили: <Сейчас вам будет показана фотография учитель-  

ницы>, а другой: <Сейчас вы увидите портрет артистки>. Перед  

предъявлением фотографии молодого человека одну группу испы-  

туемых мы предупреждали, что они увидят портрет героя, а вто-  

рой группе испытуемых, прежде чем показать эту же фотографию,  

говорили, что на ней изображен преступник и т. п.  

 

От испытуемых было получено 224 отчета 10 о восприятии ими  

названных выше лиц. Анализ содержания дает основание разде-  

лить <нарисованные> испытуемыми словесные <портреты> на три  

группы. К первой мы отнесли <портреты>, содержание которых  

в большой мере было обусловлено установкой. Во вторую группу  

мы объединили <портреты>, содержание которых свидетельство-  

вало о том, что на восприятие человека испытуемым установка  

не действовала и формирование его всецело шло под влиянием  

тех особенностей, которые были присущи воспринимаемой натуре.  

И, наконец, третью группу в описываемом опыте составили <порт-  

реты>, содержание которых говорило о борьбе установки и <на-  

туры> в момент, когда у испытуемого формировался образ чело-  

века, изображенного на фотографии.  

 

Вот образцы <портретов>, отнесенные нами соответственно к 1,  

2 и 3-й группам.  

 

1. Портреты, свидетельствовавшие о том, что испытуемый,  

воспринимая изображение человека, всецело был во власти уста-  

новки, созданной у него перед показом фотографии:  

 

<Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отры-  

 

ю Четверо испытуемых дали отчет о восприятии ими только двух портретов.  

37  

STR.38  

ва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами,  

фигура массивная, стареющая, брошена вперед> (автор <портре-  

та> И. Установка - преступник).  

 

<Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно оде-  

тый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать прес-  

тупником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой  

взгляд> (автор <портрета> К. Установка - преступник).  

 

<Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с  

правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы  

всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это ге-  

рой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в  

клетчатую рубашку)> (автор <портрета> Г. Установка - герой).  

 

<Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят ис-  

подлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость.  

Выражение лица гордое> (автор <портрета> М. Установка -  

герой).  

 

<Портрет мужчины примерно 50-53 лет. Открытое лицо, круп-  

ные черты. Седые, вернее, седеющие волосы; лоб выпуклый с го-  

ризонтальными складками морщин. Очень выразительные глаза,  

какие обычно бывают у умных проницательных людей. Вокруг  

глаз множество морщинок, придающих лицу немного лукавое вы-  

ражение. Так и кажется, что этот человек при встрече обязатель-  

но начнет с шутки. Нижнюю часть лица не помню. Запомнились  

руки небольшие, нерабочие, покрытые волосами. Портрет писате-  

ля... Мне кажется, что это лицо человека, любящего детей и пи-  

шущего для них. Судя по непринужденному виду, он привык по-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1583
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь