Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



15 страница


и речь. Таким образом, хотя практически человек сравнительно  

рано начинает читать <язык> экспрессии и пользоваться им в  

своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразитель-  

ное поведение - важный признак в числе характерных индиви-  

дуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно.  

Судя по полученным данным, особенно заметные изменения проис-  

ходят в этом отношении с вступлением человека в старший школь-  

ный возраст.  

 

Количество описаний компонентов оформления внешности вос-  

принимаемого сверстника испытуемыми разных групп, как мы уже  

показывали, в целом от 1-го к 11-му классу неуклонно падает.  

Однако если рассматривать фиксирование в <портретах> тех или  

иных особенностей оформления внешности безотносительно к ото-  

бражению в них физического облика и экспрессии, то по восьмой  

класс включительно число <портретов>, в которых фигурируют те  

или иные элементы оформления внешности, все же очень в.елико.  

И лишь испытуемые 17-18 лет, описывая, согласно инструкции  

опыта, облик одноклассников, видят их таким образом, что для  

многих из них признаки оформления внешности оказываются не-  

существенными при создании <портрета>.  

 

Пока речь шла об изменениях, которые происходят в отображе-  

нии школьниками внешнего облика друг друга в годы учения -  

в 1-11-м классах. Теперь попытаемся выяснить, в чем со-  

 

88  

 

стоит то новое, что появляется при решении этой же задачи у лиц  

21-26 лет, которые по сравнению со старшими школьниками де-  

лают еще один шаг вперед как субъекты труда, познания и обще-  

ния. Как уже было отмечено, в целом лица 21-26 лет фиксируют  

элементы физического облика на 7,8% чаще, чем школьники 17-  

18 лет, а экспрессию-на 1,2% реже. Выяснилось, что студенты  

реже, чем старшеклассники, отмечают каждый из конкретных эле-  

ментов физического облика и экспрессии. Это обстоятельство  

первоначально нас удивило, так как мы полагали, что частота  

отображения каждого конкретного компонента физического облика  

и экспрессии у студентов должна быть выше, чем в <портретах>  

 

старших школьников.  

 

Объясняется это явление разным пониманием задачи и разни-  

цей способов, при помощи которых школьники, с одной стороны, и  

студенты - с другой, стремятся воссоздать облик другого челове-  

ка. Качественный анализ содержания <портретов>, созданных  

школьниками, и <портретов>, авторами которых являются студен-  

ты, и сличение этого содержания в каждом случае с <оригиналом>  

показывают, что для многих школьников при описании внешнего  

облика характерно стремление отобразить как можно больше эле-  

ментов внешности воспринимаемого, в то время как многим сту-  

дентам присуще стремление передать характерность, своеобразие  

данного облика, дать ему обобщенное описание. Конечно, и среди  

школьных <портретов> есть такие, в которых заметен отбор инди-  

видуально-своеобразных элементов облика воспринимаемого чело-  

века, так же как среди студенческих <портретов> встречаются  

такие, где явно выступает желание их авторов ничего не пропус-  

тить во внешности.  

 

Вот примеры этих сильно отличающихся друг от друга по спо-  

собу осмысления внешнего облика и последующего его описания  

<портретов>. Сначала приводим типичный школьный <портрет>  

одной из одиннадцатиклассниц. <И. среднего роста, пропорцио-  

нального сложения. Лицо овальное. Лоб прямой. Брови черные.  

Когда они поднимаются, то делаются похожими на крыши доми-  

ков. Ресницы не очень длинные, загнуты. Глаза коричневато-зеле-  

ные с суживающимся к виску разрезом. Нос почти прямой, но  

кончик вздернут, чуть намечена горбинка, если смотреть в про-  

филь. Хорошо очерчены крылышки носа. При улыбке от них бегут  

к подбородку две морщинки. Губы неяркие, нечеткой формы, зубы  

белые, ровные. Подбородок разделен надвое ямочкой. Щеки чуть  

розоватые; на левой скуле родинка. Уши маленькие, прижаты к  

голове. Волосы черные, взбитые и заколоты на затылке и также  

взбиты над лбом. Впереди почти до бровей спускается челка.  

 

С левой стороны она топорщится...>  

 

А теперь образец студенческого <портрета> В. <Рост неболь-  

шой. Лысеющая крупная голова. Светло-русые волосы. Серого  

цвета большие глаза. Взгляд чуть-чуть исподлобья. Правая бровь  

скорее направлена вниз. Ноздри широкие. Зубы неровные. Большие  

 

59  

STR.90  

толстые губы. При разговоре они не очень быстро двигаются.  

Речь монотонная, слова заканчиваются причмокиванием. Люби-  

мый жест-раскрывать ладонь при объяснении. Правая рука за-  

метно подвижнее левой>.  

 

Развитие восприятия внешнего облика другого человека харак-  

теризуется также тем, что с возрастом испытуемые отмечают боль-  

шее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела,  

экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может  

выделить сравнительно небольшое число признаков, указывающих  

на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того  

или иного элемента физического облика, то старшие испытуемые  

видят и называют в тех же самых элементах большее число раз-  

личных особенностей.  

 

Например, выпускник школы, а тем более взрослый, может  

характеризовать подбородок воспринимаемого человека по высо-  

те (низкий, средний и пр.), по форме (круглый, прямоугольный,  

треугольный), по отношению к вертикали (скошенный, выступаю-  

щий, прямой), отметить в нем раздвоенность, ямки, поперечную  

борозду и пр. У первоклассника же еще не сформированы многие  

понятия и образы, которые позволяют более старшим школьникам  

быстро осмысливать и адекватно описывать названные особенности  

или многие из признаков, характеризующие другие элементы фи-  

зического облика.  

 

То же относится и к экспрессии. Когда младший школьник  

называет ее в качестве существенного признака внешности, он  

отмечает незначительное число форм выражения лица, глаз и пр.  

Когда характерность выразительного поведения воспринимаемого  

человека пытается описать старший школьник или совсем взрос-  

лый испытуемый, они подмечают в нем несравнимо большее число  

различных черт и оттенков.  

 

Об этом обогащении содержания образа восприятия, выра-  

жающемся в том, что при отражении другого человека в каждом  

из элементов его внешности более развитый как субъект труда,  

общения и познания индивид отмечает больше признаков, очень  

определенно свидетельствуют результаты эксперимента, который  

мы провели в 5-х и 8-х классах школы.  

 

В этом опыте восьмиклассники и школьники пятого класса опи-  

сывали внешний облик одних и тех же взрослых (четырех педаго-  

гов-мужчин). Чтобы получить сравнимые данные, испытуемым  

было предложено при составлении <словесных портретов> указан-  

ных лиц придерживаться <схемы> облика человека, которая содер-  

жала перечисление восемнадцати основных компонентов внешнос-  

ти. (Эта <схема> была дана испытуемым перед опытом).  

 

Сопоставление количества и характера признаков, отмечаемых  

школьниками 8-го класса, с одной стороны, и учениками 5-го клас-  

са - с другой, раскрывает во всей полноте неодинаковость осо-  

знания особенностей одних и тех же элементов облика этими дву-  

мя группами испытуемых (таблицы 15 и 16).  

 

90  

 

Таблица 15  

 

 

 

ВозможныйКоличество действительных  

максимум обозначенийобозначенийКоличество  

данного признака в абс.детьмиподросткамиотмеченных вариантов  

ОбъектПризнаки,цифрах11 лет15 лет  

характеристикиучащимися  

детьми 11 летподросткамиабс. цифры%абс. цифры%детьми 11 летподростками 15 лет  

15 лет  

Основные элементы физического обликаФорма Величина Положение Цвет Эстетич.1944 1944 1512 324 19441872 1872 1456 312 1872147 428 72 230 597,5 21,8 4,8 71,3 3,0306 738 167 298 4316,2 39,1 11,4 95,4 2,34 6 6 9 39 11 14 13 3  

привлекат.  

 

Максимум обозначений исчислен при условии, что каждый учащийся мог отметить данный приз"  

нак хотя бы один раз.  

 

Цифры таблицы 15 показывают, насколько богаче становятся  

видение и оценка в облике человека таких признаков, как форма,  

относительные размеры, положение, цвет у 15-летних ребят по  

сравнению с 11-летними школьниками. Из таблицы 16 видно, как  

по мере формирования личности школьника растет вширь и вглубь  

осознание последним признаков, характеризующих походку чело-  

века, его голос, речь, мимику, жестикуляцию, осанку и позу. На-  

пример, к 8-му классу по сравнению с 5-м значительно увеличи-  

вается число случаев, когда школьники отмечают в походке вос-  

принимаемого человека скорость, характерную для него длину  

шага, давление на поверхность (тяжелая походка), сопутствующие  

содвижения или, останавливая внимание на речи другого чело-  

века, фиксируют в ней такие признаки, как отчетливость произно-  

шения, богатство словаря, правильность построения фраз и рас-  

становки ударений, скорость говорения, интонационное богатство и  

отдельные недостатки произношения. Но по мере формирования  

личности познающего субъекта у него не только развиваются спо-  

собности видеть все многообразие признаков, характеризующих  

тот или иной компонент облика воспринимаемого человека, но и  

различать все богатство оттенков в проявлении каждого признака  

в отдельности. В эксперименте, результаты которого были только  

что изложены, и эта особенность, характеризующая развитие у  

человека восприятия других людей, проявилась так же четко. От-  

мечая типичные для воспринимаемого человека выражения лица,  

описывая имеющиеся у него особенности голоса, всматриваясь и в  

другие проявления его облика, восьмиклассники находят в них  

чаще, чем пятиклассники (см. таблицу 16), индивидуально харак-  

терные оттенки.  

 

91  

STR.92  

Таблица 16  

 

 

 

Количество от-  

Количество действительныхмеченных вари-  

обозначений данного признакаантов данного  

признака  

Объект харак-Признаки, отмеченные  

теристикиучащимисядетьмиподростками  

11 лет15 летдетьмиподрост-  

11 летками  

абс.абс.15 лет  

цифры%цифры%  

Осанка2624,25855,725  

ПоходкаОтносительная скорость3229,84644,233  

Длина шага10,931615,412  

Давление на поверх-43,71615,412  

ность  

Сопутствующие движе-1513,92221,113  

ния  

Эстетич. привлекатель-32,854,811  

ность  

ГолосСила6661,46360,545  

Тембр1816,73533,624  

Эстетич. привлекатель-1211,21716,323  

ность  

РечьЯсность произношения1917,74240,313  

Граммат. правильность1816,71211,513  

Богатство словаря10,931110,612  

Скорость говорения1110,22423,013  

Интонац. богатство109,612  

Недостатки произноше-1211,21514,42  

ния  

МимикаВыражение глаз6863,28278,7611  

Выражение лица8478,18581,6513  

Жестику-Характер излюбленных2119,55754,736  

ляцияжестов  

 

Возможный максимум обозначений каждою признака  

был равен 108, для подростков 15 лет - 104.  

 

данном случае для детей 11 лет  

 

Наглядное представление об успехах, которые достигаются  

человеком по мере формирования его личности в осознании осо-  

бенностей облика других людей, дает сравнение <словесных порт-  

ретов> одного и того же человека (Н. Д. - мужчина 54 лет, рост  

171 см, работает директором школы), написанных испытуемыми-  

восьмиклассником и учеником 5-го класса.  

 

Автор <портрета>  

школьник 12 лет.  

 

Возраст 35-40 лет.  

Рост 170-180 см.  

Фигура прямая.  

 

Лицо бритое, чистое.  

92  

 

Автор <портрета>  

школьник 16 лет.  

 

Возраст - лет 55-60.  

Рост средний, 165-168 см.  

Фигура плотная; несколько выдает-  

ся вперед живот.  

Лицо круглое, открытое, волевое.  

 

Лоб высокий, широкий, пересечен  

глубокими морщинами.  

Брови темные, с сединой, низко на-  

висают над глазами, у переносицы  

близко подходят друг к другу.  

Глаза большие, серые, лучистые (в  

уголках глаз - морщинки).  

Нос прямой, с большими ноздрями.  

Рот кажется большим из-за толстых  

губ. Верхняя губа выдается вперед.  

В уголках рта - тоже морщинки.  

Подбородок с едва заметной ямоч-  

кой, широкий, волевой.  

Волосы темные, почти черные, с  

проседью.  

 

Лоб небольшой.  

Брови густые, черные.  

 

Глаза серые.  

 

Нос длинный.  

Рот небольшой.  

 

Побородок (признаки не на-  

званы. - Л. Б.).  

Волосы черные.  

 

Уши маленькие.  

Шея нормальная.  

 

Уши маленькие, прижатые к голове.  

Шея толстая, короткая. Видна жи-  

ровая складка второго подбородка.  

Кадык выступает чуть больше обыч-  

ного.  

 

Руки сильные, мускулистые, пальцы  

пухлые, кисти жилистые, ладонь  

широкая.  

 

Руки не очень мускулистые.  

 

Ноги толстые, прямые.  

Голос громкий, низкий.  

Речь очень связная, толковая. Н. Д.  

объясняет все или рассказывает  

всегда увлекательно, интересно,  

живо. Немного картавит и шепеля-  

вит. В окончаниях -ия-ж. р.-  

часто не произносит и (или произно-  

сит очень неразборчиво). При раз-  

говоре изредка облизывает губы  

движением языка с верхней губы  

вниз и назад. Выражение лица суро-  

вое и часто доброе. Походка ровная,  

степенная, неторопливая. Во всех  

движениях чувствуется военная вы-  

правка. Носит прическу полубокс.  

Одежда - темно-синий костюм в бе-  

лую полоску. Есть галстук. Брюки  

широкие. Все гладко выутюжено.  

На улице Н. Д. ходит в темном  

пальто и в зеленой велюровой шля-  

пе с полями.  

Сравнение характеристик каждого элемента внешности одного  

и того же человека, даваемых младшим и старшим подростками,  

убедительно выявляет развитие их восприятия. Оно выражается  

 

Ноги прямые.  

Голос громкий.  

 

Речь Н. Д. - говорит краси-  

во. Выражение глаз и лица  

доброе. Походка прямая,  

военная. Когда говорит, лю-  

бит что-нибудь вертеть в ру-  

ках.  

 

Одежда чистая. Любит ши-  

рокий морской клеш.  

 

93  

 

STR.94  

в том, что в каждом элементе внешности воспринимаемого чело-  

века фиксируются все новые признаки, а в них все новые оттенки.  

 

Сравнение восприятия другого человека испытуемыми разных  

возрастных групп показывает далее, что по мере формирования  

индивида как субъекта познания возрастает степень точности от-  

ражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это отно-  

сится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического  

облика, особенностей оформления внешности человека, так и его  

выразительного поведения, выполняемых им действий.  

 

Рассмотрим, например, как по мере повзросления группы испы-  

туемых изменяется точность оценки ими роста воспринимаемого  

человека и его возраста.  

 

Н. А. Горбовская предлагала трем группам школьников (уче-  

никам 2, 5 и 8-го классов) определять в сантиметрах рост одних  

и тех же лиц, с которыми испытуемые встречались и до опыта. Для  

школьников 2-го класса задача назвать (в сантиметрах) рост че-  

ловека, основываясь на восприятии, оказалась чрезвычайно слож-  

ной. Поэтому экспериментатор после проведения проверочной се-  

рии опытов для этой группы испытуемых в новом эксперименте  

изменил методику. Ученики 2-го класса, посмотрев на определен-  

ного человека, теперь поворачивались к высотомеру и на нем пока-  

зывали рост того, кого они только что видели.  

 

Сведенные вместе данные об оценке роста одних и тех же лиц  

тремя группами испытуемых, находящихся на разных ступенях  

развития, показали, что задача точно оценить рост человека пред-  

ставляет для индивида тем большую трудность, чем меньше по-  

следний развит в целом как личность. Чем меньше возраст чело-  

века, тем хуже он определяет истинную длину тела лиц, которые  

входят в его окружение. Если дети 8-9 лет, работая по облегчен-  

ной методике, при оценке роста дали 2,9% правильных ответов, то  

в группе школьников 11-12 лет правильных суждений стало уже  

28,5%. В группе испытуемых 14-15 лет процент правильных суж-  

дений (или с ошибкой, не превышающей +2 см) при прямой  

оценке роста поднялся до 37,2%. Чем старше были испытуемые,  

тем меньше они делали ошибок, выходящих за пределы +6 см  

при определении роста.  

 

Повышение точности оценки роста других людей находится в  

прямой связи с развитием у школьника глазомера, пространствен-  

ных представлений, вычислительных навыков, а также с осозна-  

нием значения этого признака для характеристики облика чело-  

века.  

 

С развитием индивида как личности растет точность оценки  

им и такого сложного компонента в облике воспринимаемого че-  

ловека, как возраст. Возраст наряду с другими характеристиками  

личности, в той или иной мере связанными с внешним обликом  

человека, несет индивиду также определенную информацию, вы-  

полняет сигнальную роль, осведомляя его о количестве жизненно-  

го опыта другого человека и возможном его положении в общест-  

 

94  

 

ве. Осознание этой стороны в облике воспринимаемого лица влияет




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1222
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь