Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком
Такой же неодинаковой была полнота, с которой испытуемые пытались оценить развитие различных психических свойств в лич- ности воспринимаемого ими человека. Таблица 28 показывает, о каких качествах личности незнакомца сказал каждый из испы- туемых, наблюдая одни и те же его действия.
Пока излагались результаты количественного анализа отра- жения личности человека другими людьми при непродолжитель-
Таблица 28 Качества, отмечавшиеся испытуемыми (по стадиям)
Качества личностиИспытуемые, отметившие данное качество П..Кн.К.X.Р.т.Б.Л.Я.А.Шк.М.3.Ш. Кругозор Интересы и4,55 554 4,55 444,554/35/3 434,5 5 склонности("плрпйипртн иишишд- х и5/355/2Ч/9 0/5/35 Ум17 МА , и5А Ч > 5454 -X , 1-> Воля444 Эмоционально-55/214/24453/2 динамичес- кие качества Отношение4/2 к труду Отношение54/245/2 к другим лю- дям Отношение к самому себе Род занятий44544,5445А. 1,05445. Оценка лич-1,5555 ности в це- лом
Примечание. Числителем обозначены стадии, на которых качество, характеризующее данную сто- рону личности, названо испытуемым. Знаменатель обозначает число качеств, назван- ных испытуемым при характеристике дайной стороны личности.
184
ном восприятии его облика и поведения, однако оценки тех черт, которые испытуемые видели в этой личности, были разными. Одни оценивали развитие их более высоко, другие - скромнее. Одни, характеризуя развитие черт, в которых выражается отношение к людям, отметили" вежливость воспринимаемого человека. Дру- гие решили, что он Общителен, третьи нашли, что он откровенен, и т. п. Столь же неоднозначным было и отношение, которое воз- никло у испытуемых к <объекту> наблюдения. Шесть испытуемых отметили, что он симпатичен, располагает к себе, приятен. На двух человек он произвел неблагоприятное впечатление. Один испы- туемый сказал, что <объект> <симпатии к себе не пробудил, но и антипатии не вызвал>. Остальные испытуемые не выразили своего- отношения к нему.
Приведенных фактов, по всей вероятности, достаточно, чтобы
увидеть, насколько формирование образа другого человека, харак- тер психологической интерпретации его облика и поведения и отношение, которое он к себе вызывает, зависят от личности по- знающего субъекта. Теперь возникает вопрос, какие конкретно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты форми- рования у него впечатления о других людях.
Предыдущие главы работы были специально посвящены рас- крытию особенностей формирования понятия о другом человеке как личности. В них было показано, какое значение для этого про- цесса и его конкретных результатов имеют эталоны и оценочные стереотипы, которыми располагает человек, выступающий в роли познающего лица; было выявлено значение ряда личностных ха- рактеристик субъекта познания и содержания деятельности, объе- диняющей людей для оценивания ими друг друга. Все эти факто- ры действуют не только при складывании понятия о личности уже известного нам человека, но и при образовании первого впечат- ления о ранее незнакомых нам людях.
Теперь следует остановиться еще на некоторых специфических
характеристиках человека, которые дают о себе знать, когда он
встречается с новым для него лицом.
В очень интересном по использованным методическим приемам
исследовании Штрайкленда6 было выявлено значение собствен- ного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые на- блюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое зада- ние с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу дру- гого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вто- рым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части
6 С о в 1е 11 о Т. V., 2а11{;па 5 Ь. 5. (еа.). РусЬо1оу ш Ас1гшгп51га1юп.
N. У., 1963, р. 14.
185 STR.186 .эксперимента испытуемым было предложено сказать, который из
рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они .почти все ответили, что шервый.
Дальнейшее исследование особенностей, характеризующих об- разование впечатления о другом человеке, дало возможность уста- новить, что в формировании этого впечатления участвует меха- низм <проецирования>, заключающийся в том, что познающий .субъект может <вкладывать> свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Феномен <проецирования> очень четко прослеживается в работах
Фешбака и Сингера, Мюррея, Сеарса, Ньюкома и целого ряда других исследователей.
В исследовании Фешбака и Сингера7 испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприят- ные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студен- там, составившим контрольную группу, демонстрировался кино- фильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам лич- ности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более бо- язливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.
Из приведенной ниже таблицы видно, насколько значительным оказался эффект проецирования в группе испытуемых, которые были подвергнуты электровоздействию. Цифры в верхней строчке этой таблицы являются выражением оценки в целом личности
увиденного на экране человека как пугливого, боязливого. Цифры в нижней строчке являются количественным выражением оценки состояния <героя фильма> в четырех из двадцати четырех ситуа- ций, в которых этот <герой> действовал в фильме и на которых было специально задержано внимание испытуемых.
Контрольная группаЭкспериментальная группа № 1Экспериментальная группа № 2 Боязливый в целом Боязливый в четырех ситуациях55,9 8,568,9 9,774,2 11,2
Явление интерпретации чужого эмоционального состояния пу- тем <приближения> к своему было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп его испытуемых воспроиз- водила сценки, в которых фигурировало убийство. Затем испыту-
евЬЬасЬ 5., 8 1 п е г К. ТЬе Е{?ес1з о{ Реаг Агоизе! апс1 Зирргеэзюп ,Реаг ироп 8ос1а1 РегсерНоп.- .Тоигпа! о! АЬпоггпа! апй 5ос!а1 РэусЬо1оу, 1957, N 55, р. 283-288.
186
емые этой группы, а также испытуемые, входившие в контроль- ную группу, должны были оценивать определенные, не знакомые? им ранее лица. И опять оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние привело к тому, что первая группа ис- пытуемых отмечала в незнакомом человеке такие черты, <ак злоб- ность, агрессивность, в то время как другая группа эти черты у тех же самых людей не фиксировала.
Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип <проекции> в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оце- нивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали. развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки,, значительно выше, чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами8.
Все исследователи, наблюдавшие явление <проецирования>- при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тен- денция приписывать собственные качества или собственные со- стояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отлича- ющихся малой самокритичностью и слабым проникновением в соб- ственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого- <авторитарного> типа личности и почти не обнаруживается у пред- ставителей <демократического> типа.
Он знакомил в своих опытах представителей этих двух край- них типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его но- вый знакомый ответит на определенные вопросы (Ньюком эти вопросы специально подбирал). Представители <авторитарного>- типа, говоря о возможных ответах <неавторитарных> личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои сужде- ния, свои собственные мнения по тем вопросам, которые им пред- лагал проводивший опыт исследователь. Представители <неавто- ритарного> типа личности, по утверждению Ньюкома9, в подоб- ную крайность не впадали.
Продолжая изучение связанных с личностью оценивающего субъекта факторов, которые воздействуют на формирующиеся у него впечатления о других людях и обеспечивают большую или меньшую полноту и яркость отражения их личностных особенно- стей, исследователи проблемы познания людьми друг друга до- статочно убедительно установили также, что полнота и характер- оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, как присущее ему отношение- к другим людям и связанная с этим отношением всегда имеющая- ся у него (но не всегда осознаваемая) <теория> личности.
8 Сов1е11о Т. XV., 2а11(;па 8Ь. 5. (ей.). РвусЬо1оеу т А(1тш!51га1юп.. 9NелV1{отЬ Т., Тигпег К., Сопуегве Р. 5ос1а1 Р8усЬо1о у. N. У.,
1965.
187- STR.188 Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в се- бе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в се- бе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как на тяго- теющих к холодности и не расположенных к ним 10.
Говоря о причинах проявления у человека устойчивых тенден- ций при оценке им других людей, нельзя миновать такую важную <субъективную> причину, как сформированная у человека система понятий, в которой в концентрированном виде находит выражение весь его опыт познания людей, полученный им как путем личных контактов, так и через другие каналы - чтение художественной литературы, слушание радио и т. д. Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими - мужчи- нами и женщинами, стариками и детьми, рабочими и крестьянами, белыми и черными и т. д., в имеющейся у него системе ценностей, всегда и постоянно воздействуют на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице.
Гейдж и Кронбах п, изучавшие действие имеющейся у челове- ка <теории личности> на оценку им других людей, многократно указывают, что люди весьма сильно отличаются друг от друга по проявляемым ими тенденциям оценивать благоприятно или, наоборот, неблагоприятно других. Дубайн, Берк, Нил и Чеслер 12 также нашли, что есть категория испытуемых, устойчиво прояв- ляющих мягкость и значительную долю снисходительности при оценке других, и что есть и другая категория, для которой, наобо- рот, характерна жесткость в оценках.
Изучение действия имеющейся у человека <теории личности> на оценку им других людей показало также, что впечатление, ко- торое у него складывается о другом человеке, в большой мере обусловлено его представлениями о том, как личность структури- руется и какие черты в ней сопутствуют определенным качествам. Прежде чем привлекать материалы экспериментов, давайте спро- сим себя: если мы оцениваем человека, например, как агрессив- ного, не проявляем ли мы одновременно тенденции оценивать его и как высоко энергичного? Или, оценивая его как доброго, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честности?
Опыт Келли 13, представлявшего одной группе студентов ранее
10 В о з б о т Л., М а 5 1 о V А. Н. ЗесигНу о{ .1иаеэ аз а Рас1ог т 1тргез- 8юпз о( УагтЙ1 ш (Жегв.-Лоигпа! о{ АЬпогта! апД 5ос;а1 РзусЬо1оу, 1957, N 55. р. 147-148.
н СгопЬасЬ Ь. О. Ргосеззез А{{ес1т Зсогез оп <ипДегзЬпсЦпе о{ СЧЬегз> ап(1 <Аззите<1 5;т;1агНу>.-РвусЬо1о1са1 Ви11е1т, 1955, N 52, р. 177- 193; О а е М., СгопЬасЬ Ь. Сопсер1иа1 ап(1 Ме1Ьо(1о1оюа1 РгоЫетэ т 1п- 1егрег8опа1 РегсерИоп.-РвусЬо1о1са1 Ееу;еу, 1955, N 62, р. 411-422.
12 К гее Ь П., Сги1;сЬНе1(1 К. 5., ВаПасЬеу Е. Ь. 1пат(1иа1 т 5о- с;е1у. N. V., 1962, р. 61-62.
13 К е 11 е у Н. Н. ТЬе Уагт-СоИ УапаЫе т Пгз 1тргез5;оп8 о{ Регзо- паШу.- Лоигпа! о! АЬпогта! апа 5ос;а1 Р5усЬо1оеу, 1950, N 18, р. 431-439.
188
незнакомого ей лектора как <весьма холодного>, а другой - как <очень сердечного>, показал, что на предложенные только что воп- росы вполне могут быть даны утвердительные ответы. Студенты, которые слушали <очень сердечного> лектора, оценили в нем так- тичность, общительность, естественность, общее обаяние, образо- ванность и привлекательность намного выше, чем это сделали студенты, которым перед их встречей с новым лектором было сказано, что он человек холодный.
Упомянутое выше структурирование личности, о которой фор- мируется впечатление, может быть также связано и с тем, на- сколько оценивающий ее .человек в состоянии обобщить всю ту информацию, которая поступает к нему от этой личности.
Е. С. Голлин 14 показывал 79 студентам кинокартину, <героиня> которой - молодая привлекательная женщина - представала пе- ред ними в пяти различных ситуациях, причем в первых четырех она проявляла резко противоположные с точки зрения норм мо- рали качества личности, а в пятой о ней .трудно было сказать что- либо новое, поскольку здесь она была показана просто спокойно идущей с какой-то другой женщиной. После просмотра фильма каждый из испытуемых дал характеристику личности женщины. Полученные характеристики-описания подразделялись на три группы:
1. объединяюще-обобщающие: итоговые впечатления в этом случае интегрировали одинаково все качества, проявившиеся у женщины во всех сценах (таких характеристик было 23%);
2. односторонне-упрощающие: возникшее впечатление исключа- ло <моральную противоречивость> в оцениваемой личности (48% характеристик);
3. разрозненно-отрывочные: во впечатление рядоположенно, без всякого намека на интеграцию, вошли все качества, о наличии которых у женщины можно было предполагать, наблюдая за ее поведением (подобных характеристик было 29%).
Характеризуя первое впечатление и прослеживая особенности его формирования, нельзя миновать вопроса о том, насколько верным и глубоким оказывается знание о человеке, возникающее у субъекта при первом его восприятии. Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внеш- него облика ранее незнакомого человека - о его поле, росте, те- лосложении, примерном возрасте, характере оформления внешно- сти. В первом впечатлении почти всегда находят отражение ка- кие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, яв- ляющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечат- ления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека сплошь да рядом может оказаться поспешным обобщением. От этих ошибок не избавлены даже люди, перед ко-
14 О о 111 п Е. 8. Рогтш 1трге88гоп8 о{ Рег8опаП1у.- .Тоигпа! о{ Рег8опа- Шу, 1954, N 23, р. 65-76.
189 STR.190 торыми специально поставлена задача, понаблюдав краткое вре- мя за незнакомым человеком, затем как можно точнее воссоздать его облик и психологически правильно оценить его личность. Так, например, в эксперименте, ход и часть результатов которого были изложены в начале этой главы, возраст человека, бывшего объек- том восприятия, с точностью +2 года определили девять испы- туемых из четырнадцати. Остальные испытуемые определили чис- ло прожитых этим человеком лет с меньшей точностью. Непра- вильно употребили существующую рубрикацию при оценке роста человека, который был воспринят, с точностью +2 см пять испы- туемых, <уменьшили> рост на пять и больше сантиметров четыре человека. Ошиблись в определении цвета глаз шесть испытуемых. Допустили те или иные неточности при характеристике других элементов физического облика человека, за которым велось наблю- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|