Бодалев А.А. » Психология общения



19 страница


его обращение к ним, и т.п., какие чувства появляются у  

него, когда он видит их дела, их поступки,- все это оказы-  

вает сильнейшее влияние на выработку в его личности ус-  

тойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие  

определенных сторон действительности - явлений приро-  

ды, социальных событий, групп людей и пр.  

 

Столь же значимое влияние оказывает общение и на  

волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собран-  

ным, настойчивым, решительным, смелым, целеустрем-  

ленным или у него будут преобладать противоположные  

качества - все это в очень большой мере определяется тем,  

насколько благоприятствуют выработке указанных качеств  

те конкретные ситуации общения, в которых человек изо  

дня в день оказывается.  

 

Обслуживая предметную деятельность и способствуя  

формированию типичных для человека общих характери-  

стик его кругозора, его умения обращения с предметами, а  

также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, об-  

щение в еще большей степени оказывается обязательным  

условием и необходимой предпосылкой развития у него  

комплекса как более простых, так и более сложных качеств,  

которые делают его не просто способным жить среди людей,  

сосуществовать с ними, а подняться до претворения в своем  

повседневном поведении принципов, содержащихся в ко-  

дексе строителя коммунизма.  

 

Но к такому результату приводит не всякое общение, а  

только организованное при становлении человека как лич-  

ности в соответствии с принципом <человек человеку -  

друг, товарищ и брат> и сопровождаемое, с одной стороны,  

воспитанием у каждого человека отношения к другим лю-  

дям - товарищам по общему делу как к высшей ценности,  

а с другой стороны, предваряемое развитием у него круга  

нужных для успешного взаимодействия с другими людьми  

специальных психологических знаний, умений и навыков,  

делающих его знатоком других людей.  

 

Организация общения в соответствии с принципами по-  

длинного гуманизма предполагает как в труде во всех его  

проявлениях, так и в быту сочетание высокой требователь-  

ности к человеку с большим уважением к нему, коллекти-  

 

См.: Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий про-  

цесс, Грозный, 1976.  

 

133  

STR.134  

визм в больших и Малых делах, доброжелательность по  

отношению к людям.  

 

Упражнение человека в отвечающем этим принципам  

поведении при взаимодействии его по разным поводам с  

другими людьми - и с теми, кто составляет его ближайшее  

окружение, и с теми, кто входит лишь в его далекое окру-  

жение,- оказывается плодотворным, если семья, до-  

школьные и школьные учреждения, общественные  

организации, членом которых он является, а затем и другие  

коллективы (производственные, самодеятельные и иные)  

одновременно и словом, и делом постоянно внушают ему,  

что люди - это главное богатство нашего общества, его  

непреходящая ценность.  

 

Вместе с тем для того чтобы каждый человек был способен  

к отвечающему высоким принципам действительного гума-  

низма общению с другими людьми, он должен обязательно  

обладать и определенной психологической культурой, ос-  

новные положения которой можно попытаться свести к  

трем элементам: разбираться в других людях и верно оце-  

нивать их психологию, адекватно эмоционально откли-  

каться на их поведение и состояние и выбирать по  

отношению к каждому из них такой способ обращения,  

который, не расходясь с требованиями морали и будучи  

направлен на утверждение идеалов, в то же время наилуч-  

шим образом отвечал бы индивидуальным особенностям  

тех, с кем приходится общаться.  

 

Как показывают наблюдения ученых, а также педагоги-  

ческая практика, все три названных элемента существуют  

в теснейшей связи друг с другом. Характер расшифровки  

человеком личностной сути других людей обычно сказыва-  

ется на особенностях эмоционального отклика, который  

они у него к себе вызывают, и на тех способах поведения,  

которые он по отношению к этим людям избирает. В свою  

очередь отношение, которое человек сумел вызвать к себе  

со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как  

трактуют его внутренний облик другие люди и какой стиль  

поведения они избирают, общаясь с ним. И поведение че-  

ловека по отношению к другим людям обычно более или  

менее явно сигнализирует, как он <прочитывает психоло-  

гию> этих людей и какие чувства они у него к себе вызыва-  

ют.  

 

Может показаться, что правильному пониманию других  

людей специально научить человека невозможно, как не-  

 

134  

 

возможно развить у него способность эмоционально неоди-  

наково откликаться на разные категории людей и выбирать  

по отношению к ним такие способы обращения,которые, с  

одной стороны, отвечали бы моральным нормам нашего  

общества, а с другой - более подходили бы к психологии  

этих людей, что все эти особенности, проявляющиеся у  

человека в общении и обслуживающие это общение, фор-  

мируются у него только стихийно.  

 

Представляется, что думать подобным образом - зна-  

чит очень однобоко понимать причинно-следственные за-  

висимости, которые определяют специфику развития  

человека не столько как объекта, сколько как субъекта по-  

знания других людей, субъекта целенаправленного обще-  

ния с ними.  

 

Конечно, полнота и правильность оценки человеком дру-  

гих людей, проявляющиеся у него психологические уста-  

новки при восприятии окружающих и манера отвечать на  

их поведение несут на себе печать того конкретного опыта  

общения с людьми, который человек успел накопить в своей  

жизни. Поэтому если ему на его жизненном пути встреча-  

лись люди, по своим достоинствам и недостаткам очень  

похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было  

с небольшим числом лиц, не представляющих различные  

возрастные, половые, профессиональные и национально-  

классовые группы людей, то эта ограниченность личных  

впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться  

отрицательно и на образовании у человека оценочных эта-  

лонов, которые он начинает прикладывать к другим людям,  

и на результате его эмоциональных реакций на их поведе-  

ние, и на характере способов ответов на действия лиц, с  

которыми он по тем или другим причинам должен общаться  

теперь.  

 

Но собственный опыт, складывающийся у человека из  

непосредственного познания людей, переживаний по пово-  

ду их поведения при встречах с ними и его собственных  

действий в ответ на их поведение,- это только один из  

путей формирования у человека качеств, необходимых ему  

для успешного общения с другими людьми. Другой путь,  

который должен обязательно дополнять первый,- это по-  

стоянное обогащение его теоретическими сведениями, от-  

носящимися к различным областям человекознания,  

проникновение во все новые пласты психики человека, по-  

стижение законов, управляющих его поведением, через  

 

135  

STR.136  

чтение подлинно художественной литературы, просмотр  

реалистических по своему содержанию фильмов и спектак-  

лей, наконец, это проникновение во внутренний мир чело-  

века, понимание механизмов, обеспечивающих его  

существование, через знакомство с научной литературой,  

предметом которой являются человек и человеческое обще-  

ство.  

 

Как известно, у кого нет идей, тот не видит и фактов.  

Идущее из разных источников обогащение людей обобщен-  

ными знаниями об основных проявлениях человека как  

личности, устойчивых зависимостях, связывающих ее  

внутренние характеристики с его поступками, а также с  

окружающей действительностью, делает этих людей более  

зрячими по отношению к личностной сути и, так сказать,  

сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц,  

с которыми этим людям по какому-то реальному поводу  

приходится взаимодействовать.  

 

Третий путь воспитательной работы с человеком, на-  

правленный на развитие в его личности качеств, необходи-  

мых для общения с другими людьми в соответствии с  

требованиями коммунистической морали, состоит в форми-  

ровании у него способности сопереживать другим людям -  

близким, товарищам по общему делу, соотечественникам,  

идейным единомышленникам.  

 

Воспитание этой сугубо социальной способности, кото-  

рое прежде всего предполагает развитие у человека умения  

ставить себя на место другого и чувствовать его боль и  

радость как свои,- процесс не только длительный, но и  

прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных  

для нашего общества характеристик, как коллективизм,  

глубокий интерес к другому человеку и постоянная готов-  

ность приходить ему на помощь.  

 

И, наконец, четвертое направление работы с людьми,  

которая также должна начинаться очень рано,- это уп-  

ражнения каждого из них в таком поведении по отношению  

ко всем остальным, которое бы никого из них не оскорбляло,  

не ущемляло бы их достоинство и не приводило бы только  

из-за одной неудачной формы к напряжению во взаимоот-  

ношениях. Учить людей не быть грубыми, высокомерными,  

придирчиво язвительными - это задача, органично свя-  

занная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без  

ее решения более общая цель - всесторонняя воспитан-  

ность личности - полностью достигнута не будет.  

 

136  

 

Хотелось бы поднять еще один вопрос, который имеет  

прямое отношение к воспитанию у человека способности  

взаимодействовать с другими людьми на психологически  

грамотном уровне, - это формирование у него установки на  

творчество в общении. Человек, особенно если он воспита-  

тель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять ин-  

дивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под  

его началом, а это невозможно, если он не приучен <чувст-  

вовать> бытие другого человека как свое собственное бытие  

и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм в  

общении и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его  

личностное своеобразие и затем, переступая через старые  

поведенческие шаблоны, искать и пробовать наиболее вос-  

питательно подходящие для данного случая способы обра-  

щения.  

 

Мы рассмотрели, и при этом весьма кратко, далеко не все  

аспекты большой и сложной проблемы - формирования  

личности в общении как деятельности, а по преимуществу  

лишь те, к которым в последние годы проявляет интерес  

наша психологическая и педагогическая литература. Вме-  

сте с тем для более полного охвата этой крайне значимой  

для понимания законов и механизмов развития психики  

человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной сто-  

роны, возобновление исследований, которые в прошлом в  

нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду  

причин прерваны. Здесь прежде всего имеются в виду рабо-  

ты, выяснявшие роль индивидуальных характеристик че-  

ловека в формировании его коммуникативного поведения,  

раскрывавшие психологические условия действия подра-  

жания, внушения, убеждения в процессе общения, просле-  

живавшие последовательность возникновения различных  

структурных образований в личности, например ее потреб-  

ностей, ценностных ориентации, изменения образа, пони-  

мания себя и отношения к себе, значение в этом процессе  

общения как деятельности и некоторые другие.  

 

С другой стороны, для достижения ощутимых результа-  

тов в освещении всех неясностей процесса формирования  

личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать  

на них научно убедительные ответы.  

 

См.: Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.  

 

См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания; Ковалев А.Г. Психо-  

логия личности. М., 1970.  

 

137  

STR.138  

К числу их следует отнести строящуюся на основах на  

учной психологии разработку путей управления общением  

с целью увеличения его воспитательного воздействия на  

личность и в связи с этим определение направленной кор-  

рекции общения личности, обладающей данными конкрет-  

ными свойствами; выяснение наиболее  

благоприятствующих всестороннему развитию личности  

характеристик общения, его целей, средств, актуализации  

мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся,  

поиск воспитательно оптимальной организации общения  

при выполнении людьми различных видов деятельности;  

 

создание надежного диагностического инструментария для  

установления степени сформированности в структуре лич-  

ности черт, образующих <коммуникативный блок>.  

 

Из всего рассмотренного перечня вопросов достаточно  

отчетливо видно, насколько тесно общение, как деятель-  

ность и формирование личности связаны друг с другом.  

Вместе с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь  

много в этой проблеме различных аспектов, которые ждут  

своего освещения.  

 

Представляется, что осуществление этой работы из-за ее  

очевидной теоретической и практической значимости явля-  

ется для отечественных психологов и педагогов таким де-  

лом, затягивать выполнение которого никак нельзя.  

 

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА  

 

И ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА КАК ЛИЧНОСТИ  

И КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 

Что социальные макро- и микросреды, в которые в тече-  

ние всей своей жизни оказывается включенным человек,  

воздействуют на формирование его личности, если под лич-  

ностью понимать систему сложившихся у него отношений  

к действительности, и влияют на развитие его как субъекта  

деятельности, ядерным образованием в котором выступают  

присущие ему способности,- это истина, которая очевид-  

но, не требует доказательств. Как, впрочем, и давно для  

многих бесспорно то, что совпадающие в своих главных  

признаках воздействия социальной макросреды на людей,  

как и сходные между собой влияния на них социальной  

микросреды вызывают неодинаковый воспитательный эф-  

фект из-за большой несхожести людей в их индивидных  

(природных) особенностях.  

 

138  

 

Проблема заключается в другом, а именно, как имея  

постоянно в виду цель воспитания - превращение основ-  

ных ценностей жизни и культуры в собственные ценности  

человека и выработку у него устойчивого стремления и  

умения эти ценности постоянно преумножать, добиться та-  

кого взаимодействия социальной среды и самого человека,  

чтобы названная цель обязательно была бы достигнута.  

 

Наверное, у читателей этой статьи не будет сомнений в  

том, что названное взаимодействие, чтобы давать желае-  

мый воспитательный результат, должно всегда корректиро-  

ваться с учетом особенностей социальных макро- и  

микросред, в которых проходит жизнь человека и, конечно,  

обязательно также и с учетом тех психических свойств,  

которые успели у этого человека образоваться.  

 

Например, характеристики социальных макро-и микро-  

сред, какими они были в России до августа 1991 года, и те  

характеристики, которые отмечаются в них сейчас, сильно  

отличаются друг от друга. В социальной макросреде это  

выражается в коренном изменении политического климата,  

в утверждении частной собственности и в поддержке пред-  

принимательской деятельности в отрицании господство-  

вавшей прежде идеологии, в разрыве межнациональных  

связей, в падении авторитета армии, в резком ослаблении  

правовых норм, в укоренении иных, чем прежде, нравст-  

венных принципов, в обесценивании значения науки и об-  

разования, в снижении художественных критериев в  

искусстве.  

 

Все это в каждом случае по-своему и определенным об-  

разом отражается на социальной микросреде каждого чело-  

века - на его семье, на его учебном заведении, если он  

учится, на производственном объединении людей, если он  

работает, а также на всех других общностях, с которыми он  

в той или иной роли непосредственно контактирует.  

 

Поскольку социальная микросреда, в которую всегда  

включен каждый человек, является той инстанцией, кото-  

рая в зависимости от своей ориентации, характером широ-  

ты связей с окружающей действительностью, содержания  

деятельностей и решаемых в них задач, от утвердившихся  

в ней официальных и неофициальных взаимоотношений,  

всегда влияет на складывающуюся у включенных в эту  

среду людей картину мира, на их эмоциональный настрой  

и на направленность и уровень их поведенческой активно-  

сти, на роли этой <малой> среды л на механизмах неплани--  

 

139  

STR.140  

руемого, случайного и специально планируемого измене-  

ния этой роли при формировании человека как личности и  

"как субъекта деятельности следует остановиться подроб-  

нее. Как, конечно, стоит внимательнее рассмотреть и роль  

самого человека, так сказать, в принятии одних воздейст-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1167
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь