|
Бодалев А.А. » Психология общенияего обращение к ним, и т.п., какие чувства появляются у него, когда он видит их дела, их поступки,- все это оказы- вает сильнейшее влияние на выработку в его личности ус- тойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности - явлений приро- ды, социальных событий, групп людей и пр.
Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собран- ным, настойчивым, решительным, смелым, целеустрем- ленным или у него будут преобладать противоположные качества - все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.
Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию типичных для человека общих характери- стик его кругозора, его умения обращения с предметами, а также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, об- щение в еще большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса как более простых, так и более сложных качеств, которые делают его не просто способным жить среди людей, сосуществовать с ними, а подняться до претворения в своем повседневном поведении принципов, содержащихся в ко- дексе строителя коммунизма.
Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как лич- ности в соответствии с принципом <человек человеку - друг, товарищ и брат> и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим лю- дям - товарищам по общему делу как к высшей ценности, а с другой стороны, предваряемое развитием у него круга нужных для успешного взаимодействия с другими людьми специальных психологических знаний, умений и навыков, делающих его знатоком других людей.
Организация общения в соответствии с принципами по- длинного гуманизма предполагает как в труде во всех его проявлениях, так и в быту сочетание высокой требователь- ности к человеку с большим уважением к нему, коллекти-
См.: Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий про- цесс, Грозный, 1976.
133 STR.134 визм в больших и Малых делах, доброжелательность по отношению к людям.
Упражнение человека в отвечающем этим принципам поведении при взаимодействии его по разным поводам с другими людьми - и с теми, кто составляет его ближайшее окружение, и с теми, кто входит лишь в его далекое окру- жение,- оказывается плодотворным, если семья, до- школьные и школьные учреждения, общественные организации, членом которых он является, а затем и другие коллективы (производственные, самодеятельные и иные) одновременно и словом, и делом постоянно внушают ему, что люди - это главное богатство нашего общества, его непреходящая ценность.
Вместе с тем для того чтобы каждый человек был способен к отвечающему высоким принципам действительного гума- низма общению с другими людьми, он должен обязательно обладать и определенной психологической культурой, ос- новные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оце- нивать их психологию, адекватно эмоционально откли- каться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями морали и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилуч- шим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.
Как показывают наблюдения ученых, а также педагоги- ческая практика, все три названных элемента существуют в теснейшей связи друг с другом. Характер расшифровки человеком личностной сути других людей обычно сказыва- ется на особенностях эмоционального отклика, который они у него к себе вызывают, и на тех способах поведения, которые он по отношению к этим людям избирает. В свою очередь отношение, которое человек сумел вызвать к себе со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как трактуют его внутренний облик другие люди и какой стиль поведения они избирают, общаясь с ним. И поведение че- ловека по отношению к другим людям обычно более или менее явно сигнализирует, как он <прочитывает психоло- гию> этих людей и какие чувства они у него к себе вызыва- ют.
Может показаться, что правильному пониманию других людей специально научить человека невозможно, как не-
134
возможно развить у него способность эмоционально неоди- наково откликаться на разные категории людей и выбирать по отношению к ним такие способы обращения,которые, с одной стороны, отвечали бы моральным нормам нашего общества, а с другой - более подходили бы к психологии этих людей, что все эти особенности, проявляющиеся у человека в общении и обслуживающие это общение, фор- мируются у него только стихийно.
Представляется, что думать подобным образом - зна- чит очень однобоко понимать причинно-следственные за- висимости, которые определяют специфику развития человека не столько как объекта, сколько как субъекта по- знания других людей, субъекта целенаправленного обще- ния с ними.
Конечно, полнота и правильность оценки человеком дру- гих людей, проявляющиеся у него психологические уста- новки при восприятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который человек успел накопить в своей жизни. Поэтому если ему на его жизненном пути встреча- лись люди, по своим достоинствам и недостаткам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные возрастные, половые, профессиональные и национально- классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эта- лонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакций на их поведе- ние, и на характере способов ответов на действия лиц, с которыми он по тем или другим причинам должен общаться теперь.
Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосредственного познания людей, переживаний по пово- ду их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их поведение,- это только один из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми. Другой путь, который должен обязательно дополнять первый,- это по- стоянное обогащение его теоретическими сведениями, от- носящимися к различным областям человекознания, проникновение во все новые пласты психики человека, по- стижение законов, управляющих его поведением, через
135 STR.136 чтение подлинно художественной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектак- лей, наконец, это проникновение во внутренний мир чело- века, понимание механизмов, обеспечивающих его существование, через знакомство с научной литературой, предметом которой являются человек и человеческое обще- ство.
Как известно, у кого нет идей, тот не видит и фактов. Идущее из разных источников обогащение людей обобщен- ными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависимостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступками, а также с окружающей действительностью, делает этих людей более зрячими по отношению к личностной сути и, так сказать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходится взаимодействовать.
Третий путь воспитательной работы с человеком, на- правленный на развитие в его личности качеств, необходи- мых для общения с другими людьми в соответствии с требованиями коммунистической морали, состоит в форми- ровании у него способности сопереживать другим людям - близким, товарищам по общему делу, соотечественникам, идейным единомышленникам.
Воспитание этой сугубо социальной способности, кото- рое прежде всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои,- процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готов- ность приходить ему на помощь.
И, наконец, четвертое направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано,- это уп- ражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, которое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинство и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напряжению во взаимоот- ношениях. Учить людей не быть грубыми, высокомерными, придирчиво язвительными - это задача, органично свя- занная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель - всесторонняя воспитан- ность личности - полностью достигнута не будет.
136
Хотелось бы поднять еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодействовать с другими людьми на психологически грамотном уровне, - это формирование у него установки на творчество в общении. Человек, особенно если он воспита- тель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять ин- дивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен <чувст- вовать> бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм в общении и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаблоны, искать и пробовать наиболее вос- питательно подходящие для данного случая способы обра- щения.
Мы рассмотрели, и при этом весьма кратко, далеко не все аспекты большой и сложной проблемы - формирования личности в общении как деятельности, а по преимуществу лишь те, к которым в последние годы проявляет интерес наша психологическая и педагогическая литература. Вме- сте с тем для более полного охвата этой крайне значимой для понимания законов и механизмов развития психики человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной сто- роны, возобновление исследований, которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду причин прерваны. Здесь прежде всего имеются в виду рабо- ты, выяснявшие роль индивидуальных характеристик че- ловека в формировании его коммуникативного поведения, раскрывавшие психологические условия действия подра- жания, внушения, убеждения в процессе общения, просле- живавшие последовательность возникновения различных структурных образований в личности, например ее потреб- ностей, ценностных ориентации, изменения образа, пони- мания себя и отношения к себе, значение в этом процессе общения как деятельности и некоторые другие.
С другой стороны, для достижения ощутимых результа- тов в освещении всех неясностей процесса формирования личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать на них научно убедительные ответы.
См.: Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.
См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания; Ковалев А.Г. Психо- логия личности. М., 1970.
137 STR.138 К числу их следует отнести строящуюся на основах на учной психологии разработку путей управления общением с целью увеличения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной кор- рекции общения личности, обладающей данными конкрет- ными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характеристик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся, поиск воспитательно оптимальной организации общения при выполнении людьми различных видов деятельности;
создание надежного диагностического инструментария для установления степени сформированности в структуре лич- ности черт, образующих <коммуникативный блок>.
Из всего рассмотренного перечня вопросов достаточно отчетливо видно, насколько тесно общение, как деятель- ность и формирование личности связаны друг с другом. Вместе с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь много в этой проблеме различных аспектов, которые ждут своего освещения.
Представляется, что осуществление этой работы из-за ее очевидной теоретической и практической значимости явля- ется для отечественных психологов и педагогов таким де- лом, затягивать выполнение которого никак нельзя.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
И ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА КАК ЛИЧНОСТИ И КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Что социальные макро- и микросреды, в которые в тече- ние всей своей жизни оказывается включенным человек, воздействуют на формирование его личности, если под лич- ностью понимать систему сложившихся у него отношений к действительности, и влияют на развитие его как субъекта деятельности, ядерным образованием в котором выступают присущие ему способности,- это истина, которая очевид- но, не требует доказательств. Как, впрочем, и давно для многих бесспорно то, что совпадающие в своих главных признаках воздействия социальной макросреды на людей, как и сходные между собой влияния на них социальной микросреды вызывают неодинаковый воспитательный эф- фект из-за большой несхожести людей в их индивидных (природных) особенностях.
138
Проблема заключается в другом, а именно, как имея постоянно в виду цель воспитания - превращение основ- ных ценностей жизни и культуры в собственные ценности человека и выработку у него устойчивого стремления и умения эти ценности постоянно преумножать, добиться та- кого взаимодействия социальной среды и самого человека, чтобы названная цель обязательно была бы достигнута.
Наверное, у читателей этой статьи не будет сомнений в том, что названное взаимодействие, чтобы давать желае- мый воспитательный результат, должно всегда корректиро- ваться с учетом особенностей социальных макро- и микросред, в которых проходит жизнь человека и, конечно, обязательно также и с учетом тех психических свойств, которые успели у этого человека образоваться.
Например, характеристики социальных макро-и микро- сред, какими они были в России до августа 1991 года, и те характеристики, которые отмечаются в них сейчас, сильно отличаются друг от друга. В социальной макросреде это выражается в коренном изменении политического климата, в утверждении частной собственности и в поддержке пред- принимательской деятельности в отрицании господство- вавшей прежде идеологии, в разрыве межнациональных связей, в падении авторитета армии, в резком ослаблении правовых норм, в укоренении иных, чем прежде, нравст- венных принципов, в обесценивании значения науки и об- разования, в снижении художественных критериев в искусстве.
Все это в каждом случае по-своему и определенным об- разом отражается на социальной микросреде каждого чело- века - на его семье, на его учебном заведении, если он учится, на производственном объединении людей, если он работает, а также на всех других общностях, с которыми он в той или иной роли непосредственно контактирует.
Поскольку социальная микросреда, в которую всегда включен каждый человек, является той инстанцией, кото- рая в зависимости от своей ориентации, характером широ- ты связей с окружающей действительностью, содержания деятельностей и решаемых в них задач, от утвердившихся в ней официальных и неофициальных взаимоотношений, всегда влияет на складывающуюся у включенных в эту среду людей картину мира, на их эмоциональный настрой и на направленность и уровень их поведенческой активно- сти, на роли этой <малой> среды л на механизмах неплани--
139 STR.140 руемого, случайного и специально планируемого измене- ния этой роли при формировании человека как личности и "как субъекта деятельности следует остановиться подроб- нее. Как, конечно, стоит внимательнее рассмотреть и роль самого человека, так сказать, в принятии одних воздейст- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|