|
Бодалев А.А. » Психология общенияформ общения и развития контактов между людьми, с. 115.
, <> . ,рд" д д также: Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.- Вопросы психологии, 1957, №5.
237 STR.238 Причины, определяющие наличие или отсутствие соот- ветствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свой- ствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обсто- ятельствах общения и, в частности, как теперь принято говорить, в характере малой группы, которую образуют общающиеся люди. Вот что он писал по этому поводу: <В условиях свободного взаимодействия могут проявляться ис- тинные отношения, но в условиях тормозящих или подав- ляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии непро- являются, а скрываются и маскируются... В характере вза- имодействия сказываются отношения - это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внеш- них обстоятельств и положения взаимодействующих>.
Отношения к разным сторонам действительности у чело- века обычно не бывают одинаковыми, неодинаковы они и к различным людям, и это обстоятельство также, по мнению В.Н. Мясищева, не может не сказываться на характере практикуемых человеком способов обращения с людьми. Формулируя это свое утверждение, он писал: <...по отноше- нию к различным объектам один и тот же человек может проявлять противоположные качества. Игнорировать это может только формалистическая психология, а в жизни такая противоречивость встречается очень нередко. Так, самоотверженная и нежная по отношению к своим детям мать (или отец) может быть черствой и жестокой с други- ми>. Возвращаясь к: этой же мысли в другой своей работе, он говорил: <...противоположность таких проявлений, как грубость или нежность, не является имманентным свойст- вом характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим>
Большое место в работах В.Н. Мясищева отведено выяс- нению того, как влияет отношение к человеку на проявле- ния ума, чувств, воли, всех основных свойств личности у обращающихся с этим человеком людей. Так, например, он
Мящищев В.Н. Личность и неврозы. Д., 1960, с. 216
Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психические особенное! и человека. Л., 1957, т. I, с. 123
Мясищев В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков мар- ксизма-ленинизма на отношения человека.- Ученые записки ЛГУ, 1955, №203, с. 97.
238
пишет: <Как противоположно проявляется темперамент во взаимоотношении с любимым или нелюбимым объектом! Бесконечное терпение матери к ребенку, врача к больному является мерой их любви или сознанием долга, а не его темперамента. Наоборот, мы постоянно наблюдаем, как люди, обнаруживая нетерпеливость (а подчас и непонятли- вость) , выражают этим нежелание сдержаться или понять, которое в свою очередь проистекает из отрицательного или враждебного отношения к лицу, с которым они имеют дело. Нетерпение является мерой антипатии, чрезмерного инте- реса или отсутствия его> .
Далее, в трудах В.Н. Мясищева, которые имеют непос- редственное отношение к психологии общения, был подвер- гнут обстоятельному обсуждению вопрос о факторах, которые обусловливают формирование у человека тех или иных отношений, более или менее четко проявляющихся в способах обращения, которые человек повседневно демон- стрирует, строя свои контакты с окружающими его людьми. Упоминая в связи с этим о значении врожденной основы в формировании у человека отношения к людям, он специ- ально и настойчиво подчеркивал роль способов поведения, в которых это отношение выражается, впечатлений и пере- живаний, которые человек накапливает в ходе своего вза- имодействия с окружающими людьми и характер которых определяется не только реальным поведением этих людей, но и поступками по отношению к ним самого человека.
Так, в работе <Проблема отношений человека и ее место в психологии> он писал: <Взаимоотношение играет сущест- венную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те пере- живания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения>. В более поздней работе он эту же самую мысль выразил не- сколько по-иному: <...обращение, мягкое или жесткое, да- же жестокое, подавляющее или одобряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое, формирует и отношение, по- требность или боязнь общения> .
Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 168 " Там же, с. 216
См.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми, с. 115
239
1 STR.240 Но, являясь объектом и результатом отношений, завя- зывающихся в общении, личность, не уставал напоминать В.Н. Мясищев, одновременно выступает в этом общении и в качестве субъекта определенных отношений. И, хотя че- ловек может это и не осознавать, от него самого в большой мере зависит характер поведения по отношению к нему окружающих его людей, а значит, характер его пережива- ний от общения с людьми и те оценки, которые он этим людям дает.
Останавливаясь на содержательных и формальных ха- рактеристиках оценок, которые человек дает людям, с ко- торыми он по разным поводам взаимодействует, и на переживаниях, которые он при этом испытывает, В.Н. Мя- сищев всегда проводил мысль, что в этих оценках и пере- живаниях, как правило, выражаются не только особенности тех, кто оказался объектом этих оценок и поводом для пе- реживаний, но в них непременно и постоянно отражается и личность самого оценивающего.
В них, в этихоценках и переживаний, проявляется уро- вень развития человека как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена опреде- ленного коллектива. В них выступают также его граждан- ская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требо- вания к людям. И вместе с тем всегда несут печать того неповторимого пути, который прошел человек, формируясь как совершенно конкретная личность.
Прослеживая направления влияния прошлого опыта че- ловека на поведение его в различных ситуациях взаимодей- ствия с другими людьми, В.Н. Мясищев не прошел мимо и такой важной для психологии общения проблемы, как вы- яснение различий в содержательных и формальных харак- теристиках коммуникативной деятельности людей, зависящих от возраста этих людей.
Во многих своих работах В.Н. Мясищев описывал и сравнивал особенности отражения других людей, отноше- ния к ним и обращения с ними у ребенка - преддошколь-
См.: Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. 1,с. 100, 119-129
См., например: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 45-51, 62-66, 214-218.
240
ника, дошкольника, школьника - и взрослого человека. И снова с предельной убедительностью во всех этих работах он раскрывал зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт познания труда и общения успел у него к этому времени накопиться. И в этом случае наибольшее внимание читателя привлека- ется к системе условий, образующих ту социально-психо- логическую ситуацию развития человека как личности, которая прежде всего определяет содержание, уровень, структуру, а также форму выражения отношений человека к тем людям, которые составляют для него как более дале- кое, так и более близкое окружение.
Описывая и систематизируя основные социально-психо- логические ситуации, имеющие личностно формирующее значение, В.Н. Мясищев подверг особенно тщательному рассмотрению условия, которые усиливают или, наоборот, ослабляют эффект психологического воздействия участни- ков общения друг на друга. Так, он специально рассмотрел причины, которые увеличивают или ослабляют результат словесного воздействия одного человека на другого.
<Слово,- подчеркивает он,- оказывается мощнейшим физиологическим фактором, способным, как показывают биотоки, изменять до патологической степени деятельность мозга. Это действие слова связано с его смысловым содер- жанием. При этом, если общий смысл слова обусловлен общей историей развития человека и его языка и представ- ляет, согласно Марксу, "практическое... и действенное со- знание", то его индивидуальное значение, вплоть до его физиологического действия как возбудителя, обусловлено индивидуальной историей исследуемого, историей его от- ношений и переживаний>.
Развивая мысли И.П. Павлова, К.И. Платонова и дру- гих своих предшественников о значении слова в регулиро- вании поведения человека и протекании всех его психических процессов, а также в характере изменений, которые оно производит как в его высшей нервной деятель- ности, так и вообще в работе всех без исключения систем организма, использовав, кроме того, обширный эмпириче-
См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 45, 238
Там же, с. 96
241 STR.242 ский материал, В.Н. Мясищев сумел очень четко и аргумен- тирование показать, что слово, имея общий смысл для той или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого чело- века индивидуальный не только психологический, но и фи- зиологический контекст, связанный с его индивидуальной значимостью для человека. А эта значимость в свою очередь определяется местом, которое в прошлом опыте того или иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства, символизируемые данными словами, и тем, следовательно, каково к каждомуиз них отношениеинтересующего нас субъекта.
Говоря о податливости человека по отношению к тем или иным словесным воздействием со стороны других людей и отмечаЙ1ри этом значение таких характеристик личности, как присущие ей степень внушаемости или способность к переубеждению, В.Н. Мясищев, проанализировав и обоб- щив множество ситуаций общения, сформулировал убеди- тельнейшим образом звучащий вывод, что эта податливость <представляет собой не столько интеллекту- ально характерологическую стойкую особенность челове- ка, сколько результат динамического взаимоотношения людей>. Так, выясняя условия успешности словесного воздействия врача на больного, выступая как врач-психо- терапевт, на примере своего опыта лечения больных невро- зом он сумел блестяще доказать, что в терапии общения, каковой в этом случае оказывается взаимодействие врача с больным, успешный результат больше, чем при любом дру- гом виде лечения, зависит от доверия, любви и уважения больного к врачу.
Выступая против излишне суженного истолкования про- цесса общения, сводящего его, как это имеет место в рабо- тах некоторых авторов, лишь к речевой деятельности, В.Н. Мясищев, сопоставляя особенности, типичные для общения учителя и ученика, начальника и подчиненного, врача и больного, родителей и ребенка, и на уровне естественного эксперимента, и на уровне научного анализа будничных ситуаций общения, сумел показать, что содержательные,
См. там,же, с. 92-96
Там же, с. 228
См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 319, 378-379
242
выразительные и действенные элементы общения заключа- ются не только в речи и не только в мимике и в пантомими- ке, но и в воспроизведении у каждого участника общения в связи с обращенной к нему речью огромного множества ассоциированных связей, насыщенных более или менее осознаваемыми образами и непременно пронизанных более или менее сильными эмоциями.
Говоря о различных аспектах психологии общения, ко- торые неизменно привлекали к себе внимание В.Н. Мяси- щева и в освещение которых он внес оригинальный вклад, нельзя не упомянуть о его попытках понять, каким образом общение может воздействовать на те или иные характери- стики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно их изменять и перестраи- вать.
Основная идея, которую он всегда старался подкрепить анализом фактов, взятых из жизни, заключалась в том, что такие фундаментальные потребности человека, как потреб- ность в труде и потребность в общении, а также такие его личностные свойства, как характер и, в определенной сте- пени, склонности и способности, активно проявляются и развиваются не столько в одностороннем воздействии чело- века на природу, на вещи и предметы, сколько в двухсто- роннем взаимодействии людей, накладывающем неизгладимый отпечаток на все стороны формирующейся личности.
В значительной мере объяснению конкретных механиз- мов развития личностных характеристик в общении он по- святил многие страницы написанных им глав для двухтомника <Психические особенности человека>.
И еще основательнее он обсуждает эту проблему в ряде
статей, объединенных им в сборнике <Личность и невро-
зы>
В своем стремлении постичь механизмы влияния обще- ния на психику В.Н. Мясищев не ограничился выяснением его роли в становлении характера человека и образующих
См.: там же, с.377
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. I, II
Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 66-69, 109, 156-159, 165, 189,207-217 и др.
243 STR.244 его ядро отношений. Одновременно он пытался решить и несравненно более трудную научную задачу - вскрыть за- висимости между общением и психическими процессами участвующих в общении людей.
Исследуя эти зависимости на примере больных невроза- ми, он ярко описал социально-психологические и диффе- ренциально-психологические механизмы воздействия условий общения на активность, продуктивность и динами- ку перцептивных, интеллектуальных, мнемических, ат- тенционных и эмоциональных процессов человека. Ход его рассуждений был таким: при возникновении отклонений во внутренней субъективной основе общения, какой являются отношения, у человека появляется более или менее сильное и устойчивое состояние внутреннего напряжения, которое у разных людей хотя и не одинаково, но тем не менее обя- зательно влияет на их восприятие и память, на их мышле- ние и внимание и на их аффективно-волевую сферу.
В этой краткой работе мы перечислили направления раз- думий В.Н.Мясищева по поводу наиболее актуальных про- блем психологии общения, идущие, главным образом, в русле общей психологии. Не меньшие, а пожалуй, большие усилия в освещении многих теоретических и прикладных аспектов этой хотя и огромной, но пока недостаточно раз- работанной психологической наукой области были пред- приняты им с позиции медицинской психологии. Но эта часть научного наследия В.Н. Мясищева заслуживает спе- циального внимания и требует особого рассмотрения.
Мы закончили рассмотрение основных психологических характеристик общения, а также тех факторов, которые эти особенности определяют. И сейчас, подводя итог изложен- ному, попытаемся сформулировать принципы, практиче- ская реализация которых делает общения людей по-настоящему личностно комфортным.
Во-первых, это общение обязательно на равных, когда один участник не стремится подмять под себя другого, но и сам не жертвует ни на йоту чувством собственного достоин- ства. Во-вторых, это общение, проникнутое чувством гу- манности и доброжелательности участников друг к другу.
См. там же, с. 58, 66, 92 ..
244
В-третьих, это диалогическое общение, в котором у каждо- го человека непременно присутствует установка на проник- новение в существо позиций, точек зрения партнеров на проблемы, на разрешение которых и направлено их взаи- модействие. Таким образом, оно имеет целью достижение взаимопонимания. В-четвертых, это общение, в котором его участники стремятся и умеют уходить от стереотипов при оценивании друг друга и стараются постичь своеобра- зие партнера. В-пятых, это общение, в котором постоянно присутствует стремление и умение людей объективно оце- нивать характер своего вклада в общение, а также то, как оценивают их самих и их действия партнеры. В-шестых, это общение, в котором взаимодействующие лица всегда вносят элемент творчества. Они корректируют свое поведе- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|