Бодалев А.А. » Психология общения



20 страница


вии, идущих от названной среды, полном неприятии других  

и индифферентном отношении к третьим и, разумеется,  

объяснить причины такого его неодинакового отклика на  

эти воздействия.  

 

Сначала несколько суждений о микросреде. Имеющиеся  

в нашем распоряжении факты свидетельствуют о том, что,  

если иметь в виду сегодняшнюю действительность в России,  

то общности, с которыми человек повседневно находится в  

непосредственном контакте и которые составляют его соци-  

альную микросреду, по-разному откликнулись и сейчас  

продолжают неодинаково реагировать на, без преувеличе-  

ния, кардинальные изменения, которые произошли и про-  

должают происходить в российском государстве и обществе.  

Одни напрочь их отвергают. Другие их принимают и под-  

держивают. Третьи к происшедшему и происходящему от-  

носятся более сложно: с чем-то согласны, против чего-то  

протестуют и на что-то реагируют противоречиво.  

 

И в каждой из этих общностей, если их анализировать  

по отдельности, очень часто наблюдается такая же неодно-  

значная картина. Одни люди в них стоят на диаметрально  

противоположных позициях. У других эти позиции совпа-  

дают. У третьих налицо непоследовательность и в оценках,  

и в переживаниях, и в поступках по поводу происходящего.  

 

Такая же пестрота характеристик наблюдается в общно-  

стях, в которые входят как их член каждый отдельный  

человек, не только в их социальных ориентациях, касаю-  

щихся политики, экономики, идеологии, права, морали и  

других, но и в их отношении к деятельности, к практикуе-  

мым ими в реальности совершенно конкретным отношени-  

ям друг к другу.  

 

Одни общности, несмотря на все трудности, пытаются  

сохранить главный для них вид деятельности и не снижать  

ее качества. Другие пробуют осваивать новые виды дея-  

тельности. Третьи стараются, часто безуспешно, совме-  

стить и первое, и второе. Четвертые, говоря фигурально,  

махнули на все рукой и живут по принципу: пусть все идет  

так как идет.  

 

140  

 

То же бросается в глаза и в сфере взаимоотношений в тех  

общностях, с представителями которых приходится повсед-  

невно контактировать человеку. В одних общностях они  

строятся, исходя из принципа <человек человеку - друг,  

товарищ и брат>, в других - <человек человеку - волк>, в  

третьих исходя из ситуации и из того, кто с кем взаимодей-  

ствует.  

 

Вместе с тем каждый отдельный человек - не воск и не  

мягкая глина. В силу накопленного им опыта, находящего  

свое отражение в сформировавшихся у него потребностях,  

интересах, склонностях, всегда влияющих как на характер  

оценивания им поступающей к нему информации и ее ис-  

точников, так и на принимаемые по поводу содержания  

этой информации решения и на их осуществление, он ока-  

зывается неодинаково податливым на воздействия общно-  

стей, составляющих его социальную микросреду.  

 

Он, как правило, тяготеет к тем общностям, которые  

своими ценностными ориентациями, своей деятельностью,  

характером установившегося в них психологического кли-  

мата, личностными особенностями людей, входящих в эти  

общности, отвечают его потребностям, интересам, склон-  

ностям, и стремится дистанцироваться от тех общностей,  

которые благодаря присущим им свойствам находятся в  

разладе с потребностями, интересами и склонностями этого  

человека, например, когда он уже привык поклоняться зо-  

лотому тельцу, а они не способствуют его материальному  

обогащению, заставляют его часто переживать свою ущер-  

бность в чем-то и не удовлетворяют его притязания.  

 

Но жизнь, как известно, сложна, и очень часто возника-  

ют ситуации, когда человеку не вырваться из общности,  

которая не отвечает особенностям его познавательной, мо-  

тивационно-эмоциональной и поведенческой сфер, и тогда  

возникает скрытая или явная борьба общности и личности,  

которая или ломает личность, или, наоборот, эта личность,  

черпая поддержку у других общностей, или, находя другие  

источники для такой поддержки, в этой борьбе поднимается  

на более высокий уровень в своем развитии (через сопро-  

тивление растет.  

 

И в названных коллизиях, хотя и не часто, человек мо-  

жет нажить такой личностный и субъектнодеятельностный  

калибр, проявляющийся в силе его ума, в несгибаемом  

нравственном стержне, в богатой партитуре способов пове-  

дения, оптимально отвечающей своеобразию возникающих  

 

141  

STR.142  

вокруг него обстоятельств, что он начинает вести за собой  

общность, которая раньше обращалась с ним только как с  

объектом воздействия, начисто игнорируя его потребности,  

интересы и склонности И в то же время этот же самый  

человек вполне спокойно может принимать роль ведомого  

в другой общности, также входящей в его микросреду, если  

он чувствует, что она помогает ему осуществлять желаемые  

им цели, удовлетворяет его притязания, не заставляет по-  

стоянно пребывать в состоянии эмоционального диском-  

форта.  

 

Можно было бы и дальше рассматривать возможные ва-  

рианты взаимодействия социальной микросреды и челове-  

ка, но, как помнит читатель, в начале этой статьи была  

поставлена задача прочертить контуры такого взаимодей-  

ствия между социальной средой и человеком и таких кор-  

ректив его, которые обеспечивали бы движение человека в  

процессе развития к достижению вершин в овладении им  

ценностями жизни и культуры и формировали бы у него  

способности неординарного труженика-творца в выбран-  

ной им области профессионального труда. К освещению  

существенных, на наш взгляд, условий решения этой труд-  

нейшей проблемы мы и перейдем. И для начала попробуем  

рассмотреть этот процесс на примере направленного фор-  

мирования современного российского школьника как лич-  

ности и как субъекта деятельности.  

 

Находясь в микросреде, которая его окружает,- в семье,  

в классе, среди товарищей по двору (если это городской  

школьник), посещая кружки и секции (если у родителей  

есть средства их оплачивать), учащийся младших классов,  

подросток, юноша или девушка - старшеклассники посто-  

янно испытывают воздействия на свой внутренний мир.  

Воздействия эти оказываются часто предельно разноплано-  

выми и нередко очень противоречивыми, и они не всегда  

<работают> на превращение основных ценностей жизни и  

культуры в собственные ценности школьника, направленно  

не стимулируют развитие его способностей, а в теперешней  

социально-культурной обстановке порой напрямую спо-  

собствуют укоренению в его личности псевдоценностей и  

формированию квазиспособностей и склонностей, несущих  

в себе негативные характеристики.  

 

В этих условиях возрастает роль школы не только в оп-  

ределении социально ценных психических свойств, кото-  

рые могут и должны быть сформированы у школьников в  

 

142  

 

теперешнее непростое время, но и в координации и коррек-  

тировке влияний на учащихся других общностей, которые  

все вместе образуют микросреду его развития.  

 

И очерчивая содержание этой <модели> школьника как  

личности (носителя отношений) и как субъекта деятельно-  

сти (<владетеля> способностей), педагоги школы должны  

суметь оставаться реалистами и не выходить за пределы  

возможного, которое дает сегодняшняя действительность  

для процесса воспитания.  

 

Конечно, надо постоянно иметь в виду важность форми-  

рования у учащихся отношения к планете Земля, к челове-  

честву, к Отечеству, к труду, к семье, к другим людям, к  

себе самим как к высшим ценностям и одновременно разви-  

тия у них, учитывая характер задатков каждого, призвания  

и таланта, но практическая педагогика, как известно,- это  

искусство возможного. Поэтому осуществление в полной  

мере последнего требует при продумывании и проведении  

в жизнь стратегии и тактики воспитательного процесса обя-  

зательного учета всех объективных и субъективных факто-  

ров, которые в нем участвуют, и непременно в их  

теперешней форме существования и выражения (громадно-  

го расслоения семей по признаку материального достатка,  

усиления криминогенной направленности подростковых  

компаний, <обездуховливания> содержания передач, кото-  

рые адресуют молодежи средства массовой информации,  

появления платного образования, сужения охвата учащих-  

ся всевозможными формами внешкольной работы, усиле-  

ния роли церкви и др.).  

 

Поскольку неформальное воспитание предполагает его  

инструментовку, за которой стоит всестороннее оценива-  

ние условий жизни каждого конкретного ученика, наиболее  

действенных источников влияния на него и успевшей сфор-  

мироваться у него картины мира, главенствующих отноше-  

ний, типичных для него способов поведения, то это  

фактически всегда означает анализ школой социальной  

микросреды учащегося и последующую работу по усилению  

действия на последнего одних составляющих этой среды,  

нейтрализацию действия других, а часто и внесение в эту  

среду таких факторов, которых до этого в ней не было.  

 

При этом при планировании и осуществлении воспита-  

тельных воздействий, в том числе и тех, с помощью которых  

изменяется микросреда школьника, необходимо постоянно  

делать поправку на возраст, пол, индивидуально-личност-  

 

143  

STR.144  

ные и субъектно-деятельностные особенности учащихся и  

не уповать на всемогущество в воспитании фактора дея-  

тельности или фактора отношений, если нам остается неиз-  

вестным, какой психологический отзвук они получают во  

внутреннем мире школьника.  

 

Приходится вновь и вновь повторять эту кажущуюся оче-  

видной мысль, поскольку в повседневной работе с учащи-  

мися очень часто забывается, что <общее существует лишь  

в отдельном и через отдельное>. А раз мы действительно  

хотим в теперешних архисложных, социально неоднознач-  

ных условиях осуществить ту цель воспитания, о которой  

речь шла выше, инструментовка специально планируемых  

и рассчитанных на получение определенного результата  

воспитательных воздействий (и системных и одиночных) не  

может не сопрягаться с глубоким проникновением в психо-  

логию каждого конкретного ученика.  

 

И здесь имеется в виду не понимание по отдельности  

каждой из составляющей психику школьника характери-  

стик, хотя и это тоже нужно, а схватывание, так сказать,  

<основной мелодии>, которая типична для внутреннего ми-  

ра данного школьника и постижение в целом направления  

и степени активности работы этого мира.  

 

Если этот важнейший параметр психики ученика школа,  

педагоги не умеют правильно <схватить> и адекватно оце-  

нить и в то же время пытаются внести изменения в микро-  

среду школьника или как-то прямо воздействовать на него  

без учета названного фактора, настоящий воспитательный  

эффект может быть получен ими лишь случайно.  

 

Поэт Н.А. Заболоцкий в одном из своих самых известных  

стихотворений писал: <Не позволяй душе лениться!> Для  

воспитательного процесса это очень важная мысль, потому  

что действительно для успеха воспитательного дела школе,  

педагогам мало понимать душу или, другими словами, це-  

лостный внутренний мир того или иного школьника. Им  

еще обязательно надо уметь находить средства, которые  

побуждали бы этот <мир> постоянно активнейшим образом  

<работать>: жадно, эмоционально заинтересованно впиты-  

вать информацию, которую дает окружающая действитель-  

ность, глубоко осмысливать ее через призму полезности ее  

для обогащения, для упрочения главных ценностей жизни  

и культуры, для духовного роста самого <владельца> этого  

внутреннего мира, чтобы благодаря такой непрерывной ин-  

тенсивной работе ума и сердца школьник испытывал бы  

 

144  

 

неистребимую потребность откликаться затем на нее по-  

ступками и свершением деяний, инициируемых все более  

высокими в нравственном отношении мотивами. И ему это  

будет легче делать, если школа при этим будет одновремен-  

но проводить целенаправленную работу со средой окружа-  

ющей школьника: обесценивать в его глазах одни влияния,  

идущие к нему, подкреплять и усиливать другие, по-умно-  

му организовать третьи, которых до этого не было.  

 

Решение этой труднейшей воспитательной сверхзадачи  

(а без него школа никогда не выполнит главную свою фун-  

кцию - доведение процесса воспитания каждого ученика  

до такого уровня, когда последний без нажима извне начи-  

нает работать над самовоспитанием, саморазвитием и с  

этой целью искать и создавать вокруг себя микросреду,  

которая содействовала бы удовлетворению его потребности  

в духовном, а позже еще и в профессиональном росте) тре-  

бует от педагогов постоянного отхода от стереотипов и шаб-  

лонов в их будничной воспитательной деятельности и  

постоянного новаторски творческого отношения к своему  

 

делу.  

 

В теперешних драматических для великой державы ус-  

ловиях, в которых оказалась система образования в России,  

резкого падения планки нравственности во всем нашем об-  

ществе этого достигнуть им будет очень непросто. Но надо  

постоянно помнить: наши ученики никогда не будут дви-  

гаться в своем взаимодействии с миром в направлении к  

высотам духовности, если перед их глазами не будет при-  

мера повседневного движения к этим высотам их учителей.  

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА  

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ  

 

В настоящее время, когда идет процесс девальвации мо-  

рали, права, искусства, науки, образования, всеми путями  

утверждается культ денег и воспевается грубая сила, а боль-  

шинство народа ввергнуто в нищету, крайне актуальной  

оказывается проблема спасения молодого поколения от  

тлетворного влияния на него всего негативного, чем пере-  

насыщен наш социум сегодня.  

 

Чтобы успешно решать эту задачу, важно, во-первых,  

ясно представить себе цель, на достижение которой должна  

быть направлена деятельность всех воспитательных инсти-  

тутов нашего общества сегодня и прежде всего воспитатель-  

 

145  

STR.146  

ной системы школы; во-вторых, понять, почему надо осу-  

ществлять именно эту цель; в-третьих, отдать себе отчет в  

том, как, через актуализацию каких факторов, можно обес-  

печить ее достижение.  

 

Раскрывая содержание цели воспитания, очевидно, надо  

в первую очередь иметь в виду необходимость формирова-  

ния у ребенка, подростка, юноши такой картины мира,  

которая все больше приближалась бы к научному понима-  

нию основных феноменов, закономерностей и механизмов,  

характеризующих развитие природы, общества и человека.  

Об этом приходится говорить специально, потому что по  

разным каналам и порой в очень яркой эмоциональной упа-  

ковке нашу молодежь пытаются убедить в том, что религия,  

мистика, астрология, другие области оккультных знаний  

несут в себе <истину в первой инстанции.  

 

Столь же важно, как и формирование приближающейся  

к строго научной картине мира, превращение общечелове-  

ческих ценностей в собственные ценности каждого до-  

школьника и школьника. Планета Земля, Отечество, труд  

и созданные через его посредство материальные и духовные  

богатства в высоком значении этого слова, семья, другой  

человек, сам человек и все человечество в целом должны  

вызывать у подрастающего поколения устойчивые ценно-  

стные отношения.  

 

На решении этой труднейшей для воспитания задачи  

приходится настаивать, потому что альтернатива ей -  

формирование личности, исповедующей псевдоценности  

- безудержное поклонение золотому тельцу, перенимание  

худших образцов маскультуры, индивидуалистическое ут-  

верждение себя.  

 

Совершенно необходимо также, чтобы все названные  

выше общечеловеческие ценности находили выражение в  

соответствии с возрастными возможностями в конкретных  

побуждениях дошкольника и школьника, в их реальной  

мотивации в повседневной деятельности и общении.  

 

Наконец, крайне существенно, чтобы в своем будничном  

поведении, в своих более или менее значимых и для самих  

себя и для окружающих поступках дошкольник и школьник  

ориентировались на целенаправленно формируемую у них  

картину мира, отправлялись на доступном им уровне от  

общечелов.еческих ценностей, побуждались мотивами, со-  

ответствующими содержанию этих ценностей.  

 

146  

 

К формированию совершенно конкретных мотивов как  

побуждений к повседневному поведению и к отработке  

форм этого поведения, отвечающих духу общечеловече-  

ских ценностей и не нафантазироваяной, а объективной  

картине мира, тоже непременно надо стремиться, потому  

что у ребенка, подростка, юноши могут оказаться какие-то




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1161
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь