|
Бодалев А.А. » Психология общениявии, идущих от названной среды, полном неприятии других и индифферентном отношении к третьим и, разумеется, объяснить причины такого его неодинакового отклика на эти воздействия.
Сначала несколько суждений о микросреде. Имеющиеся в нашем распоряжении факты свидетельствуют о том, что, если иметь в виду сегодняшнюю действительность в России, то общности, с которыми человек повседневно находится в непосредственном контакте и которые составляют его соци- альную микросреду, по-разному откликнулись и сейчас продолжают неодинаково реагировать на, без преувеличе- ния, кардинальные изменения, которые произошли и про- должают происходить в российском государстве и обществе. Одни напрочь их отвергают. Другие их принимают и под- держивают. Третьи к происшедшему и происходящему от- носятся более сложно: с чем-то согласны, против чего-то протестуют и на что-то реагируют противоречиво.
И в каждой из этих общностей, если их анализировать по отдельности, очень часто наблюдается такая же неодно- значная картина. Одни люди в них стоят на диаметрально противоположных позициях. У других эти позиции совпа- дают. У третьих налицо непоследовательность и в оценках, и в переживаниях, и в поступках по поводу происходящего.
Такая же пестрота характеристик наблюдается в общно- стях, в которые входят как их член каждый отдельный человек, не только в их социальных ориентациях, касаю- щихся политики, экономики, идеологии, права, морали и других, но и в их отношении к деятельности, к практикуе- мым ими в реальности совершенно конкретным отношени- ям друг к другу.
Одни общности, несмотря на все трудности, пытаются сохранить главный для них вид деятельности и не снижать ее качества. Другие пробуют осваивать новые виды дея- тельности. Третьи стараются, часто безуспешно, совме- стить и первое, и второе. Четвертые, говоря фигурально, махнули на все рукой и живут по принципу: пусть все идет так как идет.
140
То же бросается в глаза и в сфере взаимоотношений в тех общностях, с представителями которых приходится повсед- невно контактировать человеку. В одних общностях они строятся, исходя из принципа <человек человеку - друг, товарищ и брат>, в других - <человек человеку - волк>, в третьих исходя из ситуации и из того, кто с кем взаимодей- ствует.
Вместе с тем каждый отдельный человек - не воск и не мягкая глина. В силу накопленного им опыта, находящего свое отражение в сформировавшихся у него потребностях, интересах, склонностях, всегда влияющих как на характер оценивания им поступающей к нему информации и ее ис- точников, так и на принимаемые по поводу содержания этой информации решения и на их осуществление, он ока- зывается неодинаково податливым на воздействия общно- стей, составляющих его социальную микросреду.
Он, как правило, тяготеет к тем общностям, которые своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером установившегося в них психологического кли- мата, личностными особенностями людей, входящих в эти общности, отвечают его потребностям, интересам, склон- ностям, и стремится дистанцироваться от тех общностей, которые благодаря присущим им свойствам находятся в разладе с потребностями, интересами и склонностями этого человека, например, когда он уже привык поклоняться зо- лотому тельцу, а они не способствуют его материальному обогащению, заставляют его часто переживать свою ущер- бность в чем-то и не удовлетворяют его притязания.
Но жизнь, как известно, сложна, и очень часто возника- ют ситуации, когда человеку не вырваться из общности, которая не отвечает особенностям его познавательной, мо- тивационно-эмоциональной и поведенческой сфер, и тогда возникает скрытая или явная борьба общности и личности, которая или ломает личность, или, наоборот, эта личность, черпая поддержку у других общностей, или, находя другие источники для такой поддержки, в этой борьбе поднимается на более высокий уровень в своем развитии (через сопро- тивление растет.
И в названных коллизиях, хотя и не часто, человек мо- жет нажить такой личностный и субъектнодеятельностный калибр, проявляющийся в силе его ума, в несгибаемом нравственном стержне, в богатой партитуре способов пове- дения, оптимально отвечающей своеобразию возникающих
141 STR.142 вокруг него обстоятельств, что он начинает вести за собой общность, которая раньше обращалась с ним только как с объектом воздействия, начисто игнорируя его потребности, интересы и склонности И в то же время этот же самый человек вполне спокойно может принимать роль ведомого в другой общности, также входящей в его микросреду, если он чувствует, что она помогает ему осуществлять желаемые им цели, удовлетворяет его притязания, не заставляет по- стоянно пребывать в состоянии эмоционального диском- форта.
Можно было бы и дальше рассматривать возможные ва- рианты взаимодействия социальной микросреды и челове- ка, но, как помнит читатель, в начале этой статьи была поставлена задача прочертить контуры такого взаимодей- ствия между социальной средой и человеком и таких кор- ректив его, которые обеспечивали бы движение человека в процессе развития к достижению вершин в овладении им ценностями жизни и культуры и формировали бы у него способности неординарного труженика-творца в выбран- ной им области профессионального труда. К освещению существенных, на наш взгляд, условий решения этой труд- нейшей проблемы мы и перейдем. И для начала попробуем рассмотреть этот процесс на примере направленного фор- мирования современного российского школьника как лич- ности и как субъекта деятельности.
Находясь в микросреде, которая его окружает,- в семье, в классе, среди товарищей по двору (если это городской школьник), посещая кружки и секции (если у родителей есть средства их оплачивать), учащийся младших классов, подросток, юноша или девушка - старшеклассники посто- янно испытывают воздействия на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются часто предельно разноплано- выми и нередко очень противоречивыми, и они не всегда <работают> на превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности школьника, направленно не стимулируют развитие его способностей, а в теперешней социально-культурной обстановке порой напрямую спо- собствуют укоренению в его личности псевдоценностей и формированию квазиспособностей и склонностей, несущих в себе негативные характеристики.
В этих условиях возрастает роль школы не только в оп- ределении социально ценных психических свойств, кото- рые могут и должны быть сформированы у школьников в
142
теперешнее непростое время, но и в координации и коррек- тировке влияний на учащихся других общностей, которые все вместе образуют микросреду его развития.
И очерчивая содержание этой <модели> школьника как личности (носителя отношений) и как субъекта деятельно- сти (<владетеля> способностей), педагоги школы должны суметь оставаться реалистами и не выходить за пределы возможного, которое дает сегодняшняя действительность для процесса воспитания.
Конечно, надо постоянно иметь в виду важность форми- рования у учащихся отношения к планете Земля, к челове- честву, к Отечеству, к труду, к семье, к другим людям, к себе самим как к высшим ценностям и одновременно разви- тия у них, учитывая характер задатков каждого, призвания и таланта, но практическая педагогика, как известно,- это искусство возможного. Поэтому осуществление в полной мере последнего требует при продумывании и проведении в жизнь стратегии и тактики воспитательного процесса обя- зательного учета всех объективных и субъективных факто- ров, которые в нем участвуют, и непременно в их теперешней форме существования и выражения (громадно- го расслоения семей по признаку материального достатка, усиления криминогенной направленности подростковых компаний, <обездуховливания> содержания передач, кото- рые адресуют молодежи средства массовой информации, появления платного образования, сужения охвата учащих- ся всевозможными формами внешкольной работы, усиле- ния роли церкви и др.).
Поскольку неформальное воспитание предполагает его инструментовку, за которой стоит всестороннее оценива- ние условий жизни каждого конкретного ученика, наиболее действенных источников влияния на него и успевшей сфор- мироваться у него картины мира, главенствующих отноше- ний, типичных для него способов поведения, то это фактически всегда означает анализ школой социальной микросреды учащегося и последующую работу по усилению действия на последнего одних составляющих этой среды, нейтрализацию действия других, а часто и внесение в эту среду таких факторов, которых до этого в ней не было.
При этом при планировании и осуществлении воспита- тельных воздействий, в том числе и тех, с помощью которых изменяется микросреда школьника, необходимо постоянно делать поправку на возраст, пол, индивидуально-личност-
143 STR.144 ные и субъектно-деятельностные особенности учащихся и не уповать на всемогущество в воспитании фактора дея- тельности или фактора отношений, если нам остается неиз- вестным, какой психологический отзвук они получают во внутреннем мире школьника.
Приходится вновь и вновь повторять эту кажущуюся оче- видной мысль, поскольку в повседневной работе с учащи- мися очень часто забывается, что <общее существует лишь в отдельном и через отдельное>. А раз мы действительно хотим в теперешних архисложных, социально неоднознач- ных условиях осуществить ту цель воспитания, о которой речь шла выше, инструментовка специально планируемых и рассчитанных на получение определенного результата воспитательных воздействий (и системных и одиночных) не может не сопрягаться с глубоким проникновением в психо- логию каждого конкретного ученика.
И здесь имеется в виду не понимание по отдельности каждой из составляющей психику школьника характери- стик, хотя и это тоже нужно, а схватывание, так сказать, <основной мелодии>, которая типична для внутреннего ми- ра данного школьника и постижение в целом направления и степени активности работы этого мира.
Если этот важнейший параметр психики ученика школа, педагоги не умеют правильно <схватить> и адекватно оце- нить и в то же время пытаются внести изменения в микро- среду школьника или как-то прямо воздействовать на него без учета названного фактора, настоящий воспитательный эффект может быть получен ими лишь случайно.
Поэт Н.А. Заболоцкий в одном из своих самых известных стихотворений писал: <Не позволяй душе лениться!> Для воспитательного процесса это очень важная мысль, потому что действительно для успеха воспитательного дела школе, педагогам мало понимать душу или, другими словами, це- лостный внутренний мир того или иного школьника. Им еще обязательно надо уметь находить средства, которые побуждали бы этот <мир> постоянно активнейшим образом <работать>: жадно, эмоционально заинтересованно впиты- вать информацию, которую дает окружающая действитель- ность, глубоко осмысливать ее через призму полезности ее для обогащения, для упрочения главных ценностей жизни и культуры, для духовного роста самого <владельца> этого внутреннего мира, чтобы благодаря такой непрерывной ин- тенсивной работе ума и сердца школьник испытывал бы
144
неистребимую потребность откликаться затем на нее по- ступками и свершением деяний, инициируемых все более высокими в нравственном отношении мотивами. И ему это будет легче делать, если школа при этим будет одновремен- но проводить целенаправленную работу со средой окружа- ющей школьника: обесценивать в его глазах одни влияния, идущие к нему, подкреплять и усиливать другие, по-умно- му организовать третьи, которых до этого не было.
Решение этой труднейшей воспитательной сверхзадачи (а без него школа никогда не выполнит главную свою фун- кцию - доведение процесса воспитания каждого ученика до такого уровня, когда последний без нажима извне начи- нает работать над самовоспитанием, саморазвитием и с этой целью искать и создавать вокруг себя микросреду, которая содействовала бы удовлетворению его потребности в духовном, а позже еще и в профессиональном росте) тре- бует от педагогов постоянного отхода от стереотипов и шаб- лонов в их будничной воспитательной деятельности и постоянного новаторски творческого отношения к своему
делу.
В теперешних драматических для великой державы ус- ловиях, в которых оказалась система образования в России, резкого падения планки нравственности во всем нашем об- ществе этого достигнуть им будет очень непросто. Но надо постоянно помнить: наши ученики никогда не будут дви- гаться в своем взаимодействии с миром в направлении к высотам духовности, если перед их глазами не будет при- мера повседневного движения к этим высотам их учителей.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время, когда идет процесс девальвации мо- рали, права, искусства, науки, образования, всеми путями утверждается культ денег и воспевается грубая сила, а боль- шинство народа ввергнуто в нищету, крайне актуальной оказывается проблема спасения молодого поколения от тлетворного влияния на него всего негативного, чем пере- насыщен наш социум сегодня.
Чтобы успешно решать эту задачу, важно, во-первых, ясно представить себе цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность всех воспитательных инсти- тутов нашего общества сегодня и прежде всего воспитатель-
145 STR.146 ной системы школы; во-вторых, понять, почему надо осу- ществлять именно эту цель; в-третьих, отдать себе отчет в том, как, через актуализацию каких факторов, можно обес- печить ее достижение.
Раскрывая содержание цели воспитания, очевидно, надо в первую очередь иметь в виду необходимость формирова- ния у ребенка, подростка, юноши такой картины мира, которая все больше приближалась бы к научному понима- нию основных феноменов, закономерностей и механизмов, характеризующих развитие природы, общества и человека. Об этом приходится говорить специально, потому что по разным каналам и порой в очень яркой эмоциональной упа- ковке нашу молодежь пытаются убедить в том, что религия, мистика, астрология, другие области оккультных знаний несут в себе <истину в первой инстанции.
Столь же важно, как и формирование приближающейся к строго научной картине мира, превращение общечелове- ческих ценностей в собственные ценности каждого до- школьника и школьника. Планета Земля, Отечество, труд и созданные через его посредство материальные и духовные богатства в высоком значении этого слова, семья, другой человек, сам человек и все человечество в целом должны вызывать у подрастающего поколения устойчивые ценно- стные отношения.
На решении этой труднейшей для воспитания задачи приходится настаивать, потому что альтернатива ей - формирование личности, исповедующей псевдоценности - безудержное поклонение золотому тельцу, перенимание худших образцов маскультуры, индивидуалистическое ут- верждение себя.
Совершенно необходимо также, чтобы все названные выше общечеловеческие ценности находили выражение в соответствии с возрастными возможностями в конкретных побуждениях дошкольника и школьника, в их реальной мотивации в повседневной деятельности и общении.
Наконец, крайне существенно, чтобы в своем будничном поведении, в своих более или менее значимых и для самих себя и для окружающих поступках дошкольник и школьник ориентировались на целенаправленно формируемую у них картину мира, отправлялись на доступном им уровне от общечелов.еческих ценностей, побуждались мотивами, со- ответствующими содержанию этих ценностей.
146
К формированию совершенно конкретных мотивов как побуждений к повседневному поведению и к отработке форм этого поведения, отвечающих духу общечеловече- ских ценностей и не нафантазироваяной, а объективной картине мира, тоже непременно надо стремиться, потому что у ребенка, подростка, юноши могут оказаться какие-то Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|