Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника



7 страница


Просто и красиво, не правда ли? Вот что делает мнемотехника! Такие вот чудеса техники, понимаешь!  

Еще пример.  

...  

Гора Мак-Кинли, высота над уровнем моря – 6194 м.  

МП: Мак Кинули (Мак-Кинли) в жуткую (61) бочку (94).  

 

 

Даты и события. Короче, история  

 

 

С исторической информацией дело обстоит примерно так же, как с географической. (Я имею в виду ту информацию, для запоминания которой нам потребуется применять мнемотехнику – например, для запоминания всевозможных дат.) Здесь имеют место следующие информационные звенья: название события и дата. Или наоборот: дата и событие.  

Чтобы запомнить эту связку, находим какое-нибудь ключевое слово или придумываем выражение, которое напомнит нам данное событие. Затем нужно будет связать это звено со следующими звеньями, которые уже помогут нам запомнить собственно дату.  

Дату можно запоминать по-разному. Если дата совпадает (или близка по времени) с каким-то другим известным нам событием, то, считайте, нам повезло! Такой вариант я называю упрощенным запоминанием. Если же такое событие найти никак не получается, то используем уже известные нам методы запоминания чисел.  

Приведу пример.  

...  

17-18 марта 1970 года произошел государственный переворот в Камбодже. Этот год (1970) близок к году моего рождения (1972). И мне остается лишь запомнить, что незадолго до моего рождения произошел переворот в Камбодже. А месяц и числа я бы запомнил так: 9-10 дней спустя после женского праздника произошел переворот в Камбодже.  

Ну вот, а теперь соединим: за пару лет до моего рождения (то есть в 1970) и 9-10 дней спустя после женского праздника (то есть после 8 марта) произошел государственный переворот в Камбодже. А чтобы запомнить, что переворот произошел именно в Камбодже, а не в другой стране, можно найти похожее слово. Например, компот. А если еще и добавить предлог «же», то будет вообще супер: компот же (очень похоже на Камбодже). И ко всей этой маленькой и легко запоминающейся истории добавить: и по этому случаю все пили компот. Или: компот же пили именно по этому случаю в Камбодже.  

Вот и все, после этого я уже не забуду, в каком году и какого числа произошел этот переворот и где именно он произошел.  

Учтите, однако, что нужно тренировать свою фантазию, чтобы иметь возможность каждый раз придумывать удачные ассоциации. Но, с другой стороны, чем больше вы придумываете историй, тем интенсивнее развивается ваша фантазия.  

Если же не удалось нужную дату привязать к какой-то уже известной вам дате, то применяем варианты запоминания чисел.  

Вот пример.  

...  

24 сентября 1968 года – принятие в ООН Свазиленда. Итак, ООН можно заменить на местоимение «он» (очень похоже), ну а слово «Свазиленд» довольно похоже на «вазелин». Так что у нас уже есть два мнемонических звена: он и вазелин. Идем дальше. Сентябрьской ночью… Слово «ночью» таит в себе число 24 (по методу первых двух согласных). Остался год 1968. Дуб (19), шеф (68). А теперь соединим всю эту мнемоническую глупость в одно целое: дуб-шеф – сентябрьской ночью он вазелином намазался. Я стараюсь сохранить очередность, которая поможет мне не перепутать одно с другим. В начале я поставил год, потом месяц и число, а потом – суть события.  

Так как в разные годы в ООН вступали разные страны, то эту информацию вы можете где-то записать отдельно, озаглавив ее, например, так: «Вступление разных стран в ООН».  

А вот еще пример.  

...  

День штурма Бастилии (крепости, а затем тюрьмы во Франции) – 14 июля 1789 года. Как же это запомнить с помощью мнемотехники? Я сразу же замечаю, что Бастилию взяли в середине лета. О, в такую жару! Почти в середине лета – 14 июля. Ну а год – просто прелесть: все цифры идут по возрастанию, если не считать единицы (последние три цифры – 7, 8, 9). Вот и здорово. Я уже запомнил эту дату и теперь вряд ли смогу забыть. Мне достаточно вот этого предложения: Бастилию взяли почти в середине лета (14 июля), в год, в котором после единицы (1) идут три цифры в порядке возрастания (7, 8, 9), то есть в 1789 году.  

Итак, для лучшего запоминания исторической информации я рекомендую:  

• вести хронологическую тетрадь и записывать в ней события с датами и мнемоприемы, которые вы применяли, чтобы запомнить эти события и даты;  

• группировать информацию по разным признакам (например, дата получения независимости, вступления в ООН, переворота и т. д.).  

При таком мнемоническом выделении, обособлении информации она не смешивается ни с какой другой и не тонет в море прочих сведений.  

Вообще, такие мнемонические тетради я советую иметь для многих (если не для всех) школьных предметов. Впрочем, это не освобождает нас от необходимости тренировать нашу память, используя разные мнемотехнические тренажеры.  

А теперь перейдем к следующей части книги, где нас ждут практические занятия, которые помогут и в изучении языков, и во многом другом.  

 

 

Часть 4  

Добро пожаловать в мнемонический тренажерный зал  

 

 

 

Запоминаем простые слова  

 

 

Итак, добро пожаловать, дорогие друзья, в практическую часть моей книжки о памяти!  

Или: «добро пожаловаться» в мнемонический тренажерный зал! Welcome!!!  

Здесь мы опять встретимся с разными видами информации, о которой идет речь на разных школьных предметах, но теорию уже разводить никто не будет. То есть мы начнем конкретно тренировать нашу память на запоминание этих видов информации.  

Но сначала «разогреем мышцы» – попрактикуемся в запоминании простых и сложных слов.  

Начнем с запоминания списков простых слов.  

Давайте вспомним, что мы называли простыми словами. Простое слово – это слово, которое обозначает конкретный предмет, и его (этот предмет) легко себе представить. Ну, например, слово «стол». Довольно просто представить, что оно означает, не правда ли? Особенно если на этом столе много всяких съедобных вещей. Так давайте именно так и сделаем: запомним стол и все вкусное на нем, что можно есть и пить.  

К примеру, составим вот такой «съедобный» список и попробуем его запомнить:  

...  

Стол, торт, мороженое, чай, кофе, сахар, печенье, варенье, клубника, сок.  

Ну как? Вкусно, правда? Конечно, вкусно все, кроме самого стола. И как бы вы, дорогие ребята, запомнили это список? Что касается меня, то я бы запомнил его вот так:  

...  

Мы подошли к Столу с Тортом и Мороженым. И не знали, с чего же начать, но вскоре отдали предпочтение сначала Чаю, а потом Кофе с Сахаром и Печеньем, на которое намазали Варенье из Клубники, после чего выпили Сок.  

Запомнили? Думаю, что без проблем: вкусные списки очень легко запоминать. А как насчет «невкусных» списков? Вот, например, этот, ну совершенно невкусный список слов:  

...  

Дождь, слякоть, болото, носки, галстук, рыбий жир, крахмал, тетрадь, клей, солнце.  

Ну, как вам такой список? Вкуса никакого, правда? А ведь иногда приходится запоминать и такие вот невкусные вещи. Давайте попробуем сочинить историю с этими словами. У меня получилось вот что:  

...  

В Дождь и Слякоть я пошел в Болото, чтобы помыть свои Носки и Галстук. А мыл я их Рыбьим жиром с Крахмалом, после чего приклеил их к Тетради с помощью очень хорошего Клея, чтобы все это сушилось на Солнце.  

Это глупо и смешно, правда? Но в этом-то как раз и весь секрет! Ведь глупое и смешное очень хорошо запоминается. А если память так любит глупое и смешное, то почему бы не исполнить этот каприз нашей памяти?  

Итак, уважаемые ребята, чтобы лучше запомнить список слов, постарайтесь придумать очень глупый и очень смешной рассказ, в котором будут использованы все эти слова. Клянусь, что потом этот рассказ вам будет тяжело забыть, настолько он врежется в память. Здорово, правда?  

А теперь попробуйте выполнять задания самостоятельно. Вот еще список, тоже невкусный, но более сносный, чем предыдущий:  

...  

Дверь, класс, звезда, урок, день, автобус, магазин, игра, полотенце, деньги.  

Попробуйте придумать с этими словами какой-то рассказ, чтобы запомнить список, а потом проверьте, в нужной ли последовательности вы его запомнили. Для этого, когда будете по памяти повторять слова, закройте список в этой книге листом бумаги и, произнеся очередное слово, открывайте его, отодвигая бумагу чуть вправо. И так – до конца списка. Но только во время проверки список должен быть надежно закрыт, чтобы вы не могли случайно увидеть следующее, еще не названное вами слово.  

Кстати, этот список я бы запомнил вот как:  

...  

Я открыл Дверь и вошел в Класс. Но за партой сидела Звезда и слушала Урок. Так прошел весь День, после чего мы сели в Автобус и пошли в Магазин купить Игру. Но сначала мы купили Полотенце, а на игру не хватило Денег.  

Очень легко запоминается, правда ведь?  

Но! Для тренировки памяти нам надо постепенно увеличивать количество слов в наших списках. Поэтому давайте попробуем запомнить следующий список, состоящий уже из двенадцати слов.  

...  

Компьютер, дорога, клуб, книга, шкаф, брюки, бутылка, телевизор, стрелка, ручка, вода, луна.  

Попробуйте составить историю, не нарушая последовательности слов, соответствующей нашему списку.  

У меня получилось вот что:  

...  

Компьютер шел по Дороге в Клуб и нашел там Книгу, которую положил в Шкаф, где были Брюки с Бутылкой в кармане. Бутылку компьютер положил на Телевизор, после чего на последнем появилась Стрелка, указывающая на Ручку, которая была в Воде, в которой отражалась Луна.  

Вы, дорогие ребята, можете придумывать собственные списки, а затем запоминать их. А также можно запоминать списки, придуманные вашими друзьями и знакомыми. (Я в свое время любил удивлять друзей, запоминая списки слов любой длины, придуманные ими.) Каждый раз, запоминая подобные списки, мы тренируем память.  

Я надеюсь, вы уже понимаете, что память ох как пригодится вам в жизни. Очень многое зависит от памяти! Так что не ленитесь упражнять память. Перед человеком, имеющим хорошую память, открывается много новых возможностей, а становится память хорошей в основном в результате тренировок. Плюс к этому – надо хорошо питаться: есть многое из того, что было в первом «вкусном» списке, а также иногда и кое-что невкусное, да хотя бы тот же рыбий жир из второго «невкусного» списка, если нужно. А также старайтесь вести здоровый образ жизни, чтобы всякие вредные привычки не тормозили работу памяти. Занимайтесь физкультурой, спортом – в общем, укрепляйте здоровье, чтобы и память была здоровая и сильная.  

А теперь – еще один список, но уже из пятнадцати слов. Все они означают простые и знакомые вам вещи, которые легко представить.  

...  

Радуга, снег, луч, песок, море, мост, лес, страница, телефон, кошка, кнопка, паркет, одеяло, брюки, сумка.  

Запомните его, составив рассказ, и проверьте, правильно ли и в нужной ли последовательности вы все запомнили.  

Ну и наконец, я приведу еще несколько списков слов для вашего запоминания.  

...  

1. Стол, ручка, карта, рука, туфли, птицы, снег, гора, верхушка, деньги.  

2. Канат, солнце, нора, крыло, картон, чернила, камень, грибы, велосипед, снегоход, дом.  

3. Вишня, книжка, одежда, дерево, стол, крыша, страница, треугольник, дверь, мышка, телевизор, картина.  

4. Ложка, кнопка, скрепка, паркет, текст, одеяло, луч, голос, магнитофон, муравей, работа, лодка, пакет.  

5. Медаль, ковер, корабль, крышка, кофе, стая, планка, песок, урок, корень, рубанок, земля, речка, фартук.  

6. Минерал, дама, свет, очки, одежда, цветы, страница, собачка, папка, чемодан, самолет, чай, крыло, блокнот, шоколад.  

7. Помидоры, машина, асфальт, снег, трава, камень, бумага, свеча, словарь, железо, экран, ящик, стоматолог, язык, буква, скала.  

8. Газ, море, окно, вулкан, сапоги, ручка, учебник, крыша, тоннель, тучка, свеча, цветок, цапля, колесо, кузов, доска, ярлык, страна.  

9. Конфета, этаж, касса, аккумулятор, коврик, лист, писатель, кассета, класс, комбайн, перекресток, форточка, формула, лампочка, луна, брошюра, море, листья, кислород.  

10. Луг, алюминий, трава, болото, колбаса, лепесток, карандаш, клавиша, древесина, минута, пианино, встреча, палка, сок, кора, дым, роса, ролик, сахар, кошелек.  

 

 

Запоминаем сложные слова  

 

 

Ну а теперь перейдем к словам сложным, то есть к обозначающим такие понятия, которые нам не всегда легко представить в своем воображении. Для начала попробуем запомнить вот такой вот список:  

...  

Сила, стремление, усталость, даль, достижение.  

Ограничимся пока только этими пятью словами. Итак, принцип запоминания тот же: надо придумать рассказ, где каждое слово из списка стало бы неким героем, участником этого рассказа. Но как же представить силу? А стремление? А усталость, даль, достижение? Вот в этом и вся сложность. Но безвыходных ситуаций не бывает: например, силу мы можем представить в виде чего-то или кого-то сильного-пресильного. Ну вот и представим себе сильного человека. А наша память потом вспомнит, что нам нужен не сам человек, а именно сила этого человека. Видите, все просто. Далее, представим, что этот человек имеет какое-то стремление, но вскоре после этого стремления у него появляется усталость, так что он уже не может идти вдаль, чтобы прийти к достижению. Видите, оказывается, все не так уж и сложно. Так что давайте попробуем запомнить еще что-нибудь в этом роде.  

Ну, например, вот такой вот список, уже из шести слов:  

...  

Любовь, надежда, падение, ходьба, наука, атмосфера.  

Попробуйте запомнить этот список, придумав свой рассказ, и только потом прочитайте, как это получилось у меня.  

Запомнили?  

А у меня получилось вот что.  

...  

В Любви всегда есть Надежда, но есть и страх Падения, и поэтому очень полезно заниматься Ходьбой и Наукой в земной Атмосфере.  

Глуповато, конечно, но ничего страшного. Я ведь уже говорил, что глупое очень хорошо запоминается. Именно с помощью подобных глупостей некоторые стали чемпионами мира по запоминанию. А если они стали чемпионами, то это уже серьезно. Поэтому я бы назвал эти мнемонические глупости очень серьезными глупостями. Являясь, с одной стороны, бессмысленными глупостями, они, с другой стороны, становятся мощнейшим стимулом для работы памяти. Память начинает под воздействием этих глупостей работать так, что мало не покажется. Как же не воспользоваться этим для плодотворной работы памяти! Я уже не говорю о том, что все эти глупости и весь этот мнемонический юмор очень хорошо отражаются на нашем настроении. А еще эти упражнения развивают нашу фантазию, ведь мы все время что-то сочиняем и придумываем – новые рассказы, новые сюжеты.  

А теперь – еще один сложный список, но уже из восьми слов:  

...  

Доброта, находчивость, свет, магнит, движение, время, способность, усилие.  

Сначала попробуйте запомнить сами. Если будут ошибки, ничего страшного. Если тренироваться, постепенно ошибок будет становиться все меньше и меньше.  

А у меня получилось следующее:  

...  

Доброта нуждается также в Находчивости, чтобы быть ближе к Свету, после чего, как от Магнита, начнется Движение во Времени. Но движение остановится, если не развивать в себе Способность делать Усилие.  

На этот раз получилось не так уж глупо, правда? Хотя я бы предпочел что-нибудь более глуповатое, необычное, смешное. Но и так вполне себе ничего.  

Память остро реагирует (а значит, хорошо запоминает) на все необычное, нестандартное (смешное, глупое и т. п.), и наоборот, память плохо реагирует на все обыденное, ставшее привычным.  

Поэтому от того, насколько удачно мы приправим запоминаемую информацию юмором и необычностью, зависит то, насколько удачно, легко и быстро мы все запомним.  

Когда нам удается приправить информацию чем-то нестандартным или смешным, наша реакция на эту информацию становится похожей на то, как бы мы отреагировали, если бы увидели знакомого человека в совершенно необычной одежде. Мы ведь сразу обратим на него внимание, хотя до этого мы его часто видели и уже привыкли к нему. А тут вдруг он предстал перед нами в необычном свете. Ну вот, то же самое происходит с информацией: мы ее «одеваем» в необычные одежды (юмора, глупости и т. п.), после чего наша память как бы открывает глаза (или уши) и по-другому воспринимает увиденное (услышанное), а значит, надолго сохраняет эту информацию.


Просмотров: 1210
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь