Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника



2 страница


 

 

Интерес к информации  

 

 

Хочу сказать вам, дорогие ребята, одну очень важную вещь: ваши чувства (которые нам очень нужны для хорошего запоминания информации) возникают, прежде всего, в ответ на то, что вам интересно. Разве вы станете слушать песню, которая вам не нравится? Поэтому если вы будете относиться к школьным урокам с интересом, то в процесс учебы подключатся ваши чувства, от чего ваша память только выиграет. А уж если ко всему этому добавятся еще и дополнительные стимулы, одним из которых является мнемонический азарт, о котором я уже говорил в этой книге, то запоминать информацию станет для вас делом совсем пустяковым.  

А если у вас нет интереса к учебе, то даже если вы потенциальный гений и у вас хорошая память, то все равно вы не сможете хорошо учиться. Ведь именно интерес больше всего движет нами в деле освоения новой информации.  

Однако достаточно часто нам приходится делать то, что не очень-то интересно, но все-таки нужно. Нас заставляет необходимость. Мы понимаем, что это нужно сделать. Например, нужно учить все уроки (и любимые, и не очень), нужно сходить за хлебом в магазин, нужно почистить обувь, если она запачкалась, и так далее. Правда, пока мы еще дети, многое за нас делают родители, но со временем и с возрастом нам все равно придется все это делать самим.  

Но как же быть, если совсем пропал интерес к учебе?  

Напомню вам про стимул, который я назвал мнемоническим азартом. Начните по-новому относиться к урокам – как к возможности упражнять память. Это внесет интерес в процесс учебы. Это воодушевит вас. Вы словно увидите все в новом свете. Восприятие слов учителя на каждом очередном уроке станет для вас тренировкой, а тренировка – это удовольствие. Если вы войдете в ритм мнемонической тренировки, то вам будет очень даже интересно слушать, что говорит учитель, на любом, даже самом скучном, уроке. Потому что это для вас станет очередной возможностью тренировать и память, и внимание, и волю, и многое другое.  

 

 

Внимание  

 

 

Внимание – одно из необходимых условий для успешной работы памяти. Если, например, сравнить память со складом, то внимание – это дверь склада. Если дверь закрыта, то как же можно на склад что-нибудь поместить? Никак. Поэтому, какой бы хорошей ни была ваша память, без внимания вы ничего не запомните. И не потому, что ваш «склад» маленький, а потому, что «дверь» у вас закрыта на ключ.  

Быть невнимательным означает не что иное, как «пропустить информацию мимо ушей». А как можно запомнить то, что было пропущено мимо ушей? Разве вы можете запомнить то, что не услышали или не прочитали? Конечно нет.  

Поэтому я скажу вам, дорогие ребята, так: чтобы запоминать, надо уметь не только слушать, но и слышать. Бывает ведь и так, что мы что-то слушаем, но в это время думаем о чем-то другом, или даже вообще ни о чем не думаем. Например, музыку можно слушать, только если внимание «работает», а без внимания мы ее, может, и слышим, но не слушаем по-настоящему. Точно так же на уроке: мы либо слушаем, что говорит учитель, либо просто слышим.  

Бывают разные причины, чтобы слышать, но не слушать: отсутствие интереса, усталость, недоедание, стрессы и многое другое. (Кстати, стрессы очень сильно разрушают память. Имейте это в виду и старайтесь, насколько это возможно, избегать стрессовых состояний.)  

Что касается усталости, то психологи говорят, что человек может что-то внимательно слушать только в течение двадцати минут. После этих двадцати минут с нашим вниманием что-то начинает происходить. Оно рассеивается. Но как же быть? Ведь урок то длится больше сорока минут!  

Конечно, многое зависит от говорящего (оратора, учителя, лектора). Если кто-то говорит монотонно, то его даже двадцать минут слушать тяжело. А если учитель не держит вас в режиме монотонности, а разнообразит урок, подавая информацию разными способами, то вы не устанете и после сорока минут.  

Например, я, читая лекции школьникам, стараюсь время от времени прерывать ее вопросами. Именно в этот момент я выхожу из режима монотонности. Делая это, я должен опередить надвигающуюся усталость учеников. Стоит задать один вопрос, как усталость сразу же пропадает, даже если она уже успела появиться. Если же мне удается опережать усталость, то она и не успевает появиться.  

И все-таки, как бы ни говорил учитель, когда вы на уроке, постарайтесь слушать очень внимательно. Именно это поможет вам, дорогие ребята, лучше запомнить урок. Кроме того, попытка остаться внимательным до конца урока является очень хорошим упражнением для развития внимания.  

 

 

Воображение  

 

 

Дорогие товарищи… О, простите: я хотел сказать – дорогие друзья! Теперь давайте будем упражнять наше воображение. Это очень просто. Нужно всего лишь представить себе (то есть вообразить) что-либо.  

...  

Ну, например, представьте себе яблоко. Получилось? Вы должны его мысленно «увидеть», то есть вообразить, как выглядит яблоко. Кто-то представил себе красное яблоко, кто-то – зеленое. Кому как нравится. Но открою вам маленький секрет: чтобы лучше запомнить, надо представить это яблоко каким-нибудь необычным, чтобы вас удивило столь необычное яблоко и очень сильно заинтересовало.  

Для чего нужно воображать яблоко необычным? Для того чтобы активизировать ваши чувства и эмоции. Вы ни в коем случае не должны быть равнодушными, когда представляете себе что-то. Вы ведь уже знаете, что равнодушие – это враг вашей памяти. Чем вы равнодушнее, тем сложнее вам запомнить что-либо. И наоборот, чем больше вы удивляетесь, тем легче все запоминается. А дети – это чемпионы мира по удивлению. Взрослые уже не умеют удивляться так, как вы. Поэтому используйте это преимущество перед взрослыми и почаще удивляйтесь, тем более что это усиливает работу памяти.  

...  

Итак, вы представили какое-то необычное яблоко: либо огромное, либо, наоборот, крохотное, микроскопическое. Теперь вообразите еще что-нибудь, например банан. И представьте, что и яблоко, и банан лежат на каком-то необычном столе. Например, у него не четыре ножки, а целых десять, или даже сорок так, что это не стол, а сороконожка.  

Разве вы не будете удивлены таким зрелищем? Вы, может быть, спросите: «А разве в жизни бывают столы с сорока ножками?» И я, конечно же, отвечу: «Нет». Разве только – если специально заказать такой стол. Но ребята, в том то и дело, что мы можем представить себе то, чего на самом деле нет или очень редко встречается. Тем самым мы «убегаем» от обыденности, которая очень сильно вредит нашей памяти. Все обычное не так хорошо запоминается, как все необычное. И мы должны использовать это свойство нашей памяти – ее неравнодушие к необычности. Поэтому снова и снова повторяю, когда вы читаете любой текст, старайтесь ярко представлять все то, о чем там говорится. Не читайте равнодушно. Упражняйтесь в том, чтобы читать с эмоциями, чувствами. Представляйте себе в своем воображении живую картину всего того, о чем вы читаете.  

...  

Теперь представьте, что вы съедаете яблоко, которое лежит на столе. Почувствуйте его вкус. Например, оно кислое. Вы сразу же почувствуете, как что-то происходит у вас во рту! Видите, насколько велика сила воображения? У вас уже все во рту свело от кислого, хотя вы съели яблоко не по-настоящему, а лишь в воображении.  

А теперь представьте себе, что нюхаете это яблоко. Вообразите яблочный запах. Он наверняка есть в вашей памяти. Вот вы уже как будто чувствуете этот запах – это и значит, что вы его вспомнили. А это, в свою очередь, означает, что вы выполнили очередное упражнение для памяти. Ведь каждый раз, что-то вспоминая, мы тем самым тренируем нашу память. Так что, когда включается наше воображение, это всегда еще и работа памяти.  

Воображение бывает двух видов:  

1. Буквальное воображение, когда мы представляем то, что в точности соответствует реальной жизни.  

2. Воображение с элементами фантазии, о котором мы уже говорили раньше: когда представляем себе что-то необычное, чего на самом деле не бывает.  

Оба эти вида воображения очень полезны для развития памяти. Чтобы тренировать буквальное воображение, нужно просто вспоминать происшедшие события. Например, попробуйте вспомнить (и как можно подробнее), как вы сегодня проснулись, что ели во время завтрака, чем занимались после, до обеда и так далее. Если вам не лень, то можете в конце каждого дня вспоминать этот день с самого утра. И если вы, дорогие ребята, будете регулярно выполнять это упражнение, то со временем вам удастся вспоминать прожитый день до самых мельчайших подробностей, так что сами будете удивляться тому, как это у вас получается.  

Кроме того, пробуйте вспоминать что-нибудь из отдаленного прошлого. Например, вспомните какой-нибудь случай, происшедший с вами год назад. Затем пытайтесь все подробнее и подробнее вспомнить этот случай. Это, скажу я вам, пре краснейшая тренировка памяти. Кто знает, может быть, в дальнейшем вы станете чемпионом мира по запоминанию. Я, например, являюсь учеником чемпионата мира, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса.  

 

 

Дословное и свободное запоминание  

 

 

Иногда нас заставляют запомнить информацию дословно. Это касается стихотворений, иностранных слов, всевозможных названий, терминов, а также высказываний великих людей и т. д. У нас нет другого выбора: мы ведь не можем пересказать стихотворение своими словами.  

Но существует еще и свободное запоминание. Редко бывает, когда надо выучить какой-то длинный текст наизусть, слово в слово. Чаще учителя задают нам задание пересказать его своими словами, и мы рассказываем прочитанное в учебнике или услышанное на уроке по-своему, но, конечно же, не на «уличном» языке. Мы стараемся придерживаться того стиля и той лексики, которые присутствуют в тексте.  

Что легче – свободное запоминание или дословное?  

Я думаю, в обоих случаях есть свои плюсы и минусы. Иногда легче выучить наизусть, нежели пересказать своими словами, а иногда – наоборот. Некоторым ученикам очень легко дается дословное заучивание, а другим гораздо легче выразить содержание текста своими словами. Мы все разные. У одних хорошо развита зрительная память, у других – слуховая и так далее. Однако каждый из нас, если есть желание и возможность, может усовершенствовать слабые стороны своей памяти.  

 

 

Забывание  

 

 

Я буду недостаточно честным, если скажу, что все, нами запоминаемое, остается в нашей памяти навсегда. Это не так. Наша память устроена таким образом, что мы все время что-то забываем. И от этого никуда не денешься. Иногда мы запоминаем то, что не хотели бы помнить, и наоборот, никак не можем навсегда запомнить то, о чем не хотелось бы забывать всю жизнь. С этим ничего не поделаешь. Так что не нужно сильно переживать из-за того, что многое забывается. Попробуйте спросить у людей, окончивших школу с золотой медалью: помнят ли они что-нибудь из школьной программы? Если прошел уже десяток лет после школы, то некоторые из них скажут вам, что почти ничего не помнят, хотя в свое время все отлично знали. Но я также должен сказать, что забываются в основном те знания, которые не находят впоследствии должного применения, а потому не подвергаются повторению. И, я думаю, это логично: зачем ненужным и неприменяемым знаниям оставаться в нашей голове? Это же не компьютер, в конце концов!  

Итак, забывание неизбежно. Особенно в деле забывания отличаются взрослые. Скажу так: дети быстрее забывают «взрослую информацию», а взрослые – «детскую». Это и понятно: детям неинтересны слишком серьезные, рассчитанные на взрослых знания, а взрослым хочется чего-нибудь «повзрослее». Каждому – свое. Но зато никто не сравнится с детьми в усвоении иностранного языка. В этой области дети – непревзойденные мастера. Если родители переедут жить в страну, где люди разговаривают на другом языке, то ребенок, немного пообщавшись с новыми друзьями, вскоре выучит незнакомый язык, в то время как родители месяцами или даже годами будут изучать его.  

...  

Сегодня днем я увидел на улице парня, с которым познакомился почти два года назад и с тех пор его не видел. Но я вспомнил его имя и окликнул его. Когда мы поздоровались, он, узнав меня, очень удивился тому, что я не забыл, как его зовут. Ведь прошло довольно много времени с момента нашей последней встречи.  

Как же мне удалось запомнить имя человека, с которым я общался всего один-два раза почти два года назад?  

Секрет в том, что я просто удачно сопоставил его имя с тем же именем человека, о котором я знаю, хотя, к сожалению, не знаком с ним лично. Я сравнил моего нового знакомого по имени Эльдар с известным кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Сравнение оказалось удачным, так что, я думаю, мне грозит пожизненное запоминание имени моего знакомого.  

Так что забывается не все. Есть вещи, которые лично я запомнил на всю жизнь и не смогу забыть, даже если захочу. И наоборот, многое из того, что я ужасно не хотел бы забыть, я увы и ах! – забыл.  

На этой немного грустной ноте я, пожалуй, и закончу первую часть своей книженции. Надеюсь, она принесет немало пользы ребятам. Пойду отдыхать.  

До новых встреч на страницах второй, мнемотехнической части книги.  

 

 

Часть 2  

Тренажеры для суперпамяти  

 

 

 

Мнемотехника 1  

Запоминаем не связанные друг с другом слова  

 

 

Итак, дорогие друзья, если вы действительно хотите, чтобы у вас была классная память, то давайте начнем тренироваться. В результате специальных упражнений ваша память станет суперпамятью, и вы сможете удивлять своих друзей и рассказывать им о том, как вам удается так быстро все запоминать.  

Итак, если вы готовы, давайте начнем с первого упражнения, то есть с запоминания обычных, не связанных друг с другом слов.  

Это простейшее упражнение является прекрасным тренажером для тренировки памяти. Сначала мы попробуем запомнить всего лишь десять таких слов. Затем постепенно будем увеличивать их количество.  

Вот эти десять слов:  

...  

Слон, домик, телевизор, тапочки, котенок, тумбочка, хомяк, пес, огород, кустарник.  

Как же нам, ребята, запомнить эти десять слов? Вы, наверное, скажете, что можно выучить их наизусть. Но я вам открою маленький секрет: оказывается, нетрудно запомнить их и безо всякой зубрежки. Вы спросите – как? Очень просто. Давайте попробуем придумать интересную историю, в которой все наши десять слов будут обозначать каких-то героев. У меня получилась вот такая история:  

...  

Слон шел к себе в домик смотреть телевизор. Но прежде чем включить телевизор, он хотел найти свои тапочки, которые куда-то пропали. Оказалось, что их утащил котенок и положил в тумбочку. Но в тумбочке слон увидел только одну пару, в которой поселился хомяк. Когда слон спросил его, где же вторая пара, хомяк признался, что отдал ее псу, который живет в огороде. Тогда слон направился в огород, но не мог найти своего друга пса, потому что он все это время прятался за кустарником.  

Вот такая история.  

Что произошло дальше, можете придумать сами. Но я не стал продолжать рассказ, так как все наши десять слов уже задействованы.  

А еще обратите внимание на то, какой необычный и смешной получился рассказ. И это неслучайно, ведь я хотел, чтобы в этом рассказе участвовали мои чувства, то есть чтобы мне было либо смешно, либо грустно, либо чтобы я удивился чему-нибудь. Ведь так легче запоминается. Например, разве не удивительно, что большой слон живет в маленьком домике?  

Я думаю, вы с легкостью запомнили мой рассказ, но еще быстрее вы запомните собственный рассказ, ведь он будет не чужим, а вашим личным творением, и вы вложите в него уже свои чувства и эмоции.  

Со временем вы научитесь очень быстро и безо всякой зубрежки запоминать любые десять слов. И тогда настанет время попробовать запомнить уже не десять, а, скажем, двенадцать или четырнадцать слов. И так далее. Постепенно вы научитесь запоминать несколько десятков слов всего за несколько минут, в то время как при механическом заучивании (зубрежке) это заняло бы у вас гораздо больше времени.


Просмотров: 1431
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь