|
Бодалев А.А. » Психология общенияобщения не может быть сведено лишь к выявлению основ- ных феноменов, закономерностей и механизмов одной лишь социальной перцепции. Необходимо решение и более сложных задач: во-первых, определение существа сочета- ний различных видов психических процессов и проявлений различных свойств личности, возможных <синдромов> тех и других на разных этапах каждого из известных типов совместной деятельности и, во-вторых, прослеживание ха-
2 А.А. Кодалев 33 STR.34 рактера зависимостей между изменениями в этих <синдро- мах>, причинами этих изменений и реальным поведением человека.
О ДРУГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Анализ на психологическом уровнедеятельности людей, вступающих в коммуникативные контактны друг с другом, обнаруживает у них наличие сформировавшихся в про- шлом опыте общения сравнительно устойчивых <симптомо- комплексов>, включающих опирающиеся на имеющие образную или понятийную форму оценочные эталоны и ставшие привычными для каждого более простые или более сложными <схемы> и <алгоритмы> расшифровки намерений другого человека, его состояния, его личностной сути и связанного с ней характера его поведения. В эти <симпто- мокомплексы> входят также относительно .устойчивые по своему знаку и интенсивности эмоциональные отклики на того или иного человека или группу людей и, кроме того, вербальные и невербальные средства, которые человек опять же определенным образом привычно использует по отношению к тому лицу или общности, настрой которых, ему кажется, он правильно расшифровал и эмоциональный отклик на которых вольно или невольно дал.
При этом проведенное исследование (Б.А. Еремеев, Н.Н. Скуратовская) показывает, что центральной частью в на- званном симптомокомплексе является сформированная у человека и упомянутая выше система понятий и представ- лений, которая как бы подталкивает его к применению именно в данном конкретном сочетании вербальных и не- вербальных средств общения опять же с данным конкрет- ным человеком или с данным типом людей, чтобы получить в процессе коммуникативных контактов с ними желаемый результат.
Сравнение <познавательного>, <эмоционально-отно- шенческого> и <поведенческого> компонентов <симптомо- комплексов>, проявляющихся у разных людей как в деловом, так и в межличностном общении, обнаруживает значительные различия между ними. Они касаются прежде всего неодинаковой способности людей, так сказать, про- рываться сквозь шоры привычного восприятия ими окружа- ющих их лиц или общностей, эмоционального отклика на
34
них и обращения с ними и в первом, и во втором, и в третьем компонентах <симптомокомплекса> делать поправки на ин- дивидуально неповторимое своеобразие другого человека
или на совершенно определенную характерность каких-то конкретных общностей.
Так "в излагаемом исследовании был выявлен тип чело- века-субъекта общения (он мог быть и руководителем-ад- министратором, и педагогом, и следователем, даже психотерапевтом) /который абсолютно не улавливал един- ственность в св6Ъм роде той личности, с которой он вступал в коммуникативный контакт, и как бы <подтягивал> дейст- вительный внутренний мир ее под свое стереотипное виде- ние его и, соответственно, действуя по шаблону, с ней обращался.
Далее был установлен тип человека-субъекта общения, который характеризовался сравнительно устойчивой не- способностью проявлять, так сказать, психологическую проницательность, варьировать отношения, разнообразить формы обращения с представителями одних общностей лю- дей в своем окружении и одновременно демонстрировать тонкое умение схватывать личностное своеобразие другого человека, соответственно корректировать эмоциональный отклик на него и точно выбирать поведение, ведущее к цели общения, если он принадлежал к иной общности.
Наконец, была обнаружена количественно очень неболь- шая группа людей, у которых как у субъектов общения тоже давали о себе знать названные выше симптомркомплексы, но внутри их как бы сосуществовали многочисленные и упорядоченные в одновременно строгие и достаточно гиб- кие системы оценочные эталоны, в содержание которых входили богатые признаками разнообразные понятия и представления о людях как личностях, как субъектах дея- тельности и как индивидуальностях) у некоторых из этих людей описываемый феномен проявился и по отношению к общностям), сопряженные с тонко дифференцированным эмоциональным тоном, сопровождающим каждый эталон. В то же время в поведенческий компонент этих симптомо- комплексов входил состоящий из широкого набора способов обращения с другими людьми инструментарий, включав- ший в себя богатейшую палитру как вербальных, так и невербальных средств.
Кроме того в названном исследовании был выявлен тип людей-субъектов общения, у которых давал себя знать сво-
2
35 STR.36 еобразный дисбаланс в сформированности познавательно- го, эмоционального и поведенческого компонентов, входив- ших в симптомокомплекс, актуализировавшихся при их общении с другими людьми или общностями. Так, у одних из них, например, обнаружились высокая способность про- никать в истинную личностную суть других людей Та одно- временно удивительное неумение устанавливать с ними поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из них заслуживал. Или у части обследованных лиц почти глобально отмечалась совершенно неадекватная реакция на людей или на их общности, которая влекла за собой использование оценочных эталонов и употребление пред- ставлений и понятий о людях и общностях, которые к каж- дому конкретному случаю никак не подходили. И то, и другое, естественно, сказывалось на способах обращения указанных лиц с окружающими их людьми и общностями, провоцируя с ними конфликты.
Все описанные выше различия в сформированности <симптомокомплексов>, с неодинаковой мерой успешности обслуживающих общение у разных людей, как показали К.М. Романов, Т.И. Пащукова, зависят не только от бога- того, разнообразного и хорошо систематизированного опы- та общения у одних людей и бедного и разрозненного - у других и не только от развитых или не развитых, но одина- ково важных для осуществления общения качеств личности ,-- способности к идентификации, к эмпатии, децентрации и рефлексии. В неменьшей степени, это очень отчетливо выявили Т.А. Аджакаева и Т.И. Пашукова, характер этих <симптомокомплексов> и их продуктивное функциониро- вание в общении обусловлены видом субъективной значи- мости для личности тех людей и общностей-положительной, отрицательной, нейтральной, с которыми она должна взаимодействовать, величиной этой значимости и в конечном итоге - мотивационно-ценност- ной <заряженностыо> ее на других людей и на общности их.
Было выяснено также, что контрастные по характеру особенности влияния этого личностного образования на со- держание, структуру и функционирование названного <симптомокомплекса> четко прослеживаются в общении людей, отличающихся крайней степенью эгоцентризма, и, наоборот, несущих в себе ярко выраженный гуманизм.
36
Раздел II
Социально-психологическая природа общения
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ, ДЕЦЕНТРАЦИЯ, РЕФЛЕКСИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ЭМПАТИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕНИИ
Одним из центральных компонентов общения является межличностное познание. Именно от него зависит во мно- гом успешность решения тех задач, которые люди пытаются осуществить в процессе взаимодействия друг с другом. Осо- бенно велика его роль в деятельности педагога, руководи- теля, следователя и др. В процессе подготовки таких специалистов необходимо формировать не только чисто предметные знания, умения и навыки и в целом предмет- но-профессиональное мышление, но и психологическое мышление.
Решение этого практического вопроса невозможно без теоретической разработки проблемы межличностного по- знания. В последние десятилетия в этом направлении про- делана огромная теоретико-экспериментальная работа:
тщательно проанализирован и описан этот феномен и вы- делены его свойства и закономерности. Однако до сих пор до конца не изучены вопросы: о психологической природе образа и понятия о человеке как индивиде, личности и индивидуальности и психических процессах, которые их порождают; о месте самого субъекта в этом процессе; о развитии соответствующих познавательных действий и др.
Следует отметить, что все эти вопросы применительно к предметному познанию довольно хорошо разработаны в об- щей психологии. Большинство же исследований по пробле- ме межличностного познания выполнялось в рамках социальной психологии, хотя она и не входит в предмет этой науки. Возможно, это обстоятельство и явилось одной из
В статье обобщены результаты исследовании, полученные в разные годы аспирантами, докторантами и сотрудниками Российской Академии об- разования и аспирантами факультетов психологии МГУ и ЛГУ.
37 STR.38 причин того, что данная проблема практически не изуча- лась в общей психологии. Поэтому для ее плодотворной разработки необходимо переориентировать исследования на общепсихологические подходы.
Для решения поставленных вопросов в нашей лаборато- рии было выполнено специальное исследование (К.М. Ро- манов) , в начале которого на основе предварительного анализа была .сформулирована следующая гипотеза: меж- личностное познание представляет собой систему действий субъекта, порождающих его знание (образы и понятия) о другом человеке. По своей форме эти действия могут быть как внешними, так и внутренними (психическими). С этой точки зрения межличностное познание является изначаль- но активным процессом. На зрелой стадии познавательные действия субъекта протекают как внутренние мыслитель- ные процессы и плохо осознаются им. Со стороны это вы- глядит как процесс своеобразной дешифровки или прочтения одного человека другим. Поэтому непосредст- венно исследовать познавательные действия субъекта на этой стадии чрезвычайно трудно.
Для доказательства сформулированных положений была разработана экспериментальная методика, которая позво- лила как бы спустить процессы межличностного познания на генетически более раннюю стадию и развернуть их во внешнем плане. Суть ее состояла в следующем: испытуе- мым, объединенным по два, предлагалось решить совмест- ную задачу, которая заставляла их вступать в общение и обмениваться действиями. После окончания процедуры каждый должен был описать свои впечатления о партне- ре. Чтобы в максимальной степени исключить влияние уже сформированного опыта, в экспериментальные пары подби- рались незнакомые друг с другом люди. Меняя в различных сериях типы задач, удалось установить очень тесную зави- симость формирующихся у них впечатлений друг о друге от содержания и характера их действий.
Испытуемые отмечали не только внутренние качества друг друга, но и всевозможные поведенческие характери- стики: как вел себя партнер, что делал, как отвечал на те или иные воздействия субъекта. Такие суждения занимали в разных сериях от 25 до 45%. При этом очень часто испы- туемые оценивали друг друга через призму собственных действий. Например: <Когда я переходил на символический способ описания фигуры, он долго не мог ее найти>.
38
Таким образом, в результате этого эксперимента удалось показать, что внешние социально ориентированные дейст- вия субъекта являются средством не только воздействия на другого, но и его познания. Они позволяют выполнять ана- лиз, синтез, сравнение, умозаключение и через них форми- ровать образ другого человека и понятие о его личности. С помощью указанных действий субъект обнажает свою внут- реннюю (психологическую) сущность.
Социально 6риентированные практические действия субъекта представляют собой генетически исходную форму внутренних психических действий, с помощью которых осуществляется межличностное познание.
Следующая задача исследования состояла в том, чтобы проследить дальнейшую судьбу внешних познавательных действий и выявить закономерности их внутреннего станов- ления.
Для ее решения 178 испытуемым было предложено рас- крыть личностные особенности наиболее близкого им свер- стника. Эти описания-характеристики и были основным предметом дальнейшего анализа. Предварительно необхо- димо поставить вопрос о правомерности использования ре- чевых портретов для исследования внутренних познавательных процессов.
Традиционно этот метод применялся для изучения ре- зультативно-содержательной стороны межличностного по- знания. Мышление человека, как известно, имеет речевую природу. Поэтому всякая речевая продукция, которая свя- зана с решением задач, может служить средством изучения мыслительных процессов. Такой методический подход к исследованию мышления был одним из основных у Ж. Пи- аже, им широко пользовались Л.С. Выготский, С.Л. Рубин- штейн и многие другие психологи. Речевой портрет можно рассматривать как некоторую модель мыслительных дейст- вий субъекта, реализующих функцию межличностного по- знания.
В качестве единицы анализа речевых портретов были взяты суждения, подразделяемые в зависимости от того, кто в них представлен: субъект познания, партнер (объект) или тот и другой одновременно.
В первую группу были отнесены суждения, в которых представлен субъект познания: <Я заболел и не мог ходить на работу>, <Я плохо решал задачи по математике> и др. В них другой человек просто подразумевается. Они задают
39 STR.40 определенный смысловой контекст для понимания другого человека и его действий. Последние представлены уже в последующих суждениях. Например, после первого приве- денного суждения в речевом описании идет такое: <Он на- вещал меня>. Для того чтобы сказать о партнере и его действиях, субъект должен сначала сказать о себе и своих действиях. В суждениях этой группы отчетливо прослежи- вается включенность в познавательный процесс собствен- ных социально ориентированных практических действий субъектов.
Во вторую группу были отнесены суждения, в которых представлены одновременно и субъект (его действия и по- ступки) и другой человек (объект); <Когда меня начали критиковать, он встал на мою сторону>, <Если я замыкался себе и молчал, он не обижался>. Суждения этой группы очень разнообразны. Они различаются не только по содер- жанию, но и по тому, насколько дифференцирование пред- ставлены в них партнеры. Так, например, в приведенных суждениях и субъект, и объект представлены как самосто- ятельные лица. В других суждениях они могут быть пока- заны как одно лицо (например, <Мы быстро справились с заданием>). Наконец, суждения этой группы отличаются друг от друга и соотношением партнеров. Это могут быть суждения, в которых больше представлен либо субъект (<Я предложил ему свою помощь>), либо другой человек (<Он обиделся на меня>), либо оба примерно в равной пропорции.
К третьей группе относятся суждения, в которых пред- ставлен только другой человек: его действия, поступки и свойства личности. Субъект в них представлен в скрытом виде. Он и его действия здесь просто подразумеваются: <Он все время молчал>, <Он хорошо учится>, <Он отзывчивый>, <Он умный>. Эти суждения различаются по уровню обоб- щенности: они могут варьировать от максимальной конк- ретности (<Он ничего не смог сказать>) до максимальной обобщенности (<Он серьезный человек>), а также по тому, насколько глубоко скрыто в них присутствие субъекта.
На разных возрастных этапах развития межличностного познания соотношение этих суждений меняется. Вместе с тем прослеживается высокая представленность суждений групп <Я> и <Я - ОН> на всех возрастных этапах. Этот факт свидетельствует об органической включенности дей- ствий субъекта в процесс понимания другого человека.
40
Субъект здесь выступает своеобразной точкой отсчета в порождении понятия о другом.
Выявлена закономерность, что с возрастом происходит заметное уменьшение суждений, в которых представлен субъект, одновременно возрастает доля суждений, в кото- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|