|
Бодалев А.А. » Психология общенияразвития характера, выполняется однако неоправданно ма- ло. Главная причина непопулярности в нашей психологии
216
последних лет указанной проблемы - необычайная мето- дическая сложность соответствующих исследований, мно- гокомпонентность феномена характера, большая разноуровневость его составляющих и их взаимосвязей, а также огромное многообразие процессов, посредством ко- торых характер <вписывается> в психику человека вообще и в его личность - в частности.
Какие же задачи необходимо в первую очередь решать в целях научной разработки различных сторон проблемы ха- рактера? Первая, как нам кажется, состоит в том, чтобы с позиций системного подхода оценить и свети воедино на- учные факты, полученные при изучении указанной пробле- мы - основных проявлений характера, его развития, его формирования на макро-, мезо- и микроуровнях. Вторая задача заключается в том, чтобы выявить и сформулиро- вать еще не решенные вопросы, относящиеся к этой, хотя и трудной, но чрезвычайно актуальной и в теоретическом и в прикладном отношениях проблеме.
Приступая к более подробному освещению положения с исследованием проблемы характера в нашей психологии, мы предлагаем начать это все-таки с содержательного рас- крытия самого понятия характера, избрав для этого логику рассуждения, введенную в научный оборот выдающимся советским характерологом В.Н. Мясищевым, и делаем это именно так потому, что в его концепции категория харак- тера с большой мерой доказательности выведена из его по- нимания личности как <ансамбля отношений>.
Выше уже говорилось, К. Маркс, раскрывая сущность человека как личности определил ее как совокупность об- щественных отношений. В.Н. Мясищев, исходя из этого по- нимания, последовательно рассмотрел виды общественных отношений, которые интересуют философию, политэконо- мию, социологию, юридические науки, педагогику, а затем выделил отношения, которые являются предметом изуче- ния различных областей психологической науки. К тако- вым он отнес отношения людей к природе, общественным институтам, собственности, труду, отношения их между собой, а также к самим себе. Эти отношения всегда <отяго- щены> конкретно-историческими характеристиками. На
Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. Психологический журнал. 1982, №№ 3 и 4
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 3
217 STR.218 них сказываются общественно-экономическая формация, классовая принадлежность, возраст, пол, профессия, при- чем эти обстоятельства действуют на названные отношения не сами по себе, а будучи опосредованными специфическим опытом труда, познания, общения, накапливающимся у человека как у представителя конкретного общественного класса и, вместе с тем, как у представителя определенной половой, возрастной и профессиональной группы.
Каждый человек с первых дней своей жизни оказывается включенным в систему объективных отношений окружаю- щих его людей к действительности. В частности, он оказы- вается включенным и в систему отношений этих людей друг к другу и к нему самому. Постепенно все эти отношения становятся его собственными отношениями - к природе, общественным институтам, труду, общественной и личной собственности, другим людям, самому себе.
Личностные отношения к различным сторонам действи- тельности которые становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах поведения, составляют характер этого человека. Иначе го- воря, сравнительно устойчивые и типичные личностные отношения к действительности, проявляющиеся в привыч- ных для человека способах поведения, которые принято относить к сфере характера, находятся всегда в теснейших взаимосвязях друг с другом и все вместе образуют более или менее сложную структуру.
Анализу структуры собственно характера посвящено не так уж много работ, а те, что есть, трактуют ее очень неод- нозначно и не всегда осязаемо определенно. На"м кажется, что понимание того, что из себя представляет структура характера, надо начать с осмысления ее основного элемента - отношения.
Во многих психологических исследованиях отношение трактуется только в одном смысле - как эмоциональный отклик определенной силы и знака со стороны человека на объект отношения. На самом деле отношение личности к
Естественно, и на это тоже указывает В.Н. Мясищев, зеркального отра- жения внешних объективных отношении во внутреннем мире личности в форме ее субъективных отношений к различным сторонам действи- тельности никогда не бывает, потому что здесь вмешиваются многие факторы, связанные с собственной историей становления данной лично- сти и ее активностью, но интериоризация этих объективных отношений как доминирующая тенденция в формировании личности происходит постоянно
218
чему-либо имеет более сложное психологическое содержа- ние.
У каждого человека с детства формируется система цен- ностей, в которой разные стороны действительности, отно- сящиеся к природе, людским общностям, делам самого человека и т.п., имеют для него неодинаковую субъектив- ную значимость, поскольку они по-разному служат удов- летворению имеющихся у него материальных и духовных потребностей. Поэтому-то и ведет себя человек неодинако- во, когда сталкивается с разными сторонами действитель- ности. Например, осознав, что перед ним очень значимое для него лицо, человек дает сильный эмоциональный от- клик и соответственно себя ведет. В другом случае, столк- нувшись с событием, которое он оценивает как мало значимое, человек дает на него слабую эмоциональную реакцию и снова ведет себя соответственно. Таким образом, отношение по существу своему представляет собой единст- во, своего рода <сплав>, знания, переживания и поведения.
Отношения людей к отдельным сторонам действительно- сти, их компонентам и характеристикам, как правило, от- личаются друг от друга не только разной степенью положительности или отрицательности, но и разной сте- пенью обобщенности и дифференцированности. Например, один человек в равной мере бережливо может относиться к вещам, составляющим общественную и его личную собст- венность. А у другого это качество проявляется лишь по отношению к личным предметам. Или - один человек мо- жет устойчиво себя вести как коллективист в рамках про- изводственной бригады, членом которой он является, и начисто терять это качество за ее пределами. А его товарищ по бригаде это качество проявляет одинаково и в бригаде и в любой другой общности, как в официальной, так и в нео- фициальной обстановке.
Таким образом, в конкретных случаях отношение чело- века выступает как своеобразная интеграция более част- ных, так сказать, парциальных, отношений к различным объектам, ситуациям, событиям, состояниям окружающей его действительности и т.д., объединяемым им по каким-то признакам в одну категорию. Система таких более общих отношений составляет структуру характера человека,
Выше уже шла речь о том, что за отношениями человека всегда стоят его потребности, а если сказать еще точнее,- в отношениях потребности человека проявляются. Поэтому
219 STR.220 понятно, что от того, какие у человека потребности, какие из них выражены сильнее, а какие слабее, насколько далеко они отстоят друг от друга по содержанию, в большой мере зависит своеобразие системы отношений, образующих ха- рактер, а значит и его структуру. Так, если ведущей потреб- ностью человека является потребность трудиться <не за страх, а за совесть>,- то перед нами будет одна система отношений в структуре характера, и, стало быть, совершен- но определенная структура характера. Напротив, если у другого человека потребность трудиться - в отличие от первого - совершенно не развита, а доминирует среди про- чих потребностей стремление тунеядствовать и праздно проводить время, то его характеру будет присуща совсем иная система отношений и сам характер будет иметь иную и по содержанию и по форме структуру.
Системе отношений, составляющих структуру характе- ра, в одних случаях присуще качество цельности, в других - противоречивости.
Хотелось бы обратить внимание еще на один параметр характера, обычно бросающийся в глаза при сопоставлении личностей разных людей,- силу характера. Когда в систе- ме потребностей человека одна или несколько тесно связан- ных друг с другом потребностей на длительное время подчиняют себе все помыслы и чувства человека, то их владелец, имея <одной лишь думы власть, одну, но пламен- ную страсть>, постоянно побуждается преодолевать внеш- ние и внутренние препятствия, мешающие удовлетворению доминирующей потребности (или группы потребностей). - Это означает, что и характер его, таким образом, по пара- метру силы приобретает все большую выраженность.
Особый аспект при освещении проблемы характера со- ставляет вопрос о его содержании и форме. Выше речь уже шла о том, что в каждом из отношений, которые входят в характер, просматриваются компоненты знания, пережи- вания и поведения. Сами же отношения в целом являются своеобразной психологической проекцией ценностно-по- требностной сферы человека, сущность которой сильнее всего дает себя знать в его поступках - прежде всего в экстремальных ситуациях; менее заметно проявляется она в будничной обстановке, на природе, наедине с самим собой. Можно, таким образом, попытаться сформулировать ответ на поставленный вопрос с известной долей огрубления: со- единенные в ту илиную систему основные потребности
220
человека, отражающиеся в ставших устойчиво-типичными для него отношениях, с разной степенью отчетливости и полноты им осознаваемых и более или менее сильно пере- живаемых, составляют содержание характера, а сделавши- еся привычными для него способы выражения этого содержания в поведении как в экстремальных, так и в обыч- ных условиях составляют форму характера.
Многочисленные факты, полученные в специально про- веденных экспериментальных исследованиях, а также пу- тем наблюдений за поведением людей в обычной жизни, показывают, что между содержанием характера и его фор- мой не всегда имеется прямое соответствие. Например, не- которая группа людей по содержанию ведущих в их характерах отношений могут оказаться коллективистами. Однако форма выражения коллективистического характе- ра может у них сильно варьировать. У одних коллективизм по своей форме не громок, не бросок, однако выражается в поведении, безусловно направленном на пользу родной стране, народу, в помощи товарищам по общему делу, в заботе о близких. У других - по натуре заводил, вожаков, лидеров - коллективизм связан с яркой эмоциональной манерой выражения, с повышенной активностью действий.
В повседневной жизни мы встречаем и такие характеры людей, где форма (поведение) может резко дисгармониро- вать с содержанием. Например, человек на глазах окружа- ющих ведет себя как коллективист, а доминирующей среди других потребности быть коллективистом у него может и не быть. Окружающие, глубоко не проникнув в личность та- кого человека, как правило, не в состоянии сразу понять, что наблюдаемая ими имитация коллективизма является проявлением другой имеющейся у него потребности - ска- жем, самоутверждения.
Интереснейшим в характерологии является вопрос об уровне развития характера. Очевидно, что в основу пред- ставления о нем должен быть положен комплексный пока- затель. Конкретно в качестве составляющих его критериев можно рассматривать: во-первых, достигнутую в характере степень интеграции входящих в него отношений и связан- ную с этим степень цельности характера, во-вторых, успев- шую образоваться в характере степень соответствия друг другу содержания характера и формы его выражения. На- званные показатели по своей сущности не содержательны, а формальны. Принципиально содержательным показате- лем развития характера высокопорядочного человека явля-
271 STR.222 ется представленность в соответствующих устойчивых от- ношениях тех потребностей, которые непосредственно от- вечают требованиям общечеловеческих ценностей, а также соответствие выражения этих потребностей требованиям этой морали, в которой эти ценности выражаются. По это- му, более существенному показателю характеры людей, конечно, различаются и, порой весьма сильно, но именно по нему все-таки в первую очередь следует различать уров- ни их развития.
Другой, хотя и трудной, но в теоретическом и приклад- ном отношениях необыкновенно важной проблемой харак- терологии, является разработка типологии характеров. Попыток решить эту проблему к настоящему времени и в отечественной и зарубежной психологии было предпринято не мало, но ни одна из них, к сожалению, не привела к удовлетворительному ответу на главные вопросы, возника- ющие в контексте этой проблемы.
Представляется, что самое трудное в разработке такой типологии - вычленить и сформулировать основание, ко- торое, отвлекаясь от слишком общего в характерах, позво- ляло бы выделять в них особенное, но с другой стороны, позволяло бы это особенное определять, абстрагируясь от чрезмерно конкретных подробностей единичного.
Не преследуя цели подвергнуть критике предложенные учеными в последние годы типологии характеров (Ковалев А.Г. Мясищев В.Н., Левитов Н.А.) и не надеясь в данной работе дать свою, более совершенную, потому что для та- кого предложения нужны не умозрительные построения, а реальные исследования большого массива характеров и по- иск, и выделение в них столь же реального общего и особен- ного, все-таки попытаемся наметить направления, по которым реальнее всего осуществлять анализ, способный обеспечить не просто систематизированное фотографиро- вание характеров людей нашего времени, но работающую на дело воспитания и в то же время опирающуюся на до- бротный фактологический материал типологию.
Поскольку мы условились характером считать систему наиболее типичных личностных отношений, проявляю- щихся в привычных способах поведения, а в самих отноше- ниях видеть проекцию сформированных потребностей, проявляющихся также в своеобразии познавательного и
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности личности. Л., 1957, т. I. С. 262, 1960, т. 2. С. 384; Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1952, с.384.
222
эмоционального компонентов этих отношений, то, пред- ставляется, при вычленении направлений, по которым дол- жно идти выделение типов характера, нельзя игнорировать (так сказать, выносить за скобки) ни один из названных аспектов характера.
Описывая не на житейском, а на научном уровне тип характера человека, необходимо четко прослеживать и очерчивать потребности, которые <питают> и определяют <лицо отношений>, образующих конкретный тип характе- ра. Столь же необходимо всякий раз отвечать на вопрос, в чем же состоит специфика самих отношений, оформляю- щих именно такое <лицо> у носителей характера данного типа, какие особенности познавательных и эмоциональных компонентов отношений устойчиво повторяются у людей с данным типом характера, наконец в чем устойчивое свое- образие способов поведения (по отношению к природе, об- ществу, делам, другим людям, самому себе) у представителей рассматриваемого типа характера? Таким образом, при разработке типологии характеров очень важ- но во всем многообразии феноменов психики и поведения людей искать, находить, описывать и классифицировать устойчивое своеобразие проявлений мотивационно-по- требностной сферы человека, его эмоциональных реакций, познавательных откликов и, конечно, поведения при взаи- модействии с определенными сторонами действительности.
Характер, как видно из сформулированных выше поло- жений, имеет выходы во все основные сферы психики чело- века (далее мы увидим, что он теснейшим образом связан и со всеми главными психическими свойствами личности). С одной стороны, <печать> его всегда лежит на особенностях проявлений познавательной, эмоциональной и волевой Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|