|
Бодалев А.А. » Психология общениясфер человека, с другой стороны, ум, чувства и воля чело- века всегда влияют на его характер.
Когда мы отмечаем у человека устойчивое проявление любопытства, любознательности, пытливости и других по- добных качеств, либо устойчиво фиксируем антиподы этих качеств, мы фактически выделяем ту сторону в характере человека, которая объективирует нам своеобразие сформи- ровавшегося у него познавательного компонента одной из типичных для него систем отношений к действительности. Этой системой представленность в характере человека осо- бенностей его познавательной сферы, разумеется, не исчер- пывается. Чтобы привычно отнестись к чему-то, т.е. дать на это что-то эмоциональный отклик, отреагировать пове-
223 STR.224 денчески,- надо обязательно это что-то отразить и на по- знавательном уровне. Можно, таким образом, совершенно определенно говорить о форме связи между характером и интеллектом человека: особенности и результаты познания человеком любой стороны действительности всегда сказы- ваются на том, какой - и при этом типичный для данной личности- эмоциональный отклик и в каком - тоже ти- пичном для нее - поведенческом оформлении будет пол- учен.
Такая же двусторонняя связь обнаруживается при выяс- нении зависимостей между эмоциональным компонентом отношений, составляющим характер человека, с одной сто- роны, и сферой его чувств в целом - с другой. Когда мы отмечаем в помыслах и действиях человека устойчиво да- ющую себя знать страстность или, наоборот, невозмутимое спокойствие, то мы фактически констатируем своеобразие эмоционального компонента его характера. Вместе с тем понятно, что выработавшиеся устойчивые формы эмоцио- нального реагирования на ту или иную сторону действи- тельности в известном смысле провоцируют у человека определенную точку зрения на эту сторону и ту форму поведенческого ответа на нее, которую он привык давать в прошлом.
Такую же представленность в характере как интеллект или чувства имеет воля человека. Возьмем к примеру такие ее проявления как целеустремленность, мужество, реши- тельность или, наоборот, противоположные качества. Если они не разово обнаруживаются у человека, а стали чертами его характера, то они в значительной степени начинают определять направление оценивания им ситуаций и обсто- ятельств, в которых он оказывается, а также выбор адек- ватных названным волевым качествам способов поведения.
Между прочим, волю многие психологи называют хреб- том характера. И основания для этого есть. Мы с детства знаем мудрость: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу. Поступки наши - ярчайшее проявле- ние воли. И если мы неоднократно повторяем их, стараясь, чтобы они отвечали нормам высокой морали, они формиру- ют отвечающие этой морали волевые качества, становящи- еся чертами нашего характера.
Мы вкратце рассмотрели связи характера с познаватель- ными процессами, чувствами и волей, теперь для лучшего понимания его специфики и зависимостей от других особен-
224
ностей человека следует рассмотреть его в контексте пси- хических свойств личности. Надо разобраться, как харак- тер связан с мировоззрением человека, с его способностями и темпераментом.
Связь характера с мировоззрением человека выступает особенно рельефно. Ведь от того, каковы его взгляды на природу и общество, на труд во всех его ипостасях, на дру- гих людей, себя самого и на свои обязанности в мире, на все другие ценности, как материальные, так и духовные, в очень большой степени зависит то, какое поведение позво- ляет себе человек, а какое не позволяет; а с этим, в свою очередь, связан процесс формирования устойчивых спосо- бов поведения - важнейшего, как уже говорилось, компо- нента характера. Естественно, что и в этом случае психологическими звеньями, опосредствующими закреп- ление у человека указанных способов поведения, оказыва- ются осознание и оценивание через призму мировоззрения той действительности, на которую это поведение направле- но, а также эмоциональный отклик на нее, конкретное сво- еобразие которого также всегда несет на себе печать имеющегося мировоззрения. И, конечно, если мировоззре- ние человека не противоречиво и если в нем причудливо не сосуществуют, часто противоборствуя, научные знания о действительности и так называемые житейские представ- ления о ней, тогда характер человека приобретает большую определенность и четкость в своих проявлениях.
Особо стоит в характерологии проблема связи характера со способностями. Вспомним утвердившиеся в литературе определения этих понятий. В определении характера пре- имущественно подчеркиваются ставшие привычными для личности отношения к действительности, в определении способностей - психические особенности человека, явля- ющиеся условием успешного выполнения им деятельности. Если исходить из так понимаемой сути характера и способ- ностей, можно предположить, что характер как определен- ная система заложенных воспитанием отношений и способов реализации этих отношений либо создает мотива- ционно-потребностную доминанту (или доминанты), об- легчающую человеку выполнение деятельности на высшем уровне проявления способностей, и, тем самым, <расчища- ет дорогу> этим проявлениям, либо и отношением, и пове- дением мешает их объёктивированию и дальнейшему развитию. Способности, в свою очередь, в зависимости от того, к чему они больше проявляются и насколько они ве-
8 А.А. Бодалев
225
STR.226 лики, имеют тенденцию оказывать укрепляющее влияние на одни черты характера и ослабляющее - на другие.
Одной из старейших и вместе с тем острейших в методо- логическом отношении проблем характерологии является освещение зависимостей, существующих между характе- ром и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки СВОДИТА характер к темпераменту, все же большинство серьезных ученых считают, что темперамент является лишь природ- ной основой характера. Многими исследованиями было по- казано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, с развитием, личности, взаимосвязь между ними меняется: характр приобретает все большее значение, пре- образуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как эмоционально-динамическая форма су- ществования и выражения характерологических отноше- ний человекам дает о себе знать прежде всего в определенной эмоциональной направленности свойств ха- рактера, особенностях/выразительных движений и дейст- вий, скорости различных личностных проявлений, протекания психических процессов.
Большое теоретическое и практическое значение при разработке проблем характерологии имеет развертывание исследований, раскрывающих основные аспекты развития и формирования характера человека.
Определяя сущность характера в начале данной работы, мы говорили о том, что В.Н. Мясищев развивал теорию личности, согласно которой она представляет собой систему многообразных, многоуровневых и взаимосвязанных отно- шений, в которой характер выступает как сумма наиболее устойчивых из них, проявляющихся в ставших привычны- ми для личности способах-поведения. Опираясь на такое понимание характера, Мясищев выдвинул затем мысль о том, что превращение отношений, характеризующих опре- деленные обстоятельства жизни человека, в систему кото- рых он оказывается включенным, в его собственные отношения - это обязательное условие образования структуры его характера.
Справедливость этого утверждения Мясищева подтвер- ждается реальным процессом формирования характера лю- бого человека. Еще в большей мере оно подтверждается новаторским опытом целенаправленного формирования личности, накопленным педагогическими коллективами, которыми руководил А.С. Макаренко, и глубоко им проана- лизированным. Очнь правильно о значении этого опыта
226
сказал в свое время Б.Г. Ананьев: <Опыт и учение А.С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослежи- вался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру>.
Теперь поставим следующий вопрос: каковы же главные условия укоренения отношений личности и их перехода в черты характера? Они таковы: это - упражнение человека в совершении поступков, непосредственное участие в дея- тельности, воспитании у него потребностей и формирова- ние убеждений, причем таким образом, чтобы все эти условия составляли единую систему.
Тактичность, вежливость, предупредительность и дру- гие черты характера, в которых выражается отношение че- ловека к людям, вырабатываются через реальные действия;
которые должны стать для него потребностью, привычкой, проявляемой в общении с окружающими и находящей от- ражение в убеждениях, соответствующих нормам мораль- ного поведения, которым, по мнению данного человека, он обязательно должен следовать.
Трудолюбие, организованность в делах и другие черты характера, в которых проявляется отношение человека к труду, вырабатываются у него опять-таки через реальные действия, которые тоже должны превратиться у него в при- вычку, проявляемую в различных видах трудовой деятель- ности и находящей объяснение и подкрепление в его убеждениях по поводу того, каким должен быть человек, когда он трудится.
В принципе такова же <психологическая логика> форми- рования у человека черт характера, в которых находит вы- ражение его отношение к природе, обществу, вещам, себе самому. Выше речь шла о формировании одобряемых нашей моралью черт характера. Поэтому может возникнуть воп- рос: а каковы же условия развития негативных черт харак- тера у человека - скажем, беспринципности, себялюбия и других? В общем те же самые: действие и поступок, выра- ботка в деятельности привычки и потребности вести себя определенным образом и оправдывать и объяснять все это соответствующим убеждением, но уже не отвечающим тре- бованиям нашей морали, больше или меньше расходящим- ся с ними.
Злободневной проблемой характерологии в последнее время выступает выяснение особенностей характера, кото-
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980, т. I. С. 228
227 STR.228 рым должна обладать всесторонне развитая личность. Если вспомнить глубочайшую, проверенную тысячи раз на прак- тике мысль Маркса о том, что действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действитель- ных отношений, то станет ясно, что для того, чтобы обеспе- чить всестороннее развитие личности, надо создать для нее прежде всего условия, которые благоприятствуют установ- лению у нее многообразных по содержанию и разноуровне- вых по глубине осознания связей с действительностью, в которую она включена. Далее, поскольку личность прояв- ляется и формируется в деятельности, то необходимо так- же, чтобы многообразие отношений, о которых только что было сказано, было сопряжено с богатством видов деятель- ности, к участию в которых личность побуждается.
Педагогически организуемое нарастающее участие че- ловека в выполнении этих разнообразных видов деятельно- сти (в труде, учении, выполнении общественно полезных поручений, общении, игре и других, взаимоотношения между участниками которых построены на принципах об- щечеловеческой морали) будет иметь своим непременным следствием выработку личности и характера многознающе- го и многоу.меющего.к.оЛлективиста.
Однако указЫвая на-важяость постепенного усложнения и расширедия системы видов деятельности и отношений, отвечающихтребованиям высокой нравственности, а также постоянного упражнения личности в поступках, соответст- вующих этим требованиям, для формирования у нее соци- ально ценного характера, необходимо вместе с тем со всей силой подчеркнуть, что не только обстоятельства - в том числе педагогически организуемые в виде определенной инструментовки деятельности и отношений - наделяют личность характером, но и сама личность творит свой ха- рактер в зависимости от того, какие требования она к себе предъявляет и как позволяет себе выполнять эти требова- ния. -
Мы вкратце рассмотрели те стороны проблемы характе- ра, которые представляются нам ключевыми для освещения всей проблемы в целом. Хотелось бы при дальнейшей раз- работке проблемы характера предостеречь от недооценки степени ее сложности. Психология характера - это об- ласть комплексного исследования и продвижение на каче- ственно новый уровень в понимании феноменологии, закономерностей и механизмов развития и формирования характера произойдет тогда, когда в изучении его объеди- нят свои усилия все области психологии.
228
Раздел V
К истории исследования общения
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В РАБОТАХ Б.Г. АНАНЬЕВА
В последние годы в отечественной психологической нау- ке наблюдается усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным и прикладным пробле- мам психологии общения. Появляются все новые моногра- фии, сборники статей и отдельные выступления в периодической печати, посвященные этой области психо- логии.
Причина этого на глазах растущего интереса ко всей совокупности проблем, которые возникают перед наукой при изучении общения, понятна. Без научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов этого мно- гомерного полифункционального процесса, каковым обще- ние является, нельзя создать общей теории формирования психики человека и развития его как личности. Без такого освещения нельзя сконструировать научно обоснованный методический инструментарий для практической работы с людьми в сфере обучения и воспитания, производственного труда, отдыха, быта, обеспечения здоровья людей.
В этой ситуации развертывания все новых исследований, нацеливаемых на глубокое и широкое изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой области в прошлом как в психологии, так и в смежных с нею науках. В данной работе мы хотим обсудить научное содер- жание вклада, сделанного в психологию общения Б.Г. Ананьевым, и оценить его значение для проводящихся сей- час в отечественной психологической науке исследований общения.
Б.Г. Ананьев больше пяти десятилетий назад в книге <Психология педагогической оценки> впервые в разверну-
См.: Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980, т. 2,с.129-266.
229 STR.230 той форме показал важность учета категории общения сре- ди других детерминант, которые определяют проявление и развитие психики человека. И затем во всех своих более поздних работах, в которых он ставил и решал проблемы формирования человека как личности, образования в ней. различных структурных блоков, развития человека как субъекта деятельности, воспитания его индивидуальности, он неизменно возвращал к категории общения, открывая в нем все новые характеристики и прослеживая их роль во всех перечисленных процессах.
И в своих трудах этого цикла, выполненных на стыке философии и психологии, и в работах, написанных по про- блематике общей психологии, и в печатных выступлениях по возрастной, педагогической и дифференциальной психо- логии он последовательно подчеркивает мысль о том, что в своем повседневном бытии человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром (природ- ным и созданным человечеством), но и с людьми. Механиз- мом, посредством которого эти отношения у человека с <миром предметов> и <миром людей> устанавливаются и, развиваются, является деятельность - труд, общение, учение, игра и другие ее виды.
Выделяя общение из этого ряда, Б.Г. Ананьев подчерки- вает, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Выражая эту мысль в своем последнем крупном труде <Человек как предмет по- знания>, он пишет: <Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных дея- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|