Бодалев А.А. » Психология общения



1 страница


психологи  

 

ОТЕЧЕСТВА  

 

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК  

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ  

 

А.А. БОДАЛЕВ  

 

ПСИХОЛОГИЯ  

ОБЩЕНИЯ  

 

Избранные  

психологические труды  

 

Москва - Воронеж  

1996  

 

Бодалев А.А.  

 

Психология общения,- М.: Издательство <Институт  

практической психологии>, Воронеж: НПО <МОДЭК>,  

1996.-256 страниц.  

 

 

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче-  

ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще-  

нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и  

объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты  

друг с другом, описываются их причины.  

 

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовя-  

щихся к психолого-педагогической деятельности.  

 

 

c Издательство <Институт практической  

 

психологии>, 1996.  

c НПО <МОДЭК>. Оформление, 1996.  

 

str.5  

 

Предисловие  

 

На титульном листе этой книги Вы прочитали <Психоло-  

гия общения>, и у одних из Вас наверняка возник вопрос:  

 

что может прибавить к житейским знаниям об общении,  

которые имеются практически у каждого человека, психо-  

логическая наука? А у других - совсем скептиков, навер-  

ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли  

сейчас, когда большинство из нас занято только одним -  

как бы выжить?  

 

Реформирование проводят люди, и как оно у них идет -  

зависит в большой степени от того, какие у них контакты с  

народом, а настрой каждого из нас - не только от того,  

сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем  

сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас <Я>  

дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло-  

вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото-  

рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш  

личностный потенциал.  

 

Неформальных же контактов высокого начальства с  

людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи-  

ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще-  

ства, разных возрастных групп, разных национальностей,  

которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду-  

шевного состояния и материального положения, очень ма-  

ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу  

населения, мы встречаем руководителей, которые умеют  

<влезть в шкуру> простого работяги; педагогов, которые  

способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб-  

ственным, и работников сферы обслуживания, которые  

умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И  

последствия этого очевидны - на государственном уровне  

не попадающие в цель решения, точно не адресованная  

работа средств массовой информации, ученики, идущие в  

школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне  

- межлюдские конфликты в различных сферах, негативно  

влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю-  

STR.6  

дей. И одна из причин всего этого - крайний дефицит пси-  

хологически грамотного общения, неспособность его осу-  

ществлять.  

 

Девиз нравственно здорового государства - все челове-  

ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей  

ценности невозможно без гуманного в своей основе обще-  

ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой  

книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи-  

ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об  

общении и об его роли в развитии характера и других пси-  

хических образований в личности каждого человека.  

 

Предлагаемая вниманию читателя книга не является мо-  

нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто-  

ром статьи, в основу которых положены результаты  

исследования разных сторон общения, полученные как са-  

мим автором, так и его учениками.  

 

Статьи сгруппированы в шесть разделов. В первом раз-  

деле речь идет о существенных признаках непосредствен-  

ного или опосредованного техническими устройствами  

взаимодействия людей, которое принято называть общени-  

ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и  

в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы  

в свою очередь с положительным или отрицательным эмо-  

циональным знаком <прописываемся> в их душах. И оно не  

только способ, помогающий нам побольше узнать об окру-  

жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ-  

ный инструмент формирования в нас отношений к этой  

действительности и особенно к такому важному элементу  

этой действительности как люди.  

 

Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубин-,  

штейн писал: <Отношение к другому человеку, к людям  

составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердце-  

вину. Сердце человека все соткано из его человеческих.,  

отношений к другим людям; то, чего оно ,ртоиг целикам"  

определяется тем, к каким человеческим отношениям, че-  

ловек стремится, какие отношения к людям, к другому че-  

ловеку он способен устанавливать. Психологический  

анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие  

отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жиз-  

ненной психологии>.  

 

Поэтому в книге, которая лежит перед Вами, раскрыва-  

ется главное, что характеризует общение - взаимодейст-  

 

 

вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными  

мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства-  

ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается  

влияние, которое оказывает на наши контакты с другими  

людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны,  

как ход и результаты самого общения воздействуют на от-  

ношения, которые были характерны для его участников.  

 

Занимая такое заметное место в структуре личности,  

отношения оказывают влияние на особенности познава-  

тельных процессов человека, когда они обращены на других  

участников общения, и всегда сказываются на обращении  

последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по-  

знания, тем более, если они неожиданны, могут более или  

менее сильно скорректировать характер отношения.  

 

Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей,  

насколько хорошо он систематизирован и насколько близко  

к действительности содержание оценочных эталонов, на  

которые он опирается в своем общении с другой личностью,  

от этого в немалой степени зависят полнота и точность  

расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор  

способов обращения с этой личностью во время контактов с  

нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави-  

симости не только прослеживаются, но и объясняются.  

 

Общение людей может быть ситуационным (например,  

обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой  

прокомпостировать билет или обращение в магазине поку-  

пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже -  

свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно-  

временно ярко выраженным ролевым (когда, например,  

учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи-  

фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото-  

рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть  

межличностным, очень неформальным, когда участники  

общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные  

особенности друг друга и очень творчески выбрать способы  

обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по-  

священ второй раздел книги.  

 

Поскольку каждый из этих видов общения требует от их  

участников определенной подготовленности - в одних  

случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци-  

ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи-  

ческой - не все люди чувствуют себя психологически  

STR.8  

комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.  

И по объективным и по субъективным причинам возникают  

психологические трудности общения.  

 

В книге, которую Вы собираетесь читать, в ее третьем  

разделе эти трудности описываются, анализируются их  

причины и предлагаются пути, с помощью которых эти  

трудности можно преодолеть.  

 

Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружа-  

ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога-  

щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.  

Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак-  

торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на  

формирование человека как объекта и как субъекта успеш-  

ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко-  

ле.  

 

Сформировавшиеся отношения к другим людям и к са-  

мой себе, если они становятся устойчивыми в личности,  

образуют в ее структуре так называемое коммуникативное  

ядро и очень определенно сказываются на характере чело-  

века. Поскольку отношение - это не только обобщенный  

эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб-  

ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то  

общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин-  

теграция результатов познания их, то коммуникативное  

ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими  

последними характеристиками, точно так же как присутст-  

вие их обнаруживается в социальной части картины мира,  

которая имеется у человека, а также в тех поступках и в  

том поведении, которые отмечаются у него, когда он по  

разным поводам вступает в контакты с другими людьми.  

 

Отсюда и появление в книге четвертого раздела, в стать-  

ях которого раскрываются зависимости между особенностя-  

ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими  

людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу-  

ре его характера и в целом его личноо№ психическими  

свойствами.  

 

Заключает книгу пятый раздел <К истории исследования  

общения>, в котором вниманию читателя предложено оце-  

нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно-  

стей и механизмов общения, которые реализовали в своих  

работах учителя автора книги - ученики академика В.М.  

Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.  

 

Несколько лет тому назад наши сограждане с большим  

интересом для себя прочитали переведенные на русский  

язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла  

Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на  

людей, как заставить человека стать на вашу сторону и  

побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом  

обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич-  

ную жизнь счастливой?  

 

Построенные на большом числе очень тонких наблюде-  

ний за реакциями людей после разных способов обращения  

с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к  

ним в разных социальных ролях, эти советы фактически  

предлагали <технику>, а можно сказать грубее - техноло-  

гию оптимального по его внешнему оформлению общения.  

 

И люди, наиболее упорные, стали следовать этим сове-  

там, и часть из них отмечала про себя положительный ре-  

зультат от применения их в общении. Но, как бывает в  

жизни, названной <техникой> пользовались в одних случа-  

ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди,  

а в других - люди бессовестные, стремившиеся с помощью  

этой <техники>; манипулировать другими людьми в своих  

узко эгоистических целях.  

 

Поэтому в об.щении надо всегда видеть не только внеш-  

нюю сторону его, <технику> или, лучше сказать, форму  

общения, но и обязательно фиксировать личностную суть  

людей, которые хотят установить с нами контакты и по  

возможности точно определять цели и мотивы их общения.  

 

Отсюда (объединяющей помещенные в эту книгу статьи  

является йысль, что подлинно человеческое общение, не-  

важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-  

тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно  

несет в себе отношение к другому человеку как к высшей  

ценности.  

STR.10  

Раздел I  

 

Понятие  

и общие характеристики  

общения  

 

СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ,  

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  

 

Межличностное общение выступает необходимым усло-  

вием бытия людей, без которого невозможно полноценное  

формирование не только отдельных психических функций,  

процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот  

почему изучение этого сложнейшего психического феноме-  

на как системного образования, имеющего многоуровневую  

структуру и только ему присущие характеристики, являет-  

ся актуальным для психологической науки.  

 

Рассматриваемый нами вид общения - это всегда вза-  

имодействие людей, при котором они познают друг друга,  

вступают в те или иные взаимоотношения и при котором  

между ними устанавливается определенное взаимообраще-  

ние (имеется в виду поведение, выбираемое участниками  

общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена,  

то должны анализировать его как систему <человек - че-  

ловек> во всей многоаспектной динамике ее функциониро-  

вания. Следовательно, объектом исследования при этом  

должно выступать само общение как целостный процесс, а  

не отдельные его участники, причем его необходимо изу-  

чить как монообъект, а затем как элемент социальной сис-  

темы.  

 

Для межличностного общения как монообъекта типична  

такая психологическая ситуация, когда его участники,  

вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более  

или менее значимые для каждого из них цели, содержание  

которых может быть одинаковым или различным в той или  

иной степени.  

 

Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с  

различными общностями людей, общение этих общностей между собой.  

 

10  

 

Эти цели являются следствием действия определенных  

мотивов, достижение которых постоянно предполагает ис-  

пользование участниками общения разнообразных спосо-  

бов поведения в зависимости от сформированности и  

степени развития у человека качеств объекта и субъекта  

общения.  

 

Все это означает, что сущность межличностного обще-  

ния заключается во взаимодействии человека с человеком.  

Именно этим оно отличается от других видов деятельности,  

когда происходит взаимодействие человека с каким-либо  

предметом или вещью.  

 

Общение как вид деятельности может иметь самостоя-  

тельное значение и прямо не обслуживать никакую другую  

деятельность.  

 

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют  

свою потребность в общении друг с другом, в обмене инфор-  

мацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими "кон-  

фликтной ситуации, свидетелями которой они только что  

оказались, или Общение при знакомстве молодых людейи  

друг с другом.  

 

В подавляющем большинстве случаев межличностное  

общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или  

иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.  

И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом  

немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою  

очередь, тот вид деятельности, которую общение обслужи-  

вает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого  

процесса общения между ее исполнителями. Например,  

учебная деятельность включает элементы программирова-  

ния содержания и форм общения обучаемых как друг с  

другом, так и с учителями. Вместе с тем это программиро-  

вание нельзя рассматривать упрощенно, так как при реали-  

зации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от  

характера решаемых учителем в данный момент задач, спе-  

цифики предмета, методической вооруженности учителя,  

от подготовленности учащихся и др. .  

 

Трудовая деятельность также обусловливает и програм-  

мирует содержание и характер делового общения людей,  

участвующих в создании материального продукта. Многие  

факты свидетельству ют о том, что характеристики межлич-  

ностного общения в труде связаны с технологией создания  

продукта, распределением функций между исполнителями  

и с конкретными особенностями того или иного трудового  

процесса.  

STR.12  

Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обус-  

ловливая главное содержание общения занятых ею людей,  

инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную  

активность, одновременно с этим непосредственно воздей-  

ствует на распределение ролей между ними. При этом де-  

терминирующее влияние как на содержание общения, так  

и на его форму оказывают права и обязанности, которыми  

наделен каждый конкретный участник деятельности. Так,  

в законе, как правило, четко регламентированы права и  

обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-ис-  

полнительной системы, а с другой - осужденных. Именно  

эта регламентация решающим образом определяет поведе-  

ние тех и других в процессе общения и ставит для каждой  

стороны границы возможного в развертывающемся обще-  

нии. Более того, характер такого общения во многом будет  

зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 13810
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Психология общения » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь