|
Бодалев А.А. » Психология общенияное отношение к каждому данному предмету или к их группе, к каждому данному человеку или к общности лю- дей, к каждому данному событию или классу событий и т.д. И, таким образом, опираясь на сказанное, мы имеем право заключить, что в каждом человеке на основе его собствен- ной повседневной практики взаимодействия с миром вещей и с миром людей формируется очень богатая и многообраз- ная система отношений к ним. Но, как известно, человек живет в обществе, а жить в обществе и быть свободным от общества никому не дано.
А это означает, что выработавшаяся в обществе, к кото- рому принадлежит человек, и официально закрепленная в законах или нашедшая отражение в нравственных требова- ниях или воспроизводящаяся в традициях система отноше- нии ко всему тому, что составляет природную и социальную среду, с самого рождения человека постоянно и сильнейшим образом на него воздействует и очень направленно коррек- тирует формирующуюся в его личном опыте <картину ми- ра> и составляющие ее элементы, характер эмоциональных откликов на них, а ткже способы поведения, которым он должен следовать в той или иной ситуации.
И, стало быть, индивидуальные субъективные отноше- ния каждого человека к таким, например, <элементам> дей- ствительности как планета Земля, человечество, Отечество, отдельный человек, семья, труд, материальные и духовные ценности, создаваемые в процессе этого труда, или, например, он сам, оказываются всегда опосредованны- ми отношениями к ним, сложившимися в том обществе, к членам которого он себя причисляет и мнением которого о
себе он дорожит.
Вот эти-то отношения человека к разным сторонам дей- ствительности, с которой ему приходится изо дня в день по разным причинам и в разных социальных ролях взаимодей- ствовать, постоянно несущие, как было показано выше, печать не только его опыта, но и общества, в котором про- ходит его жизнь, и составляют сущность его личности.
А как же тогда быть с возражениями оппонентов по по- воду именно такой трактовки личности, которые были упо- мянуты в начале главы? Что касается природной предрасположенности к развитию у человека в течение его жизни весьма определенных черт личности, то это утверж-
203 STR.204 дение заслуживает внимания лишь в том смысле, что осо- бенности общего типа высшей нервной деятельности, кото- рый обнаруживается у человека, действительно влияют на интенсивность эмоциональной окрашиваемости формиру- ющихся у него отношений, на динамические характеристи- ки их проявления, однако содержание их всецело задается обществом, к которому принадлежит человек и которое оказывается для него субъективно значимым.
Дальше речь шла о том, что личность каждого человека есть проявление бессмертной, имеющей божественное про- исхождение души. Очевидно, комментируя эту мысль, можно согласиться с тем, что личность каждого отдельного человека - это, хотя в конечном счете и единичный факт, но в нем так или иначе отражается история развития не только вида человек, а и всегда человеческого общества. И если сопоставлять временной длинник развития этого об- щества и временной длинник проявления и развития лич- ности отдельного конкретного человека, то первый действительно <уходит> во временную даль почти бессмер- тия. Но при этом, конечно, остается по-прежнему откры- тым вопрос, что считать у человека душой, имеющей божественное происхождение н определяющей его лично- стный облик. К сожалению, в течение многих веков нам предлагают принять божественное происхождение души как истину лишь на уровне веры,
Теперь несколько слов о раскрытии сущности личности через содержание опыта, накапливаемого человеком при познании им действительности, переживаний, возникаю- щих у него при этом, и его ответных действий.
В общем виде предложенная формула главного источни- ка, а также логики формирования личности правильна. Но она не раскрывает важнейшего момента, который высвечи- вает сущность человека как личности и именно постепенно складывающуюся и закрепляющуюся в нем систему тенден- ций поступать в различных жизненных ситуациях, очень определенно отражаемых и так же определенно пережива- емых, характерным для него образом. А эти тенденции, психологической изнанкой которых является названная триада, н есть не что иное, как сформировавшийся в не <целостный ансамбль> (В.Н. Мясищев) отношений к дейст- вительности.
И, наконец, о понимании личности как усваиваемых че- ловеком н затем актуализируемых им в своей жизни дея-
204
"ельностей. Вспомним, что под деятельностью в психологии подразумевается целенаправленная активность человека, побуждаемая теми или другими мотивами и осуществляе- мая характерными для этой деятельности способами. Игра ребенка, учение школьника, труд оператора, сидящего за пультом управления ЭВМ и т.д.- все это примеры деятель- ности, но если глубоко вдуматься в их психологическую изнанку, то станет ясно, что в них проявляются, прежде всего и главным образом, качества человека как их испол- нителя, как субъекта с тем или иным уровнем развития способностей, а не как личности-носительницы отноше- ний. Что же касается последних, то они в этих случаях дают о себе знать, как говорят философы, <в снятом виде>.
Итак, отношения составляют существо человека как личности. Сравнение людей по этому параметру выявляет наличие между ними больших различий. Они выражаются в степени разносторонности отношений. У одних людей они характеризуются бедностью и поверхностью, у других - богатством, и глубиной. У разных людей их отношения оказываются неодинаковыми, если их сравнивать и по па- раметру активности. У одних из них они не выступают как побуждения к действию, у других они, наоборот, постоянно <провоцируют> личность на новые деяния и значимые для нее и для окружающих поступки.
Отличаются люди друг от друга и степенью осознания своих отношений к разным сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, кото- рые эти отношения вызывают. При этом у одних из них, как свидетельствуют многие факторы, четко просматривается тенденция видеть эти причины только в самих себе, у дру- гих - по преимуществу в окружающих, у третьих - в сте- чении обстоятельств и т.д.
Сравнение отношений, в которых обретает свое бытие личность разных людей, также выявляет несходство их по признаку большего или меньшего соответствия содержания и формы выражения нормам нравственности и степени на- правленности на сохранение и преумножение основных ценностей жизни и культуры.
В тесной связи с двумя названными выше характеристи- ками отношений находится собственная активность лично- сти, нацеливаемая в одних случаях на коренную перестройку этих отношений, а других - на их лишь час- тичное корректирование, в третьих - на, так сказать, пол-
205 STR.206 ное подчинение им. С этим последним <отношением> лич- ности к своим отношениям, как опять же свидетельствуют факты, сопрягается такое качество их как, во-первых, ус- тойчивость, и, во-вторых, как масштаб достигаемых в них изменений.
Естественно, что все названные характеристики отноше- ний не в равной мере представлены и неодинаково взаимо- проникают друг в друга у разных людей. И рассматриваемые как отдельные совокупности они образу- ют такие целостные симптомокомплексы, которые в по- вседневной жизни дают нам социально-психологические типы личности.
Сравнение последних между собой обычно позволяет легко увидеть, что одни из них широко открыты к окружа- ющему их большому социуму, другие, наоборот, замкнуты в узком кругу локально-частных взаимоотношений, скла- дывающихся в психологически близкой к ним общности людей. Одни из них творчески продуктивны в своих связях с действительностью, другие - пассивны и бездеятельны. Стержневым отношением, сопрягающим вокруг себя все другие социально-психологические отношения в одних ти- пах личности, выступает коллективистическая или альтру- истическая направленность, в других - таким структурообразующим отношением оказывается индиви- дуализм.
Продолжение сравнения характеристик людей, по кото- рым они могут быть отнесены к различным социально-пси- хологическим типам личности, обнаруживает, далее, большие различия между ними по параметру самостоятель- ности и способности противостоять социальному давлению, умению осознавать социальное бытие и свое положение в нем интегрально обобщенно, и не в статике, а в динамике, и соответствующим образом управлять своим поведением или схватывать в этом бытии лишь отдельные компоненты и демонстрировать только ситуативное поведение.
Выделяя все выше сказанные варианты реагирования личности на воздействия, которым она подвергается из ок- ружающей ее социально микро - и макросреды, и отмечая большой разброс в характере откликов на одни и те же воздействия у разных людей, нужно далее четко видеть связь этого феномена с тем, каким целям подчинена повсед- невная жизнь каждого из них: живет ли тот или иной чело- век только сегодняшним днем, думает и соответственно
206
организует свое поведение, исходя из забот о завтрашнем дне, или же он не мыслит своего бытия, не связывая свои поступки в социуме и свои деяния в сфере познания, в области профессиональной деятельности, свое общение с людьми по разным поводам и сегодня, и завтра, и послезав- тра с целями, достижение которых далеко отодвинуто во времени.
Изучая различия между людьми именно по указанному параметру, Е.С. Кузьмин имел все основания утверждать, что одни из нас в своем социальном бытии - операциона- листы, другие - тактики, третьи - стратеги. Прослежи- вание особенностей объективирования обобщенно описанной Е.С. Кузьминым одной из главных характери- стик личности на разных этапах ее жизненного пути убеди- тельно выявляет различия между <стратегами>, <тактиками>, <операционалистами>в, так сказать, <калиб- рах> их поступков в социальной сфере и в результатах их деятельности на профессиональном поприще. <Вершины>, на которые поднимаются в пору своей зрелости <стратеги> и как личности (<носители> отношений), и как субъекты деятельности (<владельцы> способностей) оказываются, как правило, выше тех <пиков>, уровня которых достигают, проходя этапы гражданской и профессиональной зрелости, <тактики> и <операционалисты>.
Вместе с тем дальнейшее исследование обсуждаемой проблемы показывает, что в повседневной жизни встреча- ется, и довольно часто, социально-психологический тип личности, для которого не характерны одновариативность поведения и действия, говоря фигурально, в соответствии или только со <стратегической>, или <тактической>, или <операциональной> моделями. Представители его в одних сферах своего бытия ведут себя преимущественно как <стратеги>, в других - как <тактики>, а в третьих - как <операционалисты>.
И эта <связанность> повседневного поведения личности с сиюминутными или со все более ответственными во вре- мени и социально, и профессионально масштабными целя- ми опять же, как обнаруживается при изучении этого феномена, оказывается обусловленной субъективной зна- чимостью, т.е. отношением личности к той области жизни, в которой у ней отмечается именно данный тип <связанно- сти>.
Необходимо далее очень четко видеть, что названные характеристики, структурирующиеся в социально-психо-
207 STR.208 логический тип личности, могут проявляться у одних людей лишь эпизодически, только при благоприятствующем их актуализации стечении обстоятельств. У других же людей они могут стать, так сказать, законсервировавшимися, в положительном смысле этого слова, свойствами их лично- сти и давать о себе знать, говоря фигурально, во всех сек- торах континиума жизненных ситуаций.
Еще одним важным направлением социально-психоло- гического анализа типов личности, как они проявляют себя в обществе, является сравнение этих личностей по парамет- ру их отношений к другим людям. Американский психолог А. Маслоу в своих работах неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому человеку, как он относится к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей, как он воспринимает вещи и соот- ветственно с ними обращаться.
Другой американский ученый Э. Шостром, конкретизи- руя это утверждение А. Маслоу, назвал первый тип лично- сти актуализатором, а второй - манипулятором. Прослеживая психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализа- торы, с одной стороны, и манипуляторы, с другой, Э. Шос- тром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с другими людьми, устойчиво проявля- емый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к этим людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на последних и опять же тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.
Не отрицая существование в жизни социально-психоло- гических типов личности, которые в одних ситуациях, в которых они оказываются, ведут себя как актуализаторы, а в других - как манипуляторы, Э. Шостром, имея в виду ярко выраженных актуализаторов, оценивает их как цель- ных, самобытных людей, в то время как манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повто- ряют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие моде- ли. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение эти модели, Э. Шостром выявил различия меж- ду ними, затрагивающие характерное для каждого из них
208 /
отношение как к себе, так и к другим людям, а главное - форму выражения этого отношения в повседневном поведе- нии. Таким образом он выделил восемь разновидностей ма- нипуляторов, сопроводив их образными обозначениями:
<диктатор>, <тряпка>, <калькулятор>, <прилипала>, <хули- ган>, <славный парень>, <судья>, <защитник>.
Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в обращении с другими людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго - кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего - холодная расчетливость, для чет- вертого - имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого - терроризирование окружающих его - манипулятора - интересах, для шестого - разыгрывание <своего в доску> человека, для седьмого - демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной пози- ции, для восьмого - лицемерное разыгрывание роли их за- щитника, но опять же с целью получения желаемого от них.
Представляется, что произведенное Э. Шостромом опи- сание основных характеристик актуализаторов и манипу- ляторов очень актуально для нашей теперешней действительности. Выдающийся американский психолог Э. Фромм еще в пятидесятые годы заканчивающегося сейчас века предупреждал, что при нацеленности общества на ры- нок знание потребителя и манипулирование им становится первостепенной задачей момента. Из манипулирования рынком, писал он, логически вытекает желание манипули- ровать людьми. И, как догадывается читатель, это второе по значимости поле психологии, и есть те самые человече- ские отношения, о которых в связи с личностью и идет речь в этой статье.
Разбираясь дальше и глубже в проблеме социально-пси- хологической типологии личности, важно также иметь в виду, что хотя структура выражающих ее общественную сущность отношений представляет собой всегда целостную систему и каждое отдельное отношение испытывает на себе влияние всех других отношений, входящих в структуру, вместе с тем в жизни наблюдаются весьма существенные различия в системах отношений, обнаруживаемых в лично- сти разных людей. Так, например, в структуре личности у одних людей сплошь да рядом доминирует какое-то одно отношение, а звучание всех других оказывается приглу- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|