|
Рекомендации по оптимизации развития личности и группымостоятельной взрослой жизни. При этом педагог должен по- стоянно совершенствовать применяемые методы воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся.
Методы педагогического воздецствия. В отечестеенной пси- холого-недагогической науке выделены два основных вида пе- дагогического воздействия на личность ребенка -прямое (от- крытое) и косвенное. Под прямым воздействием понимается не- посредственное обращение к субъекту с целью предъявления ему каких-либо требований или предложений. При косвенном воздействии педагог направляет свои усилия на окружение уча- щегося, преследуя цель: изменив обстоятельства жизнедеятель- ности интересующего его лица, изменить в нужном направле- нии и его самого. Так, например, учитель может использовать прием воздействия через референтное лицо. В этом случае ре- ферентное лицо станет тем "каналом", по которому учителю бу- дет нетрудно осуществлять косвенное воздействие на учащихся (или учащегося) и добиваться необходимого результата.
Влияние, оказываемое учителем на учащихся, может быть различным как по своему характеру, так и по направленности. Можно вьаделить: целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога. Целенаправленное влияние - результат специ- ально организованного педагогом воздействия. Такое влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный харак- тер. Нецеленаправленное влияние-этю неосознанное, незапла- нированное учителем влияние на учащихся, которое может быть как позитивным, так и негативным.
Целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога, как правило, имеет индивидуально-специфический характер.
Учитель в процессе своего взаимодействия и общения с учащи- мися ненамеренно и преднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для школьников преобразования их лич- ностных смыслов, мотивов, поведения [13. С. 173-176].
Социально-психологический климат и стили педагогического руководства. Социально-психологический климат - это ком- плекс психологических условий, благоприятствующих эффек- тивной реализации совместной деятельности и всестороннему ^гармоническому развитию личности в группе. Характер климата 1> группе во многом определяется стилем руководства (или ли- дерства).
1 Различают несколько стилей педагогического руководства 1утащимися.
1. Авторитарный. При таком стиле руководства учитель сам янаст все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каж- ю конкретную цель, исходя лишь из собственных установок; рого контролирует решение любой задачи и субъективно оце- 'вает достигнутые результаты. Этот стиль руководства являет- средством реализации тактик диктата и опеки, и в случае отиводействия школьников властному давлению учителя, ве- г к конфронтации. . 2. Попустительский (анархический, игнорирующий). Такой яль руководства характеризуется стремлением педагога не атъ на себя ответственность. Формально выполняя свои обя- тоости, учитель, применяющий подобный стиль, пытается са- >устраниться от руководства коллективом школьников, избе- троли воспитателя, ограничивается выполнением лишь пре- Навательской функции. Указанный стиль руководства являет- "средством реализации тактики невмешательства, в основе йрой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами Ильной жизни.
^Демократический стиль. При этом стиле руководства учи- ь ориентирован на развитие активности учащихся, привлече- каждого у решению общих задач. Основу управления в дан- случае составляет опора на коллектив класса. Демократичен ^ стиль руководства учащимися - единственно возможный ?об организации реального сотрудничества педагога и яьников.
111роцесс общения и взаимодействия коллектива учителей с активом учащихся очень сложен. Здесь сказываются объек-
тивные и субъективные факторы (учителя отличаются друг от друга не только по опыту, возрасту, стажу, но и по отношению к работе, к ученикам, по характеру, темпераменту и т.д.). Экс- перименты показали, что очень часто стиль и характер отноше- ний между учениками определялся характером отношений меж- ду учителями. Если ученики ориентируются прежде всего на личностные, индивидуально-неповторимые черты учителя, то педагоги сначала указывают черты, связанные с чисто профес- сиональными навыками и умениями [13. С. 177-183].
Результатом возрастания авторитета личности учителя явля^ ется признание за ним права принимать значимые для школь- ников решения. Авторитет роли, авторитет власти, не подкреп- ленный авторитетом личности учителя, может оказывать на уча- щихся деморализующее влияние.
Условно можно выделить следующие стадии становления от- ношений авторитетности при взаимодействии со "значимым другим":
1) источник информации. Взаимоотношения основаны на том, что значимость одного индивида для другого определяется тем, насколько другой способен поставлять интересующую ин- формацию;
2) референтное лицо. В основе авторитетности в этом случае лежит важность оценки, которую может вьщавать другой чело- век (оказывающийся референтным);
3) авторитетное лицо. Именно авторитетному лицу авансиру- ется доверие, его мнение признается изначально верным, вос- принимается как прямое руководство к действию. На этой ста- дии значимыми являются большинство составляющих личност- ностиавторитетногочеловека[13.С.186-1881.
. Роль педагога в органюац-жизведеятелъности учебной груп- пы* Личностные и воспитательные цели могут быть достигнуты учителем лишь тогда, когда он в своей профессионально-педа- гогической деятельности опирается на поддержку ученического коллектива. Основу такой поддержки может составлять пра- вильно построенная работа педагога с активом класса. При формировании актива класса необходимо учктышть:
i 1) мнения учащихся (они могут быть выявлены, например, путем социометрического опроса);
2) желания и способности учащихся, являющихся кандидата- ми (подобные желания можно определить в беседе с учащимся,
а способности - предложив выполнить определенные поруче-
^ния);
3) совместимость и срабатываемость кандидатов в актив класса с учителем (оценить это возможно на основе предвари- : тельного предметного взаимодействия).
1 В своей деятельности учитель, опираясь на официальную ^структуру класса, должен учитывать тот факт, что ученический 1^оллектив отличается интенсивным процессом формирования ^различных по своему характеру и направленности неофициаль- 1ных группировок, которые оказывают порой значительное ^влияние на становление личности отдельных школьников и 1витие всей учебной группы в целом [13. С. 1981. Одной из рм конструктивного использования указанного влияния мо- г быть привлечение лидеров неформальной структуры груп- ("ядро" группы) в ее актий. Исследования показывают, что t выше "пересечение" ядра и актива группы, тем выше (при зчих равных условиях) уровень развития межличностных от- дений этой группы.
Мехлнчностиые отвошения в педагопческом коллективе. ^коллектив имеет ряд специфических особенностей: 1) решает свои задачи внутри более широкой общности; 3) учителя-предметники обладают ограниченными возмож- Цгтями взаимодействия между собой;
3) эффективность деятельности педагогического коллектива ределяется преемственностью ступеней обучения. рОоциально-психологические характеристики педагогическо- 1 коллектива во многом определяются тем, как учитываются в Й^анизацииего деятельности эти специфические особенности. Ш Важнейшей интегральной социально-психологической ха- 1к*еристикой учебного педагогического коллектива является Цшвшшкэпь. Она проявляется в следующем: ^^согласованности функционально-ролевых ожиданий; 1^) денностно-ориентационном единстве; 1^) коллективистской идентификации;
"^адекватном возложегаш 'ответственности при успехах и не- 1тахсовместнойдеятельности113.С.211- 2121. Цокласованность функционально-ролевых ожиданий (СФРО) ~ ^^эюдство предотавлений о том, чтб и в какой последовагельно- ^йлжен делать каждый из членов группы при реализации об- 'ущя всех цели.
Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - единство ус- тановок и ценностных ориентаций сотрудников школы. Это - сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни коллектива в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам деятельности. К достижению ценностно-ориентаци- онного единства группа приходит в результате активной совме- стной деятельности.
Ценностно-ориентационное единство проявляется, в частно- сти, в фактах опосредствования индивидуальной деятельности педагогов ценностным содержанием предмета их совместной деятельности - учащихся.
Совместная работа в хорошем учебно^воспитательном кол- лективе предполагает, что взаимоотношения, возникающие в педагогическом процессе, опосредствованы целями, организа- цией и ценностями учебно-воспитательной деятельности.
Важным условием поддержания здорового психологического климата в педагогическом коллективе является согласованность позиций учителей в отношении значимости для 'учащихся каж- дого предмета, представленного в учебном плане школы.
Коллективистская вденТификация^КИ) предполагает отно- шение учителя к с^оим коллегам; как к самому 'себе, строящее- ся на высоких нравственных принципах^ Такая идентификация лежит в основе гуманных отношений в учительской среде, явле- ний взаимопомощи, товарищеской солидарности. Она обнару- живается не только в условиях профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни (13. С. 214-216].
А Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
. "Человек, словно в зеркаяе мир, многолик
Он ничтожен и, все же, безмерно велик" Омар Хайям
14.1. Феноменология, структура и динамика 1' --личности
1 - '
ЦВ обиходе нашей речи часто фигурирует такое понятие, как теть: личность профессионала, личность ученика, творче- личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы йзумеваем некоторое своеобразие поведения, оригиналь- ьмьпЬления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, ражения, морально-этических ценностей) и т.п. И психологии существуют различные подходы к описанию и 1йнманию личности. При этом она рассматривается как: 11) некоторое психофизиологическое, единстао, включающее ^ическое и социальное окружение;
II) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчи- Ц особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субь- 1>^ самим собой, а также в поведении> высказываниях, огао- 1йиих нему со стороны других людей; р) определенный тап (или их сочетание) с характерными IGOHHOCTJZMH поведения;
114) система конструктов. Конструкт - это своеобразная оце- ^Кюяосъ (например, плохой-хороший). Он представляет со- Ц элементарйую единицу нашего восприятия, отношения и ЦГп конторой соединены объективные сведения и субъектив- 1'йнтерпретация их;
1>) система личностных смыслов, индивидуальных способов адочения внешних впечатлений и внутренних пережива- При этом подходе ориентируются на содержание потреб- 10-мотивационной сферы;
деятельное Я субъекта, система планов, отношений, на- юнности, смысловых образований, корректирующих его едение; Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|