Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



3 страница


эдей. В ходе общения его участникам можно не только обме-  

пгься информацией, но и организовать обмен действиями  

панировать общую деятельность, .выработать формы и нормы  

вместных действий.  

 

Сущестйует несколько видов социальных мотивов взаимодей-  

вия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодей-  

вие с другими людьми):  

 

1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);  

 

2) " собственного выигрыша (индивидуализм);  

 

3) " относительного выигрыша (конкуренция);  

 

4) " выигрыша другого (альтруизм);  

 

107  

 

5) минимизации выигрыша другого (агрессия);  

 

6)" различий в выигрышах (равенство).  

Соответственно перечисленным мотивам можно определить  

ведущие стратегии поведения во взаимодействии:  

 

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение '  

участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется  

либо моги в кооперации, либо конкуренция).  

 

2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели  

без учета целей партеров по общению (индивидуализм).  

 

Э. Компромисс реализуется в частном достижении целей  

партнеров ради условного равенства,  

 

4. Уступчивость предполагает жертау собственных целей для  

достижения целей партнера (альтруизм).  

 

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю  

собственных целей для исключения выигрыша другого (рис. 13)  

Ц63. С. 42-45].  

 

Ориентация  

насобставнные  

цели  

 

* Противодействие  

 

* Сотрудничество  

 

* Компромисс  

 

* Избегание  

 

* Уступчивость  

 

> Ориеигация  

тех на цели другого  

 

Pke.A3.0  

 

 процессе юимодеХстмм  

 

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наибо-  

лее распространенных является дихотомическое деление: коо-  

перация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособле-  

ние и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействий  

дает упрощенную классификацию, которой недостаточно для  

экспериментальной практики. Учитывая это, применяют бо-  

лее дробные типы взаимодействий. Чтобы использовать их в  

качестве единиц наблюдения.  

 

Известно, что такую попытку предпринял Р.Бейлз. Он объе-  

нил наблюдаемые образцы взаимодействия р категории, пред-  

ложив, что любая групповая деятельность может быть описа-  

но помощью четырех категорий, фиксирующих ее проявления  

власти позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки  

проблем и решения этих проблем. Каждая из этих четырех гло-  

('бальных категорий была подразделена им еще на три рубрики.  

1 Например, первая предполагает солидарность, снятие напряже-  

нии я, согласие (табл. 7; подробнее см. прилож. 1). Сущестаей-  

IWJM недостатком этой системы категорий является отсутствие  

1соясржательных моментов взаимодействия (по поводу чего про-  

исходит взаимодействие). Подобная система категорий фикси-  

1>ует лишь форму взаимодействий 12. С. 126-127].  

1. Существует несколько теорий, описывающих (объясняющих)  

1межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обме-  

ia, символический интеракционизм, теория управления впечат-  

1сниями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена  

Цж.Хомана, люди взаимодействуют друг с другом на основе  

йвоего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.  

^ позиции теории символического интеракционизма Дж^Мида,  

^Блумера, поведение людей по отношению друг к другу и  

Предметам окружающего мира определяется тем значением, ко-  

lpoe они им придают. Теория управления впечатлениями  

1Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодейст-  

напоминают драматические спектакли, в которых актеры  

8мятся создавать и поддерживать благоприятные впечатле-  

В рамках психоанализа З.Фрейда, межличностное взаимо-  

гвие, в основном, определяется представлениями, усвоен-  

а в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот пе-  

жизни (табл. 8).  

 

Согласно теории обмена, каждый из нас стремится уравнове-  

^ вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодей-  

[С устойчивым и приятным; поведение человека в настоя-  

s момент определяется тем, вознаграждались ли и как имен-  

взиаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опира-  

на четыр^ принципа:  

 

'1) чем больше вознаграждается определенный тип поведе-  

1, тем чаще он будет повторяться;  

 

(3D если вознаграждение за определенный тип поведения за-  

от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;  

 

Тябя. 7. Оскомше обоасте вмимодейстми  

?n'nfюшя> помяеичсские иродяении (по P,i  

 

Области взаимодействия  

 

Tifia, <. Тммимежмяиоетного  

 

Название теории ^ Фамилии ведуздих  

представителей  

 

Основная вдея теории  

 

Теория обмена ДжордхХоманс  

 

Симвошпеский Джордж Мид,  

шперакционизм Герберт Блумер  

 

1 Управление впе- 1 Эрвин Гоф1ан  

чатлениямИ  

 

Психоаналитичес-  

кая теория  

 

ЗилиундФрейд  

 

Люди взаимодействуют друг с другом на  

основе своего опыта, взвешивая возмож-  

ное вознаграждение и затраты  

 

Поводение людей по отношению друг к  

другу и к предметам окружающего мира  

определяется значениями, которые они  

им придают  

 

Ситуации социального взаимодействия  

,1юдобны драматическим спектаклям, в  

которых актеры стремятся создавать и  

1 поддерживать благоприятные впечатле-  

ния  

 

На межличностное взаимодействие ока-  

зывают сильное влияние представления,  

усвоенные в раннем детстве, и кон-  

фликты, пережитые в <этот период жизни  

f22U  

 

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить  

яыые усилий ради его получения;  

 

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в  

^ньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.  

 

Согласно Хомансу, с помощью его теории могут бьпъ описаны  

^ные сложные ввды взаимодействий: отношение власти, переп)-  

1 водный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное  

^вздемодействие как сложную систему обменов, обусловленных  

' способами уравновешивания вознаграждений и затрат.  

^ Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой  

1обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждение  

1не всегда определяется линейной связью типа: стимул -> ре-  

1акция. Высокие вознаграждения могут приводить к потере ак-  

рявности и Т.П.  

 

1 Наиболее подробно интерактивная сторона общения иссле-  

довалась в рамках символического интеракционизма. Дж.Мид  

Цвссматривал поступки человека как социальное поведение, ос-  

ованное на обмене информацией. Он считал, что люди реаги-  

укут не только на поступки других людей, но и на предшест-  

^ощие им намерения. Мы "разгадываем" мысли других, ана-  

дзируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подоб-  

дх ситуациях. Дж.Мид выделял два типа действий: 1) незначи-  

ий жест (автоматический рефлекс типа моргания); 2) значи-  

ли жест (связан с осмыслением поступков и намерений друго-  

^ человека). Во втором случае человеку необходимо поставить  

$?я на место другого, или, говоря словами Мида, "принять  

ль другого". Этот процесс сложен, но мы способны его осу-  

ггвлять, потому что с детства нас учат придавать значение  

оделенным предметам, действиям и событиям. Когда мы  

писываем значение чему-то, оно становится символом, т.е.  

ятием, действием или предметом, выражающим смысл дру-  

1 понятия, действия или предмета.  

 

^Сущность символического интеракционизма заключается  

й^ом, что взаимодействие -между людьми рассматривается  

Ж непрерывный диалог, в процессе которого они наблюда-  

1, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.  

иттерпретация стимула осуществляется в промежутке време-  

м^жду воздействием стимула и нашей ответной реакцией.  

гда мы связываем стимул с символом, на основе которого  

еделяется ответная реакция. В какой-то мере все является  

 

символом, но слова - наиболее важные символы, так как  

их помощью мы придаем значения предметам, которые ина^е  

остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы мож^м  

общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено  

тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения  

определенных символов. Символический интеракцион^зм  

дает более реалистическое представление о взаимодействии  

между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в Ьс-  

новном на субъективных аспектах взаимодействия, уникаль-  

ных для данных индивидов. На его основе не сделаны обоб-  

щения, применимые к разным ситуациям. Для развития это-  

го подхода необходимы дальнейшие исследования типичных  

образцов поведения и значений, которые им придаются [221.  

С. 132-138]. Центральная идея интеракционистской концеп-  

ции состоит в том, что личность формируется во взаимодей-  

ствии с другими личностями. Механизмом этого формирова-  

ния является установление контроля действий личности над  

теми представлениями о ней, которые складываются у окру-  

жающих. Эта концепция придает слишком большое значение  

символическим аспектам взаимодействий. 'Интерактивный  

аспект общения в такой концепции отрывается от содержа-  

ния предметной деятельности, при этом взаимодействие как  

бы замыкается на заданную группу [2. С. 128].  

 

Э.Гофман разработал теорию управления впечатлениями в  

социальном взаимодействии. Согласно этой теории, люди сами  

создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с  

помощью которых они производят хорошее впечатление на дру-  

гих. Эту концепцию принято называть социальной драматурги-  

ей. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рас-  

. сматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди  

ведут себя подобно актерам на сцене, используя "декорации" и  

"окружающую обстановку" для создания определенного впечат-  

ления о себе у других. Гофман пишет: "Несмотря на определен-  

ную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, не-  

смотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в  

том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответ-  

ную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом,  

путем его влияния на понимание ситуации другими; он дейст-  

вует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечат-  

ление, под воздействием которого другие станут самостоятельно  

 

делать то, что соответствует его собственным замыслам" [цит.  

п^ 221. С. 1431.  

 

^Согласно психоаналитической теории, процесс взаимодейст-  

людей воспроизводит их детский опыт. З.фрейд считал, что  

образуют социальные группы и остаются в них главным  

ом потому, что испытывают чувство преданности и покор-  

лидерам. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столь-  

ачествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с  

могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли  

'наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (воз-  

(вращаемся) к более ранним стадиям развития. Такой регресс  

^Происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие яв-  

1яяется неформальным или неорганизованным. Исследования  

^показывают, что отсутствие определенных ожиданий способст-  

^ет укреплению власти лидеров групп [221. С. 142-145].  

 

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы  

зл^сны рассматривать его как организацию совместной дея-  

?льности. Конкретной формой включения взаимодействия в  

энтекст деятельности является рассмотрение его как формы  

анизации деятельности. Анализируя группу и совместную  

гельность, мы еще вернемся к этим вопросам. А пока необ-  

ммо обозначить некоторые общие принципы рассмотрения  

?ржательных аспектов взаимодействия.  

Конкретное содержание форм организации совместной деятель-  

и определяется соотношением индивидуальных "вкладов" уча-  

ков в общий процесс групповой деятельности. Так, Л.И.Уман-  

вьвделил три возможные формы, или модели организации со-  

той деятельности: 1) каждый участник делает свою часть об-  

работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется  

юдовательно каждым участником; 3) имеет место одновремен-  

взаимодействие каждого участника со всеми остальными.  

Как и при анализе коммуникативной стороны общения, мы  

1еем связь системы взаимоотношений с характером межлич-  

сгных отношений участников взаимодействия. Такие отноше-  

л определяют как тип взаимодействия (сотрудничество или  

дерничество), так и степень выраженности этого взаимодей-  

й1Я (успешное или менее успешное сотрудничество). Тем не  

нее, даже в условиях плохих межличностных отношений в  

iax, занятых определенной социальной деятельностью  

содействие существует [2. С. 129-131].  

 

Общение как познание людьми друг друга (перцептивная  

рона общения). Рассмотрим на примере, как в общем виде  

ворачивается процесс восприятия одним человеком (наблк^  

лем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны  

восприятия лишь внешние признаки, среди которых наибе  

информативными являются внешний облик (физические каче-  

ства плюс оформление внешности) 'и поведение (совершаемые  

действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качест-  

ва, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает  

некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних  

психологических свойствах партнера по общению. Сумма  

свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь, дает че-  

ловеку возможность сформировать определенное отношение к  

нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный харак-  

тер и располагается в пределах континуума "нравится - не нра-  

вится"). Перечисленные выше феномены принято относить к  

социальной перцепции.  

 

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних  

признаков человека, соотнесение их с его личностными харак-  

теристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе  

его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого  

и формирование отношения к нему в эмоциональном и пове-  

денческом плане. На основе внешней стороны поведения мы  

как-бы "читаем" внутренний мир человека, пытаемся понять  

его и выработать собственное эмоциональное отношение к вос-  

принятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществля-  

ется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины  

его поступков и прогнозировать его поведение, построение соб-  

ственной стратегии поведения.  

 

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:  

- познание себя;  

-познание партнера но общению;  

 

- организация совместной деятельности на основе взаимо-  

понимания;  

 

- установление эмоциональных отношений.  

Перцептивная сторона общения включает процесс межлич-  

ностного восприятия одним человеком другого. Представление  

о другом человеке зависит от уровня развития собственного са-  

мосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).  

Осознание себя через другого имеет две стороны: идентифика-  

 

^  

 

1^  

 

In  

i'i>  

 

(уподобление себя другому) и рефлексию (осознание чело-  

^ком того, как он воспринимается партнером по общению).  

Исследования в области межличностной перцепции ориен-  

руются на изучение содержательной (характеристики субъекта  

объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной  

ализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих.  

1брвом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг  

1другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибу-  

^цил) партнеров по общению, роль установки при формирова-  

1?зрии первого впечатления и т.п. Во втором - различные эффек-  

ITH, возникающие при восприятии людьми друг друга. Напри-  

1>юр, эффекты ореола, проекции, средней ошибки и т.п. (под-  

lpo6itee см. с. 127).  

 

Другими словами, выделяются два главных аспекта изучения  

1роцесса межличностной перцепции. Один связан с исследова-  

ICM психологических и социальных особенностей субъекта и  

гьекта восприятия, а другой - с анализом механизмов и эф-  

?ктов межличностного отражения. Остановимся подробнее на  

[анализе.  

 

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы  

дивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и  

до-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала  

щознавать экспрессию по мимике, затем им становится дос-  

1ным анализ выражения эмоций посредством жестов. В це-  

мдети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие  

вшности (одежда, прическа, наличие отличительных призна-  

в внешности: униформа, очки и др.). Было установлено, что  

1теля замечают и оценивают в своих учениках иные качества  

^черты, чем ученики и студенты у своих педагогов. Аналотич-  

ое несовпадение имеет место при восприятии и оценке руко-  

Ездителями подчиненных, и наоборот. Значительно влияет на  

ррцесс восприятия профессия наблюдателя. Так, педагоги при




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2076
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 3 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 2 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь