|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковзачем ты это сделал?>, <Почему ты так поступил?>, <Почему?>, <Зачем?>...
.Ребенку в большинстве случаев совершенно понятно, что при- чины его поступков взрослых особенно не интересуют, что этот воп- рос-вступление, за которым неизбежно последует ссора или наказа- ние. Всегда ли взрослый может объяснить мотивы своего поступка? А ребенок тем более не сможет четко сформулировать ответ.
Почему бы родителям не обратить внимание на то, что когда ребенок в порядке, когда он приносит из школы пятерку, никому не продит в голову задать этот <замечательный> вопрос: <Зачем ты это сделал?>. Единственное, что ребенок выносит из родительских интонаций, - ощущение загнанности в угол капкана. Чтобы он не ответил, он получит по заслугам.
Какое влияние оказывает- отметка младшего школьника на его семейную жизнь?
Ребенок возвращается домой из школы. Первые вопросы, кото- рые задают ему родители, старшие, окружающие (а также сестренки или братишки-дошкольники), следующие: <Тебя сегодня вызывали? Какую тебе поставили отметку? Что спрашивали? Как ответил? Что тебе сказали?>. Они завершаются требованием: <Покажи дневник!>. С этого момента <педагогическая .оценка выступает .как основа раз- вития отношений семьи к ребенку>. Как она будет регулировать эти отношения, зависит от того, как отметка будет раскрыта, осмыслена взрослыми, что ей будет приписывать и насколько это будет соответ ствовать уровню притязаний самих родителей.
Все дело в том, что отметка появляется в семье ребенка без сопровождения оценки. Она отделилась от нее. Если в школе она еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает самостоятельно,
. Конечно, ребенок сам может наделить отметку, принесенную до- мой, оценкой - рассказать, за что она была поставлена педагогом. Однако взрослые не всегда доверяют информации школьника, так как он может забыть иди преднамеренно опустить самое важное, глав- ное в оценочных суждениях педагога. Это часто так и происходит: видя и чувствуя недовольство взрослых его <плохой> отметкой, школьник обычно затуманивает оценку, приписывает педагогу при- дирчивость из-за каких-то <пустяков>. Родителям не всегда удается сразу же пойти в школу, повидаться с педагогом и выяснить причи- ну выставления такой отметки. Они чаще сами пытаются опознать в выставленной ребенку отметке ее оценочную сущность. Может про- изойти следующее: педагог вкладывает в отметку одно значение, ро- дители же (и всякий другой) видят совсем другое
Подлинная задача отметки заключается в том, чтобы потребо- вать от семьи усиления контроля и помощи школьнику в его учеб- ной работе. За преобразованием полученной ребенком отметки в оп- ределенное оценочное содержание должны последовать смена отно- шений и усиление воздействия на учебную работу ребенка, на его воспитание в целом.
. .Такое положение вещей не должно вызывать возражения, так как ребенок всегда нуждается в постоянном контроле, помощи и за- боте взрослых. Вопрос заключается в том, какую реакцию она вызы- вает. Невозможно представить все многообразие ситуаций, которые могут возникнуть в семье при появлении каждой новой отметки и последующих за ней мер воздействия. Их можно осмыслить опять- таки в соответствие с теми пресловутыми ярусами, которые вызы- вают в семье определенную готовность к ожидаемым учебным ус- пехам или неудачам ребенка.-
<Отличников> с радостью встречают дома. 0н1и с радостью гаг- сказывают о. полученных на уроках отметках. Если это устойчивый отличник, то его <пятерки> воспринимаются, как обычное явление, а если есть <четверка>, то это вызывает тревогу и родители прини- мают меры. Родители вкладывают в пятерки своего ребенка опре- деленный смысл: их ребенок умный, талантливый, активный, его уважают в школе, у него хорошее будущее. Родители как бы отгора- живают сына или дочь от <слабых>, не хотят их видеть рядом со своими детьми ни в классе, ни дома.
<Троечников> родители встречают со смешанным чувством до- сады, несправедливости к своему ребенку со стороны учителя. Удов- летворительная оценка рассматривается как результат недоброжела- тельности, невнимания к ребенку Это вызывает конфликты между супругами и ребенком, которого наказывают, лишают удовольствий, постоянно напоминают о тройках.
Если результатов не дожидаются, родители перестают занима- ться ребенком, который получает все большую свободу, большую часть вчемени проводит в играх с товарищами, занимается <своим> интересным делом (спорт, книги, развлечения, выполняют домашние поручения, ухаживают за животными), которое компенсирует учеб- ные неудачи. Если <тооечник> приходит домой с двойкой, возникают конфликты, ссоры, принимаются различные меры наказания. У .школьника могут возникнуть застойные явления в психике: тревож- ность, страх, боязливость, отвращение к школе.
<Двоечника> обвиняют в семье по-разному: либо как результат пристрастия учителя, либо как результат лени, неспособности, .раз- гильдяйства. Родители, стараясь его <воспитать>, не хотят с ним разговаривать, ругают за лень, угрожают разоблачением перед близ- кими. Конфликты родителей с учителем, школой, раздражение взрос- лых вызывают постоянное напряжение, стрессовое состояние учаще- гося. Разрядку от стрессогенных факторов <двоечник> ищет в кругу друзей, нередко в дворовой компании сверстников, среди которых, в основном, такие же неудачники.
Отметки детей во многом определяют не только микроклимат и взаимоотношения в семье, но и самочувствие родителей на работе, в общественном кругу. По отметкам родители судят о своем ребенке, стал ли заниматься усерднее или забросил уроки, весь день где-то
<болтается>: стал ли добрее и отзывчивее или, наоборот, ведет себя вызывающе, не обременяя себя большими семейными заботами и т. д. С разными эмоциональными оттенками <Вот видишь?!> роди- тели-суммируют поведение ребенка до получения следующей отмет- ки.
Безусловно, есть семьи, где к отметкам относятся по-иному: обращают внимание, чтобы отличник не зазнавался, а кружил с <от- стающими>; <троечнику> создают условия, чтобы он поверил в свои . силы и способности; <двоечника> окружают общей атмосферой со- чувствия и сопонимания. стараются оказать ему практическую по- мощь.
Потребность в общении, характеризующаяся избирательностью и закрепленная в привязанностях, во многом определяет поведение ребенка младшего школьного возраста. По мнению В Н. Мясищева, привязанноегь <выражает стремление быть ближе к объекту привя- занностей, сидеть рядом, надевать его вещи. говорить с ним, вос- принимать то. что он, привлекать его внимание к своим впечатле- ниям, делиться или действовать, как он и т. д.>
Всякие изменения в семейных отнощениях вызывают у ребенка глубокие болезненные переживания. С одной стороны, как считает III. А. Амонашвили, он дорожит сложившимися доверительными от- ношениями с отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой; привязанность и любовь к ним, Осознанность и укрепления этих отношений.
С Другой стороны, эти отношения часто нарушаются из-за раз- ных причин, среди которых ведущими являются результаты его уче- нической деятельности в школе. В виду того, что практически не- возможно удовлетворить уровни притязаний всех окружающих, то переоценки сложившихся отношений в системе семейных отношений становятся неизбежными.
Психологические исследования (3. П. Васильева, Д. Варга, А. С. Спиваковская), посвященные типам эмоциональных отношений к детям представляют своеобразную, классификацию воспитания, в которой можно найти истоки виктимного поведения детей.
Воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка. Обобщен- ная формула родительского отношения: <Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться. В поведении родителей проявляется невни- мательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.
В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ребенка в семье, тому, как родители строят контроль за его пове- дением. При таком подходе также описаны два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная форму- ла родителей: <Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь>. В неведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.
Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитатель- ная формула родителей может быть выражена утверждением: Не хо- чу ребенка такокого, какой есть>. В воспитании усилена критика ре- бенка, отсутствуют похвалы, поощрения, одобрения. Во многих исследованиях специалисты, пытаясь описывать типы
воспитания, пришли к выводу, чтб более точной будет оценка воспита- ния не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение ро- дитеЯей Представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая -по- йеДенчесйий.
Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания- 1 ) теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность роДи- гелЬских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свобо- ды; 3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением: 4) холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и жес- токому преследованию любого самостоятельного поступка.
В самое последнее время наметился еще один подход, исходя- щий не из трехчленной модели фактора воспитания. Выделены три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребен- ку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать следующие ти- пы родительской любви.
- Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дис- танция с ребенком). Формула семейного воспитания: <Смотрите, ка- кой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време- ни для общения с ним>. При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его внещний облик, его успехи, способности, од- нако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным внима- нием к их повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевно- го мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.
- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула воспитания ребенка такова: <Хотя мой ребенок недостаточнй умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю>, такой стиль эмоционального отношения к ребенку ха- рактеризуется признанием- действительных, а не мнимых отклонений в умственном и физическом развитии ребенка, в результате родители приходят к идее исключительности своего -ребенка: <Мой ребёнок не такой, как все>, при этом имеется ввиду, что ребенок не так ХОРОШ, как другие дети; излишне опекают, затрачивают массу усилий на предохранение от вредных влияний. Родители не доверяют ребенку, не верят в его возможности и способности.
- Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Фоомула с-емейног-) воспитания: <Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточ- но умен и физически оазвит>. Неблагополучие пебенка как бы неглас- но признается его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире своего ребенка, плохо знают его внутренние переживания.
- Отверженис (антипатия, неуважение, большая межличноснач дистанция). Такое отношение к детям встречается довольно редко, формула позиции родителей выражается примерно такими словами:
<Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело>. Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечает его присутствия, становится холодно-неприступ- ным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ре- бенок нуждается в поддержке, в помощи,
- Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Родительская формула: <Я мучаюсь, беспредельно отпа- даю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив- неприятен другим людям>. В общении с ребенком не замечают ниче- го положительного, совершенно игнорируют любые его достижения. но в то же время мучительно пеоеживают свою связь с таким, по и мнению, неудачным ребенком. Постоянное одергивание, понукание, назидание заполняют все общение родителей и детей. Такие родители водят ребенка от одного специалиста к другому, побуждая <испра- вить> ребенка.
- Преследование антипатия, неуважение, близость). Такой тип, родительского отношения может быть описан формулой: <Мой ребе- нок негодяй, и я докажу ему-это!> В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в законченного негодяя и мерзавца, во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу ви- дят его <злую волю>. Родители пытаются строгостью и высоким кон- тролем переломить ребенка, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия,, вплоть до физического наказания.
- Отказ (антипатия, неуважение и большая межличностная дис- танция). Формула родительского отношения: <Я не хочу иметь дела с этим негодуем>. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Иои заострении отношений родители охотно прибегают ,к по- мощи общественности, стремятся передоверит ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращаются к врачам. В поведении родителей просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы огра- дили от ребенка, от <этого чудовища>.
В реальной жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом отношений. В ходе воспитания, под воздействием тех или иных событий, отношение подителей изменяется, приобретает те или иные черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов.. Чаще всего в по-едении родителей смешаны несколько вариантов от ношений. Однако данный подход позволяет опоеделить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.
Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зави- сит не только от воспитательных позиций родителей, от отношений в семье. Результат воспитания зависит в большей степени и от самого ребенка, от типа его нервной системы, особенностей темпепамента, присущих ему к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по стилю воспитания семьях рыпастают де- ти совершенно непохожие по своим индивидуально-психологическим качествам. Изучение связи типа воспитания и индивидуальности ребен-
ка весьма сложно. Здесь неизбежны и упрощения, и схематизм. По- кажем сочетание типа воспитания и особенностей ребенка на одном примере).
Допустим, что нервная система ребенка относится к так называе- мому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственны по- пышенная эмоциональная чувствительность, склонное к уединению, мечтательности.
Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии толь- ко одной этой особенности могут привести разные стили воспитания. Например, при излишИе требовательном воспитании, стремлении на- сильно приучить ребенка к общительности, при обилии указаний нз его слабости родители только усилят черты пассивности, усложнят межличностные контакты ребенка, создадут условия для формирова- ния виктимных качеств.
Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стнмуличо-атъ инициативу, при добром эмоциональном контакте, внимании к его гнутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в пове- пении такого ребенка обязательно появятся черты активности, боль- шей решительности. Он сможет развитым воображением, устойчивою Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|