|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковвает свою ценность.
Индивидуальная беседа может возникнуть либо в соответствии с намерением педагога, либо по инициативе самого школьника. Бы- вает и так, что, выслушав ученика и ответив на его вопросы, педагог, пользуясь установившейся атмосферой доверительности, в свою оче- редь просит собеседника прояснить некоторые из своих взглядов, то- чек зрения, При этом многое определяется степенью искренности тех сопереживаний, которые проявляет педагог по отношению к мыслям и чувствам школьника. Вообще же нужно заметить, что наиболее ценную психодиагностическую информацию дают те индивидуальные беседы, которые возникают не под влиянием специально поставленных целей, а в процессе естественного делового общения.
Беседа со школьником имеет смысл только в том случае, если у него не будет мотивов для сознательного искажения истины. Уже имеющееся знание об ученике, педагогическая интуиция, эмпатия, умение <читать> на лице собеседника - все это должно подсказать психологу, педагогу, как обстоит дело в действительности. Что же касается неосознаваемого искажения истины (такие искажения обус- ловливаются ошибками восприятия, памяти, мышления), то это преду- преждается четким формулированием вопросов, использованием кон- трольных вопросов (когда то же самое спрашивается другими слова- ми).
78
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКА
Как мы уже отмечали, такая беседа является весьма важным источником информации для формулирования выводов о психических свойствах -обследуемых школьников. Ведь в школе ученик находится лишь 6-? часов в день, большую же часть суток он проводит в семье. Родители наблюдают заиим в особых, домашних условиях, резко от- личающихся от условий школьной жизни и недоступных наблюдению учителя. Некоторых школьников с родителями связывают отношения глубокой любим и доверия, дети часто доверяют им своих сокровенные мысли и чувства, рассказывают о совершенных ими поступках, делят- ся своими мечтами и планами. Естественно поэтому, что родители, как правило, знают о своих детях многое такое, о чем учителя даже не подозревают.
Некоторые родители в ходе беседы стараются описать поведение дочери или сына на уровне психологических обобщений, т. е. оценивая их умственные способности, темперамент, характер. Естественно учи- тель должен поддерживать такого рода стремление. Однако при этом необходимо выяснить, соответствуют ли сделаные обобщения реальным фактам поведения ребенка. В противном случае следует полностью взять на -себя функцию обобщения, предоставив родителям возмож- ность подробнейшим образом изложить конкретные факты, характери- зующие личность их сына или дочери.
Здесь, как и в беседе с самим учеником, очень важно сразу же расположить к себе собеседника, внушить ему доверие, вызвать на откровенность, добиться искренности в ответах. Главным условием достижения этой цели является если не любовь, то, во всяком случае, подлинное уважение учителя к личности обследуемого ученика, добро- та, искреннее желание помочь ему в преодолении имеющихся у него недостатков. А это проявляется прежде всего в более или менее час- тых встречах учителя с его родителями. Вместе с тем важна и качес- твенная сторона таких встреч, в частности соблюдение учителем тре- бований педагогического такта..
Ни в коем случае не следует начинать беседу с родителями с ка- ких бы то ни было жалоб на обследуемого ученика. Всегда нужно пом- нить: какими бы недостатками не обладал школьник, для родителей он всегда родное дитя, И есл,и начать разговор с характеристики отрица- тельных сторон его личности, это почти всегда автоматически вызы- вает с их стороны если не внешний, то, во всяком случае, внутренний поотест. Наоборот, подчеркивание учителем положительных сторон личности обследуемого ученика, просьба, к родителям со своей сторо- ны охарактеризозать эти стороны - все это сразу же располагает отца или мать к спокойному и деловому тону, делает ихболее критич- ными в отношении своего ребенка.
После того, как разговор перейдет на недостатки обследуемого ученика, следует сразу же указать на их относительный характер, возможность ликвидации и необходимости в связи с этим тщательного анализа, их причин. И здесь учитель, психолог обращаются к родите- лям с просьбой оказать им помощь в решении данной задачи, подчер- кивай, что они, несомненно, лучше знают своего ребенка.
Получив согласие, учитель, психолог приступает к основной час- ти беседы. Следуя заранее составленному плану, он задает родителям
интересующие его вопросы и вместе с тем приглашает их в свою оче- редь выяснить то, что им непонятно. Ни в ноем случае не следует за- читывать намеченные для беседы вопросы - их нужно задавать в живой непринужденной манере, с разговорными .интонациями, встав- ляя в свои фразы междометия, восклицания и т. п.
Слушая ответы на заданные вопросы, учитель старается непре- рывать собеседника, всяческими способами выражает интерес к его высказываниям, дает понять, что тот успешно справляется со своей задачей. (<Да, это интересно!>, <Да, это для меня ново!>, <Ну, конеч- но - просто не было другого выхода!>, <Хорошо, что Вы мне об атом сказали!>).
Если собеседник слишком отклонился в сторону, его возвращают к предмету разговора без резких переходов - обычно для этого ис- пользуется следующий прием: подхватывают одну из его последних фраз и как бы уточняют ее: <Значит, Вы считаете, что...>. Постепен- но меняют направление беседы: <Кстати, я хотела бы вернуться к воп- росу о...>
Если психолог, учитель сомневается в правдивости; искренности полученного ответа, он не должен выражать неудовольствия, вступать в спор и т, д. Лучше в таком случае повторить вопрос, сформулиро- вав его по-другому с тем самым добиться от него нужной откровен- ности, искренности.
В ходе беседы учитель может делать отдельные краткие записи (пользуясь различными сокращениями и условными обозначениями). Но при этом нужно сохранять атмосферу непринужденности (<Если Вы не возражаете, я запишу отдельные Ваши мысли, а то, чего-доб- рого, еще что-нибудь позабуду>).
Следуя изложенным выше рекомендациям, психолог, учитель мо- жет получить от родителей ценную информацию, касающуюся обсле- дуемого ученика, а на ее основе сделать важные психодиагностические выводы.
ОТНОШЕНИЕ К СЕМПЕИНОИ РОЛИ
Описываются с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, II, 13, 17, 19, 23:
- Ограниченность интересов женщины рамками се- мьи, заботами исключительно о семье (3): - Ощущение самопожертвования в роли матери (5); - семейные конфликты (7); - сверхавторитет родителей (II): - неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13); - <безучастность> мужа, его невключенность в де- ла семьи (17); - доминирование матери (19); - зависимость и несамостоятельность матери (23).
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):
- побуждение словесных проявлений, вербализации (1); - партнерские отношения (14); - развитие активности ребенка (15); - уравнительные отношения между родителями ч
ребенком (21).
II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость - суровость, излишняя строгость - уклонение от контакта с ребенком
(8);
(9); (16).
Приложение 6 ТЕСТ < РАК 1>
<РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ>
Методика РАР1
предназначена для изучения отношения родителей (прежде-всего ма- терей) к разным сторокам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С. Шефер и Р, К., Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембрвски) и Чехо-Словакии (Ко- таскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку, и жизни в семье. Из них - 8 признаков описывают отношение к семейной, роли и 15 - касаются родительско-детских отношений. Эти 1,5 признаков делятся на 3 груп- пы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоци- ональная дистанция с ребенком, III - излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:
80
III. Излишняя концентрация на ребенке описывается 8 призна- ками, их номера по опросному листу 2,4,6, 10, 12,18. 20; 22).
- чрезмерная забота, установление отношений за- висимости (2); - преодоление сопротивления, подавление воли (4); - создание безопасности, опасение обидеть (6); - исключение внесемейных влияний (10); -подавление агрессивности (12); - подавление сексуальности (18); - чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20); - стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравнове- шенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содер- жания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположе- ны в определенной последовательности, и отвечающий должен выра- зить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в <ключе>
81
методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно - 8, 7,6,5 - низкие. Опросник и лист отгетов прилагаются.
Имеет смысл п первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.
Инструкция: <Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правиль- ных и неправильных, так как каждый пав по отношению к собствен- ным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.
Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Одна- ко. это для тою, чтобы уловить возможные, дажа небольшие разли- чия 1:о взглядах на воспитание детей,
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отмечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову. ,
Ряом с каждым положением находятся буква А а б Б, их нуж- но выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данно- го положения:
А - если с данным положением согласны полностю: а - если с .данным положением скорее согласны, чм не со-
гласны;
б - если с данным положением скорее не согласны, чем со- гласны; - Б - если с данным положением полностью не согласны.
О себе сообщите:
Возраст Пол
Образование Профессия Количество и возраст детей
1. Если дети считают свои взгляды правильными. они могут не соглашаться со взглядами родителей АабБ
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей
даже от маленьких трудностей и обид АабБ
3. Для хорошей матери дом и семья - самое важ- ное в жизни АабБ
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради :1Х
же блага нужно научить их бояться взрослых АабБ
5, Дети должны отдавать себе отчет в том, что
родители делают для них очень много АабБ
6. Маленького ребенка всегда следует крепко дер- жать во время мытья, чтобы он не упал АабБ
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не
может быть недоразумений, не знают жизни АабБ
8. Ребенок, когда взрослеет, будет благодарить ро- дителей за строгое воспитание АабБ
9. Пребывание с ребенком целый день может довес- ти до нервного истощения АабБ
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей
11. Родители должны воспитывать в детях полное дозерие к себе
12. Ребенка следует учить избегать драк, незави- симо от обстоятельств
13. Самое плохое для матери, занимающейся хр- зяйстбом, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот
15. Ребенок должен научиться в жизни .многим нужным вещам, и поэтому нельзя разрешать терять цен- ное время
16, Если один раз соглайиться тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о ьопросах пола
10. Если бы мать не руководила доздом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем ду мают дети
21. Если бы родители больше интересовались де- лами своих детей, дети были бы лучше и счастливее
.22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиолопическими нуждами уже с 15 ме- сяцев
23. Самое трудное для молодой матери - оста- ваться одной в первые годы воспитания ребенка
4. Надо способствовать тому, чтобы дети высказы- вали свое мнение о жизни в семье, даже если они счи- тают, ч.то жизнь в семье неправильная
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь свое- го ребенка от разочарований, которые несет жизнь
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, нс очень хорошие матери""
27. Надо обязательно искоренять у детей прояв- ления рождающейся ехидности
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать сваи права
31, Строгая дисциплина по отношению и ребенку развивает в нем сильный характер
32. Матери часто настолько бывают замучены при- сутствием своих детей, что им кажется, будто они не мо- гут с ними быть ни минуты больше
33, Родители недолжны представать перед детьми в плохом свете
АабБ АабБ АабБ
АабБ АабБ
АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ
АабБ АабБ
АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ
АабБ АабБ
34. Ребенок должен уважать своих родителей боЛь-
ше других дабБ
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того. чтобы разрешать сьои недоразумения в драке АабБ
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и спосоЗностей (могла бы, но...) АабБ
37. Родители своими поступками должны завоевать
расположение детей АабБ
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достиже- нии успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами АабБ
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оста- вить в покое и не вникать в его дела АабБ
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны
принимать участие в семейной жизни АабБ
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики
видели друг друга голыми АабБ
42. Если жена достаточно подготовлена к самосто- ятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа .. АабБ
43. У ребенка не должно быть тайн от своих роди- телей АабБ
44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов АабБ
45. Если рано научить ребенка ходить, это благо- .
творно влияет на его развитие АабБ
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспи- танием АабБ
47,. у ребенка должны быть свои взгляды и воз- можность их свободно высказывать АабБ
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы АабБ
49. Женщина должна выбирать между домашним
хозяйством и развлечениями АабБ
50. Умный отец должен научить ребенка уважать
начальство АабБ
51. Очень мало женщин получает благодарность
детей за труд. затраченный На их воспитание АабБ
52. Если ребенок попал в беду, в люЭом случае
мать всегда чувствует собя виноватой АабБ
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств,
всегда, есть разногласия, которые вызывают раздражения АабБ
34. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважае- мыми людьми - АабБ
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокой- ной АабБ Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|