|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковдый ученик ШНТ должен ощущать, что он интересен всем учителям как человеческая душа, имеющая уникальную, неповторимую судьбу. Ликвидируя отчужденность учащихся от школы, данный принцип мо- жет вывести систему образовайня из кризиса.
Мы разделяем мнение работников НИИ педагогики Украины, что принципиальной чертой ШНТ является построейче отношений в педагогическом взаимодействии учителя и учащегося на принципах глубокого взаимоуважения и равноправного партнерства.
Мы согласны также с тем, что все это оказывается возможным лишь при глубокой и стабильной психологизации педагогического кор- пуса, создание в ШНТ эффективно и постоянно действующей психо- логической службы.
Однако мы полагаем, что отсутствие принципа странтнфициро- ганного подхода (определение стр1аты, к которой относится конкрет- ный ребенок и его социометрический статус в классном коллективе) к учащимся намного снизит уровень психологической помощи в ШНТ.
В нашем экспериментальном исследовании (СШ Д 47, С,Ш № 98) при отборе первоклассников в дифференцированные клас- сы было обнаружено, что 27,5% обследованных детей седьмого года жизни можно отнести к категории виктимогенного страта Обследо- ванные дети достаточно безразлично, порой отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на плохое самочувствие; -доминтизует подав ленное настроение; проявляются фобии во время опроса и контроль- ных работ; самостоятельная работа с учебником вызывает напряжен- ное состояние и тревогу; к урокам не проявляет особого интереса (кроме, например, рисования или физкультуры, где преподают другие учителя); при выполнении поручений учителя замыкается и испыты- вает комплекс неполноценности (<не получится>, <не выйдет>, <не могу> и т. п.); близких друзей в классе не имеет, необходим постоян- ный контроль и др.
Дети с виктимным поведением существовали в разное время, но характеризовались примерно одними качествами и особенностями. Об этом писали выдающиеся ученые, педагоги, психологи, врачи, общест- венные деятели (И. А. Сикорский, В. М. Бехтер.ев, С. С. Корсаков, В., Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин и др.). Пмведем несколько приме- ров из книги П. С. Лесгафта <Семейное воспитание ребенка и его зна- чение>. где он среди других типов детских характеров выделяет сле- дующие.
Мягко-забитый тип. Подобный ребенок забит не строгими взыс- каниями или физическими наказаниями, а чрезмерными и неумерен- ными ласками, поэтому его еще можно назвать <заласканным>.
П. Ф. Лесгафт дает следующее наблюдение за поведением та- кого ребенка: необычайно стесняется новой обстановки, не решается сам ни встать, ни сесть, ни пройтись, он смотрит, что делают другие, и методично подражает им. Принужденный сделать что-нибудь неза- висимо от других, он оказывается обыкновенно очень Неловким, не- умелым и очень слезливым.
В нем сильно развито стадное чувство, так как он лишен какой- либо инициативы. Вообще ребенок такого типа. писал П. Ф. Лесгафт, находится под покровительством или влиянием какого-либо другого товарища, и его действия ;и рассуждения вполне зависят от последне- го. Поэтому он то мягкий, то, напротив, очень требовательный, недо- вольный, непокорный. -
В поступках он легко сознается и также легко указывает на за- щитника и участников, он ненадежный товарищ. Выдаст своих това- рищей вовсе не с намерением выслужиться и не из личной выгоды, а просто потому, что спрашивают.
Часто все неудачи, препятствия или неожиданные явления-ста- вят такого ребенка в тупик, и он совершенно не в состоянии справить- ся с ними без посторонней помощи. Он не сделает ни малейшего уси- лия, чтобы преодолеть их, а беспомощно остановится перед ними, и если никто не придет ему На помощь, то слезы, рыдания-и внешние проявления будут единственным признаком тревоги с его стороны. Исполнить поручение он сможет тогда, когда все необходимое ему уже показано, потому что действовать он может только п(> указанию. П. Ф. Лесгафт. также отмечал, что терпеть боли или какие-либо физи- ческие страдания он не в состоянии. Как правило, он раскисает и оказывается в высшей степени трусливым. Однако в школе он может показаться Прилежным и исполнительным, выучить все, что ему зада- дут, стараясь запомнить настолько, насколько требует учитель.
Такой тип ребенка появляется в семье, где всякая деятельность предупреждалась, когда, за него все делалось, все его желания без ис- ключения удовлетворялись, когда ласками и угождениями старались сделать его тихим, смирным и послушным. Воля инициатива и энер- гия ребенка подавлялись, и у него сформировались такие качества, как эгоизм, эгоцентризм, равнодушие к близким.
Злостно-забитый тип. Ребенок такого типа угрюм, чрезвычайно подозрителен к старшим, на все ласки и внешние проявления нежнос- ти отвечает резким отталкивающим движением. Он никогда не смот- рит прямо и ласково, а все больше сбоку и исподлобья. Движения его угловаты и резки. В рассуждения он никогда не пускается, даже из- бегает их. Товарищество ценит, в большинстве случаев дружит с по- добными же ребятами, но скорее для взаимной защиты и поддержки. Своего товарища в случае преследования он никогда не выдаст, и да- же жесточайшие наказания не могут принудить его к этому. Вообще он выдерживает самые сильные наказания с небывалой стойкостью и терпением.
Если такого ребенка подвергают преследованию или какому- нибудь очень строгому взысканию, то он делается как-то особенно по- движен и часто избирает себе самые дикие развлечения, например мучит, истязает, уничтожает различных животных, наносит людям
(особенно учителям) всякие оскорбления, а если может, то И примой физический вред. Например, отрывает ноги и крылья у насекомых, давит мелких животных, топит в воде крупных, вешает на гвоздь или сук кошку, привязанную за хвост или лапу. казнит со5аку: и чем силь- нее страдает животное, тем, по-видимому, большее удовольствие ис- пытывает виновник страдания. Вообще такой ребенок никогда нс прочь что-нибудь испортить, исковеркать, изрезать, сжечь. Всякое зре- лище, связанное с сильными впечатлениями: бойкий, быстрый бег, травля животных и людей, крупная драка и т. п., - все действительно занимает его и развлекает.
Согласно мнению П. Ф. Лесгафта, главными особенностями се- мейного воспитания, которые привели к формированию ребенка по- добного типа, являются: жестокость, чрезмерные физические наказа- ния за любой проступок, несправедливость и произвол по отношению к ребенку, отсутствие в семье ласки и теплоты, постоянное холодное обращение с ребенком, признание всех его действий и поступков нс- хорошими, неверными, безобразными. Оба родителя считают, что ре- бенка не следует ни в чем баловать, а нужно держать его в <ежовых рукачицах>, не пропуская никакого его проступка без наказания. Сле- дует отметить, что влияние жестокости родителей на патологическое развитие ребенка, отмечали в своих работах такие выдающиеся рус- ские психиатры, как И. М. Белинский, И. А. Сикорский, В. М" Бехте- рев, С,. С. Корсаков.
Угнетенный тип. Ребенок этого типа, как правило, слаб и бле- ден. отличается тихим и смирным нравом, лицо его постоянно серьез- но и озабочено. Он ЕО всех отношениях достаточно скромен, что и составляет самую характерную его черту. Такой ребенок, кроме того, весьма трудолюбив. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается позади, в последних рядах, и внимательно следит за всем происходя- щим в классе. В играх и развлечениях товарищей он обыкновенно ни принимает никакого участия. Он скромно выражает свою радость, вся- кая похвала и отличие его стесняют и заставляют спрятаться, уйти.
Себя он ни в коем случае не жалеет, никогда не останавливает- ся перед препятствиями, если можно преодолеть их трудом. Стойкость и настойчивость его громадны; лишения, бедность, страдания, нужда никогда его не остановят, так как он может ограничить свои требова- ния до самых крайних пределов.
<К товарищам и окружающим он всегда относится легко и нетре- бовательно, теоретически защищает их перед другими и старается объяснить их действия и поступки в лучшую сторону. Конечно, он на- дежный товарищ, никогда никого не выдаст и спокойно подвергается всякому преследованию и несправедливость. От оскорблений он мол- ча уйдет.
Не находя обыкновенно в себе никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы и самостол- тельности, не всегда и не скоро решаясь на ноаое дело, в особенности если оно требует некоторой самоуверенности и предприимчивости, но, раз решившись, твердо преследует свою цель и н(; останавливается перед затруднениями, которые может преодолеть трудом и лишения- ми. Он отличается спокойной наблюдательностью и опытностью, ко
Юрые и служат гласными основаниями его делстпий. Эгонсгических проявлений у него не существует, он всегда мягко и внимательно от- носится к другим, никогда не унижаясь перед ними, но и нс оскорбляя их. Он с благодарностью относится к любой оказанной ему услуге и всеми способами старается отплатить за нее с лихвой. Он очень стес- нителен при обращении к другим, в особенности если это вызвано лич- ными требованиями или нуждол, причем сам себя аттестует всегда с невыгодной стороны, указывая на свою неспособность и неумелость. Скромность, трудолюбие и стойкость в своих решениях - вот харак- терные его качества. Материальный расчет или личная выгода никог- да не ложатся в основу его действий; они ему чужды, несмотря на крайнюю нужду и лишения, которые он часто терпит.
Он отличается правдивым и строгим исполнением своих обязан- ностей, а также простым, откровенным и искренним отношением к другим. Он трудно дружит, но свято (в смысле веры) соблюдает то- варищество.
Пви каких условиях мог сформироваться подобный тип ребенка? П. Ф. Лесгафт указывал, что, как прав,ило, такой ребенок жИл и раз- вивался в дружной, трудовой семье, которой, однако, приходилось переживать трудности, лишения, бедность, а порою и нищету. Заме- тим, что подобный тип детей формировался в период Великой Оте- чественной войны и сразу же после нее, когда на слабые детские пле- чи легли все ужасающие лишения тех лет. Приведем примеры из нашего исследования.
Пример!.
Катя С. (8 лет) ученица второго класса (повышенного индиви дуального внимания). Ребенка, сильно привязанного к бабушке (мать много работает, отец зачастую в разъездах), перед самой школой от- дали в детский сад. Тихая, молчаливая, медлительная девочка не смогла адаптироваться в детском коллективе, где ее встретили суоо- во, замечания делались грубо, напрямую, пои детях. Девочка рамкну- лчсь, настроения становилось тревожным. Катя попросила рабпать ее из детсада, но ей отказали, она отдалилась от коллектива детей. Дома была активной, вместе с бабушкой готовилась к поступлению школу,
Во время тестирования получены результаты: уровень развития интеллектуальных процессов - в норме; типичный интраверт; по ме- тодике Рене Жиля - низкий индекс отношения к маме, более высо- кий - к отцу, максимальный - к бабушке. Уровень тревожности - высокий (методика ДДЧ).
Из анамнеза: ма.ть воспитывала девочку до 3-х лет. Приехала овдовевшая бабушка и все внимание и заботу сосредоточила на внуч- ке. Мать часто уезжала в командировки, отец относился к Кате поо- хладно (хотел иметь сына). В семье сложились сложные, предконф- ликтные отношения. К концу первого учебного года отец ушел из семьи, девочка плакала, очень переживала, отдалилась от матери. Во втором классе пришла новая учительница (прежнюю пепевели в дру- гую штолу), отличавшавшаяся авторитаоными чертами и экстравер- тированными особенностями характера. Катя не понравилась своей медлительностью, неумением быстро и громко отвечать с места. Посы- пались двойки, замечания в дневнике, вызовы родителей. С учитель- гоцей беседовала только бабушка. Вторую четверть Катя закончила с
одними тройками. Дома мать н.аказыцала Катю физически (первый раз), после чего ребенок отказался посещать школу и перестал разго- варивать в присутствии матери>
Специалисты считают, что мутизм всегда избирателен: дети мол- чат лишь в тех местах и в присутствии тех людей, против которых они протестуют. Виктимогенные детя особенно подвластны такому явле- нию.
Что делать в подобных случаях?
Забрать ребенка из школы? Перевести в другой класс? Отпра- вить в лечебное учреждение? Или в другой город, село, к родствен- никам? Все это называется психотерапией средой: изъяли ребенка из травмирующей обстановки - болезнь прошла без лечения.
Мы полагаем, что весьма важным для учителя начального звена и для родителей является знание психолории поведения детей, относя- щихся к группе виктимогенных учащихся. Важно, чтобы педагогичес- кий персонал школы знал эти группы, владея профессиональной пси- хологией возрастно-индивидуального подхода, не унижал достоинства ребенка: он-то взрослым ничего) не может ответить, он может лишь замолчать в знак протеста.
Безусловно, факторов, способствующих появлению мутизма) много. По мнению специалистов часть из них стали выявлять лишь в последние десятилетия: Именно этим можно объяснить то. что коли- чества больных мутизмом возрастает (М. И. Буянов, 1976). Разли- чают психогенный и психотический мутизм, наиболее часто встречаю- щийся у детей.
Психогенные формы мутизма могут быть вызваны различными по силе и продолжительности действия психическими травмами, на которые разные дети, в том числе дети виктимного поведения, реаги- руют по-разиому. в связи с этим выделяются два основных вида пси- хогенного мутизма: невротический и патохарактерологический.
Невротический мутизм неоднороден: он может быть истеричес- кого характера и логофобического (боязнь речи). Бывают и промежу- точные формы. Если, например, произошла, резкая и сильная психи- ческая травма, то от потрясеияя у ребенка может отключиться речь - он хочет что-то сказать, но не может: речь парадизована, отключе- ны речевые центры. Приведем пример.
Во время проведения судебно-психологичесной экспептизы с единственным свидетелем убийства (отец семилетнего мальчика Ди- мы в состоянии сильного .алкогольного опьянения убил жену топо- ром), мальчик не смог ничего сказать о том, что он видел. Лишь спус- тя 10 дней он смог восстановить в речи случившееся. Одновременно с этим у мальчика нарушился сон, аппетит, повысилось тревожно-фоби- ческое состояние.
Другой вариант невоотического мутизма логофобически. Лого- фобия возникает, как правило, в результате хронических психических травм: например, ежедневных дидактогений, исходящих от авторнтао- ных родителей и педагогов. Начинается этот вид мутизма исподволь. постепенно, тянется месяцами и даже годами, постепенно нарастает и
) Мутизм от лет. МУТУ5) ние пользования речью.
немой, безголосый - прекраще-
увеличивается страх речи, который обнаруживается лишь в процессе общения.
Очень часто логофобическии мутизм. мало выраженный или почта незаметный в детском саду, резко усиливается, когда ребенок идет в школу. Особенно это симптоматично для <мягко-забитого> и <угнетенного типа> <Лесгафт) младшего школьника, который, испы- тывая прессинг не только со стороны учителя, но и со стороны одно- класснякоз, испытывает постоянное увеличение неприятностей и оЗид. следствием которого является логофобический мутизм).
Патохарактерологический мутизм отличается другими особеннос- тями и имеет иные механизмы, так как в данном случае можно видеть у ребенка затянувшуюся реакцию пассивного поотеста, нередко соче- тающийся с отдельными невротическими расстройствами,
Приведем примеры из практики. Пример 2.
Максим .К. (7 лет 7 мес.), первоклассник, учится средне (4 и 3), весьма чувствительный обидам и шуткам, робкий, подвержен влия- нию со стороны активных сверстков. Ходит с опущенной головой, быстро обижается, необщителен, не люЭит шумные сборища, старает- ся быть незаметным. На уроке старается быть незаметным, робко по- дымает руку, но отвечает не сразу. Учительница торопит, Максим те- Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|