Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



3 страница


дый ученик ШНТ должен ощущать, что он интересен всем учителям  

как человеческая душа, имеющая уникальную, неповторимую судьбу.  

Ликвидируя отчужденность учащихся от школы, данный принцип мо-  

жет вывести систему образовайня из кризиса.  

 

Мы разделяем мнение работников НИИ педагогики Украины,  

что принципиальной чертой ШНТ является построейче отношений в  

педагогическом взаимодействии учителя и учащегося на принципах  

глубокого взаимоуважения и равноправного партнерства.  

 

Мы согласны также с тем, что все это оказывается возможным  

лишь при глубокой и стабильной психологизации педагогического кор-  

пуса, создание в ШНТ эффективно и постоянно действующей психо-  

логической службы.  

 

Однако мы полагаем, что отсутствие принципа странтнфициро-  

ганного подхода (определение стр1аты, к которой относится конкрет-  

ный ребенок и его социометрический статус в классном коллективе)  

к учащимся намного снизит уровень психологической помощи в ШНТ.  

 

В нашем экспериментальном исследовании (СШ Д 47,  

С,Ш № 98) при отборе первоклассников в дифференцированные клас-  

сы было обнаружено, что 27,5% обследованных детей седьмого года  

жизни можно отнести к категории виктимогенного страта Обследо-  

ванные дети достаточно безразлично, порой отрицательно относятся к  

школе; нередки жалобы на плохое самочувствие; -доминтизует подав  

ленное настроение; проявляются фобии во время опроса и контроль-  

ных работ; самостоятельная работа с учебником вызывает напряжен-  

ное состояние и тревогу; к урокам не проявляет особого интереса  

(кроме, например, рисования или физкультуры, где преподают другие  

учителя); при выполнении поручений учителя замыкается и испыты-  

вает комплекс неполноценности (<не получится>, <не выйдет>, <не  

могу> и т. п.); близких друзей в классе не имеет, необходим постоян-  

ный контроль и др.  

 

Дети с виктимным поведением существовали в разное время, но  

характеризовались примерно одними качествами и особенностями. Об  

этом писали выдающиеся ученые, педагоги, психологи, врачи, общест-  

венные деятели (И. А. Сикорский, В. М. Бехтер.ев, С. С. Корсаков,  

В., Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин и др.). Пмведем несколько приме-  

ров из книги П. С. Лесгафта <Семейное воспитание ребенка и его зна-  

чение>. где он среди других типов детских характеров выделяет сле-  

дующие.  

 

Мягко-забитый тип. Подобный ребенок забит не строгими взыс-  

каниями или физическими наказаниями, а чрезмерными и неумерен-  

ными ласками, поэтому его еще можно назвать <заласканным>.  

 

П. Ф. Лесгафт дает следующее наблюдение за поведением та-  

кого ребенка: необычайно стесняется новой обстановки, не решается  

сам ни встать, ни сесть, ни пройтись, он смотрит, что делают другие,  

и методично подражает им. Принужденный сделать что-нибудь неза-  

висимо от других, он оказывается обыкновенно очень Неловким, не-  

умелым и очень слезливым.  

 

В нем сильно развито стадное чувство, так как он лишен какой-  

либо инициативы. Вообще ребенок такого типа. писал П. Ф. Лесгафт,  

находится под покровительством или влиянием какого-либо другого  

товарища, и его действия ;и рассуждения вполне зависят от последне-  

го. Поэтому он то мягкий, то, напротив, очень требовательный, недо-  

вольный, непокорный. -  

 

В поступках он легко сознается и также легко указывает на за-  

щитника и участников, он ненадежный товарищ. Выдаст своих това-  

рищей вовсе не с намерением выслужиться и не из личной выгоды,  

а просто потому, что спрашивают.  

 

Часто все неудачи, препятствия или неожиданные явления-ста-  

вят такого ребенка в тупик, и он совершенно не в состоянии справить-  

ся с ними без посторонней помощи. Он не сделает ни малейшего уси-  

лия, чтобы преодолеть их, а беспомощно остановится перед ними, и  

если никто не придет ему На помощь, то слезы, рыдания-и внешние  

проявления будут единственным признаком тревоги с его стороны.  

Исполнить поручение он сможет тогда, когда все необходимое ему уже  

показано, потому что действовать он может только п(> указанию.  

П. Ф. Лесгафт. также отмечал, что терпеть боли или какие-либо физи-  

ческие страдания он не в состоянии. Как правило, он раскисает и  

оказывается в высшей степени трусливым. Однако в школе он может  

показаться Прилежным и исполнительным, выучить все, что ему зада-  

дут, стараясь запомнить настолько, насколько требует учитель.  

 

Такой тип ребенка появляется в семье, где всякая деятельность  

предупреждалась, когда, за него все делалось, все его желания без ис-  

ключения удовлетворялись, когда ласками и угождениями старались  

сделать его тихим, смирным и послушным. Воля инициатива и энер-  

гия ребенка подавлялись, и у него сформировались такие качества,  

как эгоизм, эгоцентризм, равнодушие к близким.  

 

Злостно-забитый тип. Ребенок такого типа угрюм, чрезвычайно  

подозрителен к старшим, на все ласки и внешние проявления нежнос-  

ти отвечает резким отталкивающим движением. Он никогда не смот-  

рит прямо и ласково, а все больше сбоку и исподлобья. Движения его  

угловаты и резки. В рассуждения он никогда не пускается, даже из-  

бегает их. Товарищество ценит, в большинстве случаев дружит с по-  

добными же ребятами, но скорее для взаимной защиты и поддержки.  

Своего товарища в случае преследования он никогда не выдаст, и да-  

же жесточайшие наказания не могут принудить его к этому. Вообще  

он выдерживает самые сильные наказания с небывалой стойкостью и  

терпением.  

 

Если такого ребенка подвергают преследованию или какому-  

нибудь очень строгому взысканию, то он делается как-то особенно по-  

движен и часто избирает себе самые дикие развлечения, например  

мучит, истязает, уничтожает различных животных, наносит людям  

 

(особенно учителям) всякие оскорбления, а если может, то И примой  

физический вред. Например, отрывает ноги и крылья у насекомых,  

давит мелких животных, топит в воде крупных, вешает на гвоздь или  

сук кошку, привязанную за хвост или лапу. казнит со5аку: и чем силь-  

нее страдает животное, тем, по-видимому, большее удовольствие ис-  

пытывает виновник страдания. Вообще такой ребенок никогда нс  

прочь что-нибудь испортить, исковеркать, изрезать, сжечь. Всякое зре-  

лище, связанное с сильными впечатлениями: бойкий, быстрый бег,  

травля животных и людей, крупная драка и т. п., - все действительно  

занимает его и развлекает.  

 

Согласно мнению П. Ф. Лесгафта, главными особенностями се-  

мейного воспитания, которые привели к формированию ребенка по-  

добного типа, являются: жестокость, чрезмерные физические наказа-  

ния за любой проступок, несправедливость и произвол по отношению  

к ребенку, отсутствие в семье ласки и теплоты, постоянное холодное  

обращение с ребенком, признание всех его действий и поступков нс-  

хорошими, неверными, безобразными. Оба родителя считают, что ре-  

бенка не следует ни в чем баловать, а нужно держать его в <ежовых  

рукачицах>, не пропуская никакого его проступка без наказания. Сле-  

дует отметить, что влияние жестокости родителей на патологическое  

развитие ребенка, отмечали в своих работах такие выдающиеся рус-  

ские психиатры, как И. М. Белинский, И. А. Сикорский, В. М" Бехте-  

рев, С,. С. Корсаков.  

 

Угнетенный тип. Ребенок этого типа, как правило, слаб и бле-  

ден. отличается тихим и смирным нравом, лицо его постоянно серьез-  

но и озабочено. Он ЕО всех отношениях достаточно скромен, что и  

составляет самую характерную его черту. Такой ребенок, кроме того,  

весьма трудолюбив. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается  

позади, в последних рядах, и внимательно следит за всем происходя-  

щим в классе. В играх и развлечениях товарищей он обыкновенно ни  

принимает никакого участия. Он скромно выражает свою радость, вся-  

кая похвала и отличие его стесняют и заставляют спрятаться, уйти.  

 

Себя он ни в коем случае не жалеет, никогда не останавливает-  

ся перед препятствиями, если можно преодолеть их трудом. Стойкость  

и настойчивость его громадны; лишения, бедность, страдания, нужда  

никогда его не остановят, так как он может ограничить свои требова-  

ния до самых крайних пределов.  

 

<К товарищам и окружающим он всегда относится легко и нетре-  

бовательно, теоретически защищает их перед другими и старается  

объяснить их действия и поступки в лучшую сторону. Конечно, он на-  

дежный товарищ, никогда никого не выдаст и спокойно подвергается  

всякому преследованию и несправедливость. От оскорблений он мол-  

ча уйдет.  

 

Не находя обыкновенно в себе никаких талантов и способностей,  

он часто отказывается от занятий, требующих инициативы и самостол-  

тельности, не всегда и не скоро решаясь на ноаое дело, в особенности  

если оно требует некоторой самоуверенности и предприимчивости, но,  

раз решившись, твердо преследует свою цель и н(; останавливается  

перед затруднениями, которые может преодолеть трудом и лишения-  

ми.  

Он отличается спокойной наблюдательностью и опытностью, ко  

 

Юрые и служат гласными основаниями его делстпий. Эгонсгических  

проявлений у него не существует, он всегда мягко и внимательно от-  

носится к другим, никогда не унижаясь перед ними, но и нс оскорбляя  

их. Он с благодарностью относится к любой оказанной ему услуге и  

всеми способами старается отплатить за нее с лихвой. Он очень стес-  

нителен при обращении к другим, в особенности если это вызвано лич-  

ными требованиями или нуждол, причем сам себя аттестует всегда с  

невыгодной стороны, указывая на свою неспособность и неумелость.  

Скромность, трудолюбие и стойкость в своих решениях - вот харак-  

терные его качества. Материальный расчет или личная выгода никог-  

да не ложатся в основу его действий; они ему чужды, несмотря на  

крайнюю нужду и лишения, которые он часто терпит.  

 

Он отличается правдивым и строгим исполнением своих обязан-  

ностей, а также простым, откровенным и искренним отношением к  

другим. Он трудно дружит, но свято (в смысле веры) соблюдает то-  

варищество.  

 

Пви каких условиях мог сформироваться подобный тип ребенка?  

П. Ф. Лесгафт указывал, что, как прав,ило, такой ребенок жИл и раз-  

вивался в дружной, трудовой семье, которой, однако, приходилось  

переживать трудности, лишения, бедность, а порою и нищету. Заме-  

тим, что подобный тип детей формировался в период Великой Оте-  

чественной войны и сразу же после нее, когда на слабые детские пле-  

чи легли все ужасающие лишения тех лет.  

Приведем примеры из нашего исследования.  

 

Пример!.  

 

Катя С. (8 лет) ученица второго класса (повышенного индиви  

дуального внимания). Ребенка, сильно привязанного к бабушке (мать  

много работает, отец зачастую в разъездах), перед самой школой от-  

дали в детский сад. Тихая, молчаливая, медлительная девочка не  

смогла адаптироваться в детском коллективе, где ее встретили суоо-  

во, замечания делались грубо, напрямую, пои детях. Девочка рамкну-  

лчсь, настроения становилось тревожным. Катя попросила рабпать ее  

из детсада, но ей отказали, она отдалилась от коллектива детей. Дома  

была активной, вместе с бабушкой готовилась к поступлению школу,  

 

Во время тестирования получены результаты: уровень развития  

интеллектуальных процессов - в норме; типичный интраверт; по ме-  

тодике Рене Жиля - низкий индекс отношения к маме, более высо-  

кий - к отцу, максимальный - к бабушке. Уровень тревожности -  

высокий (методика ДДЧ).  

 

Из анамнеза: ма.ть воспитывала девочку до 3-х лет. Приехала  

овдовевшая бабушка и все внимание и заботу сосредоточила на внуч-  

ке. Мать часто уезжала в командировки, отец относился к Кате поо-  

хладно (хотел иметь сына). В семье сложились сложные, предконф-  

ликтные отношения. К концу первого учебного года отец ушел из  

семьи, девочка плакала, очень переживала, отдалилась от матери. Во  

втором классе пришла новая учительница (прежнюю пепевели в дру-  

гую штолу), отличавшавшаяся авторитаоными чертами и экстравер-  

тированными особенностями характера. Катя не понравилась своей  

медлительностью, неумением быстро и громко отвечать с места. Посы-  

пались двойки, замечания в дневнике, вызовы родителей. С учитель-  

гоцей беседовала только бабушка. Вторую четверть Катя закончила с  

 

одними тройками. Дома мать н.аказыцала Катю физически (первый  

раз), после чего ребенок отказался посещать школу и перестал разго-  

варивать в присутствии матери>  

 

Специалисты считают, что мутизм всегда избирателен: дети мол-  

чат лишь в тех местах и в присутствии тех людей, против которых они  

протестуют. Виктимогенные детя особенно подвластны такому явле-  

нию.  

 

Что делать в подобных случаях?  

 

Забрать ребенка из школы? Перевести в другой класс? Отпра-  

вить в лечебное учреждение? Или в другой город, село, к родствен-  

никам? Все это называется психотерапией средой: изъяли ребенка из  

травмирующей обстановки - болезнь прошла без лечения.  

 

Мы полагаем, что весьма важным для учителя начального звена  

и для родителей является знание психолории поведения детей, относя-  

щихся к группе виктимогенных учащихся. Важно, чтобы педагогичес-  

кий персонал школы знал эти группы, владея профессиональной пси-  

хологией возрастно-индивидуального подхода, не унижал достоинства  

ребенка: он-то взрослым ничего) не может ответить, он может лишь  

замолчать в знак протеста.  

 

Безусловно, факторов, способствующих появлению мутизма)  

много. По мнению специалистов часть из них стали выявлять лишь  

в последние десятилетия: Именно этим можно объяснить то. что коли-  

чества больных мутизмом возрастает (М. И. Буянов, 1976). Разли-  

чают психогенный и психотический мутизм, наиболее часто встречаю-  

щийся у детей.  

 

Психогенные формы мутизма могут быть вызваны различными  

по силе и продолжительности действия психическими травмами, на  

которые разные дети, в том числе дети виктимного поведения, реаги-  

руют по-разиому. в связи с этим выделяются два основных вида пси-  

хогенного мутизма: невротический и патохарактерологический.  

 

Невротический мутизм неоднороден: он может быть истеричес-  

кого характера и логофобического (боязнь речи). Бывают и промежу-  

точные формы. Если, например, произошла, резкая и сильная психи-  

ческая травма, то от потрясеияя у ребенка может отключиться речь  

- он хочет что-то сказать, но не может: речь парадизована, отключе-  

ны речевые центры.  

Приведем пример.  

 

Во время проведения судебно-психологичесной экспептизы с  

единственным свидетелем убийства (отец семилетнего мальчика Ди-  

мы в состоянии сильного .алкогольного опьянения убил жену топо-  

ром), мальчик не смог ничего сказать о том, что он видел. Лишь спус-  

тя 10 дней он смог восстановить в речи случившееся. Одновременно с  

этим у мальчика нарушился сон, аппетит, повысилось тревожно-фоби-  

ческое состояние.  

 

Другой вариант невоотического мутизма логофобически. Лого-  

фобия возникает, как правило, в результате хронических психических  

травм: например, ежедневных дидактогений, исходящих от авторнтао-  

ных родителей и педагогов. Начинается этот вид мутизма исподволь.  

постепенно, тянется месяцами и даже годами, постепенно нарастает и  

 

) Мутизм от лет. МУТУ5)  

ние пользования речью.  

 

немой, безголосый - прекраще-  

 

увеличивается страх речи, который обнаруживается лишь в процессе  

общения.  

 

Очень часто логофобическии мутизм. мало выраженный или  

почта незаметный в детском саду, резко усиливается, когда ребенок  

идет в школу. Особенно это симптоматично для <мягко-забитого> и  

<угнетенного типа> <Лесгафт) младшего школьника, который, испы-  

тывая прессинг не только со стороны учителя, но и со стороны одно-  

класснякоз, испытывает постоянное увеличение неприятностей и оЗид.  

следствием которого является логофобический мутизм).  

 

Патохарактерологический мутизм отличается другими особеннос-  

тями и имеет иные механизмы, так как в данном случае можно видеть  

у ребенка затянувшуюся реакцию пассивного поотеста, нередко соче-  

тающийся с отдельными невротическими расстройствами,  

 

Приведем примеры из практики.  

Пример 2.  

 

Максим .К. (7 лет 7 мес.), первоклассник, учится средне (4 и 3),  

весьма чувствительный обидам и шуткам, робкий, подвержен влия-  

нию со стороны активных сверстков. Ходит с опущенной головой,  

быстро обижается, необщителен, не люЭит шумные сборища, старает-  

ся быть незаметным. На уроке старается быть незаметным, робко по-  

дымает руку, но отвечает не сразу. Учительница торопит, Максим те-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1184
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь