Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



9 страница


ство начинают предъявлять подростку непосильные ему требования (напри-  

мер. сложные современные программы обязательного обучения). Кроме того,  

подростковый возраст может выступить как фактор ускоряющий, подталки-  

вающий развитие нарушений, появившихся в раннем детстве. Сам подрост-  

ковый возраст может быть главной причиной в развитии нарушений. Приме-  

ром могут служить "пуберантные поведенческие кризы", особенно тяжелые  

при выраженной акселерации. Однако, считают специалисты (А.Е. Личко,  

И. С. Кон и др.), с наступлением полового созревания могут сгладиться неко-  

торые заостренные проявления девиации, смягчиться эмоциональные  

"выбросы" и т.д. Следовательно, при правильном индивидуальном подходе.  

психопрофилактики и психокоррекции отклоняющегося поведения можно го-  

ворить об оздоравливающем, саногенном факторе.  

 

1. Психогенные факторы и типология конфликтов  

 

Психогенные факторы и связанные с ними конфликты в социуме за-  

нимают большое место в генезисе подростковых девиаций. Их можно разде-  

лить на две группы - хронические конфликтные ситуации и неправильное  

воспитание. Подобное разделение условно, нередко они переплетаются друг с  

другом, но практически полезно, так как требует разных психотерапевтиче-  

ских подходов и медико-педагогических рекомендаций.  

 

Хронические конфликтные ситуации. В подростковом возрасте встре-  

чается несколько типов довольно характерных конфликтов. Часть из них  

представляет собой открытые конфликты с непосредственным окружением,  

часть является внутренними, глубоко затаенными и крайне неохотно раскры-  

ваемыми. К "открытым" конфликтам относятся следующие.  

 

Эмансипационный конфликт развивается как следствие  

столкновения реакции эмансипации с чрезмерным контролем и опекой со  

стороны старших. Этот конфликт наиболее характерен для гипертимной, ши-  

зоидной и истероидной акцентуации. Следствием этого конфликта бывают  

острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные нарушения пове-  

дения, реже - неврозы.  

 

Конфликт на основе реакции группирования  

со сверстниками возникает, когда в силу различных причин эта ре-  

акция не может реализовываться. Причины обычно отличаются прежде всего  

в зависимости от типа акцентуации характера. У гипертимного подростка -  

это чаще всего насильственное лишение его общества сверстников, прерыва-  

ние контактов с ними, у сенсигивного и шизоидного - неумение вступать в  

контакты вследствие застенчивости или замкнутости. У истероида конфликт  

с группой сверстников возникает как следствие его завышенных притязаний,  

неудовлетворенного стремления к лидерству, у эпилептонда - в результате  

злоупотребления властью, стремления к деспотизму и тирании. Эмоциональ-  

но-лабильные и конформные подростки переживают подобный конфликт в  

редких случаях, когда подростковая груша отвергает их в силу действитель-  

ных или мнимых недостатков.  

 

Коренная ломка жизненного стереотипа может  

быть связана со сменой места жительства у непривыкших с детства к переез-  

дам подростков, с переходом в другое учебное заведение, резко отличающее-  

ся по составу учащихся и стилю работы, с изменениями в составе семьи и  

переменой той роли, которую подросток играет в ней. Такая ломка осо-  

бенно трудна при конформной акцентуации, но может оказать травмирую-  

щее действие и при сенситивной, и при шизовдной, и при циклоидной (в  

субдепрессивной фазе) акцентуациях. Под действием ломки жизненного сте-  

реотипа субдепрессия у циклоидных подростков может затягиваться (Стро-  

гонов Ю.А., 1973).  

 

К "закрытым" т.е. внутренним, затаенным конфликтам обычно отно-  

сятся следующие виды.  

 

Конфликт на основе комплекса собственной  

неполноценности наиболее част у подростков сенсигивного типа, но  

встречается и при других типах акцентуации. Конфликт строится на действи-  

тельных, но преувеличенных или вообще воображаемых недостатках в своей  

внешности, в своих способностях и личностных качествах. Но в основе кон-  

фликта может быть и особое положение среди сверстников - приниженное,  

.чищенное тех возможностей, которыми другие располагают, а тем более по-  

ложение изгоя и отщепенца.  

 

Подобного рода конфликт нередко возникает у подростков при нали-  

чии той формы пограничной умственной отсталости, которая обнаруживает-  

ся при усложнении школьных программ в 5-6 классе. Почувствовав свою не-  

состоятельность, в глубине души ее тяжело переживая, но никому не призна-  

ваясь в этом, такие подростки начинают искать пути к самоутверждению в  

асоциальных компаниях (реакция компенсации).  

 

Другим примером подобного конфликта являются переживания сенси-  

тивных и психастенических подростков по поводу онанизма и бессильной  

борьбы с пробудившимся влечением. Нередко на базе обвинения себя в раз-  

врате и угрызений совести вырастают утрированные до гротеска морально-  

51  

 

этические требования к себе и другим (реакция гиперкомпенсации).  

 

Конфликт на почке краха завышенных притя-  

заний наиболее присущ истероидной акцентуации. Подросток претендует  

на престижное для себя положение - "модное" учебное заведение, принад-  

лежность к "избранному кругу", лидерство в компании сверстников, роль  

возлюбленного или возлюбленной у девочки или мальчика, вызывающего  

восхищение товарищей и подруг, завистливое внимание своей компании,  

которого добивается изображением из себя незаурядной личности, выдумка-  

ми о высоком положении своей семьи или полном заманчивых приключений  

в прошлом. Обычно для всех этих притязаний нет никаких оснований. Кон-  

фликт возникает, когда надежд на удовлетворение тщеславных замыслов не  

остается или подросток оказывается низвергнутым с почетного пьедестала,  

на который сам незаслуженно забрался (в заманчивое учебное заведение не  

прошел по конкурсу, приятели вывели на чистую воду, девочка отдала пред-  

почтение другому и т.п.). Суть конфликта обычно прячется от других, а в  

качестве причин возникающих нарушений - от невротических до поведен-  

ческих - выдвигаются совершенно иные, нередко придуманные, но всегда  

"производящие впечатление" на окружающих события или доводы.  

 

Конфликт на основе невозможности удовле-  

творить высокие требования к самому себе - отлично  

учиться, добиться высоких результатов в какой-либо области, доставить ра-  

дость и счастье эмоционально значимым людям и т.п., - чаще всего встре-  

чается при психастенической акцентуации. Этот конфликт возникает не толь-  

ко тогда, когда уже обнаружилась невозможность достичь желаемого, когда  

срыв уже произошел, но еще чаще тогда, когда подросток чувствует, что его  

напряжение достигло предела, что "провал" вот-вот может произойти, несо-  

стоятельность выявиться.  

 

2. Дисгармоническая семья как фактор девиации  

 

Многие специалисты (А.Г. Асмолов, Б.Н. Алмазов, Ю.З. Гильбух, В.  

Леви, К. Леонгард, И. Кон и др.) отмечают, что среди социальных факторов,  

формирующих личность, в первую очередь следует отметить малые социаль-  

ные группы - семью, группу сверстников, а также школу, производственный  

коллектив и в более широком плане нацию, общество в целом, осуществ-  

ляющее политическое, идеологическое, нравственное культурно-  

 

1)  

 

воспитательное воздействие. Авторы пишут, например, о тех уровнях взаи-  

модействия человека с обществом, на которых формируются представления  

человека:  

 

1 ) Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.  

Свердловск, 1986.  

 

1-й, среда неформального общения, в которую входят люди. живущие  

с данным субъектом, от которых он зависит, мнением которых он дорожит.  

Страх оторваться от своей среды, попасть в положение отверженного застав-  

ляет человека принимать взгляды, установки, порой даже предрассудки своей  

неформальной среды.  

 

2-й уровень взаимодействия это корпорация, к которой человек при-  

надлежит. Принадлежность к корпорации обусловливается видом деятельно-  

сти (профессиональной или общественной) и принадлежностью к определен-  

ной страте (прослойке) населения. Присоединение к той или иной корпора-  

ции происходит по желанию субъекта, который этим выделяется из окру-  

жающей среды и обретает свое особое положение.  

 

3-й уровень - взаимодействие с макросредой. Способ организации  

среды, характерный для данного государства несет в себе принципы, на ко-  

торых основываются мораль и право, т.е. социальные нормы.  

 

Зависимость от микросредового окружения, недоразвитость или пол-  

ное отсутствие правосознания и нечеткость социальных диспозиции являются  

нормальным проявлением возрастной психологии несовершеннолетних. По-  

этому в группе социальных факторов, влияющих на формирование личности  

с отклонениями в поведении главные роли все ученые единодушно отводят  

семье и неформальной группе сверстников, а также оргатазованному коллек-  

тиву учебного заведения.  

 

Понятие "семейная запущенность" подразумевает по крайней мере два  

момента: неблагоприятные внутрисемейные отношения и неверный подход к  

воспитанию детей. Первый момент, по мнению Б.Н. Алмазова, располагает к  

усвоению нежелательных навыков, второй обладает побудительной силой к  

возникновению проблем средовой адаптации и компенсаторных способов  

реагирования.  

 

К проблемам неблагополучного воспитания в семьях обращались мно-  

гие отечественные и зарубежные психологи, которыми были созданы не-  

сколько типологий неблагополучных семей.  

 

Типология Г.Г. Бочкаревой составлена, исходя из содержания пережи-  

вания ребенка. К первому типу ученый относит семьи с неблагополучной  

эмоциональной атмосферой, в которой сложились равнодушные отношения  

между детьми и родителями или же ребенок испытывает грубость и неуваже-  

ние со стороны взрослых, его воля подавляется.  

 

Ко второму типу относятся семьи, в которых отсутствует эмоциональ-  

ный контакт меду родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка  

нравственных отношений, где безразличие взрослых заставляет ребенка ис-  

кать эмоциональные контакты вне семьи.  

 

Третьим является тип семей с нездоровой нравственной атмосферой,  

где ребенка вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.  

 

Л. С. Алексеева разделяет неблагополучные семьи на конфликтные,  

моральные, педагогически некомпетентные, асоциальные.  

53  

 

А.Е. Личко выделяет семьи, где дети воспитываются:  

 

1) по типу гиперопеки;  

 

2) по типу гипоопеки;  

 

3) по типу "кумир семьи" (в детях воспитывают эгоцентризм, поощ-  

ряют их за незначительные успехи);  

 

4) по типу "золушки", что означает зависимость ребенка от порицаю-  

щего мнения взрослых, скептическую оценку его личности и возможностей.  

 

М. Раттер выделяет следующие неблагополучные типы семейного вос-  

питания:  

 

Во-первых, ограничение и гиперопека. Этот тал подразделяется на два  

типа:  

 

- семьи, где матери терпеливы и снисходительны;  

- семьи, где матери строги и властны.  

 

Во-вторых: конфликтные семьи, где нарушены внутрисемейные отно-  

шения.  

 

В-третьих, семьи, в которых отсутствует последовательная система  

воспитания.  

 

В-четвертых, семьи, в которых родители пренебрегают ребенком.  

В-пятых, семьи, в которых наблюдается отклонения со стороны роди-  

телей:  

 

1) неврозы и патологии родителей;  

 

2) асоциальное поведение родителей.  

 

В-шестых, семьи, в которых у самих родателей нет опыта нормальной  

семейной жизни.  

 

Отдельным пунктом М. Раттер выделяет жизнь ребенка вдали от се-  

мьи, потерю одного или обоих родителей.  

 

По наблюдению М. Ратгера наиболее неблагоприятными в воспитании  

являются не семьи, в которых родители разведены, а семьи, в которых нару-  

шены внутрисемейные отношения, в которых происходят бесконечные кон-  

фликты.  

 

По мнению Б.Н. Алмазова следует различать следующие типы семей-  

ного воспитания.  

 

1-й тип семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, у которых низ-  

кий материальный уровень и низкий уровень развития родителей; сюда же  

следует отнести неполные семьи. Эти социально-психологические условия  

создают благоприятный фон для формирования психологической дезадапта-  

пии, в неполных семьях создается проблема в эмпатийном общении. Роди-  

тель слишком рано вводит ребенка в круг своих проблем, которых ребенок не  

в состоянии понять, в тот мир, который, увы, недоступен подросту. В таких  

семьях дети рано взрослеют, их детские интересы настойчиво направляются  

в интересующие взрослого направления, что приводит к определенным труд-  

 

ностям и конфликтам со сверстниками.  

2-й тип - конфликтные семьи.  

 

Формированию нервно-психических отношений способствует не толь-  

ко развод родителей, сколько нарушение гармонии внутрисемейных отноше-  

ний, а это сильно подрывает чувство безопасности подростка. Конфликтная  

семья нуждается в постоянной коррекции, ибо конфликты, создающие посто-  

янный отрицательный климат, постоянно воздействуют на психику ребенка.  

3-й тип - нравственно-неблагополучная семья или семья с асоци-  

альным поведением и асоциальной нравственностью.  

 

Такая семья никогда не афиширует свои истинные ценности, установ-  

ки и поэтому в мировоззрении подростка формируется расщепление допус-  

тимого на недопустимое с точки зрения родителей и на требования, которые  

ему предъявляют в коллективе. У подростка формируется неадекватное от-  

ношение к действительности. Эгоизм, силовое принуждение, доминаятность,  

корыстолюбие, ложь мешает ребенку адаптироваться в коллективе. Со вре-  

менем подобное расщепление воспринимается подростком как несправедли-  

вость окружающих, формирует враждебность либо к семье, либо к школе.  

Нередко в семьях дети подвергаются жестокому обращению, телесным нака-  

заниям, запугиванию, несправедливым ограничениям, что лишает их само-  

уважения, доброжелательности. Желание занимать достойное место в фор-  

мальном коллективе может явиться мотивом осуждения родителей и поступ-  

ков девиантного характера.  

 

4-й тип - тип педагогически некомпетентных семей, отличающихся  

тенденцией подчинять развитие личности ребенка собственному представле-  

нию о нем в ущерб его индивидуальности.  

 

Это приводит к тому, что ребенок вынужден приспосабливаться к тре-  

бованиям родителей вместо того, чтобы естественно и нормально развивать-  

ся. Это особенно относится к семьям, где воспитывают детей по принципу  

гиперопеки: "Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю".  

 

Такие семьи делятся на два вида:  

- семьи, где матери ласковы и заботливы,  

- семьи, где матери властны и строги.  

 

В обоих случаях, вынужденные всегда ограничивать свои интересы, не  

имеющие возможность развивать свою индивидуальную самостоятельность,  

девочки и мальчики вырастают зависимыми, эгоцентричными или робкими,  

запуганными и тревожными.  

 

Воспитание по типу гипоопеки, т.е. безнадзорность, бесконтрольность,  

предоставление ребенку слишком большой для его возраста свободы, вызы-  

вает у него эмоционально-волевую тревожность и напряженность, недостаток  

и собственном чувстве безопасности. Эти дети вынуждены пребывать в ре-  

альности с огромным количеством незнакомых объектов, не владея  

 

55  

 

необходимыми навыками для самостоятельного взаимодействия с ними без  

содействия и помощи взрослых. Все это формирует у детей защитные меха-  

низмы поведения (настороженность, недоверчивость, подозрительность и  

т.п.), ведущие к девиации.  

 

Детям, воспитывающимся по принципу "кумир семьи", родители, как  

правило, во всем потакают, безмерно восторгаются даже маленькими успе-  

хами, формируя таким образом завышенную самооценку, эгоцентризм, эго-  

изм и т. п. Все это создает отрицательные условия для дальнейшего развития  

личности с девиантной направленностью.  

 

Материалы исследований (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юс-  

тицкий, В. Т. Кондрашенко) свидетельствуют, что в гармоничной семье все  

возрастные, кризисные трудности, а также особенности акцентуаций подро-  

стка в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадапта-  

щш. Известно, что гармоничная семья способствует выработке  

"психологического иммунитета" к неблагоприятным влияниям среды, более  

высокой толерантности к действию психических травм. Однако этого нельзя  

сказать относительно дисгармоничных семей, являющихся одним из факто-  

ров подростковой девиации.  

 

Известно, что семьи отличаются не только по своему структурному со-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1402
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 20 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 8 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 9 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 10 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 11 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 13 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 14 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 15 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 16 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 17 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 18 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 28 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 27 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 26 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 19 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 23 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 22 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 21 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 7 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 6 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 5 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 12 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 25 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 2 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 24 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 4 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 1 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь