|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковство начинают предъявлять подростку непосильные ему требования (напри- мер. сложные современные программы обязательного обучения). Кроме того, подростковый возраст может выступить как фактор ускоряющий, подталки- вающий развитие нарушений, появившихся в раннем детстве. Сам подрост- ковый возраст может быть главной причиной в развитии нарушений. Приме- ром могут служить "пуберантные поведенческие кризы", особенно тяжелые при выраженной акселерации. Однако, считают специалисты (А.Е. Личко, И. С. Кон и др.), с наступлением полового созревания могут сгладиться неко- торые заостренные проявления девиации, смягчиться эмоциональные "выбросы" и т.д. Следовательно, при правильном индивидуальном подходе. психопрофилактики и психокоррекции отклоняющегося поведения можно го- ворить об оздоравливающем, саногенном факторе.
1. Психогенные факторы и типология конфликтов
Психогенные факторы и связанные с ними конфликты в социуме за- нимают большое место в генезисе подростковых девиаций. Их можно разде- лить на две группы - хронические конфликтные ситуации и неправильное воспитание. Подобное разделение условно, нередко они переплетаются друг с другом, но практически полезно, так как требует разных психотерапевтиче- ских подходов и медико-педагогических рекомендаций.
Хронические конфликтные ситуации. В подростковом возрасте встре- чается несколько типов довольно характерных конфликтов. Часть из них представляет собой открытые конфликты с непосредственным окружением, часть является внутренними, глубоко затаенными и крайне неохотно раскры- ваемыми. К "открытым" конфликтам относятся следующие.
Эмансипационный конфликт развивается как следствие столкновения реакции эмансипации с чрезмерным контролем и опекой со стороны старших. Этот конфликт наиболее характерен для гипертимной, ши- зоидной и истероидной акцентуации. Следствием этого конфликта бывают острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные нарушения пове- дения, реже - неврозы.
Конфликт на основе реакции группирования со сверстниками возникает, когда в силу различных причин эта ре- акция не может реализовываться. Причины обычно отличаются прежде всего в зависимости от типа акцентуации характера. У гипертимного подростка - это чаще всего насильственное лишение его общества сверстников, прерыва- ние контактов с ними, у сенсигивного и шизоидного - неумение вступать в контакты вследствие застенчивости или замкнутости. У истероида конфликт с группой сверстников возникает как следствие его завышенных притязаний, неудовлетворенного стремления к лидерству, у эпилептонда - в результате злоупотребления властью, стремления к деспотизму и тирании. Эмоциональ- но-лабильные и конформные подростки переживают подобный конфликт в редких случаях, когда подростковая груша отвергает их в силу действитель- ных или мнимых недостатков.
Коренная ломка жизненного стереотипа может быть связана со сменой места жительства у непривыкших с детства к переез- дам подростков, с переходом в другое учебное заведение, резко отличающее- ся по составу учащихся и стилю работы, с изменениями в составе семьи и переменой той роли, которую подросток играет в ней. Такая ломка осо- бенно трудна при конформной акцентуации, но может оказать травмирую- щее действие и при сенситивной, и при шизовдной, и при циклоидной (в субдепрессивной фазе) акцентуациях. Под действием ломки жизненного сте- реотипа субдепрессия у циклоидных подростков может затягиваться (Стро- гонов Ю.А., 1973).
К "закрытым" т.е. внутренним, затаенным конфликтам обычно отно- сятся следующие виды.
Конфликт на основе комплекса собственной неполноценности наиболее част у подростков сенсигивного типа, но встречается и при других типах акцентуации. Конфликт строится на действи- тельных, но преувеличенных или вообще воображаемых недостатках в своей внешности, в своих способностях и личностных качествах. Но в основе кон- фликта может быть и особое положение среди сверстников - приниженное, .чищенное тех возможностей, которыми другие располагают, а тем более по- ложение изгоя и отщепенца.
Подобного рода конфликт нередко возникает у подростков при нали- чии той формы пограничной умственной отсталости, которая обнаруживает- ся при усложнении школьных программ в 5-6 классе. Почувствовав свою не- состоятельность, в глубине души ее тяжело переживая, но никому не призна- ваясь в этом, такие подростки начинают искать пути к самоутверждению в асоциальных компаниях (реакция компенсации).
Другим примером подобного конфликта являются переживания сенси- тивных и психастенических подростков по поводу онанизма и бессильной борьбы с пробудившимся влечением. Нередко на базе обвинения себя в раз- врате и угрызений совести вырастают утрированные до гротеска морально- 51
этические требования к себе и другим (реакция гиперкомпенсации).
Конфликт на почке краха завышенных притя- заний наиболее присущ истероидной акцентуации. Подросток претендует на престижное для себя положение - "модное" учебное заведение, принад- лежность к "избранному кругу", лидерство в компании сверстников, роль возлюбленного или возлюбленной у девочки или мальчика, вызывающего восхищение товарищей и подруг, завистливое внимание своей компании, которого добивается изображением из себя незаурядной личности, выдумка- ми о высоком положении своей семьи или полном заманчивых приключений в прошлом. Обычно для всех этих притязаний нет никаких оснований. Кон- фликт возникает, когда надежд на удовлетворение тщеславных замыслов не остается или подросток оказывается низвергнутым с почетного пьедестала, на который сам незаслуженно забрался (в заманчивое учебное заведение не прошел по конкурсу, приятели вывели на чистую воду, девочка отдала пред- почтение другому и т.п.). Суть конфликта обычно прячется от других, а в качестве причин возникающих нарушений - от невротических до поведен- ческих - выдвигаются совершенно иные, нередко придуманные, но всегда "производящие впечатление" на окружающих события или доводы.
Конфликт на основе невозможности удовле- творить высокие требования к самому себе - отлично учиться, добиться высоких результатов в какой-либо области, доставить ра- дость и счастье эмоционально значимым людям и т.п., - чаще всего встре- чается при психастенической акцентуации. Этот конфликт возникает не толь- ко тогда, когда уже обнаружилась невозможность достичь желаемого, когда срыв уже произошел, но еще чаще тогда, когда подросток чувствует, что его напряжение достигло предела, что "провал" вот-вот может произойти, несо- стоятельность выявиться.
2. Дисгармоническая семья как фактор девиации
Многие специалисты (А.Г. Асмолов, Б.Н. Алмазов, Ю.З. Гильбух, В. Леви, К. Леонгард, И. Кон и др.) отмечают, что среди социальных факторов, формирующих личность, в первую очередь следует отметить малые социаль- ные группы - семью, группу сверстников, а также школу, производственный коллектив и в более широком плане нацию, общество в целом, осуществ- ляющее политическое, идеологическое, нравственное культурно-
1)
воспитательное воздействие. Авторы пишут, например, о тех уровнях взаи- модействия человека с обществом, на которых формируются представления человека:
1 ) Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
1-й, среда неформального общения, в которую входят люди. живущие с данным субъектом, от которых он зависит, мнением которых он дорожит. Страх оторваться от своей среды, попасть в положение отверженного застав- ляет человека принимать взгляды, установки, порой даже предрассудки своей неформальной среды.
2-й уровень взаимодействия это корпорация, к которой человек при- надлежит. Принадлежность к корпорации обусловливается видом деятельно- сти (профессиональной или общественной) и принадлежностью к определен- ной страте (прослойке) населения. Присоединение к той или иной корпора- ции происходит по желанию субъекта, который этим выделяется из окру- жающей среды и обретает свое особое положение.
3-й уровень - взаимодействие с макросредой. Способ организации среды, характерный для данного государства несет в себе принципы, на ко- торых основываются мораль и право, т.е. социальные нормы.
Зависимость от микросредового окружения, недоразвитость или пол- ное отсутствие правосознания и нечеткость социальных диспозиции являются нормальным проявлением возрастной психологии несовершеннолетних. По- этому в группе социальных факторов, влияющих на формирование личности с отклонениями в поведении главные роли все ученые единодушно отводят семье и неформальной группе сверстников, а также оргатазованному коллек- тиву учебного заведения.
Понятие "семейная запущенность" подразумевает по крайней мере два момента: неблагоприятные внутрисемейные отношения и неверный подход к воспитанию детей. Первый момент, по мнению Б.Н. Алмазова, располагает к усвоению нежелательных навыков, второй обладает побудительной силой к возникновению проблем средовой адаптации и компенсаторных способов реагирования.
К проблемам неблагополучного воспитания в семьях обращались мно- гие отечественные и зарубежные психологи, которыми были созданы не- сколько типологий неблагополучных семей.
Типология Г.Г. Бочкаревой составлена, исходя из содержания пережи- вания ребенка. К первому типу ученый относит семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, в которой сложились равнодушные отношения между детьми и родителями или же ребенок испытывает грубость и неуваже- ние со стороны взрослых, его воля подавляется.
Ко второму типу относятся семьи, в которых отсутствует эмоциональ- ный контакт меду родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка нравственных отношений, где безразличие взрослых заставляет ребенка ис- кать эмоциональные контакты вне семьи.
Третьим является тип семей с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенка вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.
Л. С. Алексеева разделяет неблагополучные семьи на конфликтные, моральные, педагогически некомпетентные, асоциальные. 53
А.Е. Личко выделяет семьи, где дети воспитываются:
1) по типу гиперопеки;
2) по типу гипоопеки;
3) по типу "кумир семьи" (в детях воспитывают эгоцентризм, поощ- ряют их за незначительные успехи);
4) по типу "золушки", что означает зависимость ребенка от порицаю- щего мнения взрослых, скептическую оценку его личности и возможностей.
М. Раттер выделяет следующие неблагополучные типы семейного вос- питания:
Во-первых, ограничение и гиперопека. Этот тал подразделяется на два типа:
- семьи, где матери терпеливы и снисходительны; - семьи, где матери строги и властны.
Во-вторых: конфликтные семьи, где нарушены внутрисемейные отно- шения.
В-третьих, семьи, в которых отсутствует последовательная система воспитания.
В-четвертых, семьи, в которых родители пренебрегают ребенком. В-пятых, семьи, в которых наблюдается отклонения со стороны роди- телей:
1) неврозы и патологии родителей;
2) асоциальное поведение родителей.
В-шестых, семьи, в которых у самих родателей нет опыта нормальной семейной жизни.
Отдельным пунктом М. Раттер выделяет жизнь ребенка вдали от се- мьи, потерю одного или обоих родителей.
По наблюдению М. Ратгера наиболее неблагоприятными в воспитании являются не семьи, в которых родители разведены, а семьи, в которых нару- шены внутрисемейные отношения, в которых происходят бесконечные кон- фликты.
По мнению Б.Н. Алмазова следует различать следующие типы семей- ного воспитания.
1-й тип семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, у которых низ- кий материальный уровень и низкий уровень развития родителей; сюда же следует отнести неполные семьи. Эти социально-психологические условия создают благоприятный фон для формирования психологической дезадапта- пии, в неполных семьях создается проблема в эмпатийном общении. Роди- тель слишком рано вводит ребенка в круг своих проблем, которых ребенок не в состоянии понять, в тот мир, который, увы, недоступен подросту. В таких семьях дети рано взрослеют, их детские интересы настойчиво направляются в интересующие взрослого направления, что приводит к определенным труд-
ностям и конфликтам со сверстниками. 2-й тип - конфликтные семьи.
Формированию нервно-психических отношений способствует не толь- ко развод родителей, сколько нарушение гармонии внутрисемейных отноше- ний, а это сильно подрывает чувство безопасности подростка. Конфликтная семья нуждается в постоянной коррекции, ибо конфликты, создающие посто- янный отрицательный климат, постоянно воздействуют на психику ребенка. 3-й тип - нравственно-неблагополучная семья или семья с асоци- альным поведением и асоциальной нравственностью.
Такая семья никогда не афиширует свои истинные ценности, установ- ки и поэтому в мировоззрении подростка формируется расщепление допус- тимого на недопустимое с точки зрения родителей и на требования, которые ему предъявляют в коллективе. У подростка формируется неадекватное от- ношение к действительности. Эгоизм, силовое принуждение, доминаятность, корыстолюбие, ложь мешает ребенку адаптироваться в коллективе. Со вре- менем подобное расщепление воспринимается подростком как несправедли- вость окружающих, формирует враждебность либо к семье, либо к школе. Нередко в семьях дети подвергаются жестокому обращению, телесным нака- заниям, запугиванию, несправедливым ограничениям, что лишает их само- уважения, доброжелательности. Желание занимать достойное место в фор- мальном коллективе может явиться мотивом осуждения родителей и поступ- ков девиантного характера.
4-й тип - тип педагогически некомпетентных семей, отличающихся тенденцией подчинять развитие личности ребенка собственному представле- нию о нем в ущерб его индивидуальности.
Это приводит к тому, что ребенок вынужден приспосабливаться к тре- бованиям родителей вместо того, чтобы естественно и нормально развивать- ся. Это особенно относится к семьям, где воспитывают детей по принципу гиперопеки: "Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю".
Такие семьи делятся на два вида: - семьи, где матери ласковы и заботливы, - семьи, где матери властны и строги.
В обоих случаях, вынужденные всегда ограничивать свои интересы, не имеющие возможность развивать свою индивидуальную самостоятельность, девочки и мальчики вырастают зависимыми, эгоцентричными или робкими, запуганными и тревожными.
Воспитание по типу гипоопеки, т.е. безнадзорность, бесконтрольность, предоставление ребенку слишком большой для его возраста свободы, вызы- вает у него эмоционально-волевую тревожность и напряженность, недостаток и собственном чувстве безопасности. Эти дети вынуждены пребывать в ре- альности с огромным количеством незнакомых объектов, не владея
55
необходимыми навыками для самостоятельного взаимодействия с ними без содействия и помощи взрослых. Все это формирует у детей защитные меха- низмы поведения (настороженность, недоверчивость, подозрительность и т.п.), ведущие к девиации.
Детям, воспитывающимся по принципу "кумир семьи", родители, как правило, во всем потакают, безмерно восторгаются даже маленькими успе- хами, формируя таким образом завышенную самооценку, эгоцентризм, эго- изм и т. п. Все это создает отрицательные условия для дальнейшего развития личности с девиантной направленностью.
Материалы исследований (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юс- тицкий, В. Т. Кондрашенко) свидетельствуют, что в гармоничной семье все возрастные, кризисные трудности, а также особенности акцентуаций подро- стка в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадапта- щш. Известно, что гармоничная семья способствует выработке "психологического иммунитета" к неблагоприятным влияниям среды, более высокой толерантности к действию психических травм. Однако этого нельзя сказать относительно дисгармоничных семей, являющихся одним из факто- ров подростковой девиации.
Известно, что семьи отличаются не только по своему структурному со- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|