Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства



13 страница


моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять  

потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер  

будет иметь ее преемница"  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ill  

ИРОКЕЗСКИЙ РОД  

 

Мы переходим теперь к другому открытию Моргана, имеющему, по меньшей  

мере, такое же значение, как и воссоздание первобытной формы семьи на  

основании систем родства. Морган доказал, что обозначенные именами животных  

родовые союзы внутри племени у американских индейцев по существу тожде  

ственны с genea греков и gentes римлян; что американская форма -  

первоначальная, а греко-римская - позднейшая, про изводная; что вс  

общественная организация греков и римлян древнейшей эпохи с ее родом,  

фратрией и племенем находит себе точную параллель в организации  

американо-индейской; что род представляет собой учреждение, общее для всех  

наро дов, вплоть до их вступления в эпоху цивилизации и даже еще позднее  

(насколько можно судить на основании имеющихся теперь у нас источников).  

Доказательство этого сразу разъяс нило самые трудные разделы древнейшей  

греческой и римской истории и одновременно дало нам неожиданное  

истолкование основных черт общественного строя первобытной эпохи до  

возникновения государства. Каким простым ни кажется это открытие, когда оно  

уже известно, все же Морган сделал это только в последнее время; в своей  

предыдущей книге, вышедшей в 1871 г., он еще не проник в эту тайну,  

раскрытие которой заставило с тех пор приумолкнуть на время [Слова "на  

время" добавлены Энгельсом в издании 1891 года. Ред.] обычно столь  

самоуверенных английских знатоков первобытной истории.  

Латинское слово gens, которое Морган везде употребляет для обозначени  

этого родового союза, происходит, как и греческое равнозначащее genos, от  

общеарийского корня gan (по немецки kan, так как здесь, по общему правилу,  

вместо арийского g должно стоять k), означающего "рождать". Gens, genos,  

санскритское dschanas, готское (по указанному выше правилу) kuni,  

древнескандинавское и англосаксонское kyn, английское kin,  

средневерхненемецкое kunne означают одинаково род, происхождение. Однако  

латинское gens и греческое genos употребляются специально для обозначени  

такого родового союза, который гордится общим происхождением (в данном  

случае от одного общего родоначальника) и образует в силу связывающих его  

известных общественных и религиозных учреждений особую общность,  

происхождение и природа которой оставались, тем не менее, до сих пор  

неясными для всех наших историков.  

Мы уже видели выше, при рассмотрении пуналуальной семьи, каков состав  

рода в его первоначальной форме. Он со стоит из всех лиц, которые путем  

пуналуального брака и согласно неизбежно господствующим при этом браке  

предста влениям образуют признанное потомство одной определенной  

родоначальницы, основательницы рода. Так как при этой форме семьи отец не  

может быть установлен с достоверностью, то признается только женская линия.  

Поскольку братья не могут жениться на своих сестрах, а лишь на женщинах  

другого происхождения, то в силу материнского права дети, рожденные от них  

этими чужими женщинами, оказываются вне данного рода. Таким образом, внутри  

родового союза остается лишь потомство дочерей каждого поколения; потомство  

сыновей переходит в роды своих матерей. Чем же становится эта  

кровнородственная группа, после того как она конституируется как особа  

группа по отношению к другим подобным группам внутри племени:  

В качестве классической формы этого первоначального рода Морган берет  

род у ирокезов, в частности у племени сенека В этом племени имеется восемь  

родов, носящих названия животных 1) Волк, 2) Медведь, 3) Черепаха, 4) Бобр,  

5) Олень, 6) Кулик, 7) Цапля, 8) Сокол. В каждом роде господствуют  

следующие обычаи:  

1. Род выбирает своего сахема (старейшину для мирного времени) и вожд  

(военного предводителя). Сахем должен был избираться из состава самого  

рода, и его должность передавалась по наследству внутри рода, поскольку по  

освобождении она должна была немедленно снова замещаться, военного  

предводителя можно было выбирать и не изчленов рода, а временами его вообще  

могло не быть. Сахемом никогда не избирался сын предыдущего сахема, так как  

у ирокезов господствовало материнское право, и сын, следовательно,  

принадлежал к другому роду, но часто избирался брат предыдущего сахема или  

сын его сестры. В выборах участвовали все - мужчины и женщины. Но избрание  

подлежало утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого  

избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом всего  

союза ирокезов. Значение этого акта будет видно из дальнейшего. Власть  

сахема внутри рода была отеческая, чисто морального порядка; средствами  

принуждения он не располагал. Вместе с тем, он по должности состоял членом  

совета племени сенека, равно как и общего совета союза ирокезов. Военный  

вождь мог приказывать что-либо лишь во время военных походов.  

2. Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. Это  

опять-таки решается совместно мужчинами и женщинами. Смещенные должностные  

лица становятся после этого, подобно другим, простыми воинами, частными  

лицами. Впрочем, совет племени может тоже смещать сахемов, даже против воли  

рода.  

3. Никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода. Таково  

основное правило рода, та связь, которая его скрепляет, это - негативное  

выражение того весьма опреде ленного кровного родства, в силу которого  

объединяемые им индивиды только и становятся родом. Открытием этого  

простого факта Морган впервые раскрыл сущность рода. Как мало до сих пор  

понимали эту сущность, показывают прежние сообщения о дикарях и варварах,  

где различные объединения, образующие составные элементы родового строя,  

без понимания и без разбора смешиваются в одну кучу под названиями: племя,  

клан, тум и т д., причем нередко о них говорится, что внутри такого  

объединения брак воспрещается. Это и создало безнадежную путаницу, среди  

которой г-н Мак-Леннан смог выступить в роли Наполеона, чтобы водворить  

порядок без апелляционным приговором: все племена делятся на такие, внутри  

которых брак воспрещен (экзогамные), и такие, в которых он разрешаетс  

(эндогамные). Вконец запутав таким образом вопрос, он пустился затем в  

глубокомысленнейшие исследования, какая же из его обеих нелепых категорий  

более древняя - экзогамия или эндогамия. С открытием рода, основанного на  

кровном родстве и вытекающей из этого невозможности брака между его  

членами, эта бессмыслица рассеялась сама собой - Разумеется, на той ступени  

развития, на которой мы застаем ирокезов, запрещение брака внутри рода  

нерушимо соблюдается.  

4. Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно  

было оставаться внутри рода. Ввиду незначительности предметов, которые мог  

оставить после себя ирокез, его наследство делили между собой его ближайшие  

сородичи; в случае смерти мужчины - его родные братья и сестры и брат  

матери, в случае смерти женщины - ее дети и родные сестры, но не братья. По  

той же причине муж и жена не могли наследовать друг другу, а также дети -  

отцу.  

5. Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту и  

особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты  

своей безопасности отдельный человек полагался на покровительство рода и  

мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему  

роду. Отсюда, из кровных уз рода, возникла обязанность кровной мести,  

безусловно признававшаяся ирокезами. Если члена рода убивал кто-нибудь из  

чужого рода, весь род убитого был обязан ответить кровной местью. Сначала  

делалась попытка к примирению; совет рода убийцы собирался и делал совету  

рода убитого предложение покончить дело миром, чаще всего изъявл  

сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложение принималось,  

то дело считалось улаженным. В противном случае потерпевший урон род  

назначал одного из нескольких мстителей, которые были обязаны выследить и  

умертвить убийцу. Если это выполнялось, род убитого не имел права  

жаловаться, дело признавалось по конченным.  

6. Род имеет определенные имена или группы имен, пользоваться которыми  

во всем племени может только он один, так что имя отдельного человека также  

указывает, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно  

связаны и родовые права.  

7. Род может усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены  

всего племени. Военнопленные, которых не убивали, становились, таким  

образом, в силу усыновления в одном из родов членами племени сенека и  

приобретали тем самым все права рода и племени. Усыновление происходило по  

предложению отдельных членов рода: по предложению мужчин, которые принимали  

постороннего как брата или сестру, или по предложению женщин, принимавших  

его в качестве своего ребенка; для утверждения такого усыновлени  

необходимо было торжественное принятие в род. Часто отдельные, численно  

ослабевшие в силу исключительных обстоятельств роды таким образом вновь  

количественно укреплялись путем массового усыновления членов другого рода,  

с согласия последнего. У ирокезов торжественное принятие в род происходило  

на публичном заседании совета племени, что фактически превращало это  

торжество в религиозную церемонию.  

8. Трудно установить у индейских родов наличие особых религиозных  

празднеств; но религиозные церемонии индейцев более или менее связаны с  

родом. Во время шести ежегодных религиозных празднеств ирокезов сахемы и  

военные вожди отдельных родов в силу своей должности причислялись к  

"блюстителям веры" и выполняли жреческие функции.  

9. Род имеет общее место погребения. У ирокезов штата Нью-Йорк,  

стесненных со всех сторон белыми, оно теперь исчезло, но раньше  

существовало. У других индейцев оно еще сохранилось, как, например, у  

находящихся в близком родстве с ирокезами тускарора, которые, несмотря на  

то, что они христиане, имеют на кладбище особый ряд для каждого рода, так  

что в одном ряду с детьми хоронят мать, но не отца. Да и у ирокезов весь  

род умершего участвует в погребении, заботится о могиле, надгробных речах и  

т. п.  

10. Род имеет совет - демократическое собрание всех взрослых членов  

рода, мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса. Этот совет выбирал  

и смещал сахемов и военных вождей, а также и остальных "блюстителей веры";  

он выносил постановления о выкупе (вергельде) или кровной мести за убитых  

членов рода; он принимал посторонних в состав рода. Одним словом, он был  

верховной властью в роде.  

Таковы функции типичного индейского рода.  

 

"Все его члены - свободные люди, обязанные защищать свободу друг  

друга, они обладают равными личными правами - ни сахемы, ни военные  

вожди не претендуют ни на какие преимущества, они составляют братство,  

связанное кровными узами. Свобода, равенство, братство, хотя это  

никогда не было сформулировано, были основными принципами рода, а род,  

в свою очередь, был единицей целой общественной системы, основой  

организованного индейского общества. Этим объясняется то непреклонное  

чувство независимости и личного достоинства, которое каждый признает  

за индейцами" [См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с.  

280. Ред.]  

 

Ко времени открытия Америки индейцы всей Северной Америки были  

организованы в роды на началах материнского права. Только у немногих  

племен, как, например, у дакота, роды пришли в упадок, а у некоторых  

других, как у оджибве, омаха, они были организованы на началах отцовского  

права.  

У очень многих индейских племен, насчитывающих более пяти или шести  

родов, мы встречаем особые группы, объединяющие по три, четыре и более  

родов; Морган называет такую группу фратрией (братством), передава  

индейское название точно соответствующим ему греческим понятиям. Так, у  

племени сенека - две фратрии; в первую входят роды 1-4, во вторую - роды  

5-8. Более подробное исследование показывает, что эти фратрии большей  

частью представляют первоначальные роды, на которые сперва распадалось  

племя; ибо при запрещении браков внутри рода каждое племя по необходимости  

должно было охватывать по крайней мере два рода, чтобы быть в состоянии  

самостоятельно существовать. По мере разрастания племени каждый род, в свою  

очередь, распадался на два или большее число родов, которые выступают  

теперь как самостоятельные, тогда как первоначальный род, охватывающий все  

дочерние роды, продолжает существовать как фратрия. У племени сенека и у  

большинства других индейцев роды одной фратрии считаются братскими родами,  

а роды другой фратрии являются для них двоюродными,- обоэначения, имеющие в  

американской системе родства, как мы видели, весьма реальное и ясно  

выраженное значение. Первоначально ни один сенека не мог вступить в брак  

также внутри своей фратрии, но этот обычай уже давно вышел из употреблени  

и действует только в пределах рода. По преданию племени сенека  

первоначальными родами, от которых произошли другие, были роды "Медведь" и  

"Олень". После того как эта новая организация пустила корни, она стала  

видоизменяться в зависимости от потребности; если вымирали роды одной  

фратрии, то нередко для уравнения с другими в нее переводились целые роды  

из других фратрий. Поэтому мы у различных племен находим роды с одинаковыми  

названиями, по разному группирующиеся во фратриях.  

Функции фратрии у ирокезов - отчасти общественного, отчасти  

религиозного порядка. 1) В игре в мяч фратрии выступают одна против другой;  

каждая выдвигает своих лучших игроков, остальные следят за игрой,  

располагаясь по фратриям, и держат друг с другом пари, делая ставку на  

победу своих игроков.- 2) В совете племени сахемы и военные вожди каждой  

фратрии сидят вместе, одна группа против другой, каждый оратор говорит,  

обращаясь к представителям каждой фратрии как к особой корпорации.- 3) Если  

в племени случалось убийство, причем убийца и убитый принадлежали не к  

одной и той же фратрии, то пострадавший род часто апеллировал к своим  

братским родам; они созывали тогда совет фратрии и обращались к другой  

фратрии как к целому, чтобы та, в свою очередь, собрала свой совет дл  

улаживания дела. Здесь фратрия, таким образом, снова выступает как  

первоначальный род - и с большими шансами на успех, чем более слабый  

отдельный род, от нее происшедший. - 4) В случае смерти выдающихся лиц  

противоположная фратрия брала на себя заботу о похоронах и похоронных  

торжествах, тогда как члены фратрии умершего участвовали в похоронах в  

качестве родных покойника. Когда умирал сахем, противоположная фратри  

извещала союзный совет ирокезов об освобождении должности. - 5) При выборах  

сахема также выступал на сцену совет фратрии. Утверждение выбора братскими  

родами считалось как бы само собой разумеющимся, но роды другой фратрии  

могли представлять возражения. В таком случае собирался совет этой фратрии;  

если он считал возражения правильными, выборы признавались  

недействительными. - 6) Раньше у ирокезов существовали особые религиозные  

мистерии, названные белыми medicine-lodges [колдовскими собраниячи. Ред.].


Просмотров: 964
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь