Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства



23 страница


приносить доход, но в ту эпоху оно было единственно возможной формой  

крупного сельского хозяйства. Мелкое хозяйство снова сделалось единственно  

выгодной формой земледелия. Одна вилла за другой дробились на мелкие  

парцеллы, последние передавались наследственным арендаторам, уплачивавшим  

определенную сумму, или их получали partiarii [ - дольщики. Ред.], которые  

были скорее управляющими, чем арендаторами, и получали за свой труд шестую,  

а то и всего лишь девятую часть годового продукта. Преобладала, однако,  

сдача этих мелких парцелл колонам, которые уплачивали ежегодно определенную  

сумму, были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей  

парцеллой, они, правда, не были рабами, но и не считались свободными, не  

могли вступать в брак со свободными, и их браки между собой рассматривались  

не как законные, а, подобно бракам рабов, как простое сожительство  

(contubernium). Они были предшественниками средневековых крепостных.  

Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в  

городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего  

затраченный труд,- рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и  

мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство  

времен расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов.  

Только для рабов, обслуживавших домашнее хозяйство и роскошную жизнь  

богачей, оставалось еще место в обществе. Но отмирающее рабство все еще  

было в состоянии поддерживать представление о всяком производительном  

труде, как о рабском деле, недостойном свободных римлян, а таковыми теперь  

были все граждане. Результатом было, с одной стороны,- увеличение числа  

отпускаемых на волю рабов, излишних и ставших обузой, а с другой стороны,-  

увеличение числа колонов и обнищавших свободных (напоминающих poor whites [  

- белых бедняков. Ред.] бывших рабовладельческих штатов Америки).  

Христианство совершенно не повинно в постепенном отмирании античного  

рабства. Оно в течение целых столетий уживалось в Римской империи с  

рабством и впоследствии никогда не препятствовало работорговле у христиан  

ни у германцев на севере, ни у венецианцев на Средиземном море, ни  

позднейшей торговле неграми [По словам епископа Лиутпранда Кремонского, в Х  

веке в Вердеие, следовательно, в Священной германской империи 17в, главным *  

промыслом была фабрикация евнухов, которые с большой прибылью вывозились в  

Испанию для мавританских гаремов.]. Рабство перестало окупать себя и потому  

отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрени  

свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который  

попал римский мир рабство сделалось невозможным экономически, труд  

свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло,  

второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести  

из этого состояния могла только коренная революция.  

В провинциях дело обстояло не лучше. Больше всего сведений мы имеем  

относительно Галлии. Наряду с колонами здесь существовали еще свободные  

мелкие крестьяне. Чтобы оградить себя от насилия чиновников, судей и  

ростовщиков, они часто прибегали к покровительству, патронату какого-нибудь  

могущественного лица, так поступали не только отдельные крестьяне, но и  

целые общины, так что императоры в IV веке неоднократно издавали эдикты о  

запрещении этого. Но что это давало искавшим покровительства? Патрон ставил  

им условие, чтобы они передавали ему право собственности на их земельные  

участки, а он взамен этого обеспечивал им пожизненное пользование  

последними. Эту уловку усвоила святая церковь и усердно применяла в IX и Х  

веках в целях расширения царства божьего и своих собственных земельных  

владений. Правда, тогда, примерно в 475 г, епископ Сальвиан Марсельский еще  

возмущается против такого грабежа и рассказывает, что гнет римских  

чиновников и крупных землевладельцев сделался столь невыносимым, что многие  

"римляне" бегут в местности, уже занятые варварами, а поселившиеся там  

римские граждане ничего так не боятся, как очутиться снова под римским  

владычеством. О том, что в то время родители из-за бедности часто продавали  

своих детей в рабство, свидетельствует изданный против этого закон.  

Германские варвары в награду за то, что освободили римлян от их  

собственного государства, отняли у них две трети всей земли и поделили ее  

между собой. Раздел происходил согласно порядкам родового строя, ввиду  

сравнительно небольшой численности завоевателей, обширные земли оставались  

неразделенными, во владении частью всего народа, частью отдельных племен и  

родов. В пределах каждого рода пахотная земля и луга были поделены между  

отдельными хозяйствами равными участками по жребию; повторялись ли переделы  

в дальнейшем - нам неизвестно, во всяком случае в римских провинциях они  

скоро прекратились, и отдельные участки были превращены в отчуждаемую  

частную собственность - аллод. Лес и выгоны оставались неподеленными в  

общем пользовании; это пользование ими, а также способ обработки поделенной  

пашни, регулировались древним обычаем и постановлениями всей общины. Чем  

дольше жил род в своем селе и чем больше постепенно смешивались германцы и  

римляне, тем больше родственный характер связи отступал на задний план  

перед территориальным; род растворялся в общине-марке, в которой, впрочем,  

еще достаточно часто заметны следы ее происхождения из отношений родства  

членов общины. Так незаметно, по крайней мере в странах, где удержалась  

община-марка - на севере Франции, в Англии, Германии и Скандинавии,-  

родовая организация переходила в территориальную и оказалась по этому в  

состоянии приспособиться к государству. Но она все же сохранила свой  

естественно сложившийся демократический характер, отличающий весь родовой  

строй, и даже в той вырождающейся форме, которая была ей навязана в  

дальнейшем, удержала вплоть до новейшего времени живые элементы этого  

строя, а тем самым оружие в руках угнетенных.  

Если, таким образом, кровная связь в роде вскоре утратила свое  

значение, то это было следствием того, что и в племени и во всем народе его  

органы тоже выродились в результате завоевания. Мы знаем, что господство  

над покоренными несовместимо с родовым строем. Здесь мы видим это в крупном  

масштабе. Германские народы, ставшие господами римских провинций, должны  

были организовать управление этой завоеванной ими территорией. Однако  

невозможно было ни принять массы римлян в родовые объединения, ни  

господствовать над ними посредством последних. Во главе римских местных  

органов управления, вначале большей частью продолжавших существовать, надо  

было поставить вместо римского государства какой-то заменитель, а этим  

заменителем могло быть лишь другое государство. Органы родового стро  

должны были поэтому превратиться в органы государства, и притом, под  

давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем  

народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области от  

внутренней и внешней опасности требовала усиления его власти. Наступил  

момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это  

превращение совершилось.  

Остановимся на Франкском королевстве. Здесь победоносному народу  

салвческих франков достались в полное обладание не только обширные римские  

государственные имения, но также и все огромные земельные участки,  

оказавшиеся при разделе не включенными в общинные владения крупных и мелких  

округов [Gau] и общин-марок - в частности все более крупные лесные массивы.  

Первым делом франкского короля, превратившегося из простого верховного  

военачальника в настоящего монарха, было превратить это народное достояние  

в королевское имущество, украсть его у народа и раздать его в виде подарков  

или пожалований своей дружине. Эта дружина, первоначально состоявшая из его  

личной военной свиты и остальных подчиненных ему военачальников, скоро  

увеличилась не только за счет римлян, то есть романизированных галлов,  

которые вскоре стали для него необходимы благодаря своему умению писать,  

своему образованию, своему знанию романского разговорного и латинского  

литературного языка, а также и местного права; она увеличилась также за  

счет рабов, крепостных и вольноотпущенников, которые составляли его  

придворный штат и из среды которых он выбирал своих любимцев. Все они  

получали участки принадлежащей народу земли, в первое время большей частью  

как подарки, позднее как пожалования в форме бенефициев, причем  

первоначально, как правило, до конца жизни короля 177. Так за счет народа  

создавалась основа новой знати.  

Мало того. Ввиду обширных размеров государства нельзя было управлять,  

пользуясь средствами старого родового строя; совет старейшин, если он уже  

давно не исчез, не мог бы собираться и был вскоре заменен постоянными  

приближенными короля; старое народное собрание продолжало для вида  

существовать, но также все более и более становилось собранием лишь  

подчиненных королю военачальников и новой нарождающейся знати. Свободные,  

владевшие землей крестьяне, которые составляли массу франкского народа,  

были истощены и разорены вечными междоусобными и завоевательными войнами,  

последними особенно при Карле Великом, точно так же как раньше римские  

крестьяне в последние времена республики. Эти крестьяне, из которых  

первоначально состояло все войско, а после завоевания территории Франции -  

его основное ядро, так обеднели к началу IX века, что едва только один из  

пяти крестьян в состоянии был выступить в поход. Место созываемого  

непосредственно королем ополчения свободных крестьян заняло войско,  

составленное из служилых людей новой народившейся знати, включая и  

зависимых крестьян, потомков тех, кто прежде не знал другого господина,  

кроме короля, а еще раньше вообще не знал никаких господ, и короля в том  

числе. При преемниках Карла разорение франкского крестьянского сослови  

было довершено внутренними войнами, слабостью королевской власти и  

соответственными посягательствами магнатов - к ним прибавились еще  

назначенные Карлом графы округов [Gaugrafen] 178, стремившиеся сделать свои  

должности наследственными,- наконец, набегами норманнов. Через пятьдесят  

лет после смерти Карла Великого империя франков столь же беспомощно лежала  

у ног норманнов, как за четыре столетия до того Римская империя лежала у  

ног франков.  

И почти такой же она оказалась не только по своему бессилию перед  

внешними врагами, но и по своему внутреннему общественному порядку или,  

скорее, беспорядку. Свободные франкские крестьяне очутились в таком же  

положении, как и их предшественники, римские колоны. Разоренные войнами и  

грабежами, они должны были прибегать к покровительству новой народившейс  

знати или церкви, так как королевская власть была слишком слаба, чтобы  

защитить их; но это покровительство им приходилось приобретать дорогой  

ценой. Как прежде галльские крестьяне, они должны были передавать  

покровителю право собственности на свой земельный участок, получа  

последний от него обратно в виде зависимого держания на различных и  

меняющихся условиях, но всегда только взамен выполнения повинностей и  

уплаты оброка; раз попав в такого рода зависимость, они мало-помалу теряли  

и свою личную свободу; через несколько поколений они были уже в большинстве  

своем крепостными. Как быстро исчезало свободное крестьянское сословие,  

показывает составленная Ирминоном опись земельных владений аббатства  

Сен-Жермен-де-Пре, находившегося тогда близ Парижа, а теперь - в самом  

Париже. В обширных владениях этого аббатства, разбросанных по окрестностям,  

находились тогда, еще при жизни Карла Великого, 2788 хозяйств, заселенных  

почти исключительно франками с германскими именами. В это число входило  

2080 колонов, 35 литов, 220 рабов и только 8 свободных поселенцев!  

Объявленный Сальвианом безбожным обычай, согласно которому покровитель  

заставлял крестьянина передавать свой земельный участок ему в  

собственность, а затем отдавал этот участок крестьянину лишь в пожизненное  

пользование, теперь повсюду практиковался церковью в отношении крестьян.  

Барщинные повинности, которые теперь стали все более и более входить в  

обыкновение, имели своим прообразом как римские ангарии, принудительные  

работы в пользу государства 179, так и повинности, выполнявшиеся членами  

германской общины-марки по сооружению мостов, дорог и для других общих  

целей. Таким образом, масса населения, спустя четыреста лет, вернулась как  

будто бы целиком к своему исходному положению.  

Но это лишь доказывало, во-первых, что общественное расслоение и  

распределение собственности в Римской империи периода упадка вполне  

соответствовали тогдашнему уровню производства в земледелии и  

промышленности, следовательно, были неизбежны; и, во-вторых, что этот  

уровень производства в течение последующих четырехсот лет существенно не  

понизился и не повысился, а потому с такой же необходимостью вновь породил  

такое же распределение собственности и те же самые классы населения. В  

последние столетия существования Римской империи город утратил свое прежнее  

господство над деревней и не вернул его себе в первые столетия владычества  

германцев. Это предполагает низкую ступень развития как земледелия, так и  

промышленности. Такое общее положение с необходимостью порождает обладающих  

господством крупных землевладельцев и зависимых мелких крестьян. Как мало  

было возможности навязать такому обществу, с одной стороны, хозяйство  

римских латифундий с рабами, с другой стороны - новейшее крупное хозяйство  

с барщинным трудом, доказывают грандиозные, но прошедшие почти бесследно  

эксперименты Карла Великого с знаменитыми императорскими виллами. Эти опыты  

продолжали только монастыри, и только у них они были плодотворны; но  

монастыри были ненормальными общественными организмами, основанными на  

безбрачии; они могли давать исключительные результаты, но должны были  

именно поэтому сами оставаться исключениями.  

И все же за эти четыреста лет был сделан шаг вперед. Если и в конце  

периода мы встречаем почти те же основные классы, что и в начале, то люди,  

составлявшие эти классы, все же стали другими. Исчезло античное рабство,  

исчезли разорившиеся, нищие свободные, презиравшие труд как рабское  

занятие. Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский  

крестьянин. "Бесполезные воспоминания и тщетная борьба" гибнущего римского  

мира канули в вечность. Общественные классы IX века сформировались не в  

обстановке разложения гибнущей цивилизации, а при родовых муках новой  

цивилизации. Новое поколение - как господа, так и слуги - в сравнении со  

своими римскими предшественниками было поколением мужей. Те отношения между  

могущественными земельными магнатами и зависимыми от них крестьянами,  

которые для римлян являлись формой, выражавшей безысходную гибель античного  

мира, были теперь для нового поколения исходным моментом нового развития. И  

затем, какими бесплодными ни представляются эти четыреста лет, они оставили  

один крупный результат: современные национальности, новое формирование и  

расчленение западноевропейской части человечества для грядущей истории.  

Германцы действительно вновь оживили Европу, и поэтому разрушение


Просмотров: 863
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь