Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства



14 страница


Эти мистерии у племени сенека устраивались двумя религиозными братствами,  

имевшими особые правила посвящения новых членов; на каждую из обеих фратрий  

приходилось по одному такому братству. - 7) Если, что почти несомненно,  

четыре lineages (колена), населявших ко времени завоевания 159 четыре  

квартала Тласкалы, были четырьмя фратриями, то это доказывает, что как  

фратрии у греков, так и подобные же родовые союзы у германцев, имели также  

значение военных единиц; эти четыре lineages выступали в бой, каждая как  

особый отряд в своей форме и с собственным знаменем, под начальством  

собственного вождя.  

Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий, если  

брать классическую форму, образуют племя; в некоторых случаях у значительно  

ослабленных племен не достает среднего звена - фратрии. Что же  

характеризует отдельное индейское племя в Америке?  

1. Собственная территория и собственное имя. Каждое племя владело,  

кроме места своего действительного поселения, еще значительной областью дл  

охоты и рыбной ловли. За пределами этой области лежала обширная нейтральна  

полоса, простиравшаяся вплоть до владений ближайшего племени; у племен с  

родственными языками эта полоса была уже: у племен, не родственных друг  

другу по языку,- шире. Эта полоса - то же самое, что пограничный лес  

германцев, необитаемая область, которую создали вокруг своей территории  

свевы Цезаря; это то же, что isarnholt (по датски Jarnved, limes Danicus)  

между датчанами и германцами, Саксонский лес и branibor (по-славянски -  

"защитный лес"), от которого получил свое название Бранденбург,- между  

германцами и славянами. Область, отделенная такого рода неопределенными  

границами, составляла общую землю племени, признавалась таковой соседними  

племенами, и племя само защищало ее от посягательств. На практике  

неопределенность границ большей частью оказывалась неудобной только тогда,  

когда население сильно разрасталось.- Названия племен, по-видимому, большей  

частью скорее возникали случайно, чем выбирались сознательно, с течением  

времени часто бывало, что племя получало от соседних племен имя, отличное  

от того, которым оно называло себя само, подобно тому как немцам их первое  

историческое общее наименование "германцы" было дано кельтами.  

2. Особый, лишь этому племени свойственный диалект. В действительности  

племя и диалект по существу совпадают; новообразование племен и диалектов  

путем разделения происходило в Америке еще недавно и едва ли совсем  

прекратилось и теперь. Там, где два численно ослабевших племени сливаются в  

одно, бывает, что в виде исключения в одном и том же племени говорят на  

двух весьма родственных диалектах. Средняя численность американских племен  

ниже 2000 человек; однако племя чироки насчитывает 26000 человек -  

наибольшее в Соединенных Штатах число индейцев, говорящих на одном  

диалекте.  

3. Право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и  

военных вождей.  

4. Право смещать их, даже против желания их рода. Так как эти сахемы и  

военные вожди состоят членами совета племени, то эти права племени по  

отношению к ним объясняются сами собой. Там, где образовался союз племен и  

все вошедшие в него племена представлены в союзном совете, указанные права  

переходят к последнему.  

5. Общие религиозные представления (мифология) и культовые обряды.  

 

"Индейцы были на свой варварский манер религиозным народом"  

 

Мифология индейцев до сих пор еще отнюдь не подвергалась критическому  

изучению; предметам своих религиозных представлений - всякого рода духам -  

они уже придавали человеческий облик, но низшая ступень варварства, на  

которой они находились, не знает еще наглядных изображений, так называемых  

идолов. То был культ природы и стихий, находившийся на пути развития к  

многобожию. Различные племена имели свои регулярные празднества с  

определенными формами культа, а именно - танцами и играми; танцы в  

особенности были существенной составной частью всех религиозных торжеств;  

каждое племя проводило свои празднества отдельно.  

6. Совет племени для обсуждения общих дел. Он состоял из всех сахемов  

и военных вождей отдельных родов, их подлинных представителей, потому что  

они в любое время могли быть смещены; он заседал публично, окруженный  

прочими членами племени, которые имели право вступать в обсуждение и  

высказывать свое мнение; решение выносил совет. Как правило, каждый  

присутствующий мог, по желанию, высказаться, женщины также могли  

представлять свои соображения через избранного ими оратора. У ирокезов дл  

окончательного решения требовалось единогласие, как это было и в германских  

общинах марках при решении некоторых вопросов. В ведение совета племени  

входило, в частности, регулирование отношений с другими племенами; он  

принимал и направлял посольства, объявлял войну и заключал мир. Если дело  

доходило до войны, то вели ее большей частью добровольцы. В принципе каждое  

племя считалось состоящим в войне со всяким другим племенем, с которым оно  

не заключило мирного договора по всей форме. Военные выступления против  

таких врагов организовывались большей частью отдельными выдающимис  

воинами; они устраивали военный танец, и всякий, принявший в нем участие,  

заявлял тем самым о своем присоединении к походу. Отряд немедленно  

организовывался и выступал. Защита принадлежащей племени территории от  

нападения также большей частью осуществлялась путем призыва добровольцев.  

Выступление в поход и возвращение из похода таких отрядов всегда служили  

поводом для общественных торжеств. Согласия совета племени на такие походы  

не требовалось, его не испрашивали и не давали. Это совершенно то же самое,  

что и частные военные походы германских дружин, как их нам рисует Тацит,  

только у германцев дружины уже приобрели более постоянный характер,  

составляют устойчивое ядро, которое организуется уже в мирное время и  

вокруг которого в случае войны группируются остальные добровольцы. Такие  

военные отряды редко бывали многочисленны; самые крупные военные экспедиции  

индейцев, даже на большие расстояния, совершались незначительными боевыми  

силами. Если несколько таких отрядов объединялось для какого-нибудь  

крупного предприятия, каждый из них подчинялся только своему собственному  

вождю; согласованность плана похода в той или иной степени обеспечивалась  

советом этих вождей. Таков же был способ ведения войны у алеманнов на  

Верхнем Рейне в IV веке, согласно описанию Аммиана Марцеллина.  

7. У некоторых племен мы встречаем верховного вождя, полномочи  

которого, однако, весьма невелики. Это один из сахемов, который в случаях,  

требующих немедленного действия, должен принимать временные меры до того,  

как совет сможет собраться и принять окончательное решение. Здесь перед  

нами едва намечающийся, но большей частью не получивший дальнейшего  

развития прообраз должностного лица, обладающего исполнительной властью;  

такое должностное лицо скорее появилось, как мы увидим, в большинстве  

случаев, если не везде, в результате развития власти верховного  

военачальника.  

Дальше объединения в племя подавляющее большинство американских  

индейцев не пошло. Немногочисленные племена их, отделенные друг от друга  

обширными пограничными полосами, ослабляемые вечными войнами, занимали  

небольшим числом людей громадное пространство. Союзы между родственными  

племенами заключались то там, то тут в случае временной необходимости и с  

ее исчезновением распадались. Однако в отдельных местностях первоначально  

родственные, но впоследствии разобщенные племена вновь сплачивались в  

постоянные союзы, делая, таким образом, первый шаг к образованию наций. В  

Соединенных Штатах наиболее развитую форму такого союза мы встречаем у  

ирокезов. Выйдя из мест своего поселения к западу от Миссисипи, где они,  

вероятно, составляли ветвь большой родственной группы да-кота, они после  

долгих странствований осели в нынешнем штате Нью-Йорк, разделившись на пять  

племен сенека, кайюга, онондага, онейда и могаук. Они существовали за счет  

рыбной ловли, охоты и примитивного огородничества, жили в деревнях, большей  

частью защищенных частоколами. Число их никогда не превышало 20000 человек,  

во всех пяти племенах было несколько общих родов, они говорили на весьма  

родственных диалектах одного и того же языка и населяли сплошную  

территорию, которая была поделена между пятью племенами. Так как территори  

эта была ими недавно завоевана, то совместные действия этих племен против  

племен, вытесненных ими, стали естественным явлением, вошедшим в обычай. И  

таким образом, самое позднее в начале XV века сложился оформленный "вечный  

союз" - конфедерация, которая, осознав приобретенную ею силу, немедленно  

приобрела наступательный характер и в период своего наивысшего могущества,  

около 1675 г., завоевала окружавшие ее значительные пространства, частью  

прогнав, частью обложив данью местных жителей. Союз ирокезов представляет  

самую развитую общественную организацию, какую только создали индейцы, не  

переступившие низшей ступени варварства (следовательно, исключа  

мексиканцев, новомексиканцев и перуанцев). Основные черты союза были  

таковы:  

1. Вечный союз пяти родственных по крови племен на основе полного  

равенства и самостоятельности во всех внутренних делах племени. Это кровное  

родство составляло подлинную основу союза. Из пяти племен три назывались  

отцовскими и были между собой братьями; два других назывались сыновними и  

также были братскими племенами между собой. Три рода - старейшие - были еще  

представлены живыми членами во всех пяти племенах, три других рода - в трех  

племенах, члены каждого из этих родов все считались братьями во всех пяти  

племенах. Общий язык, имевший различия только в диалектах, был выражением и  

доказательством общего происхождения.  

2. Органом союза был союзный совет, состоявший из 50 сахемов, равных  

по положению и авторитету, этот совет выносил окончательные решения по всем  

делам союза.  

3. Места для этих 50 сахемов, как носителей новых должностей,  

специально учрежденных для целей союза, были при его создании распределены  

между племенами и родами. При освобождении должности соответствующий род  

вновь замещал ее путем выборов; он мог также во всякое время сместить  

своего сахема, но право введения в должность принадлежало союзному совету.  

4. Эти союзные сахемы были также сахемами в своих племенах и обладали  

правом участия и голоса в совете племени.  

5 Все постановления союзного совета должны были приниматьс  

единогласно.  

6. Голосование производилось по племенам, так что каждое племя и в  

каждом племени все члены совета должны были голосовать единодушно, чтобы  

решение считалось действительным.  

7 Союзный совет мог быть созван каждым из советов пяти племен, но не  

мог собираться по собственному почину.  

8. Заседания происходили в присутствии собравшегося народа, каждый  

ирокез мог взять слово, решение же выносил только совет.  

9. В союзе не было никакого единоличного главы, никакого лица,  

возглавлявшего исполнительную власть.  

10 Зато союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями и  

равной властью (два "царя" спартанцев, два консула в Риме).  

Таков был тот общественный строй, при котором ирокезы прожили свыше  

четырехсот лет и еще живут до сих пор. Я подробно описал этот строй, следу  

Моргану, так как здесь мы имеем возможность изучить организацию общества,  

еще не знающего государства. Государство предполагает особую публичную  

власть, отделенную от всей совокупности постоянно входящих в его состав лиц  

Поэтому Маурер, который, руководствуясь верным чутьем, признает германский  

марковый строй чисто общественным институтом, существенно отличным от  

государства, хотя большей частью и послужившим позднее основой дл  

последнего, во всех своих работах исследует по степенное возникновение  

публичной власти из первоначального маркового, сельского, подворного и  

городского строя и наряду с ним. На примере североамериканских индейцев мы  

видим, как первоначально единое племя постепенно распространяется по  

огромному материку, как племена, расчленяясь, превращаются в народы, в  

целые группы племен, как изменяются языки, становясь не только взаимно  

непонятными, но и утрачивая почти всякий след первоначального единства; как  

наряду с этим внутри племен отдельные роды расчленяются на несколько родов,  

а старые материнские роды сохраняются в виде фратрий, причем, однако,  

названия этих старейших родов остаются все же одинаковыми у отдаленных друг  

от друга территориально и давно отделившихся племен - "Волк" и "Медведь"  

являются еще родовыми названиями у большинства всех индейских племен. И  

всем им присущ в общем и целом вышеописанный строй, не считая только того,  

что многие из них не дошли до союза родственных племен.  

Но мы видим также, что коль скоро основной общественной ячейкой  

является род, из него с почти непреодолимой необходимостью,- ибо это вполне  

естественно,- развивается вся система родов, фратрий и племени. Все три  

группы представляют различные степени кровного родства, причем каждая из  

них замкнута в себе и сама управляет своими делами, но служит также  

дополнением для другой. Круг дел, подлежащих их ведению, охватывает всю  

совокупность общественных дел человека, стоящего на низшей ступени  

варварства. Поэтому, встречая у какого-нибудь народа род как основную  

общественную ячейку, мы должны будем искать у него и племенную организацию  

подобную той, которая здесь описана, и там, где есть достаточно источников,  

как у греков и римлян, мы не только найдем ее, но и убедимся, что даже в  

тех случаях, когда источников не хватает, сравнение с американским  

общественным строем поможет нам разрешить труднейшие сомнения и загадки.  

И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности  

и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей,  

наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все  

идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща  

теми, кого они касаются,- родом или племенем, или отдельными родами между  

собой; лишь как самое крайнее, редко применяемое средство грозит кровна  

месть, и наша смертная казнь является только ее цивилизованной формой,  

которой присущи как положительные, так и отрицательные стороны цивилизации.  

Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время,- домашнее хозяйство  

ведется рядом семейств сообща и на коммунистических началах, земля являетс  

собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во  

временное пользование отдельным хозяйствам,- тем не менее нет и следа  

нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами  

заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все  

урегулировал. Бедных и нуждающихся не может быть - коммунистическое  

хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к престарелым, больным  

и изувеченным на войне. Все равны и свободны, в том числе и женщины. Рабов  

еще не существует, нет, как правило, еще и порабощения чужих племен. Когда  

ирокезы около 1651 г. победили племя эри и "нейтральную нацию" 161, они  

предложили им вступить полноправными членами в свой союз, только после того  

как побежденные отклонили это, они были изгнаны со своей территории. А  

каких мужчин и женщин порождает такое общество, показывают восторженные


Просмотров: 817
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 19 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 21 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 25 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 24 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 23 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 8 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 9 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 10 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 22 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 12 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 13 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 20 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 15 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 16 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 17 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 18 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 1 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 14 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 11 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 7 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 6 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 5 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 4 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 3 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь