Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства



27 страница


которой называется необходимостью. В природе, где также как будто  

господствует случайность, мы давно уже установили в каждой отдельной  

области внутреннюю необходимость и закономерность, которые пробивают себе  

дорогу в рамках этой случайности. Но что имеет силу для природы, имеет  

также силу и для общества. Чем больше какаянибудь общественна  

деятельность, целый ряд общественных процессов ускользает из-под  

сознательного контроля людей, выходит из-под их власти, чем более эта  

деятельность кажется предоставленной чистой случайности, тем больше с  

естественной необходимостью пробивают себе дорогу в рамках этой случай  

ности свойственные ей внутренние законы. Такие законы господ ствуют и над  

случайностями товарного производства и товарообмена: отдельному  

производителю и участнику обмена они противостоят как чуждые, вначале даже  

неведомые силы, природа которых только еще подлежит тщательному изучению й  

познанию. Эти экономические законы товарного производства видоизменяются на  

различных ступенях развития этой формы производства, но в общем и целом  

весь период цивилизации протекает под знаком их господства. Еще и теперь  

продукт господствует над производителями, еще и теперь все общественное  

производство регулируется не согласно сообща обдуманному плану, а слепыми  

законами, которые проявляются со стихийной силой, в последней инстанции - в  

бурях периодических торговых кризисов.  

Мы видели, как на сравнительно ранней ступени развития производства  

рабочая сила человека становится способной давать значительно больше  

продуктов, чем это необходимо для существования производителя, и что эта  

ступень развития в основном есть та самая ступень, на которой возникает  

разделение труда и обмен между отдельными лицами. И немного потребовалось  

теперь времени для того, чтобы открыть великую "истину", что человек также  

может быть товаром, что силу человека [В издании 1884 г. вместо слов "силу  

человека" напечатано "рабочую силу человека". Ред.] можно обменивать и  

потреблять, если превратить человека в раба. Едва люди начали менять, как  

уже они сами стали предметами обмена. Действительный залог превратился в  

страдательный - хотели того люди или нет.  

С появлением рабства, достигшего при цивилизации своего наивысшего  

развития, произошло первое крупное разделение общества на эксплуатирующий и  

эксплуатируемый классы. Это разделение продолжало существовать в течение  

всего периода цивилизации. Рабство - первая форма эксплуатации, присуща  

античному миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный  

труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные дл  

трех великих эпох цивилизации; открытое, а с недавних пор замаскированное  

рабство всегда ее сопровождает.  

Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация,  

экономически характеризуется: 1) введением металлических денег, а вместе с  

тем и денежного капитала, процента и ростовщичества; 2) появлением купцов  

как посреднического класса между производителями; 3) возникновением частной  

собственности на землю и ипотеки и 4) появлением рабского труда как  

господствующей формы производства. Цивилизации соответствует и вместе с ней  

окончательно утверждает свое господство новая форма семьи - моногамия,  

господство мужчины над женщиной и отдельная семья как хозяйственная единица  

общества. Связующей силой цивилизованного общества служит государство,  

которое во все типичные периоды является государством исключительно  

господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной дл  

подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Для цивилизации характерно  

еще следующее: с одной стороны, закрепление противоположности между городом  

и деревней как основы всего общественного разделения труда; с другой  

стороны, введение завещаний, с помощью которых собственник может  

распоряжаться своей собственностью и после своей смерти. Этот институт,  

прямо противоречащий древнему родовому строю, в Афинах был не известен  

вплоть до Солона; в Риме он был введен уже на ранней стадии, но когда  

именно,- мы не знаем ["Система приобретенных прав" Лассаля во второй части  

вращается главным образом вокруг положения, что римское завещание столь же  

старо, как и самый Рим, что в римской истории никогда "не существовало  

времени без завещаний", что завещание возникло скорее в доримский период из  

культа умерших. Лассаль, как правоверный старогегельянец, выводит римские  

правовые нормы не из общественных отношений римлян, а из "спекулятивного  

понятия" воли, и приходит при этом к указанному утверждению, полностью  

противоречащему истории. Это неудивительно в книге, автор которой на  

основании того же спекулятивного понятия приходит к выводу, что у римлян  

при наследовании передача имущества была чисто второстепенным делом Лассаль  

не только верит в иллюзии римских юристов, в особенности более раннего  

времени, но идет еще дальше этих иллюзий.]; у германцев ввели его попы, дл  

того чтобы добропорядочный германец мог беспрепятственно завещать церкви  

свое наследство.  

Основывающаяся на этих устоях цивилизация совершила такие дела, до  

каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени.  

Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и  

страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низка  

алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня;  

богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а  

вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей  

целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и  

повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без  

этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накоплени  

богатства.  

Так как основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим,  

то все ее развитие совершается в постоянном противоречии. Всякий шаг вперед  

в производстве означает одновременно шаг назад в положении угнетенного  

класса, то есть огромного большинства. Всякое благо для одних необходимо  

является злом для других, всякое новое освобождение одного класса - новым  

угнетением для другого. Наиболее ярким примером этого является введение  

машин, последствия которого теперь общеизвестны. И если у варваров, как мы  

видели, едва можно было отличить права от обязанностей, то цивилизация даже  

круглому дураку разъясняет различие и противоположность между ними,  

предоставляя одному классу почти все права и взваливая на другой почти все  

обязанности.  

Но этого не должно быть. Что хорошо для господствующего класса, должно  

быть благом и для всего общества, с которым господствующий класс себ  

отождествляет. Поэтому чем дальше идет вперед цивилизация, тем больше она  

вынуждена набрасывать покров любви на неизбежно порождаемые ею  

отрицательные явления, прикрашивать их или лживо отрицать,- одним словом,  

вводить в практику общепринятое лицемерие, которое не было известно ни  

более ранним формам общества, ни даже первым ступеням цивилизации и  

которое, наконец, достигает высшей своей точки в утверждении: эксплуатаци  

угнетенного класса производится эксплуатирующим классом единственно и  

исключительно в интересах самого эксплуатируемого класса, и если последний  

этого не понимает и даже начинает восставать против этого, то это сама  

черная неблагодарность по отношению к благодетелям - эксплуататорам [Я  

сначала собирался привести рядом с моргановской и моей собственной критикой  

цивилизации блестящую критику цивилизации, которая встречается в различных  

местах произведений Шарля Фурье. К сожалению, у меня нет времени занятьс  

этим. Замечу только, что уже у Фурье моногамия и земельная собственность  

служат главными отличительными признаками цивилизации и что он называет ее  

войной богатых против бедных. Точно так же мы уже у него находим глубокое  

понимание того, что во всех несовершенных, раздираемых противоречиями  

обществах отдельные семьи (les families incoherentes) являютс  

хозяйственными единицами.].  

А теперь в заключение - суждение Моргана о цивилизации:  

"С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным,  

его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а  

управление им в интересах собственников таким умелым, что это  

богатство сделалось неодолимой силой, противостоящей народу  

Человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим  

собственным творением. Но все же настанет время, когда человеческий  

разум окрепнет для господства над богатством, когда он установит как  

отношение государства к собственности, которую оно охраняет, так и  

границы прав собственников. Интересы общества безусловно выше  

интересов отдельных лиц, и между ними следует создать справедливые и  

гармонические отношения. Одна лишь погоня за богатством не есть  

конечное назначение человечества, если только прогресс останетс  

законом для будущего, каким он был для прошлого Время, прошедшее с  

наступления цивилизации,- это ничтожная доля времени, прожитого  

человечеством, ничтожная доля времени, которое ему еще предстоит  

прожить. Завершение исторического поприща, единственной конечной целью  

которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое  

поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократи  

в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее  

образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой  

непрерывно стремятся опыт, разум и наука. Оно будет возрождением - но  

в высшей форме - свободы, равенства и братства древних родов" (Морган,  

"Древнее общество", стр. 552) [См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е  

изд., т. 45, с. 269. Ред.].  

 

Написано в конце марта - 26 мая 1884 г.  

Напечатано отдельной книгой в Цюрихе в 1884 г.  

Подпись: Фридрих Энгельс  

Печатается по тексту Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 21,  

с. 28-178  

 

 

137 Данная работа представляет собой предисловие, которое Энгельс написал к  

четвертому изданию своей книги "Происхождение семьи, частной собственности  

и государства". До выхода книги предисловие было опубликовано в журнале  

"Neue Zeit" ї 41, 1891 г, под заглавием "К истории первобытной семьи  

(Бахофен, Мак Леннан, Морган)" -213  

 

138 "Contemporanul" ("Современник") - румынский журнал социалистического  

направления, издавался в Яссах в 1881-1890 гг - 214  

 

139 Могары - племя, в настоящее время народность, населяющая западные  

районы Непала - 218  

 

140 Энгельс совершил путешествие в Соединенные Штаты Америки и Канаду в  

августе - сентябре 1888 года. Путевые впечатления Энгельса от этой поездки  

см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 484- 486 - 223  

 

141 Пуэбло - название группы индейских племен Северной Америки, живших на  

территории Новой Мексики (в настоящее время - ЮгоЗапад США и Северна  

Мексика) и объединенных общностью истории и культуры. Это название,  

происходящее от испанского слова pueblo (народ, селение, община), было дано  

им испанскими завоевателями в связи с особым характером их селений, которые  

представляли собой большие общинные дома-крепости до 5-6 этажей, вмещавшие  

до тысячи человек, оно применялось также по отношению к селениям этих  

племен - 228  

 

142 Это письмо Маркса до нас не дошло. Энгельс упоминает о нем в письме  

Каутскому от 11 апреля 1884 г - 238.  

 

143 Речь идет о тексте оперной тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга",  

написанном самим композитором на основе скандинавского эпоса "Эдда" и  

немецкого эпоса "Песнь о Нибелунгах" - 239.  

 

144 "Эдда" и "Эгисдрекки" - собрание мифологических и героических сказаний  

и песен скандинавских народов.- 239.  

 

145 Асы и ваны - две группы богов в скандинавской мифологии. "Сага об  

Инглингах" - первая сага из книги о норвежских королях (с древнейших времен  

до XII в.) средневекового исландского поэта и летописца Снорри Стурлусона.-  

239.  

 

146 Речь идет о брачных классах, или секциях - особых группах, на которые  

делилось большинство австралийских племен. Мужчины каждой группы могли  

вступать в брак только с женщинами определенной другой группы; в каждом  

племени имелось 4-8 таких групп,- 242.  

 

147 Сатурналии - ежегодные празднества в Древнем Риме в честь бога Сатурна,  

устраивавшиеся в связи с окончанием земледельческих работ. В дни сатурналий  

царила свобода половых отношений. Слово "сатурналии" сделалось  

нарицательным для обозначения разгульных пиршеств и оргий.- 251.  

 

148 См.- Morgan L. H. Ancient Society. London, 1877, p. 465-466, а также  

"Архив Маркса и Энгельса", т. IX, с. 29.- 258.  

 

149 См. там же, с. 470, а также "Архив Маркса и Энгельса", т. IX, с. 31.-  

258  

 

150 Имеется в виду работа М М. Ковалевского "Первобытное право, выпуск I.  

Род". М., 1886. В этой работе Ковалевский ссылается на данные относительно  

семейной общины в России, сообщенные Оршанским в 1875 г. и А. Я. Ефименко в  

1878 г.- 259.  

 

151 "Правдой" Ярослава называют первую часть древнейшей редакции "Русской  

Правды" - сборника законов Древней Руси, возникшего в XI-XII вв. на основе  

обычного права того времени и отражавшего экономические и социальные  

отношения тогдашнего общества. Далматинские законы. - сборник законов,  

действовавших в XV- XVII вв. в Полице (часть Далмации); известен под  

названием Полицкого статута.- 259.  

 

152 Calpullis - семейные общины у индейцев Мексики в период ее завоевани  

испанцами; каждая семейная община (calpulli), все члены которой имели общее  

происхождение, владела общим участком земли, который не подлежал ни  

отчуждению, ни разделу между наследниками.- 260.  

 

153 "Das Ausland" ("Зарубежные страны") - немецкий журнал по вопросам  

географии, этнографии и естествознания, издавался в 1828- 1893 гг.; с 1873  

г. выходил в Штутгарте - 260.  

 

154 Речь идет о статье 230 Гражданского кодекса (см. примечание 82). -262.  

 

155 Спартиаты - полноправные граждане Древней Спарты. Илоты - бесправные  

жители Древней Спарты, прикрепленные к земле и обязанные нести в пользу  

землевладельцев-спартиатов определенные повинности.- 264.  

 

156 Аристофан. "Женщины на празднике Фесмофорий ". - 264.  

 

157 Гиеродулы - в Древней Греции и греческих колониях рабы и рабыни,  

принадлежавшие храмам; во многих местах, особенно в городах Передней Азии и  

в Коринфе, женщины гиеродулы занимались храмовой проституцией 266.  

 

158 "Гудрун" (или "Кудрун") -средневековая немецкая эпическая поэма XIII в  

- 277.  

 

159 Речь идет о завоевании Мексики испанскими конкистадорами в 1519-1521  

гг.- 289.  

 

160 Morgan L H Ancient Society London, 1877, p. 115.- 290.  

 

161 "Нейтральная нация" - так назывался в XVII в. военный союз нескольких  

родственных ирокезам индейских племен, живших на северном берегу озера Эри.  

Такое название было дано этому союзу французскими колонистами ввиду того,  

что он сохранял нейтралитет в войнах между племенами собственно ирокезов и  

гуронов.- 295.  

 

Речь идет о национально освободительной борьбе зулусов против английских  

колонизаторов в 1879-1887 гг.  

 

162 Национально-освободительное восстание нубийцев, арабов и других  

народностей Судана во главе с мусульманским проповедником Мухаммедом  

Ахмедом произошло в 1881-1884 гг. В ходе восстания образовалось  

самостоятельное централизованное махдистское государство. Судан был


Просмотров: 894
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 2 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 3 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 1 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 20 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 21 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 22 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 23 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 24 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 25 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 26 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 28 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 16 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 4 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 5 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 18 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 10 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 17 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 19 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 15 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 14 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 13 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 12 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 11 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 9 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 8 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 7 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь