Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства



7 страница


последнего, а первый утрачивает свое преимущественное право на нее. Наряду  

с продолжающим в общем существовать групповым браком - ив рамках этого  

брака - возникают, таким образом, исключающие других лиц отношения,  

соединения отдельных пар на более или менее продолжительное время, а рядом  

с этим многоженство, так что и здесь групповой брак начинает отмирать, и  

вопрос лишь в том, что раньше сойдет со сцены под влиянием европейцев -  

групповой брак или австралийские негры, которые его придерживаются.  

Брак целыми классами в той форме, которая является господствующей в  

Австралии, представляет собой, во всяком случае, весьма низкую,  

первоначальную форму группового брака, тогда как пуналуальная семья,  

насколько нам известно, является высшей ступенью его развития. Первый,  

по-видимому, соответствует уровню общественного развити  

дикарей-кочевников, вторая предполагает уже сравнительно устойчивые  

поселения коммунистических общин и непосредственно приводит к следующей,  

более высокой ступени развития. Между обеими этими формами брака мы, без  

сомнения, обнаружим еще некоторые промежуточные ступени; здесь перед нами  

пока еще только открытая, едва затронутая область исследования.  

3. Парная семья. Известное соединение отдельных пар на более или менее  

продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще  

раньше; мужчина имел главную жену (едва ли еще можно сказать - любимую  

жену) среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей.  

Это обстоятельство немало способствовало созданию путаницы в головах  

миссионеров, которые усматривают в групповом браке [В издании 1884 г. в  

этой и предыдущей фразе вместо слов "групповом браке" напечатано:  

"пуналуальной семье". Ред.] то беспорядочную общность жен, то самовольное  

нарушение супружеской верности. Но такое вошедшее в привычку соединение  

отдельных пар должно было все более и более упрочиваться, чем больше  

развивался род и чем многочисленнее становились группы "братьев" и  

"сестер", между которыми брак был теперь невозможен. Данный родом толчок к  

запрещению браков между кровными родственниками вел еще дальше. Так, мы  

находим, что у ирокезов и у большинства других стоящих на низшей ступени  

варварства индейцев брак воспрещен между всеми родственниками, которых  

насчитывает их система, а таковых несколько сот видов. При такой растущей  

запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более  

невозможными; они вытеснялись парной семьей. На этой ступени мужчина живет  

с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушени  

верности остаются правом мужчин, хотя первое имеет место редко в силу также  

и экономических причин; в то же время от женщин в течение всего времени  

сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за  

прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут  

быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только  

матери.  

В этом проводимом все дальше исключении кровных родственников из  

брачного союза тоже продолжает проявляться действие естественного отбора.  

По словам Моргана,  

 

"браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали  

породу более крепкую как физически, так и умственно, два  

прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколений череп и  

мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупным  

способностям обоих племен" [См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е  

изд., т. 45, с. 247. Ред.].  

 

Племена с родовой организацией должны были, таким образом, одержать  

верх над отставшими или своим примером увлечь их за собой.  

Развитие семьи в первобытную эпоху состоит, следовательно, в  

непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все  

племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими  

полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все  

более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий  

вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и в  

результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та  

молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Уже из этого  

видно, как мало общего с возникновением единобрачия имела индивидуальна  

половая любовь в современном смысле этого слова. Еще больше доказывает это  

практика всех народов, стоящих на этой ступени развития. Тогда как при  

прежних формах семьи у мужчин никогда не было недостатка в женщинах, а,  

напротив, их скорее было более чем достаточно, теперь женщины стали редки,  

и их приходилось искать. Поэтому со времени возникновения парного брака  

начинается похищение и покупка женщин - широко распространенные симптомы,  

хотя и не более чем симптомы, наступившей перемены, которая коренилась  

гораздо глубже, симптомы, на основании которых, несмотря на то, что они  

касались только способов добывания жен, педантичный шотландец Мак-Леннан  

придумал, однако, особые виды семьи: "брак-похищение" и "брак-купля". И  

помимо того, заключение брака у американских индейцев и у других народов  

(стоящих на той же ступени развития) - дело не самих вступающих в брак лиц,  

которых часто и не спрашивают, а их матерей. Нередко, таким образом, бывают  

просватаны два совершенно незнакомых друг другу лица, и им сообщают о  

заключенной сделке только тогда, когда наступает время для бракосочетания.  

Перед свадьбой жених делает подарки сородичам невесты (то есть ее  

родственникам со стороны матери, но не отцу и его родственникам); эти  

подарки считаются выкупом за уступаемую девушку. Брак может быть расторгнут  

по желанию каждого из супругов; но у многих племен, например у ирокезов,  

постепенно сложилось отрицательное отношение общественного мнения к такому  

расторжению брака; при раздорах между супругами посредническую роль берут  

на себя сородичи той и другой стороны, и только в том случае, если это не  

помогает, брак расторгается, причем дети остаются у жены, и обеим сторонам  

предоставляется право вступить в новый брак.  

Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая,  

чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве или только  

желание обзавестись им, отнюдь не упраздняет унаследованного от более  

раннего периода коммунистического домашнего хозяйства. Но коммунистическое  

домашнее хозяйство означает господство в доме женщин, так же как и то, что  

признавать родной можно лишь мать, при невозможности с уверенностью знать  

родного отца, означает высокое уважение к женщинам, то есть к матерям.  

Одним из самых нелепых представлений, унаследованных нами от эпохи  

просвещения XVIII века, является мнение, будто бы в начале развити  

общества женщина была рабыней мужчины. Женщина у всех дикарей и у всех  

племен, стоящих на низшей, средней и отчасти также высшей ступени  

варварства, не только пользуется свободой, но и занимает весьма почетное  

положение. Каково это положение еще при парном браке, может  

засвидетельствовать Ашер Райт, бывший много лет миссионером среди ирокезов  

племени сенека. Он говорит:  

 

"Что касается их семей, то в те времена, когда они еще жили в древних  

длинных домах" (коммунистические домашние хозяйства не скольких  

семейств) "...там всегда преобладал какой-нибудь один клан" (род),  

"так что женщины брали мужей из других кланов" (родов). "...Обычно  

господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе  

тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или  

неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у  

него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он  

каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убиратьс  

прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом  

превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как  

вернуться в свой собственный клан" (род) "или же - как это чаще всего  

и бывало - вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой  

силой в кланах" (родах), "да и везде вообще. Случалось, что они не  

останавливались перед смещением вождя и разжалованием его в простого  

воина" [См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 246.  

Ред.].  

 

Коммунистическое домашнее хозяйство, в котором все женщины или  

большинство их принадлежат к одному и тому же роду, тогда как мужчины  

принадлежат к различным родам, служит реальной основой того повсеместно  

распространенного в первобытную эпоху господства женщины, открытие которого  

составляет третью заслугу Бахофена.- В дополнение замечу еще, что  

'сообщения путешественников и миссионеров относительно того, что женщины у  

диких и варварских народов обременены чрезмерной работой, отнюдь не  

противоречат сказанному. Разделение труда между обоими полами  

обусловливается не положением женщины в обществе, а совсем другими  

причинами. Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им  

полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше  

подлинного уважения, чем наши европейцы. Дама эпохи цивилизации, окруженна  

кажущимся почтением и чуждая всякому действительному труду, занимает  

бесконечно более низкое общественное положение, чем выполняющая тяжелый  

труд женщина эпохи варварства, которая считалась у своего народа  

действительной дамой (lady, frowa, Frau = госпожа), да по характеру своего  

положения и была ею.  

Целиком ли вытеснен теперь в Америке групповой брак [В издании 1884 г.  

вместо слов "групповой брак" напечатано: "пуналуальная семья". Ред.] парной  

семьей, должно выяснить более тщательное изучение стоящих еще на высшей  

ступени дикости северо-западных и, в особенности, южноамериканских народов.  

В рассказах о последних встречаются столь разнообразные примеры свободы  

половых отношений, что здесь едва ли возможно допустить полное преодоление  

древнего группового брака [Эта фраза добавлена Энгельсом в издании 1891  

года. Ред.]. Во всяком случае еще не все его следы исчезли. По меньшей мере  

у сорока североамериканских племен мужчина, вступающий в брак со старшей  

сестрой, имеет право взять в жены также и всех ее сестер, как только они  

достигают установленного возраста,- остаток общности мужей для целой группы  

сестер. а о жителях полуострова Калифорния (высшая ступень дикости)  

Банкрофт рассказывает, что у них бывают празднества, на которые сходятс  

вместе несколько <племен> в целях беспорядочного полового общения. Речь  

идет, очевидно, о родах, для коих эти празднества являются формой, в кото-  

рой сохраняются смутные воспоминания о том времени, когда женщины одного  

рода имели своими общими мужьями всех мужчин другого рода, и наоборот  

[Дальнейший текст вплоть до слов: "Парная семья возникла на рубеже между  

дикостью и варварством" добавлен Энгельсом в издании 1891 года. В издании  

1884 г. абзац кончался следующим частично использованным Энгельсом в  

издании 1891 г., а частично опущенным им текстом: "Хорошо известны  

пережитки подобной практики в древнем мире, как например, обычай  

финикийских девушек отдаваться посторонним в храме во время празднеств в  

честь Астарты; даже средневековое право первой ночи, которое, вопреки  

усилиям немецких неоромантиков смягчить этот факт, существовало в весьма  

укоренившейся форме, является остатком пуналуальной семьи, сохранившимся,  

вероятно, благодаря кельтскому роду (клану)". Ред.]. Подобный же обычай  

господствует еще в Австралии. У некоторых народов бывает, что старшие  

мужчины, вожди и колдуны-жрецы используют общность жен в своих интересах и  

монополизируют для себя большинство женщин; но за это они должны в  

определенные праздники и во время больших народных собраний допускать вновь  

ранее существовавшую общность и позволять своим женам наслаждаться с  

молодыми людьми. Целый ряд примеров таких периодических сатурналий, когда  

на короткий срок вновь вступает в силу старое свободное половое общение,  

приводит Вестермарк на стр. 28-29 своей книги: у племен хо, сантал, панджа  

и котар в Индии, у некоторых африканских народов и т. д. Странным образом  

Вестермарк делает отсюда тот вывод, что это пережиток не группового брака,  

существование которого он отрицает, а общего первобытному человеку с  

другими животными периода течки.  

Мы подходим здесь к четвертому великому открытию Бахофена, к открытию  

широко распространенной переходной формы от группового брака к парному. То,  

что Бахофен изображает как искупление за нарушение древних заповедей  

богов,- искупление, ценой которого женщина приобретает право на  

целомудрие,- в действительности только мистическое выражение выкупа,  

которым женщина откупается от существовавшей в древние времена общности  

мужей и приобретает право принадлежать только одному мужчине. Этот выкуп  

состоит в ограниченном определенными рамками обычае отдаваться посторонним:  

вавилонские женщины должны были раз в год отдаваться "мужчинам в храме  

Милитты; другие народы Передней Азии посылали своих девушек на целые годы в  

храм Анаитис, где они должны были предаваться свободной любви со своими  

избранниками, прежде чем получить право на вступление в брак; подобные  

обычаи, облечЇнные в религиозную оболочку, свойственны почти всем азиатским  

народам, живущим между Средиземным морем и Гангом. Искупительная жертва,  

играющая роль выкупа, становится с течением времени все легче, как это уже  

заметил Бахофен:  

 

"Ежегодно повторявшееся принесение этой жертвы уступает место  

однократной повинности, гетеризм матрон уступает место гетеризму  

девушек; вместо того, чтобы практиковать его во время брака, им  

занимаются до брака; вместо того чтобы отдаваться без разбора всякому,  

отдаются только определенным лицам" ("Материнское право", стр. XIX).  

 

У других народов религиозная оболочка отсутствует: у некоторых - в  

древности у фракийцев, кельтов и др., в настоящее время еще у многих  

коренных обитателей Индии, у малайских народов, у тихоокеанских островитян  

и у многих американских индейцев - девушки пользуются до своего замужества  

полнейшей половой свободой. Это особенно распространено почти всюду в Южной  

Америке, что может засвидетельствовать каждый, кто проникал хоть немного в  

глубь этого материка. Так Агассис ("Путешествие в Бразилию", Бостон и  

Нью-Йорк, 1886, стр. 266) рассказывает следующее об одной богатой семье  

индейского происхождения. Когда он познакомился с дочерью, он спросил об ее  

отце, полагая, что это муж ее матери, который участвовал в это время в  

качестве офицера в войне с Парагваем, но мать с улыбкой ответила: nao tern  

pai, e filha da fortuna - у нее нет отца, она - дитя случая.  

 

"Так всегда говорят индейские женщины и метиски без стыда и стеснени  

о своих внебрачных детях; и это вовсе не исключение, исключением,  

по-видимому, является скорее обратное. Дети... часто знают только свою  

мать, потому что все заботы и ответственность падают на нее; о своем  

отце они ничего не знают, да и женщине, повидимому, никогда не  

приходит в голову, что она или ее дети могут иметь к нему какие-либо  

претензии".  

 

То, что здесь цивилизованному человеку представляется странным,


Просмотров: 783
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь