Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства



25 страница


противостояла роду.  

Следующий шаг ведет нас к высшей ступени варварства, к периоду, во  

время которого все культурные народы переживают свою героическую эпоху,-  

эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку  

стало служить железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравших  

революционную роль в истории, последний - вплоть до появления картофеля.  

Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку  

под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой  

твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один  

из других известных тогда металлов. Все это не сразу; первое железо бывало  

часто еще мягче бронзы. Каменное оружие поэтому исчезало лишь медленно; не  

только в "Песне о Хильдебранде", но и при Гастингсе в 1066 г. в бою  

пускались еще в ход каменные топоры . Но прогресс продолжался теперь  

неудержимо, с меньшими перерывами и быстрее. Город, окружающий своими  

каменными стенами, башнями и зубчатыми парапетами каменные или кирпичные  

дома, сделался средоточием племени или союза племен,- показатель огромного  

прогресса в строительном искусстве, но вместе с тем и признак увеличившейс  

опасности и потребности в защите. Богатство быстро возрастало, но как  

богатство отдельных лиц; в ткачестве, в обработке металлов и в других  

ремеслах, все более и более обособлявшихся друг от друга, во все  

возраставшей степени увеличивалось разнообразие и совершенствовалось  

мастерство производства; земледелие давало теперь наряду с зерном,  

стручковыми растениями и фруктами также растительное масло и вино,  

изготовлению которых научились. Столь разнообразная деятельность не могла  

уже выполняться одним и тем же лицом; произошло второе крупное разделение  

труда: ремесло отделилось от земледелия. Непрекращающийся рост  

производства, а вместе с ним и производительности труда, повышал ценность  

рабочей силы человека, рабство, на предыдущей ступени развития только  

возникавшее и носившее спорадический характер, становится теперь  

существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть  

простыми подручными; их десятками гонят теперь работать на поля и в  

мастерские. С разделением производства на две крупные основные отрасли,  

земледелие и ремесло, возникает производство непосредственно для обмена,-  

товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри  

племени и на его границах, но уже и с заморскими странами. Все это, однако,  

еще в весьма неразвитом виде; благородные металлы начинают становитьс  

преобладающим и всеобщим товаром - деньгами, но их еще не чеканят, а только  

обменивают просто по весу.  

Различие между богатыми и бедными выступает наряду с различием между  

свободными и рабами,- с новым разделением труда возникает новое разделение  

общества на классы. Имущественные различия между отдельными главами семей  

взрывают старую коммунистическую домашнюю общину везде, где она еще  

сохранилась; вместе с ней исчезает и совместная обработка земли средствами  

этой общины. Пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям  

- сначала на время, потом раз навсегда, переход ее в полную частную  

собственность совершается постепенно и параллельно с переходом парного  

брака в моногамию. Отдельная семья становится хозяйственной единицей  

общества.  

Возрастающая плотность населения вынуждает к более тесному сплочению  

как внутри, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен  

становится повсюду необходимостью, а вскоре делается необходимым даже и  

слияние их и тем самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую  

территорию всего народа. Военный вождь народа - rex, basileus, thiudans -  

становится необходимым, постоянным должностным лицом. Появляется народное  

собрание там, где его еще не существовало. Военачальник, совет, народное  

собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную  

демократию. Военную потому, что война и организация для войны становятс  

теперь регулярными функциями народной жизни. Богатства соседей возбуждают  

жадность народов, у которых приобретение богатства оказывается уже одной из  

важнейших жизненных целей. Они варвары: грабеж им кажется более легким и  

даже более почетным, чем созидательный труд. Война, которую раньше вели  

только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы  

расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется теперь только ради  

грабежа, становится постоянным промыслом. Недаром высятся грозные стены  

вокруг новых укрепленных городов: в их рвах зияет могила родового строя, а  

их башни достигают уже цивилизации. То же самое происходит и внутри  

общества. Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника,  

равно как и подчиненных ему военачальников; установленное обычаем избрание  

их преемников из одних и тех же семейств мало-помалу, в особенности со  

времени утверждения отцовского права, переходит в наследственную власть,  

которую сначала терпят, затем требуют и, наконец, узурпируют; закладываютс  

основы наследственной королевской власти и наследственной знати. Так органы  

родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во  

фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою  

противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих  

собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетени  

соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли  

превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные  

против собственного народа. Но этого никогда не могло бы случиться, если бы  

алчное стремление к богатству не раскололо членов рода на богатых и бедных,  

если бы "имущественные различия внутри одного и того же рода не превратили  

общность интересов в антагонизм между членами рода" (Маркс) [См. Маркс К.,  

Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 343. Ред.] и если бы в результате  

распространения рабства добывание средств к существованию собственным  

трудом не начало уже признаваться делом, достойным лишь раба, более  

позорным, чем грабеж.  

 

* * *  

 

Мы подошли теперь к порогу цивилизации. Она открывается новым шагом  

вперед в разделении труда. На низшей ступени люди производили только  

непосредственно для собственного потребления; изредка происходившие акты  

обмена были единичны, касались только случайно остававшихся излишков. На  

средней ступени варварства у пастушеских народов мы находим уже имущество в  

виде скота, которое при известной величине стада регулярно доставляет  

некоторый излишек над собственной потребностью; одновременно мы находим  

также разделение труда между пастушескими народами и отставшими племенами,  

не имеющими стад, следовательно, две рядом стоящие различные ступени  

производства и, значит, условия для регулярного обмена. На высшей ступени  

варварства происходит дальнейшее разделение труда между земледелием и  

ремеслом, следовательно, производство все возрастающей части продуктов  

труда непосредственно для обмена, тем самым превращение обмена между  

отдельными производителями в жизненную необходимость для общества.  

Цивилизация упрочивает и усиливает все эти возникшие до нее виды разделени  

труда, особенно путем обострения противоположности между городом и деревней  

(причем экономически господствовать может город над деревней, как это было  

в древности, или же деревня над городом, как это было в средние века), и  

присоединяет к этому третье, свойственное лишь ей, разделение труда  

решающего значения - создает класс, который занимается уже не  

производством, а только обменом продуктов, а именно купцов. До сих пор  

причины образования классов были связаны еще исключительно с производством;  

они вели к разделению занятых в производстве людей на руководителей и  

исполнителей или же на производителей большего и меньшего масштаба. Здесь  

впервые появляется класс, который, не принимая никакого участия в  

производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и  

экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым  

посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих.  

Под предлогом избавления производителей от труда и риска, связанных с  

обменом, расширения сбыта их продуктов вплоть до самых отдаленных рынков и  

создания тем самым якобы наиболее полезного класса населения образуетс  

класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев, который в  

вознаграждение за свои в действительности весьма незначительные услуги  

снимает сливки как с отечественного, так и с иностранного производства,  

быстро приобретает громадные богатства и соответствующее им влияние в  

обществе и именно поэтому в период цивилизации захватывает все более  

почетное положение и все более подчиняет себе производство, пока, наконец,  

сам не создает свой собственный продукт - периодические торговые кризисы.  

Впрочем, на рассматриваемой нами ступени развития молодое купечество  

еще не имеет никакого представления о тех великих делах, какие ему  

предстоят. Но оно формируется и становится необходимым, и этого достаточно.  

А вместе с ним появляются металлические деньги, чеканная монета, и с  

металлическими деньгами - новое средство господства непроизводителя над  

производителем и его производством. Был открыт товар товаров, который в  

скрытом виде содержит в себе все другие товары, волшебное средство,  

способное, если это угодно, превращаться в любую заманчивую и желанную  

вещь. Кто обладал им, тот властвовал над миром производства. А кто прежде  

всего обладал им? Купец. Культ денег был в его надежных руках. Он взял на  

себя заботу возвестить, что все товары, а с ними и все товаропроизводители  

должны с благоговением повергнуться в прах перед деньгами. Он доказал на  

практике, что все другие формы богатства всего лишь тень перед этим  

воплощением богатства как такового. Никогда впоследствии власть денег не  

выступала в такой первобытно грубой и насильственной форме, как в этот  

период их юности. Вслед за покупкой товаров на деньги появилась денежна  

ссуда, а вместе с ней - процент и ростовщичество. И ни одно  

законодательство позднейшего времени не бросает должника столь жестоко и  

беспощадно к ногам кредитора-ростовщика, как законодательство Древних Афин  

и Рима,- а то и другое возникло спонтанно как обычное право, исключительно  

в силу экономической необходимости.  

Наряду с богатством, заключающимся в товарах и рабах, наряду с  

денежным богатством теперь появилось также богатство земельное. Право  

отдельных лиц на владение земельными парцеллами, предоставленными им  

первоначально родом или племенем, упрочилось теперь настолько, что эти  

парцеллы стали принадлежать им на правах наследственной собственности. Ведь  

за последнее время они более всего стремились именно к тому, чтобы  

освободить парцеллу от прав на нее со стороны родовой общины, прав, которые  

стали для них оковами. От этих оков они избавились, но вскоре после того  

избавились также и от своей новой земельной собственности. Полная,  

свободная собственность на землю означала не только возможность  

беспрепятственно и неограниченно владеть ею, но также и возможность  

отчуждать ее. Пока земля была собственностью рода, этой возможности не  

существовало. Но, когда новый землевладелец окончательно сбросил с себ  

оковы верховной собственности рода и племени, он порвал также узы, до сих  

пор неразрывно связывавшие его с землей. Что это означало, разъяснили ему  

деньги, изобретенные одновременно с частной собственностью на землю. Земл  

могла теперь стать товаром, который продают и закладывают. Едва была  

установлена собственность на землю, как была уже изобретена и ипотека (см.  

Афины). Как по пятам моногамии следуют гетеризм и проституция, так по пятам  

земельной собственности отныне неотступно следует ипотека. Вы желали  

полной, свободной, отчуждаемой земельной собственности,- так получайте же  

ее, вот она: tu Pas voulu, George Dandin! [ - ты этого хотел, Жорж Данден!  

(Мольер. Жорж Данден, акт I, сцена девятая). Ред.].  

Так вместе с расширением торговли, вместе с деньгами и  

ростовщичеством, земельной собственностью и ипотекой быстро происходила  

концентрация и централизация богатств в руках немногочисленного класса, а  

наряду с этим росло обнищание масс и возрастала масса бедняков. Нова  

аристократия богатства окончательно оттесняла на задний план старую родовую  

знать (в Афинах, в Риме, у германцев), если только она с самого начала не  

совпадала с ней. И наряду с этим разделением свободных на классы в  

соответствии с имущественным положением происходило, особенно в Греции,  

громадное увеличение числа рабов [Число рабов в Афинах см. выше, с. 117 [в  

настоящем томе см. с. 315. Ред.]. В Коринфе в эпоху расцвета города оно  

доходило до 460 000, в Эгине - до 470 000, в обоих случаях в десять раз  

превышая численность свободных граждан.], принудительный труд которых  

служил основанием, на котором возвышалась надстройка всего общества.  

Посмотрим же теперь, что стало при этом общественном перевороте с  

родовым строем. Он оказался бессильным перед лицом новых элементов,  

развившихся без его участия. Его предпосылкой-было то, что члены одного  

рода или хотя бы племени жили совместно на одной и той же территории,  

заселенной исключительно ими. Это давно уже прекратилось. Повсюду были  

перемешаны роды и племена, повсюду среди свободных граждан жили рабы, лица,  

находившиеся под покровительством, чужестранцы. Достигнутая лишь к концу  

средней ступени варварства оседлость населения то и дело нарушалась  

изменениями в его составе и частой переменой местожительства,  

обусловленными торговой деятельностью, сменой рода занятий, отчуждением  

земельной собственности. Члены родовых объединений не могли уже собиратьс  

для рассмотрения своих собственных общих дел; кое-как улаживались еще  

только незначительные дела, такие как проведение религиозных празднеств.  

Наряду с потребностями и интересами, обеспечивать которые были призваны  

приспособленные для этого родовые объединения, в результате переворота в  

условиях производства и вызванных им изменений в общественной структуре  

возникли новые потребности и интересы, не только чуждые древнему родовому  

строю, но и во всех отношениях противоположные ему. Интересы ремесленных  

групп, возникших благодаря разделению труда, особые потребности города в  

противоположность деревне требовали новых органов, но каждая из этих групп  

состояла из людей самых различных родов, фратрий и племен, включала даже  

чужестранцев; эти органы должны были поэтому возникать вне родового строя,  

рядом с ним, а вместе с тем и в противовес ему.- И в каждом родовом  

объединении сказывалось, в свою очередь, это столкновение интересов,  

достигавшее своей наибольшей остроты там, где богатые и бедные, ростовщики  

и должники были соединены в одном и том же роде и в одном и том же  

племени,- К тому же имелась масса нового, чуждого родовым общинам,  

населения, которое могло стать силой в стране, как это было в Риме, и  

притоm было слишком многочисленно, чтобы его можно было постепенно включить  

в основанные на кровном родстве роды и племена. Этой массе родовые общины


Просмотров: 830
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь