Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



10 страница


ставу, но и функциональным особенностям. По составу семьи различают:  

 

- полную семью (наличие в семье отца и матери);  

- неполную семью (отсутствие одного из них);  

- расширенную семью (наличие в качестве членов семьи других род-  

ственников по прямой и боковой линиям);  

 

- искаженную или деформированную семью (отчим, мачеха) и дру-  

гие.  

 

В педагогических и социо-психологических исследованиях нередко в  

подростковых нарушениях большое значение придается неполной семье,  

"безотцовщине". Однако не мешает вспомнить, что в трудные послевоенные  

годы многие семьи остались без отцов, что не помешало большинству сирот  

вырасти вполне социально адоптированными личностями. Решающее значе-  

ние имеет не состав семьи, а степень ее гармоничности, но, конечно, непол-  

ной или деформированной семье стать гармоничной труднее.  

 

В гармоничной семье ее члены связаны теплой эмоциональной привя-  

занностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а од-  

на другую дополняют, никто из членов семьи не узурпирует себе функций  

другого и не игнорирует собственную функцию. Внутри гармоничной семьи  

отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединением матери с сыном  

или дочери с отцом против другого члена семьи). Избирательные контакты  

одного члена семьи с другим не умаляют роли других членов. Но только од-  

ной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармонич-  

ной. если она сама находится в конфликте с ближайшем окружением,  

 

56  

 

 

 

если она изолирует себя от общества в целом и даже противопоставляет себя  

ему.  

 

Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функцио-  

нальных отношений. Они могут быть разделены на несколько видов. Ниже  

приводится схема такого разделения применительно семьям подростков.  

предложенная Э. Г. Эйдемиллером (1976), с нашими дополнениями.  

 

1) Собственно негармоничная семья характеризуется тем, что один  

из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой слишком зави-  

сящее положение. Интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим,  

или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает ее на дру-  

гого. Отсутствует истинное партнерство.  

 

2) Деструктивная семья отличается отсутствием способностей ее  

членов к взаимодополнению, солидарности в решении жизненных проблем,  

чрезмерной автономией отдельных членов, наносящих ущерб семье а целом,  

неравномерностью пли отсутствием взаимности в эмоциональных привязан-  

ностях.  

 

3) Распадающаяся семья живет в условиях обострившейся кон-  

фликтной ситуации, уход одного из родителей из семьи назревает или его  

риск постоянно высок или фактически развод уже произошел, но юридиче-  

ски еще не оформлен и супруги еще продолжают жить вместе.  

 

4) Распавшаяся семья определяется ситуацией, когда один из роди-  

телей живет отдельно, может иметь другую семью, но в какой-то мере со-  

храняет контакты с прежней семьей и несет еще часть функций ее члена.  

 

Как видно: все эти типы представляют собой разные ступени перехода  

от гармонии к полному распаду.  

 

5) Ригидная псевдосолидарная семья существенно отличается от  

предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов с за-  

висимым пассивным положением других, жесткой закостенелой регламента-  

цией всей семейной жизни, отсутствием двусторонней эмоциональной тепло-  

ты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький ав-  

тономный мир, оберетаемый от вторжения других, особенно властного лиде-  

ра семьи.  

 

Все виды негармоничных семей являются главной причиной непра-  

вильного воспитания.  

 

3. Типы эмоциональных отношений родителей к детям  

 

В дисгармоничных семьях, где воспитание носит проблемный харак-  

тер, существуют различные неадекватные эмоциональные отношения к ре-  

нку. Эти отношения, зачастую утратившие качества гибкости, становятся  

стереотипными, неизменчивыми, непрогностичными. Подобный тип выра-  

""ости эмоциональных отношений к своему ребенку может вызвать у него  

девиантное поведение.  

57  

 

Опираясь на типологию А.С. Спиваковской . можно определить, ка-  

кие девиации можно прогнозировать, исходя из определенного типа роди-  

тельских эмоциональных отношений.  

 

Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула роди-  

тельского воспитания выражается утверждением: "Ребенок - центр моих  

интересов". В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнооб-  

разные занятия с ним, забота об их жизни и воспитании.  

 

Воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка. Обобщенная  

формула родительского отношения: "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем  

заботиться". В поведении родителей проявляется невнимательность к ребен-  

ку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.  

 

В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ребенка  

в семье, тому, как родители строят контроль за его поведением. При таком  

подходе также описаны два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя  

требовательность.  

 

Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула  

родителей: "Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь". В  

поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опе-  

кой.  

 

Воспитание по типу иэлишней требовательности. Воспитательная  

формула родителей может быть выражена утверждением: "Не хочу ребенка  

такого, как есть". В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют по-  

хвалы, поощрения, одобрения.  

 

Во многих исследованиях специалисты, пытаясь описывать типы вос-  

питания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в  

одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителей пред-  

ставляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональ-  

ный аспект отношения к детям, а другая - поведенческий.  

 

Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1) теп-  

лое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятель-  

ности и инициативы; 2) холодное разрешающее воспитание, при котором не-  

которая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочета-  

ются с предоставлением ему достаточной свободы; 3) теплое ограничиваю-  

щее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к  

ребенку с излишним контролем за его поведением; 4) холодное ограничи-  

вающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к при-  

диркам, а иногда и жестокому преследованию любого самостоятельного по-  

ступка.  

 

В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не  

из трехчленной модели фактора воспитания. Выделены три спектра отноше-  

ний, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-анти-  

 

патия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспек-  

тов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви.  

 

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула  

родительского семейного воспитания: "Хочу, чтобы мой ребенок был счаст-  

лив. Я буду помогать ему в этом". Теплое эмоциональное отношение к ре-  

бенку, принимающее его личность, активное внимание к интересам ребенка,  

уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разум-  

ной требовательности.  

 

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистан-  

ция с ребенком). Формула семейного воспитания: "Смотрите, какой у меня  

прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с  

ним". При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его  

внешний облик, его успехи, способности, однако мягкое обращение с детьми  

сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, с по-  

верхностным знанием душеного мира. Внешнее любование ребенком сочета-  

ется с неумением помочь ему в его проблемах.  

 

3. Действенная жалость (симпатия, но отсутствие уважения). Фор-  

мула воспитания ребенка такова: "Хотя мой ребенок недостаточно умен и  

физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю". Такой стиль  

эмоционального отношения к ребенку характеризуется признанием действи-  

тельных, а не мнимых отклонений в умственном и физическом развитии ре-  

бенка, в результате родители приходят к идее исключительности своего ре-  

бенка: "Мой ребенок не такой, как все", при этом имеется в виду, что ребе-  

нок не так хорош, как другие дети; излишне опекают, затрачивают массу  

усилий на предохранение от вредных влияний. Родители не доверяют ребен-  

ку, не верят в его возможности и способности.  

 

4. Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не-  

уважение, большая межличностная дистанция). Формула семейного воспита-  

ния: "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физи-  

чески развит". Неблагополучие ребенка как бы негласно признается его пра-  

вом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстни-  

ками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире сво-  

его ребенка, плохо знают его внутренние переживания.  

 

5. Отверженис (антипатия, неуважение, большая межличностная дис-  

танция). Такое отношение к детям встречается довольно редко, формула по-  

зиции родителей выражается примерно такими словами: "Этот ребенок вы-  

зывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело". Родитель  

пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечает его присутст-  

вия. становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно  

отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке, в помощи.  

 

1 ) Спиваковская АС. Как быть родителями (Педагогика родителям) М., 1986.  

18  

 

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистан-  

ция) Родительская формула: "Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что  

мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим лю-  

дям". В общении с ребенком не замечают ничего положительного, совершен-  

но игнорируют любые его достижения, но в то же время мучительно пережи-  

вают свою связь с таким, по их мнению, неудачным ребенком. Постоянное  

одергивание, понукание, назидание заполняют общение родителей и детей.  

Такие родители водят ребенка от одного специалиста к другому, побуждая  

"исправить" ребенка.  

 

7. Преследование (антипатия, неуважение, близость). Такой тип ро-  

дительского отношения может быть описан формулой: "Мой ребенок него-  

дяй, и я докажу ему это!" В воспитании присутствует твердая убежденность  

родителей, что их ребенок превратился в законченного негодяя и мерзавца,  

во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу видят его "злую волю". Роди-  

тели пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, неред-  

ко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия, вплоть до физи-  

ческого наказания.  

 

8. Отказ (антипатия, неуважение и большая междичностная дистан-  

ция). Формула родительского отношения: "Я не хочу иметь дела с эти него-  

дяем". В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. При  

заострении отношений родители охотно прибегают к помощи общественно-  

сти, стремятся передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреж-  

дениям, обращаются к врачам. В поведении родителей просматривается не-  

осознанный призыв к тому, чтобы их оградили от ребенка, "этого чудовища".  

 

В реальной жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение родите-  

лей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом отно-  

шений. В ходе воспитания, под воздействием тех или иных событий, отноше-  

ние родителей изменяется, приобретает те или иные черты, приближаясь бо-  

лее или менее к какому-то из описанных типов. Чаще всего в поведении ро-  

дителей смешаны несколько вариантов отношений. Однако данный подход  

позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени  

стала для родителей ведущей.  

 

Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не  

только от воспитательных позиций родителей, от отношений в семье. Резуль-  

тат воспитания зависит в большей степени и от самого ребенка, от типа его  

нервной системы, особенностей темпера-мента, присущих ему к данному мо-  

мешу .личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по стилю  

воспитания семьях вырастают дети совершенно непохожие по своим индиви-  

дуально-психологическим качествам. Изучение связи типа воспитания и ин-  

дивидуальности ребенка весьма сложно. Здесь неизбежны и упрощения, и  

схематизм. Покажем сочетание типа воспитания и особенностей ребенка  

 

АО  

 

на одном примере. (А. С. Спиваковская, 1986).  

 

Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому  

слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственны повышенная  

эмоциональная чувствительность, склонность к уединению, фантазированию,  

мечтательности.  

 

Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии только од-  

ной этой способности могут привести разные стили воспитания. Например,  

при излишней требовательности, стремлении насильно приучить ребенка к  

общительности, при обилии указаний на его слабости родители усилят черты  

пассивности, усложнят межличностные контакты ребенка.  

 

Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом духе,  

ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать инициати-  

ву, при добром эмоциональном контакте, внимания к его внутреннему миру,  

через некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка обя-  

зательно появятся черты активности, большей решительности. Он сможет  

развитым воображением, устойчивой эмоциональностью привлечь к себе  

сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного об-  

щения.  

 

Из данного примера можно сделать вывод, что мудрость родителей,  

родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений  

необходимо выбрать в воспитании ребенка, дабы избежать семейных колли-  

зий и конфликтов.  

 

Порой родители стараются уберечь ребенка от негативных сторон  

жизни, щадя его здоровье и психику. Однако сокрытие теневых проблем, ог-  

раждение детей от трудностей, от "дурного" влияния, по свидетельству спе-  

циалистов. не оправдывают себя, так как дети вступают в жизнь неподготов-  

ленными: пасуют перед трудностями, легко попадают под влияние волевых,  

сильных, но безнравственных людей.  

 

Суть воспитания, суть индивидуального подхода к ребенку не в том,  

чтобы оберегать его от дурного влияния, а в том, чтобы сделать детей невос-  

триимчивыми к нему.  

 

 

 

ГЛАВА IV  

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ  

КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ  

 

В романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский доказывает  

простую мысль - преступление есть наказание. Совершив преступление, т.е.  

противопоставив себя обществу, переступив черту дозволенного, человек  

наказывает себя. Об этом рассказал гениальный писатель, художественными  

средствами описав судьбу бедного студента Родиона Раскольникова. Наука, в  

том числе и криминальная психология, пользуясь языком научных и потому  

обобщенных данных, в том числе и статистических показателей, приходит к  

таким же выводам: преступление - это есть наказание, и подросток, став на  

путь крайнего индивидуализма и эгоизма, переступая черту запрета в отно-  

шениях с людьми, быстро "расчеловечивается" И тогда общество вынуждено  

принимать превентивные меры, защищать себя и установленные нормы об-  

щежития.  

 

Возрастные особенности несовершеннолетних, по значимым для кри-  

минолога параметрам, не ограничиваются особенностями формирования  

суждений, убеждений, мировоззрения или характером взаимодействия жиз-  

ненных установок и ценностных ориентаций с бытовыми или производствен-  

ными ситуациями. Важно и то, что в несовершеннолетнем возрасте действу-  

ют на уровне физиологического рефлекса такие поведенческие реакции, как  

тяготение к общению с себе подобными, к подражанию, чем и объясняются  

многие, порой огорчающие родителей поступки подростка. Это естественные  

для его возраста поступки, но в них имеется потенциальная возможность  

встречи с негативными формами поведения и ассимиляции таких форм.  

 

Молодым свойствен и поисковый рефлекс (инстинкт). Подросток не-  

осознанно, но постоянно испытывает окружение на границе дозволенного,  

определяет - что можно и что нельзя. Есть "поиск", который ставит границу  

один раз в жизни, - схватится за пламя горящей свечи или сунуть пальцы в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1435
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 27 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 11 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 10 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 9 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 8 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 7 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 6 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 5 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 4 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 3 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 2 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 12 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 13 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 14 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 26 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 25 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 24 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 23 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 21 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 20 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 19 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 18 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 17 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 15 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 1 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 16 страница
  • Байярд Джин, Байярд Роберт Т. » Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь