|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковставу, но и функциональным особенностям. По составу семьи различают:
- полную семью (наличие в семье отца и матери); - неполную семью (отсутствие одного из них); - расширенную семью (наличие в качестве членов семьи других род- ственников по прямой и боковой линиям);
- искаженную или деформированную семью (отчим, мачеха) и дру- гие.
В педагогических и социо-психологических исследованиях нередко в подростковых нарушениях большое значение придается неполной семье, "безотцовщине". Однако не мешает вспомнить, что в трудные послевоенные годы многие семьи остались без отцов, что не помешало большинству сирот вырасти вполне социально адоптированными личностями. Решающее значе- ние имеет не состав семьи, а степень ее гармоничности, но, конечно, непол- ной или деформированной семье стать гармоничной труднее.
В гармоничной семье ее члены связаны теплой эмоциональной привя- занностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а од- на другую дополняют, никто из членов семьи не узурпирует себе функций другого и не игнорирует собственную функцию. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединением матери с сыном или дочери с отцом против другого члена семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли других членов. Но только од- ной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармонич- ной. если она сама находится в конфликте с ближайшем окружением,
56
если она изолирует себя от общества в целом и даже противопоставляет себя ему.
Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функцио- нальных отношений. Они могут быть разделены на несколько видов. Ниже приводится схема такого разделения применительно семьям подростков. предложенная Э. Г. Эйдемиллером (1976), с нашими дополнениями.
1) Собственно негармоничная семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой слишком зави- сящее положение. Интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает ее на дру- гого. Отсутствует истинное партнерство.
2) Деструктивная семья отличается отсутствием способностей ее членов к взаимодополнению, солидарности в решении жизненных проблем, чрезмерной автономией отдельных членов, наносящих ущерб семье а целом, неравномерностью пли отсутствием взаимности в эмоциональных привязан- ностях.
3) Распадающаяся семья живет в условиях обострившейся кон- фликтной ситуации, уход одного из родителей из семьи назревает или его риск постоянно высок или фактически развод уже произошел, но юридиче- ски еще не оформлен и супруги еще продолжают жить вместе.
4) Распавшаяся семья определяется ситуацией, когда один из роди- телей живет отдельно, может иметь другую семью, но в какой-то мере со- храняет контакты с прежней семьей и несет еще часть функций ее члена.
Как видно: все эти типы представляют собой разные ступени перехода от гармонии к полному распаду.
5) Ригидная псевдосолидарная семья существенно отличается от предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов с за- висимым пассивным положением других, жесткой закостенелой регламента- цией всей семейной жизни, отсутствием двусторонней эмоциональной тепло- ты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький ав- тономный мир, оберетаемый от вторжения других, особенно властного лиде- ра семьи.
Все виды негармоничных семей являются главной причиной непра- вильного воспитания.
3. Типы эмоциональных отношений родителей к детям
В дисгармоничных семьях, где воспитание носит проблемный харак- тер, существуют различные неадекватные эмоциональные отношения к ре- нку. Эти отношения, зачастую утратившие качества гибкости, становятся стереотипными, неизменчивыми, непрогностичными. Подобный тип выра- ""ости эмоциональных отношений к своему ребенку может вызвать у него девиантное поведение. 57
Опираясь на типологию А.С. Спиваковской . можно определить, ка- кие девиации можно прогнозировать, исходя из определенного типа роди- тельских эмоциональных отношений.
Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула роди- тельского воспитания выражается утверждением: "Ребенок - центр моих интересов". В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнооб- разные занятия с ним, забота об их жизни и воспитании.
Воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка. Обобщенная формула родительского отношения: "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться". В поведении родителей проявляется невнимательность к ребен- ку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.
В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ребенка в семье, тому, как родители строят контроль за его поведением. При таком подходе также описаны два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: "Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь". В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опе- кой.
Воспитание по типу иэлишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: "Не хочу ребенка такого, как есть". В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют по- хвалы, поощрения, одобрения.
Во многих исследованиях специалисты, пытаясь описывать типы вос- питания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителей пред- ставляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональ- ный аспект отношения к детям, а другая - поведенческий.
Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1) теп- лое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятель- ности и инициативы; 2) холодное разрешающее воспитание, при котором не- которая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочета- ются с предоставлением ему достаточной свободы; 3) теплое ограничиваю- щее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением; 4) холодное ограничи- вающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к при- диркам, а иногда и жестокому преследованию любого самостоятельного по- ступка.
В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не из трехчленной модели фактора воспитания. Выделены три спектра отноше- ний, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-анти-
патия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспек- тов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви.
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания: "Хочу, чтобы мой ребенок был счаст- лив. Я буду помогать ему в этом". Теплое эмоциональное отношение к ре- бенку, принимающее его личность, активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разум- ной требовательности.
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистан- ция с ребенком). Формула семейного воспитания: "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним". При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, однако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, с по- верхностным знанием душеного мира. Внешнее любование ребенком сочета- ется с неумением помочь ему в его проблемах.
3. Действенная жалость (симпатия, но отсутствие уважения). Фор- мула воспитания ребенка такова: "Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю". Такой стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется признанием действи- тельных, а не мнимых отклонений в умственном и физическом развитии ре- бенка, в результате родители приходят к идее исключительности своего ре- бенка: "Мой ребенок не такой, как все", при этом имеется в виду, что ребе- нок не так хорош, как другие дети; излишне опекают, затрачивают массу усилий на предохранение от вредных влияний. Родители не доверяют ребен- ку, не верят в его возможности и способности.
4. Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не- уважение, большая межличностная дистанция). Формула семейного воспита- ния: "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физи- чески развит". Неблагополучие ребенка как бы негласно признается его пра- вом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстни- ками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире сво- его ребенка, плохо знают его внутренние переживания.
5. Отверженис (антипатия, неуважение, большая межличностная дис- танция). Такое отношение к детям встречается довольно редко, формула по- зиции родителей выражается примерно такими словами: "Этот ребенок вы- зывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело". Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечает его присутст- вия. становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке, в помощи.
1 ) Спиваковская АС. Как быть родителями (Педагогика родителям) М., 1986. 18
6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистан- ция) Родительская формула: "Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим лю- дям". В общении с ребенком не замечают ничего положительного, совершен- но игнорируют любые его достижения, но в то же время мучительно пережи- вают свою связь с таким, по их мнению, неудачным ребенком. Постоянное одергивание, понукание, назидание заполняют общение родителей и детей. Такие родители водят ребенка от одного специалиста к другому, побуждая "исправить" ребенка.
7. Преследование (антипатия, неуважение, близость). Такой тип ро- дительского отношения может быть описан формулой: "Мой ребенок него- дяй, и я докажу ему это!" В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в законченного негодяя и мерзавца, во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу видят его "злую волю". Роди- тели пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, неред- ко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия, вплоть до физи- ческого наказания.
8. Отказ (антипатия, неуважение и большая междичностная дистан- ция). Формула родительского отношения: "Я не хочу иметь дела с эти него- дяем". В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. При заострении отношений родители охотно прибегают к помощи общественно- сти, стремятся передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреж- дениям, обращаются к врачам. В поведении родителей просматривается не- осознанный призыв к тому, чтобы их оградили от ребенка, "этого чудовища".
В реальной жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение родите- лей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом отно- шений. В ходе воспитания, под воздействием тех или иных событий, отноше- ние родителей изменяется, приобретает те или иные черты, приближаясь бо- лее или менее к какому-то из описанных типов. Чаще всего в поведении ро- дителей смешаны несколько вариантов отношений. Однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.
Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не только от воспитательных позиций родителей, от отношений в семье. Резуль- тат воспитания зависит в большей степени и от самого ребенка, от типа его нервной системы, особенностей темпера-мента, присущих ему к данному мо- мешу .личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по стилю воспитания семьях вырастают дети совершенно непохожие по своим индиви- дуально-психологическим качествам. Изучение связи типа воспитания и ин- дивидуальности ребенка весьма сложно. Здесь неизбежны и упрощения, и схематизм. Покажем сочетание типа воспитания и особенностей ребенка
АО
на одном примере. (А. С. Спиваковская, 1986).
Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственны повышенная эмоциональная чувствительность, склонность к уединению, фантазированию, мечтательности.
Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии только од- ной этой способности могут привести разные стили воспитания. Например, при излишней требовательности, стремлении насильно приучить ребенка к общительности, при обилии указаний на его слабости родители усилят черты пассивности, усложнят межличностные контакты ребенка.
Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать инициати- ву, при добром эмоциональном контакте, внимания к его внутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка обя- зательно появятся черты активности, большей решительности. Он сможет развитым воображением, устойчивой эмоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного об- щения.
Из данного примера можно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка, дабы избежать семейных колли- зий и конфликтов.
Порой родители стараются уберечь ребенка от негативных сторон жизни, щадя его здоровье и психику. Однако сокрытие теневых проблем, ог- раждение детей от трудностей, от "дурного" влияния, по свидетельству спе- циалистов. не оправдывают себя, так как дети вступают в жизнь неподготов- ленными: пасуют перед трудностями, легко попадают под влияние волевых, сильных, но безнравственных людей.
Суть воспитания, суть индивидуального подхода к ребенку не в том, чтобы оберегать его от дурного влияния, а в том, чтобы сделать детей невос- триимчивыми к нему.
ГЛАВА IV
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский доказывает простую мысль - преступление есть наказание. Совершив преступление, т.е. противопоставив себя обществу, переступив черту дозволенного, человек наказывает себя. Об этом рассказал гениальный писатель, художественными средствами описав судьбу бедного студента Родиона Раскольникова. Наука, в том числе и криминальная психология, пользуясь языком научных и потому обобщенных данных, в том числе и статистических показателей, приходит к таким же выводам: преступление - это есть наказание, и подросток, став на путь крайнего индивидуализма и эгоизма, переступая черту запрета в отно- шениях с людьми, быстро "расчеловечивается" И тогда общество вынуждено принимать превентивные меры, защищать себя и установленные нормы об- щежития.
Возрастные особенности несовершеннолетних, по значимым для кри- минолога параметрам, не ограничиваются особенностями формирования суждений, убеждений, мировоззрения или характером взаимодействия жиз- ненных установок и ценностных ориентаций с бытовыми или производствен- ными ситуациями. Важно и то, что в несовершеннолетнем возрасте действу- ют на уровне физиологического рефлекса такие поведенческие реакции, как тяготение к общению с себе подобными, к подражанию, чем и объясняются многие, порой огорчающие родителей поступки подростка. Это естественные для его возраста поступки, но в них имеется потенциальная возможность встречи с негативными формами поведения и ассимиляции таких форм.
Молодым свойствен и поисковый рефлекс (инстинкт). Подросток не- осознанно, но постоянно испытывает окружение на границе дозволенного, определяет - что можно и что нельзя. Есть "поиск", который ставит границу один раз в жизни, - схватится за пламя горящей свечи или сунуть пальцы в Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|