Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



11 страница


электрическую розетку. Здесь ответ на поиск настолько определен и беспо-  

щаден, что желания повторить опыт обычно не появляется. В других случаях  

дело обстоит сложнее: возникает самонадеянная мысль избежать возмездия.  

Но даже отъявленный нарушитель правил дорожного движения, сидящий за  

рулем автомобиля, по левой стороне шоссе не ездит, он знает, что возмездие  

со стороны встречного самосвала неотвратимо.  

Подросток в общении с родителями и со сверстниками постоянно не только  

проверяет границу дозволенного, но и стремится ее расширить (не выполнить  

школьное задание, вернуться поздно домой, не отдать сдачу из магазина,  

попробовать вино из бутылки и пр.). Только среда и ситуация дают ему сиг-  

нал - что можно, а где предел.  

 

Еще более важен, с точки зрения криминальной психологии, рефлекс.  

которому трудно даже подобрать наименование, но который бесспорно суще-  

ствует, -это возрастное стремление к приключению, к авантюре, потребно-  

сти испытать "замирание духа", а то и страх, и ужас. У маленьких детей та-  

кой рефлекс проявляется в тяге к страшным сказкам в темной комнате перед  

сном. Те, что постарше, .прекрасно знают : бросать камни в окна электричек  

нельзя, но бросают. Часто в таком поведении подростков наблюдается не  

только хулиганство, но и стремление испытать приключение. Если среда не  

ответила быстрым возмездием, установка "искать приключений" каким-то  

похожим образом может закрепиться.  

 

Криминологии приходится вовлекать в орбиту своего внимания такие  

особенности молодежного возраста, которые без слова "рефлекс" трудно  

объяснить. Но из этого не следует, что криминология признает за физиологи-  

ей, биологией и тем более генетикой какой-либо объяснительный потенциал  

применительно к предмету и объекту криминологической науки. Причины  

преступления, тем более причины преступности, для своего объяснения тре-  

буют социально-психологических и социологических аргументов.  

 

Биологическая природа человека, генетическая наследственная про-  

грамма развития его организма, как биологической особи, мало  

"осведомлены" об условиях социальной жизни, тем более о быстрых ее из-  

менениях. Жизнь внука разительно непохожа на жизнь его деда в том же  

возрасте. Можно быть уверенным, что через два-три поколения условия со-  

циальной организации жизни человеческого сообщества также значительно  

изменятся. Но генотип человека при этом вряд ли претерпит серьезные из-  

менения, разве что в нем появится больше досадных опечаток из-за повыше-  

ния радиационного фона.  

 

Приоритет социальных условий в продуцировании преступного пове-  

дения установлен, и все попытки его опровергнуть кончаются неудачей. Со-  

блазн объяснить просто нечто сложное всегда возникает. Характерно это и  

для криминологов. Как только "большая" наука дает какие-то новые теории  

или, тем более, новые методы, появляются и желающие придать им объясни-  

тельную функцию для криминологических нужд. Так было с антропологией,  

фрейдизмом, генетикой, в настоящее время - с биоригмологией, невропато-  

логией и др. Характерно, что чем дальше от подлинной науки и чем ближе к  

полиции находится криминолог, тем охотнее он прибегает к "простым" объ-  

яснениям. Ч. Ломброзо, автор книги "Преступный человек", был тюремным  

врачом. Сейчас склонность к гипертрофированию значения психических от-  

клонений также имеют лица, ближе других стоящие к задержанию и содер-  

жанию под стражей преступников.  

 

62  

 

Если медицина (в которой биология, биохимия и т.п. - фундамент  

для собственно медицинских выводов, поскольку человек - биоорганизм) не  

может обойтись без учета социальных факторов, то такая социальная нау-  

ка.как криминология, должна отдавать и отдает приоритет социальным влия-  

нием на формирование таких факторов, как преступление, тем более таких  

феноменов, как преступность.  

 

Поэтому, главная задача криминологии, в том числе той ее ветви, ко-  

торая изучает преступность несовершеннолетних, - в выявлении комплексов  

социальных причин преступности, разработке реальных мер по их нейтрали-  

зации и эффективного развития социализирующих и гуманизирующих фак-  

торов - этой своего рода иммунной системы общества. Почему люди боле-  

ют, почему существуют болезни, как повысить сопротивляемость к болезни и  

как ликвидировать и ее причину, и условия, способствующие реализации  

этой причины? Вопросы не простые: десятки лет сотни институтов, специали-  

зирующихся на узких направлениях, решают эти задачи. Те же задачи реша-  

ют и криминолога. При обширности объекта исследования они изучают и ха-  

рактерологические особенности и социальные связи индивида, и многообра-  

зие общественных отношений, причем в совокупности. Нельзя брать за осно-  

ву особенности личности, нужны и условия ее обитания, также нельзя брать  

только социальные условия микро- и макросреды, значима и характеристика  

личности.  

 

Исследования, проведенные под руководством А.Р. Ратинова, ставили  

своей целью проанализировать качества и характерологические свойства, ко-  

торые имеют множество терминов. Известно, что качество всегда существует  

в паре с антагонистической противоположностью: добрый - злой, ленивый -  

трудолюбивый, щедрый - жадный, жестокий - мягкий, участливый - безуча-  

стный, совестливый - бессовестный и т.п.  

 

Специалисты считают, что таких качеств не одна сотня. Сколько ка-  

честв, столько и оттенков, поэтому никаким тестированием не выявишь и об-  

работкой на компьютере не обойдешься. Мысль о том, что каждый человек  

рождается с потенциально полным набором всех возможных качеств являет-  

ся верной и непротиворечивой.  

 

При рождении все качества равновелики. Но жизненный путь начался  

- через общение с близким, дальним, большим и малым социумом меняют-  

ся социальные установки, ценности, ориентации, качества личности. В под-  

ростковом возрасте, когда все качества зыбки и не устоялись, ситуация, как  

правило, доминирует. Например, криминологи считают, что каков будет  

проступок (преступление) - корыстным (квартирная кража, например) или  

насильственная (хулиганское избиение человека), значительно зависит от си-  

 

туации. от влияния ближайшего окружения.  

 

Приведенный пример с методически серьезной проработкой вопроса о  

содержательной характеристики личности несовершеннолетнего преступника  

показывает криминологический аспект проблемы девиантного поведения на-  

ходится на стыке ряда наук: психологии, социологии, психофизиологии, ге-  

нетики, психологии личности и юриспруденции.  

 

Существуют крупномасштабные социальные процессы, которые про-  

дуцируют те человеческие качества, которые воплотятся в преступное пове-  

дение, формируют жизненные ситуации, в которых такое поведение станет  

возможным, и даже неизбежным (с определенной долей вероятности).  

 

Реализовавшись, преступное поведение попадет в статистические от-  

четы правоохранительных ведомств, станет предметом уголовного расследо-  

вания, преступникам будут вынесены приговоры, и они понесут наказание,  

встанет вопрос об их последующей ресоциализации, о развитии службы  

("системы") профилактики, совершенствовании следственно-судебных орга-  

нов, уголовно-процессуального и уголовно-испол-нительного законодатель-  

ства и др.  

 

В основе всей этой сложной и доставляющей немалые заботы общест-  

ву пирамиды будут те незаметные изменения, которые происходят в душах  

молодых людей, которые пока ходят в школу или ПТУ, радуют или огорча-  

ют своих родителей или учителей.  

 

Их досуг, физическое или нравственное воспитание, их представления  

о жизни и планы на будущее - все важно, и вместе взятое представляет со-  

бой громоздкую пирамиду, которая является предметом исследования кри-  

минологии несовершеннолетних.  

 

Каждый родитель, все общество в целом должны понимать, насколько  

непроста задача - уберечь молодое поколение от упречного поведения, их  

судьбу от крушения. Не надо пугаться сложности этой воспитательной зада-  

чи, но и не слезет ее упрощать. Упростить задачу можно для конкретного  

родителя или директора школы, но не для науки криминологии.  

 

Эта наука должна видеть и понимать всю сложность объекта, во всех  

ее проявлениях. Поэтому-то криминология несовершеннолетних держит в  

поле зрения особенности личности несовершеннолетних правонарушителей;  

формы правонарушающего поведения (отдельные виды преступлений); так  

называемые фоновые явления (пьянство, нарко- и токсикомания, венериче-  

ские заболевания, самоубийства, проституция и пр.); ситуации, в которых  

воспитываются, живут и работают несовершеннолетние (семья, школа, до-  

ел г, неформальные группировки и др.); нормативную базу борьбы с преступ-  

ностью несовершеннолетних; меры, которые с профилактической целью к  

несовершеннолетним МОГУТ быть приняты; государственные органы и обше-  

"н"ые организации, которые такие меры могут применять.  

 

1) Трудные судьбы подростков - кто виноват? М., 1991.  

64  

 

Лонгитюдные исследования криминологов были посвящены изуче-  

нию факторов, влияющих на преступность несовершеннолетних (И.Д. Ерма-  

ков. Н.М. Гуськов. Е.Н. Савинкова, В.Л. Литвинов и др.). Все многообразие  

таких фактов сведено в семь разделов: негативные условия жизни и воспита-  

ния несовершеннолетних: трудности и недостатки в деятельности организа-  

ций. непосредственно ответственных за воспитание, а также за исправление и  

перевоспитание несовершеннолетних; негативные условия микросреды: де-  

формация личности несовершеннолетних; факторы повышенной распростра-  

ненности преступности несовершеннолетних; недостатки и упущения в дея-  

тельности правоохранительных органов, влияющих на эффективность борь-  

бы с преступностью несовершеннолетних; недостатки в формировании пра-  

восознания (в правовой пропаганде, в том числе пропаганде уголовного зако-  

на). Сведения по названным разделам представлены в списках-перечнях и  

таблицах.  

 

Таким образом, данная работа представляет собой систему таблиц, в  

которых удалось сосредоточить обширную информацию. Всего в системати-  

зированных перечнях оказался 121 показатель, характеризующий в 47-ми  

случаях негативные условия социальной среды и в 74 случаях - негативные  

личностные особенности, детерминирующие преступное поведение несовер-  

шеннолетних (В. В. Панкратов).  

 

После того как подобные перечневые шкалы были применены к кон-  

кретным обследуемым лицам и ситуациям, оказалось, что для наиболее за-  

пущенных в социальном и нравственном отношении подростков "набор" от-  

рицательно окрашенных обстоятельств сопутствующих их жизни, достигает  

91 (например, отбывший в ВТК наказание за совершенное уголовное престу-  

пление и до того неоднократно совершавший правонарушения). Интересно,  

что и у благополучных подростков (например, школьники-отличники из  

"благополучных семей) число таких обстоятельств не на нуле, оно в среднем  

равно II.  

 

Сравним вероятности или степени риска. У запущенного в социальном  

и нравственном отношении подростка она будет равна 91 из 121, или 75 % от  

всего комплекса причин и условий, приводящих к преступлению. По чисто  

количественным соотношениям вероятность совершения нового преступле-  

ния (0.8) выше, чем при игре в "орла и решку".  

 

Соответственно, резко возрастает потребность в условиях по социаль-  

ной реабилитации такого несовершеннолетнего: у нашего благополучного  

отличника степень риска равна II из 121, или примерно 9 % (0,09). Согла-  

симся, что "риск" невелик, игра почти беспроигрышная. И все же интересна  

 

1) Ермаков В.Д., Гуськов Н.М.. Савиякова Е.Н. Причины и условия, способствующие преступно-  

сти несовершеннолетних. М., 1986. Белякова А.М. Вопросы советского семейного права в судеб-  

нойпрактике.М., 1989. Кудрявцеве. В.Конфликтинасильственноепреступление.М.. 1991 идр.  

 

здесь немалая вероятность, а то. что она есть, то десяти факторов может ока-  

заться достаточно для придания процессу социализации трагического для  

личности, негативного для общества характера.  

 

Содержательный анализ этих количественных данных по возрастным  

и социальным группам несовершеннолетних, по регионам, по ситуациям со-  

вершения правонарушения или, наоборот, не совершения их, сразу резко  

углубляет криминологическую картину, придает ей большую конкретность.  

 

Но если эту конкретику обобщать и укрупнять, вновь приходим к про-  

блемам ценностных ориентаций несовершеннолетних, степени криминоген-  

ности среды их проживания, ситуации в сфере учебы или трудовой деятель-  

ности, семейных отношений и пр.  

 

Углубленный анализ стыков между обобщенно-абстрактными конста-  

тациями и конкретными жизненными коллизиями (ситуациями) показывает,  

что в тех же ценностных и жизненных ориентациях многое предопределено  

или, лучше сказать, задано детскими годами, т.е. многое человек берет из  

детства, а если там было плохо, то плохое перенесет с собой и поднять хоро-  

шее уже труднее.  

 

Ситуационный (структурный) анализ преступлений, совершенных в  

первый раз, также показывает связь меяеду сливающимися в поток преступ-  

ности ручейками противоправного поведения и тем подпитывающим его бо-  

лотом, из которого ручейки вытекают. Болото это - так называемые фоно-  

вые явления - пьянство, наркомания и др. Болото, в свою очередь, порож-  

дение, может быть, океана подпочвенных вод, состоящих из трудовой и бы-  

товой неустроенности, нарушений принципов оплаты по труду и иных прин-  

ципов социальной справедливости, неблагополучия в родительской семье,  

крушения больших ожиданий, социальной апатии или, напротив, активности  

в асоциальных сферах жизни.  

 

Корреляция статистической картины преступности несовершеннолет-  

них со статистической картиной семейного неблагополучия, выраженного,  

например, в учитываемых случаях расторжения брака между родителями,  

имеющими детей, настолько велика и наглядна, что судить об уровне подро-  

стковой преступности в регионе можно не по уголовной статистике, а по ста-  

тистике разводов. Расхождений при этом не бывает, если растет один пока-  

затель, растет и другой.  

 

По пьянству несовершеннолетних возникают много проблем. Самого-  

новарение в семьях ведет к тому, что подростку не только легче попробовать  

и друзей угостить, но и легче привыкнуть к мысли, что нарушать уголовный  

закон можно. Здесь же и рост корыстной преступности.  

 

Важное значение в предупреждении преступного поведения несовер-  

шеннолетних занимает их типично возрастные психологические проблемы.  

Например, ощущение временности любого их состояния, уверенность,  

 

что вся жизнь впереди, поиск психологических компенсаций возникающих в  

их жизни конфликтам, трудностям, противоречиям.  

 

В предельных случаях уже совершенных преступлений попытка ком-  

пенсации тоже всегда присутствует. Насильственный несовершеннолетний  

преступник обычно говорит следующее: "я ничего не украл", "я за друга ре-  

шил вступиться", "я за справедливость". Корыстный же несовершеннолетний  

преступник скажет: "а я никого не убивал", "я не у гражданина, у государства  

украл, а государство у нас богатое", "все воруют" и т.п.  

 

Наличие компенсаторных аргументов -это еще обнадеживающий  

признак. Человек не хочет считать себя плохим, ищет объяснений и оправда-  

ний в этом- залог и возможность реформации. Хуже, когда преступник сам  

на себе ставит крест, оправданий не ищет. Такой может сказать: "слушайте,  

прокурор, а во мне ничего человеческого не осталось". Но даже когда он го-  

воршг "не осталось ", следовательно, и у него были любящие его близкие-  

дедушка и бабушка, мать и др. Что случится, если и этого он в своей молодой  

жизни не имел? Насколько тогда каждый негативный фактор может оказать-  

ся роковым, так как социальной опоры нет.  

 

В дискуссионном вопросе о причислении к "факторам риска" психиче-  

ских аномалий стороны разделились как бы по ведомственному признаку.  

Криминологи, работающие в системе МВД, школьные педагоги склонны  

увеличивать криминогенные значения этого фактора, криминологи, рабо-  

тающие в учреждениях ведомства прокуратуры, АН Украины и университеты  

не признают сколько-нибудь серьезного, тем более решающего значения это-  

го фактора.  

 

Первые обуславливают свою позицию тем, что среди несовершенно-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1364
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь