|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковлетних правонарушителей много лиц с разной степенью психической неурав- новешенности.
Вторые считают, что психическая неуравновешенность, тем более пси- хическое заболевание, распределяется в человеческой популяции по биологи- ческим законам равномерно. Это касается и проблемы биоритмологии (здесь в настоящее время большой интерес вызывает так называемый дельта-ритм, якобы ответственный именно за нестандартные поведенческие реакции чело- века). Обостренные психические реакции некоторых правонарушителей - это результат концентрации вокруг них отрицательных социальных условий. Важно так организовать общество, чтобы больной (в том числе психически) нашел в нем посильное и достойное место.
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними, количест- венный уровень таких негативных явлений как алкоголизм, наркомания, про- ституция несовершеннолетних, появление детей-бомжей, самоагрессия в виде суицидов - все это показателей нравственно-психологического и социально- экономического неблагополучия общества. Оценивая состояние преступности несовершеннолетних и всех сопутствующих ему явлений, невольно прихо-
дится участвовать в дискуссиях и оценках по поводу того, какое общество мы строим.
Среди охраняемых законом и обществом прав несовершеннолетних назовем главное - право на защиту здоровья, на образование, хорошо орга- низованный и оплачиваемый труд, профессиональную подготовку и перепод- готовку, здоровые формы досуга, охрану семьи, защиту от посягательств на имущество и личность, в том числе защиту от вовлечения в преступную дея- тельность и т.д.
Следующее направление - морально-нравственное оздоровление среды обитания несовершеннолетних, так же как и экологическое оздоровле- ние этой среды. Если экология - сфера государственной политики то мо- рить, нравственность - это еще и отношения в семье, на производстве.
Правовая пропаганда должна сделать достоянием сознания каждого молодого гражданина страны высокую ценность сознательного отказа от преступного поведения и активного противодействия такому поведению. Не- законное для молодежи должно стать не только "не нашим", но и "не моим". Опыт некоторых развитых стран показывает, что .данное направление про- филактики, будучи хорошо организованным, приносит значительный обще- социальный эффект, а также снижает число правонарушений в молодежной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Меркантимуация. криминализация, эротизация, виктамизация обще- ственного сознания, коррозия моральных норм поведения, пренебрежение правилами психогигиены поведения, качество средств массовой коммуника- ции и т.п., являясь приметами жизни в современном мире, становятся источ- никами безнравственности, жестокости и равнодушия для подрастающего поколения, насыщают психологическую атмосферу общества обстоятельст- вами и отношениями, приводящими к нервно-психическим отклонениям, эмоциональным расстройствам.
Несмотря на обширность и огромное количество исследования деви- антного поведения, разработка проблемы в современной психологической науке характеризуется недостаточной систематизированностью, отсутствием единой терминологии, отсутствием единого взгляда на границы и формы проявления девиантности. Обращает на себя внимание бихевиористский (по- веденческий) подход к исследованию проблемы, в то время как непосредст- венные причины отклоняющегося поведения заключаются в неблагополучии, дисгармоничности, безнравственности самой личности несовершеннолетнего.
В отечественной литературе наблюдается несколько подходов к изуче- нию проблемы девиантности. Первый из них нацелен на то, чтобы вооружить педагогов необходимыми приемами работы с "трудными" подростками (А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, И.Ф. Мягков, Ю.З. Гассуль, С.И. Подмазин и др.). Второй подход характеризуется большей углубленностью в изучении психосоциальных причин его формирования (Б.И. Алмазов, И.С. Кон, И.А Невский, П.П. Харченко и др.). Третья группа исследователей рассматривает психиатрический аспект девиантности (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкийидр.).
Понятие девиантного поведения неразрывно связано с понятием нор- мы. Нормы поведения устанавливаются обществом и включают дисципли- нарный, моральный и правовой аспекты.
Основным критерием (отклонения в поведении дифференцируется от нормы) является адекватная средовая адаптация, которая означает, во- первых, принятие поступков субъекта обществом, во-вторых, гармоничность и устойчивость его личность.
Такие критерии как соответствие поведения возрастно-половым нор- мам и характер мотивации входят в состав критерия адаптации как уточ- няющие компоненты.
Специалистами выделяются также количественный критерий, то есть критерий степени отклонения от нормы. В психологии нет единой классифи- кации норм девиантного поведения. В отечественной и зарубежной нау-
ке представлены следующие типы девиантного поведения: противоправное поведение (агрессия, присвоение чужого) и нарушение моральных норм об- щества (делинквентное поведение), включающее бродяжничество, аутоагрес- сивное поведение, употребление наркотических веществ, пьянство. Все типы девиантного поведения являются показателем отклонений в структуре лич- ности. показателем какой-либо из стадий средовой дезадаптации. Поступки личности значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие тенденции ее развития за ними скрываются.
По нашему мнению, в психологии существуют реальные предпосылки соединения бихевиористского, исходящего из типов отклоняющегося поведе- ния и личностного подходов на проблемы девиации.
Как свидетельствует практика, зачастую бывает нужно дифференци- ровать патологические и непатологические формы девиантного поведения. По статистическим данным подавляющее большинство подростков с асоци- альным поведением имеют пограничные состояния психики. Совершенно очевидно, что для практической работы с девиактными повестками необхо- димо учитывать психиатрический аспект девиации несовершеннолетних.
Формирование личности, а также формирование отклонений в ее структуре следует рассматривать как динамический процесс, на протекание которого влияют биологические и социальные факторы который начинается еще до рождения. На каждом этапе своего развития личность выполняет оп- ределенные задачи. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого из возрастных этапов определяет особенности последующего развития лично- сти, ее гармоничности или девиации.
71
ЛИТЕРАТУРА
1. Актупльн! аспекти сощальноТ роботи з дев1антною молоддю. Випуск 2. Донецтк, червень 1996
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
4. Берне Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание, М., 1986.
5. Гарбузов В.И. Нервные дети. М., 1990.
6. Гильбух Ю.З. Темперамент 1 тзнавальш здабносп школяра. К., 1992.
7. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. Алма-Ата, 1990.
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
9. Киричук А.В. Концепция воспитания подрастающего поколения суверен- ной Украины. // Радянська школа, 1991, №5.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
11. Заика Н.И., Крейдун Т.И., Ячина Н.И. Психологическая характеристика этичности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психоло- гии, 1990, № 4.
12. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
13. Леви В. Нестандартный ребенок. М" 1992.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1989.
15. Личко А.Е. Психопатии и ацкентуации характера у подростков. Л.. 1983.
16. Подмазин С.И. Роль установки в формировании и проявлении акцентуи- рованных черт характера у подростков - Дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. К., 1994.
17. Подмазин С.И. Семестрово-зачетная форма организации учебного про- цесса в школе. Запорожье, 1994.
18. Полегенько А.В. Критерии социальной дезадаптации подростков по дан- ным психологического обследования. С.-Пб, 1995.
19. Ратгер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
20. Ротгенберг В,С., Бондаренко С.М. Мозг. Общение. Здоровье. М" 1989.
21. Толстов В. Дом, где возрождаются сердца // Социальная работа. №1.-М.: 1993. с. 34-35
22. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбили- си, 1961.
23. Т.А. Харрис. Я хороший, ты хороший. М., 1993.
24. Эриксон Э. Теория психосоциального развития человека. М., 1992.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
ГЛОССАРИЙ "ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ"
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности А.П. может быть: 1) прямым, непосред- ственным, т.е. направленным против объекта-источника фруст- рации; 2) смещенным, когда ивдиввд, испытывающий фрустра- циго, не может направить свое А.П. непосредственно против ис- точника фруотрации и ищет "козла отпущения".
АГРЕССИВНОСТЬ - относительно устойчивая черта личности, характе- ризующая готовность субъекта к агрессивному поведению.
АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, действие, на- правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или груп- пы людей.
АГРЕССИЯ ВРАЖДЕБНАЯ - вид агрессии, характеризующийся целена- правленно-осознанным намерением нанесения вреда другому.
АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ - вид агрессии, когда цель дейст- вия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств для ее достижения.
АГРЕССИЯ РЕАКТИВНАЯ - ввд агрессии в основе которого лежит спо- собность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуа- ции и предвидению выхода из нее. А.Р. может проявляться в виде аффективной А., импульсной А., экспрессивной А.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - понятие, введенное К. Леонгардом и обозначающее чрезмерную выраженность отдельных черт ха- рактера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
АКЦЕНТУАЦИЯ СКРЫТАЯ - обычные варианты нормы, в привычных
условиях А. С. выражена слабо либо не проявляется.
АКЦЕНТУАЦИЯ ЯВНАЯ - степень А., относящаяся к крайним вариан- там нормы. А.Я. характеризуется наличием: 1) постоянных черт определенного типа характера; 2) временного нарушения адап- тации; 3) отклонений в поведении.
73
АУТОАГРЕССИЯ - механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. А. проявляется в актах самоунижения. самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных поврежде- ний и суицида.
ВИКТИМНОСТЬ - термин, определяющий наличие таких качеств лично- сти. которые предрасполагают ее к действиям (сознательным или бессознательным), соответствующим подчинению той си- туации, в которой она оказывается.
ВИКТИМОЛОГИЯ - наука, изучающая проблемы поведения жертвы в
условиях насилия.
ГИПЕРОПЕКА - неадекватная позиция родителей по отношению к ребен- ку, выражающаяся в чрезмерной заботе о нем.
ГИПОПРОТЕКЦИЯ - неадекватная позиция родителей по отношению к ребенку, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о нем.
ДЕВИАЦИЯ - всеобщие формы, механизм, способ изменчивости и жизне- деятельности. развития каждой системы. Социальная Д. реали- зуется в виде девиантного поведения.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков или отдельные по- ступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Д.П. может проявляться в виде: 1) амо- рального поведения; 2) преступности.
ДЕЛИНКВЕНТ - субъект, чье девиантное поведение, в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые дейст- вия.
ДЕПРИВАЦИЯ - недостаточность в притоке внешних воздействий, сен- сорный голод. Различают следующие виды: 1) материнская; 2) отцовская; 3) семейная; 4) сенсорная; 5) эмоциональная. Д. за- тормаживает развитие ребенка, приводит к отставанию от свер- стников.
ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ АГРЕССИИ - асоциальное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с общеприня- тыми нормами (ругань, оскорбления) вплоть до нанесения фи- зического ущерба другому лицу или другим людям, либо само- му себе.
ДИДАКТОГЕНИИ - моральные и психические расстройства, которые возникают в результате ошибок дидактического и педагогиче- ского влияния.
ДУХОВНОСТЬ - индивидуальная выраженность в системе мотивов лич- ности. Д. проявляется в двух фундаментальных потребностях: 1) идеальная потребность (познание мира, смысла жизни, сво- его предназначения); 2) социальная потребность (жить и дейст- вовать для других).
74
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - особый тип анома- лии психического развития ребенка. Возникновение З.П.Р. мо- жет быть связано с: 1) дефектами конструкции ребенка, вслед- ствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту; 2) соматиче- скими заболеваниями; 3) органическими поражениями цен- тральной нервной системы.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведе- ние до минимума тревоги, связанной с осознанием конфликта. КАПРИЗ ДЕТСКИЙ - особенность поведения, выражающаяся в противо- действии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому, В период К.В. проис- ходит решительная смена всей социальной ситуации развития личности: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности.
КОНСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ АГРЕССИИ - социально приемлемые действия, когда тревога л напряжение, вызвашпдефрустрацией и конфликтом, разрешаются социально-приемлемыми способа- ми (контактные виды спорта) или специальными (психологиче- ская помощь).
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА - совокупность психологических свойств,
характерных для лиц, совершивших преступления.
НЕГАТИВИЗМ - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с по- требностями субъекта. Существуют следующие формы Н.: 1) пассивная, которая выражается в отказе выполшпъ предъявляе- мые требования; 2) активная, при которой производятся дейст- вия, противоположные требуемым.
ОБИДЧИК - субъект, испытывающий чувство собственной неполноценно- сти, неадекватности, тревожности, фрустрации, а его агрессив- ное поведение - способ компенсации собственной малоценно- сти.
САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С. является важным регу- лятором поведения. От нее зависят взаимоотношения с окру- жающими, требовательность к себе, отношение к успехам и не- удачам, влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие.
СИНДРОМ ПРЕДСУИПИДАЛЬНЫЙ - совокупность отдельных сим- птомов психической деятельности, которые наблюдаются перед совершением суицидального акта. Эти симптомы включают в себя следующие: 1) сужение всей сферы -психической деятель- ности; 2) аутоагрессию; 3) желание умереть; 4) фантазирование на соответствующие темы; 5) дисфорическое состояние; 6) пси- хосоматические изменения.
СТРЕСС
термин, использующийся для обозначения обширного крута со- стояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экс- тремальные воздействия. Различают следующие виды С.: 1) фи- зиологический; 2) психологический (информационный и эмо- циональный).
СТРЕССОР - неблагополучные, значительные по силе и продолжительно- сти внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникнове- нию стрессовых состояний.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ - мысли, высказанные субъектом о малоценности и ненужности жизни. С.Н., как правило, не име- ют четко продуманного плана и способы реализации не опреде- лены. С.Н. могут быть шантажного, "демонстративного" харак- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|