Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



12 страница


летних правонарушителей много лиц с разной степенью психической неурав-  

новешенности.  

 

Вторые считают, что психическая неуравновешенность, тем более пси-  

хическое заболевание, распределяется в человеческой популяции по биологи-  

ческим законам равномерно. Это касается и проблемы биоритмологии (здесь  

в настоящее время большой интерес вызывает так называемый дельта-ритм,  

якобы ответственный именно за нестандартные поведенческие реакции чело-  

века). Обостренные психические реакции некоторых правонарушителей -  

это результат концентрации вокруг них отрицательных социальных условий.  

Важно так организовать общество, чтобы больной (в том числе психически)  

нашел в нем посильное и достойное место.  

 

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними, количест-  

венный уровень таких негативных явлений как алкоголизм, наркомания, про-  

ституция несовершеннолетних, появление детей-бомжей, самоагрессия в виде  

суицидов - все это показателей нравственно-психологического и социально-  

экономического неблагополучия общества. Оценивая состояние преступности  

несовершеннолетних и всех сопутствующих ему явлений, невольно прихо-  

 

дится участвовать в дискуссиях и оценках по поводу того, какое общество  

мы строим.  

 

Среди охраняемых законом и обществом прав несовершеннолетних  

назовем главное - право на защиту здоровья, на образование, хорошо орга-  

низованный и оплачиваемый труд, профессиональную подготовку и перепод-  

готовку, здоровые формы досуга, охрану семьи, защиту от посягательств на  

имущество и личность, в том числе защиту от вовлечения в преступную дея-  

тельность и т.д.  

 

Следующее направление - морально-нравственное оздоровление  

среды обитания несовершеннолетних, так же как и экологическое оздоровле-  

ние этой среды. Если экология - сфера государственной политики то мо-  

рить, нравственность - это еще и отношения в семье, на производстве.  

 

Правовая пропаганда должна сделать достоянием сознания каждого  

молодого гражданина страны высокую ценность сознательного отказа от  

преступного поведения и активного противодействия такому поведению. Не-  

законное для молодежи должно стать не только "не нашим", но и "не моим".  

Опыт некоторых развитых стран показывает, что .данное направление про-  

филактики, будучи хорошо организованным, приносит значительный обще-  

социальный эффект, а также снижает число правонарушений в молодежной  

среде.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Меркантимуация. криминализация, эротизация, виктамизация обще-  

ственного сознания, коррозия моральных норм поведения, пренебрежение  

правилами психогигиены поведения, качество средств массовой коммуника-  

ции и т.п., являясь приметами жизни в современном мире, становятся источ-  

никами безнравственности, жестокости и равнодушия для подрастающего  

поколения, насыщают психологическую атмосферу общества обстоятельст-  

вами и отношениями, приводящими к нервно-психическим отклонениям,  

эмоциональным расстройствам.  

 

Несмотря на обширность и огромное количество исследования деви-  

антного поведения, разработка проблемы в современной психологической  

науке характеризуется недостаточной систематизированностью, отсутствием  

единой терминологии, отсутствием единого взгляда на границы и формы  

проявления девиантности. Обращает на себя внимание бихевиористский (по-  

веденческий) подход к исследованию проблемы, в то время как непосредст-  

венные причины отклоняющегося поведения заключаются в неблагополучии,  

дисгармоничности, безнравственности самой личности несовершеннолетнего.  

 

В отечественной литературе наблюдается несколько подходов к изуче-  

нию проблемы девиантности. Первый из них нацелен на то, чтобы вооружить  

педагогов необходимыми приемами работы с "трудными" подростками (А.С.  

Белкин, В.Т. Кондрашенко, И.Ф. Мягков, Ю.З. Гассуль, С.И. Подмазин и  

др.). Второй подход характеризуется большей углубленностью в изучении  

психосоциальных причин его формирования (Б.И. Алмазов, И.С. Кон, И.А  

Невский, П.П. Харченко и др.). Третья группа исследователей рассматривает  

психиатрический аспект девиантности (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.  

Юстицкийидр.).  

 

Понятие девиантного поведения неразрывно связано с понятием нор-  

мы. Нормы поведения устанавливаются обществом и включают дисципли-  

нарный, моральный и правовой аспекты.  

 

Основным критерием (отклонения в поведении дифференцируется от  

нормы) является адекватная средовая адаптация, которая означает, во-  

первых, принятие поступков субъекта обществом, во-вторых, гармоничность  

и устойчивость его личность.  

 

Такие критерии как соответствие поведения возрастно-половым нор-  

мам и характер мотивации входят в состав критерия адаптации как уточ-  

няющие компоненты.  

 

Специалистами выделяются также количественный критерий, то есть  

критерий степени отклонения от нормы. В психологии нет единой классифи-  

кации норм девиантного поведения. В отечественной и зарубежной нау-  

 

ке представлены следующие типы девиантного поведения: противоправное  

поведение (агрессия, присвоение чужого) и нарушение моральных норм об-  

щества (делинквентное поведение), включающее бродяжничество, аутоагрес-  

сивное поведение, употребление наркотических веществ, пьянство. Все типы  

девиантного поведения являются показателем отклонений в структуре лич-  

ности. показателем какой-либо из стадий средовой дезадаптации. Поступки  

личности значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие тенденции ее  

развития за ними скрываются.  

 

По нашему мнению, в психологии существуют реальные предпосылки  

соединения бихевиористского, исходящего из типов отклоняющегося поведе-  

ния и личностного подходов на проблемы девиации.  

 

Как свидетельствует практика, зачастую бывает нужно дифференци-  

ровать патологические и непатологические формы девиантного поведения.  

По статистическим данным подавляющее большинство подростков с асоци-  

альным поведением имеют пограничные состояния психики. Совершенно  

очевидно, что для практической работы с девиактными повестками необхо-  

димо учитывать психиатрический аспект девиации несовершеннолетних.  

 

Формирование личности, а также формирование отклонений в ее  

структуре следует рассматривать как динамический процесс, на протекание  

которого влияют биологические и социальные факторы который начинается  

еще до рождения. На каждом этапе своего развития личность выполняет оп-  

ределенные задачи. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого из  

возрастных этапов определяет особенности последующего развития лично-  

сти, ее гармоничности или девиации.  

 

71  

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА  

 

1. Актупльн! аспекти сощальноТ роботи з дев1антною молоддю. Випуск 2.  

Донецтк, червень 1996  

 

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.  

Свердловск, 1986.  

 

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.  

 

4. Берне Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание, М., 1986.  

 

5. Гарбузов В.И. Нервные дети. М., 1990.  

 

6. Гильбух Ю.З. Темперамент 1 тзнавальш здабносп школяра. К., 1992.  

 

7. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. Алма-Ата,  

1990.  

 

8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.  

 

9. Киричук А.В. Концепция воспитания подрастающего поколения суверен-  

ной Украины. // Радянська школа, 1991, №5.  

 

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.  

 

11. Заика Н.И., Крейдун Т.И., Ячина Н.И. Психологическая характеристика  

этичности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психоло-  

гии, 1990, № 4.  

 

12. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.,  

1988.  

 

13. Леви В. Нестандартный ребенок. М" 1992.  

 

14. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1989.  

 

15. Личко А.Е. Психопатии и ацкентуации характера у подростков. Л.. 1983.  

 

16. Подмазин С.И. Роль установки в формировании и проявлении акцентуи-  

рованных черт характера у подростков - Дисс. на соискание уч. степени  

канд. психол. наук. К., 1994.  

 

17. Подмазин С.И. Семестрово-зачетная форма организации учебного про-  

цесса в школе. Запорожье, 1994.  

 

18. Полегенько А.В. Критерии социальной дезадаптации подростков по дан-  

ным психологического обследования. С.-Пб, 1995.  

 

19. Ратгер М. Помощь трудным детям. М., 1987.  

 

20. Ротгенберг В,С., Бондаренко С.М. Мозг. Общение. Здоровье. М" 1989.  

 

21. Толстов В. Дом, где возрождаются сердца // Социальная работа.  

№1.-М.: 1993. с. 34-35  

 

22. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбили-  

си, 1961.  

 

23. Т.А. Харрис. Я хороший, ты хороший. М., 1993.  

 

24. Эриксон Э. Теория психосоциального развития человека. М., 1992.  

 

25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.  

 

ГЛОССАРИЙ  

"ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ"  

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - враждебные действия, целью которых  

является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций  

живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По  

своей направленности А.П. может быть: 1) прямым, непосред-  

ственным, т.е. направленным против объекта-источника фруст-  

рации; 2) смещенным, когда ивдиввд, испытывающий фрустра-  

циго, не может направить свое А.П. непосредственно против ис-  

точника фруотрации и ищет "козла отпущения".  

 

АГРЕССИВНОСТЬ - относительно устойчивая черта личности, характе-  

ризующая готовность субъекта к агрессивному поведению.  

 

АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, действие, на-  

правленное на нанесение физического или психологического  

вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или груп-  

пы людей.  

 

АГРЕССИЯ ВРАЖДЕБНАЯ - вид агрессии, характеризующийся целена-  

правленно-осознанным намерением нанесения вреда другому.  

 

АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ - вид агрессии, когда цель дейст-  

вия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из  

средств для ее достижения.  

 

АГРЕССИЯ РЕАКТИВНАЯ - ввд агрессии в основе которого лежит спо-  

собность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуа-  

ции и предвидению выхода из нее. А.Р. может проявляться в  

виде аффективной А., импульсной А., экспрессивной А.  

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - понятие, введенное К. Леонгардом и  

обозначающее чрезмерную выраженность отдельных черт ха-  

рактера и их сочетаний, представляющую крайние варианты  

нормы, граничащие с психопатиями.  

 

АКЦЕНТУАЦИЯ СКРЫТАЯ - обычные варианты нормы, в привычных  

 

условиях А. С. выражена слабо либо не проявляется.  

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ЯВНАЯ - степень А., относящаяся к крайним вариан-  

там нормы. А.Я. характеризуется наличием: 1) постоянных черт  

определенного типа характера; 2) временного нарушения адап-  

тации; 3) отклонений в поведении.  

 

73  

 

АУТОАГРЕССИЯ - механизм, направляющий агрессивные импульсы  

внутрь, на самого себя. А. проявляется в актах самоунижения.  

самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных поврежде-  

ний и суицида.  

 

ВИКТИМНОСТЬ - термин, определяющий наличие таких качеств лично-  

сти. которые предрасполагают ее к действиям (сознательным  

или бессознательным), соответствующим подчинению той си-  

туации, в которой она оказывается.  

 

ВИКТИМОЛОГИЯ - наука, изучающая проблемы поведения жертвы в  

 

условиях насилия.  

 

ГИПЕРОПЕКА - неадекватная позиция родителей по отношению к ребен-  

ку, выражающаяся в чрезмерной заботе о нем.  

 

ГИПОПРОТЕКЦИЯ - неадекватная позиция родителей по отношению к  

ребенку, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о нем.  

 

ДЕВИАЦИЯ - всеобщие формы, механизм, способ изменчивости и жизне-  

деятельности. развития каждой системы. Социальная Д. реали-  

зуется в виде девиантного поведения.  

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков или отдельные по-  

ступки, противоречащие принятым в обществе правовым или  

нравственным нормам. Д.П. может проявляться в виде: 1) амо-  

рального поведения; 2) преступности.  

 

ДЕЛИНКВЕНТ - субъект, чье девиантное поведение, в крайних своих  

проявлениях представляет собой уголовно наказуемые дейст-  

вия.  

 

ДЕПРИВАЦИЯ - недостаточность в притоке внешних воздействий, сен-  

сорный голод. Различают следующие виды: 1) материнская; 2)  

отцовская; 3) семейная; 4) сенсорная; 5) эмоциональная. Д. за-  

тормаживает развитие ребенка, приводит к отставанию от свер-  

стников.  

 

ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ АГРЕССИИ - асоциальное поведение,  

проявляющееся в действиях, не согласующихся с общеприня-  

тыми нормами (ругань, оскорбления) вплоть до нанесения фи-  

зического ущерба другому лицу или другим людям, либо само-  

му себе.  

 

ДИДАКТОГЕНИИ - моральные и психические расстройства, которые  

возникают в результате ошибок дидактического и педагогиче-  

ского влияния.  

 

ДУХОВНОСТЬ - индивидуальная выраженность в системе мотивов лич-  

ности. Д. проявляется в двух фундаментальных потребностях:  

1) идеальная потребность (познание мира, смысла жизни, сво-  

его предназначения); 2) социальная потребность (жить и дейст-  

вовать для других).  

 

74  

 

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - особый тип анома-  

лии психического развития ребенка. Возникновение З.П.Р. мо-  

жет быть связано с: 1) дефектами конструкции ребенка, вслед-  

ствие чего по своему физическому и психическому развитию он  

начинает соответствовать более раннему возрасту; 2) соматиче-  

скими заболеваниями; 3) органическими поражениями цен-  

тральной нервной системы.  

 

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система  

стабилизации личности, направленная на устранение или сведе-  

ние до минимума тревоги, связанной с осознанием конфликта.  

КАПРИЗ ДЕТСКИЙ - особенность поведения, выражающаяся в противо-  

действии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям  

взрослых, в непослушании.  

 

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов  

от одного возрастного периода к другому, В период К.В. проис-  

ходит решительная смена всей социальной ситуации развития  

личности: возникновение нового типа отношений со взрослыми,  

смена одного вида ведущей деятельности.  

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ АГРЕССИИ - социально приемлемые  

действия, когда тревога л напряжение, вызвашпдефрустрацией  

и конфликтом, разрешаются социально-приемлемыми способа-  

ми (контактные виды спорта) или специальными (психологиче-  

ская помощь).  

 

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА - совокупность психологических свойств,  

 

характерных для лиц, совершивших преступления.  

 

НЕГАТИВИЗМ - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта  

оказываемым на него воздействиям. Н. возникает как защитная  

реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с по-  

требностями субъекта. Существуют следующие формы Н.: 1)  

пассивная, которая выражается в отказе выполшпъ предъявляе-  

мые требования; 2) активная, при которой производятся дейст-  

вия, противоположные требуемым.  

 

ОБИДЧИК - субъект, испытывающий чувство собственной неполноценно-  

сти, неадекватности, тревожности, фрустрации, а его агрессив-  

ное поведение - способ компенсации собственной малоценно-  

сти.  

 

САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей,  

качеств и места среди других людей. С. является важным регу-  

лятором поведения. От нее зависят взаимоотношения с окру-  

жающими, требовательность к себе, отношение к успехам и не-  

удачам, влияет на эффективность деятельности и дальнейшее  

развитие.  

 

СИНДРОМ ПРЕДСУИПИДАЛЬНЫЙ - совокупность отдельных сим-  

птомов психической деятельности, которые наблюдаются перед  

совершением суицидального акта. Эти симптомы включают в  

себя следующие: 1) сужение всей сферы -психической деятель-  

ности; 2) аутоагрессию; 3) желание умереть; 4) фантазирование  

на соответствующие темы; 5) дисфорическое состояние; 6) пси-  

хосоматические изменения.  

 

СТРЕСС  

 

термин, использующийся для обозначения обширного крута со-  

стояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экс-  

тремальные воздействия. Различают следующие виды С.: 1) фи-  

зиологический; 2) психологический (информационный и эмо-  

циональный).  

 

СТРЕССОР - неблагополучные, значительные по силе и продолжительно-  

сти внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникнове-  

нию стрессовых состояний.  

 

СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ - мысли, высказанные субъектом о  

малоценности и ненужности жизни. С.Н., как правило, не име-  

ют четко продуманного плана и способы реализации не опреде-  

лены. С.Н. могут быть шантажного, "демонстративного" харак-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1461
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь