Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



7 страница


знаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни  

тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации  

как следствия тяжести аномалии характера. Специалисты считают, что нико-  

гда не бывает соответствия всем этим признакам психопатии сразу.  

 

Акцентуации обычно развиваются в период становления характера и  

сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях  

могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, а опреде-  

ленной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Соци-  

альная дезадаптадия при акцентуациях либо вовсе отсутствуют, либо бывает  

непродолжительной.  

 

Личко А.Е. оказывает, что при психопатиях декомпенсации, острые  

аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возни-  

кают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуа-  

циях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к месту наименьшего со-  

противления, к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и  

потрясения, не задевающие этого места, не приводят к нарушениям и перено-  

сятся стойко. При каждом типе акцентуации, считает Личко А.Е., имеются  

свойственные ему, отличные от других типов "слабые места". На основании  

изложенного исследователь подростковой акцентуации А.Е. Личко дает ее  

определение:  

 

"Акцентуация характера - это крайние варианты, при которых от-  

дельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживает-  

ся избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных  

воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" .  

 

Различают явную и скрытую акцентуацию характера (Личко А.Е.,  

Александров А.А., 1973).  

 

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним  

вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт оп-  

ределенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от  

близких, непродолжительное наблюдений, особенно в среде сверстников, а  

также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с по-  

мощью диагностического опросника (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1977) позво-  

ляют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не  

препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. За-  

нимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям.  

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при  

 

1) Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979, стр. 27  

38  

 

действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего со-  

противления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения  

в поведении. При повзрослении особенности характера становятся достаточ-  

но выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.  

 

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не  

к крайним, а к обычным нормам. В обыденных, привычных условиях, черты  

определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.  

Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и де-  

тальном знакомстве с биографией трудно бывает составил> четкое представ-  

ление об определенном типе характера.  

 

Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявиться  

под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют по-  

вышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные  

факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических  

расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты  

и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной деза-  

даптации.  

 

Часто говорят, что воспитание необходимо индивидуализировать. А  

как это сделать конкретно? Изучение акцентуаций позволило подсказать, ка-  

кие формы воспитания для каких детей неприемлемы. Подростки с явной ак-  

центуацией хотя и приспосабливаются к ссужающей среде, но в обычных  

ситуациях обращают на себя внимание шероховатостями, неровностями ха-  

рактера. Кто не видел шумных, общительных, озорных, неугомонных ребят?  

Они любят командовать, не робеют перед незнакомыми людьми, но им явно  

недостает чувства меры, такта в общении со старшими. Живой ум и хорошие  

способности позволяют им хорошо учиться. Но учатся они неровно. А все из-  

за той же неугомонности, неусидчивости и, как следствие, недисциплиниро-  

ванности.  

 

У них преобладает приподнятое настроение, они энергичны, но,  

встретив препятствие, могут дать вспышку раздражительности, а то и гнева.  

Так-то акцентуацию называют гипертимной (в этом термине подчеркивает-  

ся приподнятое настроение и повышенная активность). Такие ребята стре-  

мятся к лидерству, легко меняют увлечения, любят прихвастнуть, переоце-  

нивают свои возможности и способности. Схватывают все на лету, но не все-  

гда этого достаточно для успешной учебы, отсюда и срывы в учении. В каких  

же ситуациях гипертимные подростки дают срывы? Когда воспитателю не-  

обходимо бьпъ особенно бдительным?  

 

Эти ребята бурно реагируют на мелочный контроль и жесткую дисци-  

плину, поэтому легко дают реакции эмансипации. Они тяготеют одиночест-  

вом, монотонной деятельностью, ненадежны там, где требуется кропотливая,  

тщательная работа. Не отличающаяся аккуратностью в обещаниях. Легко-  

мысленно относятся к правилам и запретам, незаметно для себя могут пере-  

 

шагнуть грань допустимого, неразборчивы в знакомствах и могут оказаться в  

сомнительной компании. В поисках новых ощущений склонны к ранней ал-  

коголизации и употреблению токсических веществ.  

 

Есть у них и достоинства. В трудных случаях они не теряются, способ-  

ны проявить находчивость. Но достоинства эти могут обернуться недостат-  

ками: дети легко начинают ловчить и изворачиваться. При воспитании осо-  

бое внимание необходимо уделять развитию внимания, усидчивости, чувства  

долга и ответственности. Не оправдывают себя авторитарный стиль взаимо-  

отношений с ними. Но если с уважением относиться к их мнению, поощрять  

полезную деятельность, поручать организацию серьезных дел, то можно на-  

править их энергию на социально приемлемые поступки. Можно опираться  

на стремление к лидерству. Из-за соперничества у таких детей возможны  

конфликты с товарищами.  

 

Оставлять их без надзора нельзя, но при этом необходимо подчерки-  

вать уважительное внимание к ним, а не мелочный контроль и недоверие. К  

нарушениям их поведения могут привести как безнадзорность, так и непри-  

крыто жесткий контроль.  

 

Потворствующая гиперпротекция им приятна, но может привить им  

истерические черты характера, стремление быть в центре внимания, вызы-  

вать восхищение, а ради этого они будут готовы совершать сомнительные по-  

ступки.  

 

Их чрезмерная подвижность объясняет то, почему у них чаще, чем у  

других детей, бывают черепно-мозговые травмы. Если травмы не лечить, то  

могут усиливаться вспышки разяражнгтельности, гневливости. Лечить таких  

детей трудно. Необходим постельный режим, а всякое бездеятельное ожида-  

ние для них невыносимо. Поэтому во время болезни необходимо найти для  

них увлекательное занятие (детективы, головоломки).  

 

Циклоидный тип акцентуации проявляется чередованием повышен-  

ного и пониженного настроения, возникающих без внешних причин. На фоне  

повышенного настроения такие дети ничем не отличаются от гипертимной  

акцентуации. Длительное понижение настроения впервые возникает в пубер-  

татном периоде на фоне ровного или приподюггого настроения,  

 

Подросток нередко жалуется на вялость, упадок сил. То, что раньше  

давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, все валится из рук. Тя-  

готит общество, и ранее бойкие подростки становятся унылыми домоседами.  

Снижается аппетит, любимая еда не доставляет удовольствия. Нарушается  

сон (бессонница или сонливость), нарушено засыпание, утром отмечается не-  

свежесть, вялость.  

 

Такие состояния ни подростками, ни родителями не расцениваются  

как болезненные. Обычно подростки жалуются не столько на пониженное на-  

строение, сколько на скуку. Болезненные реакции возникают в тех случаях,  

когда родные, не разобравшись в состоянии, укоряют детей в лени, бездея-  

 

тельности. Тогда возможны вспышки раздражения, которые сменяются еще  

большим унынием.  

 

Замечания, упреки, обвинения родных углубляют депрессивное со-  

стояние. Появляются мысли о собственной неполноценности, никчемности,  

бесполезности, могут возникать мысли о самоубийстве,  

 

В такие периоды особенно тяжело переносятся изменения условий  

жизни: перевод в другую школу, переезд на новое место жительства, оконча-  

ние школы и поступление в ВУЗ. Депрессивное состояние затягивается и по-  

лучает внешнее обоснование: трудность приспособления к новым условиям.  

Поскольку речь идет о крайних вариантах нормы, подростки сохраняют воз-  

можность продолжать учебу, но с гораздо большим напряжением сил.  

 

Когда субдепрессивная форма сменяется гипертимной, то подростки  

вновь становятся общительными, стремятся в компании, вновь появляются  

прежние или новые увлечения, кипучая деятельность.  

 

Повышение настроения или упадок его могут быть столь значитель-  

ными, что делают невозможной привычную деятельность. В этих случаях  

приходится иметь в виду не патологическую поведенческую реакцию, а про-  

явление болезни. Некоторые психические заболевания могут проявляться  

маниакальными и депрессивными фазами. При своевременном обращении к  

врачу удается достичь хорошего лечебного эффекта.  

 

Лабильный (подвижный) тип отличается крайней изменчивостью  

настроения. Если при гипертимной и циклоидной акцентуации эмоциональ-  

ные сдвиги относительно устойчивы, то у лиц лабильного типа настроение  

меняется в течение дня и от ничтожных причин. Все подростки в какой-то  

мере наделены эмоциональной подвижностью, но у лабильных это выходит  

за пределы обычных колебаний настроения. Не всегда можно уловить причи-  

ну их изменчивости, но она есть и кроется во внешних поводах: неприветли-  

вый взгляд, неприятная интонация, нелестное слово, пятно на костюме, не-  

ожиданный дождь - все может погрузить в унылое и мрачное расположение  

духа.  

 

И наоборот, мимолетный комплимент, интересная новость, приятная  

беседа, малореальные, но заманчивые перспективы могут быстро поднять  

настроение. Характерен мгаовенный переход от горьких слез к радостной  

улыбке.  

 

Минутное настроение сказывается и на самочувствии. Меняется сон,  

аппетит, трудоспособность. При плохом настроении такие подростки стре-  

мятся к уединению, при хорошем - любят шумное общество. В зависимости  

от настроения будущее представляется то безрадостным и унылым, то рас-  

цветает яркими красками. Одни и те же люди при плохом настроении вос-  

принимаются как некрасивые, скучные, скверные, при хорошем - как при-  

влекательные, интересные, милые. При всей изменчивости настроения к  

 

тем. кто их любит и проявляет заботу, они испытывают глубокое чувство  

привязанности, что. впрочем, не мешает возникновению частых, но мимо-  

летных обид, ссор. И в минуты грусти они ищут дружбы с теми, кто способен  

утешить, приободрить, отвлечь от мрачных мыслей. Лабильное чутко реаги-  

руют на похвалу, одобрение, знаки внимания - все это искренне радует их.  

Реакция группирования зависит от настроения. При теплом отношении в се-  

мье реакции эмансипации не возникает.  

 

Когда у лабильных подростков возникают болезненные реакции? В  

ситуации эмоциональной холодности, когда их отвергают, проявляют к ним  

равнодушие, грубость, не говоря уже о жестокости. В этих случаях у них лег-  

ко возникают аффективные невротические реакции, и они нуждаются в по-  

мощи психолога или психиатра.  

 

Если при акцентуациях гипертимного, циклоидного, лабильного типов  

поведение определяется эмоциональным фоном, то у неустойчивого типа  

уязвима волевая сфера: таких подростков можно назвать безвольными. Воле-  

вая слабость проявляется в учебе, труде - везде, где требуется приложить  

усилие, проявить целеустремленность. Даже в поиске развлечений они плы-  

вут по течению и примыкают к более активным товарищам. Их повышенная  

тяга к развлечениям и удовольствиям не первична, а, скорее, следствие  

стремления к праздности, безделью. Они охотно сбегают с уроков в кино,  

бесцельно гуляют по улицам, часами торчат в местах обычных сборищ под-  

ростков. Их тянет к дурному, если оно не требует волевых усилий.  

 

В более раннем детстве они отличаются непоседливостью и непослу-  

шанием, но боятся наказаний, что их сдерживает. Жесткий контроль позво-  

ляет упорядочить их поведение, но при первой возможности они отлынивают  

от дела, подражают тем формам поведения, которые обещают немедленное  

удовольствие. Из желания развлечься охотно идут на асоциальные поступки,  

рано начинают курить и употреблять алкоголь или другие дурманящие сред-  

ства, с упоением рассказывают о своих переживаниях в опьянении, склонны  

к мелким кражам.  

 

У таких подростков нет искренней теплоты в отношении с родными.  

Смотрят на них как на источник средств для удовольствий. При отказе дают  

реакции эмансипации. Не способны они ни на романтическую влюбленность,  

ни на преданность в дружбе. Для них предпочтительнее компания для раз-  

влечения. О будущем не задумываются, живут одним днем. Трусливые и бе-  

зынициативные, они стремятся к группированию и становятся послушным  

орудием более активных сверстников, ими помыкают, заставляют "таскать  

каштаны из огня" для других.  

 

Их увлечения поверхностны. Любят часами болтать со знакомыми, с  

радостью предаются азартным играм. Спорт не любят, но бешеная езда на  

мотоциклах для них заманчива. Среди правонарушений подростков этой  

 

группы преобладают угон автомашин и мотоциклов.  

 

Для таких подростков наиболее опасна безнадзорность. В условиях  

постоянного жесткого контроля, когда им не позволяют уклоняться от учебы  

или труда, когда все вокруг работают, они на время смиряются. Но как толь-  

ко контроль ослабевает, они устремляются в ближайшую асоциальную ком-  

панию в поисках удовольствий, не требующих усилий. Все, что требует  

упорного труда, их не привлекает. Они не способны к длительному напряже-  

нию, но не потому, что не выносливы, а в силу безволия.  

 

Близко примыкает к неустойчивому, но не совпадает с ним конформ-  

ный тип акцентуации ("соглашатели"). Под конформностью понимают  

склонность к подчинению мнению группы при отсутствии проявлений неза-  

висимости, самостоятельности. В разных случаях многие подростки прояв-  

ляют ту или иную степень конформности. Но для конформной акцентуации  

это наиболее устойчивая черта характера, определяющая весь стиль поведе-  

ния. Они начисто лишены индивидуальности в поступках и суждениях: от  

одежды и манеры поведения до взглядов и убеждений - все должно быть у  

них, как у всех. Ни в чем не отстать, но и не забежать вперед. Они не любят  

нового, но, если среда освоила новое, они бесповоротно этому подчиняются.  

 

Они - полностью продукт своей среды. Поэтому, если окружить их  

хорошими людьми, если они видят вокруг себя лишь положительные приме-  

ры, то они успешно учатся, получают высшее образование, становятся ис-  

полнительными работниками. Важно, чтобы работа не требовала от них  

личной инициативы. Это прирожденные исполнители. Они не любят пере-  

мен, трудно осваивают новую ситуацию, новые условия работы, но могут  

выдержать и напряженный ритм, если он четко регламентирован. Смена  

школы, новое местожительство - большая встряска для них. При выборе  

учебного заведения они следуют за большинством. Увлечения несостоятель-  

ны, определяются модой или группой. Подчас могут производить впечатле-  

ние "образцовых детей", так как беспрекословно выполняют требования  

старших и сильных. Но радоваться здесь нечему. За послушанием и поклади-  

стостью скрывается ограниченность желаний и побуждений, безразличие,  

отсутствие самостоятельности, всеядность.  

 

Для такого типа акцентуации наиболее опасна безнадзорность, по-  

скольку тогда они легко могут оказаться в асоциальной группе. В дурной  

среде они легко усваивают ее обычаи и повадки, как бы это ни было пагубно  

для них самих. Они легко спиваются или втягиваются в групповые правона-  

рушения. Если их отрывают от привычной группы или не разрешают посту-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1585
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь