|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковспособы дейсткий, в которых выражается характер, фиксируются, за- крепляются прежде всего в рамках ведущей деятельности.
Зная индивидуально-психологические особенности ребенка, умея опоеделить его возраст, темпы развития, взрослые могут выяснить, как их подрастающий ребенок относится к окружающим людям, какое вызывает ответное отношение в себе.
Не столь важно, в какой форме ребенок проявляет сьои отноше- шения, гораздо важнее содержание. Так доброжелательность по-раз- ному выражается у детей подвижных и инертных, терпеливых и без- удержных,
Характер - известное постоянство личностных психологических измерений, однако он на протяжении всей жизни развивается, меняет- ся. Неправы взрослые, оправдывающие неблаговидные поступки ре- бенка расхожим: <Ну, что поДелаещь... Такой характер...>.
Вспоминается король из мудрой сказки Е. Шварца <Обыкночен ное чудо>, который при первой же встрече объясняет волшебнику, что он - страшный человек, коварный, злопамятный деспот. <- И самое обидное, что не я в этом виноват... - А кто же?
- Предки. Прадеды, прабабки, внучатые дяди, тети разные, пра- отцы и праматери. Они вели себя при жизни, как свиньи, а мне прихо- дится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите неволь- ную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музы- ку, рыбную ловлю, кошек, И вдруг такого натворю, что хоть плач.
- А удержаться никак невозможно? - Куда там!>. Вспомните как добродушно и мягко произносит эти слова На-
родный артист Леонов, исполняющий "в кинофильме <Обыкновенное чудо>, главную роль - роль капризною, остроумного, неуправляемо- го, но доброго человека.
Данный иллюстративный пример касается стержневого свойства характера, каким является ьоля. Можно ли удержаться, если шести- семилетнего ребенка тянет совершить нечто нехорошее. Каким обра- зом это можно сделать? Воля начинает формироваться у ребенка с развитием его произвольной регуляции поведения.
Создавать условия для развития воли у ребенка - значит по- ощрять его самостоятельность в принятии решения, выборе путей дос- тижения цели. У младшего школьника, а затем и подростка, пытаю- щегося реализовать свою познавательную потребность, уже на этом этапе начинается внутренняя борьба. Ребенку надо разобраться, что сейчас важнее: подготовиться к контрольной по языку или пойти по- играть в футбол, сделать уборку на своем рабочем месте или пойти к другу, которому родители купили магнитофон?
Выбор, борьба мотивов (Быть или не быть?) - это очень не- просто. Ксли ребенца с раннего детства не приучила в нему. не уважа- ли его право на выбор на принятие решения, ребенок будет всячески избегать ответственности, полагаться на более сильную волю, лишь бы уйти от борьбы мотивов, привыкнет быть ведомым, уступая всеми во всем.
В младшем школьном возрасте психологи рекомендуют сиелеэ предлагать детям самим делать ьыбор в повседневных житейских ситу- ациях. Правильно поступают те учителя, которые находят на уроках время для заинтересованного обсуждения со всеми детьмя прочитан- ной книги, просмотренного мультфильма, поступков друзей, сверстни- ков, знакомых.
- Кто прав? почему ты так думаешь? - А как бы ты поступил на его месте? - А может лучше не признавать своих ошибок? - Кто из героев самый безвольный? и т. п.
Но одних бесед, безусловно, недостаточно, .Нужно предоставить детям право в реальной жизни принимать самостоятельно решения. выбирать способ поведения, ошибаться, переживать, самостоятельно исправлять ошибки. Как показывают исследования, на начальном этапе школьного обучения волевое поведение формируется через от- ношение к препятствиям.
Если учителем (и родителями) избраны удачные средства и спо- собы преодоления преград на пути к цели, у детей возникает позитив- ное отношение к самому процессу преодоления сложностей и барьеров к учебной деятельности. Безуспешные попыткч расхолаживают детей, отта-лкизают их от возможности преодолеть трудности учебной жиз- ни. Роль педагога заключается в стимулировании мотивации <взятия барьера>, подкреплении положительными оценками и одобрениями, верой в возможности и способности каждого ребенка.
4итаеМ у Януша Корчаша: <Давайте требовать уважения к яс- ным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости. Чем же по- чтеннее угасший взор, покрытый морщинами лоб, жесткие седины и сгорбленная покорность судьбе.
Восход и закат солнца. Утренняя и вечерняя молитвы. И вдох, и выдох, и сокращение, и расслабление сердца,
Солдат всегда солдат - и когда идет бой и когда возвращается, покрытый пылью.
Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недо- статками, и с достоинствами: даите условия, чтобы дети вырастали оо- лее хорошими! Нам не выиграть тяжбы с гробом нездоровой наследст- венности, ведь не скажем на васильков, чтобы стали хлебами>).
В многочисленных исследованиях и публикация, касающихся психодиагностической функции учителя, отмечается, что главная иеда сореме11ной школы - это отсутствие у учителя интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, его пси- хологическую индивидуальность.
.Кроме того, весьма сильным у учителя начальных классов бы- вает стереотип инерции сложившихся представлений. Например, как бы нс был убежден учитель в истинности мнения о неисправимости поведения учащихся с виктимной направленностью, оно не должно рассматриваться как абсолютно правильное, раз навсегда данное.
Учителю необходимо всегда держать разум открытым по отно- шению к но..ым фактам школьной действительности, ибо индивидуаль- ность младшего школьника пребывает в состоянии непрерывного раз- вития и изменения. Зачастую учителя начального звена не свободны от инерции сложившихся ранее стереотипов. Например, учитель с пер- вых дней пребывания ребенка в школе пришел к выводу, что данный ребенок весьма слабый, неспособный, замкнутый, неактивный, высоко- тревожный, с виктимными чертами, то и социально-педагогические ожидания в отношении этого учащегося .будут соответствующими. Как показызают наши исследозания, такие дети быстро это отношение почувствуют и станут учиться еще хуже. Учитель, наблюдая это, сделает вывод о своей психолого-педагогической проницательносчи. Этот коуг взаимовлияний и взаимоотношений получил название <само- исполняющееся пророчество>.
Приведем пример.
Американские психологи провели интересное исследование. В одной школе у двух учеников первого класса <перепутали> оценки. которые они получили по интеллектуальному тесту при поступлении в школу: у слабого в личном деле оказалось высокая оценка, у силь- ного - низкая. Прежде чем ошибка обнаружилась, учительница ус- педа продемонстрирозать свою предвзятость, возникшую у нее после знакомства с результатами тестирования: ученик, который объектив- ны являлся сильным, начал учение с умеренными успехами, а "ученик, который на самом деле был слабым стал, показывать довольно хоро- шие результаты. Узнав о таких фактах, американские психологи Р. Розенталь и Л. Якобсон решили провести специальный экспери- мент. Осуществив тестирование в ]8 начальных классах, они сообщи- ли учительницам фамилии учеников, которые якобы показали резуль- таты, предсказывающие значительный скачок в успеваемости в бли- жайшем будущем. В действительности же в список попали и сильные, и средние, и совсем слабые. Все они действительно продемонстрирора- ли - каждый применительно к своему подлинному интеллектуально- му уровню - явный скачок.
Разумеется, в этом не было никакого чуда; просто учителя, не- польно подчиняясь авторитету ученых, стали смотреть на этих учени- ком другими глазами, стали ожидать от них ппесказанных успехов. И
) Корчак Я. Как любить детей, Минск, 1980.
не пассивно ожидать, а всячески помогать им в учетной работе, по- скольку считали, что в данном случае помощь обязательно даст бога- тые плоды. Так и получилось т самом деле. Пусть не с каждым уче- ником в одинаковой мере, но получилось.
Вывод: нужно ко всем учащимся подходить с оптимистической гипотезой, и тогда <самоисполняющимися> будут только оптимисти- ческие пророчества. Нащпасаться лишь недооценивать спосо5ности ребенка и не бояться их немного переоценить.
<Школа, пишет Я. Корчак, - создает ритм часов, дней и лет. Шко- льные работники должны удовлетворить сегодняшние нужды юных граждан. Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не доверчивый контроль, а тактичная догово- ренность, ге"а в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!>).
ГЛАВА V
ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВИКТИМНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1. ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ОТМЕТКА
Выдающийся педагог и ученый В. А. Сухомлинский был убеж- ден, что жизненная дорога от детства к отрочеству должна быть до- рогой радости и бодрости. Особенно волновали В. А. Сухомлинского те крайние меры, к которым прибегают родители и учителя из-за про- винности и неуспехов ребенка в школе: <Ремень и тумаки в воспита- нии... Стыд и срам педагогам, - стыд и позор потому, что в школу в это святое место гуманности, добра и правды, ребенок нередко боит- ся идти, потому что знает, учитель расскажет отцу о его плохом пове- дении или неудачах в учебе, а отец будет бить. Это не абстрактная схема, а горькая истина; об этом часто пишут в своих письмах матери и даже сами дети. Записывая в днезник школьника: <Ваш сын н.э хо- чет учиться, примите меры>, учитель по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына. Предста- вим себе: идет сложная хирургическая операция, над откпытоя раной склонился мудрый хирург - и вдруг в операционную врывается мясник с топором за поясом, выхватывает топоч и сует его п пану. Вот такой грязный топор и есть ремень и тумаки... Ребенок ненавидит того, кто бьет. Он очень тонко понимает и чувствует, что пуку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя школу и книгу>.
) Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. с. 71. ) Сухомлпнский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.
В. А. Сухомлинский дал психологический анализ состояния стра- ха, которое возникает у ученица в процессе обучения от постигших и ожидаемых неудач, от неуверенности в себе. Каков же результат страха? Скованный, угнетенный страхом ребенок не может нормально мыслить. В его голове - лишь обрывки процесса мышления. Отрах сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным. А Р другой обстановке этот ребенок как все дети. В подавляющем боль- шинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но под вилияние страха он в течение нескольких лет не может нормаль- но развиваться. Самые драгоценные годы оказываются утраченными.
По поводу практики применения отметок в процессе обучения В. А. Сухомлинский высказал ряд острых критических замечаний.
Основой оценочной деятельности учителя он считал успех, до- стигнутый в учении. <Есть успех - есть и желание учиться> - вот формула, которой он следовал.
Без отметок не обойтись, однако они должны прийти к ребенку, когда он уже будет понимать зависимость качества своего умственно- го труда от личных усилий, затраченных на учение. И самое главное, что требуется от отметки в начальной школе, это ее оптимистическое, жизнерадостное начало.
Основной принцип, который должен действовать в процессе обу- чения на всех этапах - це закрывать ученику путь к успеху. Есть и другой принцип, заключающийся в том, что через отметку учитель вы- ражает свое отношение к ученику. /
В своем педагогическом опыте В. А. Сухомлинскич в началь- ных классах вообще не ставил неудовлетворительных отметок ни за письменные работы, ни за устные ответы. Он не ставил ученику ника- кой отметки дс> тех пор, пока ученик не достигал тех результатов, к ко- торым стремился в процессе труда. Тут нацо лелеять в душе младше- го школьника огонек жажды познаний. <Двойка и единица - это ост- рыйи тонкий инстоумент, который у мудрого, опытного учителя на- чальных классов всегда лежит в запасе, и он им никогда не пользует- ся. Если хотите знать, в начальной школе этбт инструмент для того и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться. Педагоги- ческая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребенок ни- когда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него не получается>).
В опыте СУХОМЛИНСКОГО учащиеся в дневнике сами записывают оценки, полученные на уроке. И не было ни Одного случая, чтобы ребенок пытался СКРЫТЬ от родителей оценку, так как она отражала радость успеха. Никакой подписи учителей в дневнике не надо, считал В. А. Сухомлинский, это остаток стасоЧ школы с ее атмосферой взаимного недоверия и подозрительности между учителем и учеником.
В. А. Сухомлинский обпащал особое внимание н-1 то, чтобы ко время пноветаки и оценки знаний все учащиеся были заняты актив- ным, самостоятельным, индивидуальным умственным тпудом. Для решения э"-о задачи среди доугих он рекомёшует следующич ппием: учащиеся открывают тетвачи, слушают вопоос, поставленный вызван- ному ученику, бёпут каоандаш и дают в тетради сжатый, краткий, схе матичный ответ. В зависимости от смысла вопроса ответ может иметь
) Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. с. 65.
53
характер рисунка, схемы, чертежа, очень сжатого перечня и т. п. Уче- ники не ждут. пока учитель предложит им переписать с доски или на- писать свой пример. Учитель приучает работать их самостоятельно, проверять свои знания. Каждый из них как бы сравнивает воизна- иня со знаниями того, кто вызван для ответа.
В отношении <отстающего> или <трудного> ученика следует проявлять особую терпеливость, пока он не достигнет какого-либо успеха в учении.
Отношение В. А. Сухомлинского к оценочной системе обучения: <Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, пи- тающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство голдос- ти труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам. учителю. Это - желание учиться, вдохновение, гототность к ппеоцо- лению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет шко- лы>).
Ясно, что претворение такого подхода к оцениванию знаний де- тей в практике работы учителей должно повлечь за собой и копейные изменения в учебно-воспитательном процессе в целом. Педагогику . В. А. Сухомлинского в отличие от традиционной можно назвать опти- мистической. В ней составляет единое целое такие компоненты, как утверждение рацости познания и успеха в ппоцессе обучения, развитие индивидуального и коллективного творчества детей: участие в жизни и труде людей, постоянная забота о людях, богатое, многогоанное ду- ховное общение учителя с учащимися; любовь к детям и страстная ув- леченность педагога своим делом.
Целостность этих компонентов определяется гуманистическими началами человеческих отношений, основной смысл которых ппимстн- гельно к воспитанию и обучению школьников В.. Д. Сухомлинкч раскрывает в формулах: достаиить школьникам <чадость успеха Р труде, чувство гордости тпуженпка>, чтобы <пебенок никогая не по- терял реоы в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается>.
2. СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТМЕТКИ
Талантливый ученый и педагог, доктор психологии 1В. А. Амо- нашвили считает, что школьная отметка, призванная сугубо условно выражать уоовень знаний, умений и навыков учащегося, в действи- тельности превращается в характеристику его личности в целом влияя На все сферы его жизнедеятельности и регулируя его отношения и об- щение в социуме.
Отметка по мнению ученых-специалчсточ (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Г. С. Костюк, Ю. 3. Гильбухидо.Узат Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|