Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



9 страница


способы дейсткий, в которых выражается характер, фиксируются, за-  

крепляются прежде всего в рамках ведущей деятельности.  

 

Зная индивидуально-психологические особенности ребенка, умея  

опоеделить его возраст, темпы развития, взрослые могут выяснить,  

как их подрастающий ребенок относится к окружающим людям, какое  

вызывает ответное отношение в себе.  

 

Не столь важно, в какой форме ребенок проявляет сьои отноше-  

шения, гораздо важнее содержание. Так доброжелательность по-раз-  

ному выражается у детей подвижных и инертных, терпеливых и без-  

удержных,  

 

Характер - известное постоянство личностных психологических  

измерений, однако он на протяжении всей жизни развивается, меняет-  

ся. Неправы взрослые, оправдывающие неблаговидные поступки ре-  

бенка расхожим: <Ну, что поДелаещь... Такой характер...>.  

 

Вспоминается король из мудрой сказки Е. Шварца <Обыкночен  

ное чудо>, который при первой же встрече объясняет волшебнику, что  

он - страшный человек, коварный, злопамятный деспот.  

<- И самое обидное, что не я в этом виноват...  

- А кто же?  

 

- Предки. Прадеды, прабабки, внучатые дяди, тети разные, пра-  

отцы и праматери. Они вели себя при жизни, как свиньи, а мне прихо-  

дится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите неволь-  

ную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музы-  

ку, рыбную ловлю, кошек, И вдруг такого натворю, что хоть плач.  

 

- А удержаться никак невозможно?  

- Куда там!>.  

Вспомните как добродушно и мягко произносит эти слова На-  

 

родный артист Леонов, исполняющий "в кинофильме <Обыкновенное  

чудо>, главную роль - роль капризною, остроумного, неуправляемо-  

го, но доброго человека.  

 

Данный иллюстративный пример касается стержневого свойства  

характера, каким является ьоля. Можно ли удержаться, если шести-  

семилетнего ребенка тянет совершить нечто нехорошее. Каким обра-  

зом это можно сделать? Воля начинает формироваться у ребенка с  

развитием его произвольной регуляции поведения.  

 

Создавать условия для развития воли у ребенка - значит по-  

ощрять его самостоятельность в принятии решения, выборе путей дос-  

тижения цели. У младшего школьника, а затем и подростка, пытаю-  

щегося реализовать свою познавательную потребность, уже на этом  

этапе начинается внутренняя борьба. Ребенку надо разобраться, что  

сейчас важнее: подготовиться к контрольной по языку или пойти по-  

играть в футбол, сделать уборку на своем рабочем месте или пойти к  

другу, которому родители купили магнитофон?  

 

Выбор, борьба мотивов (Быть или не быть?) - это очень не-  

просто. Ксли ребенца с раннего детства не приучила в нему. не уважа-  

ли его право на выбор на принятие решения, ребенок будет всячески  

избегать ответственности, полагаться на более сильную волю, лишь  

бы уйти от борьбы мотивов, привыкнет быть ведомым, уступая всеми  

во всем.  

 

В младшем школьном возрасте психологи рекомендуют сиелеэ  

предлагать детям самим делать ьыбор в повседневных житейских ситу-  

ациях. Правильно поступают те учителя, которые находят на уроках  

время для заинтересованного обсуждения со всеми детьмя прочитан-  

ной книги, просмотренного мультфильма, поступков друзей, сверстни-  

ков, знакомых.  

 

- Кто прав? почему ты так думаешь?  

- А как бы ты поступил на его месте?  

- А может лучше не признавать своих ошибок?  

- Кто из героев самый безвольный? и т. п.  

 

Но одних бесед, безусловно, недостаточно, .Нужно предоставить  

детям право в реальной жизни принимать самостоятельно решения.  

выбирать способ поведения, ошибаться, переживать, самостоятельно  

исправлять ошибки. Как показывают исследования, на начальном  

этапе школьного обучения волевое поведение формируется через от-  

ношение к препятствиям.  

 

Если учителем (и родителями) избраны удачные средства и спо-  

собы преодоления преград на пути к цели, у детей возникает позитив-  

ное отношение к самому процессу преодоления сложностей и барьеров  

к учебной деятельности. Безуспешные попыткч расхолаживают детей,  

отта-лкизают их от возможности преодолеть трудности учебной жиз-  

ни. Роль педагога заключается в стимулировании мотивации <взятия  

барьера>, подкреплении положительными оценками и одобрениями,  

верой в возможности и способности каждого ребенка.  

 

4итаеМ у Януша Корчаша: <Давайте требовать уважения к яс-  

ным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости. Чем же по-  

чтеннее угасший взор, покрытый морщинами лоб, жесткие седины и  

сгорбленная покорность судьбе.  

 

Восход и закат солнца. Утренняя и вечерняя молитвы. И вдох,  

и выдох, и сокращение, и расслабление сердца,  

 

Солдат всегда солдат - и когда идет бой и когда возвращается,  

покрытый пылью.  

 

Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недо-  

статками, и с достоинствами: даите условия, чтобы дети вырастали оо-  

лее хорошими! Нам не выиграть тяжбы с гробом нездоровой наследст-  

венности, ведь не скажем на васильков, чтобы стали хлебами>).  

 

В многочисленных исследованиях и публикация, касающихся  

психодиагностической функции учителя, отмечается, что главная иеда  

сореме11ной школы - это отсутствие у учителя интереса к личности  

ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, его пси-  

хологическую индивидуальность.  

 

.Кроме того, весьма сильным у учителя начальных классов бы-  

вает стереотип инерции сложившихся представлений. Например, как  

бы нс был убежден учитель в истинности мнения о неисправимости  

поведения учащихся с виктимной направленностью, оно не должно  

рассматриваться как абсолютно правильное, раз навсегда данное.  

 

Учителю необходимо всегда держать разум открытым по отно-  

шению к но..ым фактам школьной действительности, ибо индивидуаль-  

ность младшего школьника пребывает в состоянии непрерывного раз-  

вития и изменения. Зачастую учителя начального звена не свободны  

от инерции сложившихся ранее стереотипов. Например, учитель с пер-  

вых дней пребывания ребенка в школе пришел к выводу, что данный  

ребенок весьма слабый, неспособный, замкнутый, неактивный, высоко-  

тревожный, с виктимными чертами, то и социально-педагогические  

ожидания в отношении этого учащегося .будут соответствующими.  

Как показызают наши исследозания, такие дети быстро это отношение  

почувствуют и станут учиться еще хуже. Учитель, наблюдая это,  

сделает вывод о своей психолого-педагогической проницательносчи.  

Этот коуг взаимовлияний и взаимоотношений получил название <само-  

исполняющееся пророчество>.  

 

Приведем пример.  

 

Американские психологи провели интересное исследование. В  

одной школе у двух учеников первого класса <перепутали> оценки.  

которые они получили по интеллектуальному тесту при поступлении  

в школу: у слабого в личном деле оказалось высокая оценка, у силь-  

ного - низкая. Прежде чем ошибка обнаружилась, учительница ус-  

педа продемонстрирозать свою предвзятость, возникшую у нее после  

знакомства с результатами тестирования: ученик, который объектив-  

ны являлся сильным, начал учение с умеренными успехами, а "ученик,  

который на самом деле был слабым стал, показывать довольно хоро-  

шие результаты. Узнав о таких фактах, американские психологи  

Р. Розенталь и Л. Якобсон решили провести специальный экспери-  

мент. Осуществив тестирование в ]8 начальных классах, они сообщи-  

ли учительницам фамилии учеников, которые якобы показали резуль-  

таты, предсказывающие значительный скачок в успеваемости в бли-  

жайшем будущем. В действительности же в список попали и сильные,  

и средние, и совсем слабые. Все они действительно продемонстрирора-  

ли - каждый применительно к своему подлинному интеллектуально-  

му уровню - явный скачок.  

 

Разумеется, в этом не было никакого чуда; просто учителя, не-  

польно подчиняясь авторитету ученых, стали смотреть на этих учени-  

ком другими глазами, стали ожидать от них ппесказанных успехов. И  

 

) Корчак Я. Как любить детей, Минск, 1980.  

 

не пассивно ожидать, а всячески помогать им в учетной работе, по-  

скольку считали, что в данном случае помощь обязательно даст бога-  

тые плоды. Так и получилось т самом деле. Пусть не с каждым уче-  

ником в одинаковой мере, но получилось.  

 

Вывод: нужно ко всем учащимся подходить с оптимистической  

гипотезой, и тогда <самоисполняющимися> будут только оптимисти-  

ческие пророчества. Нащпасаться лишь недооценивать спосо5ности  

ребенка и не бояться их немного переоценить.  

 

<Школа, пишет Я. Корчак, - создает ритм часов, дней и лет. Шко-  

льные работники должны удовлетворить сегодняшние нужды юных  

граждан. Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности,  

трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не  

навязанная дисциплина, не доверчивый контроль, а тактичная догово-  

ренность, ге"а в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!>).  

 

ГЛАВА V  

 

ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ  

И ВИКТИМНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА  

 

1. ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА  

В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ОТМЕТКА  

 

Выдающийся педагог и ученый В. А. Сухомлинский был убеж-  

ден, что жизненная дорога от детства к отрочеству должна быть до-  

рогой радости и бодрости. Особенно волновали В. А. Сухомлинского  

те крайние меры, к которым прибегают родители и учителя из-за про-  

винности и неуспехов ребенка в школе: <Ремень и тумаки в воспита-  

нии... Стыд и срам педагогам, - стыд и позор потому, что в школу  

в это святое место гуманности, добра и правды, ребенок нередко боит-  

ся идти, потому что знает, учитель расскажет отцу о его плохом пове-  

дении или неудачах в учебе, а отец будет бить. Это не абстрактная  

схема, а горькая истина; об этом часто пишут в своих письмах матери  

и даже сами дети. Записывая в днезник школьника: <Ваш сын н.э хо-  

чет учиться, примите меры>, учитель по сути дела, часто кладет в  

ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына. Предста-  

вим себе: идет сложная хирургическая операция, над откпытоя раной  

склонился мудрый хирург - и вдруг в операционную врывается  

мясник с топором за поясом, выхватывает топоч и сует его п пану. Вот  

такой грязный топор и есть ремень и тумаки... Ребенок ненавидит  

того, кто бьет. Он очень тонко понимает и чувствует, что пуку отца  

направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя школу  

и книгу>.  

 

) Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. с. 71.  

) Сухомлпнский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.  

 

В. А. Сухомлинский дал психологический анализ состояния стра-  

ха, которое возникает у ученица в процессе обучения от постигших и  

ожидаемых неудач, от неуверенности в себе. Каков же результат  

страха? Скованный, угнетенный страхом ребенок не может нормально  

мыслить. В его голове - лишь обрывки процесса мышления. Отрах  

сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным. А Р  

другой обстановке этот ребенок как все дети. В подавляющем боль-  

шинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но  

под вилияние страха он в течение нескольких лет не может нормаль-  

но развиваться. Самые драгоценные годы оказываются утраченными.  

 

По поводу практики применения отметок в процессе обучения  

В. А. Сухомлинский высказал ряд острых критических замечаний.  

 

Основой оценочной деятельности учителя он считал успех, до-  

стигнутый в учении. <Есть успех - есть и желание учиться> - вот  

формула, которой он следовал.  

 

Без отметок не обойтись, однако они должны прийти к ребенку,  

когда он уже будет понимать зависимость качества своего умственно-  

го труда от личных усилий, затраченных на учение. И самое главное,  

что требуется от отметки в начальной школе, это ее оптимистическое,  

жизнерадостное начало.  

 

Основной принцип, который должен действовать в процессе обу-  

чения на всех этапах - це закрывать ученику путь к успеху. Есть и  

другой принцип, заключающийся в том, что через отметку учитель вы-  

ражает свое отношение к ученику. /  

 

В своем педагогическом опыте В. А. Сухомлинскич в началь-  

ных классах вообще не ставил неудовлетворительных отметок ни за  

письменные работы, ни за устные ответы. Он не ставил ученику ника-  

кой отметки дс> тех пор, пока ученик не достигал тех результатов, к ко-  

торым стремился в процессе труда. Тут нацо лелеять в душе младше-  

го школьника огонек жажды познаний. <Двойка и единица - это ост-  

рыйи тонкий инстоумент, который у мудрого, опытного учителя на-  

чальных классов всегда лежит в запасе, и он им никогда не пользует-  

ся. Если хотите знать, в начальной школе этбт инструмент для того  

и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться. Педагоги-  

ческая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребенок ни-  

когда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него  

не получается>).  

 

В опыте СУХОМЛИНСКОГО учащиеся в дневнике сами записывают  

оценки, полученные на уроке. И не было ни Одного случая, чтобы  

ребенок пытался СКРЫТЬ от родителей оценку, так как она отражала  

радость успеха. Никакой подписи учителей в дневнике не надо, считал  

В. А. Сухомлинский, это остаток стасоЧ школы с ее атмосферой  

взаимного недоверия и подозрительности между учителем и учеником.  

 

В. А. Сухомлинский обпащал особое внимание н-1 то, чтобы ко  

время пноветаки и оценки знаний все учащиеся были заняты актив-  

ным, самостоятельным, индивидуальным умственным тпудом. Для  

решения э"-о задачи среди доугих он рекомёшует следующич ппием:  

учащиеся открывают тетвачи, слушают вопоос, поставленный вызван-  

ному ученику, бёпут каоандаш и дают в тетради сжатый, краткий, схе  

матичный ответ. В зависимости от смысла вопроса ответ может иметь  

 

) Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. с. 65.  

 

53  

 

характер рисунка, схемы, чертежа, очень сжатого перечня и т. п. Уче-  

ники не ждут. пока учитель предложит им переписать с доски или на-  

писать свой пример. Учитель приучает работать их самостоятельно,  

проверять свои знания. Каждый из них как бы сравнивает воизна-  

иня со знаниями того, кто вызван для ответа.  

 

В отношении <отстающего> или <трудного> ученика следует  

проявлять особую терпеливость, пока он не достигнет какого-либо  

успеха в учении.  

 

Отношение В. А. Сухомлинского к оценочной системе обучения:  

<Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, пи-  

тающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство голдос-  

ти труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление  

трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками.  

Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое  

мастерство, - самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам.  

учителю. Это - желание учиться, вдохновение, гототность к ппеоцо-  

лению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет шко-  

лы>).  

 

Ясно, что претворение такого подхода к оцениванию знаний де-  

тей в практике работы учителей должно повлечь за собой и копейные  

изменения в учебно-воспитательном процессе в целом. Педагогику .  

В. А. Сухомлинского в отличие от традиционной можно назвать опти-  

мистической. В ней составляет единое целое такие компоненты, как  

утверждение рацости познания и успеха в ппоцессе обучения, развитие  

индивидуального и коллективного творчества детей: участие в жизни  

и труде людей, постоянная забота о людях, богатое, многогоанное ду-  

ховное общение учителя с учащимися; любовь к детям и страстная ув-  

леченность педагога своим делом.  

 

Целостность этих компонентов определяется гуманистическими  

началами человеческих отношений, основной смысл которых ппимстн-  

гельно к воспитанию и обучению школьников В.. Д. Сухомлинкч  

раскрывает в формулах: достаиить школьникам <чадость успеха Р  

труде, чувство гордости тпуженпка>, чтобы <пебенок никогая не по-  

терял реоы в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не  

получается>.  

 

2. СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТМЕТКИ  

 

Талантливый ученый и педагог, доктор психологии 1В. А. Амо-  

нашвили считает, что школьная отметка, призванная сугубо условно  

выражать уоовень знаний, умений и навыков учащегося, в действи-  

тельности превращается в характеристику его личности в целом влияя  

На все сферы его жизнедеятельности и регулируя его отношения и об-  

щение в социуме.  

 

Отметка по мнению ученых-специалчсточ (Б. Г. Ананьев, В. Н.  

Мясищев, А. В. Петровский, Г. С. Костюк, Ю. 3. Гильбухидо.Узат




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1132
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь