|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковмама категопически запоетила Асе бывать у попшефного ветепяна. Од- ноклассники были розмушены таким отношением. Ее гоуппа паспалась и тэебята объявиЯи ей бойкот. На уроках сидела тихая и гоустная, стя- ралась не попнимать суку, пока не вызовут, а после занятий посконей уходила помой. Гооько плача. Асяпоизнпчсь ПСИХОЛОГУ, что мамя не пазпешает ей ппинимать участие в шефской работе: за такую паботу деньги не платят, а В1ас эксплуатируют Тебе. - говорит, - НУЖНО в КУКЛЫ играть, Дч уроками заниматься... Почему мама совсем не пони- мает. как хопошо - делать доброе дело. Она сама ничего не делает длядоугих и хочет, чтобы и я тоже такая быля...А я ХОЧУ вместе со всеми, оебятами.. Психологу было понятно, что мать Аси теряет ува- жение дочепи, ибо полный КОНТРОЛЬ действий ребенка со стотоны взоослого может пт)и"ести к сепьезным межличностным Семейным кон- фликтам. ведущим порой к психотравмирующим результатам.
По мнению К. Д. Ушинского, дитя воспитывается, развивается умственно и нравственно только под (прямым влиянием человеческой личности, и никакими уставами и расписаниями времени, занятий не- возможно искусственно заменить влияние человеческой личности. Это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем раме- "ить невозможно.
Довольно часто -в психологическую консультацию приходят за- просы, касающиеся разборки взаимоотношений между учащимися. В результате проведенного исследования и анализа запросов были выяв- лены следующие особенности.
В благополучных семьях, где присутствует положительный, до- верительный микроклимат, выбор поведения в конфликте со сверстни- ками адекватен ситуации, характер действий субъектов) конфликта - наступательный или нейтральный, в микрогруппе сверстников неудачи обсуждались на уровне анализа и констатации фактов.
В неблагополучных семьях, где обстановка конфликтная, где де- ти подвергаются физическому наказанию, выбор поведения в школь- ном конфликте, обычно, независимо от оитуации по характеру дейст- вий только оборонительный с желанием уйти от конфликта. В мико- группе неудачи ими не обсуждаются.
Самооценщч учащихся начальной школы из разных типе" !"сме1 резко отличались: в благополучных семьях - самооценка 8-10 лет ник детей, в основном, адекратпая. высокая; в неблагополучных - за- ниженная (иногда неадекватная) с тенденцией к самобичеванию, к ухо ду <в себя>, во внутриличностный конфликт.
Результаты исследования показали, что у группы виктимпых учащихся начальных классов (1-П1 классы) наблюдается так называ- емая самооценочная тревожность, ю-есть восприятие огносятельно нейтральных ситуаций в отношениях учащихся и учителями как со- держащую угрозу самооценке, представлений о себе и вследствие эго- го перенпание сильного волнения тревоги, страха, фрустрации,
Приведем пример.
Второклассник Олег Н. поступил в конце 1Ц четверти в новую школу в связи с переездом родителей по причине их развода Он по- чувствозал недружелюбие одноклассников, которых поддержала на первых порах учительница. Олег страдал гайморитом, что сказывалось на его заниженной самооценке, постоянном ощущении неполноценнос- ти.
В условиях неприятия мальчик решил <купить> место под солн- цем: Олег приносил в класс довольно крупные суммы деног 14 разда- вал их детям, деньгами его снабжал отец, ушедший ил семьи. Этим был вызван временный интерес одноклассником, а затем и старшеклас- сников, которые брали деньги за то, что встали на его <защиту>. Мальчик был избит за <неуплату> долгов и перестал посещать школу, чем вызвал гнев матери, которая наказала сына. Вскоре за помощью обратилась в психологическую консультацию. Таким образом, в слу- чае отказа от помощи школьным жертвам ситуация может выйти из под контроля, что может привести к крайне отрицательным последст- виям для личности ребенка: виктимность может стать в процессе обу- чения основной характеристикой учащегося: виктимные черты могут стать основой формирования негативных психосоматяческих и соци- ально-психолопических качеств личности, а также причиной отклоня- ющегося поведения.
Результаты исследований показывают, что ребенок, живущий ч системе, способствующей насилию, в силу недостаточной или негатив- ной социализации, не развивает в себе способность к саморегуляцич. Отсюда вытекает и негативная самооценка, и аффективная нестабиль-
29
ность, на фоне которых у детей формируется неумение решать меж- личностные и внутриличностные конфликты, становясь их жертвами.
Исследования зарубежных авторов (А. Хорн, Б. Глейзер, Т. Сей- джер) показывают, что учащиеся, являющиеся жертвами отличаются следующими характеристиками: у жертв меньше сил, меньше власти. Они более тревожны и неуверенны, чем друпие ученики, они более чувстзительны. Жертвы часто отличаются низкой самооценкой, нега- ти"ным отношением к себе и своей ситуации в жизни, рассматривают себя как неудачников и чувствуют себя глупыми, непривлекательными,
Поведение и отношение пассивных жертв сигнализируют другим. что они - неуверенные и бесполезные люди, которые не будут отве- чать тем же, если их атакуют иЯи оскорбят. Авторы показывают в своих исследованиях, что жертва часто оказывается одна и без поддер- жки в с"оей деятельности в школе. Она часто рассматривается как чувствительная личность, тесно связанная с родителями (обычно с матерью), и не имеющая социального опыта для того, чтобы найти друзей и систему поддержки.
Пдитеснение которое испытывает жертва, затем способствует офастанию тревоги, страха и уходу из ситуации, так что этот процесс -таночится постоянным. Жертвы часто обращаются за поддержкой к родителям и в результате считаются слабыми и уязвимыми для даль- нейшего притеснения. Жертва в целом не склонна к ответным дейст- виям и таким образом как бы приглашает обидчика к . продолжению агрессии.
Начяу с пассивными жертвами существует меньшая группа жертп, которых можно охарактеризовать как провоцирующих и по по- рочу которых делаются жалобы-запросы со стороны учителей и роди- телей. Пповоциоующая жертва в отличие от пассивной может вызы- гать раздражение и напряжение у других детей, отчасти в результате собственного поведения,
Эт-и дети часто страдают от слабой способности к концентрации, могут быть весьма активными и привлекать внимание остальных из-за поышенноД отвлекаемости при отсутствии волевой регуляции. Если это происходит, ученики могут настроить против провоцирующей жер- твы из чувства страха или состояния фрустрация. Такие дети поояв- ляют те нарушения, которые сяаны у них с дефицитом внимания (дома и в школе) или трудностями в обучении и требуют дополнитель- ных воспитательных ресурсом для поддержки, что делает их мишенью для высмеивания и поддразнивания со стороны сильных учеников.
IV группа запросов - определение общих и специальных спо- собностей и их уровня развития, определение уровня развития воле- вой регуляции, особенностей речевой активности, мотивации учебной деятельности, эмоциональной сферы, особенностей мышления, памяти, внимания и т. д. Приведем примеры.
Первоклассница Инна Р. (7 лен 2 мес.) еще при поступлении в школу проявила недюжинные знания в области литературы: знала наизусть много <взрослых> стихов, читала <взрослые> книги и хорошо пересказывала их. После двухнедельного пребывания в школе не захо- тела учиться: скучно, неинтересно, надоело повторять одно и то же. Родители обратились за помощью: что делать? Ребенок наотрез отка-
30
зывается посещать школу. Были намечены задачи: определить, с чем связаны уникальные способности ребенка? Как составить индивидуаль- ный график занятий? В какой класс можно перевести Инну? Сколько часов (в день, в неделю, в месяц) с ней можно заниматься? И кому - учителю, родителям, репетитору? .Каковы индивидуально-психологичес- кие особенности Инны, которые должны быть в соответствии с <про- граммой обучения? и др. Каковы должны быть советы родителям? Бенджамин Спок считает, что для хороших родителей естественно ра- доваться прекрасным качествам и талантам своих детей. Но необхо- димо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются боль- шие надежды родителей. Если родители по натуре честолюбивы, они должны честно признаться в этом самим себе и быть начеку, чтобы не позволить своему честолюбию управлять жизнью ребенка.
К четвертой группе запросоз можно отнести следующий факт. Учительница начальных классов в течение многих лет констатнро ала несколько случаев у своих учащихся первых, вторых и даже третьих классоз плохого чтения из-за медленного развития зрительной памяти детей. Любопытный пример приводит Спок: <И для вас, и для меня слово <нос> выглядит совершенно иначе, чем слово <сон>. Но для большинства маленьких детей, только начинающих читать, подобные пары слоз выглядят почти одинаково. Они могут слово <роз> прочесть как <во,1> или слозо <вес> - как <сез>. В письме они часто путакп букы, похожие по написанию>).
Со временем такие ошибки становятся очень редки, но около 10% учащихся (в основном мальчики) продолжают страдать этим не- достатком в течение нескольких лет в начальных классах. Им требу- ется больше времени, чтобы научиться относительно хорошо читать, я ошибки в правописании они могут дел.ать всю жизнь, сколько бы они не тренировались.
Подобные учащиеся уже в начальнол школе довольно быстро характеризуются виктимностью, так как приходят к выводу (не без помощи учителя и: родителей), что <неспособные>, что у них ничего не получается в учебе, и часто начинают неназидеть школу, потому что не могут, идти вровень с классом. Учитывая такое состояние ребенка, его необходимо успокоить и разуверить, что его беда - в особом де- фекте зрительной памяти (так же, как, например, отсутствие музы- кального слуха), что он нормальный учащихся, не глупый, не лени- вый, что рано или поздно он научится и хо.зошо читать, и правильно писать, и получать хорошие отметки. Окружающие взрослые должны помочь ребенку повысить самооценку, самоутвердиться .в других ви- дах учебной деятельности.
Некоторые родители (в основном, мамы) иногда обращаются к психологу, казалось бы не по адресу.
<Моя .дочь Анжела, второклассница, которой исполнилось 8 лет, перед уходом в школу стала отказываться отГ завтрака. Попыталась накормить уговорами и давлением, по пути в школу ее стошнило и весь завтрак оказался на траве. Мы очень переживаем. Обращались к врачу, он ничего не нашел у дочери, Анжела переживает, но есть отка; зывается. Наступает новый учебный год и мы опять в тревоге>... Воз- можно, мы имеем здесь дело с застенчивым, робким ребенком, кото-
) Спок Бенджамин. Ребенок и уход за ним. М., 19?0, с. 341.
81
рый благоговеет перед учителем и перед классом, что это лишает его аппетита перед тем, как идти в школу. В качестве консультации мы предлагаем следующие советы доктора Спона.").
Не заставляйте ребенка есть с утра. Пусть он выпьет сока или молока, если это все, что может принять его желудок.
Если ребенок не может даже пить, пусть идет в школу с пус- тым желудком.
Конечно, это нехорошо, но он скорее избавится от своего нерв- ного напряжения и будет в состоянии завтракать перед занятиями, если вы оставите его в покое.
По мере привыкания к школе его желудок будет требовать все больше пищи по утрам при условии, что ему не приходится вести борьбу со своей мамой. Для застенчивого ребенка с виктимной на- правленностью особенно важна чуткость учителя. Мать должна пого- ворить с учителем, объяснить ситуацию.
V направление запросов - отношение родителей и учителя, к которым прежде всего можно отнести конфликтные ситуации.
.Родителям, имеющим детей с отличной успеваемостью и дис- циплиной, не трудно оставаться в хороших отношениях с учителем. Но если ребенок плохо учится с первых дней дребывания в школе, если он недисциплинирован, груб, заносчив, отношения с учителем могут осложниться. Недаром пословица утверждает, что самые луч- шие учителя, так же как и самые лучшие родители, - всего лишь люди
Психология отношений в системе <учитель -1 родитель - ре- бенок> довольно сложна. Каждый из взрослых испытывает собствен- нические чувства по отношению к ребенку. Видимо, каждый из них считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо луч- ших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколь- ко иначе.
Родителям следует иметь ввиду, что учитель так же обидчив, как и они сами, что они добьются гораздо большего от совместного обсуждения, если будут дружелюбны и сговорчивы. Некоторые ро- дители. например, говорят;
- Каждая встреча с учительницей моего сына ожидается с большой тревогой и волнением.
- А для меня идти <на свидание> с учителем хуже горькой редьки, - считает папа восьмилетней дочери.
- После встречи с учительницей моих двойняшек приходится пить лекарства...
Среди части родителей существует мнение, что им страшно появляться перед учителем, потому что он (она) говорят про сына (дочь) только в отрицательном плане.
Бывает и наоборот: учителю бывает страшновато предстать перед родителями.
Задача родителей в разговоре с учителем - дать ему объек- тивную информацию об индивидуально-психологических особенностях сына или дочери, об их интересах, увлечениях, его реакциях на раз- личные явления. А учитель должен решить, как ему использовать гту доверительную информацию. Нельзя забывать о словах благодар- ности учителю за те уроки, которые особенно нравятся и даются ре- бенку, которые утверждают его личностные качества.
3. ОБЩАЯ СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Как показывает практика психологического консультирования учащихся начальных классов, ведущий тип деятельности данного возраста и связанная с ним неуспеваемость является основным со- держанием запросов как учителей, так и родителей.
Специалистами) реализуется следующая общая схема обследо- вания неуспевающих учащихся первых-вторых-третьих классов.
1. Обследуется, не нарушены ли познавательные процессы (ди- агностическая методика для определения вербального и невербально- го интеллекта, памяти, внимания, уровень развития речи и др.). Мо- гут использоваться также методики, направленные на диагностику . задержек психического развития (ЗП.Р).
2. Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью, взрослых), сформированность элементов учебной деятель- ности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведе- ния. .
3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний; интересы.
4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, про- сматриваются его тетради по математике, русскому языку, даются пробы на чтение, решение задач.
5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную всязь от взрослых - родителей и учи- телей, есть ли сферы деятельности, позволяющие ребенку компенси- ровать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностны> отношений ребенка.
6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается "Ь ним, как много, какие приёмы иенеЯьзует. Интепесны и анализ ..стиля роцительского воспитания в семье в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
7. Важно -выяснить предысторию консультируемого случая. Собирается подобный анамнез, случаи обращения к врачу, какой диагноз был поставлен, как долго и чем лечили. Обязательно выяс- няется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость ребен- ка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологи- ческой консультации.
Довольно часто перед практическим психологом встает вопрос. Есть ли типичные подходы к психологическому обследованию ребен- ка, если основной акцент запроса родителей лежит в области индиви- дуально-личностных особенностей ребенка? Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|