|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковямоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьете се1е ка- чества, необходимые для полноценного общения.
Из данного примера можно сделать вывод, что мудрость роди- телей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка, дабы избежать семейных коллизий и конфликтов и не создавать условия формирота- ния виктимных качеств.
) Спиваковская А. С. Как быть родителями (Педагогика роди- телям) М., 1986.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вторая половина XX века берет на себя решение многих проб- лем. в том числе и проблему <искалеченных> судеб детей. Острота этой проблемы нашла отклик во многих отечественных и зарубеж- ных ученых, которые разделяют мнение о том, что детская виктимо- логия принимает все более опасный вид.
Виктимизация может стать с первых лет обучения ребенка в школе основной характеристикой отношений в социуме (<обидчики> и <жертвы>); виктимизация способна вызвать устойчивые вредные психические, психосоматические и социально-психологические по- следствия для ребенка. Непреодоленная виктимизация может толк- нуть учащегося к социально-отклоняющемуся, противоправному по- ведению.
Обращение авторов к детской виктимологии не случайно. Руко- водство педагогической практикой студентов-психологов в различного рода детских учреждениях и общеобразовательных школах, а также проведение судебно-психологических экспертиз с детьми и несовер- шеннолетними позволило авторам собрать обширный эмпирический материал, касающийся жертв насилия отцов и матерей, близких род- ственников, соседей, знакомых и незнакомых. Весьма печально, но приходится говорить о виктимизации детей начальной школы со стороны педагогического персонала. К сожалению, данная тема не нашла своего отражения в современных социально-психологических исследованиях современных отечественных авторов.
- Основная цель учебно-воспитательного вопроса - не научить чему-то, а развить безграничные возможности ребенка, А для этого не только специалистам, но и родителям необходимо знать, что раз- витие - не подготовка к детскому саду или школе, что развитие истребует никаких затрат, что прежде чем развивать личность, нуж- но знать - что развивать; знать почему не реализовано всесторон- нее развитие личности; знать, что ребенок может помочь сам себе больше, чем кто-либо другой, что развитие нельзя прерывать, как нельзя насиловать. И, наконец, личность ребенка - не собствен- ность социальных учреждений и родителей).
По мнению А. Ф. Лосева, личность есть осуществленная <ин- теллигенция>. это сложнейшее сочетание субъективного и объектив- ного. Психогенез может быть понят в контексте космогенеза. ибо личность, в том числе и личность ребенка, проявляется в процессе осмысливания себя в мире и все ее умения надо искать в сфере одной и той же личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов С. А. Личность как предмет психологического ис- следования - М.. 1984.
2 Айс 3 Психотерапевтическая помощь о телефону Л., 1983. " "
3. Белоусова 3. И., Бойко В. Э., Приходько Н. И. Семья - Школа - Конфликт. Запорожье, 1995.
4. Бородкин Ф. М., Коряка Н. М.( Внимание: Конфликт, Но- восибирск, 1989.
5 Бурлачук Л. Ф , Савченко Е. П. Психодиагностика. К:А Л Д., 1995.
6. Васильев. Л. Юридическая психология. М., 1991.
7. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч. М.. 1083, т. 5.
8. Выготский Л. С Развитие высших психических функций. М., 1968. -
9. Гачев Г. Д. Ментальность и национальный космопсихоз // Вопросы философии. 1994. № 1. с. 25--53.
10. Губин В. Д. Русская культура и феномен насилия // Воп- росы философии. 1995, № 5. с. 3-5.
II. Дмитриев А. В. О социальной дезинтеграции в конфликте // Соц. исследования, 1992, № 10.
12. Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфлик- тов // Соц. психология и соц. планирование. Л.. 193.
13. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
14. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические ма- териалы. М.. 1988.
15. Практикум по экспериментальной и прикладной психоло- гии. М., 1990.
16. Скотт Дж Конфликты. Пути их преодоления. Пер с англ. К.. 1991.
17. Франк Л. В. Нужна ли советская виктимология // Вопросы уголовного права. Душанбе, 1966. № 2. с. 153.
18. Франк Л. В. О классификации потерпевших в целях вик- тимологического исследования // Вопросы уголовного права Душан- бе, 1968, № 2.
19. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.. 1990.
20. Шнайдер Г. И. Криминология. М,, 1994.
21. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Анализ семейных от- ношений у подростков. Л., 1980.
) Лосев А. Ф. Диалектика мифа 1930 г. Философия. Мифо- логия. Культура. М.. 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение ]
ГЛОССАРИИ
АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологичес- кого вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или груп- пы людей.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - понятие, введенное К. Леон- гардом и обозначающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нор- мы, граничащие с психопатиями.
АКЦЕНТУАЦИЯ СКРЫТАЯ - обычные варианты нормы, в привычных условиях А С. выражена слабо либо не проявляется.
АКЦЕНТУАЦИЯ ЯВНАЯ - степень А., относящаяся к край- ним вариантам нормы. А, Я. характеризуется наличием: 1) постоян- ных черт определенного типа характера; 2) временного нарушения адаптации; 3) отклонений в поведении.
АУТОАГРЕССИЯ - механизм, направляющий агрессивные им- пульсы внутрь, на самого себя. А. проявляется в актах самоуниже- ния, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и суицида
ВИКТИМОЛОГИЯ - от лат. У1СТ1МА (жертва) и греч. 1.0)05 (учения) - учение о жертвах - это также и комплекс исслБдований таких социальных процессов, с помощью которых от- дельные индивидиумы и целые социальные группы подвергаются та- ким нетязаниям, что это порождает социальные проблемы.
ВИКТИМИЗАЦИЯ - 1. Процесс превращения человека в жертву. 2. Процесс, при котором насильственная сторона пытается превратить субъект (жертву) в объект своих отношений. Динамичес- кий процесс
ВИКТИМНОСТЬ - <предрасположенность> субъекта к тому, что в условиях насилия он превращается в жертву, или другими словами, неспособность избежать опасности там. где она объективно предотвратима (Л Франк). Статический процесс. ВИКТИМ - жертва социально-психологических отношений. ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - такое поведение индивидуума. при котором затруднен процесс адекватной социализации. Такое по- ведение индивидуум усваивает в субкультуре насилия.
ВИКТИМНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - социально-психологический <общий феномен> - набор качеств жертвенного поведения, неспособ- ность противостоять насилию.
ГИПЕРОПБКА - неадекватная позиция родителей по отноше- нию к ребенку, выражающаяся в чрезмерной заботе о нем.
ГИПОПРОТЕКЦИЯ - неадекватная позиция родителей по от- ношению к ребенку, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о нем.
68
ДЕВИАЦИЯ - всеобщие формы, механизм, способ изменчивос- ти и жизнедеятельности, развития каждой системы. Социальная Д. ре- ализуется в виде девиантиого попечения.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков или отдель- ные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Д. П. может проявляться в виде: 1) аморально- го поведения; 2) Преступности.
ДЕПРИВАЦИЯ - недостаточность в притоке внешних воздейст- вий, сенсорный голод. Различают следующие виды Д.: 1) материнс- кая; 2) отцовская; 3) семеййая; 4) сенсорная; 5); эмоциональная, д. затормаэкирнет развитие ребенка, приводит к отставанию от сверстни- ков.
ДИДАКТОГЕНИИ - моральные и психические расстройства, которые возникают в результате ошибок дидактического и педагоги-
чртор клнятт)нй
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) -бсобый тип аномалии психического развития ребенка. Возникновение ЗПР мо- жет быть связана с: 1) дефектами конструкции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинав г соответствовать более раннему возрасту; 3) соматическими заболева- ниями: 3) оппаническими поражениями центральной нервной системы.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, наплавленная на устранение или све- дение по минимума тпевоги, связанной с осознанием конфликта.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переход- ных этапов от одного возрастного периода к ДИУГОМУ. В период К. В. ппоисхоит решительная смена всей социальной ситуации развития личности: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного рила вепушей деятельности,
НЕГАТИВИЗМ - лишенное разумных основанчй сопоотивлд- ние субъекта оказываемым на него воздействиям. Н. возникает кчк защитная реакция на воздействия, которые вступают в ппотивопеччя с потоебностями субъекта. Существуют следующие фоомы Н.: 1) пчгси- ная, которая выпажается в отказе выполнять ппепъявляемые тлебоча- иия: 2) активная, пои которой производятся действия, противополож- ные требуемым.
ОБИДЧИК - субъект, испытывающий чувство гобственной не- полноценности, неадекватности, тоеЇожности, сЬтаустпации, а его яглес- синное поведение - способ компенсации собственной малоценности.
САМООЦЕНКА - оценка личностью сямом сея, своих РОДМОЖ- ностеп, капеств и места сосни ДОУГИХ люце. С является "жным пегулятопом по"епения. От нее зависят взаимоотношения с оклужию- щими. тпеДоательность к себе. отношение к успехам и неудачам, вли- яет па эффект.ивность деятельности и дальнейшее развитие.
СТРВСС - тепмин, игпользующичся для обозначения ошч")- ного ко"1"1 -отояний человека, возникающих в ответ на оано-яные дкетпеманые "пчпействия. Рачличяют слечуюшие виты Г. (Ьчзчп- логическич: 2) психологический (информационный и эмоциона 141)
СТРЕССОР - неблагоприятные, значительные по силе и ппо должительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к воз никновению стрессовых состояний,
УПРЯМСТВО - форма поведения, обусловленная мотивом сз моутверждения. У, подростка может появиться вследствие мелочноч опеки, игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на
самостоятельность.
ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние суо:ьекта, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими ня пути к достижению цели или к реше- ние задачи, переживание неудачи.
ЭГОЦЕНТРИЗМ - термин, обозначающий познавательную по- зицию личности характеризующуюся фиксацией на собственных це- ля стремлениях, переживаниях и отсутствием оринтирозанностн на внешние воздействия и переживания других людей.
Приложение 2
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВИКТИМИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ)
Насколько часты случаи притеснения? Слишком часты. Поитес- нение - это международный феномен, встречающийся в большинстве обществ. В то время, как притеснение может принимать различные фопмы в различных общинах и обществах, существуют ее унивеосаль- ные хаактечистики, и данное выше определение применимо независи- мо от географического положения. Олвеус поовел наиболее обшипное изучение обидчиков, его работа была выполнена в скадинавских стпа- нах. Англия и Япония также были вовлечены в исследования притес- нения и работу с ним, в то время, как в США этой проблеме уделялось меньше внимания.
Регби и Сли сообщили, что в Австралии один ребенок из 10 поч- йергался поитеснению, однако более важным пиецставляется тот об- надеживающий ими факт, что ученики в целом были склонны прези- рать жертву, восхищаясь обидчиками. Снова <обвинение жеотвы в том что она жертва>, - это тема, которая пооходит чепез многие школы и общины и бгоаничвает наши возможности помощи ученикам, кото- рые испытывают на себе гнев обидчиков.
Олвеус сообщает, что примерно 15% детей в ноожских школах участвуют в процессе притеснения в поли либо обидчика, ли">о жерт- вы. Лен обнаружил, что в Англии аналогичный показатель составляет около 23%, в то время как Уимй, Небуздка и Смит сообщают, что 37% учеником младшей (спепней школы говорили о том, что поцвеп- гались ппитеснениям. В США Национальная ассоциация руковопнте- лей средних школ отмечала, что около 25% учеников заячлячи - страх песет обидчиками был оцной из наиболее, значительных их пооблем. На ДРУГОМ конце этого континуума, Гувет), Оличеп ч Несле"" обнаружили, что поименно 7Я% обслепованных ими учеников сглобши- ли, что потепгатнсь ппитеснрниям во время учебы в школе. Рети и Кнофф на основании ИЗУЧЕННОЙ ими литепатупы по проблеме ппитесне- ния ПИШУТ, что по крайней меое 20% учеников непоспецственно поп- вергались пчитеснению в школах в США - столько же. сколько об- нчпужил.Олиеус в норвежских школах. Наконец, и Олвеус, и дпугие авторы сообщают, что да полелние 1Д лет наблюдается значительный по1-т пясп"о"тпя11енности ппитеснения как с ппименением опужич. так и без НР"О. Это количество не включает в себя существенную часть учеников, напуганных и ощущающих себя в опасности в результате наблюдения притеснения доугих.
Очечоное поитеснение чаще случается в,младших ктяссях школы и сокращается с переходом в стапшие классы, частично бляго- ляпя их гоциалиаими, или благоцаря тому, что маленькие догоняют по ПОСТУ свеостникоч. или благочаря тому, что все менмир г-тановится УЧСНИКОЧ гтяпщих. чем они, и способных поитеснять их. Уровень ин- тенсивности поитеснения, однако, в старших классах нарастает, так
) См.: Ж. Школа здорочья. М., 1995, №3,
71
что в младших классах можно наблюдать более активное притеснение. то те его формы, которые имеют место в старших классах, носят бо- лее угрожающий и опасный характер для жертвы. Перру и др. обнару- жили, что в американских школах, которые были ими изучены, в млй.дших классах (3-й класс) физическое и словесное притеснения бы- ли примерно равными, позже (6-й класс) вербальное притеснение ос тавалось тем же самым, в то время как активное физическое притес- нение здачительно увеличилось.
Существуют различия в характере притесНеН.ия между мальчи- ками и девочками. Мальчики включаются в (активное, непосредствен- ное притеснение гораздо чаще, чем девочки. Но в то врмЯ, как девоч- ки вовлечены в косвенные формы притеснения значительно чаще, чем в непосредственные, мальчики переживают косвенные притеснения почти в том же объеме, что и Девочки. Таким образом, дЛя мальчиков больше вероятность подвергнуться активному притеснению, чем для девочек, но такая же - косвенному. Если притеснение испытывают девочки, то 69% случаев его виновниками являются мальчики, в то же время притеснение со стороны девочек ощущают лишь 20% маль- чиков.
Одно из распространенных заблуждений заключается в том, что взрослые знают о притеснении и принимают меры для его преду- поеждения. Олвеус в своем лонгитюдном исследочании обнаружил, что в начальной школе лишь в 315% случаев учитель действительно вовле- чен в этот процесс и говорит с обидчиком или жертвой о проблеме, в то время как в средней школе аналогичный показатель составляет лишь 15%. Боултон и др. выяснили: 60% жертв, которых они опооси- ли, сообщили, что учителя и другие работники школы лишь иногда вмешивались для того, чтобы прекратить притеснение, либо вообще нс вмешивались. Бети и Кнофф предложили несколько объяснений не- вмешательства учителей:
- учителя иногда считают, что лучше не вмешиваться и дать молодым людям возможность разобраться со своими пооблмамч меж- ду собой, либо считают веобальную агрессию менее опасноч и потому не заслуживающей внимания;
- социальный опыт жертв может быть таким, что учителя не склонны вмешираться;
- ученики - жеотвы получают меньше внимания, чем обидчи- ки, и не сообщают взрослым из страха перед негативными последст- виями.
Среди учеников младшей школы 55% жертв сообщили, что кто-нибудь дома обсуждал с ними ситуацию поитеснения, ученпипч средней школы таких было 35%. Одреус ошружил, что притеснение Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|