|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Белоусова З.И. Овсянникова В.В.
Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков
г.Запорожье 9 1998
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие подготовили:
Белоусова Зинаида Игнатьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по общей и возрастной психологии, психологии личности, конфликтологии, криминальной психологии, психологии общения
Овсянникова Виктория Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, проводит практические и семинарские занятия
Научный редактор: Мищик Людмила Ивановна,
декан факультета Социальной Психологии и Педагогики профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по педагогике и социальной педагогике, спецкурсу "Психолого-педагогаческие проблемы развития личности"
Учебное пособие "Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков" утверждено учебно-методическим советом Запорожского государственного университета IV уровня аккредитации.
Изменения социальных ценностей, происходящие в период реформи- рования политической и социально-экономической жизни страны, отражают- ся на всем населении Украины. Однако, по мнению социологов, социальных психологов, социальных работников и медиков наиболее незащищенными являются пожилые люди, дети, подростки и "трудовые семьи".
Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную сте- пень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят в настоя- щее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные дети и подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям. Недостатки се- мейного воспитания порождают трудности при обучении в школе, конфлик- ты с педагогами и, как следствие этого, социальную дезадаптацию подрост- ка.
Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социаль- ной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общест- ва, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее важной причиной переосмысления и реформирования политики в области детства и необходимости срочных социальных мероприятий по отношению к детям.
Проблемы могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до видимых девиаций, обычно связываемых с детской беспризорностью и плохим обращением, так же как и с детьми группы риска.
В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как "проблемы детей, создающих проблемы для общества", в действительности эти дети имеют проблемы с обществом.
Анализ состояния криминальных дел по подростковой преступности, например, показывает, что за последние десять лет преступность среди несо- вершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние ста- новятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается аг- рессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Как свидетельствует криминальная хроника, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подро- стков более младшего возраста.
Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, состоящих на учете в милиции, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности.
Как свидетельствуют социологические исследования все чаще анали- зируются специалистами факты насилия и жестокости по отношению к детям и подросткам. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической сла- бостью. психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчи- ненным положением по отношению взрослым - родителям, опекунам, вос- питателям, учителям, родственникам.
Опыт работы психологической службы показывает, что постоянная обстановка насилия в микросоциуме сверстников, способствует процессу виктимизадии определенных сграт подростков, характеризующихся низкой самооценкой, низким уровнем адаптации, отсутствием самоконтроля, кон- фликтностью, эмоциональной неустойчивостью и высокой степенью фруст- рационной напряженности.
Как считают специалисты, особую категорию девиантного поведения, независимо от возрастных характеристик, составляют представители разных направлений, которые указывают на различные причины этого феномена. Ч. Ломброзо с позиций антропологии полагал, что у самоубийц якобы имеются характерные особенности строения черепа, оказывающие воздействие на его мозг и поведение. Э. Дюрктейм развивал социологическую теорию суици- дального поведения, связывая его с процессом дезинтеграции социальных институтов.
По мнению представителей психологического направления, причины суицида - в настроениях и переживаниях субъекта, а не во внешних обстоя- тельствах. Они утверждают, что ослабление жизненного тонуса, исчезнове- ние жизненного инстинкта - единственная и истинная причина само- убийств. Определенное распространение получили взгляды, отождествляю- щие суициды с психической болезнью. Необоснованность отнесения суици- дов .тишь к сфере психиатрии была доказана последующими исследования- ми.
Ведущий специалист суицидологии А. Г. Амбрумова выдвинула кон- цепцию суицида как социально психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Человек приспосабливается к среде путем активного взаимодействия с природой и социальными условиями. В отличие от биологической адаптации, которая протекает пассивно, социаль- но-психологическая имеет активный характер. На уровне личности акцент переносится на социальные взаимодействия, опосредствованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием.
Процесс социально-психической адаптации протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразова- тельному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в ко- торой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адапта- ции в экстремальных условиях, ноне все личности одинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пла- стичности и резервов сохраняют прежний общий "нормальный" уровень адаптации, другие снижают этот уровень, но без его существенной деформа- ции. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный ха- рактер и является "лимитирующей" ( непатологической).
Некоторые же личности, которые имеют недостаточный резерв адап- тации и меньшую ее пластичность в силу различных причин (психических) или соматических, заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоцио- нальности, серии жизненных неурядиц и т.п., в экстремальных (конфликт- ных) ситуациях оказываются в состоянии социально-психологической деза- даптации, которая характеризуется качественной "трансформирующей" лом- кой процесса адаптации.
Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов, отклонений, девиаций.
По мнению специалистов (А.А. Бодалев, М.И. Буянов, Г.Н. Костюри- на, Л.Р. Мадорский, А.Г. Хрипкова и др.) Анализ причин девиация детей и подростков позволяет на первое место поставить грубость родителей, часто занимающих низкий статус в социальном отношении. Им свойственны ран- няя алкоголизация, ранние сексуальные опыты, проституция, психическая нестабильность, тюрьма и т.п. Таким образом, сами родители являются как бы переносчиками ненависти на своих детей из собственного неблагополуч- ного детства.
Кроме того, дополнительным фактором, способствующим девиации детей и провоцирующим ее являются условия жизни, событийная сторона. На фоне общего экономического кризиса, нестабильности социальных отноше- ний в обществе все чаще рождаются и проявляются различного рода агрес- сивные идеи и намерения, поведенческие акты, вплоть до криминальных действий и поступков. Девиация родителей и детей проявляется в замедлен- ном развитии всего организма, нарушается адекватное поведение, появ-
.1яются неясные беспричинные волнения, апатия, гиперактивность и гипер- привяанность родителей к детям и наоборот, а также агрессивность, безы- нициативность и т.д. Дети плохо учатся, слабо адаптируются к новой среде, они несамостоятельны, робки, их постоянно мучают тревоги.
Став родителями, они не в состоянии одарить своего ребенка любовью и вниманием, ибо их они никогда не видели в своем несчастном детстве. Они не способны понимать и улавливать мотивы, желания и потребности своего ребенка. Они нетерпимы, несговорчивы и любят очень холодно. Такие родители будут подсознательно воспроизводить все отказы и агрессии собст- венных родителей, которые они сами перенесли в детстве. И таким образом может воспроизводиться весь цикл девиаций в течение нескольких поколе- ний.
Самым печальным и страшным явлением считается детская смерт- ность. По данным Всемирной организации здравоохранения число смертей (без новорожденных) составляет Юна 100 человек: десять из ста умирают, а примерно 60 (из 90) не получают должного воспитания, любви и заботы. В чем же причина? Причина, считают специалисты, молчание тех, над кем надругались. Психологи считают, что дети начинают говорить, но говорят они, по-началу, закодировано: жесты, демонстрации, указания, рисунки, ми- мика, слезы... Часто дети выдают наиболее ценную информацию в игре (свои желания, страхи, волнения, переживания и мечты, а также намерения родителей, понятые через призму детского сознания).
Именно сам факт кодирования, "прятания" информации показывает ее важность, раскрывает детскую озабоченность и страдания. Вторая половина XX века берет на себя разрешение многих проблем, в том числе и проблем)- девиантного поведения, которая касается многих искалеченных" судеб подрастающего поколения.
ГЛАВА 1 ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной, изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и меди- цинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в терминологии данной группы отклонений и расстройств - "нарушение по- ведения", "патологическое поведение", "аномальное поведение", "девиантное" и "делинквентное поведение".
Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины, условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разрабо- танными. По мнению исследователей, это, прежде всего связано с отсутстви- ем четких диагностических критериев. В американской классификации, на- пример, ангасоциальные расстройства и отклонения личности состоят не из указанных индивидуальных черт характера личности, а представляют собой перечень (реестр) правонарушений и асоциальных поступков.
В принятой отечественной классификации выделяют антидисципли- нарное (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательных учреж- дениях); ангисоциальное (невыполнение нравственных норм поведения в со- циуме); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное (направленное против себя).
В клинической и педагогической практике часто встречаются патоха- рактерологические реакции, которые проявляются, в основном, как стуа- тивно обусловленные нарушения поведения (побеги из дома, бродяжничест- во, алкоголизация, суицидальное поведение, транзиторные сексуальные де- виации, токсикомания).
Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по мере развития человеческого общества Имеющиеся публикации отражают попытки решения проблемы на социологическом, социально- психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и меди- цинском уровне.
1. Рассмотрение проблемы в зарубежных исследованиях
Термин "девиация" происходит от латинского слова йеуййо, что бук- вально значит "от дороги" (Й1 - от, уи1ю - дорога) и переводится как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов.
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с на- оушением неких норм. которые выступают регуляторами общения между людьми.
Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Ха- рактер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этни- ческого, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д.
Приведем простейший пример. Хороший ученик дал отстающему свою тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Ддя учителя этот поступок - на- рушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отка- зать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учени- ков), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем за- мечание учителя.
Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы обеими сторонами совсем по-тугому: учитель там был бы скорее удивлен такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что та- кая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американ- ской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задол- женности,
Таким образом, "норма" - это условная и переменная величина, ре- альность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии раз- личных культур.
Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою куль- туру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой фор- мы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.
Приведем пример. Одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как, должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже под- готовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была по- ражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понягньш и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным...
Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведе- ния является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, мо- жет быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. На- пример, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей - никогда; или демонстрируемая школьником агрес- сивность в школе может никогда не проявляться в семье. 8
Таким образом, прежде чем рассуждать о девиации, считают амери- канские исследователи, нужно отчетливо представлять, по отношению к ка- кой норме эта девиация определяется. В этом, по их мнению, кроется суть проблемы. Девиация легко распознается в своих экстремальных проявлени- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|