|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковтера. Интенсивные эмоциональные переживания при этом не наблюдаются.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ - мысли, которые высказывает субъект о том, что он хочет положить конец своей жизни. С. У. представ- ляют собой продуманный план с указанием способов суицида. Высказывание С.У., как правило, сопровождается сильными эмоциями.
ТЕКУЩИЙ СУИЦИД - субъект покушался либо покушается на свою
жизнь до или после консультации у психолога.
УПРЯМСТВО - форма поведения, обусловленная мотивом самоутвержде- ния. У. подростка может появиться вследствие мелочной опеки, игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на самостоятельность.
ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние субъекта, вызываемое объектив- но непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживание неудачи.
ЭГОЦЕНТРИЗМ - термин, обозначающий познавательную позицию лич- ности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современная прикладная психология различными путями и способами оказывает воздействие на практическую деятельность людей - психологи- ческое консультирование различной направленности, профотбор, профкон- сультации и профориентация с учетом способностей, задатков и интересов человека, психокоррекционная и психотерапевтическая работа и т.п.
В какой бы форме не осуществлялась эта работа, она обладает общей особенностью - личностной направленностью, базирующейся на знании ивдивидуально-психологических особенностей: системы потребностей, мо- тивов, установок, эмоционально-волевого фона, характерологической непо- вторимости, социального статуса в структуре взаимоотношений с окружаю- щими.
Цель современной психологической диагностики заключается в фик- сации индивидуальных различий. Достигается эта цель различными спосо- бами. Например, длительные наблюдения за обследованными, совершаемые в ходе оказания им психологической помощи (психотерапия, консультирова- ние и др.). Другой - наблюдения за обследуемым в реальных условиях его жизни. В этом случае мы получаем ценные сведения о конкретном обследуе- мом. Однако процесс накопления такого рода информации требует большого количества времени и достаточно трудоемок.
В психодиагностике получили распространение специальные методи- ки, которые: позволяют получить диагностическую информацию в относи- тельно короткие сроки; представляют информацию о той или иной личност- ной особенности; позволяют дать качественное и количественное описание изучаемого параметра личности, сравнить его выраженность у другого.
Эффективность применения того или иного метода во многом зависит от личности исследователя-психолога, педагога, от его умения установить контакт с девиантом, найти к нему подход, создать соответствующий психо- логический климат, обстановку доверия, непринужденности.
Известно, <гго внешние проявления личности не всегда адекватны ее психологическому складу. В свое время С.Л. Рубинштейн предупреждал, что "внутренне психологическое содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы дея- тельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрывать то внутренне психологиче- ское содержание действия и поступка, которое не может быть высказано и не может быть учтено в высказываниях человека, но обнаруживается в действи-
Приложение 1
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ (опросник Басса-Дарки)
Испытусмому предъявляется опросник, состоящий из 75 утверждений. на которые он дает ответ "да" или "нет". Ниже приводится текст этого опросника.
Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных методик для исследования агрессии. Агрессия является одним из распространенных спо- собов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессию понимают как мотивированное раз- рушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам поведения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них физический дискомфорт. Агрес- сивные действия выступают в качестве средства достижения какой-нибудь значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как способ удов- летворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженно- сти, далеко не всегда адекватны ситуации.
Басе и Дарки рассмотрели агрессию как комплексный феномен. Они предложили опросник, состоящий из восьми субшкал, являющихся важными показателями агрессии.
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической си- лы против другого лица.
2. Косвенная агрессия - как окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, шутки и т.п.), так и ни на кого не направленная (взрывы яро- сти, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье злаками по столу и т.п.).
3. Раздражительность - склонность к проявлению при малейшем воз- буждении негативной чувствительности (вспыльчивость, резкость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, обычно направ- ленная против авторитета или руководства; может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и зако- нов.
5. Обида - зависть и ненависть к другим из-за действительных или мнимых страданий.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие приносят ему вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).
8. Чувства вины (добавочная шкала) - убежденность испытываемого, что он плохой человек и поступает назло, наличие у него угрызений со-
Тест Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Если я не одобряю поведение моих друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытываю мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельст- вами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более хорошо, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему напере- кор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. Я не способен на грубые шутки. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не за- знавались. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нс нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я хочу, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то. что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того. чтобы их щелкнули по носу.
34. Я иногда бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже когда я злюсь, я не прибегаю к сильным "выражениям".
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не довереть чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем ду- маю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с кото- рым не легко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попа- дающуюся мне под руки вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
60.
61.
62.
Я ругаюсь только со злости.
Когда я поступаю несправедливо, меня мучает совесть. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее. 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня отсутствуют врачи, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскор- бить меня.
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой. В споре я часто повышаю голос. Я стараюсь обычно скрывать плохое отношение к людям. Я лучше с кем-либо соглашусь, чем стану спорить.
Обработка. По числу совпадений ответов с ключом подсчитывается сумма баллов по каждой субшкале.
Суммирование показателей по 1, 2, и 7-й субшкалам дает ивдекс об- щей агрессивности, а по 5, и 6-й - враждебности.
72.
73.
74.
75.
Ключ
1. Физическая агрессия: "да" -1,25,33,48,55,62; "нет" -9,17,41
2. Косвенная агрессия: "да" - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - 26, 49
3. Раздражительность: "да" - 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72; "нет" - II, 69
4. Негативизм: "да" - 4, 12, 20, 28; "нет" - 36
5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58;
6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70
7. Вербальная агрессия : "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - 39,66,74,75
8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Приложение 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
В психологии различают тревожность как характеристику актуального состояния и как устойчивое личностное свойство. Эта дифференциация свя- зана с именем Ч. Спилберга.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуаль- ная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и к восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих. Личностная тре- вожность активизируется в ситуациях угрозы престижу человека, его само- оценке, самоуважению.
Ситуативная (или реактивная) тревожность как состояние характери- зуется объективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Спилберг разработают опросник "Состояние и свойства тревожности", состоящий из двух шкал ("состояние-тревожность" и "свойство- тревожность"), каждая из которых включает по двадцать пунктов и четырьмя альтернативными ответами. На русский язык этот опросник был адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Исследование может проводиться индивидуально и в группе. Экспе- риментатор предлагает испытуемым ответы на вопросы согласно инструкци- ям, помещенным в опроснике. Ниже приведен текст инструкции и шкал си- туативной и личностной тревожности.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция: Прочитаете внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависи- мости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависи- мости от того, как вы себя чувствуете обычно.
за пустяков; ккхмюхю
31. Я вое близко принимают серяцу":..:.;- ; ;
Ключ
Ситуативная тревожностьЛичностная тревожность Номер сужденияОтветыНомер сужденияОтветы 14 3 2 1214 3 2 1 24 3 2 1221 2 3 4 31 2 3 4231 2 3 4 41 2 3 4241 2 3 4 54 3 2 1251 2 3 4 61 2 3 4264 3 2 1 71 2 3 4274 3 2 1 84 3 2 1281 2 3 4 91 2 3 4291 2 3 4 104 3 2 1304 3 2 1 114 3 2 1311 2 3 4 121 2 3 4321 2 3 4 131 2 3 4331 2 3 4 141 2 3 4341 2 3 4 154 3 2 1351 2 3 4 164 3 2 1364 3 2 1 171 2 3 4371 2 3 4 181 2 3 4381 2 3 4 194 3 2 1394 3 2 1 204 3 2 1401 2 3 4
СТ=
Обработка результатов
Показатели ситуативной и личностной тревожности определяются как сумма баллов, порченных с помощью ключа (зачеркнутому ответу присваи- вается соответствующий балл, а затем все эти баллы суммируются).
Общий суммовой показатель по каждой шкале может колебаться от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожно- сти. При показателях до 30 баллов тревожность низкая, 31-44- умеренная, 45 и выше - высокая. Ключ "да" -14-50; "нет" - 1 - 13.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. При определенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следую- щим образом: 0-6- низкая тревожность, 7 - 20 баллов - средняя тревож- ность, от 20 и выше - высокая тревожность.
Приложение 3
ОПРОСНИК РЕК (Ганс и Сибилла Айзенк)
Наиболее популярен опросник ЕР1, предложенный автором в 1961 г. Добавление к шкале ЕР1 шкалы психотазма привело к появлению опросника РЕМ в 1968 г., адаптированный вариант которого здесь приводится.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемые должны отве- тить "да", либо "нет" (в бланке ответов проставить соответственно знаки "+" или "-"). Опросник измеряет такие психические свойства, как нейропсихоло- гическая лабильность, экстраверсия и психотизм. Вторично можно вывести наличие дальнейших черт личности, таких, как эмоционально-волевая ста- бильность и отнесение темпераментов к классическим типам: холерик, сан- гвиник, флегматик, меланхолик. Опросник показывает связь между этими четырьмя типами темпераментов и результатами факторно-аналитического описания личности. Время ответов не ограничивается, хотя не рекомендуется затягивать процедуру обследования.
Перед обследованием испытуемому выдается бланк для ответов и за- читывается инструкция. Опрос можно проводить как индивидуально, так и в группе.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся ва- шего характера и здоровья. Если вы согласны с утверждением, радом с его Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|