Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



13 страница


тера. Интенсивные эмоциональные переживания при этом не  

наблюдаются.  

 

СУИЦИДАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ - мысли, которые высказывает субъект о  

том, что он хочет положить конец своей жизни. С. У. представ-  

ляют собой продуманный план с указанием способов суицида.  

Высказывание С.У., как правило, сопровождается сильными  

эмоциями.  

 

ТЕКУЩИЙ СУИЦИД - субъект покушался либо покушается на свою  

 

жизнь до или после консультации у психолога.  

 

УПРЯМСТВО - форма поведения, обусловленная мотивом самоутвержде-  

ния. У. подростка может появиться вследствие мелочной опеки,  

игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на  

самостоятельность.  

 

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние субъекта, вызываемое объектив-  

но непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми)  

трудностями, возникающими на пути к достижению цели или  

решению задачи; переживание неудачи.  

 

ЭГОЦЕНТРИЗМ - термин, обозначающий познавательную позицию лич-  

ности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях,  

стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности  

на внешние воздействия и переживания других людей  

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

Современная прикладная психология различными путями и способами  

оказывает воздействие на практическую деятельность людей - психологи-  

ческое консультирование различной направленности, профотбор, профкон-  

сультации и профориентация с учетом способностей, задатков и интересов  

человека, психокоррекционная и психотерапевтическая работа и т.п.  

 

В какой бы форме не осуществлялась эта работа, она обладает общей  

особенностью - личностной направленностью, базирующейся на знании  

ивдивидуально-психологических особенностей: системы потребностей, мо-  

тивов, установок, эмоционально-волевого фона, характерологической непо-  

вторимости, социального статуса в структуре взаимоотношений с окружаю-  

щими.  

 

Цель современной психологической диагностики заключается в фик-  

сации индивидуальных различий. Достигается эта цель различными спосо-  

бами. Например, длительные наблюдения за обследованными, совершаемые  

в ходе оказания им психологической помощи (психотерапия, консультирова-  

ние и др.). Другой - наблюдения за обследуемым в реальных условиях его  

жизни. В этом случае мы получаем ценные сведения о конкретном обследуе-  

мом. Однако процесс накопления такого рода информации требует большого  

количества времени и достаточно трудоемок.  

 

В психодиагностике получили распространение специальные методи-  

ки, которые: позволяют получить диагностическую информацию в относи-  

тельно короткие сроки; представляют информацию о той или иной личност-  

ной особенности; позволяют дать качественное и количественное описание  

изучаемого параметра личности, сравнить его выраженность у другого.  

 

Эффективность применения того или иного метода во многом зависит  

от личности исследователя-психолога, педагога, от его умения установить  

контакт с девиантом, найти к нему подход, создать соответствующий психо-  

логический климат, обстановку доверия, непринужденности.  

 

Известно, <гго внешние проявления личности не всегда адекватны ее  

психологическому складу. В свое время С.Л. Рубинштейн предупреждал, что  

"внутренне психологическое содержание действия раскрывается обычно не  

из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы дея-  

тельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь  

изолированный акт и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых  

она совершается, можно адекватно раскрывать то внутренне психологиче-  

ское содержание действия и поступка, которое не может быть высказано и не  

может быть учтено в высказываниях человека, но обнаруживается в действи-  

 

Приложение 1  

 

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ  

(опросник Басса-Дарки)  

 

Испытусмому предъявляется опросник, состоящий из 75 утверждений.  

на которые он дает ответ "да" или "нет".  

Ниже приводится текст этого опросника.  

 

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных методик для  

исследования агрессии. Агрессия является одним из распространенных спо-  

собов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих  

психическую напряженность. Агрессию понимают как мотивированное раз-  

рушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования  

людей в обществе, наносящее вред объектам поведения, причиняющее им  

физический ущерб либо вызывающее у них физический дискомфорт. Агрес-  

сивные действия выступают в качестве средства достижения какой-нибудь  

значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения  

блокированной потребности и переключения деятельности, как способ удов-  

летворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные  

действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженно-  

сти, далеко не всегда адекватны ситуации.  

 

Басе и Дарки рассмотрели агрессию как комплексный феномен. Они  

предложили опросник, состоящий из восьми субшкал, являющихся важными  

показателями агрессии.  

 

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической си-  

лы против другого лица.  

 

2. Косвенная агрессия - как окольным путем направленная на другое  

лицо (сплетни, шутки и т.п.), так и ни на кого не направленная (взрывы яро-  

сти, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье злаками по столу и  

т.п.).  

 

3. Раздражительность - склонность к проявлению при малейшем воз-  

буждении негативной чувствительности (вспыльчивость, резкость, грубость).  

 

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, обычно направ-  

ленная против авторитета или руководства; может нарастать от пассивного  

сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и зако-  

нов.  

 

5. Обида - зависть и ненависть к другим из-за действительных или  

мнимых страданий.  

 

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по  

отношению к людям до убеждения в том, что другие приносят ему вред.  

 

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через  

форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза,  

проклятие, ругань).  

 

8. Чувства вины (добавочная шкала) - убежденность испытываемого,  

что он плохой человек и поступает назло, наличие у него угрызений со-  

 

 

 

Тест Басса-Дарки  

 

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.  

 

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.  

 

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.  

 

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.  

 

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.  

 

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.  

 

7. Если я не одобряю поведение моих друзей, я даю им это почувствовать.  

 

8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытываю мучительные  

угрызения совести.  

 

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.  

 

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.  

 

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.  

 

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.  

 

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельст-  

вами.  

 

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько  

более хорошо, чем я ожидал.  

 

15. Я часто бываю не согласен с людьми.  

 

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.  

 

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, не отвечу ему.  

 

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.  

 

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.  

 

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему напере-  

кор.  

 

21. Меня немного огорчает моя судьба.  

 

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.  

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.  

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.  

Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.  

Я не способен на грубые шутки.  

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.  

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не за-  

знавались.  

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нс нравится.  

 

30. Довольно многие люди завидуют мне.  

 

31. Я хочу, чтобы люди уважали меня.  

 

32. Меня угнетает то. что я мало делаю для своих родителей.  

 

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того. чтобы их щелкнули по  

носу.  

 

34. Я иногда бываю мрачен от злости.  

 

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.  

 

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.  

 

37. Хотя и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.  

 

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.  

 

39. Даже когда я злюсь, я не прибегаю к сильным "выражениям".  

 

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.  

 

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.  

 

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.  

 

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.  

 

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.  

 

45. Мой принцип: "Никогда не довереть чужакам".  

 

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем ду-  

маю.  

 

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.  

 

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.  

 

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.  

 

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.  

 

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с кото-  

рым не легко ладить.  

 

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать  

что-нибудь приятное для меня.  

 

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ  

 

54. Неудачи огорчают меня.  

 

55. Я дерусь не реже, чем другие.  

 

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попа-  

дающуюся мне под руки вещь и ломал ее.  

 

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.  

 

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо  

 

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в  

это не верю.  

 

60.  

 

61.  

 

62.  

 

Я ругаюсь только со злости.  

 

Когда я поступаю несправедливо, меня мучает совесть.  

Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я  

применяю ее.  

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.  

 

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.  

 

65. У меня отсутствуют врачи, которые хотели бы мне навредить.  

 

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.  

 

67. Я часто думаю, что жил неправильно.  

 

68. Я знаю людей, которые способны довести до драки.  

 

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.  

 

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскор-  

бить меня.  

 

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в  

исполнение.  

 

В последнее время я стал занудой.  

В споре я часто повышаю голос.  

Я стараюсь обычно скрывать плохое отношение к людям.  

Я лучше с кем-либо соглашусь, чем стану спорить.  

 

Обработка. По числу совпадений ответов с ключом подсчитывается  

сумма баллов по каждой субшкале.  

 

Суммирование показателей по 1, 2, и 7-й субшкалам дает ивдекс об-  

щей агрессивности, а по 5, и 6-й - враждебности.  

 

72.  

 

73.  

 

74.  

 

75.  

 

 

 

Ключ  

 

1. Физическая агрессия: "да" -1,25,33,48,55,62; "нет" -9,17,41  

 

2. Косвенная агрессия: "да" - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - 26, 49  

 

3. Раздражительность: "да" - 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72; "нет" - II,  

69  

 

4. Негативизм: "да" - 4, 12, 20, 28; "нет" - 36  

 

5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58;  

 

6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70  

 

7. Вербальная агрессия : "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" -  

39,66,74,75  

 

8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67  

 

 

 

Приложение 2  

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ  

 

В психологии различают тревожность как характеристику актуального  

состояния и как устойчивое личностное свойство. Эта дифференциация свя-  

зана с именем Ч. Спилберга.  

 

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуаль-  

ная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и  

к восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих. Личностная тре-  

вожность активизируется в ситуациях угрозы престижу человека, его само-  

оценке, самоуважению.  

 

Ситуативная (или реактивная) тревожность как состояние характери-  

зуется объективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,  

озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная  

реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и  

динамичности во времени.  

 

Спилберг разработают опросник "Состояние и свойства тревожности",  

состоящий из двух шкал ("состояние-тревожность" и "свойство-  

тревожность"), каждая из которых включает по двадцать пунктов и четырьмя  

альтернативными ответами. На русский язык этот опросник был адаптирован  

Ю.Л. Ханиным.  

 

Исследование может проводиться индивидуально и в группе. Экспе-  

риментатор предлагает испытуемым ответы на вопросы согласно инструкци-  

ям, помещенным в опроснике. Ниже приведен текст инструкции и шкал си-  

туативной и личностной тревожности.  

 

Шкала ситуативной тревожности (СТ)  

 

Инструкция: Прочитаете внимательно каждое из приведенных ниже  

предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависи-  

мости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.  

 

 

 

 

 

Шкала личной тревожности (ЛТ)  

 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже  

предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависи-  

мости от того, как вы себя чувствуете обычно.  

 

 

 

за пустяков;  

ккхмюхю  

 

31. Я вое близко принимают  

серяцу":..:.;- ; ;  

 

 

 

Ключ  

 

Ситуативная тревожностьЛичностная тревожность  

Номер сужденияОтветыНомер сужденияОтветы  

14 3 2 1214 3 2 1  

24 3 2 1221 2 3 4  

31 2 3 4231 2 3 4  

41 2 3 4241 2 3 4  

54 3 2 1251 2 3 4  

61 2 3 4264 3 2 1  

71 2 3 4274 3 2 1  

84 3 2 1281 2 3 4  

91 2 3 4291 2 3 4  

104 3 2 1304 3 2 1  

114 3 2 1311 2 3 4  

121 2 3 4321 2 3 4  

131 2 3 4331 2 3 4  

141 2 3 4341 2 3 4  

154 3 2 1351 2 3 4  

164 3 2 1364 3 2 1  

171 2 3 4371 2 3 4  

181 2 3 4381 2 3 4  

194 3 2 1394 3 2 1  

204 3 2 1401 2 3 4  

 

СТ=  

 

 

 

Обработка результатов  

 

Показатели ситуативной и личностной тревожности определяются как  

сумма баллов, порченных с помощью ключа (зачеркнутому ответу присваи-  

вается соответствующий балл, а затем все эти баллы суммируются).  

 

Общий суммовой показатель по каждой шкале может колебаться от 20  

до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожно-  

сти. При показателях до 30 баллов тревожность низкая, 31-44- умеренная,  

45 и выше - высокая.  

Ключ "да" -14-50;  

"нет" - 1 - 13.  

 

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. При  

определенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следую-  

щим образом: 0-6- низкая тревожность, 7 - 20 баллов - средняя тревож-  

ность, от 20 и выше - высокая тревожность.  

 

 

 

Приложение 3  

 

ОПРОСНИК РЕК  

(Ганс и Сибилла Айзенк)  

 

Наиболее популярен опросник ЕР1, предложенный автором в 1961 г.  

Добавление к шкале ЕР1 шкалы психотазма привело к появлению опросника  

РЕМ в 1968 г., адаптированный вариант которого здесь приводится.  

 

Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемые должны отве-  

тить "да", либо "нет" (в бланке ответов проставить соответственно знаки "+"  

или "-"). Опросник измеряет такие психические свойства, как нейропсихоло-  

гическая лабильность, экстраверсия и психотизм. Вторично можно вывести  

наличие дальнейших черт личности, таких, как эмоционально-волевая ста-  

бильность и отнесение темпераментов к классическим типам: холерик, сан-  

гвиник, флегматик, меланхолик. Опросник показывает связь между этими  

четырьмя типами темпераментов и результатами факторно-аналитического  

описания личности. Время ответов не ограничивается, хотя не рекомендуется  

затягивать процедуру обследования.  

 

Перед обследованием испытуемому выдается бланк для ответов и за-  

читывается инструкция. Опрос можно проводить как индивидуально, так и в  

группе.  

 

Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся ва-  

шего характера и здоровья. Если вы согласны с утверждением, радом с его




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1359
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь