Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



4 страница


ответствии с которыми квалифицируются типы девиантного поведения. Наи-  

более известным трудом является "Диагностический и статистический спра-  

вочник нарушений умственной деятельности", впервые опубликованный ас-  

социацией психиатров Америки в 1952 году. Известны четыре издания этого  

справочника, аббревиатурой которого являются английские буквы 08М:  

 

1)  

 

2)  

 

3)  

 

4)  

 

1952 - 05М-1;  

1968 - 0М- П;  

1980 - 05М-П;  

 

1987 - 05М-Ш-К. (буква К обозначает слово пересмотренное, пе-  

реработанное издание).  

 

Исходные методологические позиции четырех изданий различаются.  

В 1952 году практически все диагностические категории определялись  

в виде психологических реакций. Авторы П5М-1 в своих представлениях о  

психологии следовали концепции известного психиатра Адольфа Мейера, ко-  

торый считал, что "нарушения" умственной деятельности" являются следст-  

вием неудачных попыток приспособиться к внешним требованиям. Таким  

образом, авторы 05М-1 считали "нарушения умственной деятельности" ре-  

зультатом несовершенного взаимодействия индивида с окружающей средой.  

(АРА, 1952).  

 

08М-П был опубликовано в 1968 году. К этому времени стала гос-  

подствующей теория 3. Фрейда, который, как известно, считал, что  

"нарушения умственной деятельности" вызываются интрапсихическими при-  

чинами: что описывалось в 08М-1 как шизофреническая реакция, стало на-  

зываться шизофренией в 0М-II. Так 05М-II перевел центр психологиче-  

ских анормальностей во внутримозговую сферу. (АРА, 1968).  

 

К 1980 году, когда был опубликован 05М-Ш, в психологии обозна-  

чились новые тенденции. Господствующей идеей стала уверенность в том,  

что причина большинства психологических проблем имеет биологическую  

природ. Так, в 05М-III "шизофрения" стала называться  

"шизофреническим нарушением". Центр анормальности переместился из  

сферы "ума" в сферу "тела".  

 

Одно из главных возражений против 08М-III состоит в том, что его  

составители верят в существование медицинской модели "умственного забо-  

левания". 08М-III исходит их того, что все анормальные мысли и поведен-  

ческие реакции являются только симптомами некой болезни, лежащей в их  

основе.  

20  

 

Диагностика девиатгного поведения в указанных справочниках разви-  

вается и совершенствуется вместе с прогрессом науки. Причем в цивилизо-  

ванном обществе, как было уже указано выше, стремятся понять и устранить  

причины девиантного поведения. Человек, совершивший преступление под  

влиянием какого-нибудь психопатического состояния, считается больным, а  

не преступником.  

 

На гуманном отношении к нервнобольным пытаются спекулировать  

настоящие преступники, симулируя приступы душевной болезни. На эту тему  

написано немало романов и сценариев.  

 

Однако факт остается фактом: девиантное поведение надо рассматри-  

вать не как нечто, выходящее за пределы цивилизации, а как часть этой ци-  

вилизации, такую же неотъемлемую, как грипп, инфаркт и астма.  

 

По данным Макконнелла, на 1984 год 1,4 млн. американцев были по-  

ражены синдромом "антиобщественной личности", а 13,1 млн. страдали от  

повышенной тревожности, 2,4 млн. болеют навязчивым неврозом, 10 млн.  

являются носителями аффективного психоза.  

 

Таким образом, статистика говорит в пользу того, что такого феноме-  

на, как "абсолютно нормальный человек" в природе не существует. Вопрос  

лишь в том, каков допустимый разброс девиаций, вне пределов которого  

речь уже должна идти о патологической девиации.  

 

Коррекцией стандартных девиаций призвана заниматься, прежде все-  

го, семья. Второй по степени важности социальный институт, в котором ра-  

ботают профессионально подготовленные к этой деятельности - школа. На-  

конец, в тех случаях, когда девиантное поведение приобретает общественно  

опасный характер, в дело вступают специальные исправительные учрежде-  

ния, которые, правда, в отличие от знаменитых макаренковских колоний, не  

столько исправляют, сколько наказывают своих обитателей.  

 

Совершенно особую епархию представляют собой патологические де-  

виации, которыми занимаются психиатры. Проблема состоит в том, чтобы  

их диагностировать. Как в методологии исследования девиантного поведе-  

ния, так и в диагностике существует множество спорных вопросов и белых  

пятен. Верно ли, что генетически декодированная девиантность обречена ра-  

но или поздно проявить себя? Возможно ли, чтобы люда, участвовавшие в  

"законном" убийстве (войне), сохранили нормальную психику?  

 

В какой степени бесспорны доказательства, что Чикатило (или другой  

преступник, совершивший страшные злодеяния) является нормальным чело-  

веком?  

 

Наряду с вечными вопросами перед психологией возникают новые  

сферы деятельности, в которых феномен девиации занимает важное место.  

 

ГЛАВА II  

 

ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ  

1. Причины девиации как проблема  

 

Как показывают исследования 3. Фрейда и его последователей, к 15-ти  

годам в основном завершается формирование тех черт характера, которые в  

дальнейшем будут определять данную личность. Несмотря на то, что в со-  

временной психологии считают иначе (личность трансформируется всю  

жизнь), тем не менее, наиболее интенсивный характер поисковая деятель-  

ность человека носит именно в этом возрасте.  

 

Многие девиации, не связанные с патологической физиологией, восхо-  

дят именно к этому феномену: через поисковую деятельность подросток по-  

знает окружающий мир и стремится занять в нем свою нишу.  

 

Феномен "трудного подростка": присущая, якобы, этому возрасту аг-  

рессивность и жестокость, хорошо известны и подробно проанализированы  

специалистами.  

 

Ротенберг В.С. и Бондаренко С.М. считают, что отклоняющееся от  

нормы поведение подростков, включая немотивированные приступы жесто-  

кости, в ряде случаев может быть "диким" проявлением неправильно ориен-  

тированной поисковой активности: В ходе психического, физического и по-  

лового созревания потребность в поиске очень остра и если она неправильно  

ориентирована, то часто является причиной девиантного поведения.  

 

Немецкий психотерапевт Г. Аммон утверждает, что человек рождается  

с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, которую он  

рассматривает как частный случай поискового поведения. При правильном  

воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стиму-  

лируя творческое развитие в играх, общении со сверстниками и взрослыми:  

когда сталкивается с конфликтами в семье - тогда появляется агрессивность  

деструктивная, так как потребность в поиске должна найти выход для сохра-  

нения физического здоровья.  

 

В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что неправильно ориенти-  

рованная потребность в поиске может проявляться на только в немотивиро-  

ванной агрессивности и неожиданных ангисоциальных поступках, но и неко-  

торые периодически возникающие массовые молодежные движения типа  

хиппи или панков имеют также в своей основе неудовлетворенную потреб-  

ность в поиске.  

 

В. Кондрашенко указывает на тот факт, что нарушения поведения, его  

отклонения от общепринятых норм среди подростков встречаются довольно  

 

часто. И подтверждением том) является тот факт, что у 30-50 % поступаю-  

щих в психиатрические стационары подростков выявлены девиантные фор-  

мы поведения.  

 

По мнению Уе51 .1. синдром социальной дезадалгации гораздо чаще  

встречается среди мальчиков. Это особенно отчетливо проявляется в случаях  

антиобщественного поведения, где число мальчиков превосходит число де-  

вочек в отношении 10:1.  

 

Нарушения поведения у подростков могут носить самый разнообраз-  

ный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование  

общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бро-  

дяжничество, и суицидальные явления.  

 

Сложность проблемы состоит в том, что трудно бывает ответить на  

вопрос: является ли отклонение в поведении признаком психического забо-  

левания, или это психологическая особенность переходного возраста или  

просто дефект воспитания.  

 

Еще одна сложность проблемы в том, что она стоит на стыке многих  

наук: психиатрии, психологии, социологии, педагогики, философии, юрис-  

пруденции и каждая рассматривает эту проблему в своей терминологии и в  

своем понимании. Наиболее тесное переплетение наблюдается в социально-  

психиатрическом и психологическом аспектах, но они настолько переплете-  

ны, что трудно выделить в чистом виде тот или иной аспект. Однако, в лю-  

бом случае, девиантное поведение имеет непосредственную связь с лично-  

стью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет соци-  

альную адаптацию взрослеющего человека.  

 

2. Дезадаптивные реакции и проблема их классификации  

 

1)  

 

2)  

 

3)  

 

4)  

 

5)  

 

В.Ф. Матвеев и А. Лебедев по типу дезадаптационных реакций выде-  

ляют пять групп девиантных подростков:  

с ярко выраженным агрессивным поведением:  

с неоднократными суицидальными попытками;  

систематически употребляющие спиртные напитки;  

совершающие уходы из дома;  

 

с выраженными невротическими реакциями (утомляемость, раздра-  

жительность и т.д.).  

 

А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова (1983), исходя из социально-  

психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного  

поведения у детей и подростков: антидисциплинарные; антисоциальные (ан-  

тиобщественные); делинквентные (противоправные); аутоагрессивные.  

 

В.Н. Кудрявцев и соавт. (1986) по признак) целевой направленности и  

мотивам все виды отклоняющегося поведения делит на три группы: 1) от-  

клонения корыстной ориентации; 2) отклонения агрессивной ориентации,  

вызванные мотивами мести, вражды, неприязни, неуважения к человеку;  

23  

 

3) отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуж-  

дения от общества и коллектива (злоупотребление алкоголем, наркотиками,  

суицидальное поведение).  

 

В.В. Ковалев (1981) выделяет три группы отклонений в поведении: 1)  

социально-психологическую (недисциплинированность, противоправное и  

аигисодиальное поведение); 2) клинико-психопатологическук) и 3) личност-  

но-динамическую (реакции, развития, состояния).  

 

А.Е. Личко считает, что нарушения поведения следует рассматривать в  

двух направлениях: 1) по форме проявления нарушения (делинквентное, по-  

беги из дома, бродяжничество, алкоголизация, сексуальные девиации, суици-  

дальное поведение) и 2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в  

их основе (биологический и социопсихологический). К биологическим фак-  

торам она относит поражения головного мозга, явления акселерации и ин-  

фантилизма; к социопсихологическим - социальную среду и психологиче-  

ские особенности подросткового возраста.  

 

Более глубокое понимание причин девиантного поведения дают иссле-  

дования, проводимые в криминальной психологии. Криминалисты исследуют  

прежде всего мотивы преступного поведения (К.Е. Игошев, Н.А. Дремова,  

В.Г. Асеев, В.В. Лунеев, В.С. Волков, В.Н. Кудрявцев и др.).  

 

Так Дремова Н.А. (1972), исследуя структуру мотивов правонарушите-  

лей установила, что мотивы хищений и краж у подростков чаще всего заклю-  

чаются не в корысти, а есть результат подражания моде, увлечение вещью,  

потребность в самоутверждении.  

 

По данным К.Е. Игошева (1-971), изучавшего потребности и интересы  

несовершеннолетних правонарушителей, жадность отмечалась у 23,2% об-  

следованных, алкоголизм -у 57,1 %, индивидуализм - у 47,2 %, бедность  

духовных интересов - у 38,9 %. Что касается интеллектуального уровня об-  

следованных правонаруппггелей, то среди них читали серьезную литературу  

относительно регулярно только 10-13 %.  

 

Большинство специалистов считает, что девиантное поведение являет-  

ся закономерным в том смысле, что оно не возникает на пустом месте, ни с  

того на с сего. Существуют глубинные причины, с необходимостью предо-  

пределяющие девиантное поведение.  

 

Все эти причины восходят к самым важным институтам цивилизации:  

к семье и обществу.  

 

Причины, условия девнантного поведения.  

 

Трудные подростки, как правило, являются продуктом неблагополуч-  

ной семьи. Причем девиантное поведение является обычно следствием цело-  

го комплекса причин:  

 

- проблемные родители, имеющие психические нарушения, могут  

"подарить" детям свои ущербные гены и таким образом предопределить по-  

явление себе подобных;  

24  

 

- ребенок, рожденный в такой семье, как правило, имеет ослаблен-  

ный организм, который к тому же систематически подвергается отрицатель-  

ному воздействию по линии физических факторов (грязь, спертый, проку-  

ренный воздух, неполноценное, некачественное и часто недостаточное пита-  

ние и т.д.). в основе всего этого лежит плохой уход за детьми;  

 

- сплошь и рядом дети в таких семьях являются нежеланными, от-  

сутствие любви и тепла в детстве может проявиться самым роковым образом  

гораздо позднее, специалисты считают, что компенсировать отсутствие люб-  

ви в полной мере никогда не возможно;  

 

- особую проблему в таких семьях составляет проявление к детям  

жесткости в виде физических наказаний, имеющих целью педагогическое  

воздействие;  

 

- сексуальное насилие над ребенком - форма наиболее изощренного  

издевательства, жертвы которого очень часто не только не ищут защиты, но  

и стыдятся рассказать о своей беде;  

 

- безусловно-отрицательный отпечаток на психику ребенка наклады-  

вает факт наблюдения за проявлениями жесткости и насилия как в собствен-  

ной семье, так и в телепередачах и кинофильмах;  

 

- зацеплению механизмов девиантного поведения способствуют та-  

кие факторы, как низкое 1С), нарушение внимания в детском возрасте, гипе-  

рактивность и ранняя агрессивность.  

 

Е. С. Меньшиков в своей работе "Жестокое обращение с детьми и его  

возможные отдаленные последствия" сопоставляет ряд исследований, в том  

числе и лонгитюдных, которые подводят к гипостазированию важного тези-  

са: жестокость порождается жестокостью.  

 

Среди защитных факторов, которые препятствуют формированию де-  

виантных стереотипов поведения, называют высокое 1(3 и робость. Интерес-  

но отметить, что робость рассматривается обществом и шире - цивилизаци-  

ей, как отрицательная черта характера. Робость - это, по существу, эвфе-  

мизм трусости, а трусость, как известно, является качеством презрения и за-  

клейменным всей историей человечества, которое накопило огромный опыт  

и колоссальный арсенал в борьбе с ними.  

 

В наше время высказывается мнение, что идея воспитания "воина"  

уже изжила себя и является саморазрушительной для человечества в контек-  

сте ядерного и других смертоносных видов оружия. Это мнение является на  

практике чрезвычайно непопулярным: семья и общество продолжают воспи-  

тывать "воина", занимаясь таким образом, сизифовым трудом: с одной сто-  

роны, создается система ттлательно охраняемых "нельзя", с другой,- лич-  

ность, готовая бросить вызов запретам.  

 

Трусость не рассматривается психологами как патология детской пси-  

хики, если она не принимает гипертрофированных форм. в определенном  

контексте (асоциальной среды предрасполагающей к девиантному поведе-  

нию) трусость, безусловно, может сыграть позитивную роль тормоза раз-  

25  

 

витию социальных форм поведения.  

 

Среди различных видов патологии в развитии детской психики нас  

интересуют, прежде всего, такие, которые способствуют формированию де-  

виантного поведения. К таким видам относятся расстройства внимания,  

гнперактнвность и нарушения поведения.  

 

Эти три вида патологии очень часто встречаются вместе, хотя "вклад"  

их в становление асоциальной личности различен. Так, дети, у которых отме-  

чены нарушения поведения, имеют наибольшую вероятность закрепления от-  

рицательного (асоциального) стереотипа поведения.  

 

Такие дети не находят общего языка со сверстниками, которые их, как  

правило, не любят и боятся. Носителями указанных синдромов, как правило,  

являются, как уже было сказано выше, мальчики, имеющие родителей с асо-  

циальным поведением.  

 

Расстройства внимания, гиперактивность и нарушения поведения слу-  

жат причиной плохих способностей в учебе. Так, дети (в основном мальчи-  

ки), страдающие указанными патологиями, испытывают трудности в реше-  

нии задач и характеризуются дефицитом лингвистических способностей.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1407
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь