|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковответствии с которыми квалифицируются типы девиантного поведения. Наи- более известным трудом является "Диагностический и статистический спра- вочник нарушений умственной деятельности", впервые опубликованный ас- социацией психиатров Америки в 1952 году. Известны четыре издания этого справочника, аббревиатурой которого являются английские буквы 08М:
1)
2)
3)
4)
1952 - 05М-1; 1968 - 0М- П; 1980 - 05М-П;
1987 - 05М-Ш-К. (буква К обозначает слово пересмотренное, пе- реработанное издание).
Исходные методологические позиции четырех изданий различаются. В 1952 году практически все диагностические категории определялись в виде психологических реакций. Авторы П5М-1 в своих представлениях о психологии следовали концепции известного психиатра Адольфа Мейера, ко- торый считал, что "нарушения" умственной деятельности" являются следст- вием неудачных попыток приспособиться к внешним требованиям. Таким образом, авторы 05М-1 считали "нарушения умственной деятельности" ре- зультатом несовершенного взаимодействия индивида с окружающей средой. (АРА, 1952).
08М-П был опубликовано в 1968 году. К этому времени стала гос- подствующей теория 3. Фрейда, который, как известно, считал, что "нарушения умственной деятельности" вызываются интрапсихическими при- чинами: что описывалось в 08М-1 как шизофреническая реакция, стало на- зываться шизофренией в 0М-II. Так 05М-II перевел центр психологиче- ских анормальностей во внутримозговую сферу. (АРА, 1968).
К 1980 году, когда был опубликован 05М-Ш, в психологии обозна- чились новые тенденции. Господствующей идеей стала уверенность в том, что причина большинства психологических проблем имеет биологическую природ. Так, в 05М-III "шизофрения" стала называться "шизофреническим нарушением". Центр анормальности переместился из сферы "ума" в сферу "тела".
Одно из главных возражений против 08М-III состоит в том, что его составители верят в существование медицинской модели "умственного забо- левания". 08М-III исходит их того, что все анормальные мысли и поведен- ческие реакции являются только симптомами некой болезни, лежащей в их основе. 20
Диагностика девиатгного поведения в указанных справочниках разви- вается и совершенствуется вместе с прогрессом науки. Причем в цивилизо- ванном обществе, как было уже указано выше, стремятся понять и устранить причины девиантного поведения. Человек, совершивший преступление под влиянием какого-нибудь психопатического состояния, считается больным, а не преступником.
На гуманном отношении к нервнобольным пытаются спекулировать настоящие преступники, симулируя приступы душевной болезни. На эту тему написано немало романов и сценариев.
Однако факт остается фактом: девиантное поведение надо рассматри- вать не как нечто, выходящее за пределы цивилизации, а как часть этой ци- вилизации, такую же неотъемлемую, как грипп, инфаркт и астма.
По данным Макконнелла, на 1984 год 1,4 млн. американцев были по- ражены синдромом "антиобщественной личности", а 13,1 млн. страдали от повышенной тревожности, 2,4 млн. болеют навязчивым неврозом, 10 млн. являются носителями аффективного психоза.
Таким образом, статистика говорит в пользу того, что такого феноме- на, как "абсолютно нормальный человек" в природе не существует. Вопрос лишь в том, каков допустимый разброс девиаций, вне пределов которого речь уже должна идти о патологической девиации.
Коррекцией стандартных девиаций призвана заниматься, прежде все- го, семья. Второй по степени важности социальный институт, в котором ра- ботают профессионально подготовленные к этой деятельности - школа. На- конец, в тех случаях, когда девиантное поведение приобретает общественно опасный характер, в дело вступают специальные исправительные учрежде- ния, которые, правда, в отличие от знаменитых макаренковских колоний, не столько исправляют, сколько наказывают своих обитателей.
Совершенно особую епархию представляют собой патологические де- виации, которыми занимаются психиатры. Проблема состоит в том, чтобы их диагностировать. Как в методологии исследования девиантного поведе- ния, так и в диагностике существует множество спорных вопросов и белых пятен. Верно ли, что генетически декодированная девиантность обречена ра- но или поздно проявить себя? Возможно ли, чтобы люда, участвовавшие в "законном" убийстве (войне), сохранили нормальную психику?
В какой степени бесспорны доказательства, что Чикатило (или другой преступник, совершивший страшные злодеяния) является нормальным чело- веком?
Наряду с вечными вопросами перед психологией возникают новые сферы деятельности, в которых феномен девиации занимает важное место.
ГЛАВА II
ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ 1. Причины девиации как проблема
Как показывают исследования 3. Фрейда и его последователей, к 15-ти годам в основном завершается формирование тех черт характера, которые в дальнейшем будут определять данную личность. Несмотря на то, что в со- временной психологии считают иначе (личность трансформируется всю жизнь), тем не менее, наиболее интенсивный характер поисковая деятель- ность человека носит именно в этом возрасте.
Многие девиации, не связанные с патологической физиологией, восхо- дят именно к этому феномену: через поисковую деятельность подросток по- знает окружающий мир и стремится занять в нем свою нишу.
Феномен "трудного подростка": присущая, якобы, этому возрасту аг- рессивность и жестокость, хорошо известны и подробно проанализированы специалистами.
Ротенберг В.С. и Бондаренко С.М. считают, что отклоняющееся от нормы поведение подростков, включая немотивированные приступы жесто- кости, в ряде случаев может быть "диким" проявлением неправильно ориен- тированной поисковой активности: В ходе психического, физического и по- лового созревания потребность в поиске очень остра и если она неправильно ориентирована, то часто является причиной девиантного поведения.
Немецкий психотерапевт Г. Аммон утверждает, что человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, которую он рассматривает как частный случай поискового поведения. При правильном воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стиму- лируя творческое развитие в играх, общении со сверстниками и взрослыми: когда сталкивается с конфликтами в семье - тогда появляется агрессивность деструктивная, так как потребность в поиске должна найти выход для сохра- нения физического здоровья.
В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что неправильно ориенти- рованная потребность в поиске может проявляться на только в немотивиро- ванной агрессивности и неожиданных ангисоциальных поступках, но и неко- торые периодически возникающие массовые молодежные движения типа хиппи или панков имеют также в своей основе неудовлетворенную потреб- ность в поиске.
В. Кондрашенко указывает на тот факт, что нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм среди подростков встречаются довольно
часто. И подтверждением том) является тот факт, что у 30-50 % поступаю- щих в психиатрические стационары подростков выявлены девиантные фор- мы поведения.
По мнению Уе51 .1. синдром социальной дезадалгации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчетливо проявляется в случаях антиобщественного поведения, где число мальчиков превосходит число де- вочек в отношении 10:1.
Нарушения поведения у подростков могут носить самый разнообраз- ный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бро- дяжничество, и суицидальные явления.
Сложность проблемы состоит в том, что трудно бывает ответить на вопрос: является ли отклонение в поведении признаком психического забо- левания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания.
Еще одна сложность проблемы в том, что она стоит на стыке многих наук: психиатрии, психологии, социологии, педагогики, философии, юрис- пруденции и каждая рассматривает эту проблему в своей терминологии и в своем понимании. Наиболее тесное переплетение наблюдается в социально- психиатрическом и психологическом аспектах, но они настолько переплете- ны, что трудно выделить в чистом виде тот или иной аспект. Однако, в лю- бом случае, девиантное поведение имеет непосредственную связь с лично- стью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет соци- альную адаптацию взрослеющего человека.
2. Дезадаптивные реакции и проблема их классификации
1)
2)
3)
4)
5)
В.Ф. Матвеев и А. Лебедев по типу дезадаптационных реакций выде- ляют пять групп девиантных подростков: с ярко выраженным агрессивным поведением: с неоднократными суицидальными попытками; систематически употребляющие спиртные напитки; совершающие уходы из дома;
с выраженными невротическими реакциями (утомляемость, раздра- жительность и т.д.).
А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова (1983), исходя из социально- психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарные; антисоциальные (ан- тиобщественные); делинквентные (противоправные); аутоагрессивные.
В.Н. Кудрявцев и соавт. (1986) по признак) целевой направленности и мотивам все виды отклоняющегося поведения делит на три группы: 1) от- клонения корыстной ориентации; 2) отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, вражды, неприязни, неуважения к человеку; 23
3) отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуж- дения от общества и коллектива (злоупотребление алкоголем, наркотиками, суицидальное поведение).
В.В. Ковалев (1981) выделяет три группы отклонений в поведении: 1) социально-психологическую (недисциплинированность, противоправное и аигисодиальное поведение); 2) клинико-психопатологическук) и 3) личност- но-динамическую (реакции, развития, состояния).
А.Е. Личко считает, что нарушения поведения следует рассматривать в двух направлениях: 1) по форме проявления нарушения (делинквентное, по- беги из дома, бродяжничество, алкоголизация, сексуальные девиации, суици- дальное поведение) и 2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (биологический и социопсихологический). К биологическим фак- торам она относит поражения головного мозга, явления акселерации и ин- фантилизма; к социопсихологическим - социальную среду и психологиче- ские особенности подросткового возраста.
Более глубокое понимание причин девиантного поведения дают иссле- дования, проводимые в криминальной психологии. Криминалисты исследуют прежде всего мотивы преступного поведения (К.Е. Игошев, Н.А. Дремова, В.Г. Асеев, В.В. Лунеев, В.С. Волков, В.Н. Кудрявцев и др.).
Так Дремова Н.А. (1972), исследуя структуру мотивов правонарушите- лей установила, что мотивы хищений и краж у подростков чаще всего заклю- чаются не в корысти, а есть результат подражания моде, увлечение вещью, потребность в самоутверждении.
По данным К.Е. Игошева (1-971), изучавшего потребности и интересы несовершеннолетних правонарушителей, жадность отмечалась у 23,2% об- следованных, алкоголизм -у 57,1 %, индивидуализм - у 47,2 %, бедность духовных интересов - у 38,9 %. Что касается интеллектуального уровня об- следованных правонаруппггелей, то среди них читали серьезную литературу относительно регулярно только 10-13 %.
Большинство специалистов считает, что девиантное поведение являет- ся закономерным в том смысле, что оно не возникает на пустом месте, ни с того на с сего. Существуют глубинные причины, с необходимостью предо- пределяющие девиантное поведение.
Все эти причины восходят к самым важным институтам цивилизации: к семье и обществу.
Причины, условия девнантного поведения.
Трудные подростки, как правило, являются продуктом неблагополуч- ной семьи. Причем девиантное поведение является обычно следствием цело- го комплекса причин:
- проблемные родители, имеющие психические нарушения, могут "подарить" детям свои ущербные гены и таким образом предопределить по- явление себе подобных; 24
- ребенок, рожденный в такой семье, как правило, имеет ослаблен- ный организм, который к тому же систематически подвергается отрицатель- ному воздействию по линии физических факторов (грязь, спертый, проку- ренный воздух, неполноценное, некачественное и часто недостаточное пита- ние и т.д.). в основе всего этого лежит плохой уход за детьми;
- сплошь и рядом дети в таких семьях являются нежеланными, от- сутствие любви и тепла в детстве может проявиться самым роковым образом гораздо позднее, специалисты считают, что компенсировать отсутствие люб- ви в полной мере никогда не возможно;
- особую проблему в таких семьях составляет проявление к детям жесткости в виде физических наказаний, имеющих целью педагогическое воздействие;
- сексуальное насилие над ребенком - форма наиболее изощренного издевательства, жертвы которого очень часто не только не ищут защиты, но и стыдятся рассказать о своей беде;
- безусловно-отрицательный отпечаток на психику ребенка наклады- вает факт наблюдения за проявлениями жесткости и насилия как в собствен- ной семье, так и в телепередачах и кинофильмах;
- зацеплению механизмов девиантного поведения способствуют та- кие факторы, как низкое 1С), нарушение внимания в детском возрасте, гипе- рактивность и ранняя агрессивность.
Е. С. Меньшиков в своей работе "Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия" сопоставляет ряд исследований, в том числе и лонгитюдных, которые подводят к гипостазированию важного тези- са: жестокость порождается жестокостью.
Среди защитных факторов, которые препятствуют формированию де- виантных стереотипов поведения, называют высокое 1(3 и робость. Интерес- но отметить, что робость рассматривается обществом и шире - цивилизаци- ей, как отрицательная черта характера. Робость - это, по существу, эвфе- мизм трусости, а трусость, как известно, является качеством презрения и за- клейменным всей историей человечества, которое накопило огромный опыт и колоссальный арсенал в борьбе с ними.
В наше время высказывается мнение, что идея воспитания "воина" уже изжила себя и является саморазрушительной для человечества в контек- сте ядерного и других смертоносных видов оружия. Это мнение является на практике чрезвычайно непопулярным: семья и общество продолжают воспи- тывать "воина", занимаясь таким образом, сизифовым трудом: с одной сто- роны, создается система ттлательно охраняемых "нельзя", с другой,- лич- ность, готовая бросить вызов запретам.
Трусость не рассматривается психологами как патология детской пси- хики, если она не принимает гипертрофированных форм. в определенном контексте (асоциальной среды предрасполагающей к девиантному поведе- нию) трусость, безусловно, может сыграть позитивную роль тормоза раз- 25
витию социальных форм поведения.
Среди различных видов патологии в развитии детской психики нас интересуют, прежде всего, такие, которые способствуют формированию де- виантного поведения. К таким видам относятся расстройства внимания, гнперактнвность и нарушения поведения.
Эти три вида патологии очень часто встречаются вместе, хотя "вклад" их в становление асоциальной личности различен. Так, дети, у которых отме- чены нарушения поведения, имеют наибольшую вероятность закрепления от- рицательного (асоциального) стереотипа поведения.
Такие дети не находят общего языка со сверстниками, которые их, как правило, не любят и боятся. Носителями указанных синдромов, как правило, являются, как уже было сказано выше, мальчики, имеющие родителей с асо- циальным поведением.
Расстройства внимания, гиперактивность и нарушения поведения слу- жат причиной плохих способностей в учебе. Так, дети (в основном мальчи- ки), страдающие указанными патологиями, испытывают трудности в реше- нии задач и характеризуются дефицитом лингвистических способностей. Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|