Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



8 страница


пать, "как все", тогда они дают реакцию эмансипации.  

 

При истероидной акцентуации главная черта - это неутолимая жаж-  

да внимания, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, со-  

чувствие. Если такие подростки незаметны для других, то страдают,  

 

43  

 

негодуют, ненавидят. Внешне они производят впечатление очень эмоцио-  

нальных. Однако их чувства поверхностны, демонстративны, переживания  

театрально наиграны. Все это не больше чем поза, рисовка. Глубокие чувства  

к другим у них отсутствуют, но себя они любят искренне.  

 

Уже в детстве они не выносят, когда при них хвалят других детей,  

уделяют внимание другим. Если ими восторгаются, то они охотно поют, тан-  

цуют, декламируют стихи. Если им недостает ни способностей, ни настойчи-  

вости, то ради привлечения внимания нарушают дисциплину, прогуливают,  

отлынивают от учебы и работы. Могут вызывающе вести себя в обществен-  

ных местах, но тяжелых правонарушений избегают. "Серая" жизнь их не  

устраивает. Ради привлечения внимания лгут и фантазируют, готовы преуве-  

личить свою алкоголизацию, прихвастнуть количеством и качеством выпито-  

го, выдать себя за наркомана. Если запутываются в невероятной истории, то  

демонстрируют желание и попытки самоубийства, приписывают себе мни-  

мые болезни.  

 

Распространено мнение, что истерические личности внушаемы. Это  

верно лишь наполовину. Внушаемость их односторонняя, до тех пор пока это  

подыгрывает их самолюбию. Сквозь все их поступки просвечивает желание  

привлечь к себе или вернуть утраченное внимание. Воодушевленные внима-  

нием и восхищением, они могут проявить временную отвагу, но перед труд-  

ностями пасуют. Ненадежны в дружбе, легко предают товарищей, любят пус-  

тить пыль в глаза. Они чутко улавливают настроение, желания, стремления  

окружающих и, потакая им, становятся на час вожаками, выразителями масс.  

В группе надолго не задерживаются. Исчерпав запас внимания к себе, уст-  

ремляются в новую. Увлечения у них обязательно модные и не требующие  

упорного труда. Их привлекает внешняя необычность: гимнастика йогов, эк-  

зотические коллекции. Могут афишировать несуществующие сексуальные  

связи, разыгрывать среди скромниц роль распутниц и наслаждаться ошелом-  

ляющим впечатлением. У них необоснованные претензии и надежды на бле-  

стящее будущее.  

 

Наиболее уязвимым для них является удар по самолюбию, неспособ-  

ность занять видное место и положение, крах надежд на успех, утрата внима-  

ния влиятельных лип, осмеяние, разоблачение их вымыслов. Свою лосаду  

вымещают на родных, которые уже не в силах, как это бывало в детстве, ог-  

радить их от трудностей и неудач. К удивлению родителей, на заботу и ласку  

отвечают холодностью, грубостью, озлоблением. Если все удается, если ок-  

ружающие потакают им и идут на уступки, то такие подростки достаточно  

компенсированы, хотя театральность поведения остается заметной. При не-  

удачах наблюдаются демонстративные невротические реакции, уход в бо-  

лезнь, ипохондрическое развитие. Реакции эмансипации носят лишь громо-  

гласный характер. Настоящей свободы не ищут, совсем не жаждут остаться  

без родительской опеки и заботы. Истерическая акцентуация часто плод вос-  

 

питания по типу "кумир семьи" (потворствующая гиперпротекция).  

 

Сензитивный тип акцентуации прямо противоположен истерическо-  

му. Центральная черта - пониженная самооценка, чувство неполноценности  

в сочетании с чрезмерной впечатлительностью. Уже в детстве они отличают-  

ся робостью, боязливостью. Избегают шумных и бойких товарищей, озорст-  

ва, подвижных игр. Любят играть с малышами, с ними они чувствуют себя  

спокойнее, увереннее. Слывут "домашними" детьми: послушны, застенчивы,  

старательно учатся. У всех детей случаются страхи темноты, собак, одиноче-  

ства. Но у сензитивных детей страхов значительно больше и они разнообраз-  

нее.  

 

Трудности начинаются, когда таким детям приходится проявлять са-  

мостоятельность вне дома. Школа пугает их шумом, возней, стычками свер-  

стников на переменах. Даже при хорошей успеваемости они боятся кон-  

трольных работ, у них рано формируется чувство долга, ответственности,  

они часто предъявляют к себе и к окружающим чрезмерные требования. В  

дружбе надежны, но не бывают лидерами, играют роль ведомого. К родным  

привязаны даже при суровом обращении с ними.  

 

Они стремятся преодолеть свое слабости. Так, мальчики устремляются  

в силовые виды спорта, девочки надеются в общественной работе преодолеть  

свою робость и застенчивость. Увлекаются музыкой, певчими птицами, раз-  

ведением рыбок, цветов. Свое успехи преуменьшают, но в работе добросове-  

стны.  

 

Очень болезненно такие подростки переживают недоброжелательное  

отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках,  

несправедливые обвинения. В благоприятной обстановке обретают покой и  

уверенность. Если в более старшем возрасте не сложилась личная жизнь или  

деловые отношения, то сензитивные черты заостряются. Усиливается рани-  

мость, обидчивость, слезливость, пессимистическая оценка настоящего и  

будущего.  

 

К сензитивному типу близок психастенический. Это нерешительные,  

тревожные, мнительные подростки. Они любят заниматься самоанализом,  

который переходит в самокопание. Возникающие неприятности тревожат  

меньше, чем ожидание неудач в будущем. В детстве отличаются не по воз-  

расту "интеллектуальными" интересами. Любят много читать, рассуждать.  

Отличаются двигательной неловкостью, поэтому не любят подвижных игр.  

Слабо развиты физически, особенно руки, но в беге, лыжах, велосипедном  

спорте (акцент на движение ног) могут достигать неплохих результатов, что  

повышает их уверенность.  

 

Нерешительность у них проявляется при необходимости сделать вы-  

бор. Приняв решение, торопятся выполнить его, чтобы не передумать. Они  

не любят перемен обстановки, новых предметов, опасаются незнакомых  

 

людей. Склонны к интеллектуальным или эстетическим увлечения. Пытают-  

ся придать себе уверенность придуманными приметами и ритуалами.  

Полагают, что если заранее все предусмотреть, то ничего плохого не случит-  

ся. Поэтому в работе педантичны и от других требуют соблюдения мелких  

формальностей.  

 

Для них трудны ситуации с чувством повышенной ответственности.  

Непосильный груз для них - большие надежды родителей на их успехи. Не-  

прерывные напоминания об ответственности, осторожности, запугивание не-  

приятностями и невзгодами перенапрягает их, приводят к невротическим  

срывам или заостряет нежелательные черты.  

 

При астеноневротической акцентуации на первый план выступают:  

повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, склонность к ипо-  

хондрии. Эта подростки часто жалуются на физическое недомогание, охотно  

ложатся в постель, лечатся и обследуются. Однако умеренную физическую  

нагрузку переносят удовлетворительно, больше устают при умственных заня-  

тиях и эмоциональном напряжении. При утомлении разражаются по ни-  

чтожному поводу, но возмущение завершается раскаянием и слезами. Тянут-  

ся к сверстникам, но от компаний устают. При заболеваниях близких усили-  

вается ипохондричность, ищут у себя болезни. Уязвимое место - напряжен-  

ная умственная и эмоциональная нагрузка.  

 

Шизоидный тип акцетуации - тоже крайний вариант нормального  

характера и не имеет прямого отношения к шизофрении как болезни. Шизо-  

идные лица отличаются замкнутостью и отгороженностью, живут в мире  

своих необычных увлечений и интересов. Мотут увлекаться китайскими ие-  

роглифами, генеалогией царей, составлением конституций для государств,  

коллекционированием неприятных насекомых, железных болтов и пр. кол-  

лекции могут быть и уникальными, и совершенно бесполезными. Все это де-  

лается не напоказ, не для демонстрации необычности, а лишь для себя. Увле-  

чения скрывают, опасаясь насмешки. Им удаются тонкие ручные работы, иг-  

ра на музыкальных инструментах. В спорте предпочитают индивидуальные  

занятия.  

 

Внешний рисунок поведения противоречив: они то апатичны и бездея-  

тельны, но напористы и целеустремленны, то необщительны, то назойливы,  

то застенчивы, то бестактны. Внешняя холодность сочетается у них с утон-  

ченной чувствительностью. С малых лет они играют в одиночестве, не тянут-  

ся к сверстникам, недетски сдержаны, не проявляют теплоты и непосредст-  

венности. Беда шизоидных подростков в недостаточности эмоциональной  

сферы. У них отсутствует эмоциональная откликаемость: они не улавливают  

отношение окружающих к себе, не могут уловить момент, когда надо уйти  

или прекратить разговор. Из-за этого с ними трудно общаться. Они сами  

страдают от этого и еще более замыкаются в себе. Поэтому их поведение  

может восприниматься как бестактное и назойливое, а их замкнутость рас-  

 

ценивается как холодность. Между ними и окружающими как бы лежит сте-  

на эмоциональной глухоты. Трудно сказать, связано яи это с врожденной  

слабостью эмоциональных нервных центров или с дефицитом эмоциональ-  

ного общения в ранние годы и даже месяцы жизни.  

 

Когда у этих подростков возникают болезненные реакции? При на-  

стойчивой попытке проникнуть м их внутренний мир, вызвать на откровен-  

ность. Неудовлетворение своей жизнью склоняет их к уходу в мир фантазий,  

и это является для них формой психологической защиты, самоутешением.  

Естественно, что попытка лишить их этого убежища вызывает протест. К  

обыденной жизни они не приспособлены, поскольку живут в придуманном, а  

не реальном мире. Наиболее затруднительно для них общение с окружаю-  

щими. Деловые контакты с ними вполне удовлетворительны. Но там, где  

требуется установление неформальных межличностных отношений, пола-  

гаться на них нельзя. Если предоставить им возможность работы, не тре-  

бующей коллективных усилий, то они могут достигнуть значительных и даже  

выдающихся результатов, стать незаурядными учеными, музыкантами, шах-  

матистами.  

 

Эпилептоидный тип акцентуации проявляется в склонности к тоск-  

ливо-злобному настроению (дисфории). Такие состояния развиваются посте-  

пенно под влиянием мелких незначительных моментов, длятся часами и  

днями, и могут разрядиться на ком угодно. При этом возможны тяжелые  

правонарушения, связанные с безудержной яростью, жестокостью, циничной  

бранью, равнодушием к беспомощностью жертвы. Некоторые особенности  

их поведения должны настораживать уже с малых лет: они любят мучить  

животных, дразнить и обижать малышей, обижать слабых и немощных, бес-  

смысленно ломать игрушки и портить вещи. (иногда дети портят игрушки из  

любознательности: им хочется узнать, что там внутри пищит или заставляет  

двигаться. Этой любознательности можно способствовать, приобретая раз-  

борные игрушки). У такого ребенка отмечается недетская бережливость в  

отношении своего: одежды, игрушек - и злобная реакция, если покушаются  

на его собственность. Уже в школе отмечается педантичная (мелочная) акку-  

ратность в обращении с книгами и тетрадями. Такие дети любят раз и навсе-  

гда установленный порядок, порядок для них важнее самого дела.  

 

Для их поведения характерны медлительность, тугоподвижность во  

всех сферах психики (эмоциональность, мышление, двигательная актив-  

ность), из увлечений предпочитают силовые виды спорта, но могут зани-  

маться и кропотливой работой, особенно если это ведет к выгоде. У них во-  

обще рано проявляется страсть к обогащению.  

 

При реакции группирования стремятся к лидерству. В условиях стро-  

гой дисциплины проявляется полюсность поведения: умеют подольститься к  

руководителям, чтобы заполучить некоторую власть над сверстниками и ис-  

пользовать ее к своей выгоде. Подчас настолько подавляют своих товарищей,  

 

по лл1 вычывист протест и изгнание и? группы.  

 

Реакции эмансипации тяжелые- от родителей требуют нс только сво-  

боды ч прав, но л материальных благ и заботы о них.  

 

Срывы дают. если ущемляются их интересы: материальные или мо-  

ральные (стремление к лидерству). При возможности проявляют деспотиче-  

скую власть и при этом не знают меры. Не переносят неподчинение и ущем-  

ление своих интересов. Любой аффект у них становится неудержимым и мо-  

жет привести к криминальным последствиям. Необузданно ревнивы. Алко-  

гольное опьянение с первых выпивок проявляется яростью и драками. Нс  

знают меры в вине. тяготеют к тяжелым степеням опьянения.  

 

По классификации А.Е. Личко существуют еще и смешанные типы,  

которые составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особен-  

ности нетрудно описать на основании предоставленных характеристик.  

Встречающиеся сочетания нс случайны: черты одних типов соединяются друг  

с другом довольно часто, другие же не сочетаются почти никогда. Специали-  

стами предлагаются два типа сочетаний.  

 

Промежуточные типы.  

 

Они обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего гене-  

тическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. К  

ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимные типы, а  

также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сензитивным,  

астено-невротического с сензитивным и психастеническим. Сюда же могут  

быть отнесены также промежуточные типы- шизоидно-сензитивный, шизо-  

идно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероид-ный,  

истероидно-эпилептоидный. Возможна трансформация гипертимного типа в  

циклоидный в силу различных эндогенных закономерностей.  

 

Амальгамные типы.  

 

Они формируются как следствие напластования черт одного типа на  

эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хрони-  

чески действующих психогенных факторов. Здесь также возможны лишь  

некоторые наслоения одного типа на другой. Гипертимно-неустойчивый и  

гипсртимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустой-  

чивых или истероидных черт гипертимной основе.  

 

Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения ис-  

тероидности на эмоциональную лабильность. А шизоидно-неустойчивый и  

эпилептоидно-неустойчивый - неустойчивости на шизоидную или эпилеп-  

тоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминоген-  

ной опасностью.  

 

Конфликтно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания  

конформного подростка в асоциальном окружении.  

 

Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно в  

том случае, когда подросток вырастает в условиях жестоких репрессивных  

 

взаимоотношений.  

 

В исследовании киевских авторов (Ю.З. Гильбух. С.И Подмазин и  

др.) указывается, что акцентуированность среди подростков - явление  

весьма серьезное, и, естественно, оно нс может не отражаться педагогиче-  

ским сознанием.  

 

Авторами предлагается система диагностики и коррекционной работы  

с акцентуированными подростками в аспекте целостного учебно-  

воспитательного процесса в школе. Авторы предлагают основные принципы  

коррекционной работы, которые воплощены в конкретных формах деятель-  

ности школьного психолога, педагога, социальных работников.  

 

Коррекция акцентуированности характеров у подростков предполагает  

изучение иерархической структуры смысловых установок субъекта и воз-  

можность ее трансформации в ходе психопрофилактики и психокоррекции,  

что позволит предугадать, спрогнозировать как конкретное поведение подро-  

стка, так и динамику развития характера. Важным в этом исследовании яв-  

ляется то, что диагностический инструментарий не сложен, а формы работы  

по коррекции и воспитанию достаточно широко известны учителям (МПДО,  

метод незаконченных предложений, цветовой тест Люшера и др.).  

 

Нам представляется, что разработанная указанными авторами система  

диагностики и коррекционной работы с акцентуированными подростками в  

контексте целостного учебно-воспитательного процесса, поможет объединить  

усилия психологов, социальных педагогов, учителей и родителей по отноше-  

нию к девиантным подросткам.  

 

Полма.1ин С.И., Сибири, Е.Н Как помочь подросгиу с "грулпым" харакром. Киев, 1996  

 

ГЛАВА III  

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО  

ПОВЕДЕНИЯ  

 

В возникновении и формировании девиантного поведения социально-  

психологические причины, как правило, считаются ведущими. Девиации, на-  

пример, вызываются тем, что именно в подростковом возрасте среда и обще-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2007
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь