|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростковпать, "как все", тогда они дают реакцию эмансипации.
При истероидной акцентуации главная черта - это неутолимая жаж- да внимания, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, со- чувствие. Если такие подростки незаметны для других, то страдают,
43
негодуют, ненавидят. Внешне они производят впечатление очень эмоцио- нальных. Однако их чувства поверхностны, демонстративны, переживания театрально наиграны. Все это не больше чем поза, рисовка. Глубокие чувства к другим у них отсутствуют, но себя они любят искренне.
Уже в детстве они не выносят, когда при них хвалят других детей, уделяют внимание другим. Если ими восторгаются, то они охотно поют, тан- цуют, декламируют стихи. Если им недостает ни способностей, ни настойчи- вости, то ради привлечения внимания нарушают дисциплину, прогуливают, отлынивают от учебы и работы. Могут вызывающе вести себя в обществен- ных местах, но тяжелых правонарушений избегают. "Серая" жизнь их не устраивает. Ради привлечения внимания лгут и фантазируют, готовы преуве- личить свою алкоголизацию, прихвастнуть количеством и качеством выпито- го, выдать себя за наркомана. Если запутываются в невероятной истории, то демонстрируют желание и попытки самоубийства, приписывают себе мни- мые болезни.
Распространено мнение, что истерические личности внушаемы. Это верно лишь наполовину. Внушаемость их односторонняя, до тех пор пока это подыгрывает их самолюбию. Сквозь все их поступки просвечивает желание привлечь к себе или вернуть утраченное внимание. Воодушевленные внима- нием и восхищением, они могут проявить временную отвагу, но перед труд- ностями пасуют. Ненадежны в дружбе, легко предают товарищей, любят пус- тить пыль в глаза. Они чутко улавливают настроение, желания, стремления окружающих и, потакая им, становятся на час вожаками, выразителями масс. В группе надолго не задерживаются. Исчерпав запас внимания к себе, уст- ремляются в новую. Увлечения у них обязательно модные и не требующие упорного труда. Их привлекает внешняя необычность: гимнастика йогов, эк- зотические коллекции. Могут афишировать несуществующие сексуальные связи, разыгрывать среди скромниц роль распутниц и наслаждаться ошелом- ляющим впечатлением. У них необоснованные претензии и надежды на бле- стящее будущее.
Наиболее уязвимым для них является удар по самолюбию, неспособ- ность занять видное место и положение, крах надежд на успех, утрата внима- ния влиятельных лип, осмеяние, разоблачение их вымыслов. Свою лосаду вымещают на родных, которые уже не в силах, как это бывало в детстве, ог- радить их от трудностей и неудач. К удивлению родителей, на заботу и ласку отвечают холодностью, грубостью, озлоблением. Если все удается, если ок- ружающие потакают им и идут на уступки, то такие подростки достаточно компенсированы, хотя театральность поведения остается заметной. При не- удачах наблюдаются демонстративные невротические реакции, уход в бо- лезнь, ипохондрическое развитие. Реакции эмансипации носят лишь громо- гласный характер. Настоящей свободы не ищут, совсем не жаждут остаться без родительской опеки и заботы. Истерическая акцентуация часто плод вос-
питания по типу "кумир семьи" (потворствующая гиперпротекция).
Сензитивный тип акцентуации прямо противоположен истерическо- му. Центральная черта - пониженная самооценка, чувство неполноценности в сочетании с чрезмерной впечатлительностью. Уже в детстве они отличают- ся робостью, боязливостью. Избегают шумных и бойких товарищей, озорст- ва, подвижных игр. Любят играть с малышами, с ними они чувствуют себя спокойнее, увереннее. Слывут "домашними" детьми: послушны, застенчивы, старательно учатся. У всех детей случаются страхи темноты, собак, одиноче- ства. Но у сензитивных детей страхов значительно больше и они разнообраз- нее.
Трудности начинаются, когда таким детям приходится проявлять са- мостоятельность вне дома. Школа пугает их шумом, возней, стычками свер- стников на переменах. Даже при хорошей успеваемости они боятся кон- трольных работ, у них рано формируется чувство долга, ответственности, они часто предъявляют к себе и к окружающим чрезмерные требования. В дружбе надежны, но не бывают лидерами, играют роль ведомого. К родным привязаны даже при суровом обращении с ними.
Они стремятся преодолеть свое слабости. Так, мальчики устремляются в силовые виды спорта, девочки надеются в общественной работе преодолеть свою робость и застенчивость. Увлекаются музыкой, певчими птицами, раз- ведением рыбок, цветов. Свое успехи преуменьшают, но в работе добросове- стны.
Очень болезненно такие подростки переживают недоброжелательное отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках, несправедливые обвинения. В благоприятной обстановке обретают покой и уверенность. Если в более старшем возрасте не сложилась личная жизнь или деловые отношения, то сензитивные черты заостряются. Усиливается рани- мость, обидчивость, слезливость, пессимистическая оценка настоящего и будущего.
К сензитивному типу близок психастенический. Это нерешительные, тревожные, мнительные подростки. Они любят заниматься самоанализом, который переходит в самокопание. Возникающие неприятности тревожат меньше, чем ожидание неудач в будущем. В детстве отличаются не по воз- расту "интеллектуальными" интересами. Любят много читать, рассуждать. Отличаются двигательной неловкостью, поэтому не любят подвижных игр. Слабо развиты физически, особенно руки, но в беге, лыжах, велосипедном спорте (акцент на движение ног) могут достигать неплохих результатов, что повышает их уверенность.
Нерешительность у них проявляется при необходимости сделать вы- бор. Приняв решение, торопятся выполнить его, чтобы не передумать. Они не любят перемен обстановки, новых предметов, опасаются незнакомых
людей. Склонны к интеллектуальным или эстетическим увлечения. Пытают- ся придать себе уверенность придуманными приметами и ритуалами. Полагают, что если заранее все предусмотреть, то ничего плохого не случит- ся. Поэтому в работе педантичны и от других требуют соблюдения мелких формальностей.
Для них трудны ситуации с чувством повышенной ответственности. Непосильный груз для них - большие надежды родителей на их успехи. Не- прерывные напоминания об ответственности, осторожности, запугивание не- приятностями и невзгодами перенапрягает их, приводят к невротическим срывам или заостряет нежелательные черты.
При астеноневротической акцентуации на первый план выступают: повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, склонность к ипо- хондрии. Эта подростки часто жалуются на физическое недомогание, охотно ложатся в постель, лечатся и обследуются. Однако умеренную физическую нагрузку переносят удовлетворительно, больше устают при умственных заня- тиях и эмоциональном напряжении. При утомлении разражаются по ни- чтожному поводу, но возмущение завершается раскаянием и слезами. Тянут- ся к сверстникам, но от компаний устают. При заболеваниях близких усили- вается ипохондричность, ищут у себя болезни. Уязвимое место - напряжен- ная умственная и эмоциональная нагрузка.
Шизоидный тип акцетуации - тоже крайний вариант нормального характера и не имеет прямого отношения к шизофрении как болезни. Шизо- идные лица отличаются замкнутостью и отгороженностью, живут в мире своих необычных увлечений и интересов. Мотут увлекаться китайскими ие- роглифами, генеалогией царей, составлением конституций для государств, коллекционированием неприятных насекомых, железных болтов и пр. кол- лекции могут быть и уникальными, и совершенно бесполезными. Все это де- лается не напоказ, не для демонстрации необычности, а лишь для себя. Увле- чения скрывают, опасаясь насмешки. Им удаются тонкие ручные работы, иг- ра на музыкальных инструментах. В спорте предпочитают индивидуальные занятия.
Внешний рисунок поведения противоречив: они то апатичны и бездея- тельны, но напористы и целеустремленны, то необщительны, то назойливы, то застенчивы, то бестактны. Внешняя холодность сочетается у них с утон- ченной чувствительностью. С малых лет они играют в одиночестве, не тянут- ся к сверстникам, недетски сдержаны, не проявляют теплоты и непосредст- венности. Беда шизоидных подростков в недостаточности эмоциональной сферы. У них отсутствует эмоциональная откликаемость: они не улавливают отношение окружающих к себе, не могут уловить момент, когда надо уйти или прекратить разговор. Из-за этого с ними трудно общаться. Они сами страдают от этого и еще более замыкаются в себе. Поэтому их поведение может восприниматься как бестактное и назойливое, а их замкнутость рас-
ценивается как холодность. Между ними и окружающими как бы лежит сте- на эмоциональной глухоты. Трудно сказать, связано яи это с врожденной слабостью эмоциональных нервных центров или с дефицитом эмоциональ- ного общения в ранние годы и даже месяцы жизни.
Когда у этих подростков возникают болезненные реакции? При на- стойчивой попытке проникнуть м их внутренний мир, вызвать на откровен- ность. Неудовлетворение своей жизнью склоняет их к уходу в мир фантазий, и это является для них формой психологической защиты, самоутешением. Естественно, что попытка лишить их этого убежища вызывает протест. К обыденной жизни они не приспособлены, поскольку живут в придуманном, а не реальном мире. Наиболее затруднительно для них общение с окружаю- щими. Деловые контакты с ними вполне удовлетворительны. Но там, где требуется установление неформальных межличностных отношений, пола- гаться на них нельзя. Если предоставить им возможность работы, не тре- бующей коллективных усилий, то они могут достигнуть значительных и даже выдающихся результатов, стать незаурядными учеными, музыкантами, шах- матистами.
Эпилептоидный тип акцентуации проявляется в склонности к тоск- ливо-злобному настроению (дисфории). Такие состояния развиваются посте- пенно под влиянием мелких незначительных моментов, длятся часами и днями, и могут разрядиться на ком угодно. При этом возможны тяжелые правонарушения, связанные с безудержной яростью, жестокостью, циничной бранью, равнодушием к беспомощностью жертвы. Некоторые особенности их поведения должны настораживать уже с малых лет: они любят мучить животных, дразнить и обижать малышей, обижать слабых и немощных, бес- смысленно ломать игрушки и портить вещи. (иногда дети портят игрушки из любознательности: им хочется узнать, что там внутри пищит или заставляет двигаться. Этой любознательности можно способствовать, приобретая раз- борные игрушки). У такого ребенка отмечается недетская бережливость в отношении своего: одежды, игрушек - и злобная реакция, если покушаются на его собственность. Уже в школе отмечается педантичная (мелочная) акку- ратность в обращении с книгами и тетрадями. Такие дети любят раз и навсе- гда установленный порядок, порядок для них важнее самого дела.
Для их поведения характерны медлительность, тугоподвижность во всех сферах психики (эмоциональность, мышление, двигательная актив- ность), из увлечений предпочитают силовые виды спорта, но могут зани- маться и кропотливой работой, особенно если это ведет к выгоде. У них во- обще рано проявляется страсть к обогащению.
При реакции группирования стремятся к лидерству. В условиях стро- гой дисциплины проявляется полюсность поведения: умеют подольститься к руководителям, чтобы заполучить некоторую власть над сверстниками и ис- пользовать ее к своей выгоде. Подчас настолько подавляют своих товарищей,
по лл1 вычывист протест и изгнание и? группы.
Реакции эмансипации тяжелые- от родителей требуют нс только сво- боды ч прав, но л материальных благ и заботы о них.
Срывы дают. если ущемляются их интересы: материальные или мо- ральные (стремление к лидерству). При возможности проявляют деспотиче- скую власть и при этом не знают меры. Не переносят неподчинение и ущем- ление своих интересов. Любой аффект у них становится неудержимым и мо- жет привести к криминальным последствиям. Необузданно ревнивы. Алко- гольное опьянение с первых выпивок проявляется яростью и драками. Нс знают меры в вине. тяготеют к тяжелым степеням опьянения.
По классификации А.Е. Личко существуют еще и смешанные типы, которые составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особен- ности нетрудно описать на основании предоставленных характеристик. Встречающиеся сочетания нс случайны: черты одних типов соединяются друг с другом довольно часто, другие же не сочетаются почти никогда. Специали- стами предлагаются два типа сочетаний.
Промежуточные типы.
Они обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего гене- тическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимные типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сензитивным, астено-невротического с сензитивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены также промежуточные типы- шизоидно-сензитивный, шизо- идно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероид-ный, истероидно-эпилептоидный. Возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный в силу различных эндогенных закономерностей.
Амальгамные типы.
Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хрони- чески действующих психогенных факторов. Здесь также возможны лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Гипертимно-неустойчивый и гипсртимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустой- чивых или истероидных черт гипертимной основе.
Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения ис- тероидности на эмоциональную лабильность. А шизоидно-неустойчивый и эпилептоидно-неустойчивый - неустойчивости на шизоидную или эпилеп- тоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминоген- ной опасностью.
Конфликтно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении.
Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно в том случае, когда подросток вырастает в условиях жестоких репрессивных
взаимоотношений.
В исследовании киевских авторов (Ю.З. Гильбух. С.И Подмазин и др.) указывается, что акцентуированность среди подростков - явление весьма серьезное, и, естественно, оно нс может не отражаться педагогиче- ским сознанием.
Авторами предлагается система диагностики и коррекционной работы с акцентуированными подростками в аспекте целостного учебно- воспитательного процесса в школе. Авторы предлагают основные принципы коррекционной работы, которые воплощены в конкретных формах деятель- ности школьного психолога, педагога, социальных работников.
Коррекция акцентуированности характеров у подростков предполагает изучение иерархической структуры смысловых установок субъекта и воз- можность ее трансформации в ходе психопрофилактики и психокоррекции, что позволит предугадать, спрогнозировать как конкретное поведение подро- стка, так и динамику развития характера. Важным в этом исследовании яв- ляется то, что диагностический инструментарий не сложен, а формы работы по коррекции и воспитанию достаточно широко известны учителям (МПДО, метод незаконченных предложений, цветовой тест Люшера и др.).
Нам представляется, что разработанная указанными авторами система диагностики и коррекционной работы с акцентуированными подростками в контексте целостного учебно-воспитательного процесса, поможет объединить усилия психологов, социальных педагогов, учителей и родителей по отноше- нию к девиантным подросткам.
Полма.1ин С.И., Сибири, Е.Н Как помочь подросгиу с "грулпым" харакром. Киев, 1996
ГЛАВА III
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В возникновении и формировании девиантного поведения социально- психологические причины, как правило, считаются ведущими. Девиации, на- пример, вызываются тем, что именно в подростковом возрасте среда и обще- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|