Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



5 страница


 

Над ними смеются сверстники, их презирают и боятся. Как расплата  

за это - асоциальное поведение и агрессия, направленная против обидчиков.  

 

Кузнецова Г.И" Харченко В.О, выделяют три типа отклонений недис-  

циплинированных подростков: 1) аномалии в сфере отношений с родителя-  

ми, педагогами, коллективом (неуважение к старшим, упрямство, грубость и  

т.п.); 2) недостатки в широте и направленности интересов (понижение инте-  

реса к учебе, отсутствие тяги к снорту, чтению книг и т.д.), сочетающиеся  

часто с наличием отрицательных склонностей (курение, алкоголь, скверно-  

словие и т.д.); 3) отклонения в эмоциональной сфере (агрессивность, вспыль-  

чивость, плаксивость и т.д.).  

 

Устименко С.Ф. (1984) обращает внимание на то, что реакция млад-  

ших подростков на неблагоприятную для их развития ситуацию значительно  

отличается от старших подростков. Так, в младшем подростковом возрасте  

наблюдается: 1) стремление снизить ценность желаемого; 2) сублимация (за-  

мещающая); 3) фантазирование; 4) фрустрация (агрессия).  

 

В старшем подростковом возрасте: 1) реакция оппозиции (демонстра-  

тивные действия негативного порадка; 2) реакция отказа (неподчинения тре-  

бованиям); 3) стремление избежать нежелательных контактов (реакция изо-  

ляции).  

 

Для отечественных психологов характерным представляется стремле-  

ние не столько дать психологический анализ анормального поведения в тер-  

минах тестов и результатов лонгитюдных наблюдений, сколько описать его  

внешние признаки и вооружить учителя, родителя или сотрудника детской  

комнаты милиции необходимым "кратким курсом" для принятия ими пра-  

вильного решения.  

 

Другими словами, образовавшийся во времена коммунистического  

эксперимента симбиоз педагогики и психологии сделал психологию, по су-  

ществу, придатком педагогики и лишил ее своего предмета исследования.  

 

3. Подростковые поведенческие реакции  

 

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (Л.С. Выготский, И. С.  

Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н.  

Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что особенностью подростковых  

реакций является то, что они являются вариантом нормального поведения.  

Однако именно в этом возрасте возникают сходные с нормальными реак-  

циями патологические формы поведения, являющиеся следствием психиче-  

ских нарушений. Разграничение их требует комплексного участия специали-  

стов - психиатра, психолога, психотерапевта.  

 

Специалисты считают, что поведенческая реакция группирования  

подростков со сверстниками проходит через всю историю человечества. Да-  

же в животном мире, например, там, где имеются социально-подобные обра-  

зования (стая, стадо), отмечается нечто подобное. У высших млекопитающих  

(обезьяны, копытные, ластоногие) молодняк группируется на периферии ста-  

да или временно обособляется.  

 

По мнению специалистов, подросткам свойственно почти инстинктив-  

ное влечение друг к другу. Таким образом реализуется стремление к нефор-  

мальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство со-  

причастности к своей возрастной группе, решается социометрический статус  

каждого члена группы.  

 

Сама по себе подобная реакция нейтральна. Как будет вести себя  

группа в социуме, зависит от принятых в ней нравственных установок, исхо-  

дящих от лидера.  

 

Важной проблемой является то, к какому типу поведения примыкает  

подросток и какую роль играет в группе. Противодействие группированию  

(запреты дружить с тем или иным сверстником) приводят к протестным  

формам поведения, В настоящее время появилось множество разнообразных  

объединений молодежи, которые отражают свойственную возрасту реакцию  

группирования.  

 

Весьма своеобразно, например, описывает С. Абрамов особенности  

группирования подростков 80-х годов.  

 

Умнов ГЛЯНУЛ в окно. По тротуару шла нестройная колонна молодых  

людей, одетых весьма современно. Здесь были металлисты - в цепях, бля-  

хах, браслетах, налокотниках и напульсниках с шипами. Здесь были  

 

С. Абрамов. Неформашки.//Юносп., № 2, 1988.  

 

27  

 

панки - в блеклых джинсовых лохмотьях, с выстриженными висками, воло-  

сы торчат петушиными гребнями и выкрашены в пастельные, приятные глазу  

тона. Здесь были брейкеры - в штанах с защипами, кроссовках с залипами,  

в узких пластмассовых очках на каменных лицах, все угловатые, все ломан-  

ные. все роботообразные. Здесь были атлеты - культуристы в клетчатых  

штанах и голые по пояс - с накачанными бицепсами, трицепсами и квадри-  

цепсами. Здесь были совсем юные роллеры в шортиках, в маечках и портре-  

тами Майкла Джексона и Владимира Преснякова, все как один - на ролико-  

вых коньках. А по мостовой вдоль тротуара странную эту колонну сопровож-  

дал мотоциклетный эскорт рокеров - или раггаров - все в коже с ног до  

головы, шлемы, как у космонавтов или летчиков-высотников, мотоциклы -  

со снятыми глушителями, но. поскольку скорость процессии была невеликой,  

толковые ребята зря не газовали, особого шуму не делали.  

 

И все мало совместимые друг с другом группы дружно и едино несли  

самодельные плакаты, подвешенные к неструганным шестам - будто хоруг-  

ви не ветру болтались. На хоругвях чернели, краснели, зеленели, желтели  

призывы, явно рожденные неутомимым комсомольским задором: "Все - на  

благоустройство кооперативного кафе-клуба!", "даешь хозрасчет!", "Частная  

инициатива - залог будущего", "Дорогу - неформальным молодежным  

объединениям!".  

 

- Что это? - ошарашено спросил Умнов.  

 

- Я же говорю: мои ребята... - Лариса чуть не пояс высунулась из  

окна, замахала рукой, закричала: - Ребята, привет! Как настроение? Глав-  

ное, ребята, сердцем не стареть!  

 

Из колонны ее заметили, оживились. Рокеры приветственно газанули.  

Брейкеры выдали "волну". Металлисты выбросили вверх правые руки, сло-  

жив из пальцев "дьявольские рога". Культуристы грозно напрягли невероят-  

ные мышцы. Панки нежно потупились, а роллеры прокричали за всех друж-  

ным хором:  

 

- Песню, что придумали, до конца допеть!..  

 

- Что это за маскарад? - слегка изменил вопрос Умнов. - Они же  

не настоящие...  

 

- Почему не настоящие? Самые что ни есть. Мы кликнули клич, вы-  

брали самых лучших, самых достойных, рекомендовали их на бюро, органи-  

зовали, снабдили реквизитом. ДОСААФ мотоциклы отстегнул. Создали  

группы... А сейчас они кафе-клуб обустраивать идут. Нам помещение выде-  

лили, бывшее капэзэ в милиции. Милиция новое здание получила, а увпэзэ  

- нам. Решетки снимем, побелим, покрасим, мебель завезем и встанем на  

кооперативную основу...  

- Кто встанет?  

- Как кто? Мы. Комсомол.  

- Слушай, а ты что, комсомольский секретарь?  

 

78  

 

- Да разве в должности дело? Я, Андрюшенька, Дочь города. Нра-  

вится название?  

- Неслабо... Отцы и дети, значит...  

 

По мнению специалистов (А.Б Добрович) подростковые группы могут  

быть жестко регламентированы, с однополым стабильным составом, четко  

определенной ролью каждого члена группы (подчиненность, виктимность,  

помыкание). Существуют и свободные подростковые группы с нестабильным  

разнополовым составом и нечетким распределением ролей.  

 

Психотерапевту, психологу, психиатру, наркологу приходится кон-  

сультировать представителей тех групп, где преобладает саморазрушающее  

поведение: алкоголизм, наркомания, токсикомания, агрессивное отношение к  

окружающим. Первые попадают на лечение, вторые на судебно-  

психиатрическую и психологическую экспертизу, если возникают сомнения в  

психической полноценности подследственного.  

 

Предрасполагающей почвой для аутоагрессивного поведения является  

девальвация морально-этических и духовных ценностей, которая часто  

встречается у неформалов (рокеров, панков, фанатов, сатанистов и др.). На-  

пример, ведущий специалист суицидологии А.Т. Амбрумова отмечает, что  

среди хиппи и металлистов душевнобольных несколько больше, чем среда  

представителей других неформальных групп. Это объясняется большей толе-  

рантностью представителей подобных групп к различным формам откло-  

няющегося поведения, что притягивает к ним людей, в том числе подростков  

с психическими аномалиями, не способных приспособиться к другим соци-  

альным группам.  

 

Среди металлистов, например, много незрелых, повышенно возбуди-  

мых подростков. Не найдя своего места в жизни, имея завышенные матери-  

альные запросы, слаборазвитые в ДУХОВНОМ отношении, металлисты охотно  

усваивают карнавальную символику зарубежных рок-групп, которая легко  

воспроизводится подручными средствами (цепи, кожанки, несуразный, уст-  

рашающий грим и петушиные прически). К ним примыкают имитаторы,  

подражатели, которые именно этим удовлетворяют свою потребность во  

внимании окружающих, от недостатка которого страдают. К этим группам  

примыкают и откровенные тунеядцы, которые чаще всего и являются ини-  

циаторами краж, разбоев и других противоправных действий и которые ну-  

адаются во внимании правоохранительных органов.  

 

Ведущий специалист подростковой психиатрии А.Е. Личко обращает  

внимание на социо-психологические особенности подростковых поведенче-  

ских реакций и считает, что психологические особенности подросткового  

возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название  

"подросткового комплекса", а связанные с ними нарушения поведения -  

"пубертатного криза" (Сухарева Г.Е.. 1959). В качестве общих особенностей  

 

1 ) Личко ДЕ. Подростковая психиатрия. Л., 1979  

 

этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безу-  

держного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств выступаю-  

щих попеременно. К ним относятся: особая подростковая сенситивность -  

чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений  

и. наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в  

отношении окружающих. Тонкая чувствительность порою уживается с пора-  

зительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание  

быть признанным и оцененным другими с подчеркнутой независимостью,  

борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными  

идеалами с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирова-  

ние с сухим мудрствованием.  

 

В современной западной психиатрической и психологической литера-  

туре широкое распространение получила концепция Е. Эриксона (1968) о  

"кризисе идентичности" как о главной особенности подросткового возраста.  

Под "идентичностью" подразумевается определение себя как личности, ин-  

дивидуальности, ответ на вопрос "Кто я такой?". Считается, что этот процесс  

идентичности достигает вершины в старшем подростковом возрасте. Форми-  

рование "идентичности" рассматривается с психоаналитических позиций как  

результат "распада детского Я" и необходимости синтеза нового "взрослого  

Я", образование "сверх Я" и т.п. Но даже если оставить в стороне эти психо-  

аналитические построения, нельзя не отметить, что самой идентичности,  

процессу познавания самого себя придается слишком самодовлеющее значе-  

ние. Именно этот процесс рассматривается как первоисточник всех трудно-  

стей и всех нарушений поведения. Подобный подход может служить базой  

для психоаналитической психотерапии, но мало чем может помочь в пони-  

мании патологических нарушений поведения у подростков и в разработке  

мер для их коррекции.  

 

Подростковый возраст является критическим в отношении становле-  

ния характера как базиса личности. Личность в целом, с ее интеллектом, спо-  

собностями, наклонностями, мировоззрением и другими компонентами про-  

должает формироваться и после достижения физической зрелости. Характер  

же в основном закладывается именно в подростковом периоде и в дальней-  

шей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздействий способен претер-  

певать значительные изменения. В период становления характера бывают  

особенно видны его типологические черты - выявляются разные типы ак-  

центуаций. Но наряду с заострением типологических, подростковому возрас-  

ту свойственны определенные общие качества - психологические особенно-  

сти, поведенческие модели - специфически подростковые поведенческие  

реакции на воздействие среды, прежде всего ближайшего окружения. К этим  

специфически подростковым поведенческим реакциям относятся реакция  

эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения  

(хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным  

влечением.  

30  

 

Реакция эмансипации. Эта реакция проявляется стремлением вы-  

свободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства старших  

- родных, учителей, воспитателей, наставников, представителей старшего  

поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные  

старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что им принято, что  

уважается и ценится, т.е. на все "стандарты" и "ценности". Потребность вы-  

свободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение  

себя как личности. У мальчиков эта реакция выражена сильнее, чем у дево-  

чек. Она развертывается обычно в младшем и особенно в среднем подрост-  

ковом возрасте под действием социо-психологических факторов. Важней-  

шим из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный кон-  

троль, лишение минимальной самостоятельности, третирование подростка,  

как ребенка. Проявление этой реакции весьма разнообразны. Она может  

ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде  

поступать "по-своему", "самостоятельно". Даже не выражаясь во внешнем  

поведении, реакция эмансипации может получать существенное отражение в  

отношении со стороны здоровых, хорошо адаптированных подростков к род-  

ным, к опеке над собой и наставлениям, критике и возражениям в свой ад-  

рес, к правилам и законам (Иванов Н.Я., 1973). У делинквентных подростков  

реакция эмансипации получает отражение в символике татуировок.  

 

При психопатиях и ситуативно обусловленных нарушениях поведения  

на фоне акцентуации характера одной из крайних форм проявления реакции  

эмансипации являются побег из дома и бродяжничестве с целью "пожить  

свободной жизнью". При шизофрении у подростков реакция эмансипация  

может постучать отражение в психической симптоматике, приобретая иногда  

вычурные формы. Опека родителей расценивается как намерение "лишить  

воли", запрет странных ночных блужданий вызывает бурную агрессивную  

реакцию. Возможно, что в избирательной жестокости к родным, в "бреде  

чужих родителей" (Сухарева Г.Е., 1937) кроется измененная болезнью реак-  

ция эмансипации.  

 

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно  

почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстни-  

ками, подростковые группы проходят через всю историю современных хип-  

пи. С. Найег (1996) полагает, что распространившиеся в США подростковые  

"банды" - явление с социологической точки зрения отнюдь не новое, а ско-  

рее архаическое.  

 

Существуют два типа подростковых групп. Одни отличаются однопо-  

лым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксирован-  

ной ролью каждого члена, его твердым местом в группе (подчиняемость од-  

ним, помыканием другими). В группе есть такие роли, как "адъютант лиде-  

ра" - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом,  

 

31  

 

кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть "анти-лидер".  

стремящийся занять место лидера, есть "шестерка", которым все помыкают и  

т.п. Нередко такая группа обладает "своей территорией", тщательно обере-  

гаемой от вторжения чужаков, особенно членов других аналогичных групп, в  

борьбе с которыми протекает жизнь. Состав группы довольно стабилен, при-  

ем новых членов нередко сопряжен с особыми "испытаниями" или ритуала-  

ми. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается  

склонность к внутршрушювому символизму - условные знаки, свой "язык",  

свои клички, обряды (например, "братание кровью Подобные группы обра-  

зуются из подростков мужского пола среднего и старшего возраста.  

 

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением  

ролей, отсутствием постоянного лидера - его функцию несут разные члены  

группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав  

группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие прихо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2476
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь