Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



10 страница


стороны и больше ориентироваться на самоконтроль служащих.  

 

II. Следует реализовать потребность людей в приобретении  

новых знаний, t  

 

112. Необходимо избегать ситуаций, при которых старания  

сотрудников приводят к тому, что их еще больше нагружают.  

 

13. Желательно организовывать работу так, чтобы каждый  

был сам себе шефом, который мог бы продемонстрировать ини-  

циативу в организации производства, проявить индивидуаль-  

ную ответственность.  

 

14. Сотрудники должны знать, какова иХ реальная значи-  

мость в глазах непосредственного начальства 1180. С. 165-1671.  

 

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК  

МОТИВАЦИИ  

 

1. Обеспечить на работе взаимное доверие, уважение и под-  

держку.  

 

2. Дать каждому сотруднику интересную работу, побуждаю-  

щую его развивать свои знания, умения и навыки.  

 

3. Установить четкие цели, задачи .и справедливые нормы  

выработки.  

 

4. Делать объективную оценку вклада сотрудников в дости-  

жения организации на основе регулярной обратной связи.  

 

5. Создать возможности для роста сотрудников и раскрытия  

их потенциала.  

 

6. Компенсировать затраты усилий сотрудников посредством  

повышения заработной платы и премий по результатам опреде-  

ленного периода.  

 

17. Давать сотрудникам примеры поведения, которые побуж-  

1и бы их к объединению, искренности и честности [197.  

1791. .,  

 

№  

 

I  

1^  

 

3.4. Межличностные отношения  

 

"Межличностные отношения -  

это субъективно переживаемые взаи-  

мосвязи межцу людьми".  

Словарь "Психология"  

 

1з*4*1* Феноменология межличностных отношений  

 

мнения, возникающие между людьми в процессе их об-  

1, совместной практической и духовной деятельности, оп-  

потея как общественные отношения. Примерами таких  

1ений могут быть производственные, политические, пра-  

^ нравственные, религиозные, психологические и др.  

яихологические отношения междулюдьми принято подраз-  

> на официальные и неофициальные в соответствии с топ  

1зацией, где они формируются. Официальные отношения  

донированы, оформляются документально и контролиру-  

.обществом или отдельными его представителями. Неофи-  

те отношения могут признаваться и даже поощряться  

>ными организациями, но они не регулируются доку-  

но.  

 

1Чают еще деловые и личные (или межличностные) от-  

я. .Деловые отношения связаны с учебной или трудовой  

яой деятельностью и определяются ею. Личные отноше-  

1<огут быть оценочными (восхищение, популярность) и  

ценными (связанными с взаимодействием). Они обуслов-  

IHC столько объективными условиями, сколько субъектив-  

Щютребностыо в общении и удовлетворением этой потреб-  

 

Я1^. ..  

 

IcTpyicType взаимодействия и общения людей, как правило,  

дот три составляющие: поведенческую, аффективную и  

ивную (по Я.Л.Ко^оминскому); праксическую, аффек-  

), гностическую (по А.А.Бодалеву); регулятивную, аффек-  

), информационную (по Б.Ф.Ломову). К поведенческому  

>п^ относят результаты деятельности и поступки, ми-  

 

мику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию' (перемещение  

в пространстве), речь.  

 

Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмо-  

циональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне  

физиологической регистрации и субъективных отчетов. Напри-  

мер, по наличию (и интенсивности) положительных и отрица-  

тельных эмоций, конфликтности (внутриличностной, межлич-  

ностной), эмоциональной чувствительности, удовлетворенности  

собой, партнером, работой и т.п. i  

 

Когнитивный компонент включает в себя все психические  

процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (на-  

пример: ощущения, восприятия, представления, память, мыш-  

ление, воображение). "  

 

Частным случаем психологических отношений являются  

межличностные отношения. Такие отношения охватывают зна-  

чительный круг явлений, но все они могут быть квалифициро-  

ваны с учетам трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия  

и понимания людьми друг Друга, 2) межличностной привлека-  

тельности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и пове-  

дения (в частности, ролевого). С особенностями восприятия и  

понимания людьми друг друга мы ознакомились выше в разделе  

"Общение". Здесь следуют уделить больше внимания междично-  

сгной привлекательности, которая проявляются в симпатиях и  

притяжениях. ^  

 

Снмватш  иртяхення. Сщтатия - это эмоциональная по-  

ложительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная  

симпагия.создает целостное внутригрупповое состояние удовле-  

творения. Притяжение^ являясь одной из составляющих меж-  

личностной привлекательности, в основном связано с потреб-  

ностью человека быть вместе & другим конкретным человеком.  

Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмо-  

циональный компонент взаимодействия). Симпатия и притяже-  

ние могут Проявляться иногда независимо друг от друга.  

 

Межличностное притяжение (отталкивание), симпатии (ан-  

типатии) можно рассматривать как условие и результат совмес-  

тимости (несовместимости) двух лиц в определенных условиях  

взаимодействия. Характер межличностного взаимодействия оп-  

ределяется типом ситуации и личностными особенностями его  

участников. Ситуаций сотрудничества и соперничества предпо-  

лагают разный характер действий и поведения человека в це-  

 

1. Исследования показывают, что личностное сходство (подо-  

"ie) способствует взаимным симпатиям людей.  

1Для образования дружеских отношений в парах большое зна-  

<е имеет совместная деятельность и принадлежность к ,од-  

и той же группе. В целом сходства (различия) двух взаимо-  

дующих личностей определяются следующими основными  

эрами:  

 

социологическим (социально-экономическим статусом,  

ессией, образованием);  

 

социально-психсяог^ческим (ценностными ориентациями,  

[остью целей и позиций, межличностным статусом и т.д.);  

психологическим (характером, стереотипом поведения);  

психофизиологическим (темпераментом, эмо^ионально-  

), реактивностью организма).  

 

Характер дружеских отношений имеет и половые различия: в  

Омской дружбе реализуются преимущественно предметно-дея-  

Цмые отношения, в женской - субъективно-эмоциональные.  

Устойчивость взаимоотношений определяется не только сов-  

^нием ценностных ориентаций и других социальных и соци-  

io-психологических параметров, ной определенной коорди-  

и поведенческих актов более элементарного уровня (сте-  

[1ов поведения, характера, темперамента и т.п.)., Темп,  

точность выполнения каждого поведенческого акта, на-  

генного не только на выполнение предметных задач, но и  

Цвэаимодействие людей, всегда имеет значение для успешного  

тонирования как официальных, так и неофициальных  

 

д соотнести два фактора - уровень социометрического  

;а и степень сходства по нему участников группы, - то  

ггся.что:  

 

Неустойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица,  

асОцие разные социометрические статусы в группе;  

^отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное непри-  

ю лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие  

А (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых").  

1равленность субъекта на внешний или внутренний мир  

авертированность или интравертированность) является важ-  

1сарактеристикой, влияющей на межличностные отношения.  

1 Процессе углубления взаимодействия (за счет увеличения  

1ости и значимости совместной деятельности и обще-  

 

ния) роль ведущих интересов и ценностных ориентаций усили-  

вается. Для действенной дружбы важно не столько сходство пе-  

риферийных интересов, сколько ценностно-ориентационное  

единство.  

 

Механизм формирования межличностной привлекательности  

(лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в  

зависимости от возраста и условий, в которых возникают отно-  

шения взаимной привязанности. Регуляция привлекательности  

у школьников опирается на условия взаимодействия (соседство;  

привязанность, основанная на неосознаваемых историях дет-  

ских отношений). У них взаимный выбор/отвержение менее ра-  

ционалистичен, чем у студентов, которые, вступая в контакт,  

осуществляют такой выбор (или отвержение), учитывая лично-  

стные качества в настоящий момент.  

 

Прежде чем испытать симпатию (антипатию), включиться в  

Ьбщение, человек сознательно или бессознательно познает дру-  

гого человека. На основе подобного процесса может возникать  

взаимопонимание. Это понятие обычно определяют как взаим-  

ное понимание и согласие. Понимание - способность осмыс-  

$швать, постигать содержание высказывания, его значения, лич-  

ностные помыслы партера по взаимодействию. Это - когни-  

тивный процесс установления связи между явлениями. Но, да-  

же если мы хорошо понимает друг друга, этого часто оказывает-  

ся недоотаточно для нашего функционирования как партнера -  

необходимо еще согласие. Вели в пониманий доминирует ког-  

нитивная составляющая, то во взаимном согласии - эмоцио-  

нальная и поведенческая составляющие отношения. В межлич-  

ностных отношениях согласие приводит к взаимной удовлетво-  

ренности партнеров друг другом. Процесс взаимопонимания  

может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной  

привлекательностью.  

 

Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей явля-  

ются адеквапность и идентификация. Адекватность - это точность  

отражения одной личностью другой. Идентификация Представляет  

собой внутреннее отождествление, уподобление человека другому  

лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных от-  

ношений. завершается определением сходства (различия) между  

двумя личностями в сознании каждой из них вотде^ностп.  

 

Мехдичиостные отшмвеяия в супружеских парах* Они отлича-  

ются ат дружеских по ряду показателей. Если дружеские отоше-  

 

сначалаи до конца остаются неофициальными (их существо-  

ie определяется только потребностью партнеров сохранить от-  

[йошения), то в супружеских и семенных отношениях межличност-  

ie отношения мужчины и женщины, ^возникнув по типу друже-  

йх отношений, позднее закрепляются как официальные.  

Р. Хилл-выделяет следующие ведущие факторы, определяю-  

не результат выбора брачного партнера:  

 

1) общение и взаимодействие, обусловленные пространст-  

нно-временной близостью партнеров;  

 

2) сходотво социальных и личностных характеристик партнеров;  

 

3) межличностная привлекательность как следствие сходства  

гчностных характеристик, а также мнений, оценок и отноше-  

[й 19. С. 3-681.  

 

^счастливых браках партнеры характеризуются:  

гХ) эмоциональной стабильностью;  

12) согласием с другими людьми;  

1^) покладистостью;  

14) общительностью;  

1^5) доверчивостью, искренностью; ,  

^^эмоциональной непринужденностью. ,  

Несчастливых браках партнеры оцениваются как:  

1^) эмоционально неуравновешенные (невротичные);  

 

12) критичные к другим людям;  

 

13) стремящиеся к доминированию; .  

 

14) замкнутые (отчужденные); ' .  

и 3) подозрительные;  

^) эмоционально скованные.  

 

анный перечень характеристак свидетельствует о проявлении  

основных составляющих удовлетворенности браком: эмоцио-  

сферы и Направленности на социальное окружение.  

 

3.4.2. Совместимость и срабатываемость  

 

IKaK отмечалось выше, существуют четыре уровня совмести-  

w. психофизиологический, психологический, социально-  

ологический и социологический. Психофизиологический  

5НЬ совместимости основывается на взаимодействий осо-  

стей темперамента, потребностей индивидов; психологи-  

St - йключает взаимодействие характеров, мотивов и сте-  

1ов поведения; социально-психологический - предпола-  

 

гает согласование функционально-ролевых ожиданий и дейст-  

вий; на социологическом уровне важно совпадение (или сходст-  

во) интересов, ценностных ориентаций.  

 

Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми лю-  

дей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего един-  

ства и самоуправления. В противоположность совместимости  

конфликтность является следствием несовместимости друг с  

другом двух одновременно возникших побуждений действовать.  

Несовместимость побуждений возникает тогда, когда два побу-  

ждения вступают в противоречие, исключая друг друга. Взаимо-  

исключение является основным показателем конфликта или не-  

совместимости.  

 

Под конфликтом обычно понимают столкновение различ-  

ных, как субъективных, так и объективных, триденций в моти-  

вах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп  

и т.п. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут яв-  

ляться движущей силой развития личности и группы.  

 

Психологическая несовместимость проявляется как неспособ-  

ность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность  

психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и дру-  

гие врожденные и приобретенные свойства личности.  

 

Сработанность - это согласованность в работе между соуча-  

стниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие,  

общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения.  

В этом случае взаимная удовлетворенность взаимодействием  

партнеров опосредована деятельностью.  

 

Признаками различия совместимости и срабатываемости яв-  

ляются: 1) характер условий взаимодействия (связанных с удов-  

летворением партнерами потребности' в общении или с решени-  

ем производственных задач); 2) относительная значимость пара-  

метров успешности совместной деятельности и субъективной  

удовлетворенности партнеров; 3) степень эмоционально-энерге-  

тических затрат лиц, решающих общие задачи (затраты фикси-  

руются на физиологическом уровне).  

 

Если совместимость характеризуется максимальной субъек-  

тивной удовлетворенностью партнеров друг другом при значи-  

тельных (выше среднего) эмоционально-энергетических затра-  

тах (субъективная удовлетворенность - главный компонент со-  

вместимости), то срабатываемость определяется, в первую оче-  

редь, эффективностью деятельности [9. С. 99-103].  

 

^ В табл. II. приведены данные по экспериментальному ис-  

рледованию соотношения поведенческого, аффективного и  

согнитивного компонентов взаимодействия в парах с различ-  

ным типом межличностных отношений. Ранг (место) харак-  

11геризует обобщенные значения тех или иных показателей.  

1 Например, супружеские пары показали максимальную удов-  

летворенность взаимодействием (при решении совместных  

11адач), большие эмоционально-энергетические затраты и  

шачительную идентификацию (1-е место среди всех типов  

дар). В этих парах совместная работа была наименее успешна  

[5-е место). Наиболее успешно справлялись с работой и луч-  

ie всех понимали друг друга партнеры в индифферентных  

арах, Взаимоотношения в таких парах протекают с мини-  

[альными эмоционально-энергетическими затратами. Самые  

1зкие показатели по удовлетворенности, взаимопониманию  

идентификации были характерны, для пар, в которых парт-  

>ры испытывали взаимную антипатию (5-е место среди всех  

1пов пар).  

 

Эмпятия в условиях решения совместных задач. Переживание  

шовека не остается незамеченным другими людьми. Это обу-  

ювлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание,  

переживание, сочувствие, соучастие) является одной из зна-  

мых образующих человека. На базе этой составляющей лич-  

сти человека возможно формирование эмпатии как способ-  

сти к сопереживанию.  

 

Форма эмпатии зависит от типа и характера межличностных  

юшениН. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия воз-  

ia при любых типах отношений, то поведенческая, дейст-  

ая эмпатия характерна для близких отношений. Эмпатия -  

ально одобряемое качество личности, но она может иметь  

[видуальный, избирательный характер, когда отклик возни-  

на переживание не любого человека, а только значимого  

пример, друга, супруга) [9. С. 133].  

 

Высшая форма эмпатии выражается в полной межлично-  

1ой идентификации. При этом наблюдается идентифика-  

яне только мысленная (воспринимаемай, понимаемая), не  

кько чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная.  

1сшая форма эмпатии (действенная) характеризует как  

кхологическую, так и нравственную сущность человека  

IG. 144].  

 

Тябл.П. Смутопким помдемческого, яффекппиого  кополткого компо-  

импх> 1 оцмд с рмиминым тапом медтотносгаых отнотеюй  

 

Пары Ранг (место) при типе междичностных отношений  

поведенческом а^>фекгивном когнитивном




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2059
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь