|
Рекомендации по оптимизации развития личности и группыстороны и больше ориентироваться на самоконтроль служащих.
II. Следует реализовать потребность людей в приобретении новых знаний, t
112. Необходимо избегать ситуаций, при которых старания сотрудников приводят к тому, что их еще больше нагружают.
13. Желательно организовывать работу так, чтобы каждый был сам себе шефом, который мог бы продемонстрировать ини- циативу в организации производства, проявить индивидуаль- ную ответственность.
14. Сотрудники должны знать, какова иХ реальная значи- мость в глазах непосредственного начальства 1180. С. 165-1671.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК МОТИВАЦИИ
1. Обеспечить на работе взаимное доверие, уважение и под- держку.
2. Дать каждому сотруднику интересную работу, побуждаю- щую его развивать свои знания, умения и навыки.
3. Установить четкие цели, задачи .и справедливые нормы выработки.
4. Делать объективную оценку вклада сотрудников в дости- жения организации на основе регулярной обратной связи.
5. Создать возможности для роста сотрудников и раскрытия их потенциала.
6. Компенсировать затраты усилий сотрудников посредством повышения заработной платы и премий по результатам опреде- ленного периода.
17. Давать сотрудникам примеры поведения, которые побуж- 1и бы их к объединению, искренности и честности [197. 1791. .,
№
I 1^
3.4. Межличностные отношения
"Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаи- мосвязи межцу людьми". Словарь "Психология"
1з*4*1* Феноменология межличностных отношений
мнения, возникающие между людьми в процессе их об- 1, совместной практической и духовной деятельности, оп- потея как общественные отношения. Примерами таких 1ений могут быть производственные, политические, пра- ^ нравственные, религиозные, психологические и др. яихологические отношения междулюдьми принято подраз- > на официальные и неофициальные в соответствии с топ 1зацией, где они формируются. Официальные отношения донированы, оформляются документально и контролиру- .обществом или отдельными его представителями. Неофи- те отношения могут признаваться и даже поощряться >ными организациями, но они не регулируются доку- но.
1Чают еще деловые и личные (или межличностные) от- я. .Деловые отношения связаны с учебной или трудовой яой деятельностью и определяются ею. Личные отноше- 1<огут быть оценочными (восхищение, популярность) и ценными (связанными с взаимодействием). Они обуслов- IHC столько объективными условиями, сколько субъектив- Щютребностыо в общении и удовлетворением этой потреб-
Я1^. ..
IcTpyicType взаимодействия и общения людей, как правило, дот три составляющие: поведенческую, аффективную и ивную (по Я.Л.Ко^оминскому); праксическую, аффек- ), гностическую (по А.А.Бодалеву); регулятивную, аффек- ), информационную (по Б.Ф.Ломову). К поведенческому >п^ относят результаты деятельности и поступки, ми-
мику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию' (перемещение в пространстве), речь.
Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмо- циональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов. Напри- мер, по наличию (и интенсивности) положительных и отрица- тельных эмоций, конфликтности (внутриличностной, межлич- ностной), эмоциональной чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т.п. i
Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (на- пример: ощущения, восприятия, представления, память, мыш- ление, воображение). "
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают зна- чительный круг явлений, но все они могут быть квалифициро- ваны с учетам трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг Друга, 2) межличностной привлека- тельности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и пове- дения (в частности, ролевого). С особенностями восприятия и понимания людьми друг друга мы ознакомились выше в разделе "Общение". Здесь следуют уделить больше внимания междично- сгной привлекательности, которая проявляются в симпатиях и притяжениях. ^
Снмватш иртяхення. Сщтатия - это эмоциональная по- ложительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпагия.создает целостное внутригрупповое состояние удовле- творения. Притяжение^ являясь одной из составляющих меж- личностной привлекательности, в основном связано с потреб- ностью человека быть вместе & другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмо- циональный компонент взаимодействия). Симпатия и притяже- ние могут Проявляться иногда независимо друг от друга.
Межличностное притяжение (отталкивание), симпатии (ан- типатии) можно рассматривать как условие и результат совмес- тимости (несовместимости) двух лиц в определенных условиях взаимодействия. Характер межличностного взаимодействия оп- ределяется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Ситуаций сотрудничества и соперничества предпо- лагают разный характер действий и поведения человека в це-
1. Исследования показывают, что личностное сходство (подо- "ie) способствует взаимным симпатиям людей. 1Для образования дружеских отношений в парах большое зна- <е имеет совместная деятельность и принадлежность к ,од- и той же группе. В целом сходства (различия) двух взаимо- дующих личностей определяются следующими основными эрами:
социологическим (социально-экономическим статусом, ессией, образованием);
социально-психсяог^ческим (ценностными ориентациями, [остью целей и позиций, межличностным статусом и т.д.); психологическим (характером, стереотипом поведения); психофизиологическим (темпераментом, эмо^ионально- ), реактивностью организма).
Характер дружеских отношений имеет и половые различия: в Омской дружбе реализуются преимущественно предметно-дея- Цмые отношения, в женской - субъективно-эмоциональные. Устойчивость взаимоотношений определяется не только сов- ^нием ценностных ориентаций и других социальных и соци- io-психологических параметров, ной определенной коорди- и поведенческих актов более элементарного уровня (сте- [1ов поведения, характера, темперамента и т.п.)., Темп, точность выполнения каждого поведенческого акта, на- генного не только на выполнение предметных задач, но и Цвэаимодействие людей, всегда имеет значение для успешного тонирования как официальных, так и неофициальных
д соотнести два фактора - уровень социометрического ;а и степень сходства по нему участников группы, - то ггся.что:
Неустойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица, асОцие разные социометрические статусы в группе; ^отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное непри- ю лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие А (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых"). 1равленность субъекта на внешний или внутренний мир авертированность или интравертированность) является важ- 1сарактеристикой, влияющей на межличностные отношения. 1 Процессе углубления взаимодействия (за счет увеличения 1ости и значимости совместной деятельности и обще-
ния) роль ведущих интересов и ценностных ориентаций усили- вается. Для действенной дружбы важно не столько сходство пе- риферийных интересов, сколько ценностно-ориентационное единство.
Механизм формирования межличностной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отно- шения взаимной привязанности. Регуляция привлекательности у школьников опирается на условия взаимодействия (соседство; привязанность, основанная на неосознаваемых историях дет- ских отношений). У них взаимный выбор/отвержение менее ра- ционалистичен, чем у студентов, которые, вступая в контакт, осуществляют такой выбор (или отвержение), учитывая лично- стные качества в настоящий момент.
Прежде чем испытать симпатию (антипатию), включиться в Ьбщение, человек сознательно или бессознательно познает дру- гого человека. На основе подобного процесса может возникать взаимопонимание. Это понятие обычно определяют как взаим- ное понимание и согласие. Понимание - способность осмыс- $швать, постигать содержание высказывания, его значения, лич- ностные помыслы партера по взаимодействию. Это - когни- тивный процесс установления связи между явлениями. Но, да- же если мы хорошо понимает друг друга, этого часто оказывает- ся недоотаточно для нашего функционирования как партнера - необходимо еще согласие. Вели в пониманий доминирует ког- нитивная составляющая, то во взаимном согласии - эмоцио- нальная и поведенческая составляющие отношения. В межлич- ностных отношениях согласие приводит к взаимной удовлетво- ренности партнеров друг другом. Процесс взаимопонимания может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью.
Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей явля- ются адеквапность и идентификация. Адекватность - это точность отражения одной личностью другой. Идентификация Представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человека другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных от- ношений. завершается определением сходства (различия) между двумя личностями в сознании каждой из них вотде^ностп.
Мехдичиостные отшмвеяия в супружеских парах* Они отлича- ются ат дружеских по ряду показателей. Если дружеские отоше-
сначалаи до конца остаются неофициальными (их существо- ie определяется только потребностью партнеров сохранить от- [йошения), то в супружеских и семенных отношениях межличност- ie отношения мужчины и женщины, ^возникнув по типу друже- йх отношений, позднее закрепляются как официальные. Р. Хилл-выделяет следующие ведущие факторы, определяю- не результат выбора брачного партнера:
1) общение и взаимодействие, обусловленные пространст- нно-временной близостью партнеров;
2) сходотво социальных и личностных характеристик партнеров;
3) межличностная привлекательность как следствие сходства гчностных характеристик, а также мнений, оценок и отноше- [й 19. С. 3-681.
^счастливых браках партнеры характеризуются: гХ) эмоциональной стабильностью; 12) согласием с другими людьми; 1^) покладистостью; 14) общительностью; 1^5) доверчивостью, искренностью; , ^^эмоциональной непринужденностью. , Несчастливых браках партнеры оцениваются как: 1^) эмоционально неуравновешенные (невротичные);
12) критичные к другим людям;
13) стремящиеся к доминированию; .
14) замкнутые (отчужденные); ' . и 3) подозрительные; ^) эмоционально скованные.
анный перечень характеристак свидетельствует о проявлении основных составляющих удовлетворенности браком: эмоцио- сферы и Направленности на социальное окружение.
3.4.2. Совместимость и срабатываемость
IKaK отмечалось выше, существуют четыре уровня совмести- w. психофизиологический, психологический, социально- ологический и социологический. Психофизиологический 5НЬ совместимости основывается на взаимодействий осо- стей темперамента, потребностей индивидов; психологи- St - йключает взаимодействие характеров, мотивов и сте- 1ов поведения; социально-психологический - предпола-
гает согласование функционально-ролевых ожиданий и дейст- вий; на социологическом уровне важно совпадение (или сходст- во) интересов, ценностных ориентаций.
Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми лю- дей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего един- ства и самоуправления. В противоположность совместимости конфликтность является следствием несовместимости друг с другом двух одновременно возникших побуждений действовать. Несовместимость побуждений возникает тогда, когда два побу- ждения вступают в противоречие, исключая друг друга. Взаимо- исключение является основным показателем конфликта или не- совместимости.
Под конфликтом обычно понимают столкновение различ- ных, как субъективных, так и объективных, триденций в моти- вах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и т.п. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут яв- ляться движущей силой развития личности и группы.
Психологическая несовместимость проявляется как неспособ- ность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и дру- гие врожденные и приобретенные свойства личности.
Сработанность - это согласованность в работе между соуча- стниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. В этом случае взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью.
Признаками различия совместимости и срабатываемости яв- ляются: 1) характер условий взаимодействия (связанных с удов- летворением партнерами потребности' в общении или с решени- ем производственных задач); 2) относительная значимость пара- метров успешности совместной деятельности и субъективной удовлетворенности партнеров; 3) степень эмоционально-энерге- тических затрат лиц, решающих общие задачи (затраты фикси- руются на физиологическом уровне).
Если совместимость характеризуется максимальной субъек- тивной удовлетворенностью партнеров друг другом при значи- тельных (выше среднего) эмоционально-энергетических затра- тах (субъективная удовлетворенность - главный компонент со- вместимости), то срабатываемость определяется, в первую оче- редь, эффективностью деятельности [9. С. 99-103].
^ В табл. II. приведены данные по экспериментальному ис- рледованию соотношения поведенческого, аффективного и согнитивного компонентов взаимодействия в парах с различ- ным типом межличностных отношений. Ранг (место) харак- 11геризует обобщенные значения тех или иных показателей. 1 Например, супружеские пары показали максимальную удов- летворенность взаимодействием (при решении совместных 11адач), большие эмоционально-энергетические затраты и шачительную идентификацию (1-е место среди всех типов дар). В этих парах совместная работа была наименее успешна [5-е место). Наиболее успешно справлялись с работой и луч- ie всех понимали друг друга партнеры в индифферентных арах, Взаимоотношения в таких парах протекают с мини- [альными эмоционально-энергетическими затратами. Самые 1зкие показатели по удовлетворенности, взаимопониманию идентификации были характерны, для пар, в которых парт- >ры испытывали взаимную антипатию (5-е место среди всех 1пов пар).
Эмпятия в условиях решения совместных задач. Переживание шовека не остается незамеченным другими людьми. Это обу- ювлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, переживание, сочувствие, соучастие) является одной из зна- мых образующих человека. На базе этой составляющей лич- сти человека возможно формирование эмпатии как способ- сти к сопереживанию.
Форма эмпатии зависит от типа и характера межличностных юшениН. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия воз- ia при любых типах отношений, то поведенческая, дейст- ая эмпатия характерна для близких отношений. Эмпатия - ально одобряемое качество личности, но она может иметь [видуальный, избирательный характер, когда отклик возни- на переживание не любого человека, а только значимого пример, друга, супруга) [9. С. 133].
Высшая форма эмпатии выражается в полной межлично- 1ой идентификации. При этом наблюдается идентифика- яне только мысленная (воспринимаемай, понимаемая), не кько чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная. 1сшая форма эмпатии (действенная) характеризует как кхологическую, так и нравственную сущность человека IG. 144].
Тябл.П. Смутопким помдемческого, яффекппиого кополткого компо- импх> 1 оцмд с рмиминым тапом медтотносгаых отнотеюй
Пары Ранг (место) при типе междичностных отношений поведенческом а^>фекгивном когнитивном Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|