Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



2 страница


жет попасть далеко не каждая жертва преступления, поэтому можно  

 

) Франк Л. В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972:  

Минская В. С. Уголовно-правовой и психологическо-нравственный ас-  

пекты виктимологии // Советское государство и право, № 7, 1985;  

Полубинский В И Виктимологические аспекты и профилактика прес-  

туплений. М.. 1980: Васильев В Л. Юридическая психология, М. 1991.  

) Даль В. Толковый словарь. Т. Ш.. М., 1985, с. 346.  

 

сказать, что <жертва преступления> есть более широкое понятие, чем  

<потерпевший от преступления>.  

 

На современном уровне знаний о жертвах в виктимологии выде-  

ляются две самостоятельные, но взаимосвязанные научные отрасли:  

 

1 ) учение о жертве правонарушений - деликтная виктимоло-  

гия; .  

 

2) учение о жертве несчастных случаев - травмальная викти-  

мология.  

 

Вторая отрасль, в зависимости от объекта изучения, включает  

различные направления исследования: жертв производственного,  

транспортного, бытового травматизма и жертв иных несчастных  

случаев.  

 

По словам Л. В. Франка/), в каждой драме.кроме злодея, есть  

и жертва. Но бывает, что злодея нет, а жертва есть. Пример тому -  

пострадавшие от несчастных случаев на производстбе, в дорожных  

происшествиях.  

 

Мы полагаем, что следует назвать еще одну, третью, отрасль  

виктимологии: учение о жертве репрессивной педагогики - авторитар-  

нэ-яедагогическая виктимология.  

 

2. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ  

ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ  

 

Ведущие специалисты в области общей, возрастной психологии  

и психологии личности (Л. С. Выготский, С Л Рубинштейн, Д. Б  

Эльконин, А. В. Запорожец, А. С. Спиваковская,В.С. Мухина, А. А.  

Леонтьев.идр.) неоднократно указывали, что на каждом этапе раз  

вития общества повышается актуальность многообразных социально-  

психологических проблем детства, в том числе проблем, связанных с  

отклонениями от нормального хода психического развития ребенка.  

 

Нельзя не согласиться с мнением специалистов (Д. А Белу-  

хйн, Р. С. Немов, Ю. М. Орлов и др.), что учебно-воспитательный  

процесс современной педагогики, несмотря на декларируемые гума-  

нистические основы обучения и воспитания, к сожалению, не в сос-  

тоянии следовать им, ибо базируется на принципиальной системе ав-  

торитарности учителей общеобразовательной школы. Эта система яв-  

ляется естественным продолжением и отражением системы экономи-  

ческих и социальных отношений в современном обществе. Никакие  

новшества, не затрагивающие сути и содержания процесса образо-  

вания,, не могут практически изменить главного - насильственной  

нивелировки личности ребенка до уровня некоего стандарта>).  

 

Воспитание как целенаправленное формирование личности, по  

сути является насильственным актам, в котором главную роль играет  

учитель, получивший (далеко не идеальное) профессиональное обра-  

зование. При авторитарной системе действия учителя будут автори-  

тарными, а все его профессиональное поведение - репрессивным,  

 

) Франк Л. В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.  

) Белухин Д. А Психотерапия педагогической деятельности,  

М" 1902.  

 

навязывающим ребенку моральные, нравственные, эстетические и  

другие ценности, а также пути их достижения в соответствие с нор-  

мами общества.  

 

Одним из типичных и. к сожалению, широко распространенных  

явлений школьного микросоциума является дидактогения, ведущая,  

как правило, к виктимному поведению. Жертвой дидактогении стано-  

1-ится учащился. В психологических словарях) дидакогепия (ог  

греч, (П(1ак1ко5 - поучительный, ОЕП08 - происхождение) опреде-  

ляется как негативное психологическое состояние учащегося, выз-  

ванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя  

(педагога, тренера, руководителя и т. д.). в форме угнетенного на-  

строения, страха, фрустрации, ажитации и других состояний, которые  

отрицательно сказываются на его деятельности, поведении в социуме,  

в межличностных отношениях. Специалисты считают, что дидактоге-  

ния является причиной различного рода неврозов. Таким образом,  

дидактогения - это вред, наносимый в первую очередь психике ре-  

бенка, его личности профессиональным словом, мимикой, жестом,  

гзглядом. действием, поведением учителя. Безусловно, порой это  

происходит у педагога непроизвольно, неосознанно, под настроением  

(в конец концов, учитель тоже человек со своими особенностями и  

слабостями). Однако, практика показывает, что дидактогения - ре-  

зультат сознательного акта, называемого педагогическим воздейст-  

вием: указать, пристыдить, отругать, наказать, внушить, перевоспи-  

тать и проч. В большинстве случаев, сам педагог практически и не  

думает о том, что наносит своей жертве психическую травму, кото-  

рая в дальнейшем может привести к далеко идущим печальным и  

иногда трагическим последствиям.  

 

По мнению специалистов) реакции протеста учащихся поео")-  

ретают порой неадекватные формы поведения, связанные, например,  

с патохарактерологическими проявлениями, которые являются след-  

ствием непоиятия щебенком обиц, подавления достоинства. Стано-  

вясь внктимом, ребенок закрепляет эту реакцию, превращая ее в  

постоянную форму реагирования: на любое негативное замечание  

или тоебоЇйне он отвечает молчанием, становится хмурым, неокон-  

тактным. Формируется замкнутая, сензитивная, легко ранимая, часто  

попадающая в конфликтные ситуации личность.  

 

Мы наблюдали мальчика Сашу К., ученика второго класса,  

который подолгу мог молчать в присутствии учительницы, которая  

его несправедливо наказала в присутствии всего класса. Ребенка  

хотели перевести в параллельный класс, но он категорически отка-  

зался. Понадобились объединенные усилия родителей, психологов и  

врачей, чтобы постепенно ликвидировать эту зафиксировавшуюся  

реакцию.  

 

Полученные нами результаты опроса учащихся после двухне-  

дельного пребывания в первом классе показали, что 23% обследован-  

ных первоклассников уже не хотят посещать школу потому, что:  

<Учительница очень громко говорит>. <Дети дерутся>. <Учительница  

наказывает>. <Меня не спрашивают на уроке> и т. д.  

 

Практика свидетельствует, что результатом дидактогении явля-  

ется тот факт, что большинство школьников неохотно, без интереса  

учатся, избегают любой деятельности в классе под руководством  

учителя, прогуливают уроки, конфликтуют с учителем и т. п.  

 

Исследования) показывают, что сама дидактогения не чсог/а  

приводит к ярковыраженным негативным последствиям, т. к. дети  

приспособились, научились психологически защищаться от обилия  

отрицательных переживаний в школе. Определенная часть учащихся,  

вступая на путь виктимного поведения, приспособились к явлению  

дидактогении, которая стала как бы нормой современного учебно-вос-  

питательного процесса. Ее проявление ушли с поверхности в глубин-  

ные сферы психики и сознания, оказывая довольно значимое влияние  

на принципиальные основы поведения и эмоционально-волевое само-  

чувствие ребенка.  

 

Мы полагаем, что в этих условиях остро стоит вопрос об из-  

менении процесса педагогического взаимодействия в системе <учи-  

тель - ученик>, вопрос об организации такого профессионального  

общения, которое, во-первых, не наносило бы вреда психике учащих-  

ся и, во-вторых, не способствовало бы виктИмизации индивидуальных  

качеств личности. В этом нам видится задача психотерапевтической  

направленности профессиональной деятельности учителя.  

 

Высокопрофессиональное педагогическое взаимодействие всегда  

предполагает наиболее продуктивный способ управления своим пси-  

хическим состоянием, т. е. недопущения возникновения негативной  

психической энергии вообще, несмотря на любые жизненные обстоя-  

тельства. В основе конструктивного и гедонистического поведения  

лежит развитие способностей сосредоточиваться на предмете разду-  

мий, рефлексировать собственные действия и анализировать их. уме-  

ния управлять собственным воображением.  

 

Весьма важным здесь являются знания механизмов появления  

состояний оскорбленности, униженности, обиды, виктимности. Все  

это может быть профессионально отрефлексировано, четко продумано  

и проанализировано. Иными словами, создается определенная фило-  

софия (Ю. М. Орлов) саногенного (оздоравливающего мышления, ко-  

торое уменьшает напряженность внутреннего конфликта при виктим-.  

ном поведении личности, позволяет контролировать эмоции, потреб-  

ности, желания. Оно же предотвращает многие психогенные заболе-  

вания, ибо зачастую условия, факты, обстановку социального окру-  

жения ребенок изменить не может.  

 

Г Л А А II  

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  

ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО  

ШКОЛЬНИКА  

 

Социально-психологические характеристики младшего школьно-  

го возраста обычно связываются с переходом от дошкольного детства  

 

) Коаткий психологический словарь. М., 1985. Психология  

(словарь), Под общей ред. А. В. Петровского. М., 1990.  

") Буянов М. И, В кабинете детского психиатра, Киев, 1990.  

 

) Белухин  

М., 1992; Орлов  

Спиваковская А.  

 

Д А. Кяк возненавидеть сся. детей п почгогиг".  

Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991;  

С. Профилактика детских неврозов, М" 1988 и др.  

 

15  

 

к школьному, В психологической литературе этот период называют  

кризисом или малым кризисом.  

 

Под кризисом, кризисным периодом возрастного развития при-  

нято понимать периоды жизни ребенка, в которых имеют место та-  

кие типичные условия воспитания, когда не учитываются изменив-  

шиеся отношения ребенка к миру, к себе, его изменившаяся внутрен-  

няя позиция, когда нарушается соответствие меду сложившимися  

и характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений  

ребенка с окружающими и развивающимися в течение этого периода  

возможностями детей.  

 

Для возраста вхождения в школу, наоборот, характерна как раз  

специальная нацеленная работа общества и семьи по подготовке ре-  

бенка к максимально безболезненному переходу в следующий воз-  

растной период жизни, по максимальному учету его развившихся в  

предыдущем периоде способностей. Но и малый кризис - это кри-  

зис. Кризис шести-семи лет - это переломный возраст, которым  

открывается весь период школьных возрастов.  

 

Таким образом, говоря о проблемах младшего школьного воз-  

раста как фазы онтогенеза, мы фактически должны иметь в виду  

проблемы двух возрастных отрезков; кризиса семи лет как критичес-  

кого возраста (по терминологии Л. С. Выготского) и собственно  

младшего школьного возраста (литический возраст, по терминологии  

Л. С. Выготского) как периода онтогенеза.  

 

Как у всякого возрастного периода, у-кризиса шести-семи лет  

есть свои начало и конец. Но осозенностью критических возрастов  

является расплывчатость, нечеткость их границ. Это касается и воз-  

растной привязки критического возраста. Было бы совершенно невер-  

но определять начало кризиса семи лет с первого сентября того го-  

да, когда ребенок поступает в школу, или с седьмого (а мбжет быть,  

и шестого) дня рождения в жизни ребенка.  

 

Покупка школьных принадлежностей, примерка школьной фор-  

мы, запись в школу, которая ведется в апреле-мае предшкояьного  

года, выделение ребенку места для будущего выполнения домашних  

заданий, просто показ ему его будущей школы все это реально  

уже начинает менять внутреннюю и внешнюю социальные позиции  

ребенка, входит в содержание новой социальной ситуации развития  

еще до фактического начала посещения школы, а часто и до дости-  

жения ребенком семилетнего возраста.  

 

Еще более трудно выделить критерии окончания кризиса семи  

лет. Можно ли сказать, что это момент, когда ребенок <адаптировал-  

ся к школе>? (Вернее, к поступлению в школу, так как термин  

<школьная дезадаптация> в настоящее время применяется по отно-  

шению к определенным проблемам школьника любого возраста, от  

первоклассника до подростка). Или это момент, когда первоклассник  

впервые начинает получать оценки? Или когда (а когда?) у ребенка  

полностью сформируется позиция школьника?) Эти и другие вопро-  

сы остаются открытыми.  

 

С определенной точки зрения в качестве критерия окончания  

кризиса семи лет можно было бы принять появление у ребенка проЗ-  

 

) Особенности психического развития детей 6-7 летнего воз-  

раста. (Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Веггнера), М., 1988.  

 

16  

 

лем, связанных с особенностями формирования и функционирования  

ведущей деятельности младшего школьного возраста - учебной дея-  

тельности. Ведь конец критического периода - ято начало лиричес-  

кого. Это момент, когда на место проблем, .связанных с самим фактом  

подготовки и поступления в школу, приходят проблемы,связанные уже  

с собственно особенностями обучения в школе как новой деятельности,  

что зачастую у определенной части учащихся вызывает риктимное по-  

ведение.  

 

1. ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА  

 

Начало обучения в школе и подготовка к нему связаны с необ-  

ходимостью учета важных психологических закономерностей их разви-  

тия. К ним относятся назревшие противоречия между возросшими ин-  

теллектуальными возможностями ребенка и специфически <дошколь-  

ными> способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная  

сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к система-  

тическому обучению, но и требует его. Это противоречие распростра-  

няется и на Другие сферы жизни, раньше недоступные ребенку. Он  

не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и  

стремится к ней.  

 

По мнению специалистов) важной Особенностью психического  

развития младшего школьника является высокая сензитивИость (чув-  

ствительность) к усвоению нравственных, морально-психологических  

норм и правил, а также готовность детей к овладению целями и спосо-  

бами систематического обучения. В этот период в ребенка возникает  

состояние <обучаемости>. Оензитивность этого периода очень четко  

проявляется, например, в процессе усвоения грамоты. Практика пока-  

зывает, что если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением  

грамоте, то в дальнейшем ребенок будет испытывать большие затруд-  

нения в ее усвоении. Целенаправленное педагогическое воздействие  

является в этот период определяющим фактором психического разви-  

тия детей,  

 

Трудности малого кризиса данного школьного возраста заклю-  

чаются в том, что не всегда учитываются следующие обстоятельства:  

школа имеет дело с растущим детским организмом, созревание кото-  

рого, функциональные особенности которого еще не сложились и дея-  

тельность которого еще весьма ограничена. При перестройке процесса-  

при совершенствовании и прогнозировании воспитательных программ  

необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного воз-  

раста способен достигнуть при интенсивной учебной програме, но и ка-  

ких физических и нервнопсихических затрат будет ему это стоить.  

Особенно это важно в связи о большим количеством школ нового ти-  

па), которые характеризуются своеобразной элитарностью. Это в рав-  

 

) Божович Л. И. Проблемы развития личности в детском воз-  

расте. М.. 1068; Мухина В. С. Детская психология.. М.< 1985.; Коло-  

минский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилет-  

него возраста. М., 1986: Белоусова 3. И., Бойко В. Э., МищикЛ. И.  

Психодиагностика в начальной школе. Запорожье, 1994 и др.  

 

) См.: Межригиональная научно-практическая конференция  

<Школы нового типа: Опыт становления, технблогии и перспективы>  

12-15 мая 1993 г. Тезисы докладов и сообщений. Запорожье, 1993,  

 

ной степени относится к ученическому контингенту, так и к препода-  

вательскому составу, которые заметно выделяются более высоким  

урознем интеллектуальности и мастерства.  

 

Три принципиальные черты должны отличать учебные заведе-  

ния, претендующие на право .именоваться школами нового типа  

(ШНТ).  

 

1. Высокая мотивированность и высокая успеваемость учеников;  

дети учатся с большим желанием и высокой эффективностью: новая  

школа, строящая всю свою работу на принципах реальной дифферен-  

циации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса меняет  

вектор взаимоотношений на 180 - она сама старается приноровить-  

ся к индиаидуальным запросам отдельных учеников, обеспечить мак-  

симальную реализацию их способностей. Авторы (Ю. 3. Гильбух,  

Л. Н. Карамушка. Н. Л. Коломинский) правильно считают, что каж-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1479
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь