|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковгиЇает сознание, мышление и чувства учащегося. Ее сопе"сжчвает не только ребенок, но и его товарищи, одноклассники, родители, члены семьи.
1) Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969, с, 153.
54
Но развивает ли отметка чувство коллективизма и товарищест- ва, чувство собственного достоинства, отретственности, воспитывает -ли выдержку, самообладание? Закрепляет ли волевые качества лич- ности первоклассника, второклассника? Пробуждает самолюбие, гор- дость, самокритичность? Повышает ли уровень самооценки, самоува- жения? И, наконец, формирует ли отметка нравственную) сторону лич- ности младшего школьника?
Положительно ответить на подобные вопросы было бы неправо- мерным.
В отметках выражается сущно.сть и особенности социальных отношений школьника. То, что требует общество от ученика - хоро- ших и глубоких знаний, прочных умений и навыков, примерного пове- дения, прилежания - опосредовано отметкой, ибо она поизнана шко- лой <зеркалом>, отражающим уровни достижений каждого ученика в этом направлении.
Отметка <является единственным формальным показателем резу- льтатов деятельности учащегося, становится регулятором социальных отношений вжизнр младшего школьника и регулятором его учебной деятельности,
Ребенок, поступивший в школу, лишь со временем начинает по- нимать зависимость положения в классе от .результатов своего учебно- го труда, т. е. от своих школьных отметок. Скорость и глубина этого процесса будут зависить от возрастания роли учебной деятельности в жизни школьника, от оценочных суждений учителя и лыставленных им отметок как материализованных форм этих суждений. Чем глубже будет осознавать школьник важность и необходимость учения, тем больше влияния окажут на него собственные успехи и неудачи пото- му, что создается общественное -мнение о нем, регулиоующее отноше- ния между ним и другими. Исключения, как считает Ш. А. Амонаш- вили). из этой закономерности могут иметь место в том случае, если:
- школьник имеет такие личностные качества, которые в пчо- цессе других видов деятельности и общения проявляются настолько пкспрессивно, что преодолевают отрицательное мнение о нем сверст- никоз, возникающее у них при оценочных суждениях педагога и выс- тавлении ему отметки;
- школьник, отставая в учении, еще надеется выправить положе- ние, догнать товарищей, у него есть вера в СРОИ силы:
- педагог целенаппачленно организует учебно-воспитательный пооцесс тяк, чтобы общение с учеником нс ставилось в зависимость от его догтижений или неупач в учении, а отрицательные оценки и отметки но печеносились на отношение к его личности.
Однако эти исключения не оппепеляют общего, пеачьного поло жения. психологическая каотина котооого была описана н нччч.л? 30-х гг. " специальном исследовании, прочеенным Л. И. Сергеевым под рукорочетвом Б. Г. Ананьева.
По уповню оценки (имеется-в виду отметки) как считают исло- дочатели, классный коллектив распацается на несколько откатов. Кяж- дому уровню оценки соответствует свой определенный тип коллскти"-
) Амонашвили Ш. А. кого процесса. Минск, 19(90.
Личностно-гуманная оснора педагогичес- 55
ных связей. Сильные и слабые совершенно отчуждены от подлинною общения и товарищества внутри своего класса. Средние учащиеся слабо связаны со среднесильными. Среднеслабая группа связана со всеми группами, но больше всего у нее связей внутри своей группы.
Сильная и слабая группы, различающиеся полярностью оценки- оказываются тождественными в характеристике коллективных связей. Можно их назвать группами слабого контакта. Их коллективные свя- зи характеризуются внешней обращенностью, т. е. тесные связи этих групп с другими учащимися если и имеются, но в незначительном количестве или бывают чисто внешними (общее пользование учебни- ками и другими пособиями).
.Анализ такого положения приводит к следующим выводам. Влияние оценки (отметки) на изменение коллективных связей огромно; оценка не только оказывается показателем уровня успеш- ности, но и существенно формирует и отношения в классном коллек- тиве. 1
Оценка может создавать конфликтные отношения в детском кол- лективе между учащимися и учителем.
Примерно такое же положение констатируется и в начальных классах сегодняшних школ. Можно проследить, как состав стпатов начинает обрисовываться уже в 1 классе, и опаецеляется во II--Ц1 классах. Учителя, учащихся, родители своими суждениями способст- вуют оформлению такой структуры отношений.
Учащихся, успевающих на <отлично> и <хорошо> называют от- личниками, сильными учениками, пятерочниками, хорошими и т. Д. Им ацоесо"аны чаще всеге отзывы взрослых- в ПСОВУЮ Середь учите- ля: <УМНЫЙ>, <одаренный>, <талантливый>, <способный>, <сообрази- тельный>, <догадливый>, К ним же обращены обобщенные оценочные выражения: <гоодость класса, школы>, <честь класса>, <ведущие своего класса> и до.
Учащихся, получающих в основном <тройки>, называют Т"ОРЧ- никами. средними, поспедственными Они часто оцениваются слогами: <способный, но ленивый>, <неспособный, но тоудолюбивый>, <невни- мательный>, <так себе>, <нормальный>, <мог бы лучше>, <терпимый> и т. п.
Учащиеся, получающие поеимущественно <двойки> (и <едини- цы> тоже- если только педагог применяет их в своей нпактике). назы- ваются двоечниками, отстающими, слабыми. А в оценках о н.их можно услышать <тугоцум>. <неспособный>, <непонятливый>, <"се тпупно дается>, <безнадежный>, <лентяй>, <невнимательны">, <ничем не ин- теиесуется>, <не хочет учиться>. Ойч <плохие ученики>, <трудные>, <тянут класс назач>. <позооят класс и товарищей>.
1Как учащимся живется на этих яоусах?
Учащиеся пазных яоусов начинают разграничиваться в своих от- щениях дпуг с доугом. Специальные исследования говопят о том, что пои выборе товарищей по наоте <цвоечники> и <твоечники> оеако яв- ляются избранниками <отличников>.. Ответственные попучения все больше возлагаются на <отличников>, редко - па <тпоечников>, я <дчоечникчм> такие поручения даются, только если планируется еще одна попытка их <испоавить>. Пои подготовке ЭКСКУРСИЙ, похоцоч. посещения театроз и музеев часто обсуждают, кого взять, а кого нет, тем самым давая понять <дроечникам>, что, если положение не изменит-
ся, они не будут .участвовать в этих увеселительных мероприятиях ШКОЛЬНОЙ Ж1ИЗНИ.
<Отличники> же привыкают смотреть на своих <средних> и <от- ставших> товарищей свысока. Они готовы учить их уму-разуму, да- вать наставления, проявлять доброжелательность и помогать <отста- ющим>, критиковать их 5а проступки и требовать наказания или про я лять великодушие и ходатайствовать простить на этотраз, сообщать родителям <двоечника> о его очередной неудаче и т. Л. Содержание общения в системе <отличник-двоечник> заполнено подобными видами отношений. По мнению III А Амонашвили, они огут повлечь за со- бой:
Во-первых, массу конфликтов в жизни детей, возникающих из- за того, что <средние> и <отстающие> не хотят поддаваться <разум- ным> советам <отличников>. Наши наблюдения .показали, что боль- шинство конфликтов, которые возникают между детьми во Л-III классах, составляют конфликты в сфере отличник-двоечник. После та- ких конфликтов <отличники> еще больше утверждаются в том, что <отстающие> очень плохие дети, грубые, невоспитанные, а об <отлич- никах> в кругу <средних> и <отстающих> закрепляется мнение, что они плохие товарищи, любят приказывать, зазнаются, ябедничают, и т.д. . .. ,.
Подобные конфликты надо предупреждать, ибо они не способ- ствуют воспитанию нравственной личности и созданию гуманных отно- шений в коллективе. Однако- как правило, учитель разрешает эти кон- фликты (если они доходят до него) чаще всего с позиции <отличника>, призывая <отстающего> хорошо себя вести, не лениться и т.д. Резуль- таты воспитания через такое,-<п.араллельное воздействие> на <отстаю- щих>, скорее всего, сомнительны,
Во-вторых, неверное направление процесса самовоспитания .<от- личников>. Часто упускается из виду тот факт, что <отличники> по- стоянно стремясь <перевоспитывать>, <направлять>, учить и настав- лять своего <отстающего> одноклассника, тем самым усиленно упраж- няются в императивном поведении. Замечено, что <отличники> прояв- ляют дома больше капризов, претензий, эгоизма, чем дети причисляю- щиеся к <средним> и <отстающим>.
Формально отношения <отличников> с педагогом самые благо- приятные: хорошо успевающие ученики окружены вниманием, забо- той учителя, их хвалят, поощряют, им улыбаются, их-ставят в пример отстающим, им верят больше, чем другим детям, чаще оправдывают или не замечают и легко прощают их проступки. У. <отличников> не возникает конфликтов с педагогом. Они больше всех любят свою учительницу, чему способствует и благосклонное расположение к ней семьи ребенка.
Отношения в треугольнике <учитель - отличник - родители> далеки от столкновений и недоразумений, а если таковые и возникают, . то они сразу и легко устраняются.
<Отличники> всегда составляют меньшинство в классном кол- лективе. Основное ядро учащихся - это группа так называемых средних и троечников. Изучив этих детей. Б.. Г. Ананьев был глубоко встревожен их дальнейшей судьбой. Приведем его основные выска- зывания по этому поводу.
<Все, что не помогает и не мешает педагогу в классной работе, составляет среднюю группу, в самом названии которой лежит ниве- лировка, статистическое определение. Эта нивелировка имеет глу- бокие последствия как в отношении отсутствия дифференцирован- ного индивидуального подхода к обучению этих школьников, так и в отношении особенных задач формирования их характера и социаль- ных качеств...Мы считаем, что. в нашей школе проблема трудного детства и неуспеваемости будет стоять д() тех пор, пока не будет обращено самое пристальное внимание на среднюю группу, откуда бесконечно черпают свои резервы неуспевающие, ленивые, трудные дети>.
<...Пережитки старой школы имеются и сидят очень цепко там, где внешне кажется все благополучным. Это внешнее благопо- лучие, успокаивающее школу и педагогов, характеризует среднюю группу, но оно более опасно, нежели явное неблагополучие слабой группы>.
<Норма>, <середина> - вот что в школе обезличивает в той же мере, в какой индивидуализирует <трудный> и <отличник>. Проб- лема индивидуализации подхода к школьнику своим отправным мо- ментом должна иметь ликвидацию <золотой серединки>, в которой противоречия между педагогической оценкой и самооценкой и различ- ными .видами сооценки с семьи и детского коллектива) принимают бо
лезненные выражения.
Система воспитания <среднего человека> фактически ведет к стиранию индивидуальных особенностей ребенка, мешает развернуть- ся способностям в школе, превращает ребенка в посредственность, зачастую ведет к формированию старательного филистера... Именно здесь чаще всего возникают конфликты между школой и школьника- ми, школой и семьей. Но в отличие от трудных случаев, эти коллизии носят открытый, а неявный и не агрессивный характер.
Проблема <среднего> ученика, <троечника> и сегодня остается наиболее острой, сложной и противоречивой.
По мнению Ш. А. Амонашвили, троечник не так уж часто пе- реживает радость и удовлетворение от того, что внес свою лепту в процесс коллективной познавательной деятельности. Учитель, увы, не балует его своей доброй лаской, вниманием. Зато именно <троечнику> часто ставят в пример <отличника>, до которого ему далеко. Сравни- вают порой с <двоечникам>, к которому он близок. Переживает троеч- ник также недоверие педагога, когда тот сомневается в его честности, правдивости и самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Справедливость и правомерность взаимодействий с учителем троечник оценивает в зависимости от уровня своих притязаний. На- пример, <устойчивый> троечник, адаптированный к своему статусу в классе, может считать педагога справедливым, В основном <троеч- ники> недовольны учителем, не испытывают к нему особой любви и расположения, не стремятся общаться с ним, обращаться за сове- том, спорить, .делиться своими впечатлениями. Вместе с двоечниками они разделяют мнение, что <отличники> - любимчики учителя.
Жизнь <двоечника> в начальных классах крайне незавидная: он считается слабым не только в учении, но и вообще считается <труд- ным>. Он - главный нарушитель спокойствия, порядка. Когда в школе идет речь о перераспределении групп учащихся, учителя ста-
раются очистить свой класс в первую очередь от двоечников и оста- вить себе побольше отличников.
<Двоечники>, йак правило, очень тревожные дети, у них много конфликтов, .мучительных переживаний, чувства страха, неуверен- ность в себе, в своем положении среди одноклассников. Он испыты- вает недоверие к ним и к взрослым. Ш. А, Амонашвили) пишет, что достоинство такого ученика все время попирается: ,он хуже всех, неспособен учиться. Его все время уличают во лжи, наказывают за любой -даже незначительный поступок и подозревают даже тогда, когда он не виноват. О нем пишут обличительные заметки, на него рисуют карикатуры в стенных газетах, жалуются учителю. <Двоечни- ку>, <слабому> не хочется и в школу ходить, и домой возвращаться, так как нигде его не ждут радостные встречи.
Учителя он недолюбливает (это самый несправедливый человек, в представлении <двоечника>) и с недоверием воспринимает его <случайную> ласку, доброе слово, хотя это его очень радует и воо- душевляет. Он с завистью смотрит на ребят, которые окружают учи- теля, беседуют с ним, о чем-то спрашивают, делятся впечатлениями, однако не осмеливается подойти .и тоже рассказать о своих пережи- ваниях и впечатлениях: его сразу перебьют другие, никто не станет его слушать.
В семье <двоечника> об учителе тоже редко говорят хорошо, и ребенок иногда оказывается соучастником острого конфликта, кото- рый возникает между родителями и школой. Родители требуют от учителей большего внимания к ребенку, а те, в свою очередь, обви-. пяют семью в плохом воспитании сына или дочери, в недостаточной помощи школе.
Хорошо успевающие ученики редко приглашают отстающих од- ноклассников к себе домой, неохотно принимают их в свои игры <Слабые> ученики усиленно ищут выхода из положения отвержен ных. А так как они не в силах самостоятельно преодолеть трудности учения, что стало бы условием урегулирования многих проблем, они то и дело прибегают ко лжи иди-пытаются утвердиться в иных сфе- рах жизни, а иногда и в антиобщественном поведении.
Все это нередко завершается тем, что школьник привыкает к своим <двойкам>, они теряют для него положительно-стимулирующую силу.
Таким образом, школьная жизнь младшего школьника, их отно- шения друг .к другу и учителю и основанный на этом характер обще- ний во многом детерминирован тем, что с помощью отметок они раз- делены на <отличников>, или <сильных>, <троечников> или <сред- них> и <двоечников> или <слабых>.
и виду того, что учение в .этом возрасте - ведущий тип дея- тельности (который имеет важное общественное значение), то и свя- занные с ним успехи .и неудачи детей, выраженные отметками, при- обретают социальную функцию и влияют на их отношения и личность. Дети. приучаются смотреть друг на Друга сквозь призму отметок, сквозь которые осмысливается личность маленького человека в це- лом
Амонашвили Ш. А, Воспитательная и общеобразовательная
функция оценки учения школьников. М., 1984,
59
3. ВЛИЯНИЕ ОТМЕТКИ НА СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА
В третьем классе Кирилл увлекся футболом так, что перестал учить уроки. В дневнике появились двойки. В одну из учебных не- дель почти на каждой строке дневника красовались красные двойки... Это было невыносимо и Кирилл сжег свой ненавистный дневник. В жалобе-запросе родителей стоял вопрос: <Зачем он это сделал?>. Ведь сын отличался тихим, ровным характером, никогда не восставал про- тив запретов родителей, считался с их мнением...
Это совершенно сногсшибательный вопрос, который родители, взрослые, учителя задают ребенку по нескольку раз в .день: <Скажи, Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|