|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковряется и умолкает надолго. Учительница, считает, что это - прояв- ление капризности характера. Она неоднократно жаловалась маме, что сын неоднократно поднимает руку, встает из-за парты и не может ничего сказать. Это стало его ПРИВЫЧКОЙ. Максим в присутствии учи- тающийся с отдельными невротическими расстройствами. ла его за <молчание>.
Специалисты считают, что подобные реакции протеста требуют не столько лечения у медиков, сколько положительного психологичес- кого воздействия на ребенка семьи и педагогического персонала. Пато- характерологические реакции протеста являются, как поавило, у большинства виктимных детей, следствием неприятия ими обид, пода- вления собственного достоинства.
Практика свидетельствует, что патохарактерологические реак- ции протеста подобного рода у ЕИКТИМНЫХ детей закоепляются и прев- ращаются зачастую в постоянную форму реагирования: на любое неприятное известие или требование ребенок уходит в себя, замыкает- ся, становится молчаливым, хмурым. В подобных случаях речь идет о патохарактерологическом формировании личности с чертами отгоро- женности, замкнутости, повышенной сензитивности и ранимости.
Многие специалисты (А. А. Бодалев, А- Л. Венгер. А. И. По- дольский, Г. В. Бурменская, О. А. Кирабанова, Я. Л. Коломинский, А. Г. Лидере и-до.) к проблемам или трудностям младшего школьно- го возоаста обычно относят:
1) трудности, связанные с новым режимом дня; особенно дначч- мы они для детей, не посещавших детский сад, у которых чаще имеет
) В 11905-1993 гг слушателями факультета последипломного образования (специальность: практическая психология) под нашим руководством были выполнены дипломные работы на эту тему по воз- растной психологии,
место отставание в развитии уровня произвольной регуляции поседе- ния, организованости; в наибольшей степени ято касается детей с виктимной направленностью:
2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу, что наиболее выражено у детей, не имеющих опыта общения в детских коллективах и детей-интравертов; . ,
3) трудности, касающиеся взаимоотношениий в системе <учи- тель-ученик>;
4) трудности, связанные с психологическим климатом семьи (например, эмоциональный шантаж, власть авторитета матери (отца), необходимость подчиняться, стремление родителей поощрять чрезмер- ную зависимость ребенка от них);
5) трудности, обусловленные негативными изменениями семей ной ситуации (уход отца, потеря близких и др.).
2. ТИПИЧНЫЕ ЖАЛОБЫ - ОБРАЩЕНИЯ ПСИХОЛОГУ
Проблема психического развития и воспитания учащихся началь- ного звена является важным направлением современной психологичес- кой службы.
Научно-методологической основой для формирования стратегии и тактики решения консультативных задач в ответ на запросы психо- логу послужило понятие возраста как особой, качественно своеобраз- ной стадии онтогенеза, нормативно определяющей тип строения лич- ности и деятельности ребенка (Л. С. Выготский).
В данной работе авторы попытались обосновать необходимость обращения внимания практических психологов к практике консульти- рования страта учащихся младших классов, которых можно отнести к детям виктимного поведения. Авторы отдают се5е отчет в том, что за- дачи, проблемы и методы возрастно-психологического консультирова- ния в настоящем исследовании лишь только обозначены, а их разре- шение - дело дальнейшей кропотливой и нелегкой работы.
Основываясь на многочисленном опыте медицинского и психо- логического консультирования отечественных и зарубежных авторов (Л. А. Петровская, М. И. Буянов. А. С. Спиваковская, А. И. Захаров, Е. А. Донченко. т. М.. Титаренко. И) Корчак, Р. Брей, Б.Стгок, В. Са- тир и др.) мы попытались составить программу комлексной консуль- тативной помощи детям с виктимным поведением. В составлении дан- ной программы принимали участие преподаватели кафедры педагогики и психологии Запорожского госуниверситета, сотрудники проблемной лаборатории <Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе>. Кроме того, в исследование ежегодно включались студенты и слушате- ли ФПО, выполняющие курсовые и дипломные работы. Результаты их исследований использованы в учебном пособии.
Научнб-теоретическая основа психологического консультирова- ния базируется на фундаментальных положениях отечественной и за- рубежной психологии, главными из которых являются следующие.
1. Положение, разработанное в теоретической концепции А. С. Выготского, Г. С. Костюкова, В. Н. Мясищева, согласно которой лич- ность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная и оптимальная психотерапия, психопрофилактика и пси-
хокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, его семьи.
2, Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль конина состоящее в том, чтобы управлять ведущей деятельностью в данном случае воздейстгочать на деятельность по воспитанию детеч и На ведущий тип деятельности ребенка (например, на учебную дея- тельность).
3. Разработанные рядом психологов (С. Л. Рубинштейн, А. А Бодалев, Л. И. Божович) положения теоретической концепции лич пости, о формах психологических контактов между моделями.
В нашем исследовании были проанализированы жалобы-гапо- сы в психологическую консультаций), которые поступают от родителей и учителей начальных классом.
1 группа запросов <Плохая успеваемость>; ребенок плохо учится по многим предметам: плохие отметки по чтению (особенно сильно отстает темп чтения); плохо считает и решает задачи; плохая память; ребенок невнимательный, неооганизованный, н может сосредоточить- ся; молчит на устных опросах (аутичен); двойки по письменным ки трольным; испытывать боязнь и страх при ответах устно: боится пазго варивать с учителем: зчнижена самооценка: срывы на экзаменах: не уверен в себе: особенно волнуется перец контоольными; долго сицит за поиготовлением уроков: перед контрольной гаотоЯ нарушается сон; плачет, когда получает двойку, переживая это как маленькую тоагедию; не верит в свои возможности: не хочет посещать ШКОЛУ. иногда уходит (сбегает) с уроков: поячет дневник, где выставлены двойки; иногда жалеет себя, видя и чувствуя свою несостоятельность хорошо учиться.
Таким образом, в этой группе запросов, исходящих от родите- лей и учителей представлены характеристики, имеющие отношение к детям виктимного поведения. Приведем примеры.
Ярослав Д.. ученик 1-го класса (выравнивания) поступил в шко- лу 7 лет 2 мес. Детский сад не посещал, воспитывался дома мамой истапшей сестрой, ученицей 9-го класса. Часто болел птюступными заболеваниями, находился на стационарном лечении по поводу хро- нического бронхита. Голос тихий, неуверенный. Малоразговорчивый. Это качество усиливается при стрессогенных ситуациях. Стал полу- чать двойки после отцовского посещения семьи. Отец, имеющий дру- гую семью, посещает сына 3-4 раза в год. Ярослав в это время испытывает внутреннее беспокойство, чувство напряженности, оби- менности. После неудачного ответа на уроке чтения учительница пе- редразнила его заикание, мальчик замкнулся, еще больше ушел в себя. Чрезмерная требовательность старшей сестры (властной, на- смешливой и чрезмерно строгой) еще больше усиливала чувство не- полноценности Ярослава.
В процессе работы с мальчиком психолог обнаружил недоста- точный уровень произвольной регуляции его речевого общения. Пос- ле ухода етца из семьи, мать отгородилась от детей, посчитав себя жертвой, поручила воспитание старшей дочери, доминантной и тще- славной девушке. Специфическая ситуация развития оказала влияние на развитие виктимных качеств Ярослава,
II группа запросов. Индивидуально-психологические вачестм ребенка, которые тревожат родителей и учителей: медлительный инертный, тугодум; быстро утомляется, не в состоянии продолжать начатую работу; некоммуникабельный и тревожный; боязливый и не- самостоятельный; плаксивый и мнительный; осторожный и впечатли- тельный.
Приведем пример
Марина О., 8 лет 5 мес., учится во втором классе Высокая веснушчатая, худая, с испуганными большими карими глазами с внутренней напряженностью Росла в полной семье, развитие нор- мальное. Семи лет пошла-в школу. Во втором классе, в третьей четверти успеваемость снизилась: девочка переболела четыре раза разными соматическими заболеваниями: вирусным гриппам, свинкой, ангиной. Однажды опоздала в школу (заходила вместе с мамой в больницу за справкой), учительница, не выяснив причины, наказала Марину, заставив стоять ее у дверей половину уроки. Девочка, не выдержав позора, отказалась посещать школу. Ее перевели в другой класс, но желания посещать школу у нее не появилось Мать прово- жала Марину до порога школы и уходила, Марина же. испытывая непреодолимый страх и подчиняясь ему, уходила обратно домой. Добрая и внимательная мать, обратилась в психологическую консулы тацию за помощью, обрисовав поведение Марины перед уходом в школу: ребенок бледнел и краснел, дрожали руки, пересыхали губы, отказывала речь. После комплексного обследования был поставлен диагноз: <невроз>. Было назначено психотерапевтическое лечение в стационарной клинике. Марина учится в школе, но сохранила робость, застенчивость, настороженность по отношению к учителям.
Данный сюжет - одно из подтверждений того, что проблема неврозов - проблема человеческих ощущений и чувств, проблема обид и горестей, проблема человеческих отношений.
К нам в консультацию за помощью обратилась Е. Н;, мать вто- роклассницы Алины (8 лет 6 мес.). Семья полная, благополучная; отец - экономист, мать - врач, Алина - единственный ребенок. Первые две беременности заканчивались выкидышами. Рождение Алины было большим счастьем для супругов. Однако, по словам Е. Н., безотчетный страх потерять дочь постоянно тревожит женщи- ну. Даже заботы двух бабушек, тщательно опекающих единствен- ную внучку не приносили Е. Н. покоя. С поступлением Алины в школу волнения усилились. Хотя девочка училась отлично (единст- венная <четверка> - по физкультуре), мама не находила себе места (вдруг дочку обидят, толкнут, стукнут...). Тревожность, которую Е. Н. не скрывала, передалась дочери: она постоянно переживала каждую четверку, очень расстраивалась по поводу школьных неприятностей.
В ходе возрастно-психологического обследования девочки было выявлено следующее: ее интеллектуальное развитие соответствовало высокой возрастной норме, отношения в семье были теплыми, добры- ми, заботливыми. Однако в эмоционально-личностной сфере благопо- лучия не было: с поступлением в школу появились черты тревожнос- ти, обидчивости, порой страха по поводу того, что она не сможет оправдать надежд мамы. Вследствие высокой чувствительности к ппоявленным тревожности М1атери, к котооой девочка испытывала глу- бокую привязанность, у Алины появились черты виктимного поведе-
ния (подчиненность, робость, тревожность, эмоциональная ранимость, ригидность). Анализ сугубо <детской>, на первый взгляд, проблемы потребовал коррекции семейных отношений психотерапевтической ра- боты с родителями (в данном случае с Е. Н.), а не только с ребенком.
В связи с этим важнейшей задачей становится задача коорди- нации деятельности различных специалистов в условиях психологи- ческого консультирования.
Исследования показывают (А. С. Спиваковская), что формиро- ванию индивидуально-психологических и личностных черт ребенка, склонного к виктимному поведению, способствуют затяжные психоло- гические травмы. Психотравмирующие ситуации - это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейного микроклимата и тесно свя- заны с взаимоотношением между детьми и родителями.
Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не само по себе внешнее воздействие, а его значимость для ребенка; психотравмирующее воздействие локализуется не вне индивида, а внутри его. Таким образом, при описании форм психической травмы необходимо указывать, <на какую личность, а точнее, на какую сис- тему значимых переживаний и личностных смыслов данное воздей- ствие оказано, или, иначе, для какого ребенка и почему данная си- туация оказалась психотравмирующей>).
III группа запросов: Особенности межличностных отношений ре- бенка со сверстниками и взрослыми, волнующих как родителей, так и учителей: необщительный, замкнутый, нет постоянных друзей; кон- фликты в школе, в которых ребенок предстает жертвой; бьют и драз- нят в классе;играет роль <козла отпущения>; с учительницей не в ладах; ребенка не понимает и угнетает учитель; сына избивают девоч- ки: плохие отношения со сверстниками: они его затравили; сидит до- ма - не ходит гулять; сын, дочь не делятся со мной своими мысля- ми: приходит побитый, поцарапанный, но не хочет объяснить причи- ну: дочь не хочет объяснить своих слез>; мы не понимаем друг друга, боясь потерять сына; сын чего-то боится, но не говорит об дтом: у меня сильное раздражение дочкой, выводят ее <заговоры> молча- ния: мы не понимаем друг друга, и др.
Поиведем поимер.
Наташа К. 9 лет, ученица 3 класса художественной школы. Учи- лась хочошо, птаекасно рисовала, занималась МУЗЫКОЙ, пела в хопе. Родители были довольны. И вдруг ни с того ни сего двойки, уход с урокоч Мама не знает, чтс. делать. Все ее попытки исппавить положе- ние ни к чему не ПРИСОЛЯТ. От девочки добиться ничего не возможно: или молчит, или плачет. В семье постоянные ссопы. взаимные упоеки и оскорбления. Мямя нанимает оепетитогюч, платит большие деньги. Положение не меняется, опять двойки. <Но почему же именно сейчяг. - всхлипывает мама, - сейчас, когда мне так нужна ее подцепжка?> Что СЛУЧИЛОСЬ? Из семьи ушел папа. Мама тяжело пепеживает эту тагечию. Они остались вдвоем с Наташей, и тепепь мать хочет от де- вочки девяти лет понимания, сочувствия, помощи. А та отбилась от
) Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М" 1988. с. 6.
рук, плохо учится, не разговаривает с матерью. Мы предложили маме трефлексиоовать тоудную ситуацию: попробовать понять, что твооит- ся в душе у оебенка в такой человеческой драме. Дочери не менее тя- жело. Мать понимает, что муж не вернется. Дочь не может, не хочет понять, что папа в семью не вернется. Двойки, ее поведение - про- тест поотич разрушения семьи, раньше было по-другому, она могла учиться хорошо, с удовольствием ходить на хор, рисовать. Ведь папа поймет, как он нужен ей сейчас, он вогнется и все опять будет по-поеж- нему. Наташа, ранее послушный, тихий, дисциплинированный ребенок. избоала путь негласного, повеценческого поотеста, что, безусловно, на- несло ей психотравму. Психолог может помочь в данном случае маме и дочке. Однако, взоослым нельзя постоянно пользоваться услугами чужих людей. То, что ПРОИСХОДИТ в каждой семье, это - твое и ты сам во всем должен разобраться. Никакой репетитор не сможет по- мочь.
Учительница 3-го класса, опытный педагог, с больщим стажем паботы обратилась к школьному психологу с просьбой установить поичины резной перемены поведения активной хорошистки Аои, кото- рая с некоторых пор ВДОУГ стала молчаливой, грустной, на глазах по- являлись слезы, да и учиться стала хуже. "Учителыйще было некогда (ч классе 38 учеников), новая программа, конец третьей четверти кон- трольные работы и пп. Психолог познакомился с ситуацией в классе. ДРТИ запумали взять шефство нац инвалидом Великой Отечественной точны, 69-летним Даниленко И. В.. который жил непалеко от школы. Гооячй поинялись за шефскую ваботу: помогали в покупке поодуктов, относили белье в стирку, иногпа убирали однокомнатную кваотипу, поиносили газеты, иногда бегали "8 аптеку за лекарством. Дежурили по 2-3 человека, в каждой тоойк> был свой ответственный. Асю тоже выбрали откетственноЧ. Она с большим увлечением занималась довепенной ей паботой. Мама была недовольна таким занятием, пото МУ что дочь пооой эааеоживалась на целый чае после школы. Вскоре Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|