Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Психология общениячто человек за перегородкой корчится от болевых ощуще- ний, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощу- щения у него вызывали. Истина <не желай другому того, чего сам себе не желаешь> в конкретном поведении этих
Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1951, с. 309.
См.: МИрет 5. Вепауюга! 51ийу оГ оЬе<Иепсе,- .Гоигпа! оГ АЬпоппа! 5ос;а1 Р8успо1оеу, уо1. 67, №1, 1963, р. 371-378.
104
людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они, наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от прин- ципа <человек человеку - друг, товарищ и брат>, а от принципа <человек человеку - волк>.
Между прочим, недавно проведенные исследования по- казали, что в семье с одним ребенком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отож- дествить, идентифицировать себя с другим человеком лег- че, когда этот другой - сверстник.
При общей положительной настроенности на других лю- дей, способности к сопереживанию и сочувствию им, кото- рые выступают как общий фон, на котором протекает общение с людьми, наш конкретный эмоциональный от- клик может меняться в зависимости от того, как они себя ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей палитры проявляемых нами по отношению к другому чело- веку чувств оказываются обусловленными нашей граждан- ской, моральной воспитанностью.
Хотелось бы в связи со сказанным, также отметить, что при субъективной оценке совершаемых человеком поступ- ков, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и женщин установило, что у женщин характеристики, в ко- торых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связан- ные с их работой.
Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую на- копил Ленинградский психоневрологический институт им.
См.: Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.канд.дис. М., 1977.
См.: Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно значимом общении студентов.- В сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми другдруга. Краснодар, 1979; его же. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта обще- ния: Автореф.канд.дис- М., 1981.
105 STR.106 В.М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притяза- ниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей при- чиной непорядки в этой сфере. Эта большая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим челове- ком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, пол- нее отражают его внешний облик, точнее определяют эф- фект своего собственного воздействия на другого человека и т.д.
Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий спо- соб поведения, способ обращения с ним.
Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в труде, направленном на создание материальных ценно- стей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на другого человека, в выборе подхода к нему.
Мы порой бываем недовольны поведением других людей, не замечая при этом; что мы сами своим обращением с ними толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Каприз- ность ребенка, грубость ученика, неисполнительность под- чиненного - это очень часто не проявление типичных для каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль поведения по отношению к ним, который спровоцировал эти ответы: капризность - на излишнюю уступчивость, грубость - на явную бестактность, неисполнительность - на низкую требовательность и отсутствие систематической проверки выполнения порученного.
Между прочим, характер обращения матери с ребенком, учителя со школьником, руководителя с подчиненным вы- зывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не только определенные формы эмоциональных переживаний и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают преобладать либо одни чувства, либо другие. Этот характер обращения столь же направленно влияет на то, какая мане- ра поведения человека в различных ситуациях становится для него типичной.
106
Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом свя- заны.
У плохих работников, профессией которых является ра- бота с людьми, сложившаяся в их опыте классификация типов людей (для начальников - типов подчиненных, для учителя-типов учеников, для врача-типов больных, для продавца - типов покупателей и т.д.) отличается узо- стью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие <судьи> и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь же шаблонно ведут себя с ними.
Психолог С.В. Кондратьева, например, выяснила, что у учителей-мастеров представления о возможных типах уче- ников-отличников, учеников-<середнячков>, учеников- отстающих намного богаче, чем у плохих учителей
Так,учителя-мастера различали отстающих, причиной неуспеваемости которых были: 1) непорядки в познаватель- ной сфере - невнимательность, плохая память, несформи- рованность до нужного уровня мыслительных операций, пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной сфере-большая заторможенность, излишняя возбуди- мость и др.; 3) непорядки в волевой сфере - отсутствие усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика важных для успешного учения более интегральных лично- стных качеств-познавательных интересов, самостоя- тельности, ответственности и др.; 5) одновременное сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие учителя выделяли только два типа неуспевающих - лен- тяев и тупиц.
Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим людям. У людей - специалистов по человеческо- му общению <репертуар> приемов, к которым они прибега- ют, строя свои контакты с окружающими их людьми, инструментовка поведения, адресуемого другим, намного богаче, чем у неспециалистов. Так, было установлено, что если хорошие учителя в своей работе с учащимися исполь- зуют до 43 различных приемов воспитательного воздейст- вия, топлохие - только 17-19. Та же тенденция
Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.- Вопро- сы психологии, 1980, №5.
107 STR.108 обнаружена, когда сравнили <наборы> воздействий, к кото- рым прибегают в повседневной работе с подчиненными хо- рошие и плохие руководители. У первых она оказалась намного разнообразнее и шире. А когда в этих <наборах> совпадали какие-то приемы, частота их применения у хо- роших и плохих руководителей была неодинаковой. Напри- мер, такой прием воспитательного воздействия, как выговор при всех, в резкой, а иногда и грубой форме плохие руководители использовали в шесть раз чаще, чем хоро- шие; угроза по частоте применения среди других приемов у плохих руководителей стояла на 7-м месте, у хороших - на 13-м. Нотаций хорошие руководители не читали вовсе, а плохие ими просто-таки злоупотребляли и т.д.
Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с другими людьми.
В пьесе С. Алешина <Все остается людям>, по которой потом был снят фильм, любимый ученик академика Дроно- ва Алеша Вязьмин с самого детства рос в интеллигентной семье. У него мягкая мать, вдумчивый, тактичный учитель. И он усвоил стиль поведения по отношению к другим лю- дям, в основе которого лежит деликатность, уважитель- ность. Но вот жизнь сталкивает его с жуликом и пройдохой Трошкиным. В ситуациях, в которые Вязьмин попадает, он не должен, не имеет права быть деликатным, уступчивым, а переломить себя Алеша не может.
Очень многое в нашей способности правильно настраи- ваться на другого человека и выбирать наиболее отвечаю- щий обстоятельствам способ поведения, зависит от нашего знания не только другого человека, но и прежде всего - самих себя, от нашего умения на основе этого знания созна- тельно управлять своим поведением в различных ситуаци- ях общения. И поэтому полностью прав был Н.Г. Чернышевский, когда утверждал: <Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания лю- дей>.
См.: Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга.- В сб.: Психология межличностного познания. М., 1981; Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф.док.дис. Л., 1981; Степкин Ю.П. Исследования авторитета личности как социаль- но-психологического явления: Автореф.канд.дис.Л., 1976.
Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. М., т.З, с. 426-
108
>> 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и пе- дагогической, социальной, психологии тру да, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.
Во время общения у его участников наблюдаются различ- ные состояния, у каждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследо- вать типичные для всех нормальных людей феномены об- щения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики пси- хических процессов, состояний и свойств личности, кото- рые объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически опти- мального общения.
...А какое же общение считается психологически опти- мальным? По нашему мнению, психологически оптималь- ное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворе- ния.
При этом было бы ошибочно полагать, что психологиче- ски оптимальное общение - это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологиче- ски оптимальным может быть и общение, в котором парт- нерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.
Поскольку общение -- это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (име- ются в виду субъективные), могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, не- удовлетворение побуждающего мотива, или же неполуче- ние желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Конкретными психологическими причинами этого могут .быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оцен-
109
STR.110 ки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.
И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изуче- нии трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцеп- тивных функций. В действительности же эта проблема при- обретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.
По данным И. П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудно- стей выполняют цели общения, поскольку эти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставленных че- ловеком целей.
Среди личностных образований, детерминирующих по- становку целей, она специально выделяет мотивацию об- щения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудно- стей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении калой- либо из функций общения (перцептивной, коммуникатив- ной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выража- ясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партне- ров. ,), .
Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно ут- верждает, что структура межличностного общения должна рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации, В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также достаточно обоснованно различать трудно- сти, имеющие мотивационную детерминированность,- и трудности, возникающие из-за несовершенства средств об- щения. Человек может из-за различных личностных осо- бенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятст- вовать удовлетворению значимых для этого человека по- требностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные,аспекты обще-
110
ния будут играть вторичную, служебную роль и обеспечи- вать психологическую защиту.
Будучи тесно связанными, мотивационные и инструмен- тальные аспекты общения относятся, однако, к различным уровням, а это предполагает однонаправленную детерми- нированность низшего уровня высшим (инструментального мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние, операциональные аспекты коммуникативной компетент- ности и внутренние, глубинные, затрагивающие личност- но-смысловые образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внешним, поведенческим.
Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влияют на обращение участников общения друг с другом. Слабее исследовано влияние когнитивных особен- ностей восприятия на эмоционально-аффективную оценку объекта восприятия.
Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного Представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффектив- ность действия в целом.
Одним из проявлений неэффективности ориентировоч- ной части коммуникации является субъективное ощущение непонимания партнера, невозможность создать его целост- ный образ и, значит, правильно строить свои действия.
В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановки общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.
Являясь следствием инструментальных трудностей, не- понимание партнера отражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения к нему, Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми за- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|