|
Бодалев А.А. » Психология общениятруднено на инструментальном уровне, воспринимаются негативно.
Трудности в общении могут возникать также из-за при- надлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опы- та, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира - природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей
11: STR.112 разных возрастных групп применительно к общению выра- жается в неодинаковом уровне развития и проявления по- знавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере пережива- ний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребност- ной сферой, которая в каждой возрастной группе отличает- ся своей спецификой.
Трудность общения, связанную с возрастным различи- .ем, иллюстрирует фрагмент психологически правдивого очерка Л. Васинского <Ветер отрочества>. Автор пишет:
<Легко ли взрослому человеку понять подростка? Навер- ное, не всегда. Вообще понять, что другой человек есть другой человек - очень не просто, несмотря на кажущуюся очевидность и даже элементарность этой мысли. Да что другой человек?! Я думаю, что будь физически возможно устроить встречу 30-летнего человека с самим собой в 1 б- летнем возрасте, "у них" в беседе возникли бы немалые сложности. В иные моменты, допускаю, это был бы диалог в духе театра абсурда: каждый говорил бы о разном на языке своего возраста>(См.: Васинский А. Ветер отрочества // Неделя. 1976. № 11/835. С. 14).
В этих трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и еди- ничное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы, и делать по- правку на то, где и почему они возникают у ребенка, под- ростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. И особое внимание надо обращать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимо- действующих людей характеристиками, как их способно- сти к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.
С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердилось поло- жение: <Без требования нет воспитания>. Но многие педа- гоги почему-то решили, что реализация этого тезиса влечет за собой обязательно авторитарный (т.е. субъект-объект- ный) стиль руководства воспитанниками. Сталкиваясь с ними, учителя как бы пропускают их сквозь себя, сквозь только свое понимание вещей, сквозь свой опыт, симпатии и антипатии. Получается жестко авторизованный перевод
112
другого человека, в котором им не удается взглянуть на мир, на них самих глазами оригинала конкретного воспи- танника. Естественно, последний чувствует это, и в резуль- тате возникает барьер взаимонепонимания, взаимоотчуждения.
Проведенные Н.М. Трофимовой и Т.А. Крутских на- блюдения за деятельностью учителей показывают, что ими используются закрепившиеся в школе стихийные, заимст- вованные способы общения с детьми. Одним из негативных последствий такого заимствования является <полоса от- чуждения>, т.е. возникновение напряжения между учите- лем и воспитанником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки, отноше- ния в ходе обучения в интересах действительно позитивно- го воспитания ученика. По данным исследователей, от 60 до 70 % детей с признаками предневрозов обучаются у пе- дагогов, во взаимоотношениях которых с учащимися на- блюдается <полоса отчуждения>. Как правило, эти дети плохо адаптируются к учебной деятельности, пребывание в школе становится для них в тягость, увеличивается за- крытость, снижается как двигательная, так и интеллекту- альная активность, наблюдается эмоциональная изоляция. Выделены следующие группы учителей с нарушением про- фессиональной техники общения:
- не осознают возникшего отчуждения к воспитаннику, доминирует неприятие его в виде <выпадения из поля зре- ния>, поведение ситуативно;
- отчуждение осознается, выделяются признаки непри- ятия (он мне не нравится, так как...), доминируют отрица- тельные оценки, а положительные отыскиваются преднамеренно (надо же за что-то похвалить...);
- отчуждение выступает как способ собственной защи- ты личности педагога, поступки учащихся рассматривают- ся как преднамеренные, ведущие к нарушению установленного порядка и ожиданий учителя. Данная груп- па отличается повышенной тревожностью за свой статус, стремлением избежать замечаний от администрации, вве- дением жестких требований, предъявляемых через отрица- тельные оценки личности ребенка, его ближайшего окружения. <Полоса отчуждения> осознается учителем как профессиональный признак далеко не однозначно. Почти 60% педагогов рассматривают его как средство добиться дисциплины и послушания с первых дней, 20-25% - по- казать превосходство своих знаний, к которым следует тя-
113 STR.114 нуться, и лишь 15-20% - соотносят с понятием <любить детей>, принимать их такими, какими они приходят к учи- телю, подмечать индивидуальность и своеобразие, обеспе- чивать развитие активности и свободное принятие норм и правил, их преобразование в ходе всего многообразия школьной жизни. Разумеется, характер психологических трудностей общения изменяется с повышением педагогиче- ского мастерства учителя,
С помощью исследования обобщены результаты педаго- гического общения будущих учителей и его трудности све- дены к 3 основным группам: информационным, регуляционным, аффективным.
Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что либо, выразить свое мнение, уточнить, доба- вить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало, предложения, помочь начать говорить, <задать тон>, зада- вать <узкие> вопросы, требующие односложных, предска- зуемых ответов, и <широкие>, проблемные творческие вопросы. .>,.
Регуляционные связаны с неумением стимулировать ак- тивность воспитанников.
Трудности реализации аффективных функций проявля- ются в неумении одобрять высказывания учащихся, согла- шаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельным мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисцип- лины. Н.Д. Ярославцева проследила зависимость выражен- ности этих трудностей в объективной симптоматике общения от степени сформированности в личности учителя склонности к проецированию на воспитанников своих со- стояний и психических свойств.
Если у педагога дефицит качеств эмпатии, децентрации, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает форму формальных контактов, а у воспитанников происхо- дит деформация развития эмоциональной сферы. М.П. Араловой и Л.И. Рюмшиной установлено, что неудовлетво- рение взрослыми важнейшей базовой потребности в лично- стно-доверительном общении - одна из причин эмоциональной несбалансированности откликов детей на обращения к ним окружающих, появления у них склонно- сти к агрессивному, деструктивному поведению.
114
В таком же направлении действует и семья, если она обделяет ребенка общением на интимно-ласковом, интим но-доверительном уровне. Е.Е. Пронина и А.С. Спиваков- ская доказали, что различные формы нарушения семейного взаимодействия проявляются в специфических симптомах школьной дезадаптации ребенка, в частности, в сфере его общения с учителями и со сверстниками. Но в отличие от МЛ. Араловой и Л.И- Рюмщинци они говорят об инфанти- лизации кк следствии перебора общения с ребенком на интимно-доверительном уровне. Есть все основания также выделить в отдельную группу трудности общения, в кото- рых преобладает социально-психологический фактор.
В общении перед нами всегда малая группа, члены кото- рой по своим общим жизненным установкам, по положе- нию, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнера в их совместном вза- имодействии и по обращению с ним могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях. Есте- ственно, все это не может не вызвать трудности в их обще- нии, а порой не породить и конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать влияние, которое оказывает на общающихся их окружение.
Это окружение может быть по-разному значимым для них. И они (один или сразу оба) могут, взаимодействуя, <петь не своим голосом> и подстраиваться к мнению авто- ритетных для них групп лиц или отдельных людей, затруд- няя прогнозирование их реакций у тех, кто вступает с ними в контакты. Нужно также иметь в виду, что в условиях неофициального общения в малой группе за каждым ее членом иногда очень прочно и надолго закрепляется опре- деленная роль (например, <критикана>, <громоотвода>, <мальчика для битья> и т.д.). Это ведет к тому, что у всех других членов группы по отношению к ним формируются более или менее стойкие стереотипы восприятия, эмоцио- нального отношения и обращения. И как следствие - у них возникает своеобразная слепота и глухота к попыткам лю- дей выйти из рамок порой навязанной им роли и заговорить с членами группы о проблемах, не сопрягающихся со сло- жившимся <имиджем> каждого.
О.В. Суханова установила, что трудности обвинения, ис- пытываемые руководителями, порождают неготовность к сотрудничеству. В качестве ключевых она выделяет такие типы трудностей общения руководителей, в которых фик-
115 STR.116 сируются прежде всего нарушения инструментальной и со- циально-психологической функций общения, поскольку именно они <обслуживают> совместную управленческую деятельность. В структуре совместной управленческой де- ятельности наиболее рельефно выступают три группы труд- ностей общения, возникающих в результате этого нарушения.
Первую группу составляют трудности, связанные про- цессом вхождения личности в группу. Они могут характе- ризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.
Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группооб- разованием, сохранением группового единства. Для руко- водителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ро- левого поведения; неприятие помощи со стороны партне- ров; стремление <помогать> партнеру без <запроса> с его стороны; центрация на содержание собственного <Я>; отно- шение к другому человеку в рамках <должного>, а не реаль- ного; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежне- го опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего понятие <мы> используется не как резуль- тат формирования психологической общности, а деклара- тивно, в чем проявляется отсутствие Отношения к партнерам и в целом к группе как к реальным субъектам.
В третью группу включаются трудности общения, свя- занные с отсутствием, несформированностью средств груп- повой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести об- суждение, дискуссию и т.п.
Р.Л. Кричевским были обнаружены специфические пси- хологические трудности общения, нередко возникающие между формальным и неформальным лидерами группы, за которыми стоят не всегда осознаваемые чувства ревности и соперничества.
К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимо- действующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в
116
группах, значительно различающихся по своей направлен- ности.
Одна из трудностей рассматриваемого вида может воз- никать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой при- ходится вступать в контакты. Мы имеем в виду не разговор- ный язык народа, а язык давно работающих вместе технарей-профессионалов, или язык, сложившийся в уго- ловном мире, и т.п.
Особыйвид трудностей общения может быть проанали- зирован с позиций психологии труда. Как известно, во мно- гих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настояще- му сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одно- го участника не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельно- сти и их использования и исполнения на практике.
Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный, а в армии - офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, лишь в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены в том или ином виде деятельности. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у ра- бочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к про- цессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их об- щении. Р.Б. Гительмахер тщательно проанализировал трудности общения, порождаемые разной квалификацион- ной компетентностью участников одной и той же деятель- ности, занимающих в ней одинаковые командные или исполнительские посты, должности, штатные места.
Н.Г. Зима классифицировала психологические трудно- сти общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере: коммуникативные - от- сутствие или искажение информации как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе; интерактивные - низкий уровень профессионального общения, проявляе- мый именно при совместном труде. С.В. Кривцова рассмот- рела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила из-
117 STR.118 быток ролевого общения и дефицит межличностного, субъ- ект-субъектного общения. Она безусловно правильно ут- верждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения - все это признаки <профессионального> психо- логически неквалифицированного общения многих продав- цов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различных кружков и т.д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с, клиентомцд
Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых являет- ся компетенцией юридической психологии. Общение сле- дователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего, общение, развертывающееся между участниками судебного процесса, между лицами, находящимися в местах заключения, между последними и их охраной, между людьми, отбывшими наказание и выпу- щенными на свободу, и их новым социальным окружени- ем,- все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.
Допустим, следователю нужно выяснить, является ли сидящий перед ним человек на самом деле преступником, а сидящему перед следователем человеку - действительно преступнику - надо убедить его в своей невиновности, или попавшему в заключение новичку пройти экзамен общени- ем с матерыми рецидивистами, или отбывшему длительный срок наказания в местах, где своя <мораль>, войти н здоро- вый трудовой коллектив. Во всех этих случаях участникам общения приходится преодолевать специфические психо- логические трудности.
Особым направлением в изучении трудностей общения с Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|